Византийская живопись. Школьная энциклопедия

Византийские церкви и дворцы были украшены мозаиками — изображениями, создававшимися на стенах и сводах из мелких кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Мозаикой из ценных пород дерева выкладывали также полы дворцов и храмов. До наших дней сохранилась мозаика полов Большого императорского дворца в Константинополе. Она изображает сиены сельской жизни, борьбу диких зверей, охоту.

На стенах храмов помещали фрески — многоцветные росписи красками по сырой штукатурке. Они изображали эпизоды из жизни Христа, пророков и святых. Алтарь украшался иконами — особыми картинами на христианские темы, написанными на деревянных досках.

Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы скрывали ее под покровами одежд: художник писал не тело человека, а «образ его души»! Поэтому на византийских фресках, мозаиках, иконах главное — одухотворенные лица Христа, Девы Марии, святых людей с очень большими и выразительными глазами. Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже — ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах — святые и пророки, на западной стене храма — сцена Страшного суда. Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах». Материал с сайта

Византийская мозаика
Книжная миниатюра

Свои книги византийцы украшали великолепными цветными рисунками — миниатюрами .

Творения, созданные византийцами, восхищали европейцев. Византийских зодчих и живописцев приглашали строить и расписывать церкви в Италии и других странах. Сочинения ученых и писателей Византии переводились на многие языки.

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V-VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями - творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V-VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика - это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров - от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача - это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию - покровителю семейной династии.

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение - так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов - быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту - божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья - о языческих вакханалиях.

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки - это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени - христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда - райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города - святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, - белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, - городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы - это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета - золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима - города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.

Живопись русского Средневековья - фреска, мозаика, икона - вызывают неизменный интерес у искусствоведов и ученых всего мира.
Древнерусская монументальная живопись (фреска и мозаика) появились во времена Киевской Руси при князьях Владимире (980-1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019 - 1054гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии. Новая религия утвердила единого Бога и на многие века определила облик русской истории и культуры.
На протяжении столетий русские мастера перенимали тонкое искусство "греков" (так называли византийцев, потому что они разговаривали на греческом языке).
Мозаика - монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Смальта - небольшие кусочки цветного непрозрачного стекла. Она хорошо отражает свет, сохраняет свою яркость на протяжении многих столетий.
Для украшения киевских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета. Так ученые насчитали в мозаиках собора Святой Софии 177 оттенков!
В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде.
Остальные части храма расписывались фресками.
Фреска - вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фрески наиболее подвержены разрушению светом в отличие от мозаики. Так же фрески теряют первоначальный вид при появлении со временем трещин на штукатурке.
Некоторые фрески сохранились до наших дней. Чтобы фреска дольше не выцветала, не темнела и не портилась от сырости, существовали специальные рецепты, которые передавались от мастера к ученику из поколения в поколение и держались в строжайшей тайне.
Масляной живописи русское Средневековье не знало.

Собор Святой Софии в Киеве - древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.


Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская,- четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение": слева - архангел Гавриил, справа - дева Мария.

Дева Мария
Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери - Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.


В среднем ярусе апсиды Софийского Собора широко развернута многофигурная композиция "Евхаристия" (причащение).



Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения "отцов церкви" — святителей и архидиаконов (мозаика уцелела только в верхней части фигур).


Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,- это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие святого духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

фреска "Сошествие Христа в ад" ("Сошествие в ад"). Трансепт. Северная сторона София Киевская
Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской



Общий вид на алтарь

В XII - н. XIII в.в. центром политической и культурной жизни российских земель стал г. Владимир. Принципы монументальной живописи стали меняться. На владимиро - суздальских фресках апостолы - это не массивные фигуры киевского храма с их устремленным прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, будто беседуют. Лики святых объемны, переходы от света к тени плавны. Во владимирском соборе, как и в Софии Киевской, греческому мастеру помогали русские живописцы, для которых подобное сотрудничество было лучшей школой.
С Х века по 1240 год в Новгороде было построено 125 церквей. По особому приглашению в Новгород прибыл Феофан Грек (