Да винчи мона лиза секреты картины. Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи – вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном – в ней есть нечто таинственное и притягательное.

В чем же секрет Джоконды? Версий – бесчисленное множество. Вот вам самые распространенные и интригующие.

Этот загадочный шедевр озадачивал исследователей и историков искусства на протяжении веков. Теперь итальянские ученые добавили еще один аспект интриги, заявив, что да Винчи оставил на картине ряд очень маленьких букв и цифр. При рассмотрении под микроскопом, можно разглядеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы.

А в левом глазу также есть какие-то символы, но не так заметны, как другие. Они напоминают буквы CE, либо букву B.

На арке моста на фоне картины есть надпись либо «72», либо «L2» или буква L, а число 2. Также на картине есть число 149 и четвертое затертое число после них.


Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек.

Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. Первый обладатель картины - после автора - король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги - 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.

Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал...

В чем же секрет ее притягательности?

Версия №1: классическая

Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».

Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Спору нет: Леонардо – непревзойденный мастер, и венец его мастерства – этот божественный портрет. В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству…

Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы? Правда ли история про музыкантов, создававших нужное настроение нашей героине? Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.

Версия № 2: мать-китаянка

Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Но она ли на картине? Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.

Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели, и в пейзаже за ее спиной. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию.

Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.

Версия № 3: Мона Лиза – мужчина

Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста.


"Иоанн Креститель" Леонардо Да Винчи (Лувр)

В пользу этой версии говорят и особые отношения - на них намекал еще Вазари - модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.

У Леонардо было несколько учеников, с некоторыми из них он был более чем близок, утверждает ряд исследователей. О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I.

Кстати, тот же Сильвано Винченти выдвинул и другое предположение: будто бы на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором и инженером в 1482-1499. Такая версия появилась после того, как Винченти увидел на обороте холста цифры 149. Это, по мнению исследователя, дата написания картины, только последняя цифра стерлась. Традиционно же считается, что мастер начал писать Джоконду в 1503 году.

Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д"Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.


Версия № 4: Джоконда - это Леонардо

Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза – это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы.

А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница - не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура.

Однако не многие поддержали Лилиан в ее изысканиях - эти теории не в числе самых популярных, в отличие от следующего предположения.

Версия №5: шедевр с синдромом Дауна

Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль.

В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии.

В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо, и руки, и плечи. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога.

Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.

Впрочем, кто сказал, что Леонардо был анатомически точен – вдруг секрет гениальности как раз в этой диспропорции?

Версия № 6: дитя под сердцем

Есть и еще одна полярная «медицинская» версия - беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Monna - это сокращение от ma donna - Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери.

Версия №7: иконографическая

Однако теория о том, что Мона Лиза - это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.

Версия № 8: Леонардо - создатель 3D

Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо - сфумато (с итал. - «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту - в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.

Мона Лиза - это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.

Версия №9: тайные знаки

Тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он - инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине.

Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара - имя русской языческой богини.

Версия № 10: обрезанный пейзаж

Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе...

Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой - до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах...

Сегодня эксперты утверждают, что неуловимая полуулыбка Джоконды – это намеренно созданный эффект, который Леонардо да Винчи использовал не однажды. Эта версия возникла после того, как недавно была обнаружена ранняя работа «La Bella Principessa» («Прекрасная принцесса»), в которой художник использует подобную оптическую иллюзию.

Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека.

Эффект ускользающей улыбки да Винчи создал благодаря использованию так называемой технике «сфумато» («неясный», «неопределенный») – размытые очертания и специально наложенные тени вокруг губ и глаз визуально изменяются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину. Поэтому улыбка то появляется, то исчезает.

Долгое время ученые спорили о том, был ли этот эффект создан осознанно и намеренно. Обнаруженный в 2009 г. портрет «La Bella Principessa» позволяет доказать, что да Винчи отрабатывал эту технику задолго до создания «Джоконды». На лице девушки – та же еле заметная полуулыбка, как у Моны Лизы.

Сравнивая две картины, ученые пришли к выводу, что да Винчи также применил там эффект периферийного зрения: форма губ визуально изменяется в зависимости от угла зрения. Если смотреть прямо на губы – улыбка не заметна, но стоит перевести взгляд выше – уголки рта словно поднимаются вверх, и улыбка снова появляется.

Профессор психологии и эксперт в области визуального восприятия Алессандро Соранцо (Великобритания) пишет: «Улыбка исчезает, как только зритель пытается поймать ее». Под его руководством ученые провели ряд экспериментов.

Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет.

Искусствоведы обнаружили микроскопические коды, скрытые в очаровательных глазах всем известной загадочной картины «Мона Лиза». Данное открытие напоминает одну из глав популярной книги «Код да Винчи».

Спрятанные коды в глазах загадочной Джоконды

Прошло более 500 лет с тех пор, как огромное количество людей стало наслаждаться шедевром Леонардо да Винчи. Члены итальянского Национального комитета по культурному наследию настолько смогли увеличить картину известного художника, что обнаружили в загадочных глазах женщины некие спрятанные секретные коды. Невооруженным глазом их заметить просто невозможно, однако под увеличительным стеклом они четко прослеживаются, как уверяют исследователи.

Их очень трудно разобрать, так как Джоконда уже «в возрасте». Но можно предположить, что в левом глазу скрыты от простых людей буквы или цифры, возможно, это сочетание «CE» или «B». А правый глаз утаивает буквы «LV». Ученые также разглядели на заднем фоне цифру 72, которая скрывается в арке моста. Хотя это может быть число 2 или буква «L».

Примечательно, что до этого никто не сумел разглядеть в шедевре данные зашифрованные символы. Но исследователи уверены, что они не ошиблись, и художник, безусловно, согласился бы с их открытием.

Если вы читали знаменитый роман американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи», то наверняка помните его рассуждения о том, что Леонардо да Винчи в своих картинах «Тайная Вечеря» и «Мона Лиза» закодировал великую тайну отношений Иисуса Христа и Марии Магдалины. Эта книга посвящена одной из самых интригующих тайн в истории человечества, связанной с истинными корнями христианства – супружестве Иисуса Христа и Марии Магдалины, а также существовании в наше время целой династии их потомков. Книга занимает седьмое место из десяти среди самых читаемых книг в мире.

«Тайная Вечеря» была создана в 1495 г. и выполнена на стене церкви Святая Мария в Милане. Он работал над этой картиной 15 лет. «Мону Лизу» он писал во Флоренции в 1503-1506 г. и окончательно доработал её в 1510 г., т.е. пять веков тому назад. Эта картина сегодня экспонируется в Лувре, Париж. В чём же состоит секрет притягательности этих картин, которые остаются самыми знаменитыми произведениями в мире искусства? Будучи хорошим математиком да Винчи пытался соединить математику с искусством, т.е. он использовал в своих картинах так называемую математическую серию, известную под названием числа Фибоначчи .

Фибоначчи родился в Пизе, Италия в 1170 г. и обучался у арабских математиков. Он написал много трактатов, а также сделал ряд важных открытий в математике, включая последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 … , носящей его имя (1202 г.). В этой последовательности каждое новое число равно сумме двух предыдущих. Вы сможете сами легко найти следующие числа, воспользовавшись свойством этой серии. Эта серия чисел имеет одно удивительное свойство: если вы разделите два последующих числа (например, 55/34 или 89/55), то эти отношения по мере удаления от начала последовательности приближаются к постоянной величине 1.618, которое называется правилом золотого сечения. Смысл золотого сечения состоит в том, что отношение двух сторон прямоугольника должно быть равно 1.618, т.е. одна сторона прямоугольника должна быть длиннее другой на 61.8%. Именно такие прямоугольники и треугольники да Винчи использовал во многих своих картинах, включая «Мону Лизу» («Mona Lisa”), «Тайную Вечерю» (“Last Supper»), «МужчинавДействии» («The Man in Action») идр. Интересно, что эти числа довольно часто встречаются в природе. Например, это так называемые цветы и растения Фибоначчи: лилии имеют 3 лепестка, дикая роза и лютики 5, семейство лютиков 8, желтоголовик 13, астры 21, подорожник 34, подсолнечник имеет 21 спираль на головке в одном направлении и 34 – в другом, маргаритки 55, большие подсолнухи встречаются в природе с 55 и 89 спиралями. Таких примеров существует множество: видимо, эти числа обладают какой-то притягательностью и поэтому природа использует их. Подобную притягательность имеют и картины да Винчи.

