Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи. Коста хетагуров основоположник осетинской литературы













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством К.Л.Хетагурова;
  • ввести в круг чтения третьеклассников произведения К.Л.Хетагурова;
  • познакомить со стихотворением К.Л. Хетагурова «Будь мужчиной»;
  • учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
  • прививать любовь к произведениям К.Л. Хетагурова.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение и книгу;
  • называть имя, отчество и фамилию поэта;
  • отрабатывать различные способы чтения;
  • читать выразительно подготовленные тексты стихов.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, экран, совр. издание книги «Ирон фандыр».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня наш урок посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.

Учитель. Вы наверно догадались, о ком идёт речь? Мы поговорим о творчестве К.Л. Хетагурова.

1слайд. Портрет К.Л. Хетагурова.

Звучит музыка «Рагон хонга» обр. И.Мистуловой

«Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда – нибудь к свободе проложить».

Учитель. Эти поэтические строки Коста Хетагурова стали девизом короткой и вместе с тем яркой, пламенной жизни художника слова, творца.

Учитель. Что вы знаете о Коста Левановиче Хетагурове? (Дети делятся своими знаниями о К.Л. Хетагурове)

II. Работа по теме урока

1. Биография К. Л.Хетагурова

2 слайд. Селение Нар. Отец и мать.

Учитель. 15 октября 1859 года в горном селении Нар, Северной Осетии, в семье горца – осетина Льва Елизаровича. Тяжёлое и безрадостное детство было у Коста. Он рано осиротел, его мать Мария Гавриловна Губаева умерла после рождения Коста. Рано он узнал нужду и горе.

Учитель. Учился Коста сначала в сельской школе.

3 слайд. Ставропольская мужская гимназия.

Учитель. Потом в Ставропольская мужской гимназии. Десять лет учился Коста в этой гимназии.

4 слайд. Портрет Левана Елизаровича Хетагурова.

Учитель. В это время отец Коста Леван Елизарович служил в русской армии и на склоне лет вышел в отставку в чине подпоручика. Он рассчитывал, что его сын Коста пойдёт по его стопам и станет военным, но Коста осенью 1881 года уезжает и поступает в Петербургскую академию художеств.

5 слайд. Петербургская академия художеств.

Учитель. Долго отец не понимал, зачем Коста поступил в академию художеств и постоянно с горечью спрашивал «Кем ты будешь, кем лапу…?»

Учитель. Для самого Коста его занятия живописью были страстью, его дарованием. Но закончить академию Коста не удалось, так как не хватило денег на оплату обучения, а отец к тому времени состарился и помочь сыну не мог.

Учитель. Сейчас трудно рассуждать на тему, как сложилась бы судьба Коста – живописца, если бы образование его было завершено.
Сегодня я хочу показать вам одни из знаменитых картин К.Л.Хетагурова.

6 слайд

Звучит «Хонга» муз. Ревазова

2. К.Хетагуров – художник

7 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Ущелье Аман – Ауз»

Учитель. К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз.
Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы.

8 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Дети – каменщики»

Учитель. Перед вами картина «Дети – каменщики». Вы видите мальчика – осетина, который на Военно-Грузинской дороге занимается отысканием и продажею хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда перестаёт разбивать каменную глыбу тяжёлым молотом и протягивает руку с хрусталём путникам, как бы говоря: «Купи!»
Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему. Обратите внимание, как они одеты. Изодранная одежда, овечья папаха, войлочная шляпа. На ногах у старшего национальная обувь из сыромятной кожи, а младший вовсе босой.
Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.

9 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «За водой»

Учитель. Другая картина «Горянка, идущая за водой».В ней художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.

Физминутка

– Попробуйте с помощью движений и мимики рассказать о возникших у вас чувствах и мыслях и передайте своё представление об увиденных картинах.

3. К.Хетагуров – поэт

Учитель. Коста долгие годы провёл вдали от родного края и теперь его потянуло на родину. Он возвращается. Он видит тяжёлое и бесправное положение народа. Он переживает.

Учитель. Коста пишет стихи, поэмы, пьесы. Он призывает народ к свободе, отваге как в стихотворении «Походная песня».
Но сегодня я хочу остановится на известной книге стихов «Ирон фандыр». Книга писалась им всю жизнь. Так как печатать (публиковать) стихи было в ту пору в Осетии негде, стихи расходились на листочках, некоторые из них становились народными песнями.

11 слайд. Обложки первой книги «Ирон фандыр».

Учитель. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги. И вот в 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга «Ирон фандыр» становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям».
Стихи писались на осетинском и русском языках.

(Дети читают стихи: «Походная песня» на ос. яз., на русск. яз.; «Синица» на русск. яз.; «Весна» на русск. яз.)

4. Работа над стихотворением К.Л.Хетагурова «Будь мужчиной»

12 слайд. Скульптура М.Томаева «Коста – просветитель».

Учитель. В музее стоит скульптура скульптора М. Томаева «Коста – просветитель». Коста Хетагуров стоит рядом с мальчиком, который держит в руках книгу. Он учит школьника любить Родину, быть сильным, мужественным, искать и найти в жизни свой верный путь!

Учитель. Сегодня мы познакомимся со стихотворением к. Хетагурова «Будь мужчиной».

  • Чтение стихотворения на осетинском языке.
  • Чтение стихотворения на русском языке про себя.
  • Чтение сильными учениками вслух.

Словарная работа.

Чурек – это хлеб, приготовленный из кукурузной муки.

5. Выборочное чтение

– Как называется стихотворение?
– Что значит быть мужчиной, по мнению автора? Зачитайте строчками из стихотворения.(1, 2 четв.)
– К чему призывает К. Хетагуров детей? Зачитайте строчками из стихотворения. (3, 4 четв.)
– Как понимаете эти строчки?
– Что значит найти свой верный путь?
– Что по-вашему «быть мужчиной»?

6. Выразительное чтение стихотворения

III. Итог урока

Учитель. 2009 год – явился годом памяти Коста Левановича Хетагурова, так как ему бы исполнилось 150 лет со дня рождения.
На главных площадях России прошли гала – концерты с участием мастеров искусств Северной Осетии.
В Москве в театре Станиславского прозвучала опера «Коста».
В Санкт-Петербурге и Пятигорске открыты памятники К. Хетагурову.

13 слайд. Музей в селении «Нар»

Учитель. Вы знаете, что у нас в республике ежегодно, в октябре месяце, проводится неделя памяти Коста Хетагурова.
Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к
памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.

14 слайд. Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе.

Учитель. Я думаю, что вы полноправно можете сказать «Я знаком с творчеством великого поэта, художника, патриота К.Л.Хетагурова».

Учитель. Чем понравился урок? Что запомнилось? (Дети делятся своими впечатлениями)

Информационные ресурсы :

  1. Тотырбек Джатиев «Кем ты будешь, лапу?» // Москва «Детская литература» 1980 г.
  2. Коста Хетагуров . Стихотворения. Поэмы. Пе6ревод с осетинского Тотырбеком Джатиевым // Москва «Детская литература» 1980 г.
  3. Коста Хетагуров «Ирон фандыр» // Издательство «Советский писатель» 1976 г.
  4. Интернет-

Коста Леванович Хетагуров Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято… «Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык, как счастьем, дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда-нибудь к свободе проложить». Селение Нар. Отец и мать. Леван Елизбарович Хетагуров Мария Гавриловна Ставропольская мужская гимназия. Учился Коста сначала в сельской школе, потом 10 лет в Ставропольской мужской гимназии. Петербургская академия художеств Хетагуров проходит школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля. Через два года из Кубанской области пришло известие, после которого Коста долго не мог прийти в себя. Ему перестали платить 25- рублёвую стипендию. Вскоре Коста покинул гимназию. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Ущелье Аман – Ауз» На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз. Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Дети – каменщики» Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Горянка, идущая за водой» На картине «Горянка, идущая за водой» художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть. Но главной творческой стезей Хетагурова остается поэзия. ЗАВЕЩАНИЕ Прости, если отзвук рыданья Услышишь ты в песне моей: Чье сердце не знает страданья, Тот пусть и поет веселей, Но если бы роду людскому Мне долг оплатить довелось, Тогда б я запел по-другому, Запел бы без боли, без слез. ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ Дети Осетии, Братьями станем В нашем едином И дружеском стане. С нами высокое Знамя народа. К свету, с победною Песней похода! К правде сверкающей Смело шагайте! Трусы, бездельники, Прочь! Не мешайте! Стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Памяти М. Ю. Лермонтова Зачем, поэт, зачем, великий гений, Явился ты так рано в этот мир, Мир рабства, лжи, насилья и гонений, Мир, где царил языческий кумир?.. Зачем судьба с таким ожесточеньем Гнала тебя из-за пустых интриг Трусливых бар, взлелеянных бездельем, Когда клеймил их твой могучий стих? Ты нужен был не царству бар и рабства, А вот теперь, когда талантов нет, Когда нас всех заело декадентство, О, если бы ты жил теперь, поэт! Твой мощный стих, могучие аккорды Рассеяли б остаток прежней тьмы,- Тогда бы по пути добра, любви, свободы Пошли бы за тобой вперед со славой мы. Создавая стихи на русском языке, часто подражательные, Хетагуров сумел отточить свое мастерство, которой в полной мере вылилось в единственной его книге «Осетинская лира», составившая славу, признание и память потомков. «Ирон фандыр» - единственная книга его стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга «Ирон фандыр» становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям». БУДЬ МУЖЧИНОЙ Встань рано, будь мужчиной, Умойся, помолись: «О господи единый, Защитой мне явись!..» Будь в доме хлеба вволю, Ты б свой имел кусок. А нет - так будь доволен Чуреком, мой сынок! Скорей беги учиться, Да сумку не забудь! Не будешь ты лениться - Найдешь свой верный путь! Учись, дружок, с охотой, Чтоб мудрость всю познать, И с радостью работай, Чтоб человеком стать! Скульптура М.Томаева «Коста – просветитель». В музее стоит скульптура скульптора М. Томаева «Коста – просветитель». Коста Хетагуров стоит рядом с мальчиком, который держит в руках книгу. Он учит школьника любить Родину, быть сильным, мужественным, искать и найти в жизни свой верный путь! Музей в селении Нар В республике ежегодно, в октябре месяце, проводится неделя памяти Коста Хетагурова. Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина. Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала», этнографический очерк «Особа» - все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа. Раньше других была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.). Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах. К концу 1903 года, больной и одинокий, он остается в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе. В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы, ингуши и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце... К. ХЕТАГУРОВ

инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено. В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.


Сам Коста в своей автобиографии писал: «Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий. Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава». Семья


Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку. Коста Хетагуров в студенческие годы


В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: Природный мост, За водой, Перевал Зикара, Скорбящий ангел, Гора Столовая, Долина Теберда, Портрет Мисибри Гутиева, Портрет Анны Цаликовой, известны его декорации к Хаджи Мурату и Цыганскому барону. В 1887 г. выставка картины Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. Автопортрет К.Хетагурова




В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо- Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.


В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. Портрет Анны Цаликовой Коста Хетагуров гордость Осетии и всего советского народа. М.ШОЛОХОВ


В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. 26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.


В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно- просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста. В. АБАЕВ


19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)


Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить. Подготовила: Ученица 10 «А» класса Яковлева Екатерина Учитель: Мельникова В.А