Какие джинсы носят скинхеды. Субкультуры: Скинхеды (skinheads)


Средства массовой информации часто используют слово «скинхеды», и в подавляющем большинстве случаев оно несёт негативный оттенок. Не будем позволять себе поверхностные суждения и разберёмся, кто это такие, и почему в сознании англичан скинхед все-таки чаще одет в Кромби или Харрингтон, нежели в привычный бомбер.

Как мы рассказывали в предыдущей статье (см. ), в шестидесятые годы молодёжь Великобритании была покорена образом мода – юного эстета, гедониста и денди.

Во второй половине десятилетия наметилось несколько путей развития данного образа. Мир музыки захватывала волна психоделии, и мода не могла остаться в стороне. Вечеринки становились настоящим калейдоскопом сюрреалистических узоров и ярких красок. Совершенно другой стиль разработали для себя молодые люди, которых стали называться «хард-модами», (англ. “hard mods”). Он был проще, практичнее и сильно контрастировал с образами богемы.

Нельзя утверждать, что это было намеренным противостоянием моде. Различия между хард-модами и представителями «золотой молодежи» и творческой интеллигенции были естественными: разница на уровне социальной среды вела к расхождению во вкусах и взглядах на жизнь. Однако к концу 60-х она стала более заметна и внутри самой субкультуры. Тех модов, которые буйствовали во время знаменитых погромов на юге Великобритании в середине 60-х, можно смело считать хард-модами. Они любили подраться, занимались кражами и разбоем, носили холодное оружие и нередко объединялись в настоящие банды. Это были молодые люди, родившиеся после войны.



Подростковый возраст данного поколения пришелся на время, когда трудности военных и послевоенных лет остались позади: можно было жить, не думая лишь о том, как прокормиться и восстановить страну. Начиналась мод-революция шестидесятых, ориентированная на тинейджеров. Всем хотелось идти в ногу со временем. Вокруг появилось много музыки, клубов и стильной одежды, и все это могло стать твоим – были бы деньги!

Набравшая обороты британская экономика предоставляла рабочие места, давая возможность честным трудом скопить на стильный костюм и мотороллер. Можно было пойти и более «легким» путем – криминал во всех своих проявлениях помогал раздобыть деньги на новую одежду, наркотики и походы в самые модные клубы города. В пятницу ночью моды вели себя как прожигатели жизни, поп-идолы и люди из высшего света, но наступал день, и многим из них снова надо было выходить на работу или искать незаконный заработок.

«Меня называли хард-модом… СМИ ухватились за историю с погромами [знаменитое столкновение модов с рокерами на юге Англии в 1964-м году] и описали модов как безумную толпу наркоманов, склонных к насилию и беспорядкам. Конечно, в ерунде, которую строчили газеты, было зерно правды. Среди модов были те, кто поехал в Брайтон, Маргит и другие города только ради того, чтобы устроить там полный беспредел. Должен признаться, я был в их числе.

Репутация была всем. Я начал носить с собой оружие (топор) и был готов воспользоваться им, если понадобится… Внешний вид был очень важен – все вокруг были буквально обязаны носить шерстяной костюм"

Джон Лео Уотерс

Британские хард моды конца 60-х, Лондон

Дело в том, что, несмотря на стремление к элитарности, истоки мод-движения во многом лежали в рабочей среде. Бедные и неблагополучные районы южного Лондона были домом для многих модов и обыкновенных подростков, которые со свойственной их возрасту живостью впитывали городскую культуру.

Брикстон – один из таких районов – включал в себя обширную ямайскую диаспору. Упадок экономики, волна преступности, ураган, опустошивший в 1944-м году восток Ямайки, а также обещание рабочих мест со стороны правительства Великобритании влекли в Лондон иммигрантов с Карибских островов. Резкий приток иностранцев из далекой страны сыграл важнейшую роль в трансформации хард-модов в скинхедов. В 1962-м году бывшая британская колония получила независимость, но столь масштабное политическое событие не могло не иметь и негативных последствий для населения. Многие ямайцы продолжили эмигрировать в бывшую метрополию.

На новом месте молодёжь Ямайки познакомила лондонских сверстников со своей культурой. На острове была своя субкультура: руд бои (англ. rude boys) – буквально «грубые парни», но в ямайском английском скорее «жесткие», «суровые». Руд бои были выходцами из рабочего класса и нередко проявляли насилие по отношению друг к другу и окружающим. Жизнь их была нелегкой, ведь зачастую они росли в самых неблагополучных районах Кингстона, столицы не самой спокойной страны. Как и многие молодые люди, тем более дерзкие и зачастую замешанные в криминале, руд бои стремились одеваться с иголочки: костюмы, узкие галстуки, шляпы «трилби» и «порк пай». Возможно, этот стиль был навеян джазовыми музыкантами США. Руд бои предпочитали самую свежую и современную местную музыку: ска, а затем и рокстеди.

Ска представляет собой музыкальный жанр, возникший на Ямайке на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Объединение американского ритм-энд-блюза с карибскими стилями менто и калипсо привело к появлению совершенно нового и весьма характерного звучания.

Во второй половине шестидесятых музыка ска эволюционировала в рокстеди. По сравнению с предшественником, данный стиль отличает замедленный темп, синкопированный бас и использование небольших коллективов с электрической бас-гитарой (ранние ска-группы представляли собой большие ансамбли и в основном использовали контрабас). Важнейшими ска-группами и исполнителями были и остаются Toots and The Maytals, The Skatalites, Bob Marley and the Wailers (лидер последних стал одним из самых узнаваемых музыкантов в истории), The Upsetters (группа знаменитого продюсера Ли «Скретча» Перри), Деррик Морган, Макс Ромео, Принц Бастер, Дезмонд Деккер и многие другие.

Итак, на волне эмиграции молодежная культура Ямайки попала на берега Туманного Альбиона. Неудивительно, что в силу близкого возраста, любви к музыке и желанию выглядеть интересно, английские ребята стали перенимать стиль руд боев. Моды традиционно любили американский соул и ритм-энд-блюз, но также весьма интересовались музыкой Ямайки. Огромная заслуга в этом принадлежит английскому лейблу «Melodisc Records», основанному в 1949-м году и выпускавшему афро-карибскую музыку. Компания начала записывать в Лондоне ямайских музыкантов и, развивая успех этих записей, основала подразделение «Blue Beat Records». Оно специализировалось на любимой руд боями, модами, а затем и скинхедами музыке ска и рокстеди.


Одним из ярчайших музыкантов, с которым сотрудничал лейбл был Принц Бастер – человек, внесший огромный вклад в становление ска и популяризацию жанра в Великобритании.

Молодежь южного Лондона с большим интересом посещала рассчитанные на ямайцев клубы, которые назывались «ска-бары», училась танцевать ска и перенимала элементы стиля. Пластинки с афроамериканской и карибской музыкой разлетались в магазинах как горячие пирожки.

Таким образом, когда в конце шестидесятых часть модов стала тяготеть к психоделической музыке, у модов южного Лондона уже была особая связь с музыкой Ямайки, и хард-моды не последовали за богемой. Коренные жители Лондона и иммигранты, хард-моды и руд бои слились в субкультуру, которую стали называть скинхедами (англ. – “skinheads”). Название субкультуры составлено из двух слов: «skin» – «кожа» и «head» - «голова». Существует версия, что это слово было взято из лексикона американских пехотинцев.

«… Мода и музыка менялись. В клубах начали играть странную музыку вроде The Byrds и Джими Хендрикса, и модам не оставалось ничего другого, как ходить в ямайские клубы – только там не переставали играть черную музыку. Итак, моды ходили в ска-клубы и перенимали стиль рудбоев, но поскольку они не были черными, они не могли так себя называть, поэтому они позаимствовали слово «скинхеды», которым называли новобранцев морской пехоты США, которым брили голову, когда они шли в армию. В морской пехоте новобранца называли «скинхедом» только офицеры, вроде: «Эй, ты, бритоголовый, иди сюда!». Так что изначально стиль скинхедов был белым вариантом стиля рудбоев.»

Дик Кумс

Эти люди все дальше уходили от рафинированности модов, и через несколько десятилетий связь двух субкультур едва прослеживалась. Но остановимся поподробнее на скинхедах первого поколения, так называемых традиционных скинхедах (Traditional Skinheads).

Как они выглядели? К привычным для модов (англ. “Sta-Prest”), которые отлично держали форму, добавилось ещё несколько не менее практичных элементов: джинсы, подтяжки и тяжелые рабочие ботинки. Стрижки стали короче и проще. Некоторые, по моде руд боев или из практичности рабочих, брились практически наголо. Скинхеды носили любимые модами и хард модами мохеровые , однако со слегка удлиненным фасоном, и клетчатые рубашки «button-down», воротник которых фиксируется пуговицами.

Огромной популярностью пользовались классические и знаменитый бомбер MA-1, ставший впоследствии иконой образа субкультуры и фактически её синонимом. Не исчезли из гардероба хард модов-скинхедов и куртки . Среди верхней одежды также пользовалась успехом ветровка - хлопковый полуспортивный бомбер с окаймляющими полосками на воротнике, рукавах и резинке снизу, а также рабочая куртка британских докеров .

Любопытной деталью была манера подворачивать брюки. Вначале слегка, чтобы были видны ботинки, затем сильнее, чтобы показать цветные носки, взятые из стиля руд боев. По воспоминаниям тех лет, как-то раз организаторы концерта дали знаменитому певцу регги Дезмонду Деккеру костюм, а он попросил укоротить брюки на пятнадцать сантиметров. В подражание своему кумиру подростки стали подворачивать свои брюки. Не говоря о том, что в определенной мере мистер Деккер поспособствовал и моде на короткие стрижки среди восторгавшихся им будущих скинхедов.

Очень часто на улицах можно встретить молодежь, называющую себя скинхедами. Слово «скинхед» можно разбить на два английских «skin head» и переводится это как «бритая голова». По сравнению с другими неформальными движениями, представители этой субкультуры, имеют самую сложную и развитую идеологию.

К сожалению, современные молодые люди потеряли ту истинную цель, которую несли основатели этой культуры. И в настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме. Хотя, есть и такие группы, которые придерживаются более мирной, антифашистской идеологии.

Вот список существующих направлений этого течения:

  • традиционные скинхеды - появились в ответ на отклонения от первоначальной скин культуры, в пример себе ставят основателей данного течения. Традиционные скинхеды слушают музыку в стиле ска, регги, рокстеди (все остальные направления предпочитают рок и патриотическую музыку);
  • S.H.A.R.P. - Skinhead Against Racial Prejudices – данное направление против расовых предрассудков;
  • R.A.S.H. - Red & Anarchist Skinheads – эти представители поддерживают идеи социализма, коммунизма и анархизма;
  • НС-скинхеды - Nazi-skinheads/ Бонхеды – Boneheads (также их называют правыми скинхедами) – проповедуют национал-социалистические идеи, правые и ультраправые взгляды на политику и остальные ценности;
  • Straight edge скинхеды - sXe Skinheads – люди, считающие, что такие вредные привычки, как увлечение алкоголем, курение и наркомания – это плохо. Данная группа за здоровый образ жизни.

Как выглядят скинхеды?

1. Отличительные знаки скинхедов:

  • «кельтский крест» (изображение креста, помещенное в круг);
  • классическая немецкая свастика;
  • череп и кости.

2. Одежда скинхедов. Отдается предпочтение военному стилю «милитари» - все, чтобы было удобно двигаться. Ботинки тоже, как правило, армейские на толстой подошве. Раз уж начали про обувь, то замечу, что цвет шнурков имеет немаловажное значение. По шнуркам можно определить принадлежность к тому или иному направлению.

3. Прически скинхедов. Как вы уже наверно догадались – это чисто выбритая голова, но, допускается и просто очень короткая стрижка.

4. Татуировки скинхедов. Тематика татуировок весьма разнообразна. Это могут быть как надписи и аббревиатуры, так и обычные узоры. Некоторые наносят на тело татуировки в виде фашистской свастики или любые другие рисунки расистско-нацисткой темы.

Идеология скинхедов

Большая часть скинхедов – расисты и националисты, а отсюда все вытекающее уже и является их основной идеологией: любовь к представителям своей нации, своей культуре и ненависть к остальным.

Ну и в конце отвечу на вопрос « как стать скинхедом?». Если вам близка по духу идеология скинов, то смело меняйте свой имидж и ищите себе подобных друзей. Только никогда не забывайте о том, что все ваши действия должны быть законны.

Сегодня скинхеды - субкультура националистов. Ирония в том, что в далекие 1960-е цветное население Англии во многом сформировало вкусы и атрибутику будущих неофашистов, а война велась на совершенно ином фронте. Изначально скинхеды, представители пролетариата, противопоставляли себя модам, лощеной молодежи зажиточного среднего класса. Зато дружили с руд-боями - молодыми эмигрантами с Ямайки, которая в то время страдала от безработицы. Переселенцы с острова естественно ринулись в бывшую метрополию на заработки. И, казалось бы, волна миграции должна была вызвать всплеск агрессивности со стороны коренного населения, но руд-бои и скинхеды сдружились на почве общей социальной изолированности, к тому же работали они зачастую на одних и тех же фабриках. То есть первоначально конфликт существовал не в расовой, а в экономической плоскости. Юные скинхеды переняли у руд-боев основные элементы внешнего вида и музыкальные вкусы. Кумиром стал, например, Дезмонд Декер, популярный в то время исполнитель ска и регги, а позже и небезызвестный Боб Марли. Причем широкое распространение исконно ямайских музыкальных мотивов во многом объясняется именно их популярностью среди скинхедов, сделавших регги и ска частью своей культуры.

Отрывок из книги «You’ll Never Be 16 Again» Питера Эверетта: «Вскоре нельзя было прийти на тусовку к черному парню и не застать там группу скинхедов. Но, на удивление, не было ни малейших разногласий на почве расовых и культурных различий. Белая и черная молодежь никогда не была так близка, как во времена зарождения движения скинхедов. Скинхеды копировали нашу походку, манеру одеваться, говорить, танцевать. Они общались с нашими девушками, курили нашу траву, ели нашу еду и покупали наши пластинки».


Как выглядели

Короткие стрижки

Четко разграничить стиль руд-боев и скинхедов 1960-х непросто, в те времена атрибуты обеих субкультур тесно переплетались. Моду на короткие стрижки, например, скинхеды переняли у своих ямайских друзей, но в такой прическе был и сугубо практический смысл. Отсутствие пышной шевелюры предохраняло от пыли, грязи и вшей, неизбежных в работе на фабриках, заводах и шахтах. Бриться наголо скинхеды начали только в 1970-х, а изначально носили короткий «ежик». Девушки иногда оставляли челку и прядки по бокам, затылок стригли коротко, как и парни. Такая стрижка отличала скинхедов и руд-боев от модов, предпочитавших длинные прически.


Подтяжки

Подтяжки – еще один неотъемлемый атрибут скинхедов, позаимствованный у руд-боев. Их ширина, как правило, не превышала двух с половиной сантиметров.


Джинсы

Примечательны не сами джинсы, а то, как скинхеды их носили: на талии (помогали подтяжки) и подвернутыми почти до середины лодыжки, чтобы не испачкать. Среди изготовителей в почете были Levi"s, Lee и Wrangler.


Армейские ботинки

Практически на всех фотографиях 1960-х скинхеды запечатлены в тяжелых армейских ботинках. Выбор пал именно на эту обувь не из-за того, что ею больнее бить, а потому что военная форма стоила дешево. По той же причине многие скинхеды предпочитали куртки и штаны камуфляжной расцветки. Ботинки Dr. Martens как наиболее правдоподобная имитация военной обуви стали популярны позже.


Рубашки и поло

Клетка, излюбленный принт всех англичан, использовалась многими брендами того времени. Среди скинхедов спросом пользовалась марка Ben Sherman. Поло, в свою очередь, впервые стали надевать не для игры в теннис. Классикой стал Fred Perry. По одной из версий, причина – в логотипе, лавровом венке, символизирующем победу еще со времен античности.


Кардиганы и свитеры с V-образным вырезом

Сейчас не увидишь скинхеда в кардигане или свитере с треугольным вырезом, однако, тридцать пять лет назад это было в порядке вещей.


Пальто crombie

Самой желанной вещью для скинхеда было пальто crombie. Пальто прямого силуэта с подплечниками и лацканами носили и моды, но в отличие от обеспеченной молодежи парни, трудящиеся на заводах, крайне редко могли позволить себе купить неношеную обновку. Манера носить тоже отличалась: скинхеды выглядели в crombie небрежно. Также распространены были джинсовки, бомберы, харрингтоны, спецовки, иногда парки и тренчи.


От бунтарей до неонацистов

Окончательно движение скинхедов оформилось в конце 1960-х. Тогда же о нем впервые начала писать пресса. В основном это были заметки о мелких потасовках: сначала о боях за территорию, в 1970-х – о футбольных драках. Но акцента на расовой принадлежности не было. Скинхеды били модов, тедди, хиппи, студентов, но не черных.


Трансформация в известный нам сегодня образ стартовала с первыми волнами азиатских мигрантов в 1970-х. Если африканское и ямайское население смогло адаптироваться, то выходцы из Индии и Пакистана любви среди уже «второй волны» скинхедов не снискали. Их культура была слишком далека от европейской, поэтому они в гораздо большей степени, нежели афроамериканцы, воспринимались, как чужаки. Движение скинхедов стало массовым, а на волне нелюбви к азиатскому населению еще и политически активным. Изменению образа мысли также способствовала британская националистическая партия «Национальный фронт». Во второй половине 1970-х она активно вербовала агрессивно настроенных скинхедов в свои ряды. В первый раз прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой», музыкальная группа Skrewdriver, причислявшая себя к скинхедам, заявила о своих неонацистских взглядах на концерте «Рок против коммунизма», а в популярной британской передаче Donahuue show впервые скинхэда отождествили с расистом.

Бритоголовых парней в высоких ботинках, подвернутых джинсах, тонких подтяжках и застегнутых на все пуговицы поло окончательно стали ассоциировать с фашизмом и ксенофобией с приходом к власти Маргарет Тэтчер. В результате ее внутренней экономической политики массово закрывались шахты и фабрики, упразднялись целые отрасли экономики. Безработица возросла колоссально, что привело к ожесточенной борьбе за рабочие места. С этого момента берет начало движение НС-скинхедов (National Socialist skinheads), считавших, что эмигранты отнимают у них работу. В итоге нацистские настроения среди скинхедов одержали верх, а первоначальные принципы и идеалы были забыты.


Несмотря на столь печальный конец, истинной толерантности по отношению к представителям других культур стоит учиться именно у «первой волны» скинхедов. Тем, кто в современном мире считается воплощением расовой нетерпимости, агрессии и экстремизма, в 1960-х не могла прийти в голову мысль ненавидеть кого-то за внешние отличия. Чего не скажешь об их последователях, да и о большинстве людей сегодня.

Возможно, вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации? Это и есть скинхеды, или, иначе — бритоголовые. Сами себя они называют коротким словом «скины». Сейчас о них почти не пишут, но среди подростков больших городов они — уже легенда.

Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и чернокожими. Дело в том, что скины появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, рокеров они считали «ненастоящими», потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будние дни усердно трудились в офисе. Кого скинхеды и не любили — то «паки» (пакистанцев). И не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся с бритоголовыми на одних фабриках, были для них своими ребятами.

Скинхеды «первой волны» прекрасно ладили с мулатами и чернокожими

Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки или полупальто с кожаной кокеткой, грубые брюки с «вечной стрелкой», длинный, до колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров. Последователей у первых скинхедов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на «нет».

Скинхеды «первой волны», 60-е годы XX века

Скинхеды возродились в конце 70-х годов, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики, что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скины были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти парни били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми бритоголовыми работали идеологи неонацистов. Возникли скин-клубы, впервые прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой!»

«Сохраним Британию белой!» — лозунг скинхедов «второй волны»

Тут из своих квартир выбрались скинхеды «первой волны», разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). Результатом этих столкновений стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой — «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании. Наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии.


Хокстон Том Маккурт, бас-гитарист группы «The 4-Skins», 1977 год

В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ


В Америке существовали группировки скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок и курдов), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся «красного террора», проявляли к бритоголовым редкую благосклонность (в 80-х в Германии скины лишь однажды были осуждены за убийство турка Рамазана Авси летом 1986 года).

Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время церковного праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинхедов прижала полиция.

В России скинхеды появились в начале 90-х

Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых увеличились за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.

После краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии, Хорватии, Болгарии и России.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin - кожа и head - голова) - собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений. Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Одним из первых названий субкультуры было «Hard Mods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов, а также с ямайскими рудбоями.

3 слайд

Описание слайда:

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: поло и свитеры Fred Perry и Ben Sherman, джинсы Levi"s, классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвёрнутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли. Внешний вид

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х. Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали свое предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами. В конце 70-х и в начале 80-х годов популярной стала музыка Oi! - дальнейшее развитие панк-рока. Музыка

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Символика 1. Кельтский крест 2. Одал 3. Арийский кулак 4. Железный крест 5. Зиг 6. Мертвая голова

8 слайд

Описание слайда:

Кельтский крест - равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни. В 80-х годах XX века кельтский крест стал символом White Power - движения белых расистов и НС-скинхедов. Одал (ᛟ) (др.-герм. Oþila - «наследие», англо-сакс. Oeþel) - 24-я руна древнегерманского и 23-я руна англосаксонского рунического алфавитов. Руна Одал изображена на эмблеме 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Ойген», 23-й добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Недерланд» и на флаге хорватских фольксдойче. Железный крест - прусская и немецкая военная награда. Учреждён Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 за боевые отличия в войне за освобождение Германии от Наполеона. Мёртвая голова - символ смерти и одновременно бесстрашия перед её лицом в виде черепа с костями (обычно белого или серебряного на чёрном фоне). Этот символ также используют некоторых современные неонацистские организации, например Combat 18.

9 слайд

Описание слайда:

Различные направления движения Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads) - возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг - «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!. R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads) - «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение.

10 слайд

Описание слайда:

Хардкор скинхеды - ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков. S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле и радио интервью, где расказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.

11 слайд

Описание слайда:

НС-скинхеды (англ. White Power skinheads или англ. National Socialist skinheads) - появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты, некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (т.н. White Power). В силу того, что расисткие взгляды противоречат первоначальному духу движения, другие представители субкультуры оскорбительно называют НС-скинхедов бонхедами (bonehead - костеголовые).

12 слайд

Описание слайда:

Речь пойдет как раз о НС-скинхедах, которых достаточно много в нашей стране. НС-скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. НС-скинхеды - крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. Предмет неприязни в России - негры и азиаты, а так же выходцы с Закавказья и Средней Азии, реже - к уроженцам Северного Кавказа и Поволжья.

13 слайд

Описание слайда:

НС-скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места. Этот пункт является далеко не самым важным в идеологии неонацистов вообще, и в частности НС-скинхедов, постепенно исчезая, так же как это было в НСДАП, где социалистическая часть идеологии постепенно отошла на второй план и позже полностью утратила значимость. Являясь участниками праворадикальных движений, НС-скинхеды - сторонники крайних мер с применением насилия (как правило в особо жестокой форме), что обычно трактуется как экстремизм. Многим из них близка идея революции, то есть государственного переворота с целью установления национал-социалистического режима.

14 слайд

Описание слайда:

Российские скинхеды Особенность российских скинов – любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации времен войны между Севером и Югом в США, нашиваемому обычно на рукав или, если нашивка большая, на спину куртки. В ходу также нашивки в виде свастики, портрета Гитлера, числа 88 (то есть «Heit Hitler!) или букв WP(« Whitе Power») Не носят с собой оружия, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку Последний писк скинмоды – украшать ремень якобы декоративной цепью (на самом деле, цепь делает этот импровизированный кастет более опасным)