В н бакшеев голубая весна. Составление рассказа по картине В.Н

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958)

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства - Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.

Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX - начала XX века.

Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.

Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: "Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса - какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни".

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства - восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева "Голубая весна" (1930).

Эта картина - глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине "Голубая весна" Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухов. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор - живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева - подлинного поэта русской природы.


«Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».
Бакшеев Василий Николаевич.


Василий Николаевич Бакшеев
Голубая весна
Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе.
Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.


Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1957)

Картины Василия Николаевича Бакшеева (1862 - 1957 гг.) привлекают к себе своей особой ясной тишиной, светлым взглядом на мир, душевной чистотой. Ровесник и соученик Левитана, проживший долгую и счастливую творческую жизнь, он обращался к бытовому и портретному жанрам, но предпочтение отдавал пейзажу, воссоздавая сложные и трепетные краски природы.

Художник пейзажист и жанрист. Родился в 1862 г. в Москве. Учился с 1878 по 1888 гг.

Бакшеев прекрасный мастер письма на открытом воздухе. Палитра его сдержанна, но это не мешает ему передавать тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов. Пейзажи Бакшеева привлекают своей особой тишиной, духовной чистотой.

Русский художник Василий Бакшеев писал пейзажи и картины бытового жанра. Он учился в Московском училище живописи у самых знаменитых мастеров пейзажа второй половины XIX века - Алексея Саврасова, автора картины «Грачи прилетели», и Василия Поленова - «Московский дворик». И научился у них не только искусству живописи, но любви к русской природе.

Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое название - голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом.

Такой же приём с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев использует и в другой картине - «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.

Летние пейзажи у Бакшеева тоже есть. Например, картина «Жатва». Это одновременно и пейзаж, и бытовой жанр. Сейчас урожай зерна собирают машины, а в конце XIX века, когда была написана картина, это делали крестьяне вручную, срезая колосья специальными большими полукруглыми ножами - серпами.

Бытовые картины Бакшеева рассказывают про самую обычную жизнь. Вот закончили серьёзный разговор отец и его взрослая дочь - картина «Житейская ссора», в которой можно рассмотреть интерьер городской квартиры конца XIX века - самовар, лампу под зелёным абажуром, вышитые скатерти. Вот семья собралась за обедом, и девочка угощает собачку, примостившуюся под столом. Бакшеев - хороший рассказчик, и, глядя на его картины, можно живо представить, какой была жизнь сто лет назад.

Конспект совместной образовательной деятельности «Голубая весна» с использованием нетрадиционной техники рисования и ИКТ-технологий.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».

Тема: «Голубая весна».

Возрастная группа: средняя.

Вид деятельности: изобразительная (нетрадиционное рисование).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, физическое развитие.

Цель: развитие изобразительного потенциала дошкольников средней группы средствами нетрадиционных техник рисования.

Образовательные:

1. Знакомить детей с творчеством Василия Бакшеева на примере картины «Голубая весна».

2. Расширять представления детей о способах получения новых цветов и оттенков при работе с гуашью.

3. Учить передавать весеннее настроение в своих произведениях.

4. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, видеть и понимать отличия в работах различных авторов.

Развивающие:

1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, художественный вкус, эмоциональные чувства, образное эстетическое восприятие, цветовосприятие.

2. Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные умения.

3. Развивать мелкую моторику рук, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, стремление к достижению результата.

2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы, эмпатию.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор с экраном, мольберт, крупное изображение березы, клеенки для каждого стола;

Раздаточный материал по количеству детей (листы альбомной бумаги размером А5 с наклеенными «стволами» из малярного скотча, наборы гуаши, кисти, непроливайки с водой, салфетки, фломастеры).

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Педагог предлагает всем детям собраться в центре групповой комнаты.

Кто хочет со мной немного поиграть? Подходите, не стесняйтесь! Молодцы. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем:

Станем рядышком, по кругу, и протянем руку другу.

Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся!

Ребята, какое сейчас время года? (Ответ детей: весна).

Правильно, пришла долгожданная весна. А как вы догадались? (Дети перечисляют приметы весны)

Какие вы умницы, всё знаете. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и послушаем весну, её легкие шаги. (Включается на компьютере весенняя музыка)

Дети слушают весенние звуки (пение птиц, капель, журчание ручья) и называют их источник.

Вся природа радуется теплому весеннему солнышку: и животные, и растения, и люди. Давайте его позовём к нам в гости:

Солнышко, колоколышко,

Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди!

Нам в поле бежать, весну встречать!

2. Основная часть.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Появляется картина Василия Бакшеева «Голубая весна»)

Что на нём изображено? (Ответы детей) Правильно, весна в березовой роще. Это пейзаж Василия Николаевича Бакшеева. Как вы думаете, почему эту картину автор назвал «Голубая весна»? (Ответы детей)

Большую часть картины занимает небо. Обратите внимание на его цвет. Кажется, что Василий Николаевич нарисовал прозрачный, чистый весенний воздух. И эта голубизна подчеркивается нежными красавицами берёзками.

Ребята, как вы думаете, какое настроение хотел нам передать автор картины? (ответы детей). Давайте с вами попробуем нарисовать похожую картину, наполненную таким же прекрасным весенним настроением.

Дети садятся за столы, приготовленные к работе с краской.

Мы с вами превращаемся в настоящих художников. Для того чтобы наша картина получилась красивой и весенней, нужно найти подходящий оттенок голубого цвета. Давайте смешаем на палитре голубой и белый цвет, посмотрим, какие у нас получатся оттенки. (Дети смешивают краски, находят подходящий вариант) Молодцы!

Давайте встанем и дадим нашим пальчикам отдохнуть:

Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьётся.

Теперь можно приступать к рисованию картины. Присаживайтесь на свои места.

Перед вами лежат листочки. На них приклеены полосочки малярного скотча. Давайте представим, что это наши березки. Обратите внимание, что работу нужно размещать вертикально! Закрасим всю поверхность листа разными оттенками голубого. Смотрите на картину Василия Николаевича, как он распределял оттенки неба. Приступайте к работе. Не забывайте ополаскивать кисти в воде, промакивать лишнюю влагу салфеткой.

Дети рисуют под сопровождение весенней музыки.

Молодцы, у всех получились красивые работы. Пока они будут высыхать, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять -

Нам пора букет собрать!

Раз - присели, два - присели -

В руках ландыши запели!

(Дети повторяют за взрослым движения по тексту)

Ребята, наши картины высохли. Давайте аккуратно снимем с них скотч. (Воспитатель помогает детям)

Посмотрите, как красиво получилось. Каким кристальным, воздушным выглядит наше небо! Только чего-то не хватает нашим березкам. Что нужно им добавить? (Ответы детей)

Правильно, на стволах нужно дорисовать горизонтальные черные черточки. Не забудем нарисовать нашим березкам и длинные веточки. Посмотрите, какая красивая березка к нам пришла в гости. (Воспитатель крепит к мольберту изображение березы). Давайте дорисуем эти элементы черными фломастерами.

3. Заключительная часть.

Дети заканчивают свои работы и приносят их на выставку, любуются своим творчеством, делятся впечатлениями.

Смотрите, ребята, какие разные картины у вас получились. Все они наполнены весенним настроением, радостью пробуждающейся природы. Вы настоящие художники. Все ваши работы увидят родители и наши сотрудники. Пусть они тоже порадуются весне!

Вам понравилось рисовать природу? Какие мы смешивали краски? Зачем? С творчеством какого художника мы познакомились? (Ответы детей)

Спасибо за прекрасные картины! Давайте вместе уберем наши рабочие места.


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.