Крамской ван дейк. Краткая биография ван дейка

Знаменитый фламандский живописец - Антонис ван Дейк.

Антонис ван Дейк

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599-1641) -знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579-1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в .

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75-1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Распятие св. Петра", ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; "Юпитер и Антиопа", ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная гал., Берлин-Далем) .

Святой Иероним

Святой Иероним

Мученичество святого Себастьяна

Автопортрет в виде Париса

В конце 1620 - начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен.
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; "Св. Мартин", церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека.
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Anthony van Dyck - Virgin and Child - Walters

Anthonis van Dyck - Madonna en kind met de Heilige Catharina van Alexandrië

Anthony van Dyck - Virgin with Donors

Коронование терновым венцом,1620

Оплакивание Христа 1634

Anthony van Dyck - Pentecost

Anthony van Dyck - The Brazen Serpent

Anthony van Dyck - Christ on the Cross

Anthony van Dyck - Crucifixion -

La Piedad (Van Dyck)

Поцелуй Иуды

Mucius Scaevola vor Porsenna Rubens van Dyck

Святой Амвросий и император Феодосий

:Anthony van Dyck - Venus Asks Vulcan to Cast Arms for her Son Aeneas

:Anthony van Dyck Rinaldo and Armida

Амур и Психея

Anthony van Dyck - Jupiter and Antiope

Пьяный Силен

Antoon Van Dyck - Silène ivre soutenu par un faune et une bacchante

Anthony van Dyck - St George and the Dragon

Anthony van Dyck - St Martin Dividing his Cloak

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, ок. 1623, Эрмитаж, Ленинград).

Портрет Франса Снейдерса с женой,1631

Портрет кардинала Бентивольо

Маркиза Бальби,1625

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале,1625

Портрет Паулины Адорно

Портрет Элизабет или Терезии Ширли в восточной одежде

Портрет леди Элизабет Тимблиби и виконтессы Доротеи Андовер

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком,1625

Мария-Луиза де Тассис,1630

Портрет ребёнка с птицей


С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.

Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции ("Мадонна дель Розарио", начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; "Отдых на пути в Египет", кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).

Отдых на пути в Египет,1625

Сусанна и старцы

Самсон и Далила,1625

Триумф Силена,1625

Видение блаженного священника Иосифа,1625

Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя и его жены Алатеи Тальбот

Портрет семьи Ломеллини

Портрет Мари де Ро

Портрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Николо Каттанео

Портрет Мари Русвен, жены художника

Портрет рыцаря с красной повязкой


Генриетта Мария,1625

Карл 2 в детстве,1625

Карл 1,1625

Шарлотта Баткенс госпожа Ануа с сыном,1631

Портрет Маргариты Лотарингской

Портрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном

Anne Fitzroy, Countess of Sussex (1661-1722), Circle of Anthony van Dyck

Anthony van Dyck - Portrait of Philadelphia and Elisabeth Wharton

Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт


Charles II, Marie and James II


С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля ("Карл I на охоте", ок. 1635, Лувр, Париж), его семьи ("Дети Карла I", 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Нац. гал. искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры.

Портрет короля Англии Карла I верхом на коне,1635

Конный портрет Карла Первого, короля Англии

Конный портрет Карла Первого, короля Англии с его шталмейстером Сен-Антуаном

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд,1632


В последних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.

Имя Антониса ван Дейка (Antoon van Dyck) золотыми буквами вписано в историю фламандской школы живописи XVII века. Образы с его полотен – пример утонченной гармонии и чувственности, отражающий истинное лицо всей эпохи.

Родившийся в 1599 году Антонис ван Дейк был седьмым ребенком в семье зажиточного купца из Антверпена, торговавшего тканями. В 1607 году, вскоре после смерти матери, мальчика отдали в ученики к Хендрику ван Балену, где он познавал азы мастерства в течение четырех лет. А уже в 15 юный ван Дейк начал работать самостоятельно.

Решив продолжать свое обучение, к девятнадцати годам он попал в гильдию художников имени Святого Луки, где сблизился с . Работая в его мастерской, Антонис начал выполнять заказы совместно с мастером, а иногда и самостоятельно. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Поначалу, копируя своего учителя, он перенял его манеру и стиль вместе с насыщенностью цвета, полнотой и чувственностью сюжетов. Большинство полотен с религиозно-мифологическим содержанием в тот период были написаны под большим впечатлением от произведений самого Рубенса.

Историки искусства относят к их ряду такие картины, как «Самсон и Далила» и «Св. Мартин и Нищие». Цветовое решение и манера в них еще могут быть названы подражанием Рубенсу. Но постепенно ван Дейк двинулся дальше и уже в последующие несколько лет начал менять свой стиль, находя новые грани и иные выразительные средства. Впоследствии его картины обрели даже большую популярность, нежели рубенсовские, вероятно, в силу их соответствия вкусам публики.

Завистники и критики долгое время пытались доказать, что Рубенс и его ученик – соперники, однако эти усилия были тщетными, аргументированного подтверждения этому до сих пор не найдено. Глубокое впечатление от работ наставника ван Дейк пронес через все свое творчество, сохранив и преумножив полученные умения.

Наибольшую известность художнику принесли его портреты. Именно во Фландрии этот жанр живописи, имевший не самое высокое положение в общей иерархии, начал видоизменяться. Ван Дейк стал одним из основоположников традиции парадного портрета XVII века, он написал более сотни изображений. Первыми его заказчиками в основном были зажиточные семьи купцов или художников. Уже тогда проявилась способность ван Дейка запечатлевать мимолетные эмоции, непринужденные позы, живой взгляд.

Судьба благоволила ван Дейку. Его ранний антверпенский период был ознаменован широкой известностью и признанием, поток заказов не иссякал. Он даже успел потрудиться в Лондоне, при дворе короля Якова I.

Однако натура художника требовала свежих впечатлений, и в 1621 году, вдохновленный образцами искусства эпохи Возрождения, он отправился в Италию. Посетив Геную, Рим, Венецию, Палермо и Милан, ван Дейк всерьез увлекся произведениями . Именно они повлияли на изменения в манере письма самого ван Дейка – темные тона фона и утонченные фигуры остались в его живописи.

С этим периодом связан и один из наиболее значительных, а, возможно, и самых лучших портретов, моделью для которого стал ученый и дипломат кардинал Гвидо Бентивольо. Без внимания не оставлена ни роскошь кардинальского одеяния с кружевами и многочисленными складками, ни устремленный в сторону задумчивый взгляд, в котором читаются мудрость и проницательность. Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности, и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка.



Семейные обстоятельства потребовали возвращения художника на родину, но вскоре он вернулся в Англию, где окончательно углубился в работу над тем, что позже будет названо «аристократическим портретом».

Новый король, Карл I, сумел по достоинству оценить дарование живописца, и многие из портретов того периода изображали правящую чету. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Последний из известных портретов королевы в образе святой Екатерины, по неясным причинам скрытый под несколькими слоями краски другого произведения, был обнаружен лишь совсем недавно. Одна за другой создавались картины, на которых во всем блеске и великолепии представал цвет аристократии. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка.

Умер живописец после продолжительной болезни в 1641 году, всего на год пережив Рубенса. Согласно завещанию, он был похоронен в соборе Святого Павла.

Современники затруднялись в оценке его характера и личностных качеств. Многие свидетельства описывают ван Дейка как обаятельного, себялюбивого и невероятно одаренного человека. За свою достаточно короткую жизнь он создал огромное количество полотен – более 900, был вхож во многие знатные семьи и щедро награжден не одним королем. И все же сегодня его картины демонстрируют не столько славу и величие сильных мира сего, сколько потрясающее дарование и поистине неповторимый стиль самого ван Дейка.

ВАН ДЕЙК Антонис (van Dyck ) (1599-1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. . Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.

ВАН ДЕЙК (Van Dyck, Dijk ) Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета 17 в.

Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.

Ранний антверпенский период

В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. 1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден; «Самсон и Далила», ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон; «Св. Мартин и нищие», ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок).

Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью («Семейный портрет», между 1618 и 1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; Изабеллы Брант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон).

Итальянский период

В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалось активным изучением итальянской живописи, особенно , и стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняя представительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портрете ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галерея Питти, Флоренция).

Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон; «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», собрание Фрика, Нью-Йорк; «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон; «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя; «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей; «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург; «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем).

Второй антверпенский период (1627-1632)

В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника - баловня судьбы.

Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 «Иконографию» - сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).

Английский период

В 1632 по приглашению короля Ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.

В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632, Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; Артура Гудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с их эмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портрет Карла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары.

По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля Ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.

В Антверпене. Последние годы жизни

Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.

Знакомство живописца с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах генуэзской знати (парные портреты маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя). Вместе с тем ван Дейк писал психологически выразительные портреты людей высокого интеллекта и творческой одаренности (портрет скульптора Ф.Дюкенуа, около 1622 года, Музей старинного искусства, Брюссель). В 1627–1632 годах Антонис ван Дейк вновь жил в Антверпене, в 1630 он стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы.

В этот период творческого расцвета художнику удалось объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца Снейдерса, Старая пинакотека, Мюнхен) – раскрыть духовное богатство современников. Эффектны, хотя и более однообразны по манере религиозные и мифологические композиции ван Дейка (“Отдых на пути в Египет”, конец 1620–х годов, Старая пинакотека, Мюнхен).

С 1632 года ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (“Карл I на охоте”, 1635, Лувр, Париж), английской знати (портрет Дж.Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утонченный аристократизм образов.
В поздних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся внешним, стандартным приемом психологической характеристики, в колорите появляются сухость и пестрота, в целом же, однако, его творчество способствовало становлению национальной английской школы портретной живописи.

Картина Антониса ван Дейка “Конный портрет Карла I”.
Безупречные доспехи, тверды и пристальный взгляд, царственная осанка – все говорит о значительности изображенной персоны. В качестве придворного живописца Карла I художник получил заказ запечатлеть в портрете образ королевского величества. После обучения у Питера Пауля Рубенса в Антверпене Ван Дейк уехал в Лондон, а затем в Италию. Здесь он воспринял более элегантную манеру живописи, которой придерживался всю дальнейшую жизнь. Именно в Италии Ван Дейк создал стиль, который положил начало традиции английского живописного портрета. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Художника часто обвиняли в том, что он льстит своим моделям, однако не все бывали довольны. Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что почувствовала себя "очень неприятно" и "совсем себе не понравилась – лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал".

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени - Anthony, Энтони; 22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко .Создатель нового типа декоративного портрета.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика.
С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом , работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. он работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1621-1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

В марте 2011 года в Испании было объявлено о находке неизвестной ранее картины Ван Дейка «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанной в 1625 году для герцога Медины-де-лас-Торрес. Картина до 1808 года хранилась в монастыре Эскориал, затем в Королевской академии изящных искусств и до последнего времени считалась копией.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →