Музыкальная деятельность в детском саду конспекты. Конспект занятий по музыке "в мире музыкальных инструментов"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой", позволяет выявить у детей данного возраста уровень развития у них музыкальных способностей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность.
занятие рекомендуется проводить в конце учебного года как итоговое.
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально- игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, музыкально-дидактических игр и игре на детских музыкальных инструментах; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой.

Задачи:
- формировать у детей певческие навыки: соблюдать точность интонирования поступенного и скачкообразного движения мелодии; в четкой дикции; в ритмических особенностях песни;
- формировать понятие о музыкальном термине «трио» (авторская разработка);
- развивать тембровый и динамический слух; умение слышать изменения характера и темпа в музыке;
- развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их с характером музыки;
- развивать внимание в процессе слушания музыки;
- развивать стремление самостоятельно выполнять музыкально- ритмические движения;
- воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку;
- воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование : музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, ксилофон, колокольчик, бубенцы); «волшебные башмачки»; «волшебный металлофон»; атрибуты к костюму Феи Музыки; иллюстрации к « Сказке о трёх девочках О»; магнитная доска; подарок - сюрприз; музыкальный центр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом песенкой (поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту):
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас предлагаю вам поздороваться этой песенкой с гостями.

Дети пропевают последние слова приветствия: - Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

Музыкальный руководитель: Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку. Пойдёмте, погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным:
Дети по дорожке гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают. (авторская разработка).

Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м. (по выбору педагога).

Музыкальный руководитель : А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку. (авторская разработка).

Дети выполняют поскоки под весёлую польку (по выбору педагога).


Музыкальный руководитель: А сейчас поучимся держать равновесие. Посмотрите (говорит слова, одновременно выполняя движение):
Камень дети положили (русский поклон),
Ножкой сильно придавили.
Нужно камень приподнять
И немножко подержать.
Ах, какой тяжёлый камень:
Еле-еле поднимаем (медленно поднимают ногу):
1,2,3,4… (держит ногу на весу),
На дорожку положили (опускает ногу).

Дети выполняют это упражнение 2 раза попеременно каждой ногой.

Музыкальный руководитель: Нужно ножкам отдохнуть-
Мы послушаем чуть-чуть.
Дети проходят на стульчики.

Музыкальный руководитель : Ребята! Весеннему солнышку и теплу рады не только люди, но и лесные жители: мишка, зайка и мышонок. Собрались они на лесной полянке и решили поиграть на музыкальных инструментах. Как вы думаете, на каком музыкальном инструменте будет играть мишка? (на бубне и барабане); зайчик? (на ложках и ксилофоне); мышонок? (на колокольчике).
(после каждого ответа, дети играют каждый на своём инструменте).

С детьми проводится музыкально- дидактическая игра «Зверюшки-музыканты».
(музыкальный руководитель играет мелодию в разных регистрах сначала отдельно, а затем совмещая их: низкий-высокий, а дети отбивают ритм на тех инструментах, в каком регистре звучит данная мелодия).

Затем с детьми проводится музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным».
(дети движениями показывают темп, настроение, динамику мелодии):

А) темп: медленный- «рыба плавает»;
быстрый - «рыба прячется» (за стульчик).

Б) настроение: весело- притопывают, руки «полочкой»;
грустно- гладят свою шею.

В) динамика: громко- хлопают;
тихо- «щёлкают» пальцами.

Музыкальный руководитель хвалит того ребёнка, который был самым внимательным и награждает его « волшебными башмачками»: предлагает ребёнку надеть их себе на руки и исполнить различные танцевальные движения руками у себя на коленях. Остальные дети руками повторяют движения за этим ребёнком.

Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу рассказать вам о волшебном сне, который недавно мне приснился… Иду я с работы и так сильно устала, что решила сесть на скамеечку-отдохнуть, да и заснула. И снится мне, что подходит ко мне добрая Фея… (воспитатель в шляпке, шарфе, с «волшебной» палочкой).

Музыкальный руководитель (просыпаясь): Ой, а Вы кто?
Фея (воспитатель): Я- добрая Фея Музыки. Своими волшебными музыкальными звуками я делаю нашу Землю сказочно- красивой, наполняю её светом и теплотой…
Музыкальный руководитель : Добрая Фея, а не могли бы Вы мне помочь и сделать так, чтобы мои дети хорошо пели?
Фея: Но ваши ребята и так умеют неплохо петь. Но чтобы их голосочки звенели ещё звонче и веселее, им поможет в этом вот этот музыкальный инструмент, а мелодия, сыгранная на нём, будет ключиком к тем песням, которые они будут петь (отдаёт металлофон музыкальному руководителю; музыкальный руководитель «просыпается»).
Музыкальный руководитель : Вот такой сон мне приснился. А вот и «волшебный» музыкальный инструмент, который должен помочь вашим голосочкам петь так, как будто звенят хрустальные бубенчики. Но прежде, я должна вам напомнить, что наш язычок должен быть остреньким, как карандашик, чтобы мы могли чётко пропевать слова (обводит пальцем свой язык), а также ваш ротик должен быть круглым, чтобы петь культурным красивым звуком (обводит круглый рот пальцем).
Дети повторяют за педагогом движения.

Музыкальный руководитель : А теперь можно распеть наши голосочки: какой песенкой- отгадайте.(играет на металлофоне песенку «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Дети отгадывают).
Жили-были три весёлых бубенчика: Динь, Дан, Дон. И у каждого из них была своя песенка. Бубенчик Динь пел самым тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь» звенела его песенка (играет «си 1» на металлофоне). Средний бубенчик Дан тоже пел свою песенку средним голоском (играет «соль 1» на металлофоне). А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому (играет «ми 1» на металлофоне).

Дети исполняют распевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой всей группой, показывая рукой высоту звука (Н. Ветлугина, Музыкальный букварь, М.: Музыка, 1985).
Музыкальный руководитель: А сейчас, с помощью нашего «волшебного» металлофона, я вам буду загадывать музыкальные загадки. Кто песенку отгадает- тот её и исполняет.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».
(музыкальный руководитель наигрывает на металлофоне мелодии знакомых детям песен; дети их отгадывают и исполняют сольно, дуэтом, группами по одному куплету).

Музыкальный руководитель: А теперь у нас небольшая музыкальная пауза. Пусть наши голосочки пока отдохнут, а я вам расскажу одну историю о трёх сестрёнках каждую из которых звали «О» (свой рассказ педагог сопровождает показом иллюстраций) Авторская разработка.
В волшебной музыкальной стране жили три девочки, три сестрёнки, очень похожие друг на друга и звали их: маленькая О, средняя О и старшая О. Они очень любили петь и каждый новый день у них всегда начинался с песенки.
Вот и сегодня первый солнечный лучик заглянул в спаленку маленькой О и, согревая её своим теплом, замер на её щёчке. Маленькая О открыла глазки, улыбнулась лучику, спрыгнула с кроватки, надев башмачки, выбежала на крылечко. О-о-о.! Как хорошо было кругом, что она сразу запела песенку своим высоким голосочком.
А в это время солнечный лучик уже заглянул в спаленку к средней девочке О. Она сладко потянулась, но, услышав знакомую песенку, надела туфельки и быстро побежала на голосок своей младшей сестрички. Ох,
Как красиво было кругом! И они вдвоём стали петь свою весёлую песенку.
Лучик в это время заглянул в окошечко к старшей О, пощекотал
её носик. Она чихнула и проснулась: «Ох, как долго я спала.А ведь мои сестрички уже ждут меня. Я слышу их весёлую песенку!
Спрыгнув с кроватки, она побежала к своим сестрёнкам. Ох!!! Кругом летали бабочки, а в листве деревьев весело щебетали птички. И три сестрёнки, три О, взявшись за ручки, напевая свою любимую песенку, побежали купаться к весёлому звонкому ручейку. И их песенку было слышно далеко-далеко-о-о-о-…
Когда песню исполняют три человека, то такое исполнение называется «трио».Кто хочет втроём спеть один куплет песенки о весне?

Трое детей исполняют 1 куплет песни «Пришла весна» Е. Тиличеевой.
Далее разучивается следующий куплет этой же песни.

Музыкальный руководитель : А теперь я всех ребяток
Попрошу в кружочек встать
И весёлый, быстрый танец
Приглашаю станцевать!

Дети исполняют танец «Весёлые дети»(С.И. Бекина;Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель: Приглашаю детвору
На весёлую игру:
Я за всеми наблюдаю-
Самых ловких выбираю!

С детьми проводится игра « Чей кружок быстрее соберётся?» (С.И. Бекина; Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель : Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами снова побывали в мире волшебных звуков. Музыка помогала нам петь, танцевать, играть. От этого наши движения становились более красивыми, изящными, грациозными, а голосочки звонкими и чистыми, такими же прекрасными, как и волшебные музыкальные звуки вот этого музыкального инструмента. И мне бы хотелось, чтобы вы всегда дружили с музыкой, потому что « если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».
Музыкальный руководитель дарит детям на группу набор музыкальных инструментов.

Дети прощаются и под музыку «Вальса» выходят из зала.

Знакомству детей с народными инструментами посвящены отдельные . Конспект музыкального занятия в детском саду подготовлен музыкальным руководителем высшей категории Кутушевой Э.В., МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка», г. Нижневартовск и предназначается для детей второй младшей группы.

Цель занятия в детском саду:

  • Познакомить детей с русским народным инструментом гусли.

Задачи занятия в детском саду:

  • Воспитывать любовь детей к русской народной музыке и русскому народному инструменту — гусли, получать удовольствие и радость от самого процесса соприкосновения с музыкой.
  • Развивать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (гусли изображают героев русской сказки); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр), звуковысотности (высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски.
  • Передавать характер музыки в движении, в пении.
  • Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли), персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов (тихо-громко, высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).

Ход занятия в детском саду В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Под веселую русскую народную музыку дети заходят в зал. Музыкальный руководитель встречает детей.

Проводится упражнение-распевка «Здравствуйте».

Музыкальный руководитель: — Ребята, а вы любите сказки? (Дети отвечают.) Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Сегодня к нам из знакомой сказки пришел гость, а вот из какой он сказки и кто он, догадайтесь сами!

— Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок).

Музыкальный руководитель: — А теперь, слушайте сказку внимательно. Бабка испекла Колобок и положила его на подоконник студиться. Но надоело Колобку там лежать, вот он и спрыгнул с окна, перекатился через порог и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил вверх подняться и опять вниз спуститься…

Попевка «Лесенка».

Колобок вверх скакал, скок, скок, скок.
А потом вниз скакал, прыг, скок, скок.

Музыкальный руководитель: — Выкатился колобок на улицу, а там звонко поют птички.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Мы на веточках сидим».

Мама:

— Сижу на нижней ветке я,
И пою: чик-чирик.

Птенчики:

— Сидим на верхней ветке мы,
И поем: чик-чирик.

Музыкальный руководитель: — Катился колобок дальше, катился и увидел красивый цветок. Наклонился он к цветочку и понюхал его.

Проводится пальчиковая игра «Цветочек» Е. Железновой.

Музыкальный руководитель: — И покатился колобок дальше. Вдруг видит – на пеньке лежит чудесный мешочек. (Показывает.) Он, ребята, вам дружочек! Очень хочется узнать, что там спрятано? А вы как думаете, что в мешочке спрятано?

Дети отвечают. Музыкальный руководитель достает из мешочка гусли и показывает их детям.

Музыкальный руководитель: — Вот какой красивый инструмент! Это древнерусский музыкальный инструмент, и называется он «гусли». О нем рассказывается в разных сказках. Послушайте, пожалуйста, как он звучит!

Музыкальный руководитель играет на гуслях.

Музыкальный руководитель: — Как звучат гусли?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: — Да! Гусли звучат весело, задорно и радостно! Дети, а мы с собой в сказку возьмем гусли, и они нам помогут? (Ответы детей.) Тогда слушаем сказку дальше. Катился Колобок, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «медведя» по исполняемой музыке.

Медведь (воспитатель):

Музыкальный руководитель: — Не ешь Колобка, Мишенька, а лучше посмотри, как наши дети пляшут!

Дети танцуют парный танец.

Медведь: — Ой, спасибо, порадовали! Так и быть, не трону Колобка!

Музыкальный руководитель: — Побрел Медведь в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катился, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «зайца» по исполняемой музыке.

Заяц (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: — Нет, Заяц, не получится! А давайте мы его напугаем! А помогут нам гусли. Я буду играть тихо, а вы будете «шуршать» ладошками. А когда я буду играть на гуслях громко, вы будете громко хлопать в ладошки.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо».

Во время игры Заяц незаметно уходит.

Музыкальный руководитель: — Ой, а где же Заяц? (Дети отвечают: испугался, убежал.) Обрадовался Колобок и дальше покатился. Катится Колобок, катится, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «волка» по исполняемой музыке.

Волк (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: — Волк, не надо обижать Колобка. Он хороший, добрый, с ним надо дружить, как дружат наши ребята. Об этом они сейчас и споют.

Дети исполняют песню «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой.

Волк: — Хорошая песенка! Так и быть, не трону я тебя, Колобок!

Музыкальный руководитель: — Побежал Волк в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему… кто?

Музыкальный руководитель играет на гуслях, дети узнают и охарактеризуют «лису» по исполняемой музыке.

Лиса (воспитатель): — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: Не ешь Лиса Колобка, мы тебе песенку споем.

Лиса: Не хочу я песни слушать, я хочу съесть Колобка.

Музыкальный руководитель: — Не ешь Лиса Колобка, мы тебе на музыкальных инструментах сыграем.

Лиса: — Не хочу!

Музыкальный руководитель: — Ну тогда мы потанцуем!

Лиса: — Не хочу.

Музыкальный руководитель детям: — Тогда мы Лису перехитрим. Давайте мы с ней поиграем.

Проводится коммуникативная игра «Улыбка».

Во время игры незаметно прячут Колобка. Лиса начинает искать Колобка.

Лиса: Засмотрелась я на вас, не заметила, куда Колобок делся?

Музыкальный руководитель: — Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем в лес и убежала. А Колобок поблагодарил вас за помощь и побежал домой. Вот и сказке конец, а кто слушал да помогал – молодец! А кто нам помогал? (Ответы детей.) Конечно же, вы и наш гость, древнерусский музыкальный инструмент – гусли! Наше занятие подошло к концу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка»

Конспект занятия

по музыкальной деятельности

образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема занятия:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Старшая группа

Симуковская Анна Геннадьевна,

музыкальный руководитель

г. Новочебоксарск

2015

Продолжительность: 25 минут

Технологии: ИКТ (Мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, музыкальный центр)

Аннотация: Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности. Может быть проведено в рамках тематического блока « Времена года. Весна» , а также использоваться другими специалистами ДОУ фрагментарно.

ЦЕЛЬ: развитие музыкально-творческих способностей детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • расширять знания детей о творчестве П.И. Чайковского;
  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, ее красоту и образность;
  • совершенствовать умение выполнять танцевальные движения четко, согласовывая их с характером музыки;
  • развивать у детей творческую фантазию, желание импровизировать;
  • закреплять умение детей петь легким звуком, передавая веселый характер песни;
  • упражнять в чистом интонировании скачков мелодии на кварту вниз и вверх, точно передавать ритмический рисунок отдельных фраз и всей мелодии;
  • формировать умение высказываться о характере и средствах выразительности музыкального произведения;
  • воспитывать коммуникативные качества, создавать атмосферу радости в сотрудничестве со взрослым.

Ход образовательной деятельности

Под музыку дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (М.Р.) Здравствуйте, Ребята. Давайте мы с вами поздороваемся стихами, я буду говорить, а вы повторяйте за мной движения:

«Я здороваюсь (скрещивают руки перед грудью)

везде, (разводят руки в стороны)

Дома и на улице, (пружинка с поворотом вправо-влево)

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице. (дети машут ручками)

Здравствуй солнце золотое, (поднять одну руку вверх)

Здравствуй небо голубое, (поднять другую руку вверх)

Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)

Здравствуй маленький дубок, (приседают)

Здравствуй утро, здравствуй день, (разводят поочередно руки в стороны)

Нам здороваться не лень!» (поклон)

Молодцы, садитесь на стульчики.

А теперь давайте поздороваемся песенкой: я буду запевать, а вы повторять.

«Добрый день(1-2-3 ступени),

Добрый день (2-3-4 ступени),

Добрый день (3-2-1 ступени).

А теперь соединим все музыкальные фразы в одну песенку.

(Дети вместе с педагогом повторяют приветствие, затем присаживаются на стульчики.)

М.Р. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.)

Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством - она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.

Ребята, обратите внимание на эту весеннюю полянку. На улице еще только начинает таять снег, а на нашей полянке уже распустились первые цветы. Давайте вспомним, как они называются (подснежники, тюльпаны, одуванчики).

Сейчас мы все возьмемся за руки и заведем плавный хоровод вокруг нашей цветочной полянки. Но сначала я покажу танцевальные движения, которые будут сопровождать наш хоровод.

Музыкально-ритмическое упражнение

«Три притопа», муз. Ан.Александрова.

Затем дети садятся.

М.Р. Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла с собой необычную музыкальную шкатулку. Давайте посмотрим, о чем она нам расскажет. (Слайд 2,3 ).

Шкатулка показала нам картины природы. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Какое время года на них изображено? (Дети отвечают: Весна) . Правильно. А как вы догадались? (Дети отвечают: снег тает, ручейки бегут, солнце ярко светит…) А какие еще времена года вы знаете? (Дети отвечают: зима, лето, осень). А почему в музыкальной шкатулке лежат только иллюстрации весны? (Дети отвечают: потому что наступила весна). Верно. А каким еще способом кроме рисунка можно передать своё настроение? (Дети отвечают: стихами, с помощью музыки).

Сегодня я хочу показать вам портрет известного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пётр Ильич написал несколько музыкальных произведений о каждом из 12 месяцев и объединил эти произведения в один общий цикл – «Времена года» (Слайд 4).

А кто мне скажет какой сейчас весенний месяц? (Дети отвечают: Март)

М.Р. Верно. Март – это ранняя весна, но природа уже готовится к пробуждению! Послушайте, как Пётр Ильич Чайковский в музыке передал своё весеннее настроение.

Слушание музыкального произведения

П.И. Чайковского «Март – песня жаворонка».

М.Р. Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке? (Дети высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и.т.п…)

М.Р. Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери нужное слово!». Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящее.

Игра «Выбери нужное слово».

М.Р. Молодцы! Вот так, на фортепиано композитор передал свое весеннее настроение.

А сейчас предлагаю снова заглянуть в музыкальную шкатулку и посмотреть, что еще она нам приготовила (Слайд 5) . Здесь загадка, давайте попробуем ее отгадать:

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка... (Дятел)

Ж. Зудрагс
Конечно же, это дятел (Слайд 6) . А я знаю интересное стихотворение про дятла. Озвучить его мне помогут вот эти деревянные кубики. Послушайте! (дети слушают, затем повторяют стихотворение вместе с педагогом.)

Игра на развитие чувства ритма

«Дятел сел на сук», сл. А.Фаткина.

М.Р.: Мы в лесу слыхали стук:

Дети: Тук, тук, тук да тук!

М.Р.: Это дятел сел на сук:

Дети: Тук, тук, тук да тук!

М.Р.:

Тук, тук, тук!

Дети: Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук!

А теперь встанем и немного разомнемся.

Физкультминутка «Все захлопали в ладоши»

(Дети повторяют движения по тексту вместе с педагогом):

Все захлопали в ладоши дружно веселее.

Ножки, ножки застучали громче и быстрее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем, потянулись выше.

Завертелись, закружились, низко поклонились.

М.Р. Это стихотворение можно не только проговорить и простучать, но и весело пропеть. Вот послушайте.

Песня-упражнение для развития слуха и голоса

«Дятел», муз. Н.Леви, сл. А.Фаткина..

М.Р. Еще раз заглянем в нашу музыкальную шкатулку (Слайд 7).

Какой красивый весенний букет, правда, ребята? (Ответы детей.) Этот букет появился здесь не просто так. Он приглашает нас поиграть в интересную музыкальную игру «Собери весенний букет».

Возьмем себе каждый по одному цветочку и выберем трех ведущих. (М.р. произвольно выбирает трёх ведущих, одевает им на голову шапочки с соответствующими цветами.) Под плавную вальсовую музыку вы будете танцевать с весенними цветами. Когда же услышите другую музыку (показывает на инструменте как звучит «тремоло»), присядете на корточки и закроете глазки. В это время ведущие перебегут в разные уголки и поднимут вверх свои цветочки. С заключительным аккордом все бегут к своему ведущему и собирают из цветов букеты. Кто первый соберет букет, тот и выиграет.

Музыкальная подвижная игра

«Собери весенний букет».

М.Р. Игра закончена, садитесь на стульчики. (Дети садятся.)

Ребята, мне очень понравилось сегодня у вас в гостях. Вы так красиво танцуете, внимательно слушаете, даете интересные ответы. А что запомнилось вам больше всего? (Дети высказывают свои мнения.)

М.Р.: О каком времени года мы сегодня говорили? (Дети отвечают: о весне.)

М.Р.: Как называется музыкальное произведение, которое мы сегодня слушали? (Дети отвечают: «Март – песня жаворонка».)

М.Р .: А как зовут композитора? (Дети отвечают: Пётр Ильич Чайковский.). М.Р.: Какими способами можно передать свое настроение? (Дети отвечают: словами, стихами, с помощью музыки и жестов.)

М.Р.: Верно! Молодцы! Благодарю всех вас за активное участие.

До свидания!


Важенина Наталья Николаевна
Учебное заведение: Казахстан г. Астана Детский сад № 35 "Ертегі"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-05-22 Конспект занятия по музыке на тему «Путешествие в мир музыки» Важенина Наталья Николаевна Расширение представления детей о жанрах музыкального искусства, развитие мелкой моторики. Расширять словарный запас; учить детей слушать музыку, определять настроение музыкального произведения, жанры; дать понятие о нотах, музыкальной грамоте.

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект занятия по музыке на тему «Путешествие в мир музыки»

«Путешествие в мир музыки»

(Комплексное занятие по музыкальному воспитанию для детей старших групп)

Цель: Расширять представление детей о жанрах музыкального искусства, развивать мелкую моторику, расширять словарный запас; учить детей слушать музыку, определять настроение музыкального произведения, жанры; дать понятие о нотах, музыкальной грамоте.

Оборудование и материалы : Мультимедийная доска, музыкальный центр, стенд, изображения трех китов, нотки, вырезанные из картона и заламинированные (для следов), Маленькие нотки и музыкальные знаки из аракала разных цветов, нарисованный макет замка.

Ход занятия : (до прихода детей музыкальный руководитель раскладывает в коридоре подготовленные нотки от входа в музыкальный зал до входа в группу, дети идут в зал по пути собирая эти нотки)

Воспитатель : Ребята, посмотрите пожалуйста, что это такое? По моему это похоже на какие – то следы? (обращает внимание на ноты), эти следы куда – то ведут, мы пойдем по следам и выясним куда же они нас приведут (идут в музыкальный зал)

Дети под музыку входят в музыкальный зал

Музыкальный руководитель приветствует детей пением разных штрихов и оттенков (форте, пиано, стаккато, легато, мажор, минор)

Музыкальное приветствие «Здравствуйте»

(На стенде висят изображения трех китов)

Музыкальный руководитель : Это кто? (дети отвечают), обратите внимание, это не обычные киты, на них изображены какие – то буквы? Что бы это значило? (музыкальный руководитель достает записку из-за рисунка кита и читает ее)

Все ясно, оказывается сегодня нам предстоит веселое путешествие в мир музыки. Только непонятно, почему к нам приплыли три кита, может вы знаете, дети? (варианты ответов детей) Сейчас я вам поведаю очень удивительную историю, когда то очень давно, на свете совсем не было музыки; никто не танцевал, не пел, не играл на музыкальных инструментах. Жить было скучно и не интересно, тогда люди стали придумывать различные инструменты, которые могли бы издавать звуки, например: они взяли две ложки и постучали ими друг о друга, получился музыкальный инструмент, который используется до сих пор. Оказывается придумать инструменты совсем не сложно. Я предлагаю вам тоже стать музыкальными мастерами, придумать какой – либо инструмент из того, что вы видите перед собой (на столе лежат различные пренадлежности).

Музыкальная пауза «Необычный оркестр»

Музыкальный руководитель: У всех получилось, вы замечательные мастера. При помощи ваших инструментов, действительно можно создавать музыку. Люди по всему свету создали множество музыкальных инструментов, а давайте мы сейчас вспомним, какие инструменты нам знакомы?

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю?»

Музыкальный руководитель: Вскоре музыки стало так много, что музыканты решили ее распределить на группы, так и появились наши три кита. Именно поэтому на наших трех китах есть буквы: Т- это танец, П – это песня, и М- это марш. А вы сможете определить по музыке наших китов?

Восприятие музыки

(«Марш» К. Куатбаев, «Казахский вальс» Л. Хамиди, Песня «Веселая песенка» Г. Струве)

Музыкальный руководитель: Но наши киты, не только музыкальные, но еще любят играть и загадывать загадки. Они и вам приготовили задание. Готовы с ним справится?

Музыкальные загадки

(на мультимедийном оборудовании)

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята справились с заданием наших китов. Мы научились с вами определять жанр музыки, но как же записать музыку? Для слов у нас есть буквы, а для музыки?… (ноты).

(музыкальный руководитель показывает детям ноты)

Наши нотки не любят скучать и стоять на месте, предлагаю провести физминутку с нотками.

Музыкально – ритмические движения

(Физминутка «Скачут нотки по полянке»)

Скачут нотки по полянке, прыг, скок, прыг, скок,

Ставят ножку в босоножке прямо в бок и на носок,

То присядут, то подпрыгнут, нотки дружно в пляс пошли,

И сегодня на полянке хоровод свой завели.

Музыкальный руководитель : Понравилось вам играть с нотками? У ноток есть очень много друзей – музыкальных знаков, а мы будем дружить с нотами? А с музыкой? Тогда для такой большой и дружной компании просто необходим большой и просторный дом, в котором могут поместиться все друзья. Теперь нам предстоит самая интересная работа, сейчас мы с вами будем настоящими архитекторами и создадим свой замок.

Коллективная работа «Замок друзей»

(Дети выбирают разные фигурки нот и музыкальных знаков и расселяют их в большой замок)

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами познакомились с «Китами» музыки. Я думаю вы их хорошо запомнили. Это – песня, танец и марш. (Дети повторяют и закрепляют названия)

И на прощанье давайте споем песню, чтобы в нашем доме всегда было весело и уютно.

Музыкальное занятие в старшей или подготовительной группе детского сада на тему "Музыка и наше здоровье"

Захарова Ирина Александровна, музыкальный руководитель филиала МДОУ ДС №1 ДС №3 г. Белинского, Пензенской обл.
Описание работы. Конспект будет полезен музыкальным руководителям детского сада, воспитателям, учителям музыки в начальной школе. Здесь показан вариант преподнесения детям представления о том как музыка может влиять на здоровье человека (соответственно возрастным особенностям детей). Присутствуют проблемные ситуации, различные формы работы, пример "хорошей" и "плохой" музыки, использованы сказочные персонажи - Кот Базилио и Лиса Алиса. Занятие показывала на конкурсе "Воспитатель года" в 2016 году с детьми разновозрастной группы (старшая, подготовительная). Представлены фотографии и видео (любительские). Фильм для занятия (в конспекте проставлены минуты и секунды), мне показалось его удобнее использовать, чем презентацию. Надеюсь, мой опыт будет полезен.
Цель: формирование музыкального вкуса, представления о том, как музыка влияет на здоровье человека.
Задачи: эмоционально воспринимать музыку разного характера и высказываться о ней;
формировать умение с помощью пластических движений и художественного творчества передавать характер музыки;
развивать творческое мышление и воображение, познавательную активность, вокально - хоровые, коммуникативные навыки.

Ход занятия.

1.Вход. Под музыку дети змейкой вбегают в зал. (песня для входа "Тропинка -торопинка"(00:03)
Музыкальный руководитель: Ребята я очень рада, что веселая тропинка привела вас в музыкальный зал. Садитесь как вам удобно.
(Звучит фрагмент вступления "Вальса цветов" П.И.Чайковского (01:06)
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы сейчас слышите? (музыку)
- Как вы считаете, для чего нужна человеку музыка? (ответы)
- Говорить сегодня мы будем не только о музыке. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку.
Всем известно нам давно
Молоко коровье
Помогает укрепить
Детское …… (здоровье)
- Как вы считаете, может ли музыка как-то влиять на здоровье человека?
- Сегодня мы будем слушать и исполнять разную музыку, и я думаю мы найдём ответ на вопрос влияет ли музыка на наше здоровье, а если да, то как она это делает?
Сейчас давайте полюбуемся пейзажами, послушаем музыку и подумаем, какие чувства она передаёт.
2.Чайковский "Вальс цветов" – слушанье (фрагмент(01:32)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передаёт эта музыка?
- Как называется эта музыка, кто из вас узнал?
- Кто написал эту музыку?
- Кто бы мог танцевать под эту музыку?

Музыкальный руководитель: Да. Это произведение написал известный русский композитор П.И.Чайковский и назвал его «Вальс цветов». Под эту музыку в волшебном танце кружатся сказочные герои – принц и принцесса в окружении прекрасных цветов. Давайте представим, что мы оказались в сказке, превратились в прекрасные цветы и танцуем вместе со всеми. Кто хочет, может украсить себя цветами. (дети одевают веночки и галстуки с цветами)
- Постарайтесь сами придумать движения соответствующие музыке. По хлопку меняем движение.
3. Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» (03:11)


Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень красиво танцевали. Как вы думаете, какое действие эта музыка может оказать на здоровье человека? (она может укрепить здоровье)
- Почему вы так думаете? (она несёт добро, радость и счастье, от неё на душе хорошо. ещё танцевали, а танцевать полезно)
- Почему вы думаете, что танцевать полезно? (укрепляет осанку, развивает мышцы)
- Да, эта музыка дарит нам счастье и здоровье, давайте и мы с помощью музыки пожелаем всем здоровья и песней скажем – Добрый день!
4.Логоритмическая (коммуникативная) игра - распевание «Здравствуй!»
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки)
Здравствуй, солнце золотое! (смыкают сверху руки полукругом)
Здравствуй, вольный ветерок! (машут на себя)
Здравствуй, маленький дубок! (машут перед собой)
Мы живём в одном краю.(вытягивают вперёд)
Всех я вас приветствую! (поднимают руки вверх)


5.«Добрый день» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина - исполнение (04:50)


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, может эта песня помочь нам в какой-то ситуации? (если грустно, она может поднять настроение)
- Почему? (потому что характер музыки весёлый и радостный)
- Как эта песня может повлиять на наше здоровье?
- Почему она может укрепить здоровье (она дарит радость, хорошее настроение, пение укрепляет лёгкие, развивает дыхание, улучшает ручь)
- Да, если правильно петь, то это полезно для здоровья. А какие правила правильного пения вы знаете? (не кричать, правильно дышать, чётко проговаривать слова)
- Молодцы, вы всё правильно сказали. А теперь представьте, что вы оказались на лесной поляне, присели отдохнуть, закрыли глаза и услышали музыку.


6.Слушание Mariage d"Amour - Поль де Сенневиль - исп.Ричард Клайдерман. (фрагмент) (06:21)
Музыкальный руководитель: Музыка закончилась и вы открыли глаза.
А теперь подойдите к мольберту и с помощью цветных мелков передайте настроение музыки на бумаге.
Свободная изобразительная деятельность. (под музыку) (07:20)


Музыкальный руководитель: Почему вы выбрали такие краски? (музыка светлая нежная спокойная, поэтому краски светлые, нежные - жёлтый, розовый, голубой)
- Молодцы. Вы всё правильно сделали, и мне хочется сделать вам подарок. Здесь была музыкальная шкатулочка…. Где же она? Вы не видели, ребята?
(Музыка((08:51) Заходят Кот Базилио и Лиса Алиса. Ссорятся и толкаются)


Кот: Отдай, это я первый увидел!
Лиса: Зато я первая взяла!
Кот: Отдай, я ещё раз попробую открыть. Там золото может быть или драгоценности!
Лиса: Не дам, не дам. У тебя всё равно ключа нет.
Кот: а вот и есть, а вот и есть.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется к нам гости. Здравствуйте, уважаемые, вы попали в детский сад. Так, что не ссорьтесь и не ругайтесь, пожалуйста.
Лиса: Ой, детки!
Кот: А она мне шкатулку не отдаёт. Я её первый увидел!
Лиса: Она мне самой нравится. Правда, ключика к ней нет. Ну, ничего, я своим ключом попробую (ковыряет в замке, звучит громкая, неприятная музыка (09:13) кот и лиса пугаются )


Музыкальный руководитель:(вынимает ключ, музыка перестаёт звучать) Да это же мой сундучок. Я его приготовила, чтобы ребятам сюрприз сделать, а вы его взяли без разрешения и посмотрите что наделали. И совсем не такая музыка должна звучать! Ребята, что вы можете сказать о музыке, которую сейчас услышали? (она грубая, резкая, неприятная, очень громкая)
- Что можно делать под эту музыку? (ссориться, драться, кривляться)
- Давайте с помощью мелков изобразим впечатления от этой музыки.
Свободная изобразительная деятельность
Лиса и Кот крутятся около детей.
Лиса: Желтенький возьмите
Кот: Голубенький лучше
Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Коту и Лисе почему вы выбрали такие цвета? (она неприятная, страшная, поэтому цвета тёмные)
- Эта шкатулочка - подарок для ребят. И открыть его правильно может только специальный ключик. Ребята какой ключик может открыть музыкальную шкатулочку (показываю три ключа. Дети выбирают скрипичный, открываю шкатулку)
- Посмотрите, ребята, что здесь? (музыкальные инструменты)


Лиса: Вы, ребята нас простите и играть с собой возьмите.
Кот: Без разрешения мы брать ничего не будем.
Вместе: Мы обещаем.
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, если вы обещаете, мы с ребятами вас простим. Берите музыкальные инструменты. Посмотрим какую музыку принесёт эта волшебная шкатулочка. Музыка вам расскажет сказку, смотрите на экран и будьте внимательны.


7.Музицирование на детских музыкальных инструментах"Добрый мастер" (10:03)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передала музыка? (ответы детей)
- Как она может влиять на наше здоровье? (укреплять, потому что приносит радость и веселье)
Лиса и Кот: Спасибо. Теперь мы поняли какую музыку полезно и нужно слушать. А теперь нам пора. До свиданья, дети. (уходят, музыка (12:44)
Музыкальный руководитель: Мы сегодня слушали разную музыку. Посмотрите на ваши рисунки. Какую музыку вам хочется слушать, ту которую вы изобразили светлыми, яркими красками или ту, которую изобразили тёмными? Почему?
- Какая музыка полезна для здоровья? (та, которую приятно слушать, которая приносит радость, светлую спокойную)
- Молодцы ребята. Мне очень приятно было с вами сегодня общаться. (звучит музыка, потом тише, потом громче)
8.Выход. Музыкальный руководитель: Слышите, ребята, весёлая тропинка вас зовёт в группу, а там ждёт приятный сюрприз (дети змейкой выбегают из зала)


Любительское видео занятия.

Видеопрезентация к занятию. Мне показалось её удобнее использовать, чем просто презентацию.