Русская фольклористика XIX века. Народное творчество россии

Архитектура .

В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Новые типы зданий промышленных предприятий и государственных учреждений, вокзалов, магазинов, рынков, больниц, банков, мостов, театров , выставочных залов требовали новых архитектурных решений. Зодчие стали искать их в прошлом, используя мотивы и закономерности архитектурных стилей готики, ренессанса, барокко и пр. Это привело к господству эклектики (от греческого слова «эклегейн» - выбирать, избирать). Так, М. Месмахер создает здание Архива Государственного совета в Петербурге в духе архитектуры эпохи Возрождения. Мотивы эпохи Возрождения использует также и А. И. Кракау в здании Балтийского вокзала и особняке барона Штиглица на Английской набережной Невы.

Распространенным становится «неорусский» (или «псевдорусский») стиль. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники, по меткому замечанию современника, - «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания - Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев).

Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в. - это доходные многоэтажные и многоквартирные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль, затрачивая на их сооружение минимальные средства. Сооружение таких домов не требовало и значительных творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры XX в.

Музыка.

Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Его символом становится творчество «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся композиторов: Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперу Римского-Корса- кова «Псковитянка», музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др.

Вторая половина XIX в. подарила миру гений Петра Ильича Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку.

В 80-х и 90-х гг. постепенно расцветает творчество нового поколения композиторов - С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получают известность и совсем молодые композиторы - С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин.

Беспримерный взлет композиторского творчества сопровождается подъемом исполнительского искусства. Ма- риинский оперный театр в Петербурге украшали такие певцы, как В. Р. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. В Московском Большом театре пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов.

Музыка, как и иные области художественной культуры , выполняла во второй половине XIX в. многие просветительские задачи. Использование народных песенных мотивов, обращение к народным сюжетам предполагали приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс населения. В самом начале 60-х гг. на этом поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн.

Работа Музыкального общества была поставлена столь серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах. В числе исполнителей хора Московского отделения выступали любители-певцы из самых различных слоев московского общества.

В 1866 г. при Музыкальном обществе была создана консерватория (в Петербурге консерватория была открыта в 1862 г.). Директором консерватории стал Н. Г. Рубинштейн, он вел в ней также класс фортепьянной игры. Возникло нотное издательство.

Театр .

Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах.

В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия.

История русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.). Он выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодежи, они пользовались огромным успехом.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил сам А. Н. Островский. Большим успехом пользовался Александринский театр в Петербурге.

В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям - Садовских, Самойловых, Васильевых. Пров Михайлович Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского.

В 70-х гг. взошла звезда Марии Николаевны Ермоловой. После первой же ее роли все поняли, что появилось совершенно исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила в Малом театре роль Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Так началась в ее творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства героинь. Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). Эта пьеса благодаря игре М. Н. Ермоловой получила такое современное звучание, что ее постановка была запрещена после нескольких спектаклей.

Художественные промыслы.

Появление крупной промышленности и современного транспорта и соответствующие перемены в жизни общества повлекли за собой постепенное исчезновение массового ручного производства традиционных предметов русского быта. В то же время вторая половина XIX в. с ее выставками, ярмарками стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам. Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, ковроделие, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и т. д. В то время в России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.

В слободе Дымково близ Вятки, где женщины с давних пор были заняты изготовлением глиняных свистулек в виде коней, всадников, птиц, сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками. И хотя в конце XIX в. фабричные гипсовые статуэтки все более теснили эти игрушки, дымковские «барыни», «няньки», «водоноски» с пышными воротниками и оборками, яркими юбками пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.

Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком на белом фоне и полные народного юмора фигурки-статуэтки, выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских.

Заслуга в том, что эти прекрасные народные промыслы не были поглощены промышленным производством, принадлежит людям, для которых возрождение русских народных традиций стало делом всей жизни. Показательной в этом плане является судьба знаменитой хохломской росписи на дереве. Легенда гласит, что появление этого уникального промысла связано с церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец, который, прячась от преследователей, ушел в дремучие заволжские леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию, собрал он местных деревенских мужиков, передал им свои секреты, отдал краски и кисти и скрылся.

В конце XIX в. в искусстве Хохломы наступает период упадка: мелкому кустарному производству трудно было конкурировать с фабричным. Но усилиями Нижегородского губернского земства промысел был спасен. Была организована широкая продажа произведений народных мастеров в городских магазинах; по заказам земства с народными мастерами стали работать специально приглашенные художники.

Конец XIX в. характеризовался всеобщим возрождением интереса к народной жизни, народной художественной культуре, фольклору. Никогда ранее народное искусство не оказывало такого влияния на искусство профессиональное. В России того времени повсеместно создаются общества, кружки, объединяющие увлеченных традициями русского искусства просвещенных людей - меценатов, художников, литераторов. Итогом их деятельности стало не только сохранение старинных народных промыслов, но и появление новых.

Так, в конце XIX в. в мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России, - деревянные куклы-матрешки. Источником вдохновения для создателей русской матрешки - художника С. В. Малютина и мастера товарного дела В. Звездочкина - стали традиции богородской деревянной игрушки. Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность. В 1900 г. русская матрешка была показана на Парижской всемирной выставке, и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран. Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок.

XIX век стал временем расцвета и такого знаменитого подмосковного промысла, как производство платков и шалей в городке Павловский Посад, хотя первые платки здесь были изготовлены еще в XVIII в.

Мастера мстерской и палехской иконописи, пытаясь выжить в условиях нашествия фабричных икон, перешли на изготовление предметов быта с росписью лаковой миниатюрой. Это позволило сохранить тончайшие технические навыки и уникальные живописные народные традиции.

В художественной культуре второй половины XIX в. отчетливо прослеживается несколько направлений. Культура становится все более демократичной и все более критической по отношению к существующим порядкам. Она превращается в своеобразную общественную трибуну, пытается донести до власти самые болезненные проблемы, существующие в стране, предлагает свои пути переустройства жизни.
Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становятся народное творчество и традиции. В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.

Богатой жизнью жило в XIX в. и народное словесное творчество.

До уничтожения крепостного права основной чертой крестьянского творчества являлся его антикрепостнический ха­рактер. Крестьянство боролось против феодального гнёта с оружием в руках; своё враждебное отношение к крепостному праву и ко всему крепостническому строю оно выражало и в своём творчестве. Ненависть к крепостничеству и борьба с ним отражены в устном творчестве не только русского наро­да, но и других многочисленных народов нашей страны. В украинском и белорусском фольклоре антикрепостнические мотивы звучат с чрезвычайной резкостью; это связано с тем, что на украинском и белорусском крестьянстве лежал тяжёлый гнёт не только русских помещиков, но и польских панов, угнетавших народ также и в национальном и в религиозном отношении.

Антикрепостнические настроения крестьянства в XIX в. находили своё выражение в сохранении и распространении песен и преданий о Разине и Пугачёве.

Антикрепостнический характер имели многие песни, в которых призыв к борьбе с крепостничеством выражен совершенно явственно. Такова, например, песня «Как за барами житьё было привольное», изображающая тяжесть крепостного гнёта:

Пашем, пашем мы в глухую ночь, Собираем хлеб, не сеямши, Не цепом молотим - слегою По дворянским по головушкам Да по спинушкам купеческим.

Песня «Из-за леса, леса тёмного, из-за садика зелёного», обычно относимая к числу семейных (с темой несчастливого замужества), в одном из вариантов заканчивается антикрепостнической жалобой:

Что пропали наши головы За боярами, за ворамл! Гонят старого, гонят малого На рабогушку ранёшеныЛ, А с работушки позднешенько.

Многочисленны антикрепостнические сатирические сказки и анекдоты на тему «Барин и мужик». В них изображается либо физическое наказание барина крестьянином, либо умственное превосходство крестьянина над барином и осмеивается барская глупость. Жизнь и быт крепостной России часто сатирически трактовались в народной резьбе и малой скульптуре (например, «Кавалеры», «Дамы» - сатиры на барские костюмы; «Беременная монашенка», «Барин и танцующие крепостные девушки» и др.).

Отчётливо проявлялись антикрепостнические настроения и в имевших широкое распространение в XIX в. пословицах такого типа, как «Нужда учит, а барщина мучит». Много пословиц направлено против чиновников крепостнического государства («Карман сух, так и судья глух»), а также против попов («Поповские глаза завидущие, поповские руки загребущие», «Поповское брюхо из семи овчин сшито» и др.).

Одним из самых тяжёлых явлений народной жизни в дореформенный период была военная служба, длившаяся 25 лет. Тяжесть военной службы в крепостной России нашла своё выражение в рекрутских «причитаниях» и в песнях о солдатчине, проникнутых настроениями глубокого горя. «Служба царская» характеризуется сравнением с горькой полынью; «ученьице» солдат именуется «мученьицем»; бытовые условия солдатской жизни в одном из рекрутских причитаний характеризуются так: «Уеданьице -- мякинны нам сухарики, упоеньице нам - водушка со ржавушкой».

Косвенно связаны с крепостничеством и семейно-бытовые песни. В этих песнях нередко отражена тяжёлая участь жен­щины, насильно выдаваемой замуж, подвергающейся побоям, угнетаемой мужем.

В народном творчестве отражены подлинные условия жизни трудового народа. Однако народ в своих песнях и сказках выражал не только настроения горя и вражды к угнетателям. Сила народа была так велика, что даже в самых тяжёлых условиях жизни он не терял бодрости и веры в лучшую жизнь. Народные мечты, народные чаяния и ожидания находили своё выражение, между прочим, в волшебных (или чудесных) сказках. Героями этих сказок часто являются крестьянский сын, бедняк, солдат, простая крестьянская девушка и т. п. Преодолевая различные препятствия, нередко подвергаясь насмешкам и оскорблениям (как, например, Иван-дурак - излюбленный сказочный герой), они в конце концов торжествуют победу и добиваются счастья.

В народе возникали и новые исторические песни, откликав­шиеся на происходящие события. Таковы песни об Отечественной войне. В них отразился народный патриотизм, борьба с вторжением иноземных войск в пределы России. Исторические события изображаются, конечно, не с документальной точностью, но самое настроение народа передаётся с такой правдивостью, которая делает эти песни ценными историческими документами Начало войны изображается иногда эпичееким приёмом: «Французский король царю белому отсылается» (т. е. пишет письмо) с требованием заготовить квартиры для него и для его войска в Москве (подобное письмо в других песня к приписывается турецкому султану). Выручает царя Кутузов (в некоторых вариантах фамилия даётся иная), который обещает «встретить злодея середи пути», вместо столиков поста­вить пушки медные и т. д. Иногда рисуется самое нашествие («Во двенадцатом году объявил француз войну на матушку на Москву и на Россиюшку на всю» и т. д.), пожар Москвы; изображаются бои («Наши начали палить, только дым столбом валит» и т. д.). Особое внимание в народных песнях времён Отечественной войны 1812 г. уделено Платову; одна из популярнейших песен говорит о том, как Платов сам приехал к Наполеону и как Наполеон, не догадавшись, что это Платов, не сумел захватить его. Отечественная война вошла и в пословицы: «Приехал Кутузов бить французов», «Голодный француз и вороне рад» и др.

Недобрую память оставил о себе в народном творчестве Аракчеев. В песнях о нём говорится, что«Ракчеев - господин - всю Россию погубил, добрых людей прослезил» и т. д. Известно также предание об Аракчееве и его любовнице, в котором об Аракчееве говорится: «Аракчеев был очень суровой господин собака!».

Нашло своё отражение в народных песнях и восстание декабристов: песня о том, как в «неуказанное время царя требуют в сенат», была сложена в солдатской среде, отражала представление солдат о восстании на Сенатской пло­щади и певалась как конспиративная песня - тайком от начальства.

Развивался в первой половине прошлого века и рабочий фольклор. Возникали песни, отражающие жизнь и быт рабочих людей на дореформенных мануфактурах.

Сила произведений народного творчества была так велика, что они проникали и в быт господствующих классов (сказочники и сказочницы в дворянских семьях, хоры из крепостных крестьян и пр.). Народное творчество отразилось в произведениях виднейших и талантливейших писателей - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шевченко, композиторов - Глинки и Даргомыжского.

Русско-турецкая война 1828-1829 гг.

Внешняя политика Николая 1 в 1826-1849

При Николае I Россия играла ведущую роль в жизни Европы. Двумя основными направлениями ее внешней" политики были борьба с революциями и попытки решения Восточного вопроса.

Пост министра иностранных дел России с 1822 г. занимал К. В. Нессельроде, считавший главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.

Николай I планировал военный поход во Францию для подавления революции, но в ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание в Польше. В сентябре 1831 г. русские войска под командованием графа И. Ф. Паскевича после ожесточенного штурма взяли Варшаву. Результатом восстания стала отмена польской конституции 1815 г., автономия Польши была значительно урезана.

В феврале 1848 г. во Франции началась новая революция. Король Луи-Филипп был свергнут и провозглашена республика.

Николай I с большой тревогой воспринял эти события. 25 февраля 1848 г. он прервал дипломатические отношения с Францией, а 14 марта выступил с собственноручно написанным манифестом, в котором объявил о необходимости решительной борьбы «со смутой». В 1849 г. по просьбе Австрии Николай I направил в Венгрию 140-тысячную армию, в течение нескольких недель разгромившую вооруженные силы повстанцев, которые до того побеждали австрийские войска, и покончившую с восстанием в этой части Австрийской империи.

Русско-иранская война 1826-1828 гг. Получив известия о событиях в Петербурге в декабре 1825 г., иранский шах решил вернуть территории, отошедшие к России по договору 1813 г. В этом стремлении его активно поддержала Англия.

В 1849 году 15 немецких государств заключили соглашение о Унии, Николай 1 приложил все усилия к тому, чтобы не допустить появления в Центральной Европе крупного государства, так как это угрожало подорвать влияние. Все это не могло не затрагивать интересов других европейских держав, обеспокоенных значительным усилий России. Сразу после окончания войны с Ираном,Россия объявила войну Турции. Где успешно разгромила Турцию. 2 сентября 1829 года был подписан Адриантипольский договор.

Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство.

Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма.

Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.

Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись». Малый театр приобретает большое общественное значение в 50-70-е годы XIX в. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом. Именно он утвердил на сцене драматургию Островского.




2-я пол.19 в. - время расц- вета русской музыки. По инициативе М.Бала-кирева и М.Мусоргского возникла «Могучая кучка»(Ц.Кюи,А.Бородин, Н.Римский-Корсаков).Ее члены стремились передать «правду жизни» и особенности национального характе-ра. Сюжеты опер «Борис Годунов»,«Хованщина»(Му соргский), «Пскови- тянка»(Римский-Корса- ков», «Князь Игорь»(Бо- родин) уходят корнями в русскую историю. Музыка (р.т.1) М.П.Мусоргский.


Величайший вклад в сок- ровищницу мирового музыкального искусства внес П.И.Чайковский. Его оперы - «Евгений Онегин», «Пиковая да-ма», балеты «Лебединое озеро», «Спящая краса-вица» и др. составляют гордость репертуара крупнейших театров во всем мире. В к.века расцвел талант С.Танеева, А.Глазунова, А.Лядова, А.Аренского, С.Рахманинова, А.Скрябина и др. Музыка. П.И.Чайковский. Фотография 1860 г.


На театральных подмостках блистали оперные певцы- В.Петров, П.Хохлов, Б.Корсов, Д.Леонидова и др Огромную роль в популяризации классической музыки сыграл Н.Рубинштейн. По его инициативе были созданы Московское отделение Русского музы- кального общества, симфонический оркестр, Мос- ковская консерватория(1866 г.),нотное книжное издательство. Музыка. Московская консерватория. К.19 века.


Огромную роль в культур ной жизни того времени играл театр. Он был не только местом развле- чений, но и местом, где высказывались различ- ные общественные мне- ния, шли горячие фило- софские споры.Театры действовали в 100 горо- дах. В 1865 г.по инициа- тиве А.Островского и Н.Рубинштейна возник Артистический кружок- ставший центром теат- ральной жизни. Театр. Памятник А.Н.Островскому.


Ведущее место в развитии русского тетра сыграл Малый театр. Специа-льно для него писал пье сы,а затем ставил их А. Островский. В Петербур ге блистал Мариинский театр. 2-я пол.19 века дала целую плеяду выдающихся ак теров, появились актер- ские династии - Садовс- кие, Самойловы, Васильевы. «Звездой» русского театра стала М.Н.Ермолова – прима Малого те-атра. Театр (р.т.4) М.Н.Ермолова в роли Жанны дАрк.


