Детские годы пришвина. Михаил Пришвин личная жизнь

January 22nd, 2014 , 04:23 am

16 января 60 лет назад умер Михаил Михайлович Пришвин.
Русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Каждый Советский, да и Российский школьник учил произведения Михаила Пришвина. Как-то чем старше становишься тем интереснее читается классика, даже если она школьная. Но книгу ещё интереснее читать, когда знаешь биографию писателя. У Михаила Пришвина был необыкновенный взгляд на этот мир, умея жить в безбожное страшное время, он сохранил своё мнение на многие вещи и умел высказать его, пусть даже в своих дневниках и не быть при этом репрессированным. Богатый духовный мир, хоть и своеобразный. Готовя этот материал, я открыл для себя другого, не классического писателя Пришвина, ту сторону о которой не учили в школах.

Рождение и род Пришвина

Родился 23 января (4 февраля) 1873 год в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкая область), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино (прекратило своё существование в 1987 году), которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным . В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил, который и был отцом писателя).
Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой - церковь, рядом с церковью - „Поповка“, где жили священник, дьякон и псаломщик. Одна судьба человека, родившегося в Хрущеве, родиться в самой деревне под соломенной крышей, другая - в Поповке и третья в усадьбе. Михаил Пришвин родился в усадьбе .

Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом . Мише в то время было 8 лет а потому далее его воспитывала одна мама.
Мама писателя, Мария Ивановна Пришвина, урожденная Игнатова , энергичная и сильная женщина, происходившая из староверческого рода белевских купцов-мукомолов. В 19 лет вышла замуж, однако брак воспринимала как долг и своего мужа ни когда не любила. В 32 года родила Мишу, а в 40 лет осталась вдовой с сыновьями Николай 12 лет, Мишей 8 лет и Серёжей 5 лет, а так же две дочери Лидия и.

Мать Пришвина была из староверов, порвавших с древней отеческой верой, а ее племянник, Василий Николаевич Игнатов стал одним из организаторов печально известной группы «Освобождение труда» , другой пришвинский кузен женился на Софье Яковлевне Герценштейн, сестре известного революционера Герценштейна, и стал газетным магнатом . Не отсюда ли ранний настойчивый интерес Пришвина к еврейской теме? Хотя сам Михаил Пришвин был кучерявым, чёрным и потому похож на цыгана . Так получилось, что женщины оказывали на мальчика гораздо большее влияние, чем мужчины. И кроме матери за его душу боролись две его сестры.

Старшая двоюродная сестра, Евдокия Николаевна, была старше кузена на пятнадцать лет, и оттого юный будущей писатель воспринимал ее как тетку. Судьба этой женщины была тихо, по-русски трагична. Она получила образование в Сорбонне, вернулась в Россию и вслед за братьями из чувства милосердия и справедливости вступила в народовольческий «Черный передел», потом увлеклась революцией.... Далее за свои средства открыла школу. Умерла 10 июля 1936 года в 76 летнем возрасте. Пришвин вспоминал: " Хоронили Дуничку, слушали речь, вроде того, что хороший человек, но средний и недостаточной революционной активности. Сам я на похоронах не мог говорить перед чужими, боялся разреветься. И не надо было говорить. Вечером хватил бутылку вина и так в одиночестве помянул Дуничку " .
Однако михаил Пришвин больше любил другую сестру, Марию Васильевну Игнатову, названную им Марьей Моревной. Она также кончила Сорбонну, много лет жила в Италии, отличалась способностями к искусству, однако ни в чем проявить себя не успела и сравнительно молодой, в 1908 году, умерла.

Образование Пришвина

Самое первое образование мальчик получал вместе с крестьянскими детьми в сельской школе, а дальше пути их расходятся: они остались в деревне, он же в безмятежные еще годы, как и положено барчуку, отправился в елецкую гимназию. Для того чтобы в нее поступить, надо было получить разрешение в церкви, нечто вроде характеристики или справки о том, что ребенок благонадежен, ходит к исповеди и причастию . 10 летний Миша впервые отправился в православный храм. Потеряв в храме мать, Миша повсюду ее ищет, по ошибке вбежав в алтарь через Царские врата (что по канонам Церкви является серьезным прегрешением), священник заставляет его класть поклоны , затем выводит к матери через боковые двери и делает ей наставление и вывод, что Миша будет будущим епископом, раз вошёл в царские врата. Миша священнику только и отвечал на все вопросы "Грешен я батюка, грешен!".

Миша учился не просто плохо, а катострофически плохо. Писатель вспоминал: «я совершенно не в состоянии понимать, что от меня требуют учителя. Мучаюсь, что огорчаю мать единицами и за успехи, и за поведение " . А однажды своему преподавателю он сказал прямо: «Слушайте, Козел! Если вы не прекратите придираться ко мне, я вам морду разобью! » В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год , из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Заканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова .

Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его бизнес, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме , в 1900—1902 годах на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. До 1905 года работал агрономом .

Брак и семья Пришвина

Первым браком был женат на простой смоленской крестьянке Ефросинье Павловне Бадыкиной , в первом браке — Смогалёва. Женщина была на 10 лет моложе и Пришвин её к себе взял с сыном от первого брака Яковом (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Михаил умер младенцем в 1918 году,Лев Михайлович (1906—1957) — популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов и Пётр Михайлович (1909—1987) — охотовед, автор мемуаров. В 16 лет против воли Бадыкиной её родители выдали замуж за 22 летнего Филиппа Смогалёва. Она писала о первом муже: " Муж был пьяница и безобразник. Ни доброго слова, ни ласки я от него ни разу не слышала, не видела. Он бил меня без вины, жизнь была - сплошная мука ." А потом она знакомиться с Пришвиным. Пришвин не женился, а именно сошелся с Ефросиньей Павловной. Жениться он и не мог - она ведь была замужем . Это была первая любовь и близость с женщиной в 43 года . Властная мать Пришвина была против такого сожительства сына, а сам Пришвин писал: «Наш союз был совсем свободный, и я про себя думал так, что если она задумает к другому уйти, я уступлю ее другому без боя. А о себе думал, что если придет другая, настоящая, то я уйду к настоящей… но никуда мы не ушли от себя…»
Жили они не дружно. В 67 лет Пришвин вступил в брак . Его супругой стала 41 летняя Валерия Дмитриевна Лиорко , в первом браке — Лебедева (1899—1979). Она родилась в Витебске, в семье военного, закончила до революции гимназию, в советское время получила философское образование в Институте слова. Были за ее спиной предварительное тюремное заключение, этап и три года сибирской ссылки, чего Пришвин поначалу не знал.
Умерли брат Николай и сестра Лидия, хотя близки братья и сестры между собою не были, он почувствовал страшное родовое одиночество, погиб на Гражданской войне в Сибири призванный в армию пасынок Яков.

Как Пришвин воспринял революцию?

О революции он писал. «История нашей революции есть история греха царского. На все живое падает тень, и оно становится темным, призывая из тьмы к свету: вперед!
Царь Николай прежде всего сам перестал верить в себя как божьего помазанника, и недостающую ему веру он занял у Распутина, который и захватил власть и втоптал ее в грязь. Распутин, хлыст - символ разложения церкви и царь Николай - символ разложения государства соединились в одно для погибели старого порядка. Трагично положение этой маленькой кучки полуобразованных людей сектантского строя психики, овладевшей властью над огромной страной. С мечтой социализма Земли и Воли я распят на кресте моей собственности. Не только сад, посаженный моей матерью, объявлен общим, но и мое личное дарование, которое всегда было моей гордостью за независимость… Земля поколебалась, но этот сад, мной выстраданный, насаженный из деревьев, взятых на небе, неужели и это есть предмет революции? » В этих словах - зерна будущего конфликта с большевиками , новой государственностью.
«Я против революции , но не враг народа, и потому я голосую за революцию, в надежде, что это не серьезно, что это не дело и потом как-нибудь отпаде т».
Собственно и на революцию, какой она предстала писателю летом семнадцатого года в деревне, у него сложился весьма своеобразный, резко отличающийся от городского, интеллигентского видения событий взгляд: «Корень беды в том, что в основе своей, во всей своей глубине наша революция самая буржуазная в мире, это даже не революция собственников, а людей, желающих быть собственниками . Эти собственники будущего взяли напрокат формулы социализма и так забили ими собственников настоящего, что эти собственники, уязвленные до конца, загнанные в подполье, уже не могут оправиться, взглянуть на свет Божий живыми глазами ». Иллюзии писателя относительно революции развеялись очень быстро . Вскоре он скажет «Ленинство - результат страха », а жестокость большевиков Пришвин считал похоронами революции .

«По ту сторону моих человеческих наблюдений - преступления: вчера на улице горели купцы, сегодня в деревне вырезали всю семью мельника, там разграбили церковь, и судебные власти целую неделю не знали об этом, потому что некому было донести »

«…на мое клеверное поле едут мальчишки кормить лошадей, бабы целыми деревнями идут прямо по сеяному полю грабить мой лесок и рвать в нем траву, тащат из леса дрова . Россия погибает. Боже мой, да ее уже и нет, разве Россия эта с чувством христианского всепрощения, эта страна со сказочными пространствами, с богатствами неизмеримыми. Разве это Россия, в которой священник в праздник не служит обедню, потому что нигде не может достать для совершения таинств красного вина? России уже нет, она уже кончилась. Русский народ погубил цвет свой, бросил крест свой и присягнул князю тьмы. Господи, помоги мне все понять, все вынести и не забыть, и не простить! »

За свои антиреволюционные взгляды Пришвин преследовался, даже арестовывался и сидел в Митавской (Елгавской) тюрьме.


«Господи, неужели ты оставил меня, и если так, стоит ли дальше жить и не будет ли простительным покончить с собой и погибнуть так вместе с общей погибелью? «Мужики отняли у меня все, и землю полевую, и пастбище, и даже сад, я сижу в своем доме, как в тюрьме, и вечером непременно ставлю на окна доски из опасения выстрела какого-нибудь бродяги». «Преступление Ленина состоит в том, что он подкупил народ простой русский, соблазнил его »

Великая Отечественная война

Война застала 67 летнего Пришвина под Старой Рузой, где, недалеко от полюбившейся им Малеевки, супруги купили домик. Однако пожить в этом доме им суждено не было: война уничтожила его.
Пришвин, во все невзгоды и беды не покидавший Россию, в революции и войны был первый писатель в России.

Пришвин и Сталин

У Пришвина никаких личных отношений со Сталиным не сложилось не смотря на то, что в революцию именно к Сталину, а не к Ленину Пришвин относился лучше, чем ко всем другим большевикам. Прямых контактов с Кремлем у писателя не было , если не считать дружеское, но большей частью бесполезное общение со всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым в 40-е годы . Пришвин не боялся власти и о Сталине в 40х годах даже написал: Иосиф Сталин - «Невежественный тупой владыка . Главный кадр безбожников вышел из семинаристов . Может быть, Сталин и гениальный человек и ломает страну не плоше Петра, но я понимаю людей лично: бить их массами, не разбирая правых от виноватых, - как это можно !" Все вокруг меня шепчут: „Будьте осторожны!“ А я просто дивлюсь, чего это мне говорят? Ведь скажут мне - „Сталин или царь?“ - я выберу, по совести, Сталина. Сталина считаю в высшей степени подходящим ко времени человеком. Сталин не пришел из ниоткуда, из пустоты, не выпрыгнул как черт из табакерки, Сталин - это ответ российской истории на трагические ошибки и ложь русского либерализма. ».

Пришвин про евреев

Вот неправда: евреи никогда не оскорбляют святынь, потому что они люди культурные. Святыню оскорбить могут только варвары. Нет, православный русский народ, - это мы сами виноваты» .

Отношения Пришвина к власти

Про большевиков : - Ураганом промчались по нашей местности речи людей, которые называли себя большевиками и плели всякий вздор, призывая наших мирных крестьян к захватам, насилиям, немедленному дележу земли, значит, к немедленной резне деревень между собой. Потом одумались крестьяне и вчера постановили на сходе: - Бить их, ежели они опять тут покажутся . Большевики - это люди обреченные, они ищут момента дружно умереть и в ожидании этого в будничной жизни бесчинствуют. В начале революции было так, что всякий добивающийся власти становился в обладании ею более скромным, будто он приблизился к девственности. Теперь власть изнасилована и ее еб.т солдаты и все депутаты без стеснения. Как это ни странно, а большевизм является государственным элементом социализма . Б ольшевики, подымая восстание, не думали, что возьмут и удержат власть, они своим восстанием только хотели проектировать будущее социальное движение, и вдруг оказалось, что они должны все устраивать. Большевистская правда есть ложь , потому что часть выдается за целое: за человека и за Бога. Все вертится вокруг государства .

Пришвин не был конъюнктурщиком, когда искал оправдания большевикам и новой власти. "Я не могу осуждать большевиков, так как если бы мне было 20 лет, а не 47, я бы сам стал большевиком. Я против существующей власти не иду, потому что мне мешает чувство причастности к ней. Была иллюзия счастливой жизни, если не будет царя. Тоже иллюзия теперь у тех, кто мечтает о счастье без большевиков " .

Некоторое упование Пришвина на власть большевиков объяснялось еще и тем, что в это время в Москве его бывший елецкий однокашник и друг Н. А. Семашко стал народным комиссаром здравоохранения. А в ноябре 1920 года в русле этого разговора Пришвин написал: «Семашке: мой путь общий с Божьей тварью, но ваш путь иной: вы все подавили в себе возможное, быть может, любовь к женщине и родине, и стремление к искусству и науке, и наклонность каждого человека свободно думать о жизни мира (философии) из-за того, чтобы стать на путь человеческий, т. е. впереди своего личного бытия поставить свою волю на счастье других („пока этого не будет, я отказываюсь от жизни“). Мой вопрос: не пора ли освободить всю тварь русскую от повинности разделять с вами путь . Не могу с большевиками, потому что у них столько было насилия, что едва ли уж простит история за него »
Пришвин, в отличие от многих противников большевистского режима, никогда не испытывал симпатии к старым временам и о прошлом.
Пришвин интуитивно чувствовал личностное и более чем опасное расхождение с новой властью. Он ходил, как и все, по лезвию ножа, и хотя репрессии не коснулись писателя ни тогда, ни позднее, они глубоко ранили его , и после разговора с одной из своих знакомых, высказавшейся в том смысле, что «большевизм всем русским нравится», записал в Дневнике: «Если бы могла эта дурочка чувствовать хоть немного, как болит душа у русского, сколько сослано людей и как там страдают! »

