История создания повести обмен. II
Цели урока:
образовательная – раскрыть философский смысл произведения; выявить позицию персонажей повести по отношению к вопросу об обмене; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых, а также главных персонажей - Виктора и Лены Дмитриевых;
воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся на выявленную проблему; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход;
развивающая – содействовать формированию навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; активизация творческих способностей учащихся.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы.
Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый и исследовательский.
Форма урока: урок-размышление.
Ход урока
“Гололёд на земле, гололёд..”.
Владимир Высоцкий
От добра до худа один шато"к.
Пословица
“В человеке две бездны, учил
Достоевский, и он не выбирает между ними, но
мечется как маятник”.
Иосиф Бродский
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня в череде событий у нас с вами последний совместный открытый урок. Совсем скоро мы с вами расстанемся, и вы войдете во взрослую жизнь с ее взлетами и падениями, радостями и разочарованиями, чудесными знакомством и желанием отделить себя от кого-то … Скажете, разве не было всего этого в нашей сегодняшней жизни? Было, конечно, но это было еще не всегда осознанно, это проходило тогда, когда плечо близких и родных всегда было рядом, а их мнение – почти неоспоримо и очень авторитетно. Однако во взрослой жизни вас ждет множество подводных камней, камней за пазухой, мнения бывших авторитетов не срабатывают. И мне бы очень хотелось, чтобы наш экскурс во взрослую жизнь однажды вспомнился и хоть немного облегчил трудные минуты.
2. Вопросы для обсуждения.
А) Работа с эпиграфом урока:
Посмотрите эпиграфы, которые я предложила вам для начала нашего разговора?
Как они вписываются в тему нашего урока? И какой из них для вас был бы предпочтительнее? Аргументируйте свою точку зрения. (Cлайд №1 учителя)
Б) Работа с названием повести.
Вы уже знаете, что заглавие – это важная составляющая текста, он имеет значение для раскрытия идейного и философского смысла произведения.
Заглавие - всегда сообщение о содержании того, что предстоит нам прочитать. “Приступая к чтению книги, - замечал А.М.Пешковский, - читатель интересуется содержанием ее и в заглавии видит намек на это содержание или даже сжатое выражение его… Значит, название книги есть всегда нечто большее, чем название”.
Посмотрите на заглавие нашей повести и определите будущую направленность разговора, смысловое ядро.. (Презентация)
Почему вдруг обычная бытовая, семейная ситуация вырастает в конфликт? Посвятите нас в краткое содержание этой повести.
Итак, чтобы разобраться в конфликте, познакомимся поближе с главным персонажем повести, Виктором Георгиевичем Дмитриевым.
Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю основные требования, которые мы предъявляем к выступающим (четкость оформления мысли, лаконичность, последовательность, доказательность, наглядность, схематизация при работе с презентациями. Перед учащимися лежат листы, в которых содержится оценка материалов презентаций выступающих)
1) Группа “Виктор Георгиевич Дмитриев” опора на текстовый материал – общее знакомство с персонажем без углубления:
Коренной москвич из семьи дореволюционных интеллигентов;
В повести - младший научный сотрудник, специалист НИИ по насосным установкам – 37 лет;
Женат, имеет жену Елену и дочь Наташу, ученицу специальной школы по изучению английского языка;
Проживает в г. Москве в небольшой коммунальной квартире;
Организовывает обмен квартир именно в тот момент, когда обнаруживается, что мать неизлечимо больна.
Слово учителя:
Какой же человек так мог поступить: беспринципный хапуга? Бесхарактерный бесхребетник? Кто он такой? А может, просто себялюбец? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с его истоками, его семьей (уже в том составе, в котором мы ее находим). И попробуем ответить на главный вопрос: в каком мире формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление характера Виктора?
В статье “Выбирать, решаться, жертвовать” писатель справедливо говорил о том, что “быт - это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая, сегодняшняя нравственность”. И далее он добавлял, что “быт - война, не знающая перемирия”. По признанию Ю. Трифонова, он стремился в “Обмене” к густоте письма, к тому, “чтобы как можно более полно изобразить сложность обстоятельств, в которых живет человек”, сложность отношений. Оттого и насыщена повесть подтекстами, оттого и держится она на иносказаниях. Каждый поступок здесь - ход в позиционной борьбе, каждая реплика - фехтовальный выпад. Попробуем вникнуть в суть повествования.
2) Семья Дмитриевых:
Происхождение, социальный статус (мать, отец, дед, сестра Лора);
Круг интересов, увлечений, занятий каждого;
Приоритеты семьи;
Культ семьи - жертвенность, боязнь быть кому-то обузой.
Итог: так какой же предстает перед нами семья Дмитриевых, хотя бы на первый взгляд?
происхождение, социальный статус;
Приоритеты семьи;
Культ семьи.
Итог: так какой же предстает перед нами семья Лукьяновых, хотя бы на первый взгляд?
Происхождение, социальный статус;
Круг интересов, увлечений, занятий;
Приоритеты;
Беда Лены не в желаниях и устремлениях, а в средствах их реализации.
5) Так кто же более он, главный персонаж: Дмитриев или Лукьянов?
Шаги постепенного “олукьянивания” процесс необратимый, сводящийся к увязанию в мелочах
“Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел..Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно..”:
Первый очень незаметный шаг – бросился после провала поступления в художественную школу хоть куда – нибудь. Первая потеря себя - нелюбимая работа;
Женитьба на другой девушке - не из голубой мечты - потеря семейного счастья и вечные уступки в мелочах;
Мечты о.. и “..ты опоздал, Витенька”. Стр.50;
Дмитриев - кандидат наук, сдался - не дописал диссертацию – стр. 51.
История с портретом отца;
Поездка в Болгарию на Золотые пески – болезнь отца (инсульт);
История с дедом (разговор о презрении);
Похороны и поминки деда – смерть и консервы из сайры-дефицит (стр. 47-49);
Переход в институт газа и нефти – и причины этого перехода (история с Левкой Бубриком) (по словам деда, все ожидали, что из Виктора получится что-то другое. “Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный” – предательство приятеля;
История с Татьяной – игра – обман - разрыв в семье Тани;
Обмен квартиры в связи с болезнью матери;
Похороны матери и обмен.
Сравнить с еще одним персонажем – Ионычем + “Молодняк” Солженицына.
Найдите в этих “микроуступках” такие, где происходит уравнивание таких понятий, которые по своей значимости несравнимы.
Так почему же о смерти деда, о смерти матери Виктора Георгиевича сказано вскользь? Почему эти, пожалуй, самые трагичные минуты жизни, особенно потеря матери, не стали трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых? (Та самая жертвенность, которая культивировалась в семье Дмитриевых, явилась первоосновой отторжения сына от семьи, именно жертвенность родителей (не быть обузой детям) родили в Викторе Георгиевиче полную убежденность, что родители, деды - это не самое святое. Не зря говорят, что зло не ищет гармонии, его сила – в рутине. И эта рутина смогла переродить нравственные ценности во внутреннем мире главного персонажа).
Настораживает и удерживает нас от жалости к нему и еще некоторая деталь: Лена называет вещи своими именами, а Виктор - нет. Ему необходимо прикрытие, какая-нибудь благородная легенда. Наподобие той, которую он преподносит своей сестре Лоре: “Ни черта мне не нужно, абсолютно ни черта. Кроме того, чтобы нашей матери было хорошо. Она же хотела жить со мной всегда, ты это знаешь, и если сейчас это может ей помочь…”.
6) Поделитесь, пожалуйста, наблюдениями и рассуждениями наших экспертов-родителей, которые тоже принимали участие в обсуждении этой повести. Подскажите выходы из этого цугцванга. (Высказывания ребят, зачитываются высказывания родителей о главном персонаже, его действиях). Презентация
Наш урок я хотела бы завершить словами Иосифа Бродского, которые он произнес перед студентами Мичиганского униерситета еще в 1988 году.
"Рассматривайте то, что вы сейчас услышите, просто как советы верхушки нескольких айсбергов, если так можно сказать, а не горы Синай. Я не Моисей, вы тоже не ветхозаветные евреи; эти немного беспорядочные наброски, (…) не скрижали. Проигнорируйте их, если угодно, подвергните их сомнению, если необходимо, забудьте их, если иначе не можете: в них нет ничего обязательного. Если кое-что из них сейчас или в будущем вам пригодится, я буду рад. Если нет, мой гнев не настигнет вас.”
Замечание к уроку: создать синквейн (каждая группа по своему персонажу).
Рефлексия:
Отметьте цветными карточками, лежащими у вас на столе, свое эмоциональное состояние во время урока и вложите их в конверт.
Просим гостей урока - родителей высказать свои наблюдения, мысли по теме урока.
Домашнее задание: письменная работа “Размышляя о прочитанном”.
Раскройте смысл названия повести Ю. Трифонова “Обмен”.
В своем сочинении подчеркните, что название повести, вышедшей в 1969 году, стало метафорой социально-психологических взаимоотношений в современном мире. В центре повествования оказывается семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника НИИ. Герой живет в коммуналке, его дочь Наташа вынуждена ютиться за занавеской. Вопрос о том, чтобы съехаться с матерью, не находит положительного ответа у жены Дмитриева, пока у Ксении Федоровны не обнаружили рак желудка. Удачный обмен состоялся, а мать героя вскоре ушла из жизни.
Укажите, что благородной, интеллигентной семье Виктора Георгиевича противопоставлен клан Лукьяновых, к которым принадлежит жена Лена, “миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом”. Это люди сегодняшнего дня, с вполне современными взглядами. Старомодная принципиальность, бескомпромиссность Ксении Федоровны, иногда переходящая в нетерпимость, им чужда. Дмитриев стал “ведомым” у своей жены, соглашаясь с ней в любой ситуации жизненного выбора. Сестра считает Виктора Георгиевича предателем, поскольку он отошел от традиций интеллигентной московской семьи и превратился в мещанина.
Отметьте, что в психологии жизненного компромисса героев “Обмена” мы наблюдаем черты чеховских персонажей, в частности “Ионыча”. Дмитриев оправдывает свою жену, “умеющую жить”. Родную душу любимой женщины Тани он предает ради собственного спокойствия и удобства.
В заключение отметьте, что в этой урбанистической повести-притче, имеющей черты физиологического очерка, представлена типичная картина семейных взаимоотношений конца XX века: торжество потребительского начала, разрушение традиционных ценностей, феминизация. “Умение жить”, наличие связей, компромисс с совестью – вот что является достоинством “лукьяновского” образа жизни.
(No Ratings Yet)
- Юрий Валентинович Трифонов Обмен Повесть (1969) Действие происходит в Москве. Мать главного героя, тридцатисемилетнего инженера Виктора Дмитриева, Ксения Федоровна тяжело заболела, у нее рак, однако сама она считает, что у...
- СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА “АЛЫЕ ПАРУСА” Повесть-феерия “Алые паруса” – самое светлое, жизнеутверждающее произведение известного русского писателя А. С. Грина. Замысел повести возник у автора на основе известной...
- Раскройте смысл высказывания Г. Н. Поспелова: “Любовь в лирике Тютчева… глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу”. Выражая согласие с мнением литературоведа, прокомментируйте авторскую философию бытия мира и человека. Подчеркните,...
- В 60-70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название “городская проза”. Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской...
- Русская литература 2-й половины XIX века Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева отражена основная проблематика всего произведения – конфликт...
- Роман “Воскресение” написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: “Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и...
- Смысл названия пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” I. Пьеса “Вишневый сад” – пьеса-завещание. II. Пьеса о “тяжкой драме русской жизни” (Станиславский). 1. Драма жизни хозяев поместья. 2. Тема продажи...
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением “отцов”. 1. “Отцы”...
- КЛАССИКА Н. В. ГОГОЛЬ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности – и общества в целом,...
- “История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то,...
- I. Пьеса “Вишневый сад” – пьеса-завещание. II. Пьеса о “тяжкой драме русской жизни” (Станиславский). 1. Драма жизни хозяев поместья. 2. Тема продажи сада как лейтмотив судьбы России, бесценной красоты. 3....
- План I. Поэтическое осмысление революционных событий. II. Гимн революции или отражение “страшного мира”? 1. Библейская символика поэмы. 2. Блоковские апостолы революции. 3. “Лес рубят – щепки летят”. III. Бездуховность носителей...
- В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”? План I. Понятие “мертвая душа”. II. Покупка Чичиковым “мертвых душ”. III. Метафоричность понятия “мертвая душа”. Что такое душа? Над созданием...
- Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой “Реквием” была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы...
- План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором...
- Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Выдающимся созданием М. Булгакова стала повесть “Собачье сердце”. Написанная в 1925 году, она не была напечатана при жизни писателя....
