Волков Федор Григорьевич: краткая биография. Волкова называют не только «отцом русского театра», но и «первым русским актером

  1. Актеры
  2. София Лорен, настоящая фамилия Шиколоне, родилась 20 сентября 1934 года, в клиники Королевы Маргариты. Мать Софии — Ромильда Вилани, родом из рыбацкой деревушки Поццуоли, приехала в Рим, где стала встречаться с Рикардо Шиколоне. Когда Ромильда забеременела, то Рикардо отказался жиниться на…

  3. В городе ХартфорД, летом 12 мая 1907 года в богатой семье родилась Кэтрин Хепбер. Отец, Томас Норвэл Хепберн, был замечательным врачом, а мать, Кэтрин Марта Хоутон, богатой дочерью местного владельца стекольного завода. Богатые и успешные родители дали отличное образование своим детям.…

  4. Его полное имя - Карлос Луис де Фюнес де Галарза, знаменитый французский актер, родившийся 31 июля 1914 в аристократичной семье Леоноры и ювелира Карлоса, который происходил из испанских дворянин. С самого детства Луи обладал подвижностью и склонностью к дурачеству. Однажды, на…

  5. Одри Хепберн, британская актриса, родом из Брюсселя, где родилась 4 мая 1929 году в семье голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и английского банкира Виктора Джона Хепберн-Растон, получившая имя Эдда Катлин Хепберн ван Хеемстра. У нее были двое старших сводных брата, сыновья…

  6. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Кошка на раскаленной крыше", "Батерфильд, 8" (премия "Оскар"), "Клеопатра", "Кто боится Вирджинии Вульф?" (премия "Оскар"), "Укрощение строптивой" и др. Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Хэмпстеде, в шикарном пригороде Лондона. Одна из легенд рассказывает,…

  7. Бриджит Бардо родилась 28 сентября 1934 года в богатой семье отставного военного. Вся семья Борда жила недалеко от Парижа, в предместье Нейи. Родители Бриджит, как настоящие парижские буржуа, дали своей дочери хорошее образование, в которое вошли занятия классическим танцем и углубленное…

  8. Английский актер. Снимался в фильмах: "Лев зимой", "Гамлет", "Человек-слон", "Чаринг-Кросс Роуд, 84", "Молчание ягнят", "Царство теней", "Никсон", "Амистад", "Остаток дня", "Ганнибал" и др. Филип Энтони Хопкинс появился на свет 31 декабря 1937 года в Маргеме - пригороде Порт-Толбота, Уэльс. Его родители,…

  9. Французский актер театра и кино. Роли в театре: Мишель ("Ужасные родители"), Нерон ("Британник"), Лир ("Король Лир") и др. Снимался в фильмах: "Вечное возвращение", "Красавица и чудовище", "Орфей", "Капитан Фракасс", "Граф Монте-Кристо", "Железная маска", "Горбун", "Фантомас" и др. Жан Виллен-Маре родился 11…

  10. Итальянский актер. Снимался в фильмах: "Белые ночи", "Сладкая жизнь", "8 1/2", "Развод по-итальянски", "Город женщин", "Джинджер и Фред", "Интервью", "Очи черные" и др. Удостоен премии Феликс за творчество (1988). Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1923 года в Фонтана Лири, провинции Фрозиноне.…

  11. Американский киноактер. Снимался в фильмах: "Трамвай "Желание", "Вива, Сапата!", "Дикарь", "В порту" (премия "Оскар"), "Погоня", "Кэнди", "Кеймада", "Крестный отец" (премия "Оскар"), "Последнее танго в Париже", "Супермен", "Апокалипсис сегодня", "Дон Жуан де Марко" и др. Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года…