Пришвин отзывался о событиях октября семнадцатого года не как о революции, то есть перевороте, захвате власти, свержении старого строя и т. п., но как о необходимости установления власти в безвластной стране и чем больше он жил при большевиках и коммунистах, тем больше он становился Советским.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне заставила Пришвина не только окончательно встать на сторону большевиков, но и признать их историческую полноту во всем объеме . «После разгрома немцев, какое может быть сомнение в правоте Ленина? Русский народ победил Гитлера, сделал большевиков своим орудием в борьбе, и так большевики стали народом"

. Пришвин и его отношения к Церкови

Истинный сын своего века, Пришвин был человеком, критически настроенным по отношению к Церкви . Воспитанный, как и подавляющее число русских мальчиков, в христианском духе, с юных лет он противился религиозным обрядам, воспринимая их как нечто формальное, рутинное, а потому чуждое открытой душе ребенка. Пришвин воспитывался матерью в староверской вере , однако эту веру впитать в себя не мог. Тем более быть старовером, означало в то царское время, лишиться хорошего образования и работы. А потому Пришвин был вынужден выдавать себя за православного . Про свою веру в детстве Пришвин писал: «Полубезумные, восторженно горькие мечты о мучениях первых христиан, об отроковицах, растерзанных дикими зверями на каких-то ристалищах (…) Я пламенно надеялся быть некогда сопричисленным к лику мучеников и выстаивал целые часы на коленях, тайком заходя в пустые комнаты, связывал себе из веревочных обрывков нечто вроде власяницы, пил только воду, ел только черный хлеб… »В отрачестве Пришвин потерял веру в Бога . У него стало неудовлетворительное поведение по той причине, что он перестаёт посещать богослужения в Православной Церкви в дни праздников. «Я это потерял в четвертом классе и не жалею. Я не понимаю, как это можно верить и тут же не делать. По-моему, люди выдумали Бога, чтобы увернуться от обязанностей к человеку. Я не то что не верю в Бога, а не очень люблю Его и потому отбрасываю думу о вере в Бога как пустое занятие. Но мне кажется, я люблю… что? кого? не могу назвать все, что я люблю, слишком много всего в природе, в искусстве, что я страстно люблю… Попы - это правда, первые гонители искусства, да пожалуй, и самой религии (…) Я, впрочем, не думаю брать под свою защиту Бога, я вообще оставляю религию в стороне, потому что мне это не по силам » Писатель увлеченный иными духовными материями, просто теряет к вере интерес, время от времени заходя в храм и утешаясь службой. Его наставляли быть тайным старовером. Позже он писал: «Советовали мне сделать так: взять с собой старую икону, чашку, одеться по-местному и поселиться где-нибудь у христолюбцев в любом доме; потом на глазах хозяев креститься двумя перстами, пить из своей чашки, молиться своей иконе и потихоньку попросить хозяев не говорить о себе полиции. Тогда будто бы сейчас же и откроются двери всех скрытников-христолюбцев, а вместе с тем и настоящих скрытников, которые живут часто тут же в потайных местах. Но эта комедия мне была не по душе. Чтобы сойтись с ними, я перестаю курить, есть скоромное, пить чай. И все-таки побаиваюсь. Первое условие для сближения - искренность. Но где ее найти, когда все эти предметы культа: старинные иконы, семь просфор, хождение посолонь, двуперстие, для меня лишь этнографические ценности. »

Пришвин долгое время был не церковным человеком . Позже он искренне веровал и стремился к соединению православия и коммунизма , и хотя и к тому и к другому в их реальном историческом бытовании относился критически и утверждал необходимость третьего пути.
Всякое подозрение, будто он безбожник, вызывало у писателя отторжение. Он не считал себя ни скептиком, ни безбожником.
Христианская религия с ее идеей искупительной жертвы не утешала Пришвина: утешала природа, охота, отчасти литература; религия томила душу, мешала ей, будоражила - психологически это было понятно и он шел в жестком русле традиций Серебряного века даже тогда, когда пытался нащупать свой собственный путь: «Я не знаю, есть ли Бог, но живу я и складываюсь в мыслях и чувствах постоянно, как будто Бог есть и я верую. Если Бог есть, то Он придет ко мне Сам и я увижу Его и скажу просто: ну вот, слава Богу, Ты пришел ко мне, Господи, я Тебя давно поджидал. Я ставлю себе задачу ближайшего времени сделать молитву ежедневной работой. Я человек христианской природы »
Эти цитаты говорят сами за себя, но для того, чтобы лучше представить себе религиозные воззрения писателя, которого часто в новейших исследованиях представляют чуть ли не совершенным, хотя и своеобразным христианином, точно так же как еще совсем недавно пытались представить своеобразным и искренним коммунистом , нелишне иметь в виду, что Пришвин долгое время был нецерковным человеком.

В 1908 году, 35 летний Пришвин стал членом Религиозно-философского общества через которое познакомился с хлыстами и увлёкся сектой хлыстов . Для Пришвина сектантство не периферия, не странная прихоть и излом народной жизни, но ее жгучая сердцевина, здесь он ищет ответы на все вопросы. Секта хлыстов была одной из самых многочисленных в России. Хлыстовство возникло в восемнадцатом столетии и довольно быстро завоевало популярность в разных кругах русского общества. Хлысты учили, что Христос и Богородица могут приходить на Землю не один раз, воплощаясь в разных людях, и оттого иные из хлыстовских учителей называли себя христами - от искажения этого слова и пошло название самой секты. Хлысты объединялись в особые тайные общины, так называемые корабли, во главе которых стояли кормчие. На своих тайных сборах-радениях хлысты пели особые песни, впадали в молитвенный экстаз, призывая на себя сошествие Святого Духа, потом начинали скакать по горнице, истязать друг друга бичеванием, и, возможно, все это оканчивалось свальным грехом. Царское правительство и официальная Церковь преследовали хлыстов, но уничтожить эту ересь не смогли, и когда в начале двадцатого века вышел закон о свободе вероисповеданий, хлыстовство вышло из подполья. Оно проявляло себя в самых разных формах и вызывало большой интерес у интеллигенции.

Распорядок дня Пришвина.

Михаил Михайлович строго придерживался определенного режима всю свою жизнь . Это доходило до того, что если обед вовремя не был готов, он брал стакан молока, кусок черного хлеба - лишь бы было вовремя.

Вставал очень рано , когда все в доме еще спали. Летом с восходом солнца. Сам ставил свой маленький самоварчик. Пил чай, ел хлеб с маслом и под дружеские песенки самовара писал свою работу. Самовар шумел, а он писал. "Жалька" собачка тут же у ног. Так он просиживал до 8-8.30 или в столовой, или у себя в кабинете. Затем часов до 9.30 наслаждался в саду утренней природой. К тому времени вставала Валерия Дмитриевна. Тут был настоящий завтрак: яйца, каша, кофе, хлеб с маслом. За этим 2-м завтраком он собаку не кормил, потому что Валерия Дмитриевна этого не любила, а за первым, когда он был один, - он готовит бутерброд собаке, она делает вид, что не знает, что будет, голову отвернет в сторону, а глаза заводит вбок и так следит за тем, что Михаил Михайлович делает, но сама не двигается, и только он скажет: «Хоп», ловит на лету. Михаил Михайлович это очень любил.

Поработав еще немного, Михаил Михайлович часов в 11 или 12 шел в лес, один. Гулял и думал. А иногда это была охота. Берет машину, собаку и отправляется на перепелов. Привозил по 5 штук (хоть маленькие, да очень жирные). В 1 час - обед. Супы бывали разные: бывал мясной, а то и грибной или гороховый. 2-е - или мясо отварное, или, например, котлеты. Михаил Михайлович очень любил котлеты, он говорил: «Вот это хорошо - ровные и тонкие». 3-е делали или желе, или компот, или кисель, или ягоды.

Он кончал есть раньше других и, бывало, скажет: «Ну, вы кончайте без меня, а я отдыхать пойду». И уходит к себе отдыхать до 4 часов.

Ведь вставал-то он рано-ранехонько! Если за обедом бывали гости - он рассказывал что-нибудь, да так интересно, что гости забывали есть. В 4 часа был чай. Потом он шел в лес или у себя работал до ужина; ужин - в семь часов. Делали часто гречневую кашу с маслом и крутыми яйцами. Ложился Михаил Михайлович рано, потому что рано вставал и в городе и на даче. Мог писатель в обед выпить стопку водки, курил папиросы "Беломор".

Смерть Пришвина

Пришвин принимал как должное, что принадлежит к писательской элите, может отдыхать в Барвихе, лечиться в Кремлевской больнице и пользоваться недоступными простым смертным благами. Пришвину выпало жить в эпоху, когда реальная жизнь писателя отличалась так сильно от жизни его читателей (не всего народа, но именно читателей), как никогда не случалось в прошлые времена. Он не мог этого не видеть. Пришвин жил фактически барином , пусть даже и жалуясь на бедность (не было денег построить забор), но что это были за жалобы по сравнению с тяготами послевоенной жизни большинства советских людей !

С конца 40-х годов Пришвин все чаще задумывался о смерти. Боялся ли он ее?

«Смерти никогда бояться не надо (…) боязнь эта свойственна молодости и она значит только, что жить еще хочется.

Мне сейчас еще очень хочется жить, и я еще боюсь своего конца, но характер этой боязни стал какой-то иной. То был страх безотчетный и глубокий, как умирают весной, теперь, осенью, я знаю, что умирать нужно, что без этого не обойдешься (…) ».

5 февраля 1953 года Пришвин отметил свое восьмидесятилетие. Был морозный солнечный день. Вечером праздновали юбилей в Союзе писателей, и на празднике выступал сам виновник торжества. И хотя ему не присвоили никаких наград и не было никаких официальных торжеств, ни именитых гостей по сравнению с прошлым юбилеем. Уже тогда в семье знали, что Михаил Пришвин неизлечимо болен раком желудка . 30 июня 1953 года писатель написал в дневнике «Последний день июня этого года, дай Бог, чтобы хоть один еще июнь пережить, и хорош о»

Прошел в деревне последний его октябрь, в конце месяца Пришвин навсегда уехал из Дунина и сам в 80 лет вел машину , должно быть, тоже в последний раз в жизни, а уже 2 ноября отправился в Барвиху. Однако пробыл в санатории ЦК всего неделю. Узнав о смертельном диагнозе (рак желудка), писателя распорядились отправить из санатория (хотели сделать это сразу же, боясь оставить его в Барвихе на праздники, чтобы он случайно не умер и не испортил другим отдыхающим торжества, но Валерия Дмитриевна упросила несколько дней подождать). 10 ноября из Барвихи его перевезли прямо в Кремлевскую больницу. Последняя надежда была на знаменитого хирурга, который, носил фамилию Розанов. Он осмотрел больного, сказал ему, что дело идет на поправку, велел пить сухое белое вино и есть все, что захочется, и отправил домой - умирать .

Перед самой смертью, по свидетельству Валерии Дмитриевны, бывшей с ним до последнего вздоха, Михаил Михайлович сильно затосковал.

И все же последняя запись в его великом Дневнике оказалась радостной, как если бы ему все-таки удалось подстрелить и посолить свое возлюбленное счастье: «Деньки сегодня и вчера (на солнце —15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым ».

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве. Его похоронили на Введенском кладбище...


«Сам по себе я не писатель, не ученый, не мудрец какой-нибудь и не сверхчеловек, а такой же, как и все, человек простой (…)

Я не отказываюсь и от своего писательства: я, конечно, писатель, человек знатный, и всего себя на это истратил, кое-чего достиг, заслужил. Но это писательство не было у меня идолом, а одним из средств понимания жизни. В существе же своем я самый простой человек, страстно ищущий на своем пути друга, чтобы хоть в дороге высказать ему все, что лежит на душе и давит ее. Выскажешь и вдруг станет много легче, как будто понял, что я не один такой урод на свете живу, что всякий настоящий простой человек меня поймет. (…)

Каждый из нас добирается до своего заключенного простого человека своим собственным путем и так «находит себя» Я не нуждаюсь в богатстве, славе, власти, я готов принять крайнюю форму нищенства, лишь бы остаться свободным, а свободу я понимаю как возможность быть в себе…» ( М.М.Пришвин).

Подготовил о.Филарет

Пришвин Михаил Михайлович (1873- 1954), писатель.

С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в четвёртом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище.

В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец.

В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.

В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина - он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны - на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян.

Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908 г.), «Чёрный араб» (1910 г.), «Башмаки» (1923 г.), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования.

В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.).

Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.

Михаил Михайлович Пришвин. Родился 4 февраля 1873 года в с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - умер 16 января 1954 года в Москве. Русский советский писатель, прозаик.

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении в селе Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии.

Дед Дмитрий Иванович Пришвин был преуспевавшим елецким купцом.

Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова).

Отец - Михаил Дмитриевич Пришвин (1837-1873). После семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Отец проигрался в карты и ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил.

В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю».

Братья Михаила учились успешно и получили образование: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей - врачами. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться.

Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме.

За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключен в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.

В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1907 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки».

В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ.

Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908).

Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и , а также с и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти).

В конечном итоге Пришвин принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине.

Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога».

В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его.

Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками.

В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца».

В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники» , которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество.

Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни.

Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

Михаил Пришвин - фотограф

Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата.

В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство».

В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica.

Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира".

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».

Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Михаил Пришвин (документальный фильм)

В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.

В честь писателя названы: пик Пришвина (43°46′ с. ш. 40°15′ в. д.HGЯO) высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро; мыс Пришвина на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде; улицы Пришвина в Донецке, Киеве, Липецке, Москве и Орле.

2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР имя М. М. Пришвина было присвоено Орловской областной детской библиотеке.

4 февраля 2015 года, в день рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник.

Личная жизнь Михаила Пришвина:

Дважды был женат.

Первая жена - смоленская крестьянка Ефросинья Павловна (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

Вторая жена - Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). Поженились в 1940 году. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

Библиография Михаила Пришвина:

"В краю непуганых птиц" (1907; сборник очерков);
"За волшебным колобком" (1908; сборник очерков);
"У стен града невидимого" (1909; сборник);
"Адам и Ева" (1910; очерк);
"Черный араб" (1910; очерк);
"Славны бубны" (1913);
"Башмаки" (1923);
"Родники Берендея" (1925-1926);
"Жень-шень" (первое название - "Корень жизни", 1933; повесть);
"Календарь природы" (1935; фенологические записки);
"Весна света" (1938; рассказ);
"Неодетая весна" (1940; повесть);
"Лесная капель" (1940; лирико-философская книга дневниковых записей);
"Фацелия" (1940; поэма в прозе);
"Мои тетрадки" (1940; рассказ);
"Дедушкин валенок" (первая публикация - 1941, в журнале "Октябрь"; цикл рассказов);
"Лесная капель" (1943; цикл миниатюр);
"Рассказы о ленинградских детях" (1943);
"Кладовая солнца" (1945; повесть, "сказка-быль");
"Повесть нашего времени" (1946);
"Неодетая весна" (повесть);
"Корабельная чаща" (1954; повесть-сказка);
"Осударева дорога" (публикация - 1957; роман-сказка);
"Кащеева цепь" (1923-1954, публикация - 1960; автобиографический роман).

Экранизации произведений Михаила Пришвина:

1935 - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
1978 - «Ветер странствий»



1 . Пришвин Михаил Михайлович родился в фамильном имении отца Хрущево, 4 февраля 1873 года. Михаил Дмитриевич, отец писателя, был сыном богатого купца. Получив в наследство Хрущево и огромную сумму, Михаил Дмитриевич увлекся игрой в карты, что привело в конечном итоге к тому, что все состояние, включая имение, было заложено в уплату за карточный долг. Интересные факты из жизни Пришвина Не перенеся проигрыша, Михаил Дмитриевич умирает, оставив семерых детей и жену, Марию Ивановну, в тяжелом материальном положении. Несмотря на это Мария Ивановна смогла дать детям хорошее образование.
2 . Начав свое обучение в деревенской школе в 1882 году, через год Пришвин переводится в Елецкую гимназию. Науки будущему писателю даются с трудом. За 6 лет обучения он оставался на второй год, закончил всего 4 класса и был исключен из гимназии из-за ссоры с учителем Розановым В.В., преподающим мальчику географию. Продолжать учебу пришлось в Тюменском училище. Два года (с 1900 по 1902)Михаил Михайлович учится в Германии в Лейпцигском университете. В Европе Пришвин влюбляется в Варвару Измалкову, студентку Сорбонны, которая не отвечает ему взаимностью. Эта безответная любовь становится для Михаила Михайловича сильным потрясением, которое он переживает всю свою жизнь.
3 . Вскоре писатель женится на простой деревенской женщине – Смогалевой Ефросинье Павловне, ставшей ему верной спутницей на протяжении 30 лет, после чего Пришвин с ней развелся, оставив жене дом. В 1940 году он знакомится с Валерией Лиорко, его второй женой и музой.
4 . В 1905 году Пришвин начал свое литературное творчество, и уже через год впервые выпустил свой рассказ «Сашок». Много путешествуя, Михаил Михайлович приобрел огромный «багаж» наблюдений за природными красотами и обитателями Карелии и Норвегии. Эти наблюдения писатель отразил в своих последующих произведениях («В краю непуганых птиц», «Славны бубны» и «Черный араб»).
5 . С начала 1-й мировой Пришвин работает военным корреспондентом, после чего переезжает в Хрущево. В период с 1921 по 1940 год писатель опять много путешествует по северным краям. Интересные факты из жизни Пришвина В этот же период публикуются « Родники Берендея», «Журавлиная родина», «Фацелия» и другие произведения Пришвина.
6 . Вторая мировая застает писателя в местечке Усолье, о нем Пришвин сделает запись в одном из своих дневников, которые ведёт долгие годы. Через год после окончания войны Михаил Михайлович покупает небольшой дом в Дудино, в одной из деревень Московской области, где на протяжении 8 лет проводит каждую весну и осень. В Дудино Пришвин работает над книгами «Осударева дорога», «Глаза земли» и др.
7 . В последние годы Михаил Михайлович занимается подготовкой к публикации большой серии своих произведений («Незабудки», «Путь к Слову», «Круг жизни» и др.), вошедших в сборник из 6-ти томов. Умер писатель 1954 года в январе месяце. Похороны Пришвина состоялись на Введенском кладбище.

, СССР

Род деятельности: Годы творчества: Направление:

в художественном творчестве поэтическая география, в дневниках - осмысление происходящего в стране в первой половине ХХ века.

Награды: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Биография

Произведения

  • Анчар
  • Белая радуга
  • Белый ожерелок
  • Беляк
  • Болото
  • Вася Веселкин
  • Весна света
  • Верхоплавка
  • Выскочка
  • Гаечки
  • Глоток молока
  • Говорящий грач
  • Голубая стрекоза
  • Гусек
  • Гуси с лиловыми шеями
  • Двойной выстрел
  • Дедушкин валенок
  • Дергач и перепелка
  • Дневники
  • Дорога к другу (дневники)
  • Дрова
  • Дружба
  • Жалейка
  • Журка
  • Зайцы-профессора
  • Звери-кормильцы
  • Зелёный шум
  • Золотой луг
  • Изобретатель
  • Кавказские рассказы
  • Как заяц сапоги съел
  • Как Ромка переходил ручей
  • Как я научил своих собак горох есть
  • Кащеева цепь
  • Кладовая солнца
  • Колобок
  • Королева бобров
  • Куница-медовка
  • Курица на столбах
  • Лесная капель
  • Лесной хозяин
  • Лесные загадки
  • Лимон
  • Лисичкин хлеб
  • Луговка
  • Лягушонок
  • Матрешка в картошке
  • Медведи
  • Медведь
  • Мирская чаша
  • Мои тетрадки
  • Москва-река
  • Моим молодым друзьям
  • Моя родина (Родина)
  • Муравьи
  • На Дальнем Востоке
  • Наш сад
  • Нерль
  • Ночевки зайца
  • О чём шепчутся раки
  • От земли и городов
  • Остров спасения
  • Охота за бабочкой
  • Охота за счастьем
  • Охотничьи собаки
  • Первая стойка
  • Пиковая дама
  • Предательская колбаса
  • Птицы под снегом* Мы с тобой (Дневник любви)
  • Птичий сон
  • Путешествие
  • Путешествие в страну непуганых птиц и зверей
  • Разговор птиц и зверей
  • Ребята и утята
  • Рябчики
  • Серая Сова . - М: Детская литература, 1971.
  • Синий лапоть
  • Смертный пробег
  • Сметливый беляк
  • Соловей (рассказы о ленинградских детях)
  • Соловей-топограф
  • Сочинитель
  • Старухин рай
  • Старый гриб
  • Стремительный русак
  • Таинственный ящик
  • Теплые места
  • Терентий
  • Ужасная встреча
  • Филин
  • Хромка
  • Цветущие травы
  • Школа в кустах
  • Щегол-турлукан
  • Этажи леса

Экранизации

  • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)

Литература

  • Пришвина В. Д. Наш дом / Худож. В. Павлюк. - Изд. 2-е, перераб. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 336, с. - 100 000 экз. (в пер.)

Ссылки

  • Пришвин, Михаил Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Сайт музея-усадьбы М. М. Пришвина в Дунино, посвящённый как творчеству писателя, так и самой усадьбе
  • Могила Пришвина (автор надгробия - С. Т. Конёнков)
  • Константин Паустовский . Михаил Пришвин // «Золотая роза»
  • Чирков В.А. Эссе «Наш…» (2010). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 13 сентября 2010.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 4 февраля
  • Родившиеся в 1873 году
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 16 января
  • Умершие в 1954 году
  • Умершие в Москве
  • Публицисты по алфавиту
  • Публицисты СССР
  • Публицисты России
  • Кавалеры ордена «Знак Почёта»
  • Родившиеся в Липецкой области
  • Михаил Пришвин
  • Члены Русского географического общества до 1917 года
  • Персоналии:Переславский район
  • Персоналии:Липецкая область
  • Похороненные на Введенском кладбище
  • Писатели России по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Детские писатели СССР
  • Писатели-натуралисты
  • Авторы знаменитых дневников
  • Выпускники Лейпцигского университета
  • Писатели России XX века
  • Писатели-анималисты

Wikimedia Foundation . 2010 .