Иллюстрации сальвадора дали к божественной комедии. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери

Экспозицию составят 100 ксилографий Сальвадора Дали, выполненных специально для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте Алигьери к 700-летию автора бессмертной книги, которое увидело свет в 1965 году. Работа над иллюстрациями была исключительно сложной и кропотливой. Сначала художник нарисовал акварели, по одному рисунку на каждую тысячу строк поэмы, на основании которых были созданы ксилографии.

Ксилография - самая сложная графическая техника. Для каждого изображения мастер-резчик создал от 20 до 37 досок, с которых были сделаны оттиски. Каждой доске соответствовал свой цвет и форма. Доски были вырезаны вручную резчиком граверной мастерской Раймона Жаке под неусыпным контролем Сальвадора Дали. В общей сложности мастер-резчик изготовил 3500 досок. Процесс печати занял более пяти лет.

Специфика ксилографии состоит в том, что количество качественных оттисков сильно ограничено, поскольку дерево является мягким материалом. После выхода юбилейного издания «Божественной комедии» Сальвадор Дали настоял, чтобы все ксилографические доски были уничтожены. Так что новых ксилограмм не будет уже никогда, а иллюстрации, качество которых превышает представленные на выставке в Москве, не существует.

Оригинальность представленных работ подтверждена сертификатом подлинности и автографом Сальвадора Дали шариковой ручкой и рисунком прекрасного ангела, датированным 1965 годом. Этот артефакт на титульном листе «Божественной комедии» в шести томах, также покажут на экспозиции в Москве. Он же является самым ценным артефактом выставки.

Сальвадор Дали был настолько увлечен созданием юбилейного выпуска книги и иллюстраций к ней, что на целых восемь лет он был даже вынужден отказаться от любимого шампанского, полностью погрузившись в работу. Иллюстрации к книге Данте ознаменовали принципиально новый этап в творчестве испанского живописца. Если раньше он бесстрастно фиксировал в своих работах распад человеческого естества, то теперь в его картинах возобладало божественное начало, а сам он начал позиционировать себя как глубоко верующий человек и продолжатель классических традиций других иллюстраторов поэмы Данте - Сандро Ботичелли, Уильяма Блейка и Гюстава Доре. Сальвадор Дали был признан лучшим иллюстратором поэмы среди великих прошлого.

Но Дали не был бы собой, если бы не позволил себе и в этом ответственном деле проявить своё фантастическое видение мира. В частности он полемизирует с Гюставом Доре, изображая Ад не угольно черным, а залитым медовым солнцем Средиземноморья. Этим он отнюдь не пытался романтизировать темные силы, а, напротив, шокировал ценителей искусства «ангельским коэффициентом вязкости своего ада».

«На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости» , - не без фирменного позёрства комментировал свое видение «Божественной комедии» Дали.

Каждая представленная на выставке работа будет сопровождаться отрывком из текста «Божественной комедии», к которому отсылает изображение. Персональное аудио-сопровождение даст возможность углубиться в смысл и содержание поэмы, аудио-гид услышать мнение и взгляд искусствоведа. В рамках выставки пройдут лекции по «Божественной комедии», о Данте и итальянской культуре, поэзии, ксилографии, Савальдоре Дали, и его взаимоотношениях с итальянской культурой и сюрреализмом.

Для зрителей у организаторов подготовлено интернет-приложение к экспозиции на русском языке.

Открытие выставки «Божественная комедия Дали» состоится 28 сентября в АРТ-Центре «Ветошный» (ГУМ, напротив Гастронома № 1) по адресу: Ветошный пер.,13.

С 1 марта в Национальном историческом музее Республики Беларусь начинает работу выставка графики Сальвадора Дали «Божественная комедия».

Значение «Божественной комедии» Данте Алигьери для мировой культуры переоценить невозможно. При этом не многие могут похвастаться знанием книги и прочтением текста. На выставке представлены иллюстрации «Божественной комедии», созданные Сальвадором Дали к празднованию 700-летия Данте Алигьери. Эти иллюстрации - уникальная возможность познакомиться с бессмертной книгой Данте.

Иллюстрации — это уникальная возможность познакомиться с бессмертной книгой Данте.
В 1965 году юбилейное издание «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Сальвадора Дали увидело свет. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тыс. досок, которые были уничтожены после печати
тиража. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и
утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963-м году, а
годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.

Появлению графических работ предшествовала серия акварелей, которую итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта. Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое.

Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все
же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов принесших ему известность. Он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к
созданию которого приложил свою руку.

Сто оригинальных графических работ происходят из частной итальянской коллекции. Гравюры обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающим графику к живописи. Иллюстрации Дали «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики и лучшими иллюстрациями бессмертной книги Данте. Ценным дополнением выставки и коллекции является титульный лист «Божественной комедии» 1965 года выпуска с рисунком шариковой ручкой и подписью Сальвадора Дали.

К выставке подготовлена сопроводительная программа образовательного характера, где специалисты расскажут о наследии Данте, состоятся чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов и лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций и другие встречи.

17 марта в 14.00 - Данте и его "Божественная комедия" Часть 1. Рассказывает Сергей Васильевич Логиш, заведующий кафедрой романского языкознания БГУ, кавалер Италии.

24 марта в 14.00 - Ксилография и другие техники печатной графики. Тайны производства. Рассказывает Андрей Басалыга, художник, график-практик, член Союза художников.

14 апреля в 14.00 - Сюрреализм и психоанализ. Краткий экскурс в проблематику стиля. Рассказывает Алина Стрелковская, искусствовед, лингвист, секретарь Международного совета музеев Беларуси.

21 апреля в 14.00 - (Уже не) тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная визуальным текстом. Рассказывает Алина Стрелковская.

Вход на мероприятия по билетам на выставку.

Музей работает: с 11:00 до 19:00
Касса работает: 11:00 - 18:30
Без выходных

Сальвадор Дали. «Черный дьявол. Ад. Песнь 21». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1959-1963. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Графические листы к «Божественной комедии», датированы 1958-1963 годами, и это не просто одна из самых больших работ Сальвадора Дали в жанре «книга художника». Может быть, именно поэтому, в отличие от иллюстраций к другим великим книгам, серию к «Божественной комедии» показывают целиком, не пропустив ни одного звена? Данте Алигьери вместе с другими творцами Раннего Возрождения входил в пантеон сюрреалистов и самого Дали, прежде всего как лучший и самый известный пример столь ценимого ими визионерства.

Приключения испанца в Италии

«Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!» — эти слова Сальвадора Дали в «Дневнике одного гения» датированы маем 1956 года. Работы, созданные художником в начале 1950-х годов по заказу итальянского правительства для издания «Божественной комедии» к 700-летию Данте, были восприняты в Италии крайне негативно. В прессе Дали припоминалось все, от сюрреалистского прошлого до фашистских симпатий, а главное — испанец не должен касаться основополагающего для итальянской нации литературного памятника, к тому же на государственные деньги. Проект прервался, но желание воплотить его в реальность уже не оставляло Дали.

«Божественная комедия» была далеко не первым его опытом в книжной графике. Целенаправленно к иллюстрации художник впервые обратился в 1934 году, когда вышло новое издание поэмы Лотреамона «Песни Мальдорора». В 1948 году, вернувшись из Америки, Дали иллюстрирует жизнеописание Бенвенуто Челлини (эти работы также представлены на выставке), а в 1956 году им были сделаны литографии к «Дон Кихоту».

На открытии выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже

В результате «Божественная комедия» выходит в парижском издательстве Les Heures Claires в шести томах. Было выпущено 2,9 тыс. экземпляров, а также 100 нумерованных с пагинацией римскими цифрами и 44 на японской бумаге. Все они были отпечатаны в веронской типографии Stamperia Valdonega.

Рисунки Дали были сделаны акварелью, гуашью и пером, а затем переведены в печатную технику. Сохранить все художественные особенности оригинала удалось благодаря использованию цветной ксилографии — так же, как это делалось в знаменитых японских гравюрах. Каждый рисунок Дали воспроизводился последовательными оттисками с отдельных печатных форм числом от 20 до 37, за счет чего переданы все оттенки цвета. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тыс. досок, которые были уничтожены после печати тиража.

Мимо букв

Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не оставил до конца принесшие ему известность приемы. И здесь он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к созданию которого приложил руку.

Как всегда, сам мэтр лучше всего объяснит свое искусство. Весной 1960 года перед открытием парижской выставки, на которой был представлен цикл иллюстраций к «Божественной комедии», он выводит в «Дневнике одного гения»: «Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видать. Все это вздор. Дантовский ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты на вид, ведь у них ангельский коэффициент вязкости. На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости. Мне хотелось, чтобы мои иллюстрации к Данте получились словно легкие следы сырости на божественном сыре. Вот откуда эти пестрые разводы, напоминающие крылья бабочки».

Иллюстрации к «Божественной комедии» на выставке «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже

Изображая Данте, чей профиль узнаваем со времен портрета, созданного Боттичелли через полтора века после смерти поэта, Дали изображает самого себя, а в образе Беатриче — обожаемую им Галу. Как он выразился в том же дневнике, «продолжая потомственную линию греков, Дали лишь тогда доволен собой, когда ему удается из тоски пространства и времени и квантованных волнений души делать сыр! И сыр мистический, божественный!»

«Божественная комедия» справедливо считается одной из вершин художественной карьеры Сальвадора Дали и шедевром книгопечатного искусства. В 2008 году на аукционе Christie’s в Лондоне экземпляр книги был продан за £10 тыс., превысив эстимейт в два раза.

Для Дали, увидевшего рай и ад глазами Данте, было естественно установить еще более короткое знакомство с их создателем — вслед за «Божественной комедией» в 1963-1964 годах он берется за иллюстрирование Библии.

В первый день весны в Национальном историческом музее открывается выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Мы сходили на монтаж и узнали у куратора, почему этой весной стоит прийти и посмотреть на творения великого испанца.

«Читать Божественную комедию - то же самое, что читать Библию»

Выставка продлится два месяца - до 1 мая. Она занимает целый павильон на втором этаже Национального исторического музея на Карла Маркса, 12. Большое пустое пространство разделили высокими перегородками, вдоль которых и надо идти, если хотите смотреть иллюстрации в том порядке, в котором они расположены в книге.

На каждой иллюстрации есть пометка с цитатой из «Божественной комедии», чтобы лучше понять, о чем рисунок.

У выставки стоит возрастное ограничение 16+, потому что многие иллюстрации поистине жуткие. Хотя кураторка и главная инициаторка создания выставки Ольга Клип с этим не согласна: «Знаете, это так красиво, это так качественно, что, мне кажется, вкус надо воспитывать с детства. Не думаю, что здесь есть настолько пугающие сцены. От детей все равно все не скроешь, поэтому лучше учить их на хорошем примере».

Всего на выставке 100 иллюстраций стоимостью около $350 тысяч долларов. Иллюстрации предоставил итальянский коллекционер, который в свое время купил все собрание у галеристов в Париже.

Раньше иллюстрации в Беларуси никогда не выставлялись. «Лишь несколько раз фрагментарно, хотя их аутентичность вызывает сомнения».

В нашей коллекции только оригиналы - и это заключение экспертов. Также как доказательство - титульный лист, на котором Дали небрежно оставил шариковой ручкой подпись и рисунок, - объясняет Ольга.

В Италии дети в школе целый год изучают «Божественную комедию» как кладезь знаний об античной и средневековой культуре.

Я считаю, что наша выставка - это хороший прецедент начать знакомство с культурой, на которой зиждется и наша нынешняя. Понятно, что эта книга крайне сложная. По сути, читать «Божественную комедию» - то же самое, что читать Библию. А посещение этой выставки обязательно облегчит восприятие того, что написал Данте.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

В 1951 году итальянское правительство заказало у Сальвадора Дали иллюстрации к «Божественной комедии». Особое издание этой книги хотели выпустить в год 700-летия Данте Алигьери. Художник за несколько лет нарисовал 100 акварелей.

Итальянцы возмутились тому факту, что книгу их великого поэта будет иллюстрировать испанец. В итоге правительству пришлось отозвать свой заказ.

Дали как дебошира мало беспокоило мнение итальянской общественности. Так что даже после снятия заказа он продолжил работу, но уже с типографией в Париже, - рассказывает Ольга. В начале выставки висит обложка как раз французской версии «Божественной комедии».

Затем в течение четырех с половиной лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную под контролем Дали переводили акварели на печатные пластины (ксилография). Они потратили на это 3500 специальных деревянных досок. В 1963 году работа над ксилографиями закончилась, а через два года увидело свет юбилейное издание «Божественной комедии».

Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк

Просматривая эти иллюстрации, мы как будто читаем «Божественную комедию» - Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк. А книга полна персонажей из античной мифологии, средневековой культуры, древневосточной философии, что не могло не отразиться на иллюстрациях художника.

Вот, например, Герион - страж восьмого круга ада. По сути, это тот же знакомый нам Змей Горыныч из русского фольклора. Если углубляться, то можно понять, насколько фольклоры переплетаются и как много они берут друг у друга.

На последнем, девятом, круге ада в «Божественной комедии» томились предатели. Вмерзший в льдину Люцифер терзает в своих трех пастях Иуду, Марка Юния Брута (организатор заговора против Цезаря) и Кассия (также заговорщик против Цезаря). Дали изобразил это весьма специфично.

Это сильно отличается от тех же сюрреалистических трактовок ада у Дали. Глядя на райские сцены, этого метода практически и не найдешь. Здесь он больше художник-романтик.

Любопытно, что при трактовке именно ада Сальвадор Дали прибегает к сюрреалистическому методу. Определенное представление об аде у художников сложилось во времена эпохи Возрождения и XIX века. Испанец же использует совсем другую цветовую гамму, часто ад вовсе не мрачный. Но даже в ярких цветах он находит адскую составляющую.

В иллюстрациях встречается множество известных мифических персонажей. Из реально живших людей - персонажей книги - нарисованы совсем немногие. Но, конечно, есть изображение самого Данте Алигьери.

Самая последняя иллюстрация в книге - Данте видит Христа и Деву Марию, ангелов, и в итоге перед главным героем раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных.

ЧТО БУДЕТ ЕЩЕ? КИНОПОКАЗЫ И ЛЕКЦИИ

На выставке кроме иллюстраций покажут кино и проведут несколько лекций. Их прочитает доцент кафедры романских языков филфака БГУ.

В общем-то, главный романист в стране и эксперт по Данте. Он будет рассказывать подробности «Божественной комедии». Книга Данте - энциклопедия в шести томах, так что там всегда есть о чем поговорить.

На лекциях расскажут еще о самом Сальвадоре Дали, о психоанализе в его сюрреализме. Готовится лекция о том, как «Божественная комедия» изображалась художниками на протяжении семи столетий, заканчивая Дали.

Кинопоказы также пройдут прямо в этом павильоне. А весной, когда распогодится, хотим устроить театральные представления и кинопоказы во дворике музея. Но с этим мы пока еще определяемся.

Посетить выставку можно ежедневно с 1 марта по 1 мая в Национальном историческом музее (К. Маркса, 12). Входной билет для взрослых стоит 10 рублей, для студентов - 8 рублей, а для школьников и пенсионеров - 5 рублей. Музей работает с 11:00 до 19:00.

Фото: сайт.

1 марта в Национальном историческом музее Республики Беларусь появится новая экспозиция. На выставке будут представлены иллюстрации к , созданные Сальвадором Дали к празднованию 700-летия Данте Алигьери.

В 1965 году юбилейное издание «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Сальвадора Дали увидело свет. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тысячи досок, которые были уничтожены после печати тиража. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963 году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.

Появлению графических работ предшествовала серия акварелей, которую итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта. Верный своей манере, Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов, принесших ему известность.


Сто оригинальных графических работ происходят из частной итальянской коллекции. Гравюры обладают качеством цвета, максимально приближающим графику к живописи. Иллюстрации Дали к «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики и лучшими иллюстрациями книги Данте. Ценным дополнением выставки и коллекции является титульный лист «Божественной комедии» 1965 года с рисунком шариковой ручкой и подписью Сальвадора Дали.

Кроме того, к выставке подготовлена программа образовательного характера, где специалисты расскажут о наследии Данте, состоятся чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов и лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций.

Выставка в Минске будет работать ежедневно с 11.00 до 19.00.

Стоимость билетов: взрослые 10 руб., студенты дневной формы обучения 8 руб., школьники и пенсионеры 5 рублей.

Напомним, для пользователей своего приложения сайт проводит — можно получить бесплатно билеты на концерт . Мероприятие состоится 13 февраля на сцене , а пока участвуйте в розыгрыше, который продлится до 9 февраля.