- Раскройте специфику русского национального характера в прозе Н. С. Лескова (на примере любого произведения). При ответе на вопрос, поставленный в задании, отметьте доминирующий характер заявленной темы в творчестве писателя. Укажите,...
- Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 в имении отца Ивана Гавриловича Дмитриева (1736-1818) – селе Богородском Казанской (позднее Симбирской) губернии. Получил домашнее образование, несколько лет обучался в частном пансионе Ф....
- Какой социальный смысл получает картина строительства железной дороги в одноименном произведении Н. А. Некрасова? В ответе на поставленный вопрос подчеркните, что классическая сатира впитала в себя античные традиции. Объектами ее...
- Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость...
- МНОГОЗНАЧНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО НАЗВАНИЯ РОМАНА СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Правда, горькая правда. Ф. Стендаль Роман известного французского писателя Стендаля “Красное и черное” был создан в 1830 году – в год Июльской...
- Скоро уже 60 лет с момента начала Великой Отечественной войны, но правда о том грозном и судьбоносном времени стала прорываться к нам лишь в последние годы. Наконец-то опубликован роман Василия...
- Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой-либо значительной цели....
- КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте...
- Ю. В Трифонов За 30 лет литературной работы Юрий Трифонов (1925-1981) прошел довольно трудный путь – от совершенно правоверного “советского писателя” (“Студенты”, роман “Утоление жажды”) к “писателю советской эпохи”, находящемуся...
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как “сентиментальный роман”, хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в...
- Докажите, что баллада В. А. Жуковского “Светлана” исполнена “русского духа”. Формируя развернутое высказывание на эту тему вспомните, что рождение русской баллады было связано с выявлением национальной темы и уяснением специфических...
- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” Более трехсот лет назад появилась на свет комедия Мольера “Мещанин во дворянстве”. Времена изменились, кардинально изменились условия человеческой жизни, но интерес к комедии...
- Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа Пугачева (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)? В начале рассуждения оцените значение вставных элементов в структуре повествования различных произведений (“Повесть о...
- Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях...
В основе повести Юрия Трифонова "Обмен" - стремления главного героя, типичного московского интеллигента Виктора Георгиевича Дмитриева, совершить обмен жилья, улучшить собственную жилищную ситуацию. Ему необходимо для этого поселиться с безнадежно-больной матерью, догадывающейся о своей скорой кончине. Сын убеждает ее, что ужасно жаждет проживать с ней совместно, для того чтобы лучше позаботиться о ней. Однако мать смекает, что его волнует в первостепенную очередь не она, а квартира, и что спешит он с обменом из-за страха после ее смерти лишиться ее комнаты. Материальная заинтересованность подменила у Дмитриева чувство сыновней любви. И недаром в конце произведения мать заявляет сыну, будто когда-то собиралась жить с ним сообща, а в настоящее время нет, оттого что: "Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел... Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно.." Дмитриев, человек изначально порядочный, понемногу под воздействием себялюбия супруги, да и своего личного эгоизма, поменял моральные позиции на обывательское благополучие. И все-таки, успев съехаться с матерью прямо перед ее смертью, ее кончину, может быть, немного вызванную торопливым обменом, переживает удручающе: "После смерти Ксении Федоровны у Дмитриева сделался гипертонический криз, и он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме". Потом он сильно сдал и казался будто бы "еще не старик, но уже пожилой". Какова же причина этического падения Дмитриева?
В повести нам представлен его дед, как старый революционер, который говорит Виктору "Ты человек не скверный. Но и не удивительный" В Дмитриеве нет никакой высокой идеи, одухотворяющей его жизнь, нет увлеченности каким-либо делом. Нет, что оказывается в данном случае очень важным, и силы воли. Дмитриев не может противостоять напору жены Лены, стремящейся к получению жизненных благ любой ценой. Временами он протестует, устраивает скандалы, но только для очистки совести, потому что почти всегда, в конечном счете, капитулирует и делает так, как того хочет Лена. Жена Дмитриева давно уже собственное преуспевание ставит во главу угла. И знает, что муж будет послушным орудием в достижении ее целей: "...Она заговорила так, будто все предрешено и будто ему, Дмитриеву, тоже ясно, что все предрешено, и они понимают друг друга без слов". По поводу таких, как Лена, Трифонов сказал в интервью с критиком А. Бочаровым: "Эгоизм - то в человечестве, что победить труднее всего". И в то же время писатель далеко не уверен, возможно ли в принципе полностью победить человеческий эгоизм, не разумнее ли постараться ввести его в какие-то нравственные пределы, поставить ему определенные границы. Например, такие: стремления каждого человека к удовлетворению собственных потребностей законно и справедливо до тех пор, пока оно не наносит вреда другим людям. Ведь эгоизм является одним из мощнейших факторов развития человека и общества, и не считаться с этим нельзя. Вспомним, что о "разумном эгоизме" с сочувствием и чуть ли не как об идеале поведения писал еще Николай Гаврилович Чернышевский в романе "Что делать?". Беда, однако, в том, что очень трудно в реальной жизни найти ту грань, что отделяет "разумный эгоизм" от "неразумного". Трифонов подчеркивал в упомянутом интервью: "Эгоизм исчезает гам, где возникает идея". Такой идеи нет у Дмитриева и Лены, поэтому эгоизм становится для них единственной моральной ценностью. Но нет этой идеи и у тех, кто им противостоит, - у Ксении Федоровны, сестры Виктора Лоры, двоюродной сестры главного героя Марины... И не случайно в беседе с другим критиком, Л. Аннинским, писатель возражал ему: "Вы сделали вид, что я Дмитриевых (имеются в виду все представители этого семейства, кроме Виктора Георгиевича) боготворю, а я над ними иронизирую". Дмитриевы, в отличие от семейства Лены, Лукьяновых, к жизни не очень приспособлены, не умеют извлекать для себя выгоду ни на работе, ни в быту. Они не умеют и не хотят жить за счет других. Однако мать Дмитриева и его родные - отнюдь не идеальные люди. Им свойственен один очень беспокоивший Трифонова порок - нетерпимость (не случайно именно так писатель назвал свой роман о народовольце Желябове - "Нетерпимость").
Ксения Федоровна именует Лену мещанкой, а та ее - ханжой. Мать Дмитриева на самом деле вряд ли справедливо считать ханжой, но неспособность принять и понять людей с иными поведенческими установками делает ее трудной в общении, а подобный тип людей в долгосрочной перспективе - нежизнеспособен. Дед Дмитриева еще был воодушевлен революционной идеей. Для последующих поколений она сильно потускнела из-за сопоставления с очень далекой от идеала послереволюционной действительностью. И Трифонов понимает, что в конце 60-х, когда писался "Обмен", эта идея уже мертва, а никакой новой у Дмитриевых нет. В этом - трагизм положения. С одной стороны - приобретатели Лукьяновы, которые умеют неплохо работать (что Лену на работе ценят, в повести подчеркивается), умеют обустраивать быт, но ни о чем, кроме этого, не думают. С другой стороны, Дмитриевы, сохраняющие еще инерцию интеллигентской порядочности, но со временем все более ее, не подкрепленную идеей, утрачивающие.
Виктор Георгиевич уже "олукьянился", и вероятно этот процесс ускорила Надежда, рассчитывающая на то, что у главного героя воскреснет совесть. Все-таки, на мой взгляд, смерть матери вызвала у героя какое-то нравственное потрясение, с чем было связано, по всей видимости, и недомогание Дмитриева. Но все-таки, шансов на его духовное возрождение очень мало. И неспроста в последних строках этой повести автор сообщает, что узнал всю историю от Виктора Георгиевича, который теперь кажется больным, раздавленным жизнью мужчиной. Обмен нравственных ценностей произошел в его душе, привел к грустному результату. Обратный обмен для героя практически невозможен.
«Обмен»
Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю.В. Трифонов убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает псевдоинтеллигентское начало. Повесть Ю. Трифонова «Обмен» поднимает социально-психологические проблемы. В ней звучит мысль о беспощадности жизни. В основе сюжета - бытовая семейная история.
Главный герой произведения узнал о тяжелой болезни матери. Пока Виктор Дмитриев носился по врачам, его жена Лена нашла обменщиков, хотя раньше не соглашалась жить со свекровью. «Душевная неточность», «душевный дефект», «недоразвитость чувств» - так деликатно обозначает автор умение добиваться своего любой ценой.
Хищные планы овладения жилплощадью свекрови девушка пытается замаскировать под сыновнии чувства супруга, Лена убеждает его в том, что обмен необходим прежде всего самой его матери. У Лены есть веский козырь: комната нужна не ей лично, а для их с Дмитриевым дочери, которая спит и готовит уроки за ширмой в одной комнате с родителями.
Символом бытовой неустроенности в повести является предательский треск тахты. Тонко манипулируя чувствами мужа, женщина шаг за шагом продвигается к своей цели. Ю.В. Трифонов убедительно показывает читателю, что мещанство, персонифицированное в образе семьи Лукьяновых, вовсе не безобидное явление. Оно умеет настаивать на своем и защищаться. Неслучайно после разговора Виктора с Леной о портрете следует немедленная реакция всего клана Лукьяновых: они собираются и покидают дачу Дмитриевых, где собирались до этого еще погостить. Потом Лена разыгрывает целый спектакль, начиная потихоньку брать мужа в свои руки. Она заставляет Дмитриева позвонить теще и попросить ее вернуться.
Интересна ретроспективная композиция повести. Этот прием помогает Трифонову проследить этапы нравственной деградации Дмитриева, процесс его «олукьяиивания». По мере развития сюжета произведения конфликт углубляется. Оказывается, когда-то Ксения Федоровна вместе с сыном изучала иностранный язык. Это было дело, которое объединяло их. Когда в жизни Дмитриева появилась Лена, занятия прекратились. Сын и мать начали отдаляться.
Еще одной символической деталью в повести является руки Лены, которой она обнимает мужа: сначала она была легкой и прохладной, а через четырнадцать лет супружеской жизни стала давить на него «немалой тяжестью». Душевная нечистоплотность Лены проявляется и рядом внешних отталкивающих деталей ее облика (большой живот, толстые руки, кожа в мелких пупырышках). Ее полнота символизирует излишество, обладанием которым она так увлечена. Дородной Лене противопоставлена худенькая Таня, бывшая любовница Виктора. В отличие от Лены она не способна покривить дутой и, полюбив Дмитриева, расстается с мужем. Таня романтична, любит стихи, в то время как в Лене доминирует бытовой практицизм. Сам Виктор постоянно привык поступать не
I цк, как хотел бы. Он живет с Леной, думая, что Таня была бы ему лучшей женой. Дмитриев понимает, что нехорошо занимать у Тани деньги, но потом соглашается..
Ю.В. Трифонов подчеркивает, что мировоззрение Дмитриева типично для современной ему эпохи. Не случайно у Виктора появляется возможность посмотреть на свои поступки со стороны. Для этого в повесть вводится образ Невядом-ского. Это своеобразный двойник Дмитриева - человек, в которого уже через несколько лет он скорее всего превратится, если продолжит «олукьяниваться». Жерехов, сослуживец Виктора, рассказывает ему историю про Невядомского, который успел поменять жилплощадь (съехаться с тещей) буквально за три дня до смерти старушки. При рассказе он не только не осуждает Алексея Кирилловича Невядомского, а даже завидует ему: тот получил хорошую квартиру и теперь выращивает на балконе помидоры. Помидоры на могиле тещи Невядомского... Этот образ преследует Дмитриева, открывая ему всю неприглядность его поступка.
Дмитриев часто задумывается о смысле жизни. Мысль о болезни матери усиливает это раздумья. Ксения Федоровна привыкла всем помогать (кровом, советом, сочувствием). Как и Таня, которая долгие годы любит Дмитриева, она делает это бескорыстно. Матери Дмитрия Ксении Федоровне в повести противопоставлена теща - Вера Лазаревна, мировоззрение которой пронизано недоверием ко всем людям, даже к самым близким.
Начав разговор об истории одного обмена, Ю.В. Трифонов постепенно переходит на критику мещанства в целом. Дмитриев не случайно вспоминает отца и его братьев. Дядьки героя были по советским меркам людьми зажиточными, а провинциальной родне помогал только отец Виктора: «Мать считала, что в ссорах и во всех последующих несчастьях братьев виноваты были жены, Марьянка и Райка, зараженные мелкобуржуазным мещанством». Среди сослуживцев Дмитриева Ю.В. Трифонов рисует образ Паши Сниткина, который умеет устроить все так, что ему всегда помогают. Он так часто умудряется перевалить на кого-нибудь всю работу, что даже обзавелся кличкой: «С-миру-по-ниткин». Рассматривая этот образ, Ю.В. Трифонов поднимает проблему отношения к чужой беде: Сниткин отказывается ехать вместо Дмитриева в командировку, хотя его семейные проблемы (перевод дочери в музыкальную школу) не столь важны, как ситуация Дмитриева.
Так, в повести возникает разговор о двух породах людей: «умеющих жить» и «втайне гордящихся благородным неумением». У одних вся обстановка сверкает, у других процветает бедность и ветхость.
Дмитриев всю жизнь тянулся к людям первой категории: восхищался тем, как Лена заводит нужные знакомства, умеет дать отпор обнаглевшей соседке Дусе. Виктор жил с Леной, как будто одурманенный. Лишь однажды его сестра Лора попыталась открыть ему глаза на то, что деловитость жены, которой он так восхищался, выглядит наглостью и нахрапистостью в глазах его родни. Особенно поразило их то, что Лена перевесила портрет отца из средней комнаты в проходную. Чужими и чуждыми по духу людьми показались новые родственники деду Виктора. Когда Лена потом на похоронах деда плакала и говорила о том, как она его любила, все это было похоже на фальшь.
По мере развития сюжета характер Лены углубляется, а жизненная хватка усиливается: «Она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания - прямо у нее в зубах - не превращались в плоть». Цель жизни Лены - сделать карьеру. Она устроилась в ИМКОИН, где работают «две идеально устроенные в этой жизни приятельницы». А отец Лены помогает устроиться на работу ее мужу, да и еще на то место, куда метил друг Дмитриева Лева.
Затем выясняется, что Виктор когда-то любил рисовать, но не стал, срезавшись на экзамене, бороться за свою мечту.
Когда Виктор предлагает матери съезжаться, та сначала отказывается и говорит, что он уже совершил свой обмен, а потом неожиданно соглашается, очевидно, понимая, что ее приглашают не жить вместе, а просто передать жилплощадь перед смертью.
Таким образом, поведение героев в бытовых ситуациях становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств. Мещанско-обывательское лукьяновское начало сталкивается в повести с подвижническими взглядами русской интеллигенции, господствовавшими в семье Дмитриевых.
Главный герой повести пытается действовать с позиции нравственного компромисса. Однако одновременно угодить жене и матери не удается, и тогда герой выбирает Лену. Когда Виктор предлагает матери совершить обмен, та отвечает, что он уже совершил его. Здесь имеется в виду нравственный обмен, обмен ценностей, который совершает герой, войдя в новую семью.
Повесть «Обмен» Трифонова, была написана и опубликована в 1969 году в «Новом мире». Это история о противостоянии двух семейств, которые никак не могут прийти к компромиссу во взаимоотношениях. В своем произведении автор затрагивает важные социальные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день.
Главные герои
Виктор Дмитриев – мужчина 37 лет, добрый, любящий, но совершенно безвольный.
Елена Дмитриева (Лукьянова) – супруга Виктора, настойчивая, амбициозная, хваткая женщина, переводчица.
Ксения Федоровна – мать Виктора, добрая, отзывчивая женщина, библиограф.
Другие персонажи
Наташа – дочь Виктора и Елены, шестиклассница.
Вера Лазаревна – мать Елены.
Таня – коллега Виктора, его бывшая любовница.
Когда Ксения Федоровна, мать Виктора Дмитриева, почувствовала себя плохо, ей пришлось лечь на обследование в больницу. В результате у женщины был обнаружен рак, но ей сообщили, что недомогание вызвала язвенная болезнь. После операции Ксения Федоровна « почувствовала улучшение, стала вскоре ходить », а через пару месяцев вернулась домой, в полной уверенности, что « идет на поправку ».
Именно в этот момент супруга Дмитриева, Лена, решила произвести обмен и съехаться со свекровью, жившей в просторной комнате. Разговоры об обмене Виктор начинал гораздо раньше, когда между матерью и женой еще не было « окостеневшей и прочной вражды », но Лена всегда отказывалась.
Одно время Дмитриев настойчиво пытался примирить двух дорогих его сердцу людей, но у него этого не вышло. Он искренне не понимал, почему « две интеллигентные, всеми уважаемые женщины » никак не хотели идти на сближение. Не помогло воцарению мира в семье даже рождение дочери Наташи.
Лена взялась за дело с обменом со всей решительностью, на которую была способна. При некоторой душевной черствости у нее было сильнейшее качество – « умение добиваться своего ». Виктор поначалу возмутился бестактностью супруги, но после начал ее оправдывать. Ведь она старалась не для себя, а ради будущего всей семьи, комфортной жизни Наташеньки. К тому же, бывали ведь случаи излечения от страшной болезни, и вполне возможно, что жизнь с детьми и любимой внучкой пойдет матери на пользу…
Отношения Виктора с женой были неплохими, но свою ложку дегтя в бочку меда вносила теща. Живя по соседству, она считала своим долгом каждый день появляться у Дмитриевых под предлогом помощи, но на самом деле, чтобы « беспардонно вмешиваться в чужую жизнь ».
На работе из-за болезни матери Виктору пришлось отказаться от давно запланированной командировки в Сибирь. Все мысли его были заняты тем, где раздобыть деньги для предстоящего обмена жилья. Можно было бы занять у тещи, « но это уж значило – докатиться ».
Узнав, что Виктору нужны деньги, свою помощь предложила сотрудница Таня, которая в прошлом была его любовницей. Несколько лет назад они были близки, но после связь разорвалась. У молодой женщины распался брак, а Дмитриев жил по-прежнему, хотя и понимал, что Таня « была бы ему лучшей женой ».
По просьбе Виктора Татьяна свела его с сослуживцем, у которого уже был опыт обмена, и тот дал телефон маклера. После работы они отправились домой к Татьяне, чтобы она смогла передать деньги. Виктору жаль бывшую любовницу, которая все еще была влюблена в него, в то время как он уже ничего не чувствовал.
С дачей в Павлинове, где теперь находилась мать и сестра Лора, у Виктора были связаны самые теплые воспоминания. Дача была построена отцом, инженером-путейцем, который всегда мечтал бросить все и « заняться сочинением юмористических рассказиков ». Отец « рано умер, ничего не успел». Гораздо Дмитриев помнил своего деда – старого революционера, юриста, жившего на даче после возвращения из лагерей.
Выйдя на нужной остановке, Виктор с ужасом представил себе, как трудно будет говорить ему об обмене с матерью и Лорой. Сестра непременно поймет, кто является истинным инициатором обмена, ведь она « хитра, прозорлива и очень не любит Лену ». Лора никогда не понимала, как можно не любить их мать, которая всю жизнь всем помогала, чем могла – « кровом, советом, сочувствием ». Потому она так и не примирилась с выбором брата.
Родители Лены – чета Лукьяновы – относились с « недоверием ко всем и каждому» . Это были люди, которые обладали удивительной способностью ловко устраивать свои дела и прекрасно приспосабливаться к любым условиям жизни. Все проблемы, которые казались семейству Дмитриевых непреодолимыми, Лукьяновы решали быстро и легко, будто играючи.
Дмитриевы, в свою очередь, относились к Лукьяновым с некоторым презрением. Они считали их приспособленцами и мещанами, лишенными каких-либо высоких интересов. Близкие Виктора считали, что он полностью попал под влияние своей жены, а потому стал для них отрезанным ломтем.
Когда Виктор, наконец, решился войти в дом, он узнал, что матери стало хуже. Узнав о планах Дмитриевых касательно обмена, Лора высказалась решительно против него – « сначала все будет мило, благородно, а потом начнется раздражение », уж слишком разные они люди.
Скрепя сердцем Виктор предложил матери вариант обмена, но она, к его большому удивлению, отказалась. Ксения Федоровна призналась, что раньше очень хотела жить вместе с сыном и внучкой, но теперь – нет. По ее словам, « обмен произошел », и очень давно, намекая на полное подчинение Виктора Елене.
Спустя три дня Ксения Федоровна позвонила сыну на работу, и сказала, что « согласна съезжаться, только просила, чтоб побыстрей ». После длительной волокиты вопрос с обменом благополучно решился, а спустя некоторое время Ксения Федоровна скончалась.
После смерти матери с Виктором « сделался гипертонический криз », он заметно постарел, обрюзг. Дачи в Павлинове снесли и на их месте построили « стадион «Буревестник» и гостиницу для спортсменов ».
Заключение
Несмотря на то, что в произведении описана бытовая семейная история, автору удалось в полной мере раскрыть нравственные проблемы, характерные для многих семей: душевную черствость, равнодушие к близким, слабохарактерность, корыстолюбие.
Краткий пересказ «Обмен» будет полезен как для читательского дневника, так и при выполнении домашних заданий по литературе.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 189.