Биография микеланджело меризи да караваджо. Юдифь, убивающая Олоферна

Родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Точно неизвестны ни дата, ни место его рождения. Последним мог быть как Милан, так и расположенный в 30 милях к востоку от него городок Караваджо. Отец художника, Фермо Меризи, занимался строительством при дворе Франческо Сфорца, маркиза ди Караваджо.
Микеланджело родился в семье первым (за ним последовали еще три его брата и сестра). Социальное положение его отца позволяет предполагать, что он получил приличное образование. До четырехлетнего возраста Микеланджело, по всей видимости, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо. В 1577 году умер отец Караваджо.
Следующим, документально подтвержденным событием в жизни художника стало его поступление в апреле 1584 года в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Учителя Караваджо современники знали очень хорошо, но сейчас этот художник практически забыт. Если Микеланджело кончил полный четырехлетний курс обучения у Петерцано, то он должен был получить звание художника в 1588 году, однако подтверждающих это предположение документов не сохранилось. В 1590 году умерла мать художника. В мае 1592 года наследство обоих родителей было поделено между их детьми (один брат умер в 1588 году). Доля Караваджо оказалась достаточной для того, чтобы обеспечить ему несколько лет благополучной творческой жизни. Видимо, сразу после получения наследства он покинул родной город. Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и появился. Этот факт подтверждает биография Караваджо, написанная в 1620 году Джулио Манчини. Биограф отмечает, что художник «поехал в Рим в возрасте примерно двадцати лет».
Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности, из-за которых он был вынужден покинуть Милан». По некоторым сведениям, этими «неприятностями» стал инцидент, приведший к тому, что художник то ли ранил, то ли убил человека.
Первое время Караваджо испытывал трудности. Это заставляло его браться за любую работу. Вскоре нужда отступила - Караваджо стал подмастерьем у Джузеппе Чезари (другое имя - Кавалер д"Арпино), считавшегося в то время выдающимся мастером. Короткий период работы с Чезари оборвался, когда Караваджо сильно ударила лошадь и он угодил в больницу. Оправившись, молодой художник решил работать самостоятельно. В середине 1590-х годов несколько его картин попали к кардиналу Франческо дель Мойте, который и стал покровителем Караваджо. Дель Монте отличался разносторонними интересами, он дружил с Галилеем, хорошо знал музыку, театр и живопись. Приблизительно в 1597 году кардинал взял к себе Караваджо на службу, определив ему достойное жалованье. Здесь художник провел следующие три года.
Именно благодаря дель Монте Караваджо сумел получить крупный заказ - два больших полотна «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески. Предварительный контракт, подписанный в июле 1599 года, является первым документом, относящимся к жизни художника в Риме. Год спустя картины были закончены. Они укрепили репутацию Караваджо, и художник стал получать новые престижные заказы. Между сентябрем 1600 года и ноябрем 1601 года он, в частности, написал «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо.
Не приходится удивляться тому, что все эти работы привлекли большое внимание. Они отличались смелостью художественного решения, драматизмом и оригинальностью. Образы Караваджо выглядели вполне реальными, земными, они опровергали идеализированные стандарты, принятые в тогдашней религиозной живописи. Многие современники Караваджо были очарованы мощью его таланта. Впрочем, находились и оппоненты - они считали недопустимым изображать святых столь приземленно. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». Тогда художник написал новый вариант той же картины, исполненный по принятым канонам. Отвергнутое же полотно приобрел крупнейший коллекционер того времени, маркиз Винченцо Джустиниани, впоследствии купивший еще 15 работ Караваджо.
По той же причине были отклонены церковью еще два алтарных образа Караваджо, пополнив собой коллекции римских ценителей живописи. Подобные эпизоды способствовали тому, что за короткое время Караваджо превратился в одного из самых знаменитых и скандальных римских художников. К 1604 году слух о нем распространился уже по всей Северной Европе - доказательством тому служит пассаж в «Книге художников» голландца Карла ван Мандера, где Караваджо назван «Микеланджело из Караваджо, пишущим в Риме удивительные картины».
Художнической славе Караваджо сопутствовала и другая слава - слава человека, находящегося не в ладах с законом. Между ноябрем 1600 года и октябрем 1605 года его имя - в связи с различными выходками - одиннадцать раз появлялось в полицейском списке правонарушителей. Среди них - швыряние подноса в лицо официанту, ношение меча и кинжала без соответствующего разрешения и битье стекол в доме своего хозяина, забравшего у Караваджо часть мебели за то, что тот не вносил квартирной платы. Несколько раз художника помещали в тюрьму. Большая беда случилась 28 мая 1606 года, когда Караваджо в случайной драке, возникшей из-за спора при игре в мяч, убил человека. После этого художник бежал из города. Оставшиеся четыре года своей жизни он провел в изгнании.
Первое время Караваджо скрывался неподалеку от Рима, надеясь на помилование. Осознав тщетность своих ожиданий, он отправился в Неаполь. В Неаполе, как и повсюду, ему легко удалось найти заказчиков. Он пробыл там девять месяцев, а затем перебрался на Мальту, где его появление документально зафиксировано 13 июля 1607 года.
Месяцы его мальтийской жизни были наполнены как творческими триумфами, так и новыми опасностями. На Мальте Караваджо писал картины для церквей и по заказу местных рыцарей-госпитальеров. 14 июля 1608 года за заслуги перед Мальтийским орденом Караваджо был посвящен в его . Вскоре после этого у него случилась стычка с высокопоставленным членом ордена, в результате чего художника бросили в тюрьму. Караваджо бежал из-под стражи и отправился на Сицилию.
Римские власти перестали его разыскивать, но теперь ему приходилось опасаться мести со стороны госпитальеров. Биограф художника Дж. Беллори отмечал, что «страх гнал его с места на место», и Караваджо метался между большими городами, едва находя время для работы. Осенью 1609 года он вернулся в Неаполь. В октябре Караваджо подстерегли несколько вооруженных людей (возможно, это были рыцари ордена или их агенты) и сильно изуродовали ему лицо. Весной 1610 года Караваджо перебрался в Порто-Эрколе. Здесь его вновь арестовали - на этот раз по ошибке. Вскоре художник был выпущен на свободу, но заболел малярией и 18 июля 1610 года умер. Было ему всего 37 лет.

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, или . И Делакруа, и писали бы по-другому”.

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

1. Знаменитое тенебросо Караваджо.

Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично.
. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu

Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света.
Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. . Artchive.ru

2. Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.
Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

3. Картины Караваджо часто отвергались заказчиками

Натурщиков для своих картин Караваджо находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.

Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”

Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения.
Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим

Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.

Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.


Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu

4. Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”. Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание).
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”. Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

5. Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана

За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.

Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.

Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.

Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу. Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине ). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

О главных работах мастера читайте в статьях

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Караваджо Микеланджело Меризи да (1573-1610), итальянский художник.

Родился 28 сентября 1573 г. в местечке Караваджо в Ломбардии (Северная Италия). Художественное образование получил в Милане. В Рим перебрался около 1590 г. Первые годы жизни здесь зарабатывал тем, что писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем стал самостоятельно создавать жанровые произведения и натюрморты. Главное в произведениях Караваджо - характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Девушка с лютней», 1595 г.).

Он часто избирал религиозные темы.

Удивительная конкретность и материальность форм, смелая трактовка библейских персонажей, которые художник наделял сходством с простонародьем, - всё это принесло ему скандальную известность. Зачастую Караваджо трактовал религиозные сюжеты как жанровые сцены («Призвание Матфея», 1597- 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.; «Неверие Фомы», 1603 г.). Святые и великомученики на его картинах - крепкие, полнокровные люди. Караваджо прекрасно знал жизнь народа и сделал его героем своих произведений.

От картины к картине усиливается драматизм восприятия, проявляется всё большее тяготение к монументальности, нарастает трагическая сила образов («Положение во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605-1606 гг., и др.).

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле (Великое герцогство Тосканское, ныне в Центральной Италии).

Караваджо был крупнейшим представителем реалистического направления в итальянском искусстве XVII в., оказавшим огромное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571(15710929), Милан - 18 июля 1610, Порто-Эрколе) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко . Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана . В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм , но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо . Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне , Тициана, Джованни Беллини , Мантеньи .

Первая дошедшая до нас картина - «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594).

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) - первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году - это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Его называют реформатором европейского изобразительного искусства XVII века, внесшим много нового в господствовавший до этого стиль. Если ранее образы на господствовавших в то время религиозных полотнах идеализировались, то с появлением Караваджо в их изображении стал использоваться максимальный натурализм. Он одним из первых применил новый метод письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным». Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости». Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам.

Примечательно, что, создавая свои сложные композиции, художник не использовал эскизы и зарисовки, сразу реализовывая замысел на холст.

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.

«Вечерка» вспоминает 6 наиболее значимых картин великого художника, выполненных в различных жанровых направлениях.

1. Религиозная живопись: "Положение во гроб" (1602-1604).

Одно из наиболее монументальных произведений художника. Картина предназначалась для алтаря римской церкви Кьеза Нуова. Долгое время она считалась самым главным шедевром художника. В 1797 году французы увезли ее в Париж в музей Наполеона. В 1815 году полотно было возвращено и с 1820 года оно находится в Пинакотеке в Ватикане.

К библейским сюжетам Караваджо пришел в своем более зрелом творчестве. В них художник находил драму современного бытия. Преднамеренно довольно обыденно трактуя высокие образы, отходя от возвышенной красоты и героизма, он пытается поднять суровую действительность до уровня легенды, мифа. И наоборот, спустить высокопарность религиозных героев к драме народной жизни, а оплакивание Христа – к событию, понятному всем.

В лицах, позах и жестах персонажей нет ни малейшего намека на патетику и возвышенные чувства. Герои Караваджо ведут себя естественно, как обыкновенные, простые люди. В искреннем горе они склонили свои головы, как будто согнулись под тяжестью навалившегося на них несчастья. Благодаря углу зрения зритель как бы включен в картину. Контраст яркого потока света и темной части картины подчеркивает скорбную выразительность всего полотна.

Вот некоторые персонажи композиции. Тело Христа поддерживает молодой Иоанн Евангелист, которому перед смертью Иисус поручил заботу о своей матери. Ноги Спасителя придерживает Иосиф Аримафейский; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Из женщин крайняя слева - мать Иисуса, Дева Мария.

2. Мифологическая живопись: "Вакх" (1592-93)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Данная картина также отлично отображает новаторский стиль Караваджо, его нестандартный подход к трактовке сюжетов: его Вакх никоим образом не напоминает недоступное пафосное божество. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.

Автор словно говорит, что это вовсе не Вакх, а некая совершенно ординарная личность, надевшая на себя атрибуты античного Бога и глядящая на зрителя томным и в то же время настороженным взглядом из-под полуопущенных ресниц. Однако чувственное обаяние картины настолько велико, что зритель не чувствует ни капли иронии или негатива.

Это полотно отлично отображает фирменную черту художника – отображение празднично – игрового начала и даже эротического подтекста в античных сюжетах.

Картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

3. Портретная живопись: "Лютнист" (1595)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Эта картина визуально отлично знакома даже тем, кто не знаком с творчеством художника. «Юноша с лютней» (второе название картины) - раннее произведение художника, но уже в нем в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера, его стремление передать материальность окружающего мира.

На картине изображен музыкант, играющий на лютне. Его фигура, одетая в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Вдохновенное лицо музыканта, с полураскрытыми губами и влажным блеском в мечтательных глазах вносит в бытовую сцену поэтическое настроение и здоровый налет чувственности. Эффекты освещения еще больше подчеркивают праздничную и лиричную атмосферу музицирования.

Лежащая перед музыкантом скрипка со смычком словно приглашает зрителя присоединиться к исполнителю и сыграть дуэтом. Слева на столе лежат фрукты и овощи, чуть дальше в глубине видна ваза с цветами. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость. Более того, предметы натюрморта также имеют свои индивидуальные характеристики: потрепанные ноты, лютня с трещиной, помятая груша.

Интересно, что споры о том, какого пола герой картины Караваджо, не прекращаются с XVII столетия. Однако, сам автор говорил, что для этой (и других) картины позировал его любимец Марио Миннити, с которым тот жил в молодости в Риме. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)

Приятен факт, что картина хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

4. Автопортрет: «Больной Вакх» (1573-1610)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Несмотря на повторное обращение к мифологической тематике, этот шедевр раннего периода творчества Караваджо, относится к автопортретам художника. В картине, написанной после его пребывания в больнице, проявились первые признаки драматизма, которым отмечена зрелая живопись мастера. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.

Название возникло позже, когда в лице выздоравливающего от болезни юноши, изображённом на полотне, признали бога виноделия Вакха. Картина была написана в период жизни Караваджо в Риме. Не имея возможности заплатить натурщику, художник срисовал для картины своё зеркальное отражение. Это позволило потомкам создать представление о его внешности.

Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно: в самом колорите с холодными, зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, которым охвачен молодой человек. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором живописец изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить. На голове у него - наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю.

Сейчас произведение находится в собрании галереи Боргезе в Риме.

5. Бытовая живопись: «Шулеры» (около 1596г.)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Как уже говорилось, Караваджо – один из основателей жанровой живописи. Карточная игра – довольно часто повторяющая тема в его творчестве (он и сам был страстным игроком, и в одной из игр и завязалась драка, повлекшая убийство, после чего художник вынужден был бежать).

За грубым деревянным столом идет карточная игра, одна из разновидностей старинного покера. Слева молодой и, судя по всему, неопытный игрок внимательно разглядывает свои карты. Через его плечо туда же смотрит средних лет мужчина, один из шулеров. При этом пальцами правой руки он подает тайный знак своему напарнику, который сидит напротив и прячет за спиной пятерку червей. Слева на переднем плане в коробке возвышается столбик, составленный из монет, - предмет вожделения нечистой парочки.

Картина полна внутреннего динамизма, характеры игроков тщательно прописаны и создают впечатление об их личности.

В 1627 году после смерти владельца полотна кардинала дель Монте картина «Шулеры» была инвентаризирована среди прочего его имущества, но затем была утеряна. Местоположение картины было неизвестно в течение долгих лет, она была случайно обнаружена в европейской частной коллекции лишь только в 1987 году. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.

6. Натюрморт: «Корзина с фруктами» (ок. 1596 г.)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина является знаковой, потому что до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету, изображенному на картине. Корзина находится на уровне глаз зрителя, и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Однако, изобразив корзину стоящей на столе лишь частью своего основания, художник добился впечатления, что корзина, частично «сойдя» с холста, вторглась в пространство зрителя. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.

Картина хранится в Пинакотеке Амброзиана в Милане.

Интересные факты

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.