  12. Американский актер. Снимался в фильмах: "Отныне и вовек", "Татуированная роза", "Сладкий запах успеха", "Элмер Гентри", "Нюрнбергский процесс", "Любитель птиц из Алькатраса", "Леопард", "Поезд", "Профессионалы", "Семейный портрет в интерьере", "Двадцатый век", "Атлантик-Сити", "Шкура" и др. Бертон Стивен Ланкастер, четвертый ребенок в семье…

  13. Шведская актриса. Снималась в фильмах: "Интермеццо", "Касабланка", "По ком звонит колокол", "Газовый свет" (премия "Оскар"), "Стромболи", "Анастасия" (премия "Оскар"), "Убийство в Восточном экспрессе" (премия "Оскар") и др. Среди театральных ролей: Жанна д′Арк, Гедда Габлер, Анна Кристи и др. Ингрид Бергман родилась…

  14. Немецкая актриса. Снималась в фильмах: трилогия "Сисси", "Кристина", "Боккаччо-70", "Процесс", "Людвиг", "Поезд", "Главное - любовь", "Старое ружье", "Сезар и Розали", "Женщина в окне", "Простая история", "Прямой репортаж о смерти" и др. Розмари Магдалена Альбах-Ретти (Шнайдер) родилась 23 сентября 1938 года в…

  15. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Ниагара", "Джентльмены предпочитают блондинок", "Как выйти замуж за миллионера", "Остановка автобуса", "Принц и хористка", "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Неприкаянные" и др. Мерилин Монро родилась 1 июня 1926 года в Дженерал-госпитале Лос-Анджелеса. Настоящее имя…

  16. Американский актер. Снимался в фильмах: "Выпускник", "Полуночный ковбой", "Маленький большой человек", "Соломенные псы", "Ленни", "Марафонец", "Крамер против Крамера" (премия "Оскар"), "Тутси", "Человек дождя" (премия "Оскар"), "Американский баффало", "Сфера", "Отвлекающий маневр" и др. Дастин Хофман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе.…

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ


«ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ»

Русский актер и театральный деятель. Создатель первого постоянного русского театра. Играл в трагедиях А.П. Сумарокова.

Федор Григорьевич Волков родился 9(20) февраля 1729 года в Костроме в купеческой семье. После смерти отца малолетний Федя остался вместе с братьями на попечении своей матери. В 1735 году семья переселилась в Ярославль.

В одном из документов за подписью самого Волкова говорилось, что он "с 741 году по 748 год... находился в Москве в науках". Послал "в науки" 12-летнего юношу его отчим ярославский купец и заводчик Федор Васильевич Полушкин, женившийся на матери Волкова, молодой вдове Матрене Яковлевне, у которой, помимо старшего Федора, было еще четверо сыновей. Так как Полушкин владел серными и купоросными заводами, - обучался Волков, вероятнее всего, у какого-нибудь иностранца-промышленника. По свидетельству биографов, он "в совершенстве изучил в Москве немецкий язык" и говорил на нем "как природный немец".

В Москве популярностью пользовался постоянно действующий публичный городской театр "Немецкая комедия". Волков увлекся театральными представлениями, водил дружбу и знакомство с театральными любителями из приказных, семинаристов и "школьников, которые устраивали игрища". Один из первых биографов актера Н.И. Новиков особо отметил, что Волков "друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать". Одним из таких "немногих" друзей, с которыми Волков познакомился в юности в Москве, стал "малороссийский грек" Николай Николаевич Мотонис, впоследствии уважаемый литератор и известный переводчик.

Тем временем Полушкин принял Федора и его братьев на правах товарищей в свои промышленные предприятия и обязался сверх содержания пасынков наградить их половиной прибыли от заводов и четвертой частью наследства после своей смерти.

В 1746 году Волков был отправлен отчимом в Санкт-Петербург. Там он поступил в немецкую торговую контору. Новиков писал: "Познакомясь с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском Италиянском театре, не упустил он ни одной редкости, которую бы ни осмотрел и ни постарался бы узнать обстоятельно. Более всего прилепился он к театру, и по случаю знакомства, несколько раз видя представление Италиянской оперы, почувствовал желание сделать и у себя в Ярославле театр, дабы представлять на нем русские театральные сочинения".

Волков побывал также и на спектаклях в кадетском корпусе. Увидев трагедию Сумарокова "Синав и Трувор", он пришел в такое восхищение, что "не знал, где был: на земле или на небесах".

В 1748 году умер Полушкин. Волков получил в управление заводы. Он возвратился в Ярославль и, обретя теперь самостоятельность, а также средства, собрал вокруг себя театральных "охотников" из местной посадской молодежи.

Спектакли устраивались в амбаре с каменными сводами, в котором прежде складывались кожевенные товары. На первом представлении 29 июня 1750 года были разыграны две пьесы: драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа", музыку к которой сочинил Волков.

Спектакли в кожевенном амбаре заинтересовали ярославцев. Волков нашел покровителей в среде высшего ярославского общества. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков явились местными меценатами. Они уговорили многих ярославских купцов и дворян сделать пожертвования на устройство более удобного театра. Открытие его относят к началу 1751 года. Дана была опера Метастазио "Титово милосердие", переведенная с итальянского самим Волковым.

Ярославские жители увидели на подмостках также духовные драмы Димитрия Ростовского, некоторые пьесы типа "актов" и "российских комедий", а также совсем недавно напечатанные в Петербурге первые трагедии А.П. Сумарокова. Под руководством Волкова начали играть впоследствии знаменитые русские актеры И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский и другие.

Слухи об этом театре дошли до Петербурга. Императрица во что бы то ни стало захотела их увидеть до наступающего поста, поэтому-то в первые же дни нового, 1752 года курьер объехал всех сенаторов по домам, чтобы те подписали "Указ" об этом, не дожидаясь окончания праздников. И "сенатской роты порутик Дашков" помчался в Ярославль с императорским "Указом".

В этом важном документе говорилось: "...Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволила: ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург... Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги..."

В конце января - начале февраля 1752 года ярославцы во главе с Федором Волковым уже играли перед императрицей и двором комедию "О покаянии грешного человека" Димитрия Ростовского, трагедии Сумарокова "Хорев", "Синав и Трувор" и "Гамлет", причем сам драматург присутствовал среди зрителей.

Федор Волков был "довольно искусный музыкант на многих инструментах", играл на скрипке и клавикордах, а также пел "разные оперные арии", "итальянские арии". Эта музыкальность помогла ему быстро освоиться на профессиональной сцене, причем его сразу же причислили к штату придворных артистов, в так называемую "Итальянскую компанию", тогда как его "сотоварищей" по ярославской любительской труппе (вернее, лучших из них) Ивана Дмитревского и Алексея Попова отдали на обучение в Петербургский кадетский корпус (а остальных "с награждением" отпустили назад в Ярославль). В 1754 году братьев Федора и Григория Волковых тоже зачислили в корпус. Там они должны были обучаться наукам, иностранным языкам, гимнастике.

30 августа 1756 года был издан указ об учреждении государственного Русского "публичного театра" для представления трагедий и комедий; ему было предоставлено помещение в Петербурге на Васильевском острове. Директором театра назначен драматург А.П. Сумароков. Волков, занявший ведущее положение "первого русского актера", помогал Сумарокову в руководстве театром, а в 1761 году заменил его. Он много сделал для укрепления петербургской труппы.

Волков занимал в театре положение первого трагика. С огромным темпераментом он исполнял роли героев в трагедиях Сумарокова - Американца ("Прибежище добродетели"), Оскольда ("Семира"), а также, по-видимому, и роли Хорева ("Хорев"), Трувора ("Сикав и Трувор"), Ярополка ("Ярополк и Димиза"), Гамлета.

Новиков отмечал "природность" игры актера.

По его словам, Волков, зная "театральное искусство в высшей степени", в то же время отступал от эстетических канонов классицизма, не следовал правилам распространенной в то время торжественной декламации. Учитывая особенности игры Волкова, Сумароков писал для него роли, в которых находил блестящее применение неистовый темперамент Волкова и его героическая, вдохновенная манера произнесения стихов. Особенно показательна в этом отношении была роль Марса в "Новых лаврах" Сумарокова. По отзывам современников, с таким же мастерством Волков играл и в комедии.

"Он был значительнейший и лучший актер", - написал о Волкове Я. Штелин, единственный из всех историков театра и его биографов много раз видевший Федора Григорьевича на сцене. Причем Штелин отмечал, что "он играл одинаково сильно в трагедиях и комедиях"; собственный "его же характер был в страстях бешеный".

Д.И Фонвизин говорил, что Волков был "мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным". Выдающийся ум Волкова отмечали Н.И. Новиков и Г.Р. Державин; В.Г. Белинский называл Волкова "движителем общественной жизни", "отцом русского театра" и ставил его имя рядом с именем М.В. Ломоносова.

"Жития он был трезвого, - пишет Новиков, - и добродетели строгой". Федор Григорьевич всего себя отдавал театру и не завел семьи. "Театральное искусство знал он в высшей степени; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант... посредственный скульптор", - вспоминали современники. Его работе приписывают мраморный бюст Петра Великого и картину, написанную масляными красками, на которой он изобразил себя и братьев в сцене из трагедии. Оба произведения, правда, утрачены. Волковым сделаны резные царские врата в Николо-Надеинской церкви в Ярославле и рисунок, по которому устроен иконостас в той же церкви.

Старинная хроника русского театра приписывает Волкову больше 15 различных пьес на бытовые темы. В его комедиях "Суд Шемякин", "Всякий Еремей про себя разумей" и "Увеселение московских жителей о масленице" - действующими лицами являются Шемяка, секретарь суда, купцы, офицеры, слуги, мещане-разночинцы. Из переводных пьес хроника приводит "Магомета" Вольтера, "Эсфирь" Расина и несколько других пьес с итальянского, французского и немецкого языков.

В 1759 году Волков был отправлен в Москву, чтобы "придать существовавшему там театру более правильное устройство". Для возрождения московского театра он выписал несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Человек передовых воззрений, Волков играл видную роль в общественной жизни своего времени. Он примыкал к дворянской оппозиции и принимал участие в свержении Петра III.

В своих записках А.М. Тургенев отмечал: "При Екатерине первый секретный, немногим известный, деловой человек был актер Федор Волков, может быть, первый основатель всего величия императрицы. Он во время переворота при восшествии ее на трон действовал умом; прочие, как-то: главные Орловы, кн. Барятинский, Теплов - действовали физическою силою, в случае необходимости и горлом, привлекая других в общий заговор. Екатерина, воцарившись, предложила Федору Григорьевичу Волкову быть кабинет-министром ее, возлагала на него орден Св. Андрея Первозванного. Волков от всего отказался... По восшествии ее на трон, жил недолго; всегда имел доступ в кабинет к государыне без доклада..."

28 июня 1762 года взмыленные лошади домчали из Петергофа в слободу Измайловского полка карету с великой княгиней Екатериной Алексеевной, которой тут же на плацу полк присягнул на верность как новоявленной императрице Екатерине II. Однако потом ходили слухи, что "второпях забыли об одном: об изготовлении манифеста для прочтения перед присягой. Не знали, что и делать. При таком замешательстве кто-то в числе присутствующих, одетый в синий сюртук, выходит из толпы и предлагает окружающим царицу помочь этому делу и произнести манифест. Соглашаются. Он вынимает из кармана белый лист бумаги и, словно по писанному, читает экспромтом манифест, точно заранее изготовленный. Императрица и все официальные слушатели в восхищении от этого чтения. Под синим сюртуком был Волков..." - эти строки записал со слов А.А. Нарышкина П.А. Вяземский в своей "Старой записной книжке".

В Грамоте о пожаловании братьям Федору и Григорию Волковым дворянского достоинства, в частности, говорилось: "...При благополучном же Нашем на всероссийский Императорский престол вступлении, как вышеупомянутый покойный брат его Федор Григорьев сын Волков особливо, так при нем и он, Григорий, купеческими верными сынами Российскими отличные услуги и верность Особе Нашей оказали, за которые их Нам вернорадетельные услуги, усердие и верность Мы оных Федора и Григорья Волковых в прошлом 1762 году августа 3 дня дворянским достоинством Нашей Всероссийской Империи всемилостивейше пожаловали".

Один из историков дворцового переворота 1762 года Г. Гельбиг, описывая, как сложились судьбы главных его участников, достигших возвышения, о Федоре Григорьевиче отметил следующее. "...актер Волков остался в своей сфере". Знаменитый Д.И. Фонвизин обронил, что Волков "...мог бы быть человеком государственным". Однако он устоял от соблазна такой головокружительной карьеры и вернулся на сцену.

Новиков подчеркивал, что по "учреждении" русского театра Волков показал свои дарования во всем блеске, все увидели в нем великого актера, и слава его была засвидетельствована иностранцами. Подтверждением этого служит его последнее творение - "Торжествующая Минерва", в котором проявились многочисленные таланты Волкова.

Устраивался сей грандиозный театрализованный праздник во время коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II. Происходил он на масляной неделе в Москве, когда по старой русской традиции развлекали народ ряженые. Был заявлен большой маскарад, названный "Торжествующая Минерва". Волков ввел элементы народных скоморошьих игрищ. Стихи Сумарокова "Хор ко привратному свету" Волков положил на мотив народной песни.

Во время этого яркого, радостного театрализованного праздника Федор Григорьевич Волков простудился, получил "лютую горячку" и 4(15) апреля 1763 года скончался "к великому и общему всех сожалению", порадовав зрителей страстной игрой в последний раз 29 января в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира".

Федор Григорьевич Волков был похоронен на кладбище Андроньева монастыря. Однако во время нашествия французов, в 1812 году, монастырь подвергся опустошению, и следы могилы великого актера затерялись...

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Русский актер и театральный деятель Федор Григорьевич Волков родился в 1729 году в Костроме. Рано потеряв отца, Волков, тем не менее, приобрел доброго и внимательного родителя в лице отчима - купца Полушкина. В Москве, куда мальчик был отправлен на обучение, Волков сильно и навсегда увлекся театром. Он буквально загорелся своим новым увлечением и в течение нескольких лет изучал искусства и сценическое дело. Возвратившись в 1748 году в Ярославль, где проживала семья, Волков организовал театральную труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года, это была драма "Эсфирь". Уже через два года Волков и его товарищи по указу императрицы Елизаветы Петровны были вызваны в Петербург. А в 1756 году произошло главное событие театральной жизни России XVIII века - учреждение "Русского для представления трагедий и комедий театра", первого государственного действующего профессионального театра.

Фёдор Волков сразу же был назначен "первым русским актёром", а директором театра был поставлен Александр Сумароков, лишь после его смерти, в 1761 году, Волков стал директором "своего" театра. Ради этого Фёдор Григорьевич отказался от должности кабинет-министра. Всего Фёдор Волков написал около 15 пьес, ни одна из которых не сохранилась до нашего времени, он также был автором многих торжественных од и песен.

Сегодня Волковский театр - один из самых известных и крупных "нестоличных" российских театров. На его сцене ежегодно проходит ставший очень известным Международный Волковский фестиваль, лауреатам которого вручается Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова. Провинциальные театры представляют здесь свои лучшие спектакли, поставленные по произведениям русской классики, проходят научные конференции искусствоведов. Русскому театру посвящены и научные конференции, и театральные представления и шоу. Фестиваль традиционно собирает огромное количество любителей театра, город в эти дни наполняется гостями, а гостиницы Ярославля гостеприимно распахивают двери современным служителям Мельпомены.

Жизнь Федора Григорьевича Волкова оборвалась на взлете. Во время маскарада под названием "Торжествующая Минерва" в 1763 году он простудился, и так и не сумел оправиться от своей простуды – 4 апреля 1763 года великий русский актер умер. Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Несмотря на то, что могила Волкова не уцелела, на кладбище установлена памятная доска. Но лучшей памятью актеру служит театр, названный его именем - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле.

Волков Федор Григорьевич (1729-1763), русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра.

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом - ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг. (Н.И.Новиков о Волкове Ф.Г.)

Волков Федор Григорьевич

В 1741-1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, - все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.
К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в

750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле. Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев, Синав и Трувор, Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения.

Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

1756-1762 - расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».

Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений об обширном репертуаре Волкова не имеется. Известно, что обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Для эстетики классицизма, которой в целом отвечало театральное творчество Волкова, такой универсализм был удивителен. Рамки амплуа и строгое разделение на жанры предполагали соблюдение правил при распределении ролей актерам. Нарушив этот незыблемый для классицистов канон, Волков положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 в. играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ф. Г. ВОЛКОВА

1735 - Смерть отца Г. И. Волкова и переезд семьи в Ярославль.

1736 - Матрена Яковлевна Волкова вторично выходит замуж - за ярославского купца Ф. В. Полушкина и переезжает с детьми в Ярославль.

1741–1748 - Пребывание Ф. Волкова «в науках».

1744 и 1747 - Ф. Волков наезжает в Ярославль.

1745, 13 марта - Ф. Полушкин просит перевести братьев Волковых из костромского в ярославское купечество.

1748 - Ф. Волков принимает заводы отчима.

1749–1750 - Ф. Волков выезжает в Москву.

1749–1750 - Ф. Волков передает управление заводскими делами брату Алексею и целиком посвящает себя театральной деятельности.

1752, 3 января - Издан высочайший указ «привезть в Санкт-Петербург» труппу Ф. Волкова.

1752, 1 декабря - В Ярославль прибыл с указом нарочный сенатской роты подпоручик Дашков.

1752, 6 февраля - В помещении Немецкого театра ярославцами представлена трагедия А. Сумарокова «Хорев».

1752, 18 марта - Волковская труппа сыграла в дворцовых покоях пьесу Дм. Ростовского «О покаянии грешного человека».

1752–1754 - Пребывание Ф. Волкова в Москве.

1756, 30 августа - Елизаветою подписан указ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра» на Васильевском острове в доме Головкина.

1762, август - Ф. Волков выезжает со всем составом русской драматической труппы в Москву для организации маскарада.

Из книги Панчо Вилья автора Григулевич Иосиф Ромуальдович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1878, 7 июля - Родился Панчо Вилья в местности Гогохито, неподалеку от ранчо Рио Гранде на землях Сан-Хуан дель Рио, штат Дюранго.1890 - Первый арест Панчо Вильи.1895 - Второй арест Панчо Вильи.1910, 20 ноября - Начало революции. Вилья возглавляет

Из книги Пространства, времена, симметрии. Воспоминания и мысли геометра автора Розенфельд Борис Абрамович

Из книги Александр Гумбольдт автора Сафонов Вадим Андреевич

Основные даты жизни и деятельности 1720 - Родился простым бюргером Александр Георг Гумбольдт - отец братьев Вильгельма и Александра: лишь в 1738 году получил наследственное дворянство отец Александра Георга (дед братьев Гумбольдт) Иоганн Пауль. Род Гумбольдтов восходит к

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Основные даты жизни и деятельности 1723 г. Родился в городе Керколди в Шотландии1737 г. Поступил в Университет Глазго1740 г. Поступил в Оксфорд1759 г. Опубликовал первый труд «Теория нравственных чувств»1765 г. Стал наставником герцога Баклю, которого сопровождал в поездке по

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1727 г. Родился в Париже1749 г. Поступил в Сорбонну1752 г. Начал карьеру чиновника1754 г. Избран членом Королевского совета1755 г. Знакомство с главой школы физиократов Франсуа Кене1766 г. Издал работу «Размышления о создании и распределении

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1743 г. Родился во Франкфурте-на-Майне1764 г. Поступил на службу в княжеский дом Гессен-Касселя1769 г. Был назначен торговым фактором (комиссионером)1770 г. Женился на Гутле Шнаппер1810 г. Основал компанию Mayer Amschel Rothschild und S?hne1812 г. Умер во

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1772 г. Родился в Лондоне1814 г. Стал крупным землевладельцем, приобретя поместье Гэткум-парк в Глостершире1817 г. Опубликовал свой главный труд «О принципах политической экономии и налогообложения», ставший «экономической библией

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1795 г. Родился в Денвере1807 г. Начал работать в магазине брата1812 г. Участвовал в Англо-американской войне1814 г. Переехал в Балтимор1827 г. Впервые посетил Англию для решения торговых вопросов1829 г. Стал главным старшим партнером фирмы Peabody,

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1837 г. Родился в Хартфорде1862 г. Учредил в Нью-Йорке банк J. P. Morgan & Cо1869 г. Стал вице-президентом железной дороги Olbany & Sascuehanna1878 г. Банк Джон Моргана финансировал проект Томаса Эдисона1892 г. Основал General Electric1901 г. Приобрел Carnegie Steel у

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1839 г. Родился в городе Ричфорде в США1855 г. Устроился на работу в Hewitt & Tuttle1858 г. Совместно с Морисом Кларком основал компанию Clark & Rockefeller1864 г. Женился на Лоре Спеллман1870 г. Основал компанию Standard Oil1874 г. Родился единственный сын и

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1848 г. Родился в Париже, где его семья жила в эмиграции1858 г. Возвращение с семьей в Италию, в Турин1870 г. Окончил Туринскую инженерно-техническую школу и поступил на работу в железнодорожную компанию во Флоренции1874 г. Перешел в

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1849 г. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси)1866 г. Поступил в Новороссийский университет в Одессе1870 г. Начал работать в управлении Одесской железной дороги1879 г. Получил пост в Обществе Юго-Западных железных дорог1889 г. Перешел на

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1880 г. Родился в Ярославской губернии1899 г. Поступил в Киевский университет, но не закончил его1902 г. Начал учебу в Мюнхенском политехническом институте1911 г. Окончил юридический факультет Киевского университета1913 г. Стал преподавателем

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1930 г. Родился в Будапеште1949 г. Поступил в Лондонскую школу экономики1956 г. Начал карьеру в США в качестве финансиста1969 г. Возглавил компанию Double Eagle, переросшую в знаменитый Quantum1979 г. Создал первый благотворительные фонд Open Society1992 г.

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1942 г. Родился в Бостоне (США) в бедной еврейской семье1964 г. Поступил в Гарвардскую школу бизнеса1966 г. Начал карьеру трейдера в компании Salomon Brothers1981 г. Основал компанию Innovative Market Systems, позже переименованную в Bloomberg LP2001 г. Избран мэром

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1961 г. Родился в Москве1976 г. Семья Шлейфер эмигрировала в Рочестер (США)1978 г. Поступил в Гарвардский университет1982 г. Окончил университет со степенью бакалавра1986 г. Окончил аспирантуру Массачусетского технологического института с

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.

Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях . М., 1951
Ф.Г.Волков и русский театр его времени . – Сб. материалов, М., 1953
Асеев Б.Н. Русский драматический театр 17–18 веков. М., 1958
Старикова Л.Н. Театральная жизнь старинной Москвы . М., 1988