Настоящая русская баня, какая она?! Баня — это секрет молодости! Дерево, камень, кирпич: традиции или долговечность.


Впервые русская баня упоминается еще в старых летописях. Там говорится, что княгиня Ольга, задумав наказать древлян, которые убили ее супруга Игоря, приказала затопить баню для их послов. И во время процедуры омовения баню подожгли, убив тем самым древлянских послов.


Путешественники из стран Западной Европы, побывавшие в России, позаимствовали идею русской бани. Подобные сооружения стали возводиться и в Вене, и в Париже, и в Берлине, и в других столицах, однако они очень сильно отличались от наших бань. Дело в том, что ни один народ не мог выдержать такого сильного жара, как выдерживают его русские. По словам иностранцев, бани полезны, так как являются потогонным средством, но вот сильный жар все-таки вреден. Вот изречение европейских врачей по поводу бань: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».


Любовь русского народа к жару и пару не могла остаться незамеченной. Иностранцы писали: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах... Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Вот еще одно интересное высказывание: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему».


Кажется, что это всего лишь преувеличение, что париться в печи невозможно. Однако, как это ни удивительно, в печи действительно парились, а в некоторых деревнях парятся и по сей день. Как же это происходит? Печь разогревают, вынимают из нее угли, выметают ее как следует и выстилают соломой. Затем в нее помещают чугун с достаточно горячей водой, залезают в печь и ложатся на солому. При этом голова должна оставаться снаружи и выглядывать из устья. Потом свод печи поливают водой, что приводит к резкому повышению температуры и влажности. Ну, а затем остается только взять веник и париться, сколько душе угодно!


Обычаев, связанных с посещением бани, у русских множество. Например, принято было посещать баню после совместно проведенной с партнером ночи. Туда ходили утром и лишь после того, как попарятся, кланялись образам. Данный обряд соблюдали все, в том числе и царь. Крепко верующие люди считали, что они недостойны посещения церкви даже после бани и потому стояли перед дверьми, что вызывало переговоры и шутки в их адрес.


Вот еще один обычай: в древние времена жених перед свадьбой должен был попариться в бане, а после первой брачной ночи молодые посещали баню вместе. Люди всех сословий строго блюли это правило вплоть до XVIII века.


Интересно, что народ не любил Лжедмитрия за то, что он не уважал обычаи и традиции. В том числе он ни разу не посещал баню со своей «поганою царицею».


Считалось, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль). Именно поэтому в нее ходили не только для физического очищения, но и для морального.


Перед свадьбой мать невесты пекла хлеб, носящий символическое название «банник». Им благословляли к венцу супружескую пару. Банник, жареную курицу, а также два столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе. Она на следующий день распарывала скатерть и кормила молодых, когда они выходили из бани.


Всем известно, что раньше на Руси люди были не просто верующими, они строго соблюдали все церковные правила. В дни строгих постов, допустим, нельзя было вступать в интимную связь с супругом или супругой. Разрешалось это исключительно «в Петрово говенье и Филиппово», так гласили духовные поверья. Однако после этого непременно требовалось попариться в бане с утра, а уже потом можно было молиться перед иконами.


Вообще же, баня была одним из важнейших элементов быта на Руси. Свои бани были не только в богатых домах, но и почти во всех бедных. Небогатые горожане ходили в общие бани, называемые царскими мыльнями. Были такие бани и в столице.


Традиционно баня строилась с каменкой – печью для подачи пара. Она служила и для соблюдения ритуалов чистоты, и как лекарство от множества болезней. Кроме того, в бане человек мог насладиться жизнью, получить удовольствие, отдохнуть душой и телом и даже заняться самосовершенствованием и морально освежиться. Проще говоря, баня была тем самым универсальным местом, куда шли и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии.

Ритуалы посещения бани

Посещение бани и отдых в ней были четко спланированы. Жители разных уголков страны соблюдали специальные ритуалы, при этом было неважно, кто парится в бане – бедняк или царь. Один из обычаев заключался в том, что перед посещением парной подавали несколько ломтиков редьки. Их нужно было съесть, а потом уже идти в баню.


Учитывалось и то, что после бани хотелось утолить жажду. Для этого готовили прохладный квас с мятой или ароматными травами, он стоял в самой бане или в предбаннике.


Чтобы распаривать веники и поддавать жару, варили особые отвары и кипятили мятный квас. Как уже, наверное, ясно, мята играла одну из главных ролей в банном ритуале. В самой бане ей, вместе с другими душистыми травами, покрывали лавки. Наготове держали свежие веники, обычно березовые, и шайки для умывания, наполненные, опять же, квасом с ароматом мяты. Из них обливались сами, этим настоем обливали лавки, прежде чем забраться на верхнюю полку. При богатом воображении можно представить, какой чудесный аромат парил в воздухе. Неудивительно, что люди так любили баню и часто посещали ее, получая при этом истинное наслаждение!

Баня: для здоровья и для души

Наши предки были уверены, что баня – это самый простой, но при этом и самый действенный способ добиться крепкого здоровья на долгие годы. Существовала поговорка «Баня парит, баня правит, баня все поправит». В данном вопросе со славянами были согласны многие другие народы, которые также отмечали положительное воздействие бани на человеческий организм.


Посещение бани издревле считалось идеальным средством достижения чистоты как душевной, так и телесной. Это подчеркивалось и неоднократно упоминалось в различных религиях, в частности, восточных. Ислам, к слову говоря, возводит ежедневное омовение в ряд религиозных норм.

Откуда пошла русская баня?

Мы уже говорили выше, что на Руси бани были еще до того, как Владимир крестил славян, о них упоминается в летописях времен княгини Ольги. Очень давно были в ходу так называемые мыльни, влазни и подобные им заведения. Они существовали тогда, когда еще не появились бани. До сих пор ведутся споры о том, откуда пошла русская баня, да и является ли она именно русской, можно ли ее называть так? Возможно, ее завезли арабы или спартанцы. А может быть, баня все же изобретение славян, кто знает. В пользу последнего предположения говорят различные факты, в том числе и особый ритуал паренья на Руси, и высказывания европейцев о бане (свидетельство того, что до путешествия в Россию иностранцы ничего не слышали о бане и не видели ее).


Также стоит упомянуть, что летописцы 6 века Прокопий и Маврикий не очень лестно отзывались о гигиене славян. Вот что они говорили: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». Если верить этим авторам, то славяне мылись всего лишь три раза в жизни: при рождении, перед свадьбой и после смерти. В это сложно поверить, ведь вряд ли греки стали бы восхищаться стройностью и мужеством не слишком чистоплотных людей, верно? Кроме того, если вспомнить, что до прихода на Русь христианства племена селились обычно по берегам водоемов, а основным занятием была рыбная ловля, то тем более удивляет их нелюбовь к воде и купанию. Вероятнее всего, авторы летописей Прокопий и Маврикий приняли за славян какие-либо племена кочевников, проживающие в засушливых степях.


При Петре Первом в Петербурге жил камерюнкер Берхольц, который в своих записях о России упоминал много интересных вещей о бане. Невозможно не упомянуть о них сейчас, разговаривая об истории паренья. Итак, он говорил, что баня есть почти в каждом доме и поэтому основная часть русских моется не реже, чем раз в неделю, а иногда и чаще. Также он добавлял, что «русские и чухонские женщины, прислуживающие там (в бане), превосходно знают свое дело». Берхольц уточняет, что прислуга, работающая в парной, мастерски настраивала требуемую температуру и ухаживала за моющимися. Женщины и парили посетителей бани березовыми вениками, и мыли их руками, очищая от грязи тело, и окатывали водой. В заключение всего ритуала они вытирали людей полотенцем. «По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным» - подводит итог камерюнкер.


Несмотря на наличие множества традиций и обычаев, связанных с баней, четкого ритуала, одинакового для всех, не существовало. Практически каждая семья вносила что-то свое в особенности посещения парной. Много лет назад была в ходу такая поговорка «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти». И это высказывание все объясняет, становится понятным, что баню топили именно так, как хотелось ее хозяевам, желая получить максимальное удовольствие от процедуры мытья. Иностранцы же всегда удивлялись выносливости русских, их способности находиться в бане в жестких, по мнению европейцев, условиях: при высокой влажности и температуре. Русские находились в бане так долго, как позволял организм. Когда же становилось совсем невмоготу, они выбегали на улицу и бросались в холодную воду, а зимой обтирались снегом. Немного остыв, люди снова возвращались в баню, ведь пар, как говорится, костей не ломит.


Старинная русская традиция требовала посещения бани после дороги, а прибывших гостей всегда встречали баней, так учили обычаи гостеприимства.

Русская баня и известные люди

Из литературных и исторических источников можно узнать, что многие из наших выдающихся соотечественников были любителями жаркой бани. К примеру, А.В. Суворов старался устраивать баню для солдат везде, где предоставлялась возможность. А сам он мог выдержать в парной «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».


Баню уважал герой войны 1812 года Д.В. Давыдов. Он посещал Сандуновские бани всегда, когда был в Москве. К слову говоря, название свое Сандуновские бани получили в честь известной актрисы и певицы Сандуновой. Именно так заведение именуют еще со времен Пушкина. Эти бани прославились не только веселящей и бодрящей обстановкой, но и буфетом с обилием разнообразных напитков, от кваса до шампанского «Моэт» и «Аи».

Бани Санкт-Петербурга

Банями славилась не только Москва, но и Петербург. Там к 1874 году было 312 бань. Основная масса их снабжалась водой из Невы и ее притоков. Из всего количества бань было 46 торговых и 266 «нумерных или семейных». Среди семейных бань самой лучшей по оформлению и комфорту была баня Воронина, располагающаяся на Фонарном переулке, в личном доме Воронина. Посещение этой бани было дорогим удовольствием, за номер нужно было отдать от 50 копеек до 10 рублей за один раз.


Однако баня Воронина была еще не самой дорогостоящей. Наиболее роскошная отделка и, следовательно, самые высокие цены были характерны для «Пушкинских источников» - бань на Благовещенской улице у Николаевского моста. Туда ходили лишь избранные посетители.


Но не стоит думать, что в Санкт-Петербурге сходить в баню могли исключительно представители верхушки общества. Просто для бедных были свои заведения, общие бани с достаточно низкими и доступными ценами. Приводим примерную стоимость посещения парной.



Как в номерах, так и в общих банях работали парильщики и парильщицы, которые по желанию посетителей мыли людей за небольшую плату, около 15-20 копеек.


При бане Воронова, как уже упоминалось ранее, был буфет, в котором в наличии были различные угощения и напитки. В других банях можно было приобрести лишь квас, пиво, сельтерскую воду и недорогую выпивку.


Отметим, что при низкой стоимости посещения общих бань они приносили большую прибыль в казну. Причина в том, что бань было много, а мылись в них почти все жители городов. Да и как иначе, если мыться было больше негде?


Как правило, бани топили один или два раза в неделю. В дни сильной жары некоторые бани топить запрещали, дабы избежать пожара. Кстати, именно из-за бань пожары обычно и возникали на Руси. В исключительных случаях в баню допускали больных и рожениц, и то если разрешали местные власти. Однако знати разрешалось топить баню в любую погоду, богатых не касались подобные запреты.

Ох, люблю я баню…

Говоря о московских банях, нельзя не упомянуть про Ламакинские. В них ходила чуть ли не вся столица.


Большим любителем бани был первый российский император Петр Первый. Он страдал от ее отсутствия во время нахождения в Голландии и потому сам построил для себя русскую баню. Петр Великий был уверен, что баня является лучшим способом для того, чтобы поправить здоровье.


В целом же баню любили абсолютно все. Можно сказать, что пристрастие к посещению парной является типичной чертой русской натуры. В баню ходили и дети, и молодежь, и старики. Если кто-то не любил баню, то его считали чужаком в русской среде, как, например, Лжедмитрия, уже упоминаемого в нашей статье. Вот что писали про посещение бань: «Русские крепко держатся обычая мыться в бане и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых почти всегда найдешь множество моющихся».


Изначально было принято мыться в бане всем вместе, мужчинам и женщинам одновременно. Но такая система применялась не везде. В деревнях с древних времен мылись в две смены: вначале мужчины, а затем женщины с детьми. Первый пар всегда считался мужским. В 1743 году вышел указ Сената о том, что в бане запрещалось мыться мужчинам вместе с женщинами, а помимо этого, мужскому полу старше семи лет нельзя было входить в женскую баню, а женскому полу – в мужскую. С тех пор мужчины и женщины стали мыться отдельно.


Славяне испокон веков стремились к тому, чтобы посещение бани было не только приятным, но и полезным занятием. Вырабатывались свои технологии и обычаи, подбирались подходящие ароматические вещества и тот температурный режим, который устраивал владельцев бани. Даже интерьер в каждой бане был свой, особенный, отвечающий вкусам и предпочтениям хозяев. Традиции хранились и береглись, передаваясь из поколения в поколение. Безусловно, о строительстве бань и саун по стандартным проектам обычно речи не шло, возведение парных было делом индивидуальным, а в деревнях и вовсе бани строили самостоятельно.

Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости. Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня – едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии – огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своему верованию и поклонялись самым различным богам. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.

Языческий праздник Ивана-Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Возникшие из таких «смутных догадок» сказания о «мертвой» и «живой» воде повествуют о том, что чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостю, постучавшемуся в дом, в первую очередь предложат попариться в баньке, а затем предложат стол и постель.

Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях X-XII веков, в которых рассказывается о нравах «русичей», сплошь и рядом мы находим упоминания о «мыльнях». Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи Киево-Печерской лавры были очень сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.

Стремясь проверить полученные сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который они производили на больных и «страждущих». Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при банях стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует своим жаром. Непременный атрибут русской бани – березовый веник – хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.

Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, остаются навсегда в памяти чужеземцев. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Во многих зарубежных книгах древности и наших дней путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?

Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу Сандуновских бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.

В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: «... Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно небольшое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают».

Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.

Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Идея-то осталась прежней, но вот ее воплощение изменилось.

Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. Внизу разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. На последнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем 100-градусная жара.

Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

Черная баня

Если есть белая баня, то, естественно, должна быть и баня черная, скажут внимательные читатели – и будут совершенно правы! Была такая баня. Сначала, еще до появления белых бань, русский народ столетиями топил баньки по-черному. Настоящих знатоков такой бани сейчас осталось мало, но сия идея не угасает. Довольно широко распространено заблуждение, что париться по-черному – значит задыхаться от копоти и гари в маленькой комнате у открытой печи. Среди тех, кто так считает, нет ни одного человека, на собственном опыте испытавшего, что такое черная баня.

Бояться того, что париться по-черному скоро перестанут вовсе, не следует. По всей России много мест, где предпочтение отдается исконно русской традиции. Бани в деревушках Среднего Урала, Западной Сибири и других мест построены в соответствии с заветами предков, знавших толк в настоящей бане. Там говорят:»Черная баня добела отмоет».

Так в чем же отличие черной бани от белой? Только в способе отопления помещения. Ведь сам домик (как под белую, так и под черную баню) строился одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных – это отсутствие дымохода.

Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не давала гулять сквозняку, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояли скамейка и вешалка для одежды.

Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.

В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости.

Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной.

После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее. Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню «опаривают»: специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций «поддают пару», плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название «черного». Он является наиболее древним и берет свое начало, образно говоря, в русской печи.

Ведь еще задолго до того как появились бани, русичи парились в печках. Как это происходило? Довольно незамысловато, но тем не менее очень остроумно. Использовалось совершенно замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи копоть и золу, старались вымыть стены, на поддон настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.

Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал печение хлеба: словно каравай, «ставили» человека в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и окунался в реку. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.

А вот голову мыли очень странно (в современном представлении). Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая придать красоту и блеск волосам, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!

Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала – русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов. Затем тесное печное устье «расширилось» до размеров землянки, которая отапливалась по-черному. Каменки как таковой еще не появилось, вместо нее в центре землянки громоздилась груда камней, на которую и плескали воду. Дым выходил не только через входное отверстие землянки, но и через щели в крыше. Потом тесная и низенькая землянка «подросла», став небольшим домиком, наполовину вкопанным в землю. Такие черные бани отапливались печками и в них уже была отдельная каменка и несколько полков. И только уже после этого русичи стали оснащать свои черные бани печными трубами, чтобы дым не скапливался в парилке, а выходил наружу. Так появились бани белые, – сначала деревянные, а потом и каменные.

Но с появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций – они стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.

Наверно, именно эти чувства испытывали первобытные охотники, возвратившиеся с охоты: все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться с дикими зверями и со стихиями за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими мужественными предками. А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в те суровые времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та брутальность, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!

Вообще-то это, конечно же, не научная теория – насчет генетической памяти, которую «будит» жаркая русская банька, топленная черным способом. Но ведь с ними (с мужчинами, в смысле) и в самом деле что-то происходит, ведь они какими-то другими выходят из русской бани! Хотите проверить – поезжайте в какую-нибудь глухую деревеньку, в которой еще сохранилась старинная черная баня. Гарантировано, что Ваш цивилизованный спутник, самым «кровожадным» поступком которого была разделка мясного филе, купленного Вами в супермаркете, после посещения черной бани изъявит горячее желание отправиться на охоту. Вы просто будете до глубины души изумлены произошедшими переменами. А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, гибкость и грация какие-то почти звериные появляются, да и весь организм лет на десять молодеет! Удивительно! А медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.

Конечно, сейчас не у каждого есть такая возможность – на себе испытать действие черной бани, да и не каждый может ее выдержать. Что греха таить, с непривычки в черной бане и угореть недолго, тем более если человек до этого вообще никогда не парился! Но любому под силу париться в белой баньке: это и приятно, и не менее полезно.

Исконная русская белая баня со стороны смотрелась невзрачно. Деревянная избушка стояла наполовину вросшей в землю. Это мешало ветрам продувать баню, тем самым быстро ее охлаждая. Кроме этого, такое «приземленное» расположение бани было очень удобно для правильного размещения печи и дымохода. В отличие от черной бани над этой высилась дымовая труба.

Помещение бани делилось на две части. Предбанник (меньшая часть) устраивался по традиции просто, но с учетом потребностей. Непосредственно баня, или парилка, занимала большую часть. Основной ее достопримечательностью была печь с дымоходом.

Печь – сердце бани – имела несколько уровней. Самым нижним уровнем была небольшая выемка – поддувало. Над ним располагалась печь. От печи в стене тянулись дымоходы. А на печи находился слой камней. Кадка с водой рядом с печью позволяла по необходимости добавлять пар. Такая конструкция печи обеспечивала хорошую «тягу» при горении, а также вентиляцию для банного помещения.

Очень часто по этой причине парилки в белой бане были без окон. Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В белой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.

Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по-белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу.

Русская баня по-чёрному

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу .

Понятие русской бани, история появления

Русская баня - это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук» .

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами , тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты - чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.


Блохоловка - устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.


И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого , - Анне , которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда , по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому , которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник - абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев . Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов - крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.


Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского - это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой - это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани - это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Баню на Руси ценили с давних времен. К сожалению, сегодня найти подлинную русскую баню достаточно проблематично. В целях экономии настоящие массивные печи почти повсеместно были заменены на компактные металлические, а культура русской парной была практически забыта.

В этой статье мы расскажем, какой должна быть истинная русская баня, опишем конструкцию парной, оптимальную температуру и влажность, устройство печи и другие значимые моменты.

Основные особенности русской бани

Температура в русской бане должна находиться в диапазоне от +60 °C до +80 °C, ни в коем случае не доходя до отметок в +100 °C и более. И этому есть вполне логичное объяснение. Нормальная температура человеческого тела +36,6 °C. Соответственно сильные отклонения от этого показателя вызывают дискомфорт — холод или жар. Перегрев в разгоряченной парной приводит к учащению пульса, ожогам слизистых, головокружениям и обморокам.

В то же время умеренное и контролируемое повышение температуры несет за собой только пользу: ускоряется кровоток, повышаются защитные свойства организма. В русской бане глубокое прогревание тела «до костей» достигается не за счет рекордно высокой температуры, а с помощью горячего пара. Это более безопасно и эффективно.

Выбор температурного режима зависит от многих факторов: возраста, физического состояния, времени года и даже настроения. Повышение температуры до +90 °C и более при сохранении высокой влажности вызывает сильный дискомфорт. Значение имеет и тип получаемого пара, который зависит от выбора отопительного оборудования и, в частности, конструкции каменки.

  • Открытая каменка . Если бросать воду на камни температурой менее +250 °C, увеличится не температура в парной, а влажность в помещении. Может показаться, что стало жарко, хотя на самом деле температура даже несколько снизилась.
  • Закрытая каменка . Когда вы бросаете воду на камни, разогретые до +500-550 °C, получается мелкодисперсный пар. Он легче переносится организмом, не обжигает, прогревает до самых косточек, позволяя отлично расслабиться.

Умеренная влажность

Влажность воздуха в русской бане влияет на восприятие температурного режима и играет не меньшую роль в создании комфортного и здорового микроклимата в парной. Нормальной считается влажность в диапазоне от 30 до 50%. Она позволяет переносить высокие температуры, не вызывая нагрузки и неприятных ощущений.

Организм сам контролирует внутренние процессы, приспосабливаясь к условиям.

  • Сильный нагрев вызывает повышенное потоотделение, целью которого является охлаждение тела до нормальной температуры.
  • При высокой влажности пот сохраняется и выполняет свою задачу, при низкой - почти моментально испаряется и не может справиться с перегревом.

Поскольку все вышеприведенные условия во многом зависят от выбранного отопительного оборудования, далее мы поговорим о печах. Начнем с задач. Печь должна создавать мягкий и насыщенный пар. Для его получения необходим нагрев камней до температуры от +350 °C и выше. На практике справиться с этим сможет только печь с закрытой каменкой.

  • Чаще всего при строительстве настоящих русских бань на дровах используются большие печи из кирпича с прямым нагревом камней, при котором между ними и огнем нет перегородок. Единственное «но» - полная протопка займет не менее 3 часов.
  • Металлические печи также могут использоваться в русской бане, но они нуждаются в кирпичной или каменной обкладке. Если ее не использовать, температура в помещении будет слишком высока, пар станет обжигающим и тяжелым.

Излучение от печи, облицованной кирпичом или талькохлоритом - мягкое, приятное, ласковое. Температура в парной может держаться на заданном уровне до 4-6 часов даже при прекращении топки.

При выборе отопительного оборудования важно помнить, что каждая печь подбирается индивидуально в зависимости от особенностей вашей парной, или наоборот.

  • Стены . Традиционно строятся из бревна или бруса, в качестве изоляции используется межвенцовый утеплитель. Дерево накапливает тепло и отдает его в пространство, регулирует уровень влажности, сохраняя комфортный микроклимат. Если вы все же хотите выбрать внутреннюю обивку, отдайте предпочтение необработанному бревну или брусу. Использование пропиток ведет к потере естественных свойств материала. Кроме того, при сильном нагреве обработанная доска выделяет химические пары, которые негативно влияют на организм. Если вы намерены использовать вагонку, обратите внимание на липу и осину. Отделка из хвойных пород может «потечь» при высокой температуре. В то же время смола сосны, ели и лиственницы имеет приятный аромат.
  • Полки . Изготавливаются из массивной деревянной доски. Как правило, используют липу и осину. Также набирает популярность абаш - один из видов пальмового дерева. Его древесина имеет рыхлую структуру, благодаря чему сохраняется низкая температура поверхности, безопасная и комфортная для человека. Поскольку в бане чаще лежат, а не сидят, полки должны быть широкими, толщиной не менее 2,5 сантиметров. Это также связано с необходимостью сохранять тепло, мягко отдавая его телу. Нет нужды и в строительстве лесенки, достаточно установить 1-2 яруса.
  • Пространство . Помещение должно быть достаточно просторным. Площадь рассчитывается индивидуально в зависимости от выбранной печи. При этом минимальная высота потолков составляет 2,5 метра. В парной обязательно должно быть вентиляционное окно. Его открывают перед началом пропарки. Это позволяет выпустить лишний пар и запустить свежий воздух. Благодаря большому числу поверхностей, аккумулирующих тепло, температура быстро достигает первоначального уровня.

Пар в оригинальной русской бане мягкий, легкий и согревающий. Поэтому дышать в ней действительно легко, а находиться приятно. Пар мягко окутывает и проникает глубоко в тело, согревая не только снаружи, но и внутри. Он не обживает глаза и кожу, не вызывает желания скорее выбежать из парной на свежий воздух.

Все дело в том, что источником пара становится не кипящая, а мгновенно испаряющаяся вода. Именно для этого камни нагреваются до максимально высокой температуры.

Камни

Во многом качество пара зависит и от количества камня. В то же время, чем меньше закладка, тем быстрее протопится баня. Очень важно подобрать оптимальные пропорции. Как правило, для кирпичных печей используется до 500 кг камня, для металлических - около 100 кг. Точное количество зависит от мощности и емкости выбранной печи, а также площади помещения.

Веник

Одним из обязательных атрибутов русской бани является веник. Традиционно используются березовые, дубовые, эвкалиптовые и можжевеловые веники. Иногда с добавлением мяты и крапивы. Перед применением веник запаривается в горячей воде в течение 5-10 минут. Вода, оставшаяся после запарки, подкидывается в каменку или используется для мытья.

Парение веником - не только приятный процесс, способствующий релаксации, но и один из видов банного массажа и отличная фитотерапия.Существует несколько техник парения, на основе которых выделяются популярные школы: «московская», «сибирская» и «ленинградская». Подробнее рассмотрим эту тему в одной из следующих статей.

Настоящая парная дарит крепкое здоровье, душевный покой и истинное удовольствие. Хоть раз побывав в классической русской бане, вы поймете, каким ласковым и мягким может быть пар.

Если вы хотите построить баню или подбираете печь, обратите внимание на наши рекомендации. Они помогут вам принять верное решение и не пожалеть о выборе.

Изначальный смысл бани заключается в заботе о чистоте тела человека, а воздействие банной процедуры начинается с кожи.

У различных народов существуют свои банные традиции. И хотя средства, применяемые для очищения, во многом совпадают, аналогов русской парной бани практически не существует. Но если в дореволюционной России рабочим полагалась специальная надбавка к зарплате для посещения бани, то в настоящее время цены в банях такие, что их может позволить себе далеко не каждый человек. В ванной же удается только поверхностно прогреть тело и смыть грязь с кожи.

В Древней Руси существовал такой метод очищения от хворей и недомоганий, как прогревание на печи, с последующим омовением тела.

В детстве мне приходилось проходить такую процедуру. Целую ночь я проводил, лежа на прогретой печи, а поутру все мое тело было расслабленным; создавалось ощущение, будто все мышцы отошли от костей. После омовения с приговорами и стакана травяного настоя я чувствовал себя совершенно здоровым. Современная наука объясняет этот феномен прогреванием в инфракрасном диапазоне, излучаемом натопленной печью.

В настоящее время существуют специальные кабинки с установленными в них инфракрасными излучателями. После 20 минут нахождения в кабинке при сравнительно невысокой температуре начинается обильное потоотделение. К концу первого часа пребывания (с перерывами на отдых) потоотделение значительно усиливается, так как прогрев достигает глубинных структур организма. В этом есть определенный лечебный смысл, однако, в отличие от русской парной бани, здесь происходит не только потоотделение, но и испарение пота. В целом, очищение становится чисто механическим действием, а не ритуальным.

Существуют и другие разновидности этого ритуала. Например, весной в определенное время проводили такую процедуру: человек глубоко прогревался в парной, затем обнаженным катался в талом снегу на реке. После этого его полностью заворачивали в соломенные маты и опять несли на прогрев в парилку. Активация организма происходила на очень высоком уровне: так в древности исцеляли многие болезни, в том числе, женское бесплодие.

Дух – это совокупная информация всех внутренних систем организма человека или конкретного объекта, излучаемая во внешнее пространство и рассказывающая волновым кодом о функциональном состоянии организма человека или конкретного объекта, о степени его готовности к взаимодействию с внешней окружающей средой. Эта информация связывает физическое тело человека с его тонким (волновым) телом, ответственным за формирование всех физических структур организма.

В больших семьях на Руси специально строилась паровая баня, где мылись и парились не просто в сухом тепле, а в пару. Она представляла собой одно помещение, в центре которого возводилась специальная калильная печь с булыжником (каменка), которая топилась «по-черному». Также там находился полок с приступками и подголовьем, на котором парятся; лавки вокруг стен, на которых моются; чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене; шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане был и предбанник, где раздевались, отдыхали, запивали баню квасом и пр.

Раньше на Руси говорили «Помни день субботний: иди в баню». «Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время». «Баня все грехи смоет». «Баня смоет, шайка сполоснет». «Как с гуся вода», приговаривают, окатывая водою. «С гуся вода, с тебя худоба». «Болести в подполье (с водой), на тебя здоровье». «Веник в бане господин». «Веник в бане всем начальник». На Руси место, где баня стояла, почиталось нечистым: считалось, что строить на нем избу не годится. Согласно поверью, в бане поселялся банник (байник) – разновидность злого духа, домового. Пар временно выживал его, но в нетопленой бане он обосновывался прочно. Особенно банник не любит рожаниц, которых, однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню; но их там нельзя покидать одних. Нельзя было после полуночи одному человеку заходить в нетопленную баню.

РУССКАЯ БАНЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В городских банях парильное отделение представляет собой большое пространство, где может поместиться от 10 до 20 человек. Деревянная площадка на верхнем уровне имеет ступенчатые полоки, на которых парятся. В самой парильне обязательно сделано окошко на улицу для проветривания воздуха. Калильная печь (каменка) снаружи обкладывается кирпичом, который усиливает тепловое излучение в инфракрасном диапазоне, что способствует более глубокому прогреванию. В «потельнях» же, как раньше именовали сауны, такого прогрева не происходит.

Занимался школой Чой, практиковал Раджа-йогу, работал во ВНИИФК, с 1980 преподает йогу, оздоровительный бег, каратэ.

В настоящее время известно, что заложенные в банную печь камни разогреваются до температуры порядка 700 градусов. Когда баня протоплена хорошо, тепло глубоко прогревает тело. Передачу жара печи усиливает водяной пар, который образуется в воздухе после выплескивания горячей воды на раскаленные камни. Подбрасывают воду в печь небольшими порциями. В этом есть свой смысл, так как пар можно сделать сухим, чтобы не обжигать тело, и наоборот, влажным и обжигающим.

Почему суббота считалась банным днем? Да потому, что в воскресенье человек шел в церковь для духовного очищения. Банную процедуру обязательно выполняли жених и невеста в день венчания, а также все люди перед свершением великих дел.

Русская парная баня способна скомпенсировать недостаток двигательной активности за неделю. Происходит очистка от шлаков, улучшается трофика (питание) мышц, сухожилий и связок суставов, как наружных, так и внутрисуставных. Прорабатываются все суставы; особенно эффективное воздействие идет на спину. «Прижигание спины веником» – это особая процедура, которая аналогична прижиганию в китайской медицине. Только здесь прогревание идет глубже и достигает аутохтонных мышц (глубинных мышц, связывающих позвоночный столб и грудную клетку). Именно остаточная деформация (спастика) в этих мышцах создает проблемы в связках позвоночного столба. Для более глубокого прогревания спины часто использовались горячие мешочки с крупным песком или солью, накладываемые на позвоночник по всей его длине. Человека укладывали на кушетку или скамейку и укрывали одеялом; эту процедуру выполнял уже другой специалист. В конце человеку давали пить специальный настой трав. В результате всех действий достигался совокупный эффект поразительной силы, не доступный официальной медицине.

Таково всеобщее полезное воздействие русской парильной бани на организм человека. Однако к ней, безусловно, необходима адаптация, определенный тренинг. Рекомендуется посещать русскую баню регулярно, один раз в неделю.

В парильном отделении не следует вести разговоры и тем более ругаться и травить анекдоты. Здесь исполняется ритуал очищения. После глубокого прогревания с веником следует холодное омовение (для изгнания малых духов), а в конце парения – погружение в холодную воду, причем обязательно с головой. Троекратное погружение в воду с соответствующим проговором приводило к изгнанию главного злого духа. После этого необходимо было опять зайти в парилку и оставаться в ней до легкого прогревания.

Представьте себе два рядом стоящих маленьких бассейна (2x2x2 м.). Температура воды в одном бассейне – 11 градусов, а в другом настолько горячая, что руку не опустить. Однажды после парения мне довелось пройти следующую процедуру: погрузиться на 6 секунд в холодную воду, а затем быстро окунуться с головой в горячую, тоже на 6 секунд. Я и ощутить не успел температуру воды. Когда я вылез из горячего бассейна, ощущение было неописуемым: как будто тысячи иголочек прокалывают всю поверхность моего тела (видимо, это и есть состояние «изгнания главного злого духа»). Здесь есть над чем задуматься.

В этой статье предпринимается лишь попытка рассмотреть дух русской бани, выделить некоторые важные моменты, взятые из моей памяти и памяти людей, у которых я учился искусству русской паровой бани. Я признателен всем своим наставникам, но в особенности «профессору», у которого я учился готовить парную в Коптевских банях. Ибо, благодаря этим знаниям, я смог, хоть и весьма скудно, обрисовать Дух русской парной бани, которая способна очистить Дух человека.