Русская лаковая миниатюра в холуе. Холуйская миниатюра: от истоков к современности

Во времена нашествия на Русь татаро-монгольских завоевателей в ХШ веке, захват и разорение ими града Владимира, окрестных сел и деревень, заставили людей искать спасения и убежища в глуши лесной и болотной, куда не могла пройти монгольская конница, на северо-востоке от Владимира. В эти глухие, в то время, места и бежали люди, ища спасения. Народ мастеровой, трудолюбивый и стойкий. Они селились по берегам реки Клязьмы и ее многочисленных притоков: Нерли, Уводи, Шижигды, Тезы и Луха, создавая поселения и обживая эти новые места. Широко известно, что владимирцы мастера на все руки: отменные плотники, кузнецы, каменщики, литейных дел мастера, иконописцы и землепашцы. Рубили лес, строили избы, пахали землю, разводили скот, научились рыбу ловить, бортничать и лесного зверя добывать,все могли делать их руки.Вместе с житейскими делами и заботами жил в народе православный дух,стали храмы возводить, колокола лить и писать святые иконы.Крепка и славна Русь своей духовностью. Вот так постепенно и обживали,родной ставшую,землю наши далекие предки. Красота сих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих. Река - красавица небольшая, глубокая, извилистая Теза, с ее весенними разливами широкими, что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Она, повидимому, не была незамеченной и стала источником вдохновения на труд и творчество. Неслучайно обосновались наши предки здесь, на этом месте ставшим любимым, может быть далеко не лучшем на земле, но именно здесь, не случайно. Название же произошло от реки. В ней для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев называемые ""холуи"", ""холуйники"" - так объясняет русский толковый словарь В.И.Даля значение этих слов, а промысел рыбы в Холуе всегда был. Ее ловили много, и сами ели и продавали. Люди сохраняли свой быт, национальные обычаи, высокую нравственность, веру и вообще Русскую культуру, здесь подлинно Русский дух. О значении этого пожалуй и не думали, но оно воистину велико.

Первые же документальные сведения о Холуе,уже известном русском селении, относится к ХУ1 веку. Это грамота Великого Князя Московского Ивана Васильевича от 1546 года Троице-Сергиеву монастырю ""Об освобождении от пошлин стародубских соляных варниц"", из которой следует, что Холуй в то время являлся вотчиной этого монастыря, куда и поставляли холуяне добываемую здесь соль - продукт нужный и дорогой. В документах датированных 1613 годом Слобода Холуй упоминается уже как иконописное место и пожалована была князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. С этих, дошедших до нас, документальных источников, о Холуе в последующие времена упоминается довольно часто. Ученые люди иконописное искусство Палеха, Мстеры и Холуя называют древне-русской живописью. Они же утверждают, что раньше всех из них иконописание возникло в Холуе. Возможно первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице-Сергиевой лавре. Монахи лавры и могли обучить холуян. Это предположение. А указание архимандрита лавры Афанасия ""Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет, острых к понятию и иконописному художеству надежных, и, дав им в лавре покой, пищу и одежду, обучать живописи иеромонаху Павлу"" уже документально подтверждает приоритет Холуя в иконописном деле. В Холуй для обучения иконописи направлялись ученики из Шуи и Мстеры, сведения 1672 года свидетельствуют об этом. Холуй становиться в конце ХУП века носителем традиций Троице-Сергиева стиля иконописи. С начала ХУШ века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Холуйские иконы поставлялись в северные губернии России, Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт-Петербургскую и в саму столицу. Большим потребителем икон была Сибирь, туда отправлялись иконы возами и целыми обозами. Холуй получает заказы на иконы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии. Такой спрос естественно способствовал развитию. В советское время, писать иконы было запрещено. И художникам приходилось в новых условиях искать выход своему творчеству. Пройдя множество этапов становления, они пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше. В 1934 году художники объединились в артель, которая стала в последствии градообразующим предприятием, воспитавшем много талантливых художников. В многоликом и разнообразном русском декоративно-прикладном и народном искусстве лаковой миниатюрной живописи отдается предпочтение, за уникальность, красоту, талант художников и их ""золотые руки"". Лаковая миниатюра рукотворна, очень трудоемка и сложна, как в исполнении, так и в понимании, она родная сестра станковой живописи. Однако это прикладное искусство, так как неразрывно живопись слита с объемным предметом, шкатулкой, либо другим видом изделия и имеет утилитарное назначение. Лаковая миниатюрная живопись искусство камерное, очень трудно смотреть ее в выставочных залах, где невозможно внимательно рассмотреть детали, только тщательное рассматривание позволяет понять и по достоинству оценить ее. Холуйская миниатюрная живопись именно такова, но имеет свои характерные отличительные черты. Она реалистична и одновременно декоративна, отчего и понятна, в Холуе, как нигде, изображению человека уделяется главное внимание. Он гиперболично монументален, будь это образ сурового ""Вещего Олега"" либо грациозной ""Снегурочки"", отчаянного ""Степана Разина"" или могучего ""Святогора-богатыря"". Эта черта специфически русская и четко прослеживается во сем национальном искусстве. Красота Холуйской миниатюрной живописи тоже своеобразна, неброская, но убедительно добрая, привлекательная, начиная с формы и пропорции самого изделия и кончая орнаментальным узором. Характерные особенности Холуйского письма и сегодня продолжают возникать в непрерывном творческом процессе художников, и становится традиционным. В семидесятых и восьмидесятых годах Холуйская миниатюрная живопись развивалась интенсивно. Создавались новые произведения, пополняя фонды местного музея и ассортиментного кабинета, Ивановского и Плесского художественных музеев в Ивановской области, Московского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства, где самая большая коллекция Холуйской лаковой миниатюры, отдела Исторического музея на Куликовом поле.

Увеличивался и выпуск изделий для рынка, рос коллектив художников. Ежегодно выпускники местной художественной школы вливались в коллектив и, работая вместе с опытными талантливыми мастерами, набирались творческого опыта, профессионального мастерства и становились настоящими специалистами. Эти годы характерны расширением ассортимента выпускаемых изделий, количество образцов, с которых художники выполняют небольшими тиражами изделия для рынка, насчитывает более семисот штук. В ассортименте появляются новые виды изделий по формам и назначению, традиционно черные по цвету изделия дополняются красными, зелеными и вишневыми. В 1961 года изделия с Холуйской миниатюрной живописью выходят на международный рынок. Первый заказ был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Выход на международный рынок и тридцатилетний период поставки изделий на экспорт способствовал развитию искусства, укреплял экономику и поднимал международный престиж Русской лаковой миниатюры, в том числе и холуйской. В апреле 1992 года государственное предприятие Художественная фабрика лаковой миниатюры перешло в собственность работников путем приватизации и стало называться ТОО ""Диплома 1 степени Холуйские художественно-производственные мастерские"", а в апреле 2000 года реорганизовалось в Производственный кооператив «Холуйские художественные мастерские». Это преобразование коренным образом изменило жизнь коллектива. Особенно это было заметно в творчестве. Так как художники могли более свободно выбирать форму шкатулки, сюжет и способ его изображения. Но это заставило художников еще более серьезно относиться к своим произведениям, так как их труд оценивал непосредственно покупатель. За время самостоятельной работы предприятие, в лице художников, достигло больших успехов. Постоянно создаются все новые и новые работы, которые проходят серьезную оценку на "" художественном совете "" предприятия. И если работа удовлетворяет все требования по композиции, рисунку, традициям и написанию, то работа отбирается либо для музея, либо для выставки, а так же на образец для изготовления небольшой партии, или в салоны на продажу. Работы художников Холуя ежегодно участвуют в выставках-продажах как в России, так и за границей. Уникальные произведения занимают определенные места, гран-при и т.д. Среди художников Холуя есть народные, заслуженные, а так же молодые, но очень талантливые. В 2004 году Производственный кооператив «Холуйские художественные мастерские» отметили свое 70-летие. Мастерские также как и с самого зарождения, в качестве артели, являются градообразующим предприятием. На предприятии трудится 150 человек из них 115 художники.

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.
Холуй, поселок в Ивановской области, расположен по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много — её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.
Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ — полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.
Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».
Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».
Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).
К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.
Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар — иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени — в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом. К XVIII веку вся округа — Холуй, Мстёра, Палех, Шуя — являлась средоточием народного ремесленного иконописания.
Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 года. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.
Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.
Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная «картинность». Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.
Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.
Третье направление — орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.
Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые «бисерницы», и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.
В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.
Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.
Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.
Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.
Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе. Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.
Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.
Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.
Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золото же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

Холуй - самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше. Миниатюра Холуя, наряду с миниатюрой Палеха, Мстеры и Федоскина, принадлежит к числу наиболее развитых и популярных видов декоративного искусства. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Однако свой художественный язык Холуй нашел значительно позднее, чем Палех и Мстера. Это исторически обусловленное отставание промысла способствовало появлению явной недооценки молодого холуйского искусства как со стороны мастеров родственных промыслов, так и со стороны отдельных специалистов. Вплоть до 50-х годов двадцатого века на Холуй привыкли смотреть как на новую, совершенно несформировавшуюся разновидность лаковой живописи. Считали, что Холуй не имеет своего художественного лица, что его миниатюра - искусство подражательное, неполноценное в художественном отношении. Теперь уже для большинства стало совершенно очевидно, что миниатюра Холуя не только своеобразное искусство, имеющее большие перспективы развития, но также новаторское искусство.

Подобно палехской и мстерской миниатюре на изделиях из папье-маше искусство современного Холуя ведет свое происхождение от местной иконописи. Ее характерными особенностями были относительно реалистическая трактовка образов, живописность манеры и многоцветность колорита.

Миниатюра Холуя имеет много общих черт с миниатюрой других родственных промыслов и, прежде всего, c искусством Палеха и Мстеры. Вместе с тем холуйской миниатюре свойствен ряд особенностей, которые выделяют ее в самостоятельный вид искусства декоративной лаковой живописи.

Тематика произведений холуйских мастеров мало отличается от тематики миниатюр остальных центров в лаковой живописи. Мастера Холуя работают примерно над тем же кругом сюжетов, апробированных в лаках с точки зрения их соответствия возможностям декоративного решения в миниатюре на папье-маше. Однако в своей творческой деятельности холуйцы больше внимания уделяют исторической тематике, нежели сказочной и былинной, что объясняется тяготением мастеров Холуя к конкретно-реальному воспроизведению явлений действительности. Среди работ, написанных на темы современности 30-х годов 20 века, преобладают произведения, посвященные труду и быту людей колхозной деревни. Сказочная и литературная тематика в Холуе представлена значительно уже, чем в Палехе и Мстере. Из миниатюр, написанных на литературные темы, большая часть посвящена произведениям Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также русскому эпосу "Слово о полку Игореве". В виде самостоятельного жанра в Холуе получает развитие декоративный пейзаж.



В Холуе, как и в других очагах лаковой миниатюры, наблюдается большое тяготение мастеров к повествовательности, занимательному рассказу. Так, наряду с односюжетными миниатюрами, написанными на крышках шкатулок, распространены многосюжетные, или многоклеймные, в которых посредством условно-единого пейзажа объединяются различные моменты, посвященные какой-либо одной теме, например, различные сюжеты из одного литературного произведения или же несколько произведений, принадлежащих перу одного автора ("Боярин Орша", "Лермонтов и его произведения"), а также взаимно дополняющие одна другую композиции, выполненные на поверхности многосторонних шкатулок и ларцов. Прием последовательного рассказа (от клейма к клейму или от грани к грани) позволяет мастерам при наличии ограниченной выразительности лиц и рук изображаемых персонажей полнее и глубже раскрывать избранную тему. Кроме того, многосюжетная, или многоклеймная, композиция удерживает мастеров при росписи крупных поверхностей от нарушения допустимых в миниатюре масштабов и принципов решения.

Пространство в холуйской миниатюре строится кулисами и ярусами ("Вещий Олег", "Лермонтов"). Предметы з холуйских миниатюрах располагаются не один за другим, а один над другим. Сила цвета задних планов в миниатюре значительно интенсивней, чем в живописи, благодаря чему предметы, находящиеся сзади, приближаются к предметам переднего плана. Нарушение правил перспективы вызвано необходимостью сохранения поверхности вещи и тем самым достижения цельности всего художественного произведения.

Относительная конкретность и доходчивость художественного языка, говорящего формами и цветом, приближающимися к реальной действительности, - одна из отличительных черт холуйской миниатюрной живописи.

Стремление холуйских мастеров к конкретизации изображаемого можно наблюдать как в рисунке, так и в колорите их миниатюр. Приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям, а колорит к естественной окраске предметов, мастера в то же время сохраняют необходимую степень декоративной условности, сообщающей их творениям поэтическую приподнятость.

Цветовая гамма холуйских миниатюр построена в одном из двух ключей - теплого, с преобладанием песочно-оранжевого тона и холодного сине-зеленого, оживленного контрастами дополнительных тонов. Золото и серебро применяются только при изображении блестящих металлических предметов или узоров.Орнамент в Холуе сдержан и строг, подчинен реалистическим принципам письма.

Советская эпоха диктовала свои требования к искусству. Необходимо было соответствовать требованиям "соцреализма". Работая над современной темой, холуйский мастер должен был не только отобрать и обобщить материал действительности, необходимый ему для создания художественного образа, но также найти заново большую часть средств художественного выражения, так как многие из традиционных декоративно-условных приемов холуйской миниатюры не могут быть здесь использованы с такой же свободой и полнотой, как при решении образов сказки.

Основы холуйской миниатюры были заложены тремя старейшими мастерами промысла - С.А. Мокиным, К.В. Костериным и В.Д. Пузановым, сыгравшими огромную роль в (сложении стиля Холуя. Имея в своем творчестве много общих черт, они в то и тоже время сильно отличались в индивидуальной художественной манере.

В советское время расширяется круг тематики. В миниатюрах находит отражение народная сказка, красивый местный пейзаж не только как фон, но и как самостоятельный жанр. Значительно больше внимания, чем прежде, холуйские художники уделяют изображению фигур в движении, которое становится разнообразнее и убедительнее, что очень важно в миниатюре, которая многие душевные состояния человека передает не через выражение его лица, а посредством движения фигур и ритма в окружающем его пейзаже или обстановке. Конкретизируется место и время действия, индивидуализируются персонажи. Все большее и большее значение в сюжетно-драматических миниатюрах приобретает пейзаж, играющий значительную роль в создании того или иного настроения, отвечающего содержанию миниатюры. Вводятся все новые и новые мотивы, не изображавшиеся до сих пор в холуйской миниатюре (различные деревья, растения, архитектура и проч.). Обогащаются композиционные приемы и колорит, хотя в отдельных случаях художникам все еще не удается достичь подлинной гармонии в том и другом. Вырабатываются яркие, индивидуальные манеры у мастеров молодого поколения.

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

Холуйская миниатюра - одна из разновидностей традиционной русской лаковой миниатюры. Народный промысел, развившийся на базе иконописного искусства в поселке Холуй Ивановской области. Изображения выполняются темперой на шкатулках, ларцах, кубышках и т.д., изготовленных из папье-маше.

История холуйской миниатюры

Первоначально мастера пос. Холуй писали иконы. Это были в основном недорогие произведения, предназначенные для сельского населения. Также выполнялись работы и для Троице-Сергиевской лавры. Миниатюры начали создавать в поселке только после Октябрьской революции. Следовательно, этот промысел можно считать самым молодым из всех подобных. К примеру, палехская миниатюра возникла гораздо раньше - в XVII веке. Первые холуйские произведения были выполнены не на шкатулках или ларцах. По предложению А.В. Бакушинского в целях экономии было решено рисовать миниатюры просто на листах картона. В результате изображения начали напоминать обычные произведения станковой живописи. Поэтому постепенно холуйские мастера все-таки перешли на декоративное оформление предметов бытового назначения, выполненных из папье-маше. Художественная артель по лаковой живописи была создана в 1934 году.

Признание холуйской миниатюры пришло далеко не сразу. Однако художники артели, такие как К. Костерин, С. Мокин, Д. Добрынин, В. Пузанов-Молев приложили максимум усилий для выработки собственного неповторимого стиля. Проведенная ими колоссальная работа дала свой положительный результат. В 1937 г. холуйская миниатюра получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже. Выставляется на знаменитых мировых выставках она и в последующие годы.

После Великой Отечественной войны сюжеты и темы холуйских миниатюр становятся гораздо разнообразнее. В это время начинают проявляться черты нового, абсолютно оригинального и своеобразного направления русского лакового промысла, отличного от произведений Палеха, Федоскина и Мстеры. Холуйская миниатюра широко экспортируется за рубеж - в США, Канаду, Италию, Испанию, Англию и другие страны.

На сегодняшний день эта разновидность лакового промысла претерпела значительные изменения. За годы существования холуйской миниатюры художники мастерской полностью преодолели некоторые недостатки и ограниченность изображений. Современная холуйская миниатюра несет в себе четко прослеживающиеся индивидуальные черты и имеет своеобразный облик. В наши дни на территории поселка Холуй действует ООО «Холуйская миниатюра». Декоративную продукцию этой мастерской можно приобрести и в интернете.

Отличительные особенности холуйской миниатюры

От лаковых миниатюр Палеха и Мстеры произведения мастеров Холуя отличаются, прежде всего, цветовой гаммой. При выполнении изображений по большей мере используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Холуйская миниатюра проработана не так детально, как палехская. Золотая краска используется в ней гораздо скупее. Кроме того, имеются значительные отличия и в выборе самих тем. Очень часто используются реалистичные сюжеты. К основным отличительным особенностям лаковых изделий поселка Холуй можно отнести также:

Наличие орнамента;
. смешение временных сюжетов. Подобный прием был характерен для древнерусской иконописи. Темы холуйских миниатюр часто несут повествовательный характер;
. декоративная выразительность сюжетов;
. использование былинных и исторических тем.

Круг сюжетов необыкновенно широк. Помимо былинной и исторической, используются сказочная и литературная тематика. Часто на холуйских изделиях можно видеть живописные пейзажи. Примечателен также и интерес к изображению архитектурных объектов. Необыкновенно красивы городские пейзажи с детально проработанными зданиями Петербурга, Суздаля, Кижей и других русских городов. При этом плотные изображения архитектуры чередуются с ажурной зеленью. На черном фоне все это смотрится необыкновенно эффектно.

Пейзаж часто вводится в самые разные темы изображений. По стилю он несколько напоминает мстерский. Отличие - в большей графичности. Холуйская миниатюра не загромождена большим количеством мелких деталей. На коробочках, шкатулках и ларцах, декорированных в начале прошлого века, часто можно видеть темы Гражданской и Отечественной войны, революционных событий 1917 года. Также в XX веке мастера Холуя иногда отдавали предпочтение актуальным сюжетам из тогдашней советской жизни. К примеру, некоторые предметы украшены изображениями на тему освоения космоса.

Экспонаты холуйской лаковой миниатюры представлены во многих крупных музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново и т.д. Открыта экспозиция и в самом поселке. Музей поселка Холуй был основан в 1959 г. по инициативе группы художников - А. В. Крюкова, К. В. Костерина, Б. В. Тихонова и других.