Богородская игрушка. Появление крупной промышленности привело к ис- чезновению мелкого ремесленного производства и к превращению народных промыслов в отрасль ис кусства. В Троице - Сергиевом Посаде были изготов- лены символы России- матрешки и открыт промысел по производству Богородских игрушек из липы. В 1900 г. матрешки с триумфом были представлены на всемирной выставке в Париже. Местные мастера делали наборы,включавшие до 50 фигур. Художественные промыслы (р.т.5)


В селе Дымково близ Вятки изготавливали глиняные игрушки-свистульки в виде людей, животных, птиц. Их раскрашивали яркими анилиновыми красками. Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники,оборки, яркий геометрический орнамент. Сохранил свое своеобразие гжельский орнамент-синяя роспись на белом фаянсе и фарфоре. Художественные промыслы. Цирковой козел. Дымковская игрушка.


Особое место среди народных промыслов занимает хо хломская роспись. По преданию она появилась бла- годаря старцу-раскольнику, который прячась в мо- настыре начал промысел, а затем передал его секреты спасшим его мужикам. В к. 19 в. промысел, не выдерживавший конкуренцию с фабричным про- изводством, пережил кризис, но был спасен Ниже- городским земством и вскоре стал национальной гордостью. Художественные промыслы. Братина. Хохломская роспись.


Особенности культуры 19 века 1. Отчётливо прослеживается несколько направлений 2. Культура становится более демократичной и всё более критической по отношению к существующим порядкам, пытается донести до власти самые болезненные проблемы 3. Источником вдохновения для мастеров культуры всё большей степени становится народное творчество и традиции 4. Искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои народа.

Первое сорокалетие XIX века было временем дальнейшего накопления материалов и выработки научных взглядов на народное творчество. В усилении общественного и научного интереса к фольклору большую роль сыграла Отечественная война 1812 г. и революционное движение первой четверти XIX в. События первых десятилетий века обратили особое внимание передовых людей России на судьбы народа. Революционные настроения охватывают более широкие круги общества, борьба против крепостничества и самодержавия усиливается.

Декабристское движение, являющееся первым этапом революционно-освободительного движения в России, оказало огромное воздействие на развитие литературы и искусства и на формирование науки о них. Естественно, что декабристы, защищавшие национальную самобытность, гражданский пафос, патриотизм, иольнолюбивость в литературе и искусстве, не могли пройти без внимания мимо памятников народного творчества. Проблема народа в крепостнической России вставала и перед ними. И как бы ни были декабристы далеки от народа, они стремились найти в нем чувства и мысли, созвучные своим. Это и явилось основой так называемой декабристской фольклористики, к которой был близок А. С. Пушкин.

Замечания декабристов о фольклоре преемственно связаны с оценкой его А. Н. Радищевым. «Неискусный напев», открывающий сердца людей, выражает душу, характер народа. Описание пения слепца в главе «Клин» «Путешествия из Петербурга в Москву» можно сопоставить с тем, что писал А. Гевлич в статье «Нечто о народных русских песнях», опубликованной в «Соревнователе просвещения и благотворения» за 1818 г.: «Песни, излившиеся прямо из сердца народа... суть чистые отпечатки

его характера, первые, безыскусственные звуки его поэзии, в коих изображается, так сказать, вся душа его. В них наблюдатель может видеть естественное направление умственных его способностей и чистый источник коренных, врожденных его склонностей и влечений»

О высокой красоте песни народа писал А. А. Бестужев, утверждавший, что успешно развивавшиеся в Киевской Руси поэзия и просвещение заглохли в последующие века рабства. Крестьянин современной Бестужеву крепостной деревни «поет за трудом и на досуге, в печали и в радости, и многие песни его отличаются свежестью чувств, сердечною теплотою, нежностью оборотов; но беды отечества и туманное его небо проливают на них какое-то уныние, и вообще в них редко встречаются пылкие страсти и обилие мыслей» .

«Беды отечества» оказали существенное влияние на поэзию народа. Декабристы связывали народное творчество с реальной жизнью народа в прошлом и настоящем. И если «туманное небо» современности лишало поэзию народа пылких страстей, то это не значит, что они вообще чужды народу. А. А. Бестужев утверждал: «Возвышенные песнопения старины русской исчезли, как звук разбитой лиры» . Отголоски «песнопений старины» декабристы видели прежде всего в поэзии Новгорода, в вольной разбойничьей лирике, в гражданских мотивах народного творчества древней Руси. Особое внимание декабристов к Новгороду, к казачьим и разбойничьим песням вполне объяснимо. В этих произведениях декабристы видели выражение чувства достоинства и свободолюбия русского человека. Это, собственно, и объясняет внимание декабристов к прошлой жизни Новгорода и, в частности, к фольклору Новгородской Руси, которую они считали цитаделью народной вольности. Такое же внимание к себе привлекали песни казачьих районов и так называемые «разбойничьи» песни, в которых декабристы также пытались найти следы былой вольнолюбивости и борьбы народа с врагами.

Выявляя гражданские чувства в народной поэзии, подчеркивая в ней вольнолюбие темы, декабристы выступили не только исследователями, но и публикаторами фольклора. В альманахе «Русская старина» (1825), издателем и составителем которого был декабрист А. Корнилович, были напечатаны старинные казачьи песни, записанные В. Д. Сухоруковым (песни вошли в статью В. Д. Сухорукова «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях») г.

Во всех этих работах отражалась присущая декабристам ограниченность их исторической концепции. Идеализация глубокой старины и неверная оценка социальных взглядов народа в современности, его мировоззрения отражаются на противопоставлении декабристами фольклора древней и современной Руси.

Декабристы искали выражения вольнолюбивого духа не только в «сохраненных от прошлого русских народных песнях», но и в творчестве других народов. В кругах, близких к декабристам, живое внимание возбуждают собранные и изданные Клодом Фориэлем современные греческие песни. Греция, боровшаяся против порабощения, привлекала внимание всех прогрессивных деятелей мира. Героическая борьба ее запечатлена во многих песнях. Издание их Фориэлем было вкладом в мировую науку. Тотчас же после выхода книги во Франции II. И. Гне- дич (близкий по взглядам к декабристам) отобрал наиболее яркие из греческих песен о борьбе и жизни народа, перевел и издал их на русском языке. К изданию Гнедича «Песен нынешних греков» дана была вводная статья, доказывавшая, что русская и украинская восточнославянская поэзия и песни борющейся против поработителей Греции имеют много общего. Гнедич утверждал: дух греческой поэзии - родной для славян.

Книга переводов Гнедича вышла в 1825 г. и была высоко оценена и декабристами и Пушкиным.

Декабристы весьма ценили тот дух протеста, который обнаруживался в творчестве народов. Отсюда их внимание к творчеству народных певцов - скальдов, бардов. В статье, специально посвященной роли народных певцов, А. Ф. Рихтер подчеркивал,что их песни и сказания воодушевляли народ и вели его на подвиги. Народная поэзия тогда истинна, когда она воспитывает патриотизм и гражданскую доблесть. «Знаменитейшие барды своими песнями одушевляли мужество воинов». И когда Галлия была покорена, «жестокий Эдуард... велел в 1284 году предать смерти всех бардов из опасения, чтобы они не воспламенили духа народа к мужеству, к прежней независимости и не внушили ему ненависти к деспотизму» .

ИЗДАНИЕ - 1. Размноженное в к.-л. числе идентичных экземпляров одним из техн. способов (перепиской, печатанием, тиснением, электронной записью на к.-л. носителе) произведение (комплекс произведений) письменности, изоискусства, музыки, картографии, которое предназначено для передачи сведений и (или) образов читателю (зрителю) с целью воздействия на него, прошло редакционно-изд. подготовку и обработку, учитывающую особенности обращения его в потребительской среде.

Радищев выступал против характерного для XVIII столетия отрицания идейного и художественного значения народного искусства, боролся с пренебрежительным отношением к культуре народа. Он смотрел на народ как на единственного творца и хранителя подлинной культуры, стремился выяснить своеобразные национальные черты его, отраженные в фольклоре. О народной песне А. II. Радищев говорит в первой же главе «Путешествия...» («София»);он пишет,что в народной песне «найдешь образование души нашего народа».