Банковский код, который использовали герои «Кода да Винчи» Софи и Роберт, состоял из восьми чисел ряда Фибоначчи, который, естественно, можно было легко запомнить. Согласно роману, этот код позволил его героям проникнуть в сейф банка и получить предмет, способный указать им путь к тайне супружества Марии и Иисуса, хотя в текстах Евангелии нет прямых свидетельств, что они были мужем и женой. В 1090 г. было создано тайное общество «Приорат Сиона», целью которого было защищать документы Святого Грааля, беречь могилу Марии Магдалины и поддерживать потомков королевской династии Меровингов, т.е. династии потомков царей Давида и Соломона и членов семьи Христа, доживших до наших дней. В 1118 г. был создан орден тамплиеров, который служил административным инструментом этого общества. Эта тайна была связана со священной чашей Грааля, самой главной тайны Приората Сиона. Согласно легенде, так именовалась чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Христа после его распятия. Грааль всегда окружали тайны, которые верующие пытаются раскрыть в течение сотен лет.

Леонардо своими потрясающими картинами, творческим талантом и обаянием своей личности наверняка обратил на себя внимание Приората Сиона, руководители которого стремились к привлечению в организацию наиболее достойных современников.Великими мастерами Приората Сиона и хранителями тайны Грааля, кроме Леонардо да Винчи, были Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Роберт Бойль, Клод Дебюсси и многие другие. Они давали клятву не разглашать её тайну. Стремление найти Грааль владеет умами людей вот уже более тысячи лет и его тайна и сегодня не даёт покоя миллионам людей. Ключ к пониманию тайны святого Грааля даёт картина да Винчи «Тайная Вечеря». В этой картине вы не можете не заметить пространство между Иисусом Христом и, возможно, женщиной справа от него, в виде символа V, образованного двумя центральными фигурами, который означает одновременно сосуд Грааля и женское лоно, т.е. символ священного женского начала. Сами две фигуры образуют букву М–Мария/Магдалина. В этой картине он, возможно, закодировал тайну отношений Христа и Марии Магдалины.

Интересно, что Христос был провозглашен Сыном Божьим римским императором Константином Великим через три столетия после его распятия в результате простого голосования, причём Христос выиграл с небольшим преимуществом голосов. Т.о. император Константин ещё в четвёртом веке нашей эры приложил руку к обожествлению Христа исключительно с целью укрепления своей власти, т.к. он был слабым императором. С тех пор христианство стало государственной религией Рима, а затем и многих стран мира.

«Тайная Вечеря» включает несколько золотых сечений как в позициях, где сидят люди, так и в пространстве под потолком. Да Винчи запечатлел миг, когда Христос говорит своим ученикам во время пасхального седера, что один из них предаст его. Мария Магдалина, возможно, сменила юного апостола, женоподобного Иоанна, ближайшего ученика Христа, который на самом деле отсутствовал. Интересно, что она не только присутствовала во время распятия Христа, но и, как гласит легенда, виделась с ним три раза после его воскрешения.

Картина «Мона Лиза» является наивысшим достижением да Винчи как живописца. Слово «мона» произошло от «мадонна», что переводится как my lady . Другое название картины «Джоконда» произошло от фамилии её мужа Francesco Gioсondo, богатого флорентийского торговца шелками. Портрет этой женщины с загадочной улыбкой, написанный в спокойных тонах и улыбкой на краях её губ, включает целую серию золотых сечений. В целом, общая форма лица и её рук образуют равнобедренный треугольник. Лицо Моны Лизы хорошо вписывается в золотой прямоугольник. Другой прямоугольник проходит через правую кисть её руки до левого локтя, а его верхняя граница касается головы Моны Лизы. Второе сечение включает её лицо, щёки, глаза, нос и уголки её рта, от подбородка до головы. Наличие правильных пропорций в картине, включающей математические фигуры – треугольник и прямоугольники, создаёт уникальное впечатление о картине как о прекрасном произведении искусства.

Портрет – хороший образец техники светотени, включающей полусвет с нежной гаммой цветов. В ряде исследований утверждается, что в образе Моны Лизы да Винчи, возможно, изобразил себя.

Исследователи «Моны Лизы» и «Тайной Вечери» уверены, что в слоях краски скрывались некие тайные послания для потомков, т.е. в своих полотнах да Винчи «спрятал» какие-то символы, истинный смысл которых остаётся загадкой до сих пор, и поэтому они нуждаются в дальнейших исследованиях. В его творениях имеется глубокий, потаённый смысл тайны Приората Сиона и самого Леонардо. Леонардо да Винчи был поклонником священного женского начала, хранителем тайны и культа вечной женственности. Он искал баланс между мужским и женским началами и считал, что слияние этих двух начал является самым идеальным состоянием. Его «Мона Лиза» – это слияние двух начал. Её лицо представляет собой загадку, в которой отражается божественное слияние мужского и женского . Видимо, поэтому она так притягательна и загадочно улыбается нам вот уже в течение пяти веков.

Илья Гулькаров

«С медицинской точки зрения не понятно, как эта женщина вообще жила»

Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие - тайные знаки, третьи - вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном - в ней есть нечто таинственное и притягательное. Речь, конечно, о Моне Лизе - любимом творении великого Леонардо. Портрете с богатой мифологией. В чем же секрет Джоконды? Версий - бесчисленное множество. Мы выбрали десятку самых расхожих и интригующих.

Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек.

Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. Первый обладатель картины — после автора — король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги — 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.

Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал...

В чем же секрет ее притягательности?

Версия №1: классическая

Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».

Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Спору нет: Леонардо - непревзойденный мастер, и венец его мастерства - этот божественный портрет. В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству…

Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы? Правда ли история про музыкантов, создававших нужное настроение нашей героине? Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.

Версия № 2: мать-китаянка

Действительно существовала. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Но она ли на картине? Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц - тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.

Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза - это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина - она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» - способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели, и в пейзаже за ее спиной. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию.

Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.

Версия № 3: Мона Лиза - мужчина

Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, - кажется мальчишеским. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи - ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S - первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста.


"Иоанн Креститель" Леонардо Да Винчи (Лувр)

В пользу этой версии говорят и особые отношения — на них намекал еще Вазари — модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.

У Леонардо было несколько учеников, с некоторыми из них он был более чем близок, утверждает ряд исследователей. О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I.

Кстати, тот же Сильвано Винченти выдвинул и другое предположение: будто бы на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором и инженером в 1482-1499. Такая версия появилась после того, как Винченти увидел на обороте холста цифры 149. Это, по мнению исследователя, дата написания картины, только последняя цифра стерлась. Традиционно же считается, что мастер начал писать Джоконду в 1503 году.

Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д"Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.

Версия № 4: Джоконда - это Леонардо

Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза - это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы.

А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница — не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура.

Однако не многие поддержали Лилиан в ее изысканиях — эти теории не в числе самых популярных, в отличие от следующего предположения.

Версия №5: шедевр с синдромом Дауна

Джоконда страдала болезнью Дауна - к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль.

В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии.

В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо, и руки, и плечи. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка - тоже лишь судорога.

Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.

Впрочем, кто сказал, что Леонардо был анатомически точен - вдруг секрет гениальности как раз в этой диспропорции?

Версия № 6: дитя под сердцем

Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери.

Версия №7: иконографическая

Однако теория о том, что Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.

Версия № 8: Леонардо — создатель 3D

Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо - сфумато (с итал. - «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту — в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.


Приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель - только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.

Версия №9: тайные знаки

Тайные знаки - любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он — инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине.

Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара — имя русской языческой богини.

Версия № 10: обрезанный пейзаж

Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе...

Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой — до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах...

Настоящий код да Винчи обнаружен в глазах Моны Лизы

Первые буквы были обнаружены в левом глазу Моны Лизы

На знаменитой картине, находящейся в Лувре, ученые нашли микроскопические буквы и цифры

Исчезающая улыбка Моны Лиза оказалась не самым загадочным элементом этого творения Леонардо да Винчи — гения эпохи возрождения, который оставил не только великое наследие, но и массу загадок. И шифровок, написанных зеркально. Одна, кстати, была случайно обнаружена совсем недавно в библиотеке французского города Нанта. И если верить профессору Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), главе итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage) то именно в ней содержалось указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что профессор и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.

Мона Лиза вот ууже более 500 лет не только восхищает, но и озадачивает

Найденная недавно рукопись Леонардо да Винчи, в который было зашифровано указание присмотреться к Моне Лизе

В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу — вроде бы начертаны буквы СЕ. Или одна буква В. Под одной из арок моста — на картине он расположен чуть выше левого плеча женщины — профессор нашел цифры 72, которые могут быть и L2.
— Это предварительные данные, — говорит Винчети, — наверняка на картине есть еще символы. Надо исследовать каждый миллиметр. А потом — попытаться расшифровать тайнопись.
Что мог зашифровать гений? Все, что угодно, считает профессор: от сообщения, кто же так хитро улыбается на портрете, до координат места, в котором спрятан священный Грааль.

Исследователи хотят найти все буквы кода да Винчи расшифровать его

У самого же Винчети есть своя гипотеза по поводу Моны Лизы. Он считает, что Леонадо изобразил на картине себя только в виде женщины. Проверить, так ли это, можно лишь одним способом: восстановить образ Леонардо да Винчи по его черепу и сравнить с лицом на портрете. Поэтому профессор вот уже который год добивается у французских властей разрешения на эксгумацию праха останков гения, который покоятся в замке Амбуаз.

Леонардо да Винчи назначил Конец Света на 4006 год

«Тайная вечеря» — носитель кода да Винчи

Пророчество великого мастера зашифровано в его «Тайной вечере»

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца (Sabrina Sforza) из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California in Los Angeles) уверяет, что расшифровала «код да Винчи». По ее словам, он действительно существует. Но не имеет никакого отношения к тому, который был помянут в скандальном романе Дэна Брауна.

Настоящим кодом да Винчи зашифровано пророчество, «вписанное» мастером в его знаменитую «Тайную вечерю». И оно гласит, что 21 марта 4006 года на Земле начнется грандиозный — какой-то вселенский — потоп. Продлится до 1 ноября этого же года. Тогда собственно и наступит конец для человечества. Но он же и позволит ему — человечеству — стартовать заново.

Сабрина, которая сейчас работает в Ватикане, не раскрывает подробности расшифровки. Сообщает лишь, что послание расположено в полукруглом окне, которое находится над фигурой Иисуса Христа. Окна по бокам его дополняют. Помимо знаков зодиака и всего прочего в окна вписаны 24 латинские буквы. Исследовательница считает, что каждая соответствует определенному часу в сутках.

Леонардо оставил шифровку в окнах, рассположенных над людьми

Все секреты итальянка собирается изложить в книге, над которой сейчас трудится.
Напомним, что «Тайная вечеря» это огромная фреска — 460 на 880 сантиметров, написанная Леонардо в период между 1495-1497 годами. Находится она в Италии » в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие.

Главная надпись находится над Иисусом

Кстати, Леонардо да Винчи весьма благосклонен к человечеству — отпустил почти 2 тысячи лет существования. А с момента «опубликования» пророчества над Иисусом — еще больше — 2500 лет. Не менее гениальный потомок мастера — Исаак Ньютон, автор своих знаменитых законов, — назначил Конец Света на 2060 год. Вычислил эту дату, расшифровывая Библию. Конкретно — Книгу пророка Даниила (Ветхий Завет).

Что стало основой для пророчества Леонардо пока не известно.

Последний закон Ньютона

Знаменитый физик вычислил, что конец света наступит в 2060 году

Большинство людей легко вспомнят законы Ньютона — первый, второй, третий — и, конечно же, закон всемирного тяготения, якобы навеянный яблоком, упавшим на голову гения.

Однако еще несколько лет назад мало кто подозревал, что сэр Исаак Ньютон занимался еще и алхимией, оккультизмом, астрологией, теологией. Эти подробности выяснились, когда нашлись ранее неизвестные рукописи ученого. Сейчас они представлены на выставке «Секреты Ньютона», которая работает в древнееврейском университете Иерусалима.

Собственно, рукописи никуда не терялись. Просто были недоступны для изучения. После смерти гения в 1727 году многие тысячи их страниц, как раз посвященные «тайным увлечениям», 200 с лишним лет хранились в сундуках в доме графа Портсмутского. В 1936 году большую часть рукописей купил на аукционе «Сотбиз» еврейский ученый Абрахам Яхуд, проживавший в Египте. В итоге они попали в Еврейскую национальную библиотеку Иерусалима. Именно там и находится манускрипт Ньютона с пророчеством о конце света в 2060 году. Но обнаружили его отнюдь не местные специалисты, а канадский исследователь — профессор Галифакского университета Стивен Снобелен. И вовсе не в библиотеке.

Элиезер Фельдман, директор израильского института политологических и социальных исследований, член попечительского совета Национальной библиотеки в Иерусалиме в интервью «Радио Свобода» объяснил этот феномен так: мол, огромный рукописный архив Ньютона, насчитывающий миллионы единиц хранения, превращен в микрофильмы. Доступ к ним имеют группы исследователей в Великобритании, в Израиле и в Канаде. Канадцам, наткнувшимся на текст рукописи с пророчеством, либо повезло, либо они смотрели внимательнее своих коллег.

Пытаясь пророчествовать, физик вычерчивал астрологические схемы (вверху) и умножал столбиком (внизу).

По мнению ученых, недоступные прежде рукописи Ньютона свидетельствуют: алхимия, теология и оккультизм вообще были у него на первом плане. А «серьезные» открытия стали следствием этого «мракобесия». Например, закон всемирного тяготения появился отнюдь не из-за яблока, а благодаря исповедуемой алхимиками концепции притяжения одного элемента к другому.

И знаменитая физическая теория абсолютного пространства и времени Ньютона, как утверждает Снобелен, основана на теологических представлениях гения физики. Тот верил, что абсолютное пространство — это местопребывание Бога, форма существования его вселенского духа. А абсолютное время — это бесконечная длительность божественного присутствия. Более того, Ньютон полагал, что благодаря божественному устройству Вселенной, любое воздействие мгновенно передается в любую ее точку без участия материи. Что, кстати, не исключают некоторые современные физики, изучающие вакуум и квантовые механизмы.

Но с особым мистическим трепетом Ньютон относился к Библии — изучал ее всю жизнь. Считал, что в Священном Писании зашифровано послание высших сил о будущем мира.

Пока известен один источник, удостоенный повышенным вниманием гения, — Книга пророка Даниила (Ветхий Завет), в которой он — Даниил — точно предсказал дату прихода на Землю Христа, смерть Сына Божьего и его воскрешение: «…предан будет смерти Христос, и не будет…»

Ньютон был уверен, что Бог избрал пророка Даниила как раз для толкования будущего. И чтобы «увидеть» грядущее, надо расшифровать Книгу — каждое ее слово. Чем Ньютон и занимался долгие годы, считая себя тоже избранным Богом — конкретно для расшифровки. Математически вычисляя дату конца света, он исписал словами и формулами (в количестве 1,3 миллиона) четыре с половиной тысячи страниц.

Физик обещал войну

Книга пророка Даниила — сама по себе сборник пророчеств. Ньютон их толковал, «оцифровывая» слова, пытаясь вывести алгоритм, пригодный для предсказаний грядущих событий. Что у него получилось, еще предстоит узнать — архив до конца не разобран. Обнаружена лишь таинственная дата конца света — 2060 год.

Посмертная маска Ньютона: плотно сжатые губы свидетельствуют о том, что этот человек хранил какую-то тайну.

Изучение Снобеленом рукописей Ньютона показало, что тот расшифровал имеющиеся в Книге указания на определенные периоды времени. Один из них — 1260 лет, названный греховным и нечистым. Далее Ньютон каким-то образом вычислил, что этот период начался в 800 году после Рождества Христова. Прибавил 1260 лет и получил 2060 год. Конец света? Точно неизвестно. Сам Ньютон пишет, что начнется мировая война, потом будет мор, которые приведут к уничтожению значительной части человечества. Но по окончании бедствий наступит царство Мессии.

Кстати, если верить Снобелену, то Ньютон предсказал и появление государства Израиль, про которое у Даниила сказано лишь следующее: «… и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…» И указаны туманные сроки: «семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Ньютон точно определил год — 1948. И намекнул, что Израиль будет создан при содействии дружественного государства. Так и вышло — США постарались.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Крохотный гений

Исаак Исаакович НЬЮТОН родился 25 декабря 1642 года. Роды у его матери Анны Эйскоу были преждевременными. Мальчик появился на свет таким крошечным, что его можно было искупать в пивной кружке. В школе особыми успехами не блистал — одно время находился на предпоследнем месте по успеваемости, опережая лишь явного идиота. Но в итоге стал гением.

Ньютон умер 20 марта 1727 года в Кенсингтоне. Похоронен в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве. На его могиле высечено:

Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон,
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил
С помощью своего математического метода
Движения и формы планет,
Пути комет, приливы и отливы океана.
Он первый исследовал разнообразие световых лучей
И проистекающие отсюда особенности цветов,
Каких до того времени никто даже не подозревал.
Прилежный, проницательный и верный истолкователь
Природы, древностей и священного писания,
Он прославил в своем учении Всемогущего Творца.
Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью.
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода.