Эдуард штейнберг - kontinent.

Psychologies: У Эдуарда Штейнберга не было специального художественного образования - случай для художника с мировым именем исключительный. Как же произошла его встреча с изобразительным искусством?

Анна Чудецкая: Эта встреча состоялось благодаря его отцу, Аркадию Штейнбергу. В молодые годы Аркадий Акимович учился во ВХУТЕМАСе по классу Давида Штеренберга, был поэтом и переводчиком. Потом судьба его сложилась непросто. Аркадий Акимович был репрессирован в 1937 году, а перед войной выпущен из тюрьмы. Он ушел добровольцем на фронт, но после войны его вновь арестовали и освободили лишь в 1954 году. И вот тогда он стал первым наставником сына и в рисунке, и в живописи с натуры, и в том понимании занятия искусством, которое может именоваться духовным поиском. Благодаря отцу Эдуард прикоснулся к традиции живописи 1920-х годов.

К какому из направлений?

Работы Штейнберга самого начала 1960-х - редкий пример «вхутемасовской» традиции живописи, выполненной с натуры. «Городской пейзаж в районе Бауманской» представляет невзрачный мотив: два двухэтажных дома, проезжая улица, прохожие. Важное место в композиции занимают снег и небо, вобравшие в себя множество оттенков голубого, лилового, розового, охристого, - и в этом единстве уже ощущается та светлая гамма, которая будет главенствовать в поздних абстракциях Штейнберга. Портрет бабушки 1962 года - один из многочисленных портретов, которые писал художник в этот период поисков. Скупость серого-черного-коричневого создает ощущение светлой грусти. А вот «Дерево» 1963 года, еще оставаясь в рамках натурного мотива, уже предвосхищает абстрактные композиции позднего периода: возрастает доля условного, цветовая насыщенность исчезает, возникает голубоватое мерцание.

«Композиция», 2009 г.

Как, когда возник его интерес к беспредметному искусству?

Где-то в середине 1960-х годов. Он видел работы художников «первого авангарда» в коллекции Георгия Костаки, был на выставке из собрания Николая Харджиева, получил в подарок книгу Камиллы Грей «Великий эксперимент» - все это способствовало тому, что от натурных мотивов Эдуард Штейнберг постепенно перешел к геометрической абстракции. Штейнберг даже написал письмо Казимиру Малевичу. В этом «диалоге» Штейнберг явился заинтересованной стороной: он посвятил свое дальнейшее творчество восстановлению преемственности с идеями супрематизма и русского авангарда в целом.

В супрематизме Штейнберг увидел синтез мистических идей русского Серебряного века, пластического строя русской иконописи и живописи ранних христиан. И его собственные работы начала 1970-х годов демонстрируют это метафизическое устремление выйти за пределы чувственного, эмпирического опыта, отрешиться от повседневного, суетного, обратиться к вечным вопросам бытия. Композиция «Череп, кувшин, лист клена» 1971 года - прекрасный пример такой символической дематериализации, но чаще художник работает с простыми геометрическими фигурами. Квадрат, прямоугольник, треугольник погружаются в пространство, где их очертания становятся не столь определенными, а пространство «наполняется», становится более плотным. И предметы, и пространство становятся со-материальны друг другу.

Иногда в геометрии форм мы можем угадать нечто изобразительно-определенное: так в композиции «Февраль-март» (1973) видится грандиозное изображение птицы. Тема убитой птицы очень часто появлялась в работах Штейнберга в конце 1960-х, а чучело дятла долгое время было очень важным предметом - своего рода проводником в особое, умозрительное пространство его произведений. Но иногда мы не находим никаких изобразительных подсказок. Тогда подсказкой могут служить посвящения. Композиция «Треугольники» 1976 года посвящена памяти матери художника. Два треугольника, розовый и черный: розовый вздымается словно пирамида, черный - как предостерегающий знак, за ними - мерцающее голубое пространство. Человеческая жизнь осознается художником как ускользающая тайна, которую можно постичь с помощью колорита, который способен сгустить материю, а может ее растворить.

«Фиса из г. Семенова», 1988 г.

Его художественные поиски носили религиозно-философский характер?

Да, но они не вписывались в традиционное богословие. В работах Штейнберга духовное и эстетическое сопрягалось с глубоко индивидуальным. Метафизичность его искусства таилась внутри самого живописного метода. Тончайшие цветовые градации словно становились проводниками переживаний, размышлений, поисков ответов. Но в искусстве Штейнберга не найти готовых истин или мистических откровений. Он остановился в той точке, где религиозная проблематика присутствует как некое вопрошание - о чувстве, о мысли, о смысле, о предназначении… Поиски художника оказались созвучны и мировому пространству культуры.

Эдуард Штейнберг стал одним из немногих отечественных художников, которые смогли занять достойное место в художественной жизни Европы. Язык геометрической абстракции оказался актуальным для мирового культурного контекста последних десятилетий.

Об эксперте

Анна Чудецкая - арт-критик, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки.



В Париже в возрасте 75 лет ушел из жизни советский художник-авангардист, один из лидеров советского "неофициального искусства" Эдуард Штейнберг, сообщили ИТАР-ТАСС в частной картинной галерее Клода Бернара. "Он скончался после продолжительной болезни в одной из парижских больниц, - отметил представитель галереи. - Мы испытываем глубокую скорбь".

"Он давно болел, у него уже много лет был рак, его много раз оперировали, он выкарабкивался, но год назад врачи заключили, что лечить больше нельзя, можно только поддерживать", - рассказала РИА "Новости" друг покойного, журналист и художник Галина Аккерман.

"Он все время рвался из больницы, 75-летие отметил дома и вообще до последнего жил, как хотел, успел даже надиктовать диалоги о своей жизни в Париже, книжка скоро выйдет. Еще два дня назад дошел с другом до кафе, выпил красного вина. А этой ночью ему стало плохо, его срочно перевезли в больницу, и он умер там во сне", - сказала она.

Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года в семье поэта, переводчика и художника Аркадия Штейнберга. В период с 1957 по 1961 годы Эдуард жил в Тарусе Калужской области, где начал увлекаться живописью.

Пользуясь поддержкой и помощью отца, юный художник копировал работы классиков, рисовал портреты и натюрморты. Первая выставка Штейнберга открылась в 1961 году в Тарусе, вскоре после чего он переехал в Москву.

Его работы выставлялись в российской столице и Стокгольме, а в 1988 году галерея Клода Бернара предложила Штейнбергу приехать в Париж и открыть здесь свою экспозицию.

С тех пор работы авангардиста демонстрировались в крупнейших городах мира - было организовано более 20 персональных выставок. Произведения Штейнберга хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в нью-йоркском Музее Гуггенхайма.

Не так давно Штейнберг стал академиком Российской академии художеств. Также он был обладателем ее золотой медали за выдающийся вклад в развитие живописи и Кавалером Ордена Дружбы.

Как сообщается, художник будет похоронен в Тарусе
.http://www.newsru.com/cinema/28mar2012/steinberg.html

Художник Эдуард Штейнберг о живописи и о жизни

«Его картины красивы, потому что мудры», - говорят исследователи отечественного неофициального искусства о работах Эдуарда Штейнберга. И сравнивают его абстрактные композиции с «метафизическими экранами, на которые проецируются вечные символы бытия». Сегодня один из лидеров второй волны русского авангарда выставляется в крупнейших музеях мира, но гражданином мира так и не стал. Полгода Эдуард Штейнберг проводит в Париже, полгода в любимой Тарусе, где продолжает жить душа его полотен. Именно там с художником встретились «Новости культуры».

Пёс Уголёк подает лапу художнику Эдуарду Штейнбергу. Оба аборигены Тарусы и любят ходить к Оке.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я знаю Оку от Велигожа до Поленова. У меня лодочка очень быстрая. Имение Поленова отсюда видно немножечко».

В городе, возлюбленном художниками и писателями, Эдуард Штейнберг родился. Потом жил здесь вместе с вернувшимся из лагеря отцом Аркадием Штейнбергом, который хоть и был поэтом и переводчиком, но когда-то учился во ВХУТЕМАС и мог научить сына не только холсты грунтовать.

Эдуард Штейнберг, художник: «Давал мне отец уроки. Сказал: «Ты ничему не научишься, учись у классики. Я говорю: "А как?" Он говорит: "Делай копии". Но не копии точные, а импровизон такой, и очень много с натуры рисовал».

Кроме отца и среднерусского пейзажа воспитывала художника и вся культурно-диссидентская среда Тарусы эпохи 60-х.

Эдуард Штейнберг, художник: «Художник не тот, кто рисует, художник - совсем другое. Я много читал философии, литературы».

Поэтому на стенах его мастерской фотография Малевича соседствует с фотографиями Фолкнера и Бердяева. Это всё важные персональные ориентиры Штейнберга, абстракциониста религиозного и почвенного.

Эдуард Штейнберг, художник: «Раньше я вверх смотрел - на небо, сейчас на землю - по возрасту».

На холсте, что в работе, квадрат - символ земли, ее цвета- охра, сиена. Голубой и белый за небо. Число плоскостей и форм - 7. Шифр седмицы- недели.

Эдуард Штейнберг, художник: «Вообще искусство- это игра. Есть с дьяволом, а есть божественная. Если что-то берешь - свободен, а можно - даешь, и тоже свободен».

Искусство, которое берет: у технологий, у новых медиа - он не одобряет. Считает, художнику пристало работать с первоэлементами живописи. Простейшие геометрические формы, линия, цвет, ритм, - для создания гармонии этого достаточно.

Эдуард Штейнберг, художник: «Такое у меня сочетание между русским авангардом и метафизикой итальянской».

Влияние Моранди и Каро читается в метафизических натюрмортах, которые Штейнберг писал в середине 60-х. Во всем, что он делал позже, - явный диалог с Малевичем.

Эдуард Штейнберг, художник: «Малевич для меня - как Лев Толстой, Достоевский, крупнейшая личность. Но все же не Папа Римский. Еще есть Бог».

Поэтому Малевича Штейнберг принял, только узнав в нем мистика. Усвоив язык русского авангарда, Штейнберг стал воспевать на нем классические ценности: Грецию и Византию. Его картины - попытка геометрической иконописи. Кстати, такая существовала. У раскольников. В 70-е годы искусство Штейнберга было стопроцентно «другим». Не вписанный ни в какие союзы и объединения, десятилетиями он работал в стол. По 10-13 часов в день. Параллельно служа истопником, сторожем, изредка художником сцены.

Эдуард Штейнберг, художник: «Смысл есть в том, чтобы работать, потому что, а что такое работа, как не сопротивление смерти».

Уже в 90-е Штейнберга пригласил работать во Францию известный галерист Клод Бернар.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я говорю: "Клод, мне 50 лет, старый человек уже, вдруг не получится". Но у меня получилось и получается до сих пор».
http://www.poltava-orchestra.ru/worldnews/news1883.html

Эдуард Штейнберг был одной из самых заметных фигур советского неофициального искусства СССР 60 - 80-х годов. В 1970-е годы он принадлежал к художественному объединению “Сретенский бульвар” вместе с Юло Соостером, Юрием Соболевым, Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским и Виктором Пивоваровым.

Эдуард Штейнберг, яркий представитель второй волны русского авангарда. Родился в 1937 году в Москве, учился в детском художественном кружке, затем у отца - выпускника ВХУТЕМАСа. Выставляется с 1961 года. Первая выставка Эдика Штейнберга состоялась четыре десятилетия назад в его московской квартире и была посвящена Тарусе. Теперь один из столпов российского нонконформизма большую часть времени трудится в Париже, но каждый год на несколько месяцев возвращается в родные пенаты. Открытие его последней выставки в престижной парижской галерее Клода Бернара почтил присутствием знаменитый искусствовед Пьер Розенберг, до недавнего времени директор Лувра. Он высоко ценит живопись Штейнберга и посещает все его выставки. Главный французский эксперт по русскому искусству Жан-Клод Маркадэ пишет в каталоге экспозиции: «Абсолютная оригинальность Штейнберга состоит в том, что он создает картины-иконы, изобразительные элементы которых приобретают аспект сверхчувственного. Во многом он развивает идеи Казимира Малевича, оказавшего огромное влияние на мировую живопись. Мы открываем для себя новый, незнакомый ранее мир современного советского искусства, который удивляет нас разнообразием, углубленным поиском, духовностью».

Государство любит только тех, кто любит его, - Эдуард Штейнберг

Вы - один из могучей кучки художников-нонконформистов, шестидесятников, в которую входили Немухин, Янкилевский, Яковлев, Плавинский, Рабин, Свешников, Кабаков… Просто удивительно, как вас терпел режим!

