Мадам Тюссо. Биография с картинками

Основные моменты

Каждый год знаменитый лондонский музей посещает порядка 2,5 млн человек. Этот показатель говорит сам за себя: интерес к уникальной коллекции огромен. Персонажи, представленные в Музее мадам Тюссо, всегда актуальны. Они отражают наше прошлое и настоящее, оставаясь при этом над временем и воспринимаясь как часть общемировой истории. Собранные мадам Тюссо и ее последователями коллекции учат нас толерантности, способности оценивать разные эпохи со стороны и делать это объективно и непредвзято.

Конечно, экспозиция не носит познавательного характера, и в этом плане Музей мадам Тюссо в Лондоне уступает Лувру в Париже или Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Но посетители со всех уголков планеты приходят сюда не за новыми знаниями, а чтобы посмотреть на известных деятелей и собственных кумиров. Причем для многих это не развлечение, а единственная возможность воплотить сокровенную мечту увидеть их если не вживую, то хотя бы в копиях, максимально приближенных к оригиналам, посмотреть им в глаза. Человек так устроен, что он всегда стремится к звездам. И неважно, что они на Земле и сделаны из воска…

Кто такая мадам Тюссо?

Рассказать о музее и при этом не поведать о его основательнице – это было бы неправильно. Кто же она, мадам Тюссо? Как оказалось, личность с самобытной и насыщенной биографией.

Мария Тюссо, урожденная Анна Мария Гросхольц, появилась на свет 1 декабря 1761 года в Страсбурге, в бедной семье. Ее отец погиб в Семилетней войне незадолго до рождения дочери. В этом городе в ту пору жил и творил доктор Филипп Кёртис, в доме которого мама нашей героини работала экономкой. Он занимался изготовлением моделей из воска, целиком отдаваясь любимому делу. Девочка наблюдала за ним, проявляла интерес. Он с готовностью делился с ней секретами мастерства, обучал и наставлял, видя, что у нее не просто детское любопытство.

В 1765 году мсье Кёртис изготовил поистине шедевр – восковую фигуру любовницы «короля-солнце» Людовика XIV Марии Жанны Дюбари. Через пять лет учитель Марии представил на суд публики свою первую коллекцию, впоследствии пользовавшуюся большой популярностью. Следующие выставки были организованы в Париже: в 1776 году во дворце Пале-Рояль, в 1782-м – на бульваре дю Тампль. Примерно в это же время начала заявлять о себе и будущая мадам Тюссо. Ее первой работой стала восковая копия Вольтера, изготовленная в 1777 году. За ней последовали модели Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина.

Она же создала посмертные слепки членов королевской династии Бурбонов, свергнутой во время Великой Французской революции 1789 года. В 1794 году случилось событие, ставшее поворотным в ее судьбе: скоропостижно умер Филипп Кёртис и богатое собрание восковых фигур перешло к ней. Это стало наградой за тридцатилетнюю преданность, за помощь в организации выставок доктора, ведении его дел. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. В браке родились два сына: Жозеф и Франсуа. Однако счастливым этот союз не стал. Ее супруг стал злоупотреблять алкоголем и пристрастился к картам, в которые проигрывал практически всё, что она зарабатывала на выставках.

В 1802 году, решив оставить безнадежно опустившегося мужа, мадам Тюссо вместе с коллекцией перебралась в Лондон. Но через год началась очередная англо-французская война, которая закрыла ей путь к возвращению на родину. Мария решила гастролировать со своей выставкой по Великобритании и Ирландии, и так продолжалось вплоть до 1835 года, пока по настоятельному совету сыновей не решила «осесть» по постоянному адресу. Известный скульптор скончалась во сне 18 апреля 1850 года в возрасте 88 лет, оставив после себя единственный в своем роде музей восковых фигур. Впоследствии филиалы Музея мадам Тюссо открылись в таких городах, как Амстердам и Вашингтон, Нью-Йорк и Гонконг, Лас-Вегас и Копенгаген, Берлин и Шанхай, Вена и Лос-Анджелес.

Экскурс в историю музея

Власти Лондона в 1835 году выделили Марии помещения на знаменитой улице Бейкер-стрит, известной нам по произведениям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Одно из центральных мест в музее занимал так называемый «Кабинет ужасов», предшественником которого стала уже упомянутая выставка на парижском бульваре дю Тампль. В соседних помещениях расположились фигуры павших в ходе Французской революции, а также убийц и других преступников, имена которых были тогда на слуху. В дальнейшем коллекция пополнилась моделями других известных людей. Например, постоянную «прописку» тут получили всемирно известный писатель Вальтер Скотт и именитый британский вице-адмирал Горацио Нельсон (разумеется, восковые).

Первоначально общее количество фигур не превышало трех десятков, и они смотрелись как живые. Однако потом реалистичность стала теряться, поскольку с течением времени ухудшалось качество материала. Поиск способа, как продлить жизнь моделям, стал задачей номер один. И он был найден и запатентован. С тех пор фигурам ничего не угрожало, если не считать большого пожара, который случился в 1925 году, и разрушительных бомбардировок немецкой авиации в 1941-м. После этого музей пришлось восстанавливать из руин, этим занимались правнуки Тюссо. Тогда он находился уже по новому адресу – в районе Мэрилебон.

Музей мадам Тюссо: что посмотреть?

Первое, с чем придется столкнуться посетителю знаменитой сокровищницы восковых шедевров, это... очередь. Она поистине огромна и кажется нескончаемой. Но всё же слишком долго ждать не придется: минут 30-40, и вот вы уже у кассы, где можно приобрести заветный билет. На входе гостей встречает фигура худощавой пожилой женщины в черном, но с добрым лицом и круглыми очками на носу. Знакомьтесь: это сама мадам Тюссо. Точнее, скульптура-автопортрет, которую основательница музея собственноручно изваяла из воска – только не удивляйтесь! – в 81-летнем возрасте. Она как бы приглашает войти.

Итак, входим… Перед нами несколько тематических залов, по которым рассредоточены экспонаты. Осмотреть все за короткое время не получится, на это понадобится часа два-три, а то и больше. Все фигуры в Музее мадам Тюссо настолько примечательны, что буквально каждую хочется сфотографировать на память. Также можно сделать собственный снимок на фоне той или иной знаменитости, поэтому еще до экскурсии позаботьтесь, чтобы в фотоаппарате хватило заряда. И постарайтесь не израсходовать его на «Мировой арене» – самом большом зале, где собраны фигуры политиков и деятелей культуры, охватывающие период от Средних веков и до наших дней. Особый трепет вызывают старейшие из них, ведь их изготавливала сама мадам Тюссо.

Оскар Уайльд и Вильям Шекспир, королева Великобритании Елизавета II и ее супруг принц Филипп, принцесса Диана и ее сыновья принцы Уильям и Гарри, герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон – это далеко не полный список известных людей, фигуры которых находятся в этом зале. Тем более что в другой его половине «поселились» главнейшие политические и религиозные деятели, чьи решения оказали заметное влияние на ход человеческой истории. Среди них самый известный британский премьер Уинстон Черчилль и одиозный нацистский лидер Адольф Гитлер, погибшая от пуль сикхских сепаратистов Индира Ганди и бывший французский лидер Николя Саркози. Вокруг фигуры 44-го президента США Барака Обамы даже воссоздана обстановка знаменитого Овального кабинета в Белом доме. Слева от американского коллеги стоит фигура российского президента Владимира Путина, сохраняющего спокойствие и уравновешенность.

Самым известным залом Музея мадам Тюссо в Лондоне является «Комната ужаса». Уже название говорит о том, что детям до 12 лет, будущим мамочкам и лицам с лабильной психикой предпочтительнее сюда не заглядывать. Собранные здесь экспонаты являют перед нами мрачные и откровенно кровавые страницы человеческой истории. Орудия средневековых пыток – самое безобидное, что можно здесь увидеть. Настоящий ужас вселяют отрубленные головы всех восьми жен английского короля Генриха VIII Тюдора, фигуры отъявленных убийц и маньяков, «прославившихся» ужасными преступлениями на весь мир.

Адреналина и острых ощущений добавляют и сотрудники музея. Они, одетые в черное, внезапно выныривают из темноты и хватают за руки посетителей. Если попадают на женщину, то громкий визг гарантирован. Впрочем, подобные «спецэффекты» не останавливают иных туристов, которые в погоне за острыми ощущениями изъявляют желание… остаться тут на ночь. 100 фунтов стерлингов в кассу – и мечта исполняется. И таких смельчаков, говорят, предостаточно.

Отвлечься от политики и ужасов поможет другая часть зала «Мировая арена». Она посвящена музыке и музыкантам. Вот на диванчике расположилась знаменитая ливерпульская четверка «Битлз». Робби Уильямс и Фредди Меркьюри в компании с Джимми Хендриксом и Бейонсе словно смотрят куда-то в зрительный зал и ждут аплодисментов. А вот и кокетливая Кристина Агилера, готовая дать автограф. Во взгляде Джастина Тимберлейка, девятикратного призера «Грэмми», читается недоверчивость: может, показалось? Пласидо Доминго, как и подобает легенде оперной сцены, аристократично расположился чуть поодаль от всех.

Заглянем в следующий зал Музея мадам Тюссо. Он носит название «Вечеринка списка А». Здесь словно в элитном клубе для избранных собрались мировые селебрити. Неразлучные Анджелина Джоли и Брэд Питт сидят за одним столиком с Джорджем Клуни. Рядом – звездная пара Дэвида и Виктории Бэкхем. Поклонники нашумевшего фильма-катастрофы «Титаник» с удовольствием жмут руку Леонардо ди Каприо, который исполнил роль Джека Доусона. Немало желающих получить фото с Робертом Паттинсоном, сыгравшем Эдварда Каллена в вампирской саге «Сумерки». Нет отбоя и от желающих поближе рассмотреть эротичные формы американской актрисы Дженнифер Лопес.

Настоящей меккой для киноманов стала «Ночь премьеры» – зал, в котором собраны восковые фигуры звезд американского Голливуда. Взгляд сразу фокусируется на Арнольде Шварценеггере, который представлен в образе своего культового героя Терминатора. Здесь же находятся копии Майкла Дугласа, Джима Керри, Харрисона Форда. Не обделены вниманием и звезды индийской «фабрики грёз». Знаменитый Болливуд представлен фигурами таких актеров, как Амитабх Баччан, Айшварья Рай, Шахрухк Кхан, Матхури Дикшит, Салман Кхан, Ритик Рошан. Последний, один из наиболее сексуальных актеров Индии, входит в десятку самых зацелованных скульптур Музея мадам Тюссо в Лондоне.

С изваяниями реальных актеров соседствуют копии мультипликационных героев: Человека-Паука, Халка, Шрека. В Музее мадам Тюссо можно увидеть и других персонажей комиксов Marvel Comics. Их сняли в 10-минутном 3D-фильме, который полюбился как детям, так и взрослым. Реалистичности анимационному действу добавляют движущиеся кресла, ветер и даже настоящие брызги.

Особенности создания фигур

Восковые фигуры в Музее мадам Тюссо не просто впечатляют – они буквально потрясают своей реалистичностью. Знаменитости нередко фотографируются здесь со своими двойниками и выставляют снимки в социальные сети. Рассматривая их, отличить живого человека от музейного клона получается далеко не всегда. Такое сходство является результатом кропотливого труда коллектива талантливых мастеров, руками которых создаются настоящие произведения искусства.

Перед тем, как приступить к работе, они тщательно снимают все мерки. Звезды политики и искусства, бывает, задерживаются у скульпторов по несколько часов. Но они стойко выдерживают эту рутину, ведь быть увековеченным в воске почитается за честь.

А как быть, если прототипа будущей модели уже нет в живых? С кого снимать мерку? В таких случаях на помощь приходят фотографии.

Непосредственно изготовление скульптуры начинается с выбора позы и ее закрепления. Этот этап обходится без воска: ноги делают из твердых металлов, а руки – из податливого алюминия. Через неделю, когда каркас будет готов, его покроют слоем глины. Со слепков на ее основе потом отливают восковые детали. Чем качественнее слепок, тем реалистичнее будущий экспонат.

Затем в глиняные формы заливают очищенный и подогретый до 74 градусов пчелиный воск, в который подмешивают краситель, чтобы придать ему естественный оттенок человеческой кожи. Заключительный этап называют «косметическим»: с остывшей поверхности фигуры удаляют неровности и заусенцы. Работа над одной моделью обычно длится больше месяца, поэтому коллекция Музея мадам Тюссо в Лондоне пополняется медленно, всего по 15-20 экземпляров в год. Стоимость каждой – 50 тысяч долларов и выше.

Время работы, как проехать, билеты

Местоположение Музея мадам Тюссо остается неизменным на протяжении почти полутора века, это район Мэрилебон – один из самых фешенебельных в столице Туманного Альбиона. Полный адрес на английском языке: Marylebone Road, London, NW1 5LR.

Здание, в котором располагаются экспонаты, прежде занимал планетарий, и находится оно недалеко от Риджентс-парка (Regent’s Park), раскинувшегося между историческим районом Вестминстер и лондонским боро Камден.

Ближайшая станция метрополитена: улица Бейкер-стрит (Baker Street). Доехать можно на автобусе. Номера маршрутов: 3, 13, 18, 27, 30, 74, 82, 113 и 274.

Музей мадам Тюссо в Лондоне принимает посетителей ежедневно. В будни он работает с 10:00 до 17:30, по субботам и воскресеньям с 9:30 до 17:30, а в праздники – до 18:00. Свои коррективы в график вносит туристический сезон: в июле-сентябре он открыт до 19:00.

Стоимость посещения разная и зависит от многих обстоятельств. На официальном сайте www.madametussauds.com билеты можно приобрести со скидкой 25%. Если будете платить в кассу, то придется выложить полную стоимость.

Существенная экономия ждет тех, кто решит побывать в музее вечером. С чем это связано, трудно сказать, но факт остаётся фактом. Экскурсия после 17:00 обойдется всего в 15 фунтов стерлингов.

Музей мадам Тюссо в Лондоне (фр. Madame Tussauds) является самым большим и известным в мире музеем восковых фигур, основная часть экспозиций которого находится в столице Великобритании (район Мэрилебон).

По состоянию на сегодняшний день в лондонском музее располагается более чем тысяча восковых экспонатов разных эпох.

Следует отметить, что музей имеет свои филиалы в десяти городах, таких как: Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лас-Вегас, Амстердам, Копенгаген, Шанхай, Гонконг, Берлин и Вена.

История музея мадам Тюссо и труды её учителя Филлипа Кёртиса

Мария Тюссо (девичья фамилия Гросхолтц (Grosholts), родилась 1761 года в Страсбурге. Её мать после кончины второго мужа, работала экономкой у доктора Филлипа Кёртиса, который занимался созданием восковых моделей.

До него, мало кто понимал смысл воскового искусства, однако после него данное направление приобрело небывалую славу и популярность по всему миру.

В 1765 году Филипп Кёртис создаёт свой поистине первый шедевр из воска, а именно фигуру Марри Жанны Дюбари, любовницы Людовика XV.

Первая же выставочная экспозиция восковых трудов Филлипа Кёртиса была представлена публике лишь в 1770 году, которая в последствии пользовалась огромным успехом.

Следующая выставка состоялась 1776 года в Пале-Рояль (Париж), а также на бульваре дю Тампль в 1782, которая стала предшественником «Кабинета ужасов».

Однажды мадам Тюссо будучи ребёнком случайно зашла в подмастерья Филлипа Кёртиса и он увидел в глазах дочери своей экономки явный, а главное естественный интерес к данному ремеслу. После чего Филлип начал обучать юную Тюссо создавать шедевры воскового искусства.

В 1777 году Мария Тюссо сделала свою первую восковую модель (Вольтер), а затем последовали фигуры Франклин, Бенджамин, Жан-Жак Руссо. Во времена французской революции она создала посмертные маски королевской фамилии. После скоропостижной смерти в 1794 году Филлипа Кёртиса его коллекция перешла во владения Марии Тюссо.

1802 года Мария переехала в Лондон. В связи с англо-французской войной она и её восковая коллекция не могли вернуться в родную Францию и Тюссо решила путешествовать со своими экспозициями по Ирландии и Великобритании. В 1835 году городской муниципалитет утвердил первую и главное постоянную выставку музея мадам Тюссо в Лондоне на Бейкер-стрит.

В одной из центральных частей музея был расположен «Кабинет ужасов». В других помещениях выставки находились восковые фигуры жертв французской революции, убийц и других преступников того столетия.

Со временем экспозиции пополнялись восковыми шедеврами других известных людей, к примеру, Вальтер Скотт и знаменитый британский адмирал Нельсон.

В 1884 году коллекция переехала на улицу Мэрилебон, а в 1925 пожар уничтожил большинство фигур. Формы восковых моделей не пострадали, после чего они были восстановлены.

Восковые фигуры музея мадам Тюссо в Лондоне – это не только исторические и известные личности. На данный момент музей отображает всё происходящее в мире. Из воска созданы образы многих известных актёров, музыкантов, учёных, политиков, певцов, общественных деятелей и т.д.

Модели музея мадам Тюссо всегда актуальны и естественны. Если в Голливуде появилась новая восходящая звезда или президент Соединённых Штатов Америки только начал праздновать свою победу на выборах, либо реализована миллионная запись поп-исполнителя - а восковая фигура уже установлена в музее.

Музей мадам Тюссо в Лондоне считается одной из самых популярных достопримечательностей Лондона у туристов и путешественников.

Время работы: Открыт ежедневно с 9:30 до 15:30, кассы закрываются вместе с музеем. По выходным и некоторым праздникам музей работает до 18:00;

Дата основания: 1835;

Местонахождение: Marylebone Road, London, Greater London NW1 5LR;

Ближайшее метро: Baker Street;

Официальный сайт: www.madametussauds.com/London


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.

Мадам Тюссо
В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.

Слева – восковая фигура Вольтера – первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа – восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.


Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.


Слева – мадам Тюссо. Справа – мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты.

Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.


Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.

Автопортрет мадам Тюссо в возрасте 81 года

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».

Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру.

Музей мадам Тюссо и Лондонский Планетарий

Музей мадам Тюссо (фр. Madame Tussauds ) - музей восковых фигур вЛондоне , имеющий филиалы вАмстердаме ,Лас-Вегасе ,Копенгагене ,Нью-Йорке ,Гонконге иБерлине . Он был учреждёнскульптором Марией Тюссо.

Мария Тюссо (1761 -1850 ), девичья фамилия Гросхолтц, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кёртиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском. В1765 году он сделал восковую фигуруМарри Жанны Дюбари , любовницыЛюдовика XV . Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в1770 году и пользовалась большим успехом. В1776 году выставка состоялась вПале-Рояль вПариже . Следующая выставка на бульваре Дю-Темпль (фр. Boulevard du Temple ) в1782 явилась предшественникомКабинета Ужасов .

В 1777 году Мария Тюссо создаёт свою первую восковую фигуру (Вольтер ), а затем последовалиЖан-Жак Руссо ,Бенджамин Франклин . Во время французской революции она сделала посмертные маски королевской фамилии. После смерти в1794 Филлипа Кёртиса его коллекция переходит к Марии Тюссо. В1802 году Мария Тюссо переезжает вЛондон . В связи с англо-французской войной Мария Тюссо и её коллекция не могут вернуться во Францию и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В1835 году была учреждена первая постоянная выставка наБейкер-стрит вЛондоне .

Одной из центральной части её музея был Кабинет Ужасов . Часть выставки включала жертв французской революции, фигуры убийц и других преступников.

Со временем коллекция пополнилась фигурами других знаменитых людей, таких как адмирал Нельсон ,Вальтер Скотт .

В 1884 году коллекция переезжает на Marylebone Road. А в1925 году пожар уничтожил многие фигуры. К счастью, формы не пострадали, и фигуры были реконструированы.

Восковая фигура Адольфа Гитлера

В 2000 году было открыто представительство музея в Гонконге .

========================================

Мари Тюссо

Mary Tussaund

01.12.1761 Года [Страсбург] - 16.04.1850 года [Лондон], Франция

На днях дубайская государственная инвестиционная компания Dubai International Capital приобрела Tussauds Group, в которую входят и знаменитые галереи восковых фигур мадам Тюссо. Сама мадам Тюссо и представить не могла, что ее детище переживет ее более чем на полтораста лет и в конце концов попадет к арабам. Незаконнорожденная дочь служанки, Мари Гросхольц учила изящным искусствам сестру последнего французского короля. Ее жизнь была плотно связана с палачами - они поставляли ей отрубленные головы для снятия посмертных масок. Но, разочаровавшись в любви и революции, она навсегда покинула Францию. И несмотря на богатство, купила собственный дом только в 74 года.

Лев Синебрюхов, http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art_oo/id_art-916898

Воспитанница анатома

В 1802 году от начала Великой французской революции прошло лишь 13 лет, но во Франции уже зарождалась новая монархия, во главе которой встанет император Наполеон. В том же году содержательница передвижной выставки восковых бюстов и фигур мадам Тюссо навсегда покинула бурный Париж. Во Франции она оставляла все свои связи и мужа. С собой она везла свою выставку, двух сыновей - двух и четырех лет - и письмо на имя главного палача Эдинбурга Джона Вильямса. В нем верховный палач Парижа просил своего шотландского коллегу сердечно принять у себя мадам Тюссо и помочь ей снимать посмертные маски с тел казненных. Эта рекомендация открыла француженке дорогу к самым известным преступникам Британской короны и к всемирной славе, уже пережившей ее на полтора века.

Родилась Мари Гросхольц 1 декабря 1761 года в Страсбурге. Ее родители были родом из Швейцарии. Отец Иоганн-Жозеф промышлял изготовлением гравюр, а мать Анна-Мария служила прислугой. Пикантность рождению Мари придает тот факт, что она появилась на свет, пока Иоганн-Жозеф воевал в одной из армий в Семилетней войне 1756-1763 годов. Впрочем, никаких семейных сцен за этим не последовало - муж с войны не вернулся. После положенного траура Анна вышла за муж еще раз и сменила фамилию на Саверни. Но вскоре ее второй муж умер. К этому моменту Анна-Мария работала экономкой в доме Филиппа Кюртэ - врача, промышлявшего изготовлением гипсовых и восковых масок. На третий брак вдова не решилась и скромно сожительствовала с господином Кюртэ до конца жизни.

Из Страсбурга Кюртэ вместе с семьей Гросхольц перебрался в Берн, где Мари провела детские годы. Затем они переехали в Париж, где доктор окончательно забросил врачебную практику и полностью сосредоточился на создании восковых скульптур.

История восковой скульптуры насчитывала к тому времени не одно столетие. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Филипп Кюртэ внес свою лепту в развитие этого искусства, приспособив его к нуждам живых. В те времена фотография еще не была изобретена, а портрет или бюст у художника стоили дорого и были не каждому по карману. А Кюртэ за сходную цену запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Для большего реализма бюсты одевали в кружева и сюртуки. К работе была привлечена и маленькая Мари. Сначала она шила одежду для фигурок, потом помогала делать эскизы клиентов. Скоро Кюртэ заметил в ней явный талант художника и с отеческой теплотой обучал девочку всему, что знал в искусстве сам.

Фигурки бывшего анатома становились все популярнее. Прибыли от заказов хватало, чтобы арендовать дом в престижном аристократическом районе Парижа. Во время бракосочетания будущего короля Франции Людовика XVI с Марией-Антуанеттой в 1771 году вдохновленный Филипп Кюртэ слепил из воска портреты новобрачных и выставил их в своей лавке. Успех предприятия превзошел все ожидания. Посмотреть на бюсты августейших супругов народ стекался толпами. Это и натолкнуло Кюртэ на мысль создать коллекцию фигурок знаменитостей.

Ее подготовка заняла несколько лет. И поздней осенью 1776 года весь Париж был увешан афишами: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие". Мари продавала билеты на выставку. Фигуры сразили парижан наповал. Центральной фигурой выставки стал сам король. Заинтригованный слухами, Людовик XVI скоро сам пожаловал в галерею Кюртэ. И был настолько восхищен, что пожертвовал на одежду фигуры свой мундир и один из орденов. Впрочем, почти все эти скульптуры были сделаны по картинам и гравюрам и временами довольно слабо походили на оригинал.

Не обязательно жить в Лондоне, чтобы понимать, что такое улица Бейкер-стрит. Спросите любого встречного, и с высокой вероятностью вам ответят, что это родная улица славного детектива Шерлока Холмса. Несмотря на то что это вымышленный персонаж, власти города специально выделили на Бейкер-стрит помещение, которое обустроили в виде музея, посвященного личности сыщика. Но стоит пройтись от этого места всего лишь за угол, и вы попадете на весьма примечательную улицу Мэрилбон Роуд.

Недалеко от планетария находится еще один не менее популярный и интересный музей. Он отличается своей большой зеленой куполообразной крышей и является одним из наиболее известных музеев во всем мире. Более того, он один из самых старых, ведь основан он был в 1835 году. Это, конечно же, музей восковых фигур мадам Марии Тюссо.

Память о себе

Среди большого разнообразия знаменитостей, которые были увековечены при жизни или посмертно, можно встретить фигуру и самой мадам. Она сама изготовила ее. Мария Тюссо выглядит весьма просто и скромно: простая старушка в черном платье и не менее мрачной шляпке. Свой восковой автопортрет художница изготовила уже в возрасте 81 года. Безусловно, она могла сделать фигуру себя в более молодой версии, когда она была привлекательной. Тем не менее она хотела запомниться людям такой, какой она стала в момент величайшей своей славы и богатства. Прийти к успеху она смогла именно на склоне своей жизни.

Темное наследие

О музее Марии Тюссо слышало большое количество людей, тем не менее особенности ее жизни всегда были несколько скрыты и мало распространены. Настоящая фамилия ее - Гросхольтц. Она является потомком старой династии палачей Гросхольтц. Но уже ее отец отошел от семейного дела, выбрав более гуманный бизнес. Иоганн-Жозеф занимался изготовлением гравюр, однако он погиб еще до ее рождения. Тем не менее именно такое «темное наследие» оставило отпечаток на все ее творчество.

Неудивительно, что посетив музей в Лондоне, можно встретить столь мрачные экспозиции, как «Камера пыток», которая полна многочисленных, ужасающих своим реализмом скульптур убийц, их жертв, а также палачей с их приспособлениями.

Начало жизненного пути

История Марии Тюссо начинается в Германии, где она родилась в декабре 1761 года. Ее воспитанием в связи со смертью отца занимался ее дядя Филипп Курциус. Он работал врачом, причем весьма успешным и востребованным. Тем не менее его истинным призванием стало создание миниатюр из эмали, а также анатомических восковых фигур. Именно у дяди Анна Мария Тюссо обучалась всем техникам и секретам, раскрывая свое дарование.

В 1767 году Филипп со своей племянницей отправляется в Париж. Там его начинают называть Курте, и он очень быстро завоевал славу и признание благодаря качеству работ. Самой первой его работой стала фигура Мари Дюбари, что была любовницей короля Людовика XV.

Дебютная работа

Мария Тюссо сначала занималась лишь продажей билетов, привлекая гостей в галерею дяди. Как самостоятельный мастер она дебютировала, изготовив три удивительные фигуры - Вольтера, Франклина и Руссо. Талант юного дарования не остался незамеченным. и королева Мария-Антуанетта пригласили ее к себе в Версаль. Там она трудилась в течение 10 лет, постоянно занимаясь усовершенствованием своего выдающегося таланта. Многие художники могли лишь мечтать о таком стечении обстоятельств.

Время смут

Тем не менее биография мадам Тюссо оказалась не настолько счастливой и беззаботной. Началась революция, и все переменилось в ее жизни. Королевская семья, ее благодетели были отправлены на гильотину и лишились свои голов. Про мадам Тюссо известно, что ее посчитали «роялисткой» и отправили в тюремное заключение.

Вместе с ней в застенках находилась и Жозефина Богарне. В будущем она станет любовницей Наполеона и императрицей Франции. Обе женщины уже были обриты для гильотины, однако в самый последний момент их решили помиловать. Новая политическая власть от скульпторши потребовала доказать свою лояльность - ей нужно было изготовить посмертные маски королевской четы, что в свое время так сильно помогла девушке. Ее отправили на свалку тел искать головы короля и королевы. Мягко говоря, процесс такого поиска не был приятным.

Возвращение к работе

После такого действия правительство больше не беспокоило Марию Тюссо, так что она смогла вернуться к своей любимой работе. Воска было в большом количестве, однако волос для своих фигур ей всегда не хватало. Но Мария уже знала выход из такой ситуации. Она выпросила себе пропуск в тюрьму, в подвалах которой складывали отрубленные головы казненных. Именно волосы с этих голов она решила использовать в своих целях. Добыть такое разрешение было весьма сложной задачей, однако ей помогла ее девичья фамилия Гросхольтц. Ее воспринимали как наследницу знаменитых палачей, так что «коллеги» с уважением относились к ее просьбам.

Замужество

В то время Мария еще не получила фамилию Тюссо. Только в 1795 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Тем не менее новоиспеченная Мария Тюссо не была счастлива в своем браке. Спустя восемь лет супружеской жизни они решили развестись. Франсуа оставляет жену с двумя сыновьями, а также с фамилией, которую она прославит на века.

После смерти дяди Филиппа в 1794 году Мария получила в наследство всю его коллекцию работ и продолжила его дело. Франция становится не самым благоприятным местом для жизни: постоянные конфликты, войны и беспокойства. принимает решение перебраться в Англию, незадолго до этого закончив скульптуру Наполеона. Стоит отметить, что фигура намного пережила свой оригинал и до сих пор находится внутри Лондонского музея, являясь самым ценным экспонатом.

Британский этап жизни

В течение 33 лет передвижная коллекция мадам Тюссо путешествует по территории Британских островов, постоянно пополняясь новыми экспонатами. Кроме представителей английского бомонда и исторических фигур, художница занимается созданием галереи преступников. Она сводит дружеские отношения с Джоном Уильямсом, палачом в Эдинбурге, благодаря чему у нее появился беспрепятственный доступ внутрь тюрьмы. Там она занималась получением слепков с лиц казненных, а с некоторых из заключенных она делала слепки, пока они еще были живы.

Оседлая жизнь

Только в 1835 году скульпторша решила осесть на Бейкер-стрит. Здесь она купила себе привлекательный особняк и внутри его залов расставила все экспонаты. Именно с этого момента официально идет отсчет для ее музея, хотя очевидно, что он существовал еще задолго до этого. История мадам Тюссо закончилась в возрасте 89 лет. С ее смертью управлением музея занялись ее сыновья - Френсис и Жозеф. Фото Марии Тюссо практически не сохранилось, но ее автопортрет позволяет отчетливо знать все о ее внешности в последние годы жизни.

До 2007 года владельцами музея была компания Tussauds Group. Но владельцы не смогли устоять перед предложенными 2 млрд долларов и частью акций мегакорпорации, так что решили продать наследие американской компании «Блэкстоун». Они также являются владельцами сети развлекательных парков «Леголенд».

Популярность музея в веках

Музей стал известным во всем мире. За все время его существования в нем побывало свыше 500 миллионов людей. В наше время каждый год лондонский и прочие мировые филиалы посещает около 14 миллионов туристов.

Самым старым экспонатом коллекции является мадам Дюбари. Это фигура, которую изготовил еще Филипп Курциус. Музей отличается наличием свыше 1000 разнообразных восковых фигур, что изображают популярных и влиятельных личностей мира. Каждый год коллекция расширяется примерно на 20 экспонатов. На изготовление одной фигуры требуется от двух месяцев до полугода. Иногда для этого нужно намного больше времени. Очень много зависит от позы и количества открытых участков тела фигуры.

Большая часть всех скульптур изготавливалась на основе живых оригиналов. Во время снятия мерок необходимо было делать свыше 150 различных измерений. Более того, экспонаты нуждаются в постоянном уходе. Прически куклам периодически укладываются, поправляются командой профессиональных парикмахеров. Чтобы полностью изменить прическу для экспонатов, необходимо потратить до 1000 фунтов и от 2 до 5 недель.

Современные экспонаты

Жизнь постоянно движется вперед. Некоторые фигуры теряют свою актуальность и их убирают на склад, а на их место ставят новые. К примеру, Бориса Ельцина уже убрали, а вот восковая версия Путина до сих пор считается одной из самых популярных среди политиков. Музеем это место является лишь по своему названию. Можно сказать, что это настоящая доска почета, уникальный мавзолей, попасть куда можно лишь благодаря своим заслугам или большой известности.

Самое главное - время практически остановилось тут. Вечно молодые «битлы» зажигают вместе, прекрасная Мэрилин Монро ослепляет своей улыбкой. Элвис Пресли - молод и прекрасен, а Майкл Джексон замер в последнем па своей «лунной походки». Он также является рекордсменом по количеству фигур. В музее находится 14 версий Майкла Джексона.

Филиалы по всей планете

В мире существует 9 музеев восковых фигур Тюссо. Они расположены в столице Англии, Лондоне, а также в Амстердаме, Берлине, Шанхае, Гонконге, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Голливуде, Вашингтоне. Само собой, экспозиции в каждом из них так или иначе могут повторять друг друга. В основном это зависит от того, в какой стране или городе расположен филиал.

К примеру, в лондонском филиале на самом почетном месте находится именно королевская чета. На территории США больше всего почестей отдается бывшим президентам страны. В Голливуде больше всего звезд экрана. Отправившись в Гонконг, вы увидите на почетных местах Брюса Ли и Джеки Чана, а также популярную актрису Ашарвайю Рай, которая знакома нашему зрителю благодаря роли в картине «Последний легион».

Самым молодым филиалом является отделение в Берлине, которое открылось в 2008 году. Здесь можно полюбоваться прекрасной Марлен Дитрих с черным цилиндром и длинной сигаретой в руке. Здесь также есть и Гитлер, изображенный в последние часы своей жизни. Стоит отметить, публика неоднозначно восприняла наличие такого экспоната в музее. Однажды было совершено «покушение» на фигуру. Мужчина накинулся на фюрера и оторвал тому голову. Вандал был оштрафован, а голова вернулась на плечи диктатора. Стоит отметить, что несмотря на волну критики в адрес музея, они так и не убрали этот экспонат.

Русские личности на территории музеев представлены такими персонами, как Ленин, Гагарин, Екатерина Великая, Петр Первый, Федор Достоевский и прочие.