В чем идейное содержание сказа левша. Н.С

Тема урока:Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

    сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове;

    познакомить с историей создания «Левши»;

    дать определение сказа, обозначить его особенности.

Развивающие:

    развивать умения слушать, анализировать;

    развивать познавательный интерес к творчеству писателя;

    развивать память, внимание.

Воспитывающие:

    воспитывать чувство патриотизма;

    воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

    воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Теория литературы:

Оборудование:

«Литература . 6 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина , В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 13-е издание, переработанное.

Мультимедийная презентация.

Дополнительная литература:

    Аннинский Л.А. Несломленный

    П.Громов, Б.Эйхенбаум: Творчество Н.С. Лескова

    М.Горький. Н.С.Лесков

План урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Изучение нового материала

    Первичное чтение

    Первичный анализ сказа «Левша»

    Итог урока

    Задание на дом

Ход урока

    Организационный момент

    Приветствие

    Проверка готовности к уроку

    Сообщение темы урока.

    Проверка домашнего задания.

Вам на дом было задано выучить наизусть отрывок из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога». Есть желающее отвечать? В течение учебного всем вам необходимо будет мне его рассказать.

(опрос 5ти учеников)

    Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире

    Изучение нового материала

Слово учителя:

Жизнь его до тридцати лет шла так, что он меньше всего мог думать о литературе и писательской деятельности. В этом смысле он был прав, когда потом неоднократно говорил,что попал в литературу "случайно".

Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию.

Он никогда не был хорошим учеником. Более того, он манкировал, отлынивал, получал переэкзаменовки и, в конце концов, бросил гимназию, не доучившись. И схлопотал клеймо "недоучки" на всю оставшуюся жизнь, что при переходе в нижний канцелярский чин вроде бы ничему не препятствовало, зато больно бьет по самолюбию пятнадцать лет спустя, именно - при выходе на "столичные брега". Всю жизнь Лескова жжет сознание, что он не кончил университета, его жгут этим и его противники, блистательные "теоретики", европейски подкованные интеллектуалы, чемпионы умственных ристаний, столь престижных в эпоху оживающего либерализма и прорезающейся гласности. Никакая позднейшая начитанность, ни антикварное библиофильство, ни знание старых книг, составляющих священный фундамент культуры, ни даже репутация книгочея-эксперта - ничто не смягчит беспощадности к Лескову "теоретиков" и его собственного беспощадного суда над собой, поздней горечи, что смолоду "не хотел учиться"... А он не хотел. Он больше любил драться стенка на стенку с саперными юнкерами "на Андреевском спуске".

Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению - перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева

В Киеве (в 1850-1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами.

В 1857 года Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», - позже вспоминал Н. С. Лесков. Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек… - Стебницкий (Н. С. Лесков). «Русское общество в Париже»

Многие помещики занимались тогда заселением огромных пространств в Поволжье и на юге России. Лескову приходилось принимать в этом участие - сопровождать переселенцев и устраивать их на новых местах. Тут-то, во время этих разъездов Лесков познакомился с жизнью русского захолустья - с бытом,нравами и языком рабочего, торгового и мещанского люда самых разнообразных профессий и положений. Когда его опрашивали последствии, откуда он берет материал для своих произведений, он показывал на лоб и говорил: "Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления шести-семи лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России; это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел".

Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.

Лесков начал печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, Так началась литературная деятельность Лескова, ограниченная сначала узким кругом экономических и бытовых тем. В 1860 году в киевской газете "Современная медицина" и в петербургском журнале "Указатель экономический" появились его первые статьи: "Несколько слов о врачах рекрутских присутствий", "Полицейские врачи в России", "О рабочем классе", "Несколько слов об ищущих коммерческих мест в России" и др. Это не столько статьи, сколько очерки, насыщенные огромным фактическим материалом и рисующие культурное и экономическое неустройство русской жизни. Речь идет о взятках, о низком уровне служебных лиц, о всяких административных безобразиях и пр. В общем они примыкают к распространенному тогда жанру так называемых обличительных очерков - с той разницей, что в них уже чувствуется рука будущего беллетриста. Лесков вставляет анекдоты, пользуется профессиональными жаргонами, пословицами и народными словечками, живо и ярко описывает быт, рассказывает отдельные сцены и эпизоды. Обличительный очерк часто превращается в фельетон, а иногда и в рассказ. Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации и Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой беллетристической работой - «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году. «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай--ов», «Н. Л.», «Н. Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.»

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также - критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность, получила на страницах тогдашнего «Современника».

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863-1864)

В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) - повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий.

Лесков навсегда остался в убеждении, что народ надо просто знать, а для этого надо жить его жизнью и проникнуться ею. При этом Лесков считал, что беды народа происходят из-за экономической и культурной отсталости России. Герои Лескова –люди Русской земли, чудаки, блаженные,необычайно одаренные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Основная черта его героев-«самопожертвование», но они жертвуют собой ради какой-либо правды или идеи не из соображений идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве.

Талантливость русского человека, кротость его души и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ надет вместе со страной верный путь.

Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого - наряду с Гоголем - он впоследствии стал считаться.

Горький писал: "Лесков – тоже волшебник слова, но он писал не ластически, а - рассказывая, и в этом искусстве не имеет себе равных. Его рассказ - одухотворенная песнь, простые,чисто великорусские слова, снизываясь одно с другими в затейливые строки, то задумчиво, то смешливо звонки, и всегда в них слышна трепетная любовь к людям, прикрыто нежная, почти женская; чистая любовь, она немножко стыдится себя самой. Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают перед вами столь же таинственно ощутимы, физически: ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, - иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом мастерства", Лесков хочет, чтобы русский человек говорил сам о себе и за себя - и притом имению простой человек, который не смотрит на себя со стороны, как обычно автор смотрит на своих персонажей, Он хочет, чтобы читатель послушал самих этих людей, а для этого они должны говорить и рассказывать на своем языке, без вмешательства автора. Между героем и читателем не должно быть третьего, постороннего лица; если нужен особый рассказчик (как в "Левше"), то он должен быть из той же профессиональной или сосланной среды, что и герой. Поэтому так характерны для его вещей особые вступления, или зачины, которые подготовляют дальнейшее повествование от лица рассказчика.

Лесков сам очень ясно и точно говорил об этой своей особенности, так отличавшей его произведения от господствовавших тогда жанров романа и повести: "Постановка голоса у писателя заключается в уменье овладеть голосом и языком своего героя и не обиваться с альтов на басы. В себе я старался развивать это уменье и достиг, кажется, того, что мои священники говорят по-духовному, мужики - по-мужицки, выскочки из них и скоморохи – с выкрутасами и т. д. От себя самого я говорю языком старинных сказов и церковно-народным в чисто литературной речи... Изучить речи каждого представителя многочисленных социальных и личных положений довольно трудно... Язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях... Я внимательно и много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по своему, а не по-литературному". В результате язык Лескова приобретал необыкновенную пестроту и часто казался современникам "вычурным", "чрезмерным". На самом деле в нем отражалась национальная и историческая сложность русской жизни, привлекавшая к себе главное внимание Лескова и очень важная для пореформенной эпохи, эпохи пересмотра и перестройки всех внутринациональных, социальных и международных отношений.

Изучение нового материала.

Сформулируйте определение понятия «Сказ». Постарайтесь определить его основные черты.

(Сказ - специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в лит-ых произведениях, к-рый воспроизводит речь произведений устной словесности, а в более широком смысле - устную речь вообще и даже необычные формы письменной речи.

Наиболее распространенные формы С. - это: а) подражание сказочному, былинному и песенному складу; б) подражание местным и профессиональным говорам крестьянства; в) подражание просторечию и профессиональным говорам городского населения, преимущественно тех групп его, к-рые не вполне владеют лит-ым языком; г) подражание устарелым и необычным формам письменной речи.

Характер С. достигается в письменной речи подбором лексики различных видов устной речи (а в последнем из приведенных случаев - лексики архаической, чуждой современному лит-ому языку) и специфическими формами синтаксиса и морфологии , допускаемыми только в устной речи)

Откройте страницу 293 учебника, прочитайте и запишите определение понятия «сказ»

Запись в тетради:

Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Сказ близок к произведениям устного народного творчества, в нем используются приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка. В произведении Лескова особую роль играют пословицы и поговорки.

Слово учителя:

Запись у тетради

«Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» был впервые напечатан в 1881 году в журнале «Русь»

«Предисловие». Приводим его текст:

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением».

Идея «Левши» возникла у Лескова, вероятно, не позднее 1878 года. Лето 1878 года Лесков провел в Сестрорецке, «в доме какого-то оружейного мастера... За все лето Лесков вел знакомство только с одним помощником начальника местного оружейного завода, полковником H. E. Болониным... Лесков не раз и у него и вообще у кого только было можно доискивался корней ходившего присловья о том, как англичане стальную блоху сделали, а туляки ее подковали да им назад отослали. Все улыбались, подтверждая, что что-то слышали, но что все это, мол, пустое.

Таким образом, сообщение Лескова в предисловии к «Левше» о том, что «сказ» лишь записан им, было литературным вымыслом. По удачной формулировке советского исследователя, «приверженный «старой вере», помнящий еще времена Александра I, оружейный мастер - такой же литературный персонаж-рассказчик, как и бойкая мещанка, от лица которой ведется повествование в рассказе «Воительница», или кроткий духом богатырь Иван Северьяныч «Очарованного Странника»

Левша необыкновенно талантлив, одарен необычными способностями-шутка-ли подковать блоху! И вместе с тем он не знает основ наук, действует по интуиции-после того, как блоху подковали, она перестала танцевать. Лесков скорбит, что народ хотя и бесконечно талантлив, но необразован непросвещен. Писатель хочет, чтобы одаренность народа соединилась с широкими, глубокими и самыми современными научными знаниями.

Первичное чтение(3 главы читает учитель)

Анализ первых трех глав сказа.

Когда и где происходит действие? зачитайте цитаты, сноски.

(когда император Александр Павлович окончил венский совет; захотел по Европе проездится; англичане это знали).

Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения. – Какие чувства вы испытываете, читая эти строки? (Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости.

Можно представить себе, какое чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе? - выделите и прочитайте цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова

Александр Павлович

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».

«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

«Государь на все это радуется».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста, не порть мне политики».

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет».

«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: „Иван Москвин во граде Туле“».

«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»

– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?(нет, от идет на поводу у англичан, восхищается «удивлениями» англичан, не верит в талант русского народа. Император «иностранным очень интересуется» и считает, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Даже героический Платов не мог доказать Александру I, что «у нас дома свое не хуже есть», «что и наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет».) – Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово? (ласковость-угодливость, желание понравиться, наладить приятельские отношения) -подберите эпитеты к образу императора.

(любопытный,увлекающийся,ведомый, расточительный,).

Охарактеризуйте Платова.(патриот, скучает по родине, верит в силы русского народа).

я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский Буреметры морские – барометры морские Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто Огромные бюстры – огромные бюсты Преламут – перламутр Верояции – вариации Мелкоско п – микроскоп Египетская керамида – египетская пирамида Нимфозории – инфузории Валдахин – балдахин

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?

(чтобы точно передать речь рассказчика-человека необразованного, Речь рассказчика и героев сложна, полна сложных оборотов, нередко неправильна. В сказе много новых слов, которые появляются там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл, например: кушетка – укушетка, таблица – долбица, двухместная – двухсестная, микроскоп – мелкоскоп и д)

Найдите элементы сказа в первых трех главах

(зачин: когда император…, объездил он все страны

Повтор-С. 249 богу помолился, буркой укрылся и захрапел-с 258 платов остался с обидою и лег дома

Поговорки- утро ночи мудренее

Сказочный элемент-блошку в орешек, орешек в табакерку, табакерку в дорожную шкатулку.)

Какова история создания «Левши»? Что такое сказ каковы его особенности? Почему Лесков выбирает форму сказа? С какими элементами сказа мы столкнулись у тексте? как вы можете охарактеризовать главных героев первых трех глав?

Итог урока

Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, познакомились с понятием «сказ».

Закончить наш урок я хочу стихотворением орловского поэта Александра Бельского:

Дух вырос беспримерный У тихих окских волн, Своим осмыслен временем Наполовину он. С неправдой социальной Художник был в борьбе, Когда Левшу писал он, Писал он о себе. Рассказчик очарованный, Великий фантазер, Он и волшебник слова, И слов гипнотезер. И силы в нем такие, И в нем талант такой – Талант любить Россию, Любить народ родной.

Выполнить задания1-4 на стр 293

Подготовить характеристики героев, при помощи цитат из текста

Нарисовать рисунок к одному из эпизодов.

Открытый урок по литературе в 7Б классе по теме: Особенности жанра сказа. Н.С. Лесков «Левша».

Цели для учителя:

Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н.С. Лескова;

Дать представление о жанре сказа;

Заинтересовать учащихся творчеством Н.С. Лескова.

Цели для учащихся:

Основные сведения из жизни и творчества Н.С. Лескова;

Определение термина» сказ»;

Композиция сказа;

Рассказывать о жизни и творчестве писателя;

Отличать жанр сказа от других повествовательных жанров;

Определять композиционные элементы в произведении.

Оборудование: компьютерная презентация. Учебник-хрестоматия» Литература 7Б класс» под редакцией Т.Ф Курдюмовой.

Ход урока

    Сообщение темы, цели и задачи.

Ребята, мы впервые обращаемся к творчеству Николая Семеновича Лескова, к его знаменитому сказу» Левша»

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение. Отдельные ребята изучили биографию писателя, определили элементы композиции, подготовили выразительное чтение понравившихся отрывков, узнали, какие, какие художники иллюстрировали произведение, и сами подготовили иллюстрации.

    Изучение нового материала.

На уроке вы узнаете:

Мнения писателей о творчестве Н.С Лескова;

Его краткую биографию;

Какие произведения Лескова являются лучшими;

О жанре сказа;

О композиции;

Какие иллюстрации к произведению созданы;

Ответим на вопросы по изученному материалу.

Посмотрите на портрет писателя Н.С. Лескова художника Валентина Серова. Репродукция этой картины висит в лесковском музее в Орле, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Об этом портрете Вл. Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная гроза,

В изображенье умного Серова.

Что же это был за человек? Как он жил?

Отзывы писателей о творчестве Н.С Лескова:

- «Один из лучших писателей наших» М. Горький.

- «Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа». М. Горький.

- «Лесков - писатель, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Л.Н. Толстой

Детские годы.

Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в с. Горохове Орловской губернии, где жила его бабушка. Семья была небогатая. Отец закончил духовную семинарию, но не захотел стать священником. Служил чиновником в Орле, дослужился до чинов, довавших потомственное дворянство.

Детство Лескова прошло в именьице Панино на Орловщине. Жили в крошечном домике, покрытом соломой. Сверстниками будущего писателя были крестьянские дети. Простонародный быт он знал до мельчайших подробностей. Жизненные впечатления детства были настолько широки и разнообразны, что много лет спустя писатель заявил: «Я знаю русского человека, я вырос в народе».

Годы учебы.

Первоначальное образование получил в доме своей богатой тетки, где жил и учился до восьми лет, так как отец с матерью не могли нанять учителей. Он был одарен большими способностями, чем его двоюродные братья. Это не нравилось тетке. Однажды после нанесенной обиды он попросил родителей забрать его из дома родственников. Живя у бедных своих родителей, считал себя необыкновенно счастливым человеком, но учиться было негде. Все же в 1841 году его отвезли в Орловскую гимназию, в которой он проучился 5 лет, не окончив курса.

Чиновник .

В 1846 году Десков начинает трудовой путь мелким чиновником в Орловской палате уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное положение семьи изменили судьбу Лескова. В 1849 году он переехал в Киев под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Восемь лет, проведенные в Киеве, знакомство с интеллигенцией. Чтение книг оказали серьезное влияние на формирование духовного и интеллектуального кругозора юного приказного.

Коммерческая деятельность .

В 1857 году Лесков покидает Киев и поступает на работу разъездным агентом в торговую компанию, расположенную в Пензе. Это частная компания дальнего родственника, англичанина А. Шкота. «Хождение по делам» не ограничивалось Пензенщиной, и за три года он изъездил практически всю Россию. Впечатления от этих поездок служили неистощимой кладовой для его будущего творчества.

Труд писателя.

В литературу Лесков пришел 30-летним человеком, имея богатый жизненный опыт. В 1860 году он начинает печататься в журналах, но не как писатель, а как публицист. В 1862 году появляются первые художественные произведения под псевдонимом Стебницкий. К этому времени Лесков приехал в Петербург, стал работать в Министерстве народного просвещения. В газетах и журналах. Он вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Его лучшие произведения – это рассказы «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», повесть «Очарованный странник», хроника «Соборяне». Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны. Неповторимые черты русского национального характера нашли воплощение в их образах. Очень часто его герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других.

Умер писатель в 1835 году.

Памятники Лескову и Левше

Учитель: Ребята, на родине Н.С. Лескова, в Орле, в 1961 году был установлен памятник писателю. Авторы памятника – скульпторы А.Г. и Ю.Ю. Ореховы. Место, где возведен памятник, выбрано не случайно: будущий писатель жил неподалеку, рядом с памятником – здание бывшей мужской гимназии, где учился Н.С. Лесков. Архитекторы В.А, Петербуржцев и А.В. Степанов выстроили ансамбль: вокруг четырехметровой фигуры писателя, отлитой в бронзе, поднятые на высоту человеческого роста герои лесковсих произведений.

Лучшие произведения Лескова

«Тупейный художник»; «Леди Макбет Мценского уезда»; «Запечатленный ангел»; «Человек на часах»; «Очарованный странник»; «Соборяне».

Самое знаменитое произведение писателя, жемчужина из жемчужин его творчества – «Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». В подзаголовке произведения содержится указание на жанр произведения. Что же такое сказ?

Жанр произведения

Сказ – это повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Чтение материала учебника (от слов «Чтобы ответить на этот вопрос»… до слов «… двоим сесть можно»; с. 313).

Высказывания А.М. Горького о речи героев произведения.

Горький называл Лескова «отличнейшим знатоком русской речи».

Герои Лескова говорят каждый своим языком. Их внутренний мир, «отливаясь» в их речи, приобретает необыкновенную выразительность.

Повествование в произведении ведется от лица рассказчика. Его язык своеобразен: это человек простой, наукам не обучался, но, употребляя незнакомые и потому непонятные слова, пытается передать их в меру своего разумения, искажая и остроумно переиначивая значения слов.

Ребята, скажите, какое впечатление произвело на вас произведение?

Ответы учащихся.

    Трагическая история жизни талантливого мастера из народа, сохранившего даже при отсутствии элементарных прав и законов «человечкину душу» и любовь к отечеству. Лесков утверждал на протяжении всего творчества, что на таких людях мир держится.

    Горькая судьба левши, народного умельца, искусного мастера, к которому в своем Отечестве представители власти отнеслись бесчеловечно.

Учитель : Каждое произведение имеет композицию. Что это такое?

Назовите элементы композиции.

Теоретики, какова, на ваш взгляд, композиция произведения?

Композиция произведения

Экспозиция; завязка; развитие действия; кульминация; развязка; эпилог.

Экспозиция (часть произведения, в котором автор знакомит нас с героями, местом событий) – путешествие императора Александра Павловича по Европе и знакомство с заморскими «чудесами».

Завязка – покупка блохи.

Развитие действия:

Возвращение в Петербург, смерть государя;

Новый император обнаружил нимфозорию;

Поручение тульским мастерам;

Левша на царском приеме;

Левша в Англии.

Кульминация – возвращение Левши в Россию и его смерть.

Развязка – сообщение Левши государю не передали.

Эпилог – память о Левше.

Выразительное чтение отрывков сказа

    Глава 10. «Платов сорвал зеленый чехол …».

Беседа. Каково ваше мнение о поведении генерала Платова? Как ведут себя тульские мастера?

    Главы 13-14. Левша на царском приёме. «Как взошёл Левша и поклонился …».

Беседа. Как вы думаете, почему имя Левши не сохранилось в преданиях? Он на подковах гвоздики забивал, то есть делал самую искусную работу, а на гвоздиках имя не напишешь.

Как ведет себя Левша на царском приеме? Достойно, просто, без лести и без хитрости.

    Глава 15. Левша в Англии. «Англичане начали расспрашивать Левшу …».

Беседа. Как вы думаете, какому испытанию подвергается Левша в Англии? Испытание на верность стране, потому что англичане, видя в нем хорошего мастера, упрашивали остаться.

    Глава 16. Левша в Англии на заводах. «… пошли они Левшу водить …».

Беседа. Что особенно удивительным показалось Левше в Англии? Все хозяйственные порядки понравились, гуманное отношение к рабочему человеку.

Тогда почему же не остался в Англии? Он любит свою землю и спешит сообщить государю свое открытие, чрезвычайно важное для страны.

    Главы 18-19. Левша в России. «Англичанина как привезли …».

Беседа. Как встретила Родина Левшу? Дело в том, что не родина встретила Левшу, а квартальный участок, пристав и городовой. С ним обошлись бесчеловечно.

Какие выводы напрашиваются?

Напрашиваются горькие выводы: жизнь в России обесценена; «правила жизни» у простого мастерового и у генералов не совпадают, так как в отличие от людей власти Левша стремится служить конкретным делам. Следовательно, власть чужда не только простому человеку, но и интересам государства. Простой тульский мастер в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем генерал Чернышев и император.

Дума Лескова о России необычайно горька. В произведении автор показывает, что, даже умирая, Левша думает не о себе, а об Отечестве и о его людях. И если генералы вместе с государем забыли о Левше, то родина и ее народ сохранили предание о Левше, которое, по словам автора в 20 главе, «нет нужды забывать».

Иллюстраторы произведения.

Самые известные иллюстраторы сказа »Левша»-это Николай Кузьмин и Аркадий Тюрин.

Н.В Кузьмин.

«Весь цикл служит главной цели- рассказать о душе, жизни, творчестве человека из народа, за которым вся народная Россия».

Кукрыниксы (творческий союз художников М. Куприянова, П. Крылова,Ник. Соколов)

Аркадий Тюрин.

(Показ слайдов из презентации «Н.С.Лесков. Сказ «Левша»)

1.Мы видим на слайде обложку книги сказа, созданную художником Николаем Васильевичем Кузьминым. Левшу нарисовал художник А. Тюрин.

Иллюстрации художников отличаются.

1.Кузьмин, изображая Левшу и тульских оружейников, выразил уважение к народным умельцам, от его героев исходит свет; царедворцев и царя изображает карикатурно: « Весь цикл служит главной цели- рассказать о душе, жизни, творчестве человека из народа, за которым вся народная Россия.»

2.Кукрыниксы изображают представителей власти сатирически и с любовью к Левше.

3.Аркадий Тюрин нарисовал Левшу, похожим на сказочного Иванушку. Наверно, потому, что оба героя и смекалисты.и самоотверженны.

Иллюстрации, созданные учениками класса.

Какие качества вы хотели передать в образе Левши?

Скромность, трудолюбие, бедность. Талантливость, патриотизм?

Вы познакомились с интереснейшим произведением Н.С Лескова. Давайте подведем итоги урока, того, что вы узнали на нем.

Что такое сказ? Чем сказ отличается от других эпических жанров?

Почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию?

Почему Левша понравился англичанам?

Как Левша ведет себя за границей? Что произвело на него особое впечатление?

Какова основная мысль произведения?

Сколько пользы могли бы принести России мастера- самородки! Но парадокс в том, что власть чужда не только простому мастеровому, но и интересам государства.

Домашнее задание.

Подобрать цитаты из текста, характеризующие образы царей Александра Павловича, Николая Павловича и Платова.

(По желанию) Письменный ответ на тему: «Чем мне понравился главный герой сказа « левша»

Учитель: Фатун Людмила Викторовна.

Цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;
  • увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
  • раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • учить школьников анализу литературного произведения;
  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;
  • вырабатывать навыки комментированного чтения.

Развивающие:

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование:

  • портрет Н. С. Лескова; выставка книг по Лескову;
  • иллюстрации детей к сказу;
  • на доске - эпиграфы к уроку;
  • презентации (исследовательские работы) детей.

Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования.

Методы:

  • беседа по вопросам
  • аналитическое чтение
  • объяснительно-иллюстративный
  • беседа по вопросам
  • частично-поисковый

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета, исследовательские работы детей.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по составленному плану, чтение в лицах сцены "Левша и государь Николай", художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Ход урока

"У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина".
Н.С. Лесков

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.

Цель нашего урока - попытаться продолжить тему урока "Левша - это:", основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном, а также постараться доказать слова Лескова, вынесенные в эпиграфы урока.

(Тема и эпиграфы записываются учащимися в тетради).

3. Актуализация прежних знаний.

На уроке предлагаю побывать в литературных ролях. Нам слово - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

На первых уроках мы определили тему и идею произведения, обозначили её проблему. Каковы они?

(Тема: о тульском умельце, талант народных умельцев. Идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев. Проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.)

Определение жанра произведения.

Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка").

Вспомним: Гоголь и Рудый Панько, Пушкин и Белкин. Кто это? (Это автор и рассказчик).

А Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово "Сказ". Что это такое? Как вы определили жанр сказа?

(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

Чем сказ отличается от сказки?

(В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя).

Ученик читает 1 главу сказа.

- Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.
Поищем приметы сказа в главе 1. Это и просторечные, разговорные обороты ("через свою ласковость", "дерябнул хороший стакан"); каламбуры ("на свою сторону преклонять хотели" - "Платов... этого склонения не любил"); повторы ("проездиться" - "объездил"); интонационный, ритмический рисунок ("И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит..."); даже рифма (Платов "этого склонения не любил и... все государя домой манил"); наконец, необычное употребление слов ("междоусобные разговоры" вместо "междоусобные войны"), а также словообразование ("чужестранность").

Кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи - АлександрI и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)

Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по отношению к Платову. Как?

(Платов - главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за "тугаментом" и не вступился потом, когда Левшу не приняли без "тугамента" в больнице).

Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику.

Н. С. Лесков передает живую устную речь: "Так может говорить человек из народа". Подтвердим верность догадки строками из предисловия к первому изданию "Левши": "Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти". Бурная полемика вокруг "Левши" побудила Лескова написать "Литературное объяснение" и объявить, что легенду эту сочинил он сам "в мае месяце прошлого года и левша есть лицо... выдуманное". Повествование, точнее сказ, писатель доверил рассказчику, старому оружейнику, который с явной симпатией и сочувствием говорит о главном герое и его трагической судьбе.

Когда и где происходит действие?

Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?

(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном,упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное "смятением".)

Обратим внимание на подзаголовок "Левши". Чем он необычен? На что настраивает читателя?

("Сказ" (не "сказка") - звучит значительно. "Стальная блоха" - нелепость? Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! "Тульский": Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой. Что такой сотворит?).

Как возник замысел "Левши"?

(Замысел "Левши" возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", или эта пословица в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали". Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз).

Дважды два получалось пять, подкованная блоха не плясала, заковавший её мастер выходил героем,
благодарные соотечественники разбивали ему голову - на абсурде всходила загадка народной
гениальности и, оставаясь абсурдной, обнаруживала непреложный, реальный, бытийный смысл.
Л. Аннинский.

(На доске:

  • абсурд - нелепость, бессмыслица.
  • произвол - своеволие, самовластие).

4. Работа с текстом. Нам слово - СЛОВОВЕДЫ.

А теперь самое время обратиться к толковому словарю "Левши", составленному ребятами, понять тайну рождения новых слов у Лескова, удивиться безграничным возможностям языковой игры. Исследователи зафиксировали более 3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова.

Индивидуальное задание. (Приложение №1 исследовательской работы ученицы "Народная этимология в сказе "Левша" Лескова Н.С.)

5. Нам слово - ЧЕЛОВЕКОВЕДЫ.

Какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе? Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?

Чтение в лицах сцены во дворце. (глава 13, стр. 254 учебник литературы для 6 класса под ред. В.П. Полухиной))

Ученики представляют образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, читают цитаты из текста.

(Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

Из общего стиля повествования "выбивается" 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?

(- это наша история; чувство гордости; вдохновляет народную фантазию; это эпос, и притом с очень " человечкиной душой")

Индивидуальное задание. (Презентация № 2 исследовательской работы ученика "Последователи Левши" (по сказу "Левша" Лескова Н.С.)

Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

Какие же черты, по-вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"?

(- доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа")

6. Работа с учебником.

Многие художники обратились к сказу "Левша" создали свои произведения. Рассмотрим иллюстрации.

Индивидуальное задание.(Презентация № 3 исследовательской работы ученицы "Иллюстрации к сказу "Левша" Лескова Н.С.)

(За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.)

7. Вывод урока. Выставление оценок.

Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?

(Левша - главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).

Учитель подводит итог и дописывает на доске тему: " Левша - это символ русского народа."(см. эпиграф к уроку)

Мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа "Левша" (ученики записывают в тетрадь):

  • Поразительные способности русского народа.
  • Истинный патриотизм Левши, народа.
  • Невежество, ограничившее его возможности.
  • Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей.

Наш урок завершается, мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы - русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?

(Учащиеся: (отвечают по цепочке):

8. Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему: " Как я себе представляю Левшу?" или написать отзыв о сказе Н.С. Лескова "Левша".
  • Внеклассное чтение. Прочитать рассказ Н.С. Лесков "Человек на часах".

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Для меня Лесков Н. С. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. Его проза -это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность.
На первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “Левша”. Этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь (как и другие рассказы и повести автора).
По-моему, “Левша” получился столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.
В этом сказе Лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером Левшой, рассказывает о том, как Левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры англичан остаться, и о трагической смерти тульского мастера.
Первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что “мы, русские, со своим значением никуда не годимся”. Государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством английских умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников.
Взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался Александр Павлович. Платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где “на самом сгибе” сделана русская надпись: “Иван Москвин во граде Туле”. На что государь ему с грустью и говорит: “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”.
Ясно видны на примере императора, Платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих.
Критическое отношение Лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. Именно в изображении Александра, Николая, Платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. Попытка Платова убедить Александра в превосходстве русского оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре Бобринского завода и вовсе расстроило государя (“Пожалуйста, не порть мне политики”, - просит он Платова).
Сам образ Левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. Возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. По-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном - о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.
Что касается оформления, то в “Левше” оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. Комизм достигается благодаря игре слов, своеобразной речи героев. Лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, “мерблюзьи” (верблюжьи), “студинг” (от пудинг и студень), Аболон полведерский, граф Кисельвроде и т. д.
Комичны и англичане, живущие возле “Твердиземного моря”, одетые “в тужурные жилеты” и обутые “в толстые щиглеты с железными набалдашниками”. Неестественно и тоскливо их веселье: “Придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно”.
Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его. Силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойные восхищения (подковки у блохи). Об этом прямо сказали Левше и англичане, когда он заявил им, что арифметики не знает, а всю науку русские люди проходят “по Псалтирю да по Полусоннику”.
В заключение мне хотелось бы немного рассказать об истории опубликования “Левши”. Образ талантливого мастерового не был понят современной Лескову критикой. Журналы “Отечественныезаписки”, “Дело” усмотрели в сказе славянофильские настроения. Лесков, по мнению рецензента “Отечественных записок”, парит высоко над Европой, превознося русские таланты. Газета “Новое время”, наоборот, вступилась за русский народ, которого якобы принижал автор “Левши”. Гениальный Левша преображается в забитого, безличного рабочего. Лескову пришлось ответить на критику и разъяснить подлинный замысел сказа.
Прежде всего, Лесков с негодованием отверг обвинения в принижении народа. “Этого не было в моих намерениях, и я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайние противоречивые заключения?” - писал он. Лесков соглашается только с тем, что Левша - это символ русского народа. Позже Лесков вновь повторяет, что его герой - “выразитель русского народа”.