Традиции народов кубани. Обряды

Планируемые результаты:

Личностные: научиться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученики должны научиться формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: учащиеся должны научиться различать обряды и традиции Кубани.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей

Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.

Ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Повернитесь ко мне лицом. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

Какое сейчас время года?

Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна - радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса.

И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы - словом, будто Золушка.

Что это за две осени такие?

Несколько листьев к нам прилетели на урок. Но это необычные листья.

Вопросы о крае.

1. Как называется наш край?

2. Назовите главную реку края?

3. Как зовут губернатора нашего края?

4. Посмотрите на герб и скажите, что символизирует гостеприимство края?

5. Назовите главный город нашего края?

Сегодня на нашем уроке
Мы в прошлое края вернёмся.
Узнаем о быте казаков,
Традициях, обрядах, законах.
Чтоб помнили мы наших предков,
И гордо несли своё имя.
Чтоб край наш Кубанский вовеки,
Прославлен был во всём мире.

Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней.

(На доске)

“Помни, что у казаков
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон”.

Эти слова будут девизом на протяжении всего нашего урока.

3. Решение учебной задачи.

Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.

Красивое стихотворение, не правда ли?

Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (Речь идет о казаках, о жизни казаков, о гостеприимстве кубанцев)

А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое.

4. Путешествие по станциям.

Первая наша остановка на станции под названием “Быт жителей родного края”. 3 мин.

Я думаю, вам будет интересно вспомнить о том, как начиналась наша Кубань. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II.

(Выступление императрицы). Звучит запись колокола.

И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на эти земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. (Слайд 2)

Группа (из чего делали хаты)

Ребята, а сейчас вы должны подобрать строительный материал тот, как вы считаете, использовали раньше наши казаки в строительстве хаты. Перед вами лежит рисунок хаты, вы выбираете название строительного материала, и наклеиваете на рисунок.

(Глина, вода, солома, цемент, кирпич, штукатурка, гипсокартон, шифер)

Хаты строили из самана. Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади. (Вывешивается слово саман )

Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником.

(Вывешивается слово рушник – полотенце)

Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака, а сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви.

В каждом доме находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится “Печь – царица в доме”.

А теперь давайте соберем кубанские пословицы.

Биз Бога ни до порога. (Без благословения не делается ничего)

  • Каждый казак государь в своем дворе.
  • Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.
  • Нэ сыды сложа рукы, тай не будэ и скукы.
  • Живэ, як мыша в крупах.
  • Вик жыви - вик учись.

Пришло время навести порядок в хозяйстве у казака. (Доска)

Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс.

“Лавы” - деревянные лавки.

“Пряха” - прялка.

“Кохточка” - кофта.

“Кабыця” - летняя печь.

Следующая станция под названием “Обычаи и традиции”.

Кубань богата на обряды. Это наша культура.

Самая главная традиция - гостеприимство.

Давайте постучимся в двери, нам открывают радушные хозяева.

Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!
Мы гостей любим, уважаем,
На лучшее место в доме сажаем.
Трое суток у вас спрашивать не будем,
Куда едете, да какие цели.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб.

Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы гостеприимства и радушия.

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Угощают гостей караваем)

Казаки соблюдали заповеди Господние, чтили основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.

5. Сообщение детей о традициях.

1. Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

2. Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

3. Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

4. Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Помогали по хозяйству, воспитывали младших братьев и сестер.

Сегодня мы остановимся на Свадебном обряде. Свадьбы на Кубани обычно проводили после уборки урожая. На Кубани говорят “А на Покров можно и свадебку сыграть”. Покров отмечает православная церковь 14 октября. Выделяли три свадебных периода. (Слайд 4)

  • Осенний (от Успения до Филипповки).
  • Зимний (от Крещения до Масленицы).
  • Весенний (от Красной горки до Троицы).

В старину свадьбы длились не менее недели.

В субботу казаки свадеб не играли. Считалось, что это сулит тяжелую жизнь. С наступлением утра обращали внимание на погоду: ясная и солнечная, сулила молодым счастливую супружескую жизнь, ненастная - тоскливую и унылую.

(Слайд)

В день бракосочетания невеста вставала до восхода солнца. Она обходила весь свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и начинала причитать (голосить). Вскоре появлялись ее подруги. Потом девушки несли жениху подарок невесты - свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, что давало возможность дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. Кудри - основной элемент прически. Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком - этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь, а казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Остальные волосы заплетали в косу.

И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъехал ко двору.

Ну, а сейчас мы посмотрим, как же проходил выкуп невесты.

Инсценировка выкупа невесты

Настя Цыганенко:

Понаехало гостей
Со всех дальних волостей.
При параде все, красивы,
Это диво, так уж диво!
Раз пришли - не отступайте,
Хором дружно отвечайте!
Что ж вы, да всей толпой
К нам приехали домой?
Что влечёт вас в это место?
Отвечайте нам...

Отвечают: Невеста!

Вика Боурош:

Ах, невеста, говорите,
Ну, тогда уж не взыщите.
Приготовьтесь дань платить,
Чтоб невесту раздобыть

Женя Вертепа:

Наша невеста.
Из самого сдобного теста,
Уста - словно сахар медовый,
Глаза - с солнцем спорить готовы.
Слова - что халва - это ж надо,
А голос - для слуха услада.

Настя Кондра:

Наш товар - Ваш купец.
Расплатись-ка, молодец.
Чтобы дальше путь продолжить
Нужно наш пакет наполнить,
Можно чистыми монетами,
Можно и конфетами.

Жених выбирает бочонок из первой коробки. Варианты надписей на карточках: "Каланча пожарная", "Метр в шапке"

Каланчу вы не хотите?
Что ж, пожалуйста, платите!

"Метр в шапке". Не нужна?
Заплатите нам сполна.

Жених выбирает бочонок, в котором теперь карточка с именем. Варианты надписей на карточках: “Тракторина”, “Олимпиада”.

Что у вас такая мина?
Не устроит Тракторина?

Олимпиада!?
- И такую вам не надо.

А что ж ваш жених так мало говорит, може у него голоса нет? А ну-ка спой нам.

Ну а теперь мы посмотрим, целы руки - ноги у вашего жениха. Ну-ка станцуй нам!

Все ты сделал по порядку,
Песню спел, сплясал вприсядку,
Откупился ты с полна,
Получай, она твоя!

Молодые стоят в воротах из цветов.

Сыплю на вас рожь,
Чтоб ваш род был хорош,
Посыпаю пшеницей ярой,
Чтоб вы дружной были парой!

Каждая семья стремится построить свой дом, используя самый лучший строительный материал, чтобы дом был крепким, уютным.

Подумайте, а чтобы семья была крепкая, какие качества могут быть её основой. У вас на столе лежат кубики выберите те, которые по вашему мнению могут быть основой семьи.

(Строительство дома из кубиков) доброта, взаимопомощь, вежливость, ненависть, внимание, любовь, дружба, верность, зло, справедливость, честность, доверие, ссоры, месть, взаимопонимание,

Такой дом будет стоять вечно!

Кубанская песня лучший рассказ о жизни казака. Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска.

“Ой, да на Кубани зори ясны”.

Закрепление. Рефлексия

Настоящий казак должен посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына. На Кубани в каждом дворе росли вишни. Из них пекли пироги, варили вареники. У нас тоже есть вишня. И если вы узнали что-то новое для себя, вам понравился урок, повесьте на наше дерево красную вишню. Ну, а если, что-то не совсем получилось, повесьте зеленую.

Игра “Подкова”

В старину на Кубани считалось: “Кто найдёт подкову, тому она и счастье принесет”.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.

Ты цвети моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Нарисуйте то, что запомнилось вам на уроке: казак, хата и т.д.

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 0 г. Краснодара РЕФЕРАТ Обычаи и праздники народов Кубани Выполнил: ученик 2 «А» класса Петров Петр Краснодар 2012 Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей. Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга. Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции. Чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице. Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия. Основные зимние праздники это Рождество Христово, встреча Нового года и святки. На кануне Нового года, по старому стилю, ходят по дворам с колядками. Они прославляют Рождество, желают хозяевам счастья, здоровья, доброго урожая. Заканчивалась зима - нужно было ее проводить широким гуляньем так, чтобы не вернулись злые морозы и пригласить, зазвать робкую красавицу весну. Издавна любят у нас в народе весёлую шумную Масленицу – проводы зимы и встречу весны. Во время Масленицы устраивают игры, пляски, катание на санях, сжигают на костре соломенную куклу. По древнему поверью, это должно принести хороший урожай. Самое главное угощение – румяные, аппетитные блины, пышные караваи хлеба и любимые кубанские вареники. Летом и осенью - время сбора урожая и свадеб. Очень многие обряды связаны с Православными праздниками. Рождество Христово. Рождество - праздник рождения младенца Христа-Спасителя широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. В самый канун Рождества - 6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса. Пасха Один из самых больших Православных праздников. Все ждали этот праздник, готовились к нему. Казаки наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили лошадей. Казачки новым веником выметали паутину из углов, стирали занавески, подбеливали печь и хату, доставали из сундуков одежду, вывешивали и гладили ее. В один из дней перед Пасхой глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки мелкого помола для выпечки пасхи. Покрова Пресвятой Богородицы “Покрова Пресвятой Богородицы“ - 14 октября – тоже один из самых значимых православных праздников. К этому дню уже собран урожай, закончились летние работы на полях. Казаки начинали заготовлять дрова на зиму, поправляли хаты, занимались ремеслами. Женщины шили, пряли, ткали. С Покрова дня начинались свадьбы.

Традиции кубанского казачества

Кубань — это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху — фуражкой, а бурку — шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять — семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно — осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18-20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами — одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.

Густонаселенный, щедро наделенный природными ресурсами и благодатным климатом Краснодарский край, занимающий 41 место среди регионов России по площади (75 485 кв. км.), по статистике держит сегодня 3 место в стране по численности населения (5 603 420 чел.) после Москвы, и соответственно Московской области.

Основу многонациональной и многоязычной семьи народов (124 этноса), проживающих в этом южном российском регионе, составляют русские (4 522 962 чел.). В процентном соотношении доля русских жителей края составляет 86,54%.

Здесь проживает также 281 680 армян, что составляет 5,39% от общей численности жителей края, 83 746 украинцев (1,6%), 24 840 местных татар (0,48%), 22 595 понтийских греков (0,43%), 17 826 этических грузин (0, 34%), 16 890 белорусов (0,32%).

В крае большая диаспора адыгейцев, составляющая 13 834 (0,26%), цыган 12 920(0,25%), немцев 12 171(0,23%), азербайджанцев 10 165(0,19%), турок 8 527(0,16%), курдов 5 899(0,11%), черкесов 5 258(0,1%), молдаван 5 170(0,1%), езидов 5 023(0,1%).

Живут здесь лезгины и осетины, шапсуги и корейцы, ассирийцы и узбеки, чуваши и мордва, чеченцы и евреи, абхазы и болгары, аварцы и кабардинцы.

Русские

Русские – один из самых многочисленных европейских восточнославянских , главными чертами характера которых стали сострадание и милосердие, богатый духовный мир и почитание предков, ратную доблесть, традиционные семейные и религиозные православные ценности, они прислушиваются всегда к «голосу совести» и всегда тянутся к всеобщей справедливости.

На Кубани и краснодарской речке Белой русские жители образуют специфическую этнографическую группу историческую общность или сословие кубанских казаков. Большинство казаков являются православными, но есть здесь и старинные старообрядческие общины.

Казаки до революции, при русских императорах занимались охраной внешних рубежей государства. Сегодня они чтят старинные воинские традиции, готовят к службе будущих призывников, воспитывают их в духе патриотизма, поддерживают общественный порядок, охраняют важные инфраструктурные объекты.

Дом для новой семьи казаки строили совместно, что сплачивало сельских жителей. Убранство кухни включало красный угол, полка с иконами, украшенная вышитым рушником, печь, общий стол, лавки и полки, во второй комнате были сундуки с одеждой, комод, зеркало, другая мебель. В привычном интерьере кубанского дома издавна была рамка с важными семейными фотографиями.

У мужчин был повседневный и обязательно военный костюм, в число военного казачьего мундира входила суконная черкеска, широкие штаны из той же ткани, бешмет, башлык, кожаные сапоги и бурка.

Женщины одевались в широкую длинную юбку, отделанную вручную кружевом или вышивкой кофточку. По одежде, качеству ткани, отделке можно было сразу узнать о статусе ее владельца.

Основой рациона казачьих семей был хлеб из пшеницы, овощи и рыба, сало и мясо, любимыми блюдами издавна здесь считаются борщ с кислой капустой, галушки и вареники.

Казаки на Кубани всегда славились кроме военного дела своими талантливыми ремесленниками, умеющими работать с глиной и деревом, металлом и камнем. Здесь всегда было много гончаров и кузнецов, одни обеспечивали всю округу глиняной посудой, другие изготовляли домашнюю утварь и инструмент, холодное оружие и ковали коней.

Женщины ткали и пряли, шили и вышивали, девочек учили рукоделию с детства. Семьи казаков традиционно были большими, имели от 5 до 15 детей, за рожденного ребенка выдавались наделы земли, что позволяло кормить многочисленную родню. Разговаривают казаки на специфической смеси русского языка и украинских говоров.

Армяне

Местная армянская община является крупнейшей в России, здесь на Кубани армяне представлены тремя субэтническими группами. Одну из них образуют так называемые черкесогаи или закубанские армяне, они поселились здесь в период между X и XV вв. Их численность составляет 15% (до 100 тыс. чел.).

Вторую группу составляет старожильческая группа амшенских армян, переселившихся сюда в течение в 1860-1916 гг. из Турции. Основное их число тогда прибыло на Кубань из Трапезундского вилайета ослабленной уже к тому времени Османской империи. Амшенские армяне в подавляющем большинстве являются христианами-григорианами, они составляют 46% (до 300 тыс. чел.) армянской общины на Кубани.

Третью группу до 39% (до 250 тыс. чел.) составляют армяне-хемшилы, их называют «новыми поселенцами». Они являются мусульманами-суннитами и переселились сюда из Карабаха и Армении в 1960-1970 гг. В Краснодаре работает множество региональных организаций местной армянской общины, именно здесь находится центр епархии Армянской апостольской церкви.

Большинство армян проживают сегодня в и Сочинском округе, в г. Новороссийске и г. Туапсе, в г. Темрюке, г. Армавире и г. Анапе. В Туапсинском районе много армянских сел, с. Островская щель и с. Шаумян, с. Лермонтово и с. Тенгинка, с. Терзиян и с. Гойтх, с. Подхребтовое и с. Пляхо.

Украинцы

Формирование украинской общины на Кубани начинается в XVIII в., с 1792 г. началось массовое переселение сюда 32 тысяч черноморских казаков-украинцев. Позже, в 1809-1811 гг. и, соответственно в 1820-1825 гг. на плодородные кубанские земли переселились, сначала 41 534 украинцев, затем 48 392 азовских казаков украинского происхождения из Черниговской и Полтавской губерний.

К концу XIX столетия украинцы составляли практически половину населения Кубани. В дальнейшем в Гражданскую войну 1917-1922 гг. и советские годы количество приезжающих сюда украинцев только увеличивалось. Переселение на Кубань родственного славянского украинского этноса не слишком сказался на процессе их ассимиляции, традиции, религия православие, обычаи и обряды имели схожие черты и не вызывали конфликтов.

Межэтнические границы постепенно стирались, культуры взаимно проникали, народ быстро становился двуязычным, объединению русского и украинского этносов на Кубани способствовали единые казачьи традиции.

Со временем местные украинцы стали называть себя не иначе, как «кубанскими хохлами» и определяли свою этничность промежуточной между русскими и украинцами. Язык украинцев тоже претерпел некоторые изменения и воспринимался как «балачка», совместный «казачий язык», ставший диалектом русского языка, включающим много украинизмов. Культура местных кубанских украинцев постепенно оторвалась от единого украинского массива и претерпела заметное влияние русской культуры.

Татары

Отдельная старорусская этническая общность кубанских татар, которых часто называют кубанским ногайцами или ногайскими татарами активно формировалась в XVI-XVIII вв. По словам местного армавирского краеведа Е. М. Иванова «в 1911 г. в Армавире проживало около 400 человек магометанской веры, устойчиво именовавших себя «татарами».

Тогда же отстроена «татарская мечеть» с высоким трехэтажным минаретом. Рядом находилась одноэтажная постройка «мусульманского училища». Известно также имя первого вероучителя муллы Г. К. Байгильдеева. Большинство татар, обосновавшихся в разное время на Кубани, были казанскими, но были среди них и крымские.

В большинстве своем местные татары жили скромно, занимались частным извозом, торговлей подержанной утварью и вещами, некоторые были на военной и государственной службе. При мечетях открывались бесплатные школы, где обучались чтению Корана, грамоте и счету татарские дети.

Одежда и обычаи кубанских татар полностью схожи с традиционной татарской культурой, отмечался трехдневный праздник Байрам, вся община посещала мечеть. Сегодня старинные татарские традиции активно возрождаются, проходят фестивали татарской культуры, возобновляется деятельность религиозных и культурных тюркоязычных организаций.

Греки

Одним из старейших этносов Кубани являются греки. В VI в. до н. э. в Северном Причерноморье появились первые греческие города-государства, позже объединившиеся в могущественное Боспорское царство. Через эти города античные греки вели торговлю со скифами и меотами. Основу местной кубанской греческой общины составляют греки-понтийцы, пришедшие сюда из турецкой Анатолии в XIX в.

С собой они принесли культуру возделывания табака и винограда, занимались торговлей. Культура их отличалась от эллинской, и в ней заметно влияние традиций турок и славян. Все обряды греков-понтийцев обязательно содержат элементы культа огня, светоносного и необходимого природе животворящего начала.

Грузины

Археологические находки (клады старинных грузинских монет) рассказывают о пребывании богатых и зажиточных грузин на Кубани с 1227 г. Тогда грузинское влияние простиралось на всей территории между и до Хазарии. Здесь также найдены средневековые грузинские городища и несколько древних церквей. С возникновением коммерческого центра крупного села Армавир присутствие грузинских торговцев здесь становится постоянным.

Грузины занимались торговлей, содержанием гостиниц и бань, постоялых дворов и трактиров, ресторанов, буфетов и шашлычных, были владельцами местных пивоварен и заводов, откликались на благотворительные проекты, жертвовали деньги на строительство церквей.

Адыгейцы

Самоназвание самобытного народа адыгейцев, родственных им черкесов и кабардинцев — адыгэ. Этот древний горный народ издавна жил на Кубани, так называемая Майкопская археологическая культура датируется III тыс. до н. э. Далее в I тыс. до н. э. оформилась этническая общность меотов, которых многие специалисты считают предками адыгов. Предки адыгейцев даже при Великом переселении народов (V-IX вв.), при диктате Золотой орды и нашествии Тимура, набегах и натиске османидов смогли сохранить свою яркую и самобытную культуру.

Адыги, или «закубанские черкесы» обратились за помощью к России и приняли ее подданство. Их дома группами располагались у подножия гор, адыги разводи скот, особенно коней, сеяли хлеб, разводили сады.

В связи с особым и весьма выгодным геополитическим положением кубанских земель здесь во все времена наблюдались активные миграции разных народов. Многие этносы исторически обживали этот благодатный край, население его постоянно увеличивалось, и характерной особенностью данной территории стала ее сложившаяся веками традиционная полиэтничность и многонациональность.

Краснодарский край уступает по количеству населения только Москве и Московской области. По последним данным на Кубани проживает 5 570 945 человек, однако к этим цифрам можно смело прибавлять еще около миллиона незарегистрированных и временных трудовых мигрантов.

Представители всех национальностей нашли дом и любовь на этой щедрой земле, где есть все - ласковое солнце, теплое море, высокие горы и поля, дающие хороший урожай. В добром согласии существуют бок о бок народы Краснодарского края.

Многонациональный Краснодарский край

Полиэтнический состав населения Кубани подтверждается сухими цифрами. О том, какие народы населяют Краснодарский край, полное представление дают результаты переписи населения 2017 года.

Основная часть, больше 80 %, - это русские. Около 4,5 миллиона русских проживают как в городах, так и в сельской местности.

Среди народов, населяющих Краснодарский край, почти 200 тысяч украинцев и 40 тысяч белорусов.

Издавна на Кубани, преимущественно в городах на побережье, проживает крупная диаспора армян: около 250 тысяч человек.

Предпочитают компактное расселение по этническому признаку:

  • немцы - около 20 тысяч;
  • греки - более 30 тысяч;
  • адыгейцы - более 19 тысяч.

Живут и работают в Краснодарском крае представители черкесов, молдаван, чехов, грузин, болгар, турок, крымских татар, эстонцев. Есть даже единичные представители малых народов Крайнего Севера и других государств, например эскимосы и ассирийцы.

Мощный поток рабочей силы прибыл в Краснодарский край из Средней Азии. Теперь в Краснодарском крае обрели вторую родину туркмены, таджики, узбеки, казахи, а также корейцы.

Еще какие народы населяют Краснодарский край? Это мордва, осетины, марийцы, финны, литовцы, поляки, румыны, лезгины. Есть на Кубани арабы, табасараны, удины, лакцы, езиды, курды, цыгане, шапсуги, евреи и представители других национальностей.

История заселения Кубани

Такой разнообразный полиэтнический состав не встретишь больше нигде, кроме как в Краснодарском крае. Почему же так произошло?

Археологические данные утверждают, что на плодородных землях реки Кубань люди стали жить более 10 тысяч лет назад.

Во втором тысячелетии до нашей эры поселяются адыги. Затем древние греки создают на Черноморском побережье Кубани города-полисы.

В X веке появляются славяне, основавшие княжество Тмутаракань.

Оборотистые генуэзские купцы в средние века для безопасности торговых путей устраивают крепости-форты.

Война с Турцией стала решающим фактором: Кубанский край переходит в российское подданство, и императрица Екатерина II селит на плодородных землях запорожцев - пусть охраняют рубежи.

После отмены крепостного права в середине XIX века на Кубань хлынул поток русского и украинского крестьянства.

Явление субэтноса - кубанское казачество

Среди народов Краснодарского края ярко выделяется казачество, не имеющее аналогов в мире.

Донские и запорожские казаки, присланные охранять границы России, крестьяне, добровольно или по принуждению приехавшие, чтобы осваивать свободные богатые земли - все они стали основой уникального появления субэтноса - кубанского казачества.

Языковые традиции кубанских казаков

Сложившись из южнорусского, украинского говора с добавлением военизированных выражений, этот язык поражает богатством и сочностью выражений. Казаки «гэкают», растягивая звук «г», а звук «ф» превратился в «хф». Средний род не популярен в наречии казаков, он часто подменяется мужским или женским.

Чтобы полностью окунуться в стилистику казачьего языка, стоит перечитать «Тихий Дон». Сохранившийся до наших дней традиционный говор кубанских казаков отличает их от других жителей края.

Бытовые казачьи обычаи и традиции

Казаки крепко держатся за свои традиции. И одна из них - приверженность православию, соблюдение религиозных обычаев. Казаки всем миром отмечают Пасху и Рождество, Спас и другие церковные праздники.

Еще одно хорошая традиция у казаков, дошедшая до наших дней - уважительное отношение к старшим и к гостю.

С детства мальчики в казацких семьях учатся держать в руках холодное оружие - шашку. Мастерски обращаться с оружием, скакать на коне - подобные умения традиционно передаются из поколения в поколения в семьях казаков.

Адыгейцы - исконное население края

До XVIII века на Кубани проживали в основном адыгейцы. Адыгейцами называли убыхов, шапсугов, бжедугов и представителей других племен. Другое название адыгов - черкесы.

Традиционно адыгейцы занимались скотоводством, особенно выделяя коней. Кабардинские кони до сих пор считаются отличной породой, получая награды на всевозможных конкурсах и скачках.

Мужчины ковали оружие, женщины украшали ножны серебряным шитьем. Сохранилось до наших дней особенное отношение адыгов к семье - родственные связи почитаются больше прочих.

Сегодня в традиции таких народов Краснодарского края, как адыгейцы, вновь возвращается мода на национальную одежду. Чаще всего ее шьют для праздничных событий, например свадьбы. На невесту в длинном бархатном платье, украшенном вышивкой, родители надевают красивый пояс, кованный из серебра или с золотыми нашивками. Такой дорогой пояс - часть приданого девушки. На голову надевается маленькая шапочка, волосы покрываются легкой фатой. В таком наряде невеста выглядит необыкновенно изящно.

Современные женихи-адыгейцы тоже с удовольствием надевают традиционный костюм, который подчеркивает мужскую стать: черкеска, бурка, папаха.

Свадьба в народных костюмах всегда вызывает восхищенные взгляды, поэтому молодые люди на Кубани все чаще проводят свадебные торжества в национальном стиле, и даже случайный прохожий может насладиться великолепным зрелищем.

Греки в Краснодарском крае

Какие еще народы Краснодарского края сохранили свои национальные традиции? Конечно, это греки.

Много греков проживает в городах, но примерно третья часть общины находится в поселках Кабардинка, Витязево, Гавердовское, Пшада. Чаще всего в сельской местности греки занимаются обслуживанием туристов, выращивают табак и виноград.

За прошедшие века греки Кубани не утратили свои национальные обычаи.

Например, на свадьбе принято танцевать винеман. Это красивый танец, в котором участвуют 6 недавно поженившихся пар. В руках они держат зажженные свечи и водят хоровод вокруг новобрачных, в завершении принимая их в свой круг. Такой интересный и красочный обряд становится популярным и у других народов Краснодарского края, которые охотно перенимают греческую традицию.

Армяне - жители Кубани

Только в Краснодаре насчитывается около 70 тысяч армян. Краснодар также является центром южного отделения Армянской апостольской церкви. Около 30 % армян проживает в Сочи.

Сохранилась у армян интересная традиция - праздник Вардавар. Радостный летний праздник позволяет обливать водой всех, невзирая на статус, и обижаться нельзя.

Интересные традиции народов Краснодарского края - смешение национальных блюд. Борщ и лаваш, хаш и запенка - все это могут подать на стол в любом кубанском доме. Однако армяне часто готовят национальные блюда, сохраняя верность кулинарным обычаям. Например, в арганакке соединены оленье и куриное мясо. Отлично готовят армяне речную форель. Туристам обязательно советуют попробовать мясные настыперы и ксучи.

Многонациональность Кубани позволяет каждому народу сохранять свое лицо и при этом брать у других самое лучшее и полезное. Возможно, через много лет в Краснодарском крае появится новая универсальная национальность - кубанец.