Как автор присутствует на страницах произведения гранатовый. Гранатовый браслет: главные герои, проблематика, анализ

Одно из самых известных в русской литературе произведений о трагической любви, в котором Куприн исследует "любовь-трагедию", показывает ее истоки и роль этого чувства в жизни человека, причём исследование это проводится на социально-психологическом фоне, который во многом определяет всё происходящее с героями, но не может до конца объяснить феномен любви как чувства, находящегося, по мнению писателя, за гранью понятных рассудку причинно-следственных связей, зависящего от некой высшей воли.

Творческая история рассказа "Гранатовый браслет", анализ которого мы проведем, широко известна: его герои не выдуманы, у каждого из них есть прототипы, а сама "история с браслетом" и в самом деле произошла в семье видного чиновника князя Д.Н. Любимова (члена Государственного совета), жене которого Людмиле Ивановне был преподнесён метким телеграфным чиновником П. П. Желтковым вульгарный "гранатовый браслет"; подарок этот был оскорбителен, дарителя легко установили и после беседы с мужем и братом Людмилы Ивановны (в рассказе - Николай Николаевич) он навсегда исчез из её жизни. Всё это так, но ведь историю эту Куприн услышал ещё в 1902-м году, а рассказ был написан в 1910-м... Очевидно, писателю понадобилось время для того, чтобы первые впечатления от услышанного воплотились в художественные образы, чтобы история из жизни (довольно смешная в изложении Д.Н. Любимова...) превратилась в подлинно трагическую историю возвышенной любви, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

Сюжет рассказа "Гранатовый браслет" прост: в день своих именин Вера Николаевна Шеина, "жена предводителя дворянства", получает в подарок гранатовый браслет, посланный её давним, еще с девичьих лет, поклонником, сообщает об этом мужу, а тот, под влиянием ее брата, отправляется к таинственному "Г. С. Ж.", требуют от него прекратить преследование замужней женщины, которая принадлежит к высшему обществу, он просит разрешения позвонить Вере Николаевне, после чего обещает оставить ее в покое - и на следующий день она узнает о том, что он застрелился. Как видим, внешне история почти повторяет жизнь, только в жизни, к счастью, финал не был таким трагическим. Однако психологически все намного сложнее, Куприн не описал, а творчески переработал случай из жизни.

Прежде всего, необходимо остановиться на конфликте рассказа "Гранатовый браслет". Здесь мы видим конфликт внешний - между миром "высшего общества", к которому принадлежит героиня, и миром мелких чиновников, им "не положено" испытывать каких-либо чувств по отношению к таким женщинам, как Вера Николаевна - а Желтков давно, самоотверженно, можно даже сказать, самоотречённо любит её. Здесь же истоки и внутреннего конфликта: любовь, оказывается, может стать для человека смыслом жизни, тем, ради чего он живёт и чему служит, а всё остальное - "по-Желткову" - всего лишь ненужные для человека вещи, отвлекающие его от главного в его жизни предназначения - служить любимому человеку. Нетрудно заметить, что и внешний, и внутренний конфликты произведения становятся главным способом раскрытия характеров действующих лиц, которые проявляют себя в том, как они относятся к любви, как они понимают природу этого чувства и его место в жизни каждого человека.

Вероятно, своё понимание того, что же такое любовь, автор выражает в словах генерала Аносова, сказанных им на дне рождения Веры Николаевны: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться". Авторская позиция в моральном плане, действительно, бескомпромиссна, и в рассказе "Гранатовый браслет" Куприн исследует, почему же такая любовь (а ведь она существует в жизни, автор убеждает читателя в этом!) оказывается обречённой.

Для понимания происходящих в рассказе событий нужно уяснить, какие отношения связывают Веру Николаевну и Василия Львовича Шеиных. В самом начале повествования автор говорит об этом: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, искренней дружбы..." Это очень важно: герои знают, что такое настоящая любовь, вот только в их жизни случилось так, что их чувство переродилось в дружбу, которая, наверное, тоже необходима в отношениях супругов, но ведь не вместо любви же?.. Но тот, кто сам испытал чувство любви, может понять другого человека, того, кто любит - в отличие от людей, так и не знавших в жизни, что же это такое - настоящая любовь, поэтому так необычно ведёт себя князь Василий Львович, жене которого пришло такое компрометирующее, если не сказать оскорбительное (именно так воспринимает его брат Веры, Николай Николаевич Тугановский, настоявший на визите к Желткову) поздравление.

На сцене именин, после которой и произошёл разговор супругов Шеиных и Николая Николаевича, следует остановиться подробнее потому, что она очень важна для понимания той роли, которую, как полагает автор, играет любовь в жизни человека. Ведь на именинах княгини Веры собрались вполне благополучные люди, у которых вроде бы "всё хорошо" в жизни, но почему же они так увлечённо говорят об этом чувстве - о любви? Может, потому, что любовь супругов Шеиных превратилась в "дружбу", Анна Николаевна своего "мужа... терпеть не могла, но родила от него двух детей - мальчика и девочку..."? Потому, что любой человек, что бы он ни говорил о любви, втайне верит в неё и ждёт, что и в его жизни будет это светлое чувство, изменяющее жизнь?..

Интересен композиционный прием, который использует Куприн, создавая образ Желткова: этот герой появляется почти что в самом конце рассказа, появляется как бы на мгновение (разговор с гостями), для того, чтобы исчезнуть навсегда, но его появление подготовлено и историей с подарком, и рассказом о его отношении к княгине Вере, поэтому читателю кажется, что он знает этого героя уже давно. И всё-таки реальный Желтков оказывается совсем непохожим на "героя-влюбленного", каким, возможно, его рисовало воображение читателя: "Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти". Сначала он чувствует себя очень неловко, но это именно что неловкость, он не боится своих высоких гостей, а окончательно он успокаивается тогда, когда Николаи Николаевич начинает ему угрожать. Это происходит потому, что он чувствует себя защищенным своей любовью, ее, любовь, у него невозможно отнять, это чувство, определяющее его жизнь, и оно останется с ним до конца этой жизни.

После того, как Желтков получает у князя Шеина разрешение и идёт звонить Вере Николаевне, Николай Николаевич укоряет родственника за его нерешительность, на что Василий Львович отвечает: "И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя... Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать". Для Николая Николаевича происходящее - "Это декадентство", но Василий Львович, знающий, что такое любовь, чувствует совсем иначе, и сердце его оказывается более точным в понимании того, что происходит... Не случайно же Желтков в разговоре обращался только к князю Василию, и высшая мудрость их беседы была в том, что оба говорили на языке любви...

Желтков ушёл из жизни, но перед смертью он отправил письмо женщине, ради покоя которой он с радостью решился на этот шаг. В этом письме он объясняет, что именно с ним произошло: "Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно меня за что-то вознаградить". Вот он и дал ответ на вопрос, который мучил княгиню Веру: "И что это было: любовь или сумасшествие?". Очень убедительный, неопровержимый ответ, потому что дан он был так, как поступил Желтков, цена этого ответа - жизнь человека...

О том, что Желтков по-настоящему любит княгиню Веру, говорит, помимо всего прочего, и то, что даже своей смертью он сделал её счастливой. Тем, что простил ее - хотя в чем же ее-то вина?.. В том, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее"? Но разве, если это случилось, не было ли так суждено свыше, как была послана его трагическая любовь Желткову? Может быть, настоящая любовь, как и говорил генерал Аносов, всегда трагична - и именно это определяет ее подлинность?

Трагический финал рассказа "Гранатовый браслет" не оставляет ощущения безнадежности - несмотря ни на что! Ведь, если в мире существует настоящая любовь, значит, она делает людей счастливыми, что бы при этом ни пришлось им пережить? Желтков умер счастливым, потому что мог сделать что-то для любимой женщины, можно ли его судить за это? Вера Николаевна счастлива потому, что "он меня простил теперь. Всё хорошо". Насколько эта трагическая судьба героев "человечнее" жизни без любви, насколько они, страдавшие и страдающие, духовно выше и по-человечески счастливее тех, кто не знал в своей жизни подлинного чувства! Поистине, рассказ Куприна - это гимн любви, без которая и делает жизнь жизнью...

Нельзя не сказать о потрясающей художественной детали, которая является центральной метафорой рассказа. В описании браслета есть такие строки: "Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину". Этот "странный маленький зеленый камешек" - тоже гранат, только это редкий гранат необычного цвета, распознать который может далеко не каждый, тем более - на фоне "прекрасных гранатов-кабошонов". Точно так же, как и любовь Желткова - это самое настоящее, только очень редко встречающееся, чувство, которое так же трудно распознать, как и гранат в маленьком зеленом камешке. Но от того, что люди не способны понять того, что открывается их взору, гранат не перестаёт быть гранатом, а любовь не перестаёт быть любовью... Они-то есть, они существуют, и не их вина, что люди просто не готовы к встрече с ними... Наверное, это и есть один из главных уроков трагической истории, рассказанной Куприным: нужно очень бережно относиться к себе, к людям, к своим и чужим чувствам, чтобы, когда "бог вознаградит" человека любовью, увидеть, понять и сберечь это великое чувство.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» звучит лейтмотивом и красной нитью проходит через весь рассказ. По сути, это главная мысль, то, ради чего он и был создан. А. И. Куприн отразил в нем свои творческие искания, переживания, стремления. Само по себе произведение достаточно непростое, так как здесь задействовано самое высшее чувство - то, человек. Сам писатель в своем творчестве считал самым удачным именно «Гранатовый браслет». Анализ произведения (любовь здесь выступает главным связующим звеном) позволяет глубже понять мотивы поступков героев, найти объяснение их действиям. Знакомство с рассказом приносит читателю немалое

Как уже было сказано выше, любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» занимает центральную позицию. В данной статье мы рассмотрим образы главных героев, особенности их внутреннего мира. Какая любовь в произведении «Гранатовый браслет» - настоящая и подлинная или придуманная и иллюзорная?

Мировоззрение автора

Сам А. И. Куприн считал, что любовь приходит к человеку не иначе, как в образе красоты. Известно, что прекрасное тесно связано с трагедией, у нее драматическая сущность. Любовь нельзя измерить ничем на свете, невозможно подчинить своей воле или избавиться от нее. Писатель видел в этом чувстве надвигающееся наваждение, способное поглотить все на своем пути.

Этот образ у него во многом разрушителен, связан с глубокими личностными переживаниями и переосмыслениями. Ничто так не привлекает к себе внимание, как тема любви в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение по прочитанному материалу приходилось писать каждому школьнику. И не всякому удавалось понять, какая мистическая сила заставляет бедного Желткова слагать длинные письма своей возлюбленной, что руководило его сознанием в те непростые минуты.

Сущность любви

Это главный вопрос, который раскрывается на протяжении всего рассказа. А. И. Куприн полагал, что испытать настоящее чувство проникновенной любви к женщине можно только один раз. Способность пронести эту сердечную привязанность через годы - необходимость, а не осознанный выбор.

Человек, по его мнению, совершенно не управляет своим эмоциональным состоянием, а потому не в силах ничего изменить. Чувство в понимании писателя - это всегда трагедия, страдание, которому нет конца, потому оно длится вечно. Любовь в произведении «Гранатовый браслет» выглядит жестокой, изматывающей личность и в конечном итоге приводит к смерти.

Образ главной героини

Вера Николаевна Шеина была замужем за очень состоятельным человеком. Правда, в последнее время их финансовое положение несколько пошатнулось, и потому она старалась поддерживать супруга, как могла. Героиня никогда не задавала себе вопрос, любила ли она этого человека на самом деле. Ее чувство постепенно перешло в спокойную привязанность, в которой было место заботе и нежности, но не страсти и удивлению.

Обыденность и привычка

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» затрагивает такие важные вопросы: ради чего стоит жить на земле, каким должно быть подлинное чувство? Отношения Веры Николаевны с супругом давно превратились в привычку, и это обстоятельство мешало ей чувствовать себя полностью счастливой и удовлетворенной. Ее душа давно просила какого-то обновления, однако героиня мало слушала голос сердца. Возможно, молодая женщина считала себя не вправе рассуждать о возвышенной и чистой любви, потому как была замужем и, по обыкновению, должна была почитать супруга и во всем соглашаться с ним.

Личность Г.С.Ж.

У этого персонажа нет в рассказе собственного имени. Куприн наделяет его только одной фамилией - господин Желтков - и называет инициалы. Возможно, это сделано намеренно, чтобы показать загадочность этого странного человека и в то же время обезличить его. Он тайный поклонник Веры Николаевны, который вот уже более семи лет пишет ей любовные письма. В день именин возлюбленной Желтков через посыльного преподнес своей даме сердца золотой браслет, отливающий гранатовым цветом. Этот подарок был сделан от всей души, от невозможности больше молчать о своем чувстве, которое разрослось в груди сокрушительным пламенем и заслонило все собою.

Любовь или душевная болезнь?

Желтков вел неприметную жизнь простого клерка. Кроме болезненной привязанности к жене князя Шеина, у него не было никаких других интересов. Ни театр, ни музыка, ни искусство, ни политика не волновали его. Он всю свою жизнь, ее цель и смысл видел только в том, чтобы любить и превозносить одну-единственную женщину. Все больше углубляясь в собственные страдания, он перестает замечать мир вокруг. При этом Желтков называет свое чувство возвышенным даром небес, лучшим, что у него было в жизни. Любовь переживается им как величайшее благо и в то же время как непоправимое горе, от которого нет исхода, избавления.

Благоговейное служение даме сердца, рабская преданность ей принижают его самого как личность. На самом деле господин Г.С.Ж. не ценит себя, не видит перспектив для дальнейшего развития. Он жив только собственными переживаниями о сладостном упоительном чувстве.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» показана в виде изматывающей болезненной привязанности, которая заставляет страдать, разрушает человека, и в конечном итоге приводит к самоубийству. Нельзя назвать Желткова благополучным и психически здоровым. Да, он постиг тайну любви, но вместе с тем столкнулся с сокрушительной горечью и непоправимой трагедией. Он не смог найти выход только потому, что возвеличил собственное чувство к княгине Вере Николаевне до такой степени, что перестал ценить и уважать собственную личность.

Господин Г.С.Ж. ведет скромное неприметное существование. Он ревностно следит за жизнью своей возлюбленной, однако сам не предпринимает никаких попыток, чтобы сблизиться с ней или хотя бы познакомиться. Даже когда была еще незамужней барышней, Желтков почему-то не счел нужным и необходимым представиться ей. Должно быть, персонаж считал себя настолько недостойным взаимного чувства, что заранее отказался от каких бы то ни было действий. Он предпочел страдать втихомолку и упиваться своим одиночеством.

Его поступки нелогичны и непоследовательны. При этом Г.С.Ж. утверждает, что любит эту женщину, а на самом деле не знает, какая она настоящая - ее характер, привычки, взгляды на жизнь. Герой лелеет мысль о том, что может любить без оглядки, а в действительности все время напряженно ждет ответа, знаков внимания. Любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» очень напоминает сладкую иллюзию, в которой человек живет годами.

Чувство сожаления

Это то ощущение, с которым остается Вера Николаевна после самоубийства своего загадочного поклонника. Она чувствует себя отчасти виноватой в его смерти. Ей кажется, что настоящая мимо нее. Данное чувство возникло потому, что сам Желтков, уходя из жизни, как будто перекладывает на нее весь груз ответственности за все, что он переживал долгие годы в одиночестве. Вряд ли можно назвать такой подход правильным с его стороны.

Вот такой показана любовь в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение, которое ученикам предлагается написать в школе, позволяет выявить их собственное мнение по поводу душевных страданий главного героя.

Вместо заключения

Данный рассказ представляет собой культурную и психологическую ценность. Ведь он затрагивает интересы личности, раскрывает ее внутренний мир, глубинные переживания.

В 1910 году Куприн создал повесть "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам этого произведения предлагается вашему вниманию. Кроме того, мы проведем анализ повести, который поможет вам разобраться в ее смысле.

Первая глава повести "Гранатовый браслет"

Краткое содержание по главам, как и само произведение, открывается описанием непогоды, наступившей на берегу Черного моря во 2-й половине августа. Однако к началу сентября море успокоилось, выглянуло солнце. Это очень обрадовало Шеину которая из-за незаконченного ремонта не могла уехать в город. На этом завершается первая глава повести "Гранатовый браслет". Очень краткое содержание, не правда ли? Но в этой главе не происходит важных событий, все они впереди.

Вторая глава

День рождения Шеиной - 17 сентября. В этот день ее супруг хотел пригласить к ужину несколько наиболее близких людей. Он подарил Вере Николаевне серьги из жемчужин. Княгиня испытывала к своему мужу глубокую привязанность, которая сменила страстную любовь. Вот прибыла и Анна Николаевна, ее сестра. У Веры не было своих детей, поэтому она любила детей Анны, девочку и мальчика, которых та родила от нелюбимого, зато богатого мужа.

Третья глава

Сестры решили посидеть над обрывом, полюбоваться морем. Анна в восторге, однако Вера уже привыкла к этим видам и море ей даже надоело. Сестра подарила княгине Шеиной дамский корнет, переделанный из молитвенника. Затем они отправились домой, перечисляя гостей, которые придут вечером, а также обсудили стол.

Четвертая глава

Вскоре начали прибывать гости. Краткое содержание рассказа "Гранатовый браслет" по главам, составленное нами, опускает перечисление гостей, так как для развития сюжета оно несущественно. Однако следует отметить, что среди них был генерал Аносов, которого сестры очень любили. Он был им словно родной дедушка. Аносова сестры встретили возле экипажа и проводили в дом. Генерал был другом семьи и очень привязался к Анне и Вере, так как своих детей у него не было. Он прошел несколько войн, и все называли его храбрым. Аносов получил множество ранений, а также заработал болезни. Однако он решил не уходить в отставку, поэтому служил комендантом в крепости. В городе его все знали и уважали.

Пятая глава (краткое содержание)

Анализ этой главы позволяет выделить следующие основные события. Ужин проходил успешно, было приятно и тепло. Всех развлекал Василий Львович, муж Веры, рассказывая сочиненные им истории. За основу он брал реальные ситуации и до невозможности их утрировал, так что выходило очень забавно. Рассказами он затронул и Николая Николаевича (брата Шеиной), и Густава Ивановича Фриессе, мужа Анны Николаевны. В разгар покера Веру позвала горничная. Она передала Шеиной подарок - гранатовый браслет. Вместе с ним была записка от тайного поклонника Веры. Уже 7 лет этот человек подписывался как Г.С.Ж. Он поздравил свою возлюбленную с днем ангела, а также рассказал историю этого браслета, передававшегося по женской линии в его семье. Поклонник поменял серебряные части, лишь камни оставил. Теперь стал золотым гранатовый браслет. Краткое содержание по главам переходит к описанию шестой главы.

Шестая глава

Продолжается вечер. В покере большой успех имеет полковник Пономарев. Некоторые из гостей играют в вист. А князь Василий Львович решает показать собравшимся домашний юмористический альбом. В нем в шуточной форме ведется летопись событий в семье. Князь показывает гостям последний рисунок: "Княгиня Вера и влюбленный телеграфист". Эта страница посвящена истории, как Вера получала письма от своего тайного поклонника. Женщина не дает ему никакого шанса, и обожатель даже проникает в дом под видом судомойки и трубочиста. После того как этот загадочный человек проводит некоторое время в сумасшедшем доме, он решает уйти в монастырь. Поклонник завещает Вере перед смертью 2 телеграфные пуговицы и флакон его слез.

Седьмая глава

Переходим к седьмой главе, описывая рассказ "Гранатовый браслет" (краткое содержание). Генерал Аносов рассказывал сестрам истории, совсем как в детстве. Они за ним ухаживали, нарезали сыр, подливали вино. В числе прочего он рассказал о романе с болгаркой, у которой ему пришлось квартировать, а также о том, что им пришлось расстаться, когда полк отправился дальше. Затем Аносов сообщил, что, вероятно, никогда не любил по-настоящему. Вечер подошел к концу, все начали прощаться, а Анна и Вера отправились провожать до экипажа Аносова.

Восьмая глава

Вера шла под руку с генералом, а с Бахтинским - Анна, сестра Веры из повести "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам подробно не останавливается на их разговоре. Передадим лишь некоторые его моменты. Они говорили, что в это время женщины и мужчины не способны на настоящую любовь. Генерал рассказал 2 истории о том, что это чувство все-таки встречается, однако принимает порой странные формы. Первая история - о том, как в старую развратницу влюбился молодой прапорщик. Он очень быстро надоел этой женщине. Прапорщик хотел совершить самоубийство, бросившись под поезд. Однако его в последний момент кто-то схватил. Прапорщику отрезало кисти, он стал попрошайкой и через некоторое время замерз. Вторая история - о том, как любил муж свою жену, открыто ему изменявшую и не ставившую его ни во что, хотя он был честным и смелым офицером. Вера сообщила о своем поклоннике, на что генерал сказал, что, может быть, ее жизнь пересеклась как раз с бескорыстной настоящей любовью. Вам интересно, чем закончится краткое содержание рассказа Куприна "Гранатовый браслет"? Рекомендуем дочитать его до конца - финал очень интересен.

Девятая глава

Когда Вера вернулась в дом, она услышала, как разговаривали ее муж Василий Львович с ее братом Николаем Николаевичем. Перед уходом Вера попросила супруга посмотреть подарок поклонника, и теперь они обсуждали его. Николай был настроен очень категорично. Он хотел решительно покончить с записками, чтобы те не могли запятнать репутацию его сестры. Николай Николаевич корил Шеиных за то, что те не отнеслись серьезно к этому поступку, хотя он мог привести к печальным последствиям. Василий Львович и брат княгини решили отыскать на следующий же день таинственного поклонника, вернуть подарок и попросить не беспокоить больше Веру Николаевну письмами.

Десятая глава

Николай Николаевич и Шеин на другой день посетили Желткова, снимавшего квартиру. Поднявшись к нему, они нашли молодого человека 30-35 лет, хорошего лицом, белокурого. Именно так описал его Александр Куприн ("Гранатовый браслет"). Краткое содержание не даст вам ответ на вопрос о смысле фамилии этого человека. Однако, прочитав анализ, представленный ниже, вы узнаете и об этом. Они представились, однако никто не сел, несмотря на то, что Желтков предлагал это сделать дважды. Николай попросил поклонника Веры не писать ей больше и вернул подарок. Желтков согласился, однако он хотел говорить лишь с Василием. Супругу Веры он объяснил, что любит его жену, но очень извиняется и не будет большей ей писать. Затем он попросил разрешить написать Вере последнее письмо. Брат княгини был категорически против, однако муж согласился. Желтков пообещал, что его больше не услышат и не увидят. Шеин рассказал обо всем своей жене, и ту посетило предчувствие, что поклонник убьет себя.

Одиннадцатая глава

Вера не любила газет, однако ей случайно попалась на глаза заметка о том, что Желтков застрелился у себя в квартире из-за растраты казенных средств. Женщина удивилась, что заранее почувствовала его смерть. Вечером ей вручили письмо, написанное поклонником. Тот извинялся за то, что потревожил ее и так долго был ей помехой. Он признавался, что любит ее, однако обещал, что уедет скоро и больше она его никогда не увидит. Желтков попросил Веру сыграть сонату из оркестра Бетховена (D-dur №2). Женщина сказала мужу, что в их жизнь вмешалось что-то ужасное. Тот ответил, что верит в чувства ее поклонника, что он вовсе не был сумасшедшим. Княгиня решила посмотреть на него, спросив разрешения у своего супруга, так как не хотела его обижать.

Двенадцатая глава

Шеина приехала к его дому на экипаже и попросила увидеть Желткова. Ее проводила хозяйка. Вера увидела его, а затем вспомнила слова генерала Аносова о настоящей любви. Женщина подошла и поцеловала своего поклонника дружеским Когда Шеина собиралась уходить, хозяйка вдруг задержала ее, чтобы передать записку от покойного. Желтков сказал ей передать ее, если придет дама. В ней было написано, что лучшим является соната № 2 из его оркестра. Шеина вдруг заплакала. Хотя она сказала хозяйке, что всегда так реагирует на смерть, на самом деле Вера плакала по Желткову. Уже подходит к финалу повесть "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам завершается событиями, описанными в 13-й главе.

Тринадцатая глава

Когда Шеина вернулась домой, она нашла у себя пианистку Женни Рейтер. Женщина была расстроена. Она попросила Женни сыграть что-нибудь и вышла в цветник. Шеина была уверена, что та сыграет именно сонату Бетховена. Так и произошло. В доносившейся музыке княгине слышались слова, приносившие успокоение. Вера плакала, прислонившись к акации. Когда Рейтер пришла к ней, княгиня целовала ее и говорила, что теперь он простил ее, и все будет хорошо. Так повлияла на нее музыка. Скорее всего, Желтков хотел добиться именно этого, так как он всегда желал только благополучия и счастья своей возлюбленной. На этом завершает Куприн "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам было нами изложено, перейдем теперь к анализу повести.

Анализ произведения

Известно, что в основу произведения лег случай, произошедший в действительности. Мать автора была когда-то в ситуации, аналогичной описанной. Отметим, что темой любви пронизано большинство произведений Александра Ивановича (фото Куприна представлено выше). Не случайно автор называет свой рассказ "Гранатовый браслет". Краткое содержание его дало вам представление о смысле названия. Добавим, что красный гранат, с точки зрения автора, - символ любви, и притом опасной. Отправитель подарка - Г.С. Желтков, тайный молодой человек лет 30-35, худоватый, имевший желтоватое лицо (скорее всего, именно поэтому он получил такую фамилию). По роду занятий Желтков - мелкий чиновник. Однако чувства к Шеиной у него были великими и кипели около 8 лет. Иногда эта безответная любовь доходила до сумасшествия. Поклонник Веры собирал все вещи, принадлежавшие ей или находившиеся хоть одно мгновение в руках его возлюбленной. Он раскрыл себя своим подарком, открыл перед всей семьей Веры свои чувства.

Заметим, что в разговоре с поклонником Веры Шеин проявляет благородство. Князь видит, что чувства Желткова настоящие. Его любовь была настолько сильна, что поклонник Веры не в силах был ничего с ней сделать. В разговоре с ним звучит мысль, что Желтков не может выкинуть из головы свою возлюбленную, что его смерть является единственным выходом из данной ситуации. Вера Николаевна после этого предчувствует скорую гибель Желткова. После его смерти у нее появляется желание увидеть его, и она вдруг понимает, что именно этот человек был ей нужен. Чувства к мужу у этой женщины давно переросли в уважение и понимание. Возможно, ее судьба сложилась бы иначе, если бы она приняла гранатовый браслет.

Краткое содержание, анализ, биография автора - все это часто задают школьникам. Выполняя любой вид работ по литературе, мы часто встречаемся с теми или иными проявлениями любви и их ролью в произведении или в жизни автора. И это не случайно, ведь данная тема является одной из главных у писателей и поэтов. Без этого чувства не было бы человечества, ведь это одна из непременных составляющих общества. Многие писатели и поэты воспели его, в том числе и Куприн. "Гранатовый браслет", краткое содержание по главам и анализ которого были изложены, - одно из лучших произведений, посвященных любовной теме.

«Гранатовый браслет»

Анализ рассказа

Данный рассказ, это отражение натуры Куприна -романтика. Это история необычайной трагической любви, наполненная загадочными символами и мистическим настроением.

Действие рассказа начинается на даче княжеской семьи Шеиных, во время подготовки к празднованию именин Веры Николаевны, супруги князя. Уже здесь писатель наполняет рассказ символами. Изменчивость погоды, как изменчивость жизни. Сначала она была серой и пасмурной, и вдруг резко сменилась на теплую и ясную. Как и жизнь главной героини, сначала серые будни, и вдруг из ряда вон выходящее происшествие.

Во время застолья гости начинают играть в покер, а князь Шеин, Василий Львович начинает развлекать гостей рассказами, в которых правды нет ни на грош. И среди них рассказ об одном ухажере Веры Николаевны, который якобы посылал ей каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи; умерев, завещал Вере две пуговицы и флакон духов с его слезами.

На именины муж подарил Вере Николаевне серьги с грушевидными жемчужинами, он положил их рано утром на ночной столик супруги. В середине празднества княгиня получила от горничной сверток, в котором был подарок и записка от неизвестного поклонника. Подарком оказался низкопробный золотой дутый браслет украшенный гранатом, а в центре его находился редчайший зеленый гранат.

В записке неизвестный Г. С. Ж. признается Вере Николаевне в искренней и безответной любви. Говорит о том, что просит принять подарок, сделанный от чистого сердца, и подчеркивает, что даже не пытается завоевать симпатию княгини. Также поклонник обращает внимание на сам браслет, который носила его прабабка, якобы заключенный в нем зеленый гранат дает женщинам дар предчувствовать будущее. Княгиня решает показать записку и браслет мужу, после того как гости разъедутся.

Ближе к вечеру, когда большинство гостей разъехалось, дедушка Аносов (военный товарищ отца Веры) начинает рассказывать историю своей семейной жизни. Его жена сбежала от него с актером, а когда попыталась вернуться, то Аносов ее не принял. Он говорит о том, что истинная любовь должна быть всепрощающей, скромной, самоотверженной, героической, она всегда отдает себя всю и ничего не требует взамен. Он также поинтересовался историей, которую рассказывал гостям князь. И услышал от Веры Николаевны о некоем мелком чиновнике, который пишет ей письма любви и всегда знает, чем она занимается. Аносов предполагает, что возможно это и есть та самая романтическая любовь, которой жаждут все женщины мира, но которую мужчины не в состоянии дать.

Брат Веры Николаевны убеждает ее и князя, в том, что они могут попасть в неловкое положение, если Г.С.Ж. вдруг начнет хвастать своим друзьям и знакомым что княгиня принимает его подарки. И мужчины решают вычислить поклонника по инициалам в списках городских чиновников.

Загадочным поклонников оказывается мелкий чиновник Желтков, много лет, живущий под крышей одного из бедных домов. Во время встречи с Желтковым, брат Веры Николаевны, Николай Николаевич в силу своего темперамента ведет себя надменно, резко, он даже пытается запугать Желткова полицией. Василий Львович, наоборот ведет себя очень спокойно и рассудительно, даже с некоторым пониманием относится к чувствам чиновника.

Вечером этого дна Вера Николаевна сказала, что у нее предчувствие, будто этот человек собирается себя убить. И действительно через несколько дней она прочитала в газете о самоубийстве мелкого чиновника Желткова, якобы из-за растраты казенных денег. На самом же деле Желтков просто не хотел мешать жизни Веры Николаевны своими чувствами, а так как не могу убить в себе любовь, то решил убить себя.

Но его любовь не умерла, она жила и после его смерти. Она была в воспоминаниях Веры, она жила рядом с ней, но ни как укор, а как нежный ангел хранитель.

И гранатовый браслет, с редчайшим зеленым гранатом выступает здесь как символ редчайшей и прекраснейшей любви, единственной за всю жизнь, которая так и прошла безответной, потерявшись в дешевой оправе.

Прочитав анализ рассказа «Гранатовый браслет» вы обязательно захотите ознакомиться с другими сочинениями:

Роман «Гранатовый браслет» А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события. Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя - Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине. Ведь для автора «гранат» является символом страстной, но весьма опасной любви.

История создания романа

Большинство рассказов А. Куприна пронизано извечной темой любви, а роман «Гранатовый браслет» наиболее ярко воспроизводит ее. А. Куприн начал работу над своим шедевром осенью 1910 г. в Одессе. Задумкой данной работы послужил один визит писателя к семье Любимовых в Петербурге.

Однажды сын Любимовой поведал одну занимательную историю о тайном поклоннике своей матери, который на протяжении долгих лет писал ей письма с откровенными признаниями в безответной любви. Мать была не в восторге от такого проявления чувств, ведь была уже давно замужем. При этом, она имела более высокий социальный статус в обществе, нежели ее поклонник - простой чиновник П. П. Желтиков. Обострил ситуацию подарок в виде красного браслета, подаренном на именины княжны. В то время, это было дерзким поступком и могло положить плохую тень на репутацию дамы.

Муж и брат Любимовой нанесли визит к поклоннику домой, тот как раз писал очередное письмо своей возлюбленной. Они вернули подарок владельцу, попросив впредь не беспокоить Любимову. О дальнейшей судьбе чиновника никто из членов семьи не знал.

История, которая была поведана за чаепитием, зацепила писателя. А. Куприн решил положить ее в основу своего романа, который был несколько видоизменен и дополнен. Нужно отметить, что работа над романом шла тяжело, о чем автор писал своему другу Батюшкову в письме 21 ноября 1910 г. Работа вышла в свет только в 1911 г., впервые напечатана в журнале «Земля».

Анализ произведения

Описание произведения

В свой День рождения княгиня Вера Николаевна Шеина получает анонимный подарок в виде браслета, который украшен зелеными камнями - «гранатами». К подарку прилагалась записка, из которой стало известно, что браслет принадлежал еще прабабушке тайного поклонника княгини. Подписывался неизвестный инициалами «Г.С. Ж.». Княгиня смущена данным презентом и вспоминает о том, что на протяжении уже долгих лет ей пишет один незнакомец о своих чувствах.

Муж княгини, Василий Львович Шеин, и брат, Николай Николаевич, который работал помощником прокурора, разыскивают тайного писателя. Им оказывается простой чиновник под именем Георгий Желтков. Ему возвращают браслет и просят оставить в покое женщину. Желтков испытывает чувство стыда от того, что Вера Николаевна могла потерять свою репутацию из-за его поступков. Оказывается, что еще давно он влюбился в нее, случайно увидев в цирке. С тех пор он пишет ей письма о неразделенной любви до самой смерти несколько раз в год.

На следующий день семья Шеиных узнает о том, что чиновник Георгий Желтков застрелился. Он успел написать последнее письмо Вере Николаевне, в котором просит прощения у нее. Он пишет, что его жизнь больше не имеет смысла, но он любит ее по-прежнему. Единственное, о чем Желтков просит,- чтобы княгиня не винила себя в его смерти. Если данный факт будет мучить ее, то пусть она послушает в его честь Сонату №2 Бетховена. Браслет, который чиновнику вернули накануне, он перед смертью приказал служанке повесить на икону Божьей Матери.

Вера Николаевна, прочитав записку, просит разрешения у мужа взглянуть на покойного. Она приезжает на квартиру чиновника, где видит его мертвым. Дама целует его в лоб и возлагает букет цветов покойному. Когда она возвращается домой, то просит сыграть произведение Бетховена, после чего Вера Николаевна расплакалась. Она понимает, что «он» простил ее. В конце романа Шеина осознает потерю большой любви, о которой только может мечтать женщина. Здесь же она вспоминает слова генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Главные герои

Княгиня, женщина средних лет. Она замужняя, но отношения с мужем давно уже переросли в дружеские чувства. Детей у нее нет, но она всегда внимательна к своему мужу, заботиться о нем. Она имеет яркую внешность, хорошо образованна, увлекается музыкой. Но уже больше 8 лет к ней приходят странные письма от поклонника «Г.С.Ж.». Этот факт смущает ее, она рассказала о нем мужу и родным и не отвечает взаимностью писателю. В конце произведения, после смерти чиновника, она с горечью понимает всю тяжесть утраченной любви, которая бывает в жизни только раз.

Чиновник Георгий Желтков

Молодой человек лет 30-35. Скромный, небогатый, воспитанный. Он тайно влюблен в Веру Николаевну и пишет о своих чувствах ей в письмах. Когда ему вернули подаренный браслет и попросили прекратить писать княгине, он совершает акт суицида, оставив прощальную записку женщине.

Муж Веры Николаевны. Хороший, веселый человек, который искренне любит свою жену. Но из-за любви к постоянной светской жизни, он находится на грани разорения, чем тянет свою семью на дно.

Младшая сестра главной героини. Она замужем за влиятельным молодым человеком, от которого имеет 2 детей. В замужестве она не теряет свою женскую натуру, любит кокетничать, играет в азартные игры, но весьма набожна. Анна очень привязана к своей старшей сестре.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Брат Веры и Анны Николаевны. Работает помощником прокурора, очень серьезный по своей натуре, строгих правил парень. Николай не расточителен, далек от чувств искренней любви. Именно он просит Желткова прекратить писать к Вере Николаевне.

Генерал Аносов

Старый боевой генерал, бывший друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Участник русско-турецкой войны, был ранен. Не имеет семьи и детей, но близок к Вере и Анне как родной отец. Его даже называют «дедушкой» в доме Шеиных.

Данное произведение насыщено разными символами и мистикой. В основе лежит история трагической и безответной любви одного человека. В конце романа трагизм истории приобретает еще больших масштабов, ведь героиня осознает тяжесть потери и неосознанной любви.

Сегодня роман «Гранатовый браслет» очень популярен. В нем описаны великие чувства любви, местами даже опасной, лиричной, с трагичным окончанием. Это всегда было актуально среди населения, ведь любовь бессмертна. К тому же, основные герои произведения описаны очень реалистично. После выхода повести в свет, А. Куприн приобрел высокую популярность.