Сочинение по картине Пластова «Фашист пролетел. Описание картины «Фашист пролетел» А

"Фашист пролетел".

1942.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) в советской художественной критике назывался «певцом колхозного крестьянства». Поначалу это так и было. Его «разнузданная» картина «Колхозный праздник» (1938) с невероятным изобилием выставленной на столах красочной закуски, с беззаботным весельем колхозного крестьянства, оказавшегося, как пишут в современных северокорейских журналах, «в теплых объятиях партии», кажется остановившимся кадром знаменитого показушного сталинского фильма «Кубанские казаки». Однако последующая творческая история Пластова, прожившего большую часть своей жизни в родном симбирском селе Прислониха и написавшего 10 тысяч картин и рисунков (в большинстве своем на деревенскую тему), сильно поколебала это общее первоначальное впечатление. По-видимому, тихое отступничество Пластова от магистральной темы победы «колхозного строя» было замечено советской критикой, и его, сталинского лауреата (кстати, получившего премию в 1945 году за довольно безыдейные с точки зрения социалистического реализма картины «Сенокос» и «Жатва»), критиковали так, что этот осторожный человек позволил себе, правда, после смерти Сталина, даже возражать критикам. В секретной записке Отдела науки и культуры ЦК КПСС за февраль 1954 года о «нездоровых» настроениях среди художественной интеллигенции и «о некотором оживлении влияния буржуазной идеологии» особо отмечено, что «в ряде случаев дело доходит до проповеди аполитичности, безыдейности искусства и восхваления упадочного западного искусства» и что «имеют место неправильные высказывания о роли советской критики в развитии искусства. Так, художники Пластов и Кацман выступили на сессии Академии художеств СССР в декабре 1953 года с требованиями «обуздания» критики. Кацман заявил: ‘Мы больше не пустим грязный сапог критики в чистый храм искусства… Президиум Академии художеств должен поставить задачу – изгнать торгующих (т. е. критиков) из храма искусства’».

Великолепные полотна и акварели Аркадия Пластова, этого ученика Корина, Васнецова и Архипова, сделали его Венециановым ХХ века. В его произведениях почти нет ничего от колхозов, «железных коней», парторгов, победителей соцсоревнований, повышенных удоев, умолотов, опоросов, отелов и всего того, что ассоциировалось с победой социализма на деревне, а в сущности – с разорением и мучительной гибелью этой деревни. В картинах Пластова мы видим в основном только тяжкий физический труд людей в поле с сохой, серпом, на току с примитивной молотилкой, а также скромный быт и незатейливый отдых земляков. И во множестве портреты простых, совсем не знатных крестьян, старух, детей. Среди всех этих полотен истинным шедевром навсегда осталась трогательная картина «Весна». Примечательно, что колхозники Пластова, современники индустриализации и чкаловских перелетов, обуты в лапти. Никакая это не архаизация! Тот, кто знает повседневность сталинской глубинки, не усомнится в правдивости Пластова: лапти и калоши из шин там «вышли из моды» лишь к началу 1960-х.

Но все-таки особое место в наследии художника занимает необыкновенно популярная картина «Фашист пролетел» (первоначальное название «Немец пролетел»), написанная Пластовым в 1942 году. Позже он говорил о внутренних мотивах, побудивших его, живущего в тылу человека, написать эту картину: «Осень (надо понимать, 1941 года. – Е. А .) тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная. И вот что-то [пришло] непомерно свирепое, невыразимое по жестокости. Надо было сопротивляться. Надо было кричать, чтобы проснулись даже мертвые. Надо было это чудовище показать во всем его обличье». Нет сомнений, что эти чувства отчаяния, ощущения беды, хотя и не в такой идеологизированной форме (явно отшлифованной у Пластова последующим успехом картины), охватили в то время великое множество порядочных людей. Мать автора этих строк, тогда юная девушка, прожившая всю войну в тылу, в Ярославской области, вспоминала, что, просыпаясь каждое утро, она испытывала какую-то непонятную горестную тягость, которая с первым же мгновением дня овладевала душой, и сразу в сознании вспыхивало: «Ах да, война идет!» И так каждое утро такую же душевную тягость испытывала вся страна, точнее, все порядочные люди до самого победного мая 1945 года. Действительно, это была необычайная война, и не только по масштабам потерь и ожесточению, но и по нравственному напряжению души целого народа, который вдруг ощутил реальную опасность для своего существования на Земле. Это была истинная война за независимость и свободу. Вместе с тем людьми владело чувство, что они столкнулись с какой-то иной, чудовищной, будто сказочной вражеской силой, которая обрушилась на них с нечеловеческой жестокостью и поразительным машинным бездушием. Пластов отразил обыденную, повторяющуюся тысячи раз сцену той войны с нелюдями. Так же как на картине, немецкие с черными крестами на фюзеляже и включенной сиреной. В одиночку и парами, на бреющем полете, безнаказанно и хладнокровно, даже без видимой для военного дела пользы, гонялись за одиноким, бегущим по полю новобранцем; безжалостно расстреливали толпы безоружных беженцев: женщин, детей, с их скотиной и жалким скарбом: точно, как на учении, клали бомбы на санитарные поезда с отчетливо видимыми сверху красными крестами на белом поле. И этого пришельцам невозможно было простить, и тогда миллионы людей вдруг испытали непривычное в их обыденной жизни чувство жгучей, незатихающей ненависти, желания во что бы то ни стало убить этого выродка, расстрелявшего невинного пастушонка и тем нарушившего элементарные законы человеческого общежития. Именно об этом и писал Пластов, а еще ярче он это сказал своей картиной.

Существует устойчивая легенда о том, что полотно «Немец пролетел» способствовало… открытию в 1944 году Второго фронта. Действительно, картина была привезена в 1943 году в советское посольство в Тегеране, где состоялась встреча лидеров антигитлеровской коалиции и было принято окончательное решение об открытии Второго фронта и высадке десанта во Франции. Картина Пластова висела в комнатах, где работали и отдыхали премьер-министр Великобритании Черчилль и президент США Рузвельт, и якобы она произвела на них неизгладимое впечатление своей безыскусностью и трагизмом. И хотя, думаю, тронуть сердца этих людей, в своей деятельности исходивших исключительно из прагматических соображений, было непросто, но кто знает, какой может быть последняя песчинка, после падения которой рушится скала? И еще. Рядом с картиной Пластова мысленно хочется повесить страшное полотно Дейнеки «Сбитый ас» как воплощение праведной мести, все-таки настигшей нелюдь.

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.

Описание картины Пластова «Фашист пролетел»

Картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел», одна из немногих, которая, на мой взгляд, не вписывается в его традиционные образы.
Для меня это картина-противоречие.
Здесь изображена природа и вся ее краса, но в то же время омрачена войной и гибелью.
Вся простота жизни изображена на других картинах А.
Пластова здесь отсутствует.
Во время войны никто не испытывал простой жизни, она была сложная и с большими утратами.

Не зная названия картины, а просто посмотрев на нее, можно подумать, что это простой осенний пейзаж.
Но приглядевшись, понимаешь, какие страдания и боль здесь изображены.
На переднем плане, лежит бездыханное тело молодого пастушка.
Его верный друг-пес рядышком воет по своему хозяину.
Он как бы просит, чтобы тот встал и поиграл с ним.
Стадо коров, смотрит на них.
Некоторые спрятались в кустах, а некоторые лежат уже мертвые.
Они, как и их пастух попали под обстрел фашистского самолета, который виден вдали.

Еще большую боль и тоску приносит задний план.
Светлое небо, бескрайние зеленые поля, золотистые деревья.
Такой красотой невозможно не любоваться.
Но любоваться уже некому.
От одной только мысли об этом, все как бут-то потускнело.
Как жаль, что из-за алчности и безразличия отдельных людей страдают миллионы.
Они становятся лишь темными пятнами, бездыханно лежащими на сырой земле.

Я думаю этой картиной, на примере всего лишь одного бедного мальчика, автор хотел показать, насколько нужно ценить жизнь и не только свою, а всего живого.
Все наши действия влияют на все живое, в том числе и людей с которыми мы даже незнакомы.
Поэтому перед тем, как что-то сделать для себя, подумайте про других.
Жизнь дана каждому своя, и никто не имеет права ее отнимать через свою прихоть.

На картине А. Пластова "Фашист пролетел" изображен пейзаж начала осени. В это время в природе наблюдается разноцветье красок. Ещё не наступили холода, и природа использует последние теплые дни.

На картине изображен небольшой косогор. На самом косогоре березки в желто - золотом наряде, как первые предвестники осени. Трава больше желтая, подсохшая. Молодые зелёные сосенки тянут свои ветки к солнцу. А рядом куст, почти без листвы, только немного багряных листьев осталось у корней. Чуть дальше ещё зеленые поля. Небо не такое голубое, оно поблекло в ожидании холодов. Как спокойно и тихо на косогоре. Ничто не шелохнется на картине, ни трава, ни ветка.

Но не это главное в картине. Потерянно бродят овцы на косогоре, медленно выходит корова из березняка. Они направляются к своему пастушку, который лежит на траве. Неестественная поза ребенка и кровь на голове говорят о страшной беде. Кнут и шапка лежат недалеко. Они не нужны ему. Пастушок убит. Вот только мгновение назад он покрикивал на свое стадо, щёлкал кнутом, играл с собакой. А сейчас мир существует без него. Собака воет, подняв голову к небу, оплакивая своего хозяина. Они уже больше не будут играть, не пойдут по лесным тропинкам.

Тело мальчика на картине выглядит как черное пятно, выделяясь на фоне золотого и зеленого цвета. И убитая корова черного цвета. Вдали, на фоне ясного безоблачного неба, улетает фашистский самолет, который наделал столько горя. Фашист не пощадил никого, ни ребенка, ни животных, которые расстреляны. Весь ужас войны запечатлен на картине. Летчик видел, что там нет солдат, танков и пушек. Он намеренно целился в ребенка и животных. Самолет на картине изображен небольшим пятном, ему не место в этом мире, он здесь чужой. Видя убитого мальчика на картине, перестаешь замечать красоту природы. Невольно думается о ценности жизни и о её скоротечности. Горло сжимается от боли за несостоявшуюся жизнь ребенка, за несбывшиеся мечты.

Сочинение-описание картины Фашист пролетел

В искусстве 20 века есть большое количество работ посвященных войне. Глядя на них, у зрителя, возникают различные эмоции и переживания. Известный художник того века Пластов Аркадий Александрович. Это очень талантливый художник, большинство его работ написанные в жанре пейзаж. Он очень любил и воспевал природу родного края. Особенно ему нравилось изображать простых крестьян, детей и природу. Очень часто Пластов затрагивал проблему Великой Отечественной войны. В своих работах он изображал саму войну и тяжелые послевоенные годы. Но есть одна работа, которая задела меня до глубины самого сердца. Это работа знаменитого русского художника Пластова Аркадия Александровича «Фашист пролетел».

Когда первый раз смотришь на картины, то видишь теплую яркую осень. На холме пасется скот и лежит человек. Но стоит присмотреться ближе, можно увидеть, что юноша мертв. На густой, высокой, золотистой траве лежит в неестественной позе мальчик, которого убил мимо пролетающий фашист.

Настроение картины сразу меняется, она уже не кажется такой светлой и приятной, приходят грустные эмоции и ужас. Что сделал такого этот мальчик? Ведь он просто пас скот. Фашист, который пролетал там случайно, увидев мальчика, выпустил тяжелые свинцовые пули. Они ранили юнца. Видно, как на голове у него выступила алая кровь. Глаза наполняются слезами от увиденного. Так же эти пули зацепили пасущийся рядом скот. Корова и теленок так же погибли. Остальные животные напуганы, они растеряны и ищут своего хозяина. Но только верный пес, сидящий у тела мальчика, воет высоко в небо. А на горизонте виднеется фашистский самолет.

Почему-то после того, как увидев убитого фашистом мальчика, картина перестает казаться яркой и теплой. Хотя с первого взгляда, красивые ярко-желтые березки наполняли холст светом. Но, когда детально рассмотрев картину, находишь бедного мальчика, то все внутри обрывается и картина становится мрачной серой. Нет таких слов, которые смогли бы передать весь мой гнев и злость о содеянном. К большому сожалению мальчика больше нет в живых. Бедные его родители. Они ведь отправили юнца всего лишь пасти скот, и каково будет их горе, когда он не вернется.

Пластову удалось на все 100% передать настроение военного времени. Ведь глядя на картину сердце, наполняется бурей эмоцией от гнева до сострадания. Радует одно, что эта страшная война окончена и больше никто не умрет из-за пуль фашистов.

5, 10 класс

Описание настроения картины Фашист пролетел


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники описание для 5, 8 класса

    Внимательно посмотрев на картину Левитана, можно заметить стройную женщину, идущую вдоль парковой тропинки. Справа и слева растут молодые клёны, их стволы тонко прогнулись, а хрупкие ветки украшены золотистыми листочками

  • Герасимов

    Герасимов Александр Михайлович родился в богатой семье из небольшого уездного городка под названием Козлов, 19 июля 1881 года. В 22 года поступил в МУЖВЗ и учился у лучших живописцев того времени

  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 3, 8 класс

    На общем фоне, этой работы, художник показал те здания, которые занимали первое место в городе, Дом союзов и «Москва» гостиница. На первое место, в этой работе, можно чётко рассмотреть, кабину импортного автомобиля, управляемого девушкой

Сочинение по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел»

Творчество выдающегося русского живописца кон­ца XIX - начала XX века Александра Аркадьевича Пластова неразрывно связано с народом, с его судь­бой. Все переживания, которые пришлось испытать нашим людям, нашли отражение в работах выдаю­щегося живописца. Огромной бедой грянула на нашу родину Великая Отечественная война. Наступило се­рьёзное время, когда дети трудились в тылу наравне со взрослыми, воевали на фронтах, защищая Роди­ну ценой своей жизни. Тяжёлое для нашего народа время отразилось в полотнах художника «Сенокос», «Жатва», «Фашист пролетел».

Картина «Фашист пролетел» была написана ху­дожником в 1942 году - в то время, когда наш народ нёс огромные потери, а фашисты продвигались вглубь страны всё дальше и дальше, сокрушая всё на своём пути. Боль потерь, которую испытывали мирные люди, отразилась на полотне А. А. Пластова.

При первом взгляде на картину внимание при­влекает красивый осенний пейзаж: небольшая роща молодых берёз с золотыми листочками, зелёно-чёрные поля, светло-голубое небо. Еле заметен удаляющийся в небе фашистский самолёт. И сразу взгляд оста­навливается на переднем плане. Мгновенно меняется впечатление от картины. Всё становится пронизанным болью и страданием. Прямо перед нами лежит маль­чик. Сначала создаётся впечатление, что он упал на землю специально, чтобы фашист его не заметил. Но огромное алое пятно на голове мальчика заставляет обратить внимание на то, что лежит он в неестествен­ном положении, и сознание пронизывает боль потери. Сердце сжимается от горечи утраты. Зачем нужна эта смерть? Кому мог помешать мальчик, мирно пасший коров и овец на лугу?! Только бесчеловечным, бездуш­ным фашистам, один из которых прервал хрупкую детскую жизнь. Ещё минуту назад мальчик мирно пас животных, мечтал о том, как вернётся с войны отец, мать перестанет целыми днями работать и в семью вернётся былое счастье. Теперь ничего не вернуть и не изменить. И так было по всей нашей многостра­дальной Родине: повсюду гибли не в чем неповинные люди.

Рядом с мальчиком сидит его верный друг - соба­ка, которая осознала горькую утрату и жалобно воет, оплакивая своего хозяина. Чуть дальше виднеется стадо молодого пастушка. Часть животных также неподвижно замерла, лежит не земле без движения. Испуганные стрельбой уцелевшие коровы и овцы по­степенно выходят из осенней рощи. Как жаль, что мальчик не успел спрятаться среди деревьев и спа­стись!

Красивый осенний пейзаж становится пронизан­ным трагизмом. На жёлто-зелёном осеннем ковре как капельки пролитой крови виднеются красные и коричневые оттенки мелких цветов и листьев. Але­ют и мелкие листочки кустарника, около которого лежит мальчик, а чёрные оголённые ветки торчат, словно штыки оружий. Золотые листья берёз дро­жат под порывами ветра. Они как бы оплакивают невосполнимую утрату, склоняясь к земле. Рядом с ними расположилась ярко-красная рябина, словно кровь, алеющая на фоне берёз. Вдалеке виднеется стог сена. На полях зеленеют озимые, чернеет пашня. Чувствуется всеобщая боль, которая охватила всё вокруг.

Что есть фашизм? Сегодня этим словом называют всех, кого не лень: тех, кому повезло больше, чем нам, тех, кто совершает преступления, тех, кто пропагандирует аморальную жизнь, безумные националистические идеи и еще много чего.

Тема фашизма в живописи, художественной литературе, кинематографе имела и будет иметь своих сторонников и противников. Эта шовинистская идеология – не просто преступления одной расы против человечества. Это образ жизни, искоренить который мы не в силах.

Можно, конечно, не встревать в дискуссии и просто сказать, что понятие «фашизм» — идея исключительно Бенито Муссолини, и что называть все остальные деяния (или злодеяния) таким словом просто неуместно.

В отечественном сознании слово «фашист» прочно укрепилось со времен Великой Отечественной Войны. Дело тут даже не в привычном «освобождении от немецко-фашистских захватчиков», давно ставшим своего рода клише. Дело тут в том, что совершали приверженцы режимов Гитлера, Муссолини и Франко. Дело в том, что вы увидите на картине А. Пластова «Фашист пролетел».

Это настолько мощная и одновременно жуткая работа, что в свое время Сталин отвез ее на Тегеранскую конференцию. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль несколько минут просто не могли говорить. В тот момент был открыт второй фронт, во многом предрешивший ход не только Великой Отечественной, а и Второй мировой войны. Правда, перед тем, как отвезти картину вождь проявил чудеса политкорректности и изначальное название «Немец пролетел» изменил на то, которое мы знаем.

Первое впечатление от полотна у многих – это то, что отцы и деды не зря проливали свою кровь. Они отстаивали сотни сожженных деревень, они мстили за гибель Хатыни и миллионы умерших в концлагерях. Однако, самое страшное – это не масштабы преступлений фашистов, а то, что происходило в обыденной жизни военных лет.

В то время люди испытали не только нищету, голод и слезы, работу на фронтах, в партизанском движении и в тылу. В то время у многих мальчиков и девочек просто не стало детства. Они наравне со взрослыми делали снаряды для ракет, уходили на фронт, а в свободное время помогали по хозяйству. Один из таких невероятно страшных моментов и запечатлен на холсте «Фашист пролетел».

Потрясающий пейзаж осеннего косогора открывает нам золотое убранство тоненьких березок. Все наполнено игрой желтых оттенков и уникальным светом. И тут зритель явственно слышит, как жутко воет собака. Присмотревшись, мы видим рассеянных овец и мальчика-пастушка, упавшего на землю.

Поначалу кажется, что он просто попытался скрыться в траве от пролетающего истребителя, но… Настолько неловкое падение, так неправдоподобно вывернутая рука, странно далеко лежащие кнут и шапка и алые пятна крови на детских русых волосах. Многие зрители в ступоре, ведь, действительно, трудно понять, зачем нужна смерть ребенка. Здесь даже нет сил плакать, а есть бесконечная горечь и сотня вопросов.

Насколько нужно быть безжалостным или слепым, чтобы не заметить ребенка? Что он плохого сделал? Мирно пас овец? Что будет с его матерью? А найдут ли его вообще? И нежели детоубийство останется безнаказанным? Сколько их было таких, мальчиков-пастушков?

За изумрудной зеленью холмов скрывается фашистский истребитель. Его пилот, не задумываясь, выпустил ливень свинца, а потом скрылся в чистом и поразительно ясном небе. Самолет в этой местности – чужак, он оказался тут совершенно случайно, а мальчика убил только потому, что он его видел.

Животные, которых пас мальчик, пытались убежать от выстрелов, но и им не удалось спастись. Свинцовый дождь задел коров и теленка, которые упали среди берез. Остальные, овцы, потихоньку начинают возвращаться на пастбище и искать своего хозяина. Одна собака осталась рядом и сообщает всем о трагедии.

Преступление не было бы таким чудовищным, если бы Пластов изобразил фронтовую обстановку или поле боя. Здесь же – контрасты: мирная осенняя природа. Именно она своей красотой и увяданием оттеняет весь трагизм смерти мальчика. Склон косогора написан не как природный мотив, а как волшебный ковер, изысканный, теплый и золотой. Ему вторит драгоценное убранство тонких березок, бархат зеленеющих озимых и багряно-алые листы кустарников, такие же, как и пятна крови на висках пастушка. Природа у Пластова может звучать, но сейчас это не песнь, а своеродный реквием по детским мечтам и надеждам.

Приглушенная колористика картины – светло-коричневые и желтоватые оттенки, свет уходящего дня как нельзя лучше олицетворяют всю трагичность сюжета, всю боль того времени и весь ужас фашизма. Картина «Фашист пролетел» не призывает задуматься, она влияет на эмоции так же, как и «Герника» Пикассо. Разница лишь в том, что сюрреалист воздействует на ассоциативное мышление, а Пластов – на безусловные рефлексы ненависти к убийцам.

Невольно возникают параллели, которые при первом взгляде оставались незамеченными. Так, багряная листва начинает восприниматься как пятна крови, оголенные ветви кустарника – как штыки орудий, а дрожь березовых листов – как плач или страх. Вся природа погрузилась в скорбь, ведь дети – это надежда всего человечества. А со смертью пастушка выходит, что надежды и вовсе не осталось. Всеобщая боль природы тесно связана с болью человека, хоть раз взглянувшего на картину «Фашист пролетел».

Такую картину просто невозможно забыть. Она одновременно подталкивает к действиям против врагов и заставляет задуматься. Мало боли за написанного Пластовым маленького мальчика – есть сегодняшние дети на далеко не мирном Донбассе, которые находятся не в другой географической широте, а совсем рядом. Там уже нет тишины, характерной для работы Пластова. Там есть плач и очередные преступления против человечества.

А зрители, вновь глядя на «Фашист пролетел» заносят в свои воспоминания, думают не о героических подвигах солдат, защищавших Родину и свой дом, а о том, какой ценой далась победа, о том, какой трагический путь был пройдет и о том, сколько детей стало жертвами войны.

Вы еще не знаете где можно ? В таком случае следует обратиться к специальному ресурсу, который представлен по адресу http://www.orangeisthenewblacktv.net/
Пайпер Чепмен - обычная жительница Коннектикута. Она любит свою благополучную жизнь и все её приятные мелочи. Душ по утрам, красивый завтрак, занятия любовью. Но случается так, что благодаря своему мимолетному увлечению крупным наркоторговцем, Пайпер оказывается заключенной в тюрьму на долгие пятнадцать месяцев. Отныне ей необходимо не только привыкнуть к новому окружению, но и просто - выжить.