Печорин и грушницкий сообщение с цитатами. Сочинение «Печорин и Грушницкий» по роману М.Ю

Печорин и Грушницкий в романе «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей. Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга. Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно. Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце. Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди. Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.


Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.


Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина. Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор. Автор просто показал все бездны человеческой натуры.

В главе «Княжна Мери» Лермонтов показывает нам отношения между Печориным и Грушницким, их дружбу, постепенно перешедшую во вражду и закончившуюся дуэлью.

Два образа героев

Григорий Александрович Печорин является главным персонажем романа. Произведение показывает нам взаимоотношения героя с другими людьми, в разных жизненных ситуациях.

Грушницкий совсем юн, он романтически настроен, хочет добиться славы, ожидает пламенной любви, любит позировать на публику. Печорин, порождение общества того времени, является эгоистом, уставшим от жизни, он скептик, чаще всего пессимистично настроенный. Григорий наделен силой духа, которой он нигде не может найти применение, в результате чего страдает от тоскливого течения жизни. Если Грушницкий не искушен в жизненных перипетиях, то Печорин закален в психологических баталиях.

От друзей до врагов

Отношения двух этих героев развиваются от положительных до полного неприятия друг друга. Именно в этом взаимодействии раскрываются темные стороны характера Печорина.

Встретив Печорина на водах, Грушницкий рассказывает ему о своей влюбленности в юную княжну, тем самым указав свои слабые места. Печорин не имеет глубоких привязанностей в дружбе, поэтому он от скуки решает развлечь себя некрасивой игрой с юнкером и княжной. Он довольно подло рассказывает некоторые ситуации из жизни Грушницкого, старается сделать из себя печального и непонятого другими романтического скитальца. Неопытная девушка влюбляется в рокового героя, а Печорин тем временем спокойно делится с Вернером своими похождениями и насмешками над бывшим другом.

Холодность и равнодушие к другим людям разбивают видимость дружбы между двумя юношами. Вспыльчивый Грушницкий жестко и грязно мстит Мери.

Дуэль как зеркало героев

В момент схватки герои раскрывают свою истинную сущность. Грушницкий вдруг показывает, что на самом деле труслив - он соглашается не заряжать пистолет пулями, зная, что это обязательно приведет к смерти Печорина.

В момент дуэли раскрывается и двойственный характер Печорина. Держа бывшего друга на мушке, он говорит, что простит его, если он возьмет обратно свою подлую ложь. Он на самом деле был готов прекратить дуэль, но без раздумий стреляет в юнкера, отказавшегося исправить положение. Даже готовясь принять слова прощения, Печорин ни на мгновение не задумывается перед тем, как сделать роковой выстрел.

Продукт своего времени

Дружба, а затем и вражда двух героев закончилась смертью одного из них. Печорин не может спокойно принимать недостатки других - недалекость и пафос Грушницкого ему режут глаз и ухо. Не умея прощать и подстраиваться под других, герой губит немало людей. Взращенный жестоким высшим светом, он и сам жесток, в результате чего Грушницкий убит.

Эти отношения показывают темные глубины души Печорина - неспособность дружить, неспособность любить, равнодушие к жизни и смерти. Не боясь умереть, он живет лишь разумом, отринув чувства. Это положение ведет его еще к большей бездне отчаяния и тоски.

В романе «Герой нашего времени» читатель видит явное противопоставление двух образов: главного героя и юнкера .

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин, им является.

Неприязнь друг к другу сложилась у героев практически сразу при встрече в Пятигорске, но внешне никто из них этого не показывал. Невозможно назвать кого-либо из героев абсолютно положительным или отрицательным. Печорин безжалостно обошелся с княжной Мэри, со своей давней возлюбленной Верой и ее мужем только ради забавы. Не от какой-то внутренней природной злобы, но лишь от скуки, главный герой романа решил влюбить юную Мери, и тем самым вызвать чувство ревности в Грушницком. Печорин изображен автором, как натура эгоистичная и очень противоречивая. Он относится критично не только к обществу, окружавшему его, но и к самому себе. Главный герой лишен фальши в своем характере и поступках. Его нельзя обвинить в подлости или трусости.

Грушницкий изображен М.Ю. Лермонтовым, как посредственность. Юнкер не так искушен в общении с женщинами, как Печорин, и ведет себя довольно робко и скромно. Сначала читатель может подумать, что любовь Грушницкого к Мери искренна, но впоследствии становится видно, что это тоже является фальшью. Он с легкостью оклеветал свою возлюбленную, когда увидел рядом с ее окном Печорина, только лишь из-за уязвленного самолюбия, даже не пытаясь разобраться в ситуации.

Дуэль является критическим моментом столкновения трусости и храбрости двух персонажей. Молодой юнкер Грушницкий повел себя очень подло. Вместе со своим новым приятелем, драгунским капитаном, он решил выставить главного героя посмешищем. План состоял в том, чтобы оставить пистолеты незаряженными. Юнкер будто пытается доказать самому себе, что Печорин не идеален, а может испытывать испуг и трусость. Грушницкий ждал удобного случая, чтобы вызвать Печорина на дуэль. Но волей случая, главный герой услышал то, о чем говорили драгунский капитан и молодой юнкер.

Вскоре произошел инцидент, который привел к дуэли. Когда главного героя заметили напротив окна княжны Мери, Грушницкий публично его осмеял. За что Печорин вызвал того на дуэль. Драгунский капитан опять выступил подстрекателем и предложил зарядить только пистолет Грушницкого, таким образом было запланировано хладнокровное убийство. Именно страх подтолкнул молодого юнкера к таким подлым действиям. Он боялся проиграть превосходившему его во всем Печорину.

Главный герой, напротив, не боялся смерти. Он предложил сделать условия поединка еще более суровыми, перенести дуэль на обрыв скалы, чтобы любая, даже незначительная рана, стала смертельной. Грушницкий стрелял первым, и лишь задел ногу Григория. Тогда главный герой объявил о том, что его пистолет не заряжен, и попросил перезарядить. Пуля Печорина оказалась для юнкера смертельной. Грушницкому не удалось одолеть Григория, даже с помощью коварного плана. Но Печорин не испытал удовлетворения от своей победы над трусостью, наоборот, на душе у него было тяжело.

Развязка этого противостояния оказалась очень трагичной: , сердце княжны Мери разбито, жизни Веры и ее мужа сломаны.

Перед вами сочинение-рассуждение на тему Печорин и Грушницкий. Это сочинение по нетленному роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Сочинение рассчитано на учеников 9 – 10 классов, но может быть использовано и учащимися других классов.

Другие сочинения по данному произведению вы можете найти

Печорин и Грушницкий

«Герой нашего времени’’ — первая попытка создания в русской литературе психологического реалистического романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, синтез различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник — исповедь. Роман Лермонтова – социально-психологический и нравственно- философский. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И с этого момента начинается очередной «эксперимент» Печорина. Можно сказать, что вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, попытка понять, насколько общепризнанные представления о добре, зле, дружбе, любви справедливы. Часто это жестокая игра своей и чужой жизнью. Именно так и происходит в случае в Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и «звездочках» на погонах. Он — посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль байронического разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиям». “Да это же пародия на Печорина!» — вдруг понимаем мы. Совершенно верно. Потому-то и бесит он главного героя романа. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру.

Сначала «экспериментатор» вызывает у Грушницкого даже некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значимым человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” — вот как разговаривает он в начале романа. Но события неумолимо развиваются в соответствии с замыслом Печорина. Мери влюбляется в него, забыв о Гpyшницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается для нас совсем по-новому. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом — бесчестным, просто подлым! Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Да, эксперимент Печорина удался блестяще. Здесь с полной силой проявились “демонические» свойства его натуры: «сеять зло” с величайшим искусством. И в очередной раз убеждается он, как легко человек поддается искушению. Но такое подтверждение его теории отнюдь не радует героя Ему надоело «играть роль топора в руках судьбы”. Oн признается, что, как орудие казни, упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к смерти. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация эта уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Так, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.