Сочинение на тему Живые и мертвые души в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» читать бесплатно

Является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В этом произведении писатель отразил как свои творческие мысли, так и назревающие в обществе проблемы, связанные с крепостничеством. Казалось бы, название говорит само за себя, но под фразой «Мертвые души» подразумевались не души умерших крестьян, а скорее мертвые души помещиков, погребенные под их мелочными интересами.

Главный герой, бывший работник казенной палаты, Павел Иванович Чичиков . Путешествуя по России, он пытается найти помещиков, которые продали бы ему «мертвые души» крестьян. Согласно его хитроумному плану, их можно потом заложить в банк за приличную ссуду. Таким образом, он смог бы обеспечить себе безбедное существование. Первым помещиком, которого он навестил, был Манилов . За внешней приятностью этого помещика скрывается бессмысленная бездеятельность. Время словно остановилось в деревне этого праздного мечтателя. В его кабинете лежит книга, которую он читает уже год на четырнадцатой странице. При этом он считает себя образованным и благовоспитанным человеком, выказывают наигранную любовь к семье и друзьям, а также готов безвозмездно отдать список «мертвых душ» Чичикову, якобы ради дружбы.

Вторым «продавцом» душ была помещица-крохоборка по фамилии Коробочка . Эта бездушная и мелочная хозяйка согласна продать что угодно, лишь бы заработать побольше деньжат. Когда Чичиков предлагает ей такое «дельце», ее не тревожит сомнительный подтекст сделки, а лишь вопрос цены. Поэтому она не сразу соглашается, а говорит, что хотела бы прицениться в городе, почем нынче продают «мертвые души». Следующим на пути главного героя встречается разбитной малый Ноздрев – человек, увлеченный всяческими «задорами». Если поначалу он кажется деятельным и интересным человеком, то на деле оказывается пустым и лживым существом. Его не интересуют даже собственные дети, лишь кутежи и мотовство. Узнав, что Чичиков промышляет «душами», он сначала называет его мошенником, а затем предлагает играть в шашки на «души». Отказ гостя довести игру до конца приводит его в ярость, и он готов его поколотить.

Галерею «мертвых» помещиков дополняют угловатый Собакевич и скряга Плюшкин . Собакевич отличается «бульдожьей» хваткой и «медвежьим» телосложением. Чичикову даже кажется, что природа, создавая этого героя, «рубила с плеча». Сначала махнула топором – получился нос, еще раз – вышли губы, а глаза, скорее всего, были высверлены большим сверлом. Душа у помещика ничтожная и мелочная. Его деловая хватка не знает границ. Его вовсе не удивляет предложение Чичикова, и он сразу же начинает торговаться со знанием дела. Но даже он не может сравниться по бездушности со стариком Плюшкином. Этот персонаж давно потерял не только душу, но и рассудок. Он ходит в старых тряпках, не следит за домом и хозяйством, имея целые амбары еды, морит голодом своих крестьян, при этом подбирает на дороге сущие безделицы. Когда-то он был предприимчивым хозяином, но со временем его накопительство приняло бесчеловечные формы.

Наряду с «мертвыми» помещиками в произведении упоминаются и светлые души трудолюбивых крестьян. Возможно, автор уже тогда понимал, что в России назревал конфликт между миром помещиков и миром крестьян. Своей книгой он хотел не только передать национальную самобытность, но и предупредить о предстоящем столкновении. Первый том заканчивается лирическим размышлением о судьбах России, в котором просматривается надежда автора на лучшее будущее. Второй том был сожжен самим автором. В результате от него сохранилось лишь несколько черновых глав. Третий том не был написан вообще.

В основе названия поэмы «Мёртвые души» лежит художественный прием-оксюморон, это сочетание несочетаемого, действительно, как душа может быть мертвой? Но это сочетание остается не только в названии. Если со списками мертвых крестьян все понятно, мертвые и мертвые, то вот с помещиками все намного сложнее. Они внешне вроде бы и живы, но на самом же деле каждый из них статичен, они ничего не меняют в этой жизни(лишь только Чичикову и Плюшкину дана биография и только у них видны некие изменения, а отсюда появляется и другой взгляд на систему помещиков, но о ней позднее).

Композиция этого произведения круговая, и это не случайно, колесо и дорога вообще являются одними из центральных образов поэмы. (N——Манилов— —Коробочка—- -Ноздрев——Соб акевич——Плюшк ин——N——уез жает из города).

«Все герои мертвые…»,-сказа л один из критиков. Посмотрим же на изменения в этих помещиках. Это путь деградации личности. «Герои все больше становятся «мертвыми», чтобы приблизиться к Плюшкину».

По словарю Даля, слово мертвый значит невозрожденный, а значит имеет возможность к возрождению. Все, кто слышал, как Гоголь читал 2 том(а замысел был написать произведение с композицией как у Данте, ад, возрождение), говорили, что это был искрометный юмор, первый том в этом свете воспринимался совсем в другом свете.

Парадным фасадом помещичьей России взят Манилов. Люди сначала притягиваются в нему. Поначалу с ним хорошо, но дальше-хуже. От него не дождешься легкого слова, его ничего не интересует вообще. В усадьбе ничего нет интересного, кроме двух баб. Манилов-это внешняя красота, за которой ничего не стоит. Это сплошные кружева, какие-то изысканные манеры, но лишь манеры и ничего более. Даже книгу он читал одну всю жизнь, но дошел лишь до 14 страницы, видимо читается книга для вида. Маниловщина-это отсутствие жизненного начала, прикрытое кружевами.

Следующей на него пути оказывается Коробочка. Это полный антипод Манилову. Все аккуратно, все лежит на местах, никаких внешних украшений, она вникает в каждую мелочь. Но она недалекая, отрешенная от мира.. даже окна ей были нужны лишь для наблюдения за хозяйством.

Потом мы видим Ноздрева. Это человек публичный, но в своих речах не затрагивает никак свои личные темы. Он любит поесть, лицо соответствующее этому занятию, круглое. Для него нет условностей, в отличие от предыдущих двух помещиков. Ноздрев любит приврать, приукрасить, похвастать, он искренне верит, что прав. Его главная черта- прикрытие бездействия действием. Все хорошие качества перерождаются в дурные.

Ноздрев и Собакевич противоположны, но очень схожи в своей неизменности во времени(они точно мертвые). У Собакевича все мощно, все сильно, но опять же бездейственно.

И последним в нашем цикле оказывается Плюшкин. Это совсем скупой, мелочный человек. Он имеет даже склад из всяких ненужных вещей, он боится их выкинуть… Все в его доме заросло пылью.

Можно сказать, что это именно путь деградации, что качества становятся все хуже и хуже…но есть некоторые факты, которые подтверждают обратное:

1) Дана биография Плюшкина, а значит он имел прошлое, развивался, в его жизни была эта страсть, которая описана в биографии. Может он не такой уж и «мертвый», он скорее «умирает», когда все предыдущие скорее «мертвы».

2) Дано описание сада, в котором природа начинает расцветать. Природа способна к самовозрождению. И не случайно этот сад Плюшкина. Может и Плюшкин способен к возрождению?

3) Лицо Плюшкина озарилось, когда он вспомнил школьного приятеля. Возник лучик в его сердце. Это было искренне чувство, в его душе еще что-то есть, как тот живой листик в саду.

Возможно Гоголь хотел сказать, что возрождение может случиться, вероятно, Гоголь не показывает нам путь деградации, которые бросается в глаза при поверхностном просмотре. Ведь Манилов, это полностью «мертвая» душа. В ней ничего не осталось человечного, одни лишь кружева и манерности.

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

Назвал произведение «Мертвые души» он не спроста. Во-первых, название соответствует тому, чем занимался главный герой. А он скупал у помещиков души умерших крестьян. А во-вторых, в названии отражено духовное состояние героев. Их души, хоть и были они живыми людьми, были мертвы.

Это означает, что у них отсутствовали какие-либо желания, стремления. Большую часть своего времени уделяли они сущим глупостям и пустякам. Бессмысленная мечтательность Манилова, жадность, превратившая Плюшкина в некое существо, имеющее лишь внешнюю оболочку человека, подражание людей большинству и стремление возвыситься в глазах окружающих – это далеко неполный список людских пороков. А присущи были они большей части общества.

Все делало из одних совсем бездейственных личностей, а из других – слишком занятых ненужной суетой. А в это время души их просто молчали, спали, или, что еще хуже, и вовсе «умерли». Людям, увлеченным потаканию своих пороков, было не до духовного развития и совершенствования. Да и зачем им было это? Им и так, как они думали, неплохо жилось.

Но, вопреки этому их обманчивому ощущению, они не испытывают ни желания жить по -настоящему, дыша полной грудью, ни радости и полного счастья от своего существования. Мало того, они, усыпив, или же растеряв, возвышенность чувств, являются все всего лишь потребителями. Они пользуются и доставшимися им благами, и чувствами людей. Многими из них движут лишь инстинкты.

То, как герои произведения проводят свои дни, разнится. Но, все же, объединяет всех их одно – «мертвая душа» в живом теле. А без души жить никак нельзя, можно лишь существовать.

Сочинение на тему Мёртвые живые души по поэме Мертвые души

19 век в России отмечен культурным подъемом и страстным поиском свободы, общечеловеческого счастья, стремлением к установлению справедливости в обществе.

Уникальность его, в объединении традиционного христианско-православного видения культуры предыдущих веков с устремленностью в светлое завтра, где русский народ ждет особое место.

Героям этой эпохи свойствен вечный поиск – в душе, в окружающем мире – собственного предназначения и смысла жизни, чтобы «жить по совести». «Лишние люди», «маленькие люди» выводятся в первые ряды, чтоб показать ничтожность страстей или стремление к высшим идеалам.

Значительное влияние на культуру и литературу того времени оказало творчество Н.В. Гоголя. Персонажи Гоголя – сумма притягательных и отвратительных проявлений, выявленных многолетними наблюдениями и острым аналитическим умом автора.

При внимательном изучении видно, как гибнут их живые души в мертвых тисках надуманных шаблонов, которым они следуют по жизни.

Манилов. Отставной офицер должен курить трубку, даже, если ему скучно это занятие, и он развлекается, раскладывая золу от трубки «красивыми рядками».

Должен иметь дом, жену, детей. С женой обязан обмениваться романтическими поцелуями и подарками, детей воспитывать в духе грядущих высоких достижений, о чем возвещают уже сами их имена, Фемистоклюс и Алкид.

Думы его должны быть возвышены, как мост через пруд с лавками для купцов, торгующих для крепостных. И не важно, что всякая фантазия, если и доживает до реализации, дальше первых шагов не идет. Как кресла, лишь часть которых обтянута материей, а остальные все ждут отделки.

Ноздрев считает, что помещик обязан жить на широкую ногу, пить, гулять, вытворяя в подпитии непотребное, играть в карты, хвастаться, менять что угодно, на что попало.

Собакевич – прижимистый мужик, плотно втиснутый всей своей медвежьей тушей в шаблон основательности. Дом должен быть основательным, при чем здесь симметрия? Чтоб получить свое, нужно основательно прижать кого можно. Чего стесняться? Вокруг одни жулики и мошенники.

Плюшкин возвел свой шаблон бережливости в ранг идола, на чей алтарь сложил разум, душу, жизнь – свою, близких людей и даже крепостных, чьи плоды трудов бесполезно гибнут в погребах и кладовых.

Четкие, с воистину, мертвой хваткой, эти шаблоны мы можем наблюдать и сейчас, хотя, со времени публикации поэмы прошло почти двести лет.

Можно легко обнаружить современных маниловых, с теми же бесплодными мечтами облагодетельствовать мир, начинающимися извечным «если бы…».

Ноздревых, пьющих и терроризирующих отели Европы, доказывающих собутыльнику, как плохо жить в России, и бьющих ему морду, если он согласится.

Плюшкиных, стаскивающих, что попало, с помоек и забивающих свои квартиры так, что соседи с ума сходят от вони их сомнительных «сокровищ».

И, все также, мчится тройка Русь, сопряженная из чистых помыслов, мертвых шаблонов и неистребимой веры, что все будет хорошо.

Сейчас читают:

  • Герасим - главный герой рассказа муму сочинение 5 класс

    Благодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.

  • Сочинение Тарас Бульба - народный герой 7 класс

    История об этом легендарном человеке, вызывает у любого человека чувство огромной гордости и уважения, так как Тарас Бульба, является эталоном, который показывает, как простой человек может любить свою Родину. Его жизнь,

  • Сочинение по картине Юона Мартовское солнце 8 класс

    Смотря на картину Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце», появляются неоднозначные чувства. С одной стороны – это чувство волнительной радости, вызванное ощущением скорого прихода весны,

  • Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.

    Россия богата природными ресурсами. У нас возможна добыча леса, угля, нефти, торфа. Много заповедников с широкими лесами и редкими видами животных. Чистые источники, наполненные минеральной водой

    С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.

Поэма "Мертвые души" - произведение загадочное и удивительное. Над созданием поэмы писатель работал на протяжении многих лет. Он посвятил ей столько глубоких творческих раздумий, времени и напряженного труда. Именно поэтому произведение можно считать бессмертным, гениальным. Все в поэме продумано до мелочей: характеры, типы людей, их быт и многое другое.

В названии произведения - "Мертвые души" - заключен его смысл. В нем описываются не мертвые ревизские души крепостных, а мертвые души помещиков, погребенные под мелочными, ничтожными интересами жизни. Скупая мертвые души, Чичиков - главный герой поэмы - путешествует по России и наносит визиты помещикам. Это происходит в определенной последовательности: от менее плохого - к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных.

Первым, к кому попадает Чичиков, - помещик Манилов. За внешней приятностью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, наигранная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Кучку пепла, запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на четырнадцатой странице.

У Манилова в доме всегда чего-нибудь недостает: только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей; хозяйством занимается приказчик, который разоряет и крестьян, и помещика. Праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и жизненных интересов при кажущейся интеллигентности и культурности позволяют нам отнести Манилова к "праздным небокоптителям", ничего не дающим обществу. Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Ее бездушие заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на мед и пеньку Коробочку мало что волнует, если не сказать, что ничего не волнует. Хозяйка - "женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешки…" Даже в продаже мертвых душ Коробочка боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует. Это накопительство граничит с сумасшествием, ибо "все деньжонки" прячутся и не пускаются в оборот.

Следующим на пути у Чичикова встречается помещик Ноздрев, который был одарен всеми возможными "задорами". Поначалу он может показаться живым и деятельным человеком, а на самом деле оказывается пустым. Его поразительная энергия направлена на сплошные кутежи и бессмысленное мотовство.

К этому присовокупляется и еще одна черта характера Ноздрева - страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое - "страстишка нагадить ближнему". На мой взгляд, бездушность этого героя заключается в том, что он не может направить свою энергию и таланты в нужное русло. Далее Чичиков попадает к помещику Собакевичу. Помещик показался Чичикову "весьма похожим на средней величины медведя". Собакевич - этакий "кулак", которого природа "просто рубила со всего плеча", особо не мудря над его лицом: "хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: живет".

Ничтожность и мелочность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: "И я тоже Собакевич!".

Галерею помещичьих "мертвых душ" завершает помещик Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться "скупой мудрости". Но после смерти его жены, все пошло прахом, подозрительность и скупость усилились до высшей степени. Вскоре развалилась и семья Плюшкина.

У этого помещика накопились огромные запасы "добра". Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, собирал и складывал в кучу в углу комнаты. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах.

Рядом с помещиками и чиновниками - "мертвыми душами" -встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия в поэме. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего, мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.

Мне кажется, Гоголь в "Мертвых душах" понимает, что назревает конфликт двух миров: мира крепостных и мира помещиков. О предстоящем столкновении он предупреждает на протяжении всей книги. И завершает свою поэму лирическим раздумьем о судьбах России. Образ Руси-тройки утверждает мысль о неостановимом движении родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих "добродетельных людей", способных спасти страну.

Поэма Гоголя "Мертвые души" - одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17 лет, но так и не завершил задуманное. "Мертвые души" - итог многолетних наблюдений и раздумий Гоголя над человеческими судьбами, судьбами России.

В названии произведения - "Мертвые души" - заключен его основной смысл. В этой поэме описываются и мертвые ревизские души крепостных, и мертвые души помещиков, погребенные под ничтожными интересами жизни. Но интересно, что первые, формально мертвые, души оказываются живее, чем дышащие и говорящие помещики.

Павел Иванович Чичиков, осуществляя свою гениальную аферу, посещает поместья провинциального барства. Это дает нам возможность "во всей красе" увидеть "живых мертвецов".

Первым, кому Чичиков наносит визит, оказывается помещик Манилов. За внешней приятностью, даже слащавостью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, пустословие, ложная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на одной и той же странице.

В доме у Манилова всегда чего-то недостает. Так, в кабинете только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей. Хозяйством управляет "ловкий" приказчик, который разоряет и Манилова, и его крестьян. Этого помещика отличает праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и жизненных интересов. И это несмотря на то, что Манилов кажется интеллигентным и культурным человеком.

Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение помещицы Коробочки. Это также "мертвая душа". Бездушие этой женщины заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед, Коробочку мало что волнует. Даже в продаже мертвых душ помещица только боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует. Она говорит Чичикову, что не знает никакого Собакевича, а, следовательно, его и на свете-то нет.

В поисках помещика Собакевича Чичиков сталкивается с Ноздревым. Гоголь пишет про этого "весельчака", что он был одарен всеми возможными "задорами". На первый взгляд, Ноздрев кажется живым и деятельным человеком, но на самом деле он оказывается совершенно пустым. Его поразительная энергия направлена лишь на кутежи и бессмысленное мотовство. К этому добавляется еще и страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое - "страстишка нагадить ближнему". Это тот тип людей, "что начнут гладью, а закончат гадью". Но Ноздрев, один из немногих помещиков, вызывает даже симпатию и жалость. Жаль только, что свою неукротимую энергию и любовь к жизни он направляет в "пустое" русло.

Следующим помещиком на пути Чичикова оказывается, наконец, Собакевич. Он показался Павлу Ивановичу "весьма похожим на средней величины медведя". Собакевич - этакий "кулак", которого природа "просто рубила со всего плеча". Все в облике героя и его дома основательно, обстоятельно и масштабно. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: "И я тоже Собакевич!".

Собакевич - рачительный хозяин, он расчетлив, зажиточен. Но все он делает только для себя, только во имя своих интересов. Ради них Собакевич пойдет на любое мошенничество и другое преступление. Весь его талант ушел только в материальное, полностью забыв про душу.

Галерею помещичьих "мертвых душ" завершает Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Гоголь рассказывает нам предысторию этого героя. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться "скупой мудрости". Но после смерти его жены подозрительность и скупость героя усилились до высшей степени.

У этого помещика накопились огромные запасы "добра". Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходит каждый день по своей деревне и собирает всякий мусор, который складывает у себя в комнате. Бессмысленное накопительство привело Плюшкина к тому, что сам он кормится объедками, а его крестьяне "мрут, как мухи" или сбегают.

Галерею "мертвых душ" в поэме продолжают образы чиновников города N. Гоголь рисует их как единую безликую массу, погрязшую во взятках и коррупции. Собакевич дает чиновникам злую, но очень точную характеристику: "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет". Чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными.

При известии о назначении нового генерал-губернатора инспектор врачебной управы лихорадочно думает о больных, умерших в значительном количестве от горячки, против которой не было принято надлежащих мер. Председатель палаты бледнеет от мысли, что он совершил купчую на мертвые крестьянские души. А прокурор вообще пришел домой и внезапно умер. Какие же грехи были за его душой, что он так сильно испугался? Гоголь показывает нам, что и жизнь чиновников пуста и бессмысленна. Они - просто коптители воздуха, растратившие бесценную жизнь на подличанье и мошенничества.

Рядом с "мертвыми душами" в поэме встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, таланта. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это и беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.

Именно народ, по мнению Гоголя, сохранил в себе "живую душу", национальную и человеческую самобытность. Поэтому именно с народом он связывает будущее России. Об этом писатель замыслил написать в продолжении своего произведения. но не смог, не успел. Нам остается лишь догадываться о его мыслях.

Начав работу над "Мертвыми душами", Гоголь писал о своем труде: "Вся Русь явится в нем". Писатель самым тщательным образом изучил прошлое русского народа -- от самых его истоков, -- и результаты этой работы и легли в основу его произведения, написанного в живой, поэтической форме. Ни над одним из произведений, включая комедию "Ревизор", Гоголь не работал с такой верой в свое призвание писателя-гражданина, с какой он создавал "Мертвые души". Никакому другому своему произведению он не посвятил столько глубоких творческих раздумий, времени и напряженного труда.

Основная тема поэмы-романа -- это тема о настоящей и будущей судьбе России, ее настоящем и будущем. Страстно веря в лучшее будущее России, Гоголь беспощадно развенчивал "хозяев жизни", считавших себя носителями высокой исторической мудрости и создателями духовных ценностей. Образы, нарисованные писателем, свидетельствуют о прямо противоположном: герои поэмы не только ничтожны, они являются воплощением нравственного уродства.

Сюжет поэмы достаточно прост: ее главный герой, Чичиков, -- прирожденный аферист и грязный предприниматель -- открывает возможность выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с теми крепостными, которые уже отправились в мир иной, но еще числились среди живых. Он решает скупить по дешевке мертвые души и с этой целью отправляется в один из уездных городов. В результате перед читателями предстает целая галерея образов помещиков, к которым наведывается Чичиков с тем, чтобы воплотить свой замысел в жизнь. Сюжетная линия произведения -- покупка и продажа мертвых душ -- позволила писателю не только необыкновенно ярко показать внутренний мир действующих лиц, но и охарактеризовать их типические черты, дух эпохи. Эту галерею портретов поместных владельцев Гоголь открывает изображением героя, который, на первый взгляд, кажется вполне привлекательным человеком. В облике Манилова бросаются в глаза прежде всего именно "приятность" и его желание всем нравиться. Сам Манилов, этот "весьма обходительный и учтивый помещик", любуется и гордится своими манерами и считает себя чрезвычайно духовным и образованным человеком. Однако во время его беседы с Чичиковым становится ясно, что причастность этого человека к культуре -- всего лишь видимость, приятность манер отдает приторностью, а за цветистостью фраз не стоит ничего, кроме глупости. Весь жизненный уклад Манилова и его семьи отдает пошлой сентиментальностью. Сам Манилов живет в созданном им иллюзорном мире. У него идиллические представления о людях: о ком бы он ни говорил, все у него выходили очень приятными, "прелюбезнейшими" и превосходными. Чичиков с первой же встречи завоевал симпатии и любовь Манилова: тот сразу стал считать его своим бесценным другом и мечтать о том, как государь, узнав об их дружбе, пожалует их в генералы. Жизнь в представлении Манилова -- это полная и совершенная гармония. Он не хочет видеть в ней ничего неприятного и знание жизни подменяет пустыми фантазиями. В его воображении возникают самые разнообразные проекты, которые никогда не будут осуществлены. Причем возникают они вовсе не потому, что Манилов стремится что-либо создавать, а потому, что само фантазирование доставляет ему наслаждение. Его увлекает лишь игра воображения, но на какое-либо реальное действие он совершенно неспособен. Чичикову оказалось несложно убедить Манилова в пользе своего предприятия: нужно было всего лишь сказать, что это делается в общественных интересах и вполне соответствует "дальнейшим видам России", поскольку Манилов считает себя человеком, стоящим на страже общественного благополучия.

От Манилова Чичиков направляется к Коробочке, которая, пожалуй, является полной противоположностью предыдущему герою. В отличие от Манилова, Коробочку характеризуют отсутствие всяких претензий на высшую культуру и какая-то своеобразная "простота". Отсутствие "парадности" подчеркнуто Гоголем даже в портрете Коробочки: уж слишком у нее малопривлекательный, затрапезный вид. "Простота" Коробочки отражается и в ее отношениях с людьми. "Эх, отец мой,-- обращается она к Чичикову,-- да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи!" Все мысли и желания Коробочки сосредоточены вокруг хозяйственного укрепления ее поместья и непрестанного накопления. Она -- не бездеятельный фантазер, как Манилов, а трезвый приобретатель, вечно копошащийся у своего жилья. Но хозяйственность Коробочки как раз и обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Приобретательские побуждения и стремления заполняют все сознание Коробочки, не оставляя места ни для каких иных чувств. Она из всего стремится извлечь выгоду, начиная от домашних мелочей и кончая выгодной продажей крепостных крестьян, являющихся для нее прежде всего имуществом, которым она вправе распоряжаться, как ей вздумается. Чичикову с ней гораздо труднее договориться: она равнодушна к любым его аргументам, поскольку для нее главное -- извлечь пользу самой. Чичиков недаром называет Коробочку "дубинноголовой": этот эпитет очень метко ее характеризует. Соединение замкнутого образа жизни с грубым стяжательством определяет крайнюю духовную нищету Коробочки.

Далее -- снова контраст: от Коробочки -- к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и "широким" размахом натуры. Он чрезвычайно активен, подвижен и задорен. Ни на мгновение не задумываясь, Ноздрёв готов заняться любым Делом, то есть всем, что по какой-то причине приходит ему в голову: "В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите". Энергия Ноздрёва лишена какой-либо цели. Он с легкостью начинает и бросает любое свое предприятие, тут же забывая о нем. Идеалом его являются люди, которые живут шумно и весело, не обременяя себя никакими повседневными заботами. Всюду, где появляется Ноздрёв, затевается кутерьма и возникают скандалы. Хвастовство и ложь -- главные черты характера Ноздрёва. Он неистощим в своей лжи, которая стала для него столь органичной, что он врет, даже не ощущая в том какой-либо необходимости. Со всеми знакомыми он запанибрата, держится с ними на короткой ноге, всякого считает своим приятелем, но никогда не остается верен ни своим словам, ни отношениям. Ведь именно он и развенчивает впоследствии своего "друга" Чичикова перед губернским обществом.

Собакевич -- один из тех людей, кто крепко стоит не земле, трезво оценивает и жизнь, и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добиваться того, чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь делает упор на том, что здесь все "было упористо, без пошатки". Основательность, крепость -- отличительные черты как самого Собакевича, так и окружающей его бытовой обстановки. Однако физическая крепость и Собакевича, и его жизненного уклада сочетается с какой-то уродливой неуклюжестью. Собакевич похож на медведя, и это сравнение носит не только внешний характер: животное начало преобладает в натуре Собакевича, не имеющего никаких духовных запросов. По его твердому убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании. Насыщение желудка определяет содержание и смысл его жизни. Просвещение он считает не только ненужной, но и вредной выдумкой: "Толкуют -- просвещенье, просвещенье, а это просвещенье -- фук! Сказал бы я другое слово, да вот только что за столом неприлично". Собакевич расчетлив и практичен, но, в отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку, знает людей. Это хитрый и наглый делец, и Чичикову пришлось с ним довольно трудно. Не успел он и слова вымолвить насчет покупки, а Собакевич уже предложил ему сделку с мертвыми душами, причем заломил такую цену, как будто речь шла о продаже реальных крепостных крестьян.

Практическая хватка отличает Собакевича от других помещиков, изображенных в "Мертвых душах". Он умеет устроиться в жизни, но именно в этом качестве с особой силой проявляются его низменные чувства и стремления.

Все помещики, столь ярко и безжалостно показанные Гоголем, а также центральный герой поэмы -- живые люди. Но можно ли о них так сказать? Можно ли их души назвать живыми? Разве их пороки и низменные побуждения не убили в них все человеческое? Смена образов от Манилова до Плюшкина раскрывает все более усиливающееся духовное оскудение, все возрастающее моральное падение владельцев крепостных душ. Назвав свое произведение "Мертвые души", Гоголь имел в виду не только умерших крепостных крестьян, за которыми гонялся Чичиков, но и всех живых героев поэмы, которые давно уже стали мертвыми.

В начале работы над поэмой Н.В. Гоголь писал В.А. Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"- I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, - "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?".

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

грибоедов пушкин литературный сюжетный

Величайшим произведением русской литературы является поэма Гоголя Мертвые души. В нем рассказывается о двух классах людей: мертвые души-крестьяне и живые души - их владельцы. Но как позже выясняется, что у помещиков души еще более мертвые, чем у крестьян. Итак начнем по порядку.

Главный герой отправляется к разным людям для приобретения мертвых душ. Первым становиться Манилов.

Он сперва выглядит перед нами очень воспитанным, образованным и интеллигентным. Но это только первое впечатление. Например, у него на столе лежит книга, вся запыленная. Но на самом деле этот человек – пустослов, он мечтательный и не очень-то смышленый.

Второй была поездка к Коробочке. Это старушка очень старая и глупая. Она торгует крестьянами, как каким-то товаром. Ее интересует только выгода и ничего больше.

Следующим Чичиков встречает Ноздрева. Это на первый взгляд довольно веселый и милый мужчина. Но единственное его занятие – это трата денег впустую. Он относится к тем людям, которые любят нагадить своим окружающим.

Четвертым был Собакевич. Он очень большой, похожий на медведя. Он все делает ради собственных интересов. Его не волнует, что происходит вокруг него.

И последним в галере помещиков был Плюшкин. Когда-то он был очень трудолюбивым человеком. Но после смерти своей жены, он стал очень скупым. В его доме собрано очень много добра, но он ничего не тратит, а все собирает.

Итак, Гоголь в этой поэме говорит, что жизнь помещиков бывает еще бессмысленнее, чем жизнь крестьян. Ведь их кроме денег абсолютно ничего больше не интересует. На самом деле мне очень жаль таких людей, которые ставят деньги выше всего остального.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.