В 60-е годы режим уже начал хиреть, стал менее жестким. Нам повезло - время было не такое страшное, как в 37-м или после войны. На нас смотрели сквозь пальцы, а может, какие-то люди наверху даже нам симпатизировали: они, как и мы, хотели свободы. Конечно, страх был - что вышлют, посадят и тому подобное. Но у художников все-таки особый язык, который не мешал той системе. Мы ни от кого не зависели, хотя и за мной следили, вместе с женой вызвали в КГБ… Когда я после высылки Солженицына подписал письмо в его защиту, для меня надолго закрылись все дороги. Государство любит только тех, кто отвечает ему взаимностью. Это не мой случай, даже здесь, в Европе.

Вы были сыном «врага народа». Ваш отец - поэт Аркадий Штейнберг - отбыл срок в лагере. И вы, кажется, долгие годы бедствовали…

Очень. Но бедствовала вся страна. Я был ребенком, похожим на многих советских детей. Когда я пошел в школу, то никому не говорил, что мой отец сидит. Он отсидел с 1937 года по 1941-й, потом с 1948-го по 1953-й. Отец всегда говорил, что и в лагере был свободным. Он был идеалистом, поклонником нашего вождя и учителя и считал, что срок ему дали по делу - «чтобы таким дураком не был».

Правда ли, что с вашим отцом сидел прекрасный художник Борис Свешников, который не так давно умер в Москве?

Борю с другими ребятами забрали прямо из института в 1947 году. Когда отец увидел его рисунки в лагере, то был поражен. Отец работал там санитаром и помог устроить Борю в больницу. Потом родители Свешникова платили надсмотрщику, который пристроил его сторожем. Только благодаря этому он в лагере и выжил.

Кто осмеливался покупать ваши картины?

В основном, к сожалению, дипломаты. К сожалению - потому что картины ушли и их не вернуть. В этом «дипарте» я вижу большую несправедливость. С одной стороны, дипломаты их покупали, потому что, возможно, они им нравились, а с другой, это была их «работа» по размыванию идеологических устоев и прочих глупостей.

Стало быть, они содействовали подрыву строя, приобретая ваши картины?

Строй и сам уже подрывался изнутри… Конечно, покупали и русские - нищие студенты, а также слависты из Германии, из Франции. Да еще такой коллекционер, как Георгий Костаки. Но в основном мы свои работы дарили. Поддержка Костаки была скорее моральной, чем экономической. Даже за первый русский авангард он не очень много платил, а уж нам, босякам… Бутылку водки поставит да пригласит домой посидеть среди своих шедевров, которые сегодня известны всему миру.

Некоторым художникам - Шемякину, Целкову - удалось уехать еще в 70-е. Почему вы тогда не последовали их примеру?

Участники выставки нонконформистов, прошедшей в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975 год. Эдуард Штейнберг - крайний слева
- Во-первых, я никогда не хотел уезжать. Во-вторых, я давно «уехал» сам в себя, и быть дважды эмигрантом у меня сил не хватало. И потом, каждый по-своему понимает свободу. У меня был долг перед родителями, дочерью…

Но, как известно, лед тронулся, и после первой выставки в Париже 15 лет назад последовала череда экспозиций в разных городах мира, включая Нью-Йорк, Кельн, а также в Третьяковской галерее. Сегодня вы - преуспевающий мэтр, обосновавшийся на берегах Сены.

Пятнадцать лет назад я впервые выбрался за «железный занавес», в Париж. И влюбился в него. Кроме того, я очень люблю французских художников - Ван Гога, Гогена, Русо, Пикассо. Но когда Клод Бернар предложил мне работать в Париже, я не сразу согласился. Сначала попробовал. Смотрю - получается. И вот уже больше десяти лет получается. К сожалению, в моем возрасте язык трудно учить - это единственный мой комплекс. Во всем остальном я почти парижанин. Париж - город интернациональный



    - (р. 1937) российский художник. Сформировавшись в среде московского неофициального искусства, получил с 1970 х гг. известность своими геометрическими абстракциями, меланхолическими воспоминаниями о супрематизме, решенными в блеклых, как бы тающих … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1937), живописец. Один из ведущих мастеров московского «неофициального искусства»; с 70 х гг. получил известность своим «белым метагеометризмом» восходящими к супрематизму 20 х гг. композициями, решёнными в блёклых, как бы тающих тонах. * *… … Энциклопедический словарь

    Эдуард Штейнберг Имя при рождении: Эдуард Аркадьевич Штейнберг Дата рождения: 3 марта 1937 Место рождения … Википедия

    Эдуард Аркадьевич Штейнберг - Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года. Его отец поэт, переводчик и художник Аркадий Штейнберг был репрессирован в 1937 году и окончательно освобожден лишь в 1954 году. С 1957 года семья жила в Тарусе в Калужской области. После… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Эдуард Штейнберг Имя при рождении: Эдуард Аркадьевич Штейнберг Дата рождения: 3 марта 1937 Место рождения … Википедия

    Штейнберг (нем. Steinberg) немецкая и еврейская фамилия. В английском языке произносится Стейнберг, Стайнберг: Штейнберг, Аарон Захарович философ, брат И. З. Штейнберга Штейнберг, Аркадий Акимович русский поэт,… … Википедия

    1. ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович (1888 1957), политический деятель. С 1906 член партии эсеров, один из создателей партии левых эсеров (ноябрь 1917) и член её ЦК, в декабре 1917 феврале 1918 нарком юстиции, пытался ограничить произвол ВЧК; противник… … Русская история

12 октября в 15-00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, выставочный флигель) состоится торжественное открытие выставки одного из лидеров советского «неофициального искусства» Эдуарда Штейнберга (1937-2012) – «Эдуард Штейнберг. Пространство памяти».

В состав настоящей выставки вошли 30 произведений живописи и графики Э. А. Штейнберга. Основу экспозиции составили произведения, переданные в дар Музею вдовой художника, искусствоведом Галиной Иосифовной Маневич, шесть из которых находятся в фондовом собрании Калужского музея изобразительных искусств, девять - в Тарусской картинной галерее, филиале Музея.

Искусство Эдуарда Штейнберга – интеллектуальное послание, вобравшее в себя историю его жизни, философию, метафизическое и экзистенциальное ощущение мира.

Штейнберг выбирает язык геометрии – «язык Пифагора, Платона, Плотина, первохристианских катакомб», который помогает ему заниматься творчеством, оставаясь внутренне свободным в эпоху «социалистического реализма». Посредством извечных символов: линии, креста, круга, квадрата, сферы, треугольника, он размышляет о жизни и смерти. Пространство картин наполняет эфир, образованный квинтэссенцией дольних и горних субстанций – Земли и Неба.

Эдуард Штейнберг неразрывно связан с Калужской землей.

В Тарусе с середины 50-х годов в интеллектуальной и творческой атмосфере дома отца художника, поэта, переводчика, дважды репрессированного Аркадия Штейнберга, были заложены фундаментальные основы искусства Эдуарда Штейнберга - идентификация себя в контексте среднерусского природного ландшафта, выбор в пользу внутренней свободы и вытекающая из этого последующая самореализация.

Уже известным на Западе и в России художником, с конца 80-х годов Эдуард Штейнберг выбирает Тарусу, где в деревенской тишине, будучи тяжелобольным, завершает свои последние размышления о смерти и жизни вечной. Художник умер в Париже, но согласно его завещанию, похоронен в Тарусе в пространстве его памяти.

Настоящая выставка поможет зрителю войти в поэтический мир творчества художника, вскормленный духовной памятью Калужской земли.

Биографическая справка:

Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937. Отец - Аркадий Акимович Штейнберг (1907-1984), поэт, переводчик, художник, выпускник ВХУТЕМАСа, дважды репрессирован. Мама – Валентина Георгиевна Алоничева-Штейнберг (1915-1976), экономист.

С 1937-1652 Эдуард Штейнберг живёт в Москве с матерью и младшим братом – Борисом Штейнбергом (1938-2003). В 1954 выходит из лагеря отец. С 1954 по 1961 Эдуард Штейнберг живет с отцом в Тарусе. Учится в Школе рабочей молодёжи (ШРМ). После окончания семи классов работает сторожем, землекопом, рыбаком. Начинает рисовать. Учится под руководством отца, копирует Рембрандта, Калло, ежедневно работает с натурой. Настольной книгой художника становятся «Письма» Ван Гога. В 1957 женится на преподавателе ШРМ Валентине Лукьяненко, рождается дочь Евгения. В 1961 участвует в первой групповой выставке в городском клубе им. Урицкого в Тарусе с московскими художниками М. Гробманом, Б. Свешиковым, В. Воробьёвым и др. В том же году переезжает в Москву. В период с 1957 по 1964 в творчестве доминируют темы, навеянные творчеством В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля: женские образы, цветы, образы птицы, тема смерти.

В 1966 регистрирует брак с Галиной Маневич – искусствоведом, кинокритиком. В 1967 принимает крещение. Знакомится с Евгением Шифферсом – режиссёром, религиозным мыслителем. Начинает увлекаться русской религиозной философией – трудами В. Соловьёва, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского. В этом же году участвует в выставке двадцати художников в клубе «Дружба» на ш. Энтузиастов. Под влиянием творчества Д. Моранди и Ива Танги создаёт серию метафизических натюрмортов, включающих камни, раковины, рыбу, мёртвую птицу; инкрустирует в работы геометрические элементы. В 1968 начинается дружба с И. Кабаковым и В. Пивоваровым, которых чешский критик Индрих Халупецкий назовёт «группой Сретенского бульвара». Органические формы сменяют крест, круг, треугольник, квадрат, призма, сфера. Рождается формулировка внутренней концепции: «Не разорвать, а синтезировать мистические идеи русского символизма 10-х годов и пластические идеи супрематизма, точнее, идеи К. Малевича».

В 1978 состоялась первая персональная выставка в Горкоме графиков на Малой Грузинской. В 1981 пишет «Письмо к К. С. » (Каземиру Севериновичу Малевичу), обличая творческие воззрения в слова. С 1984 по 1989 пишет серию «поминальных» записок, навеянную 15-ю годами жизни в деревне Погорелка на реке Ветлуга, дом в которой Штейнберг приобрёл в 1972.

В 1985 знакомится с парижским галеристом Клодом Бернаром. В 1988 Штейнберга принимают в Союз художников. В этом же году состоялась первая выставка в Галерее Клода Бернара в Париже. Покупает дом в Тарусе. В 1992 приобретает мастерскую в Париже на улице Кампань Премьер. Отныне жизнь художника разделена на три города – Москву, Тарусу и Париж.

Ретроспективные выставки состоялись: в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 1992), в Музее Джозеф Альберс Квадрат (Ботроп, Германия, 1992), в Музее замка Морсбройх (Леверкузен, Германия, 1999-2000), Музее им. Вильгельма Хака (Людвигсхафен, Германия, 1999-2000), Музее конкретного искусства (Ингольштадт, Германия, 1999-2000), в Русском музее в Петербурге (2004) и в Третьяковской галерее в Москве (2004).

Последние двенадцать лет Штейнберг тяжело болел. 28 марта 2012 умер в Париже. Похоронен в Тарусе.

Эдуард Штейнберг - почётный гражданин города Таруса, академик Российской Академии художеств, обладатель Золотой медали Академии художеств, кавалер Ордена Дружбы (2008).

Использованы материалы: Эдик Штейнберг. Материалы биографии. М. :Новое литературное обозрение. 2015г. – 696 с. ; Эдуард Штейнберг. Если в колодце живёт вода… Каталог. М. :Московский музей современного искусства, 2017г. – 212 с.

По адресу: Ул. Ленина, 104.
Время работы музея: ежедневно с 10-00 до 18-00
Суббота – с 11-00 до 19-00
Касса закрывается за 30 минут до конца рабочего дня
Понедельник – выходной
Последняя пятница месяца - санитарный день.

Psychologies: У Эдуарда Штейнберга не было специального художественного образования - случай для художника с мировым именем исключительный. Как же произошла его встреча с изобразительным искусством?

Анна Чудецкая: Эта встреча состоялось благодаря его отцу, Аркадию Штейнбергу. В молодые годы Аркадий Акимович учился во ВХУТЕМАСе по классу Давида Штеренберга, был поэтом и переводчиком. Потом судьба его сложилась непросто. Аркадий Акимович был репрессирован в 1937 году, а перед войной выпущен из тюрьмы. Он ушел добровольцем на фронт, но после войны его вновь арестовали и освободили лишь в 1954 году. И вот тогда он стал первым наставником сына и в рисунке, и в живописи с натуры, и в том понимании занятия искусством, которое может именоваться духовным поиском. Благодаря отцу Эдуард прикоснулся к традиции живописи 1920-х годов.

К какому из направлений?

Работы Штейнберга самого начала 1960-х - редкий пример «вхутемасовской» традиции живописи, выполненной с натуры. «Городской пейзаж в районе Бауманской» представляет невзрачный мотив: два двухэтажных дома, проезжая улица, прохожие. Важное место в композиции занимают снег и небо, вобравшие в себя множество оттенков голубого, лилового, розового, охристого, - и в этом единстве уже ощущается та светлая гамма, которая будет главенствовать в поздних абстракциях Штейнберга. Портрет бабушки 1962 года - один из многочисленных портретов, которые писал художник в этот период поисков. Скупость серого-черного-коричневого создает ощущение светлой грусти. А вот «Дерево» 1963 года, еще оставаясь в рамках натурного мотива, уже предвосхищает абстрактные композиции позднего периода: возрастает доля условного, цветовая насыщенность исчезает, возникает голубоватое мерцание.

«Композиция», 2009 г.

Как, когда возник его интерес к беспредметному искусству?

Где-то в середине 1960-х годов. Он видел работы художников «первого авангарда» в коллекции Георгия Костаки, был на выставке из собрания Николая Харджиева, получил в подарок книгу Камиллы Грей «Великий эксперимент» - все это способствовало тому, что от натурных мотивов Эдуард Штейнберг постепенно перешел к геометрической абстракции. Штейнберг даже написал письмо Казимиру Малевичу. В этом «диалоге» Штейнберг явился заинтересованной стороной: он посвятил свое дальнейшее творчество восстановлению преемственности с идеями супрематизма и русского авангарда в целом.

В супрематизме Штейнберг увидел синтез мистических идей русского Серебряного века, пластического строя русской иконописи и живописи ранних христиан. И его собственные работы начала 1970-х годов демонстрируют это метафизическое устремление выйти за пределы чувственного, эмпирического опыта, отрешиться от повседневного, суетного, обратиться к вечным вопросам бытия. Композиция «Череп, кувшин, лист клена» 1971 года - прекрасный пример такой символической дематериализации, но чаще художник работает с простыми геометрическими фигурами. Квадрат, прямоугольник, треугольник погружаются в пространство, где их очертания становятся не столь определенными, а пространство «наполняется», становится более плотным. И предметы, и пространство становятся со-материальны друг другу.

Иногда в геометрии форм мы можем угадать нечто изобразительно-определенное: так в композиции «Февраль-март» (1973) видится грандиозное изображение птицы. Тема убитой птицы очень часто появлялась в работах Штейнберга в конце 1960-х, а чучело дятла долгое время было очень важным предметом - своего рода проводником в особое, умозрительное пространство его произведений. Но иногда мы не находим никаких изобразительных подсказок. Тогда подсказкой могут служить посвящения. Композиция «Треугольники» 1976 года посвящена памяти матери художника. Два треугольника, розовый и черный: розовый вздымается словно пирамида, черный - как предостерегающий знак, за ними - мерцающее голубое пространство. Человеческая жизнь осознается художником как ускользающая тайна, которую можно постичь с помощью колорита, который способен сгустить материю, а может ее растворить.

«Фиса из г. Семенова», 1988 г.

Его художественные поиски носили религиозно-философский характер?

Да, но они не вписывались в традиционное богословие. В работах Штейнберга духовное и эстетическое сопрягалось с глубоко индивидуальным. Метафизичность его искусства таилась внутри самого живописного метода. Тончайшие цветовые градации словно становились проводниками переживаний, размышлений, поисков ответов. Но в искусстве Штейнберга не найти готовых истин или мистических откровений. Он остановился в той точке, где религиозная проблематика присутствует как некое вопрошание - о чувстве, о мысли, о смысле, о предназначении… Поиски художника оказались созвучны и мировому пространству культуры.

Эдуард Штейнберг стал одним из немногих отечественных художников, которые смогли занять достойное место в художественной жизни Европы. Язык геометрической абстракции оказался актуальным для мирового культурного контекста последних десятилетий.

Об эксперте

Анна Чудецкая - арт-критик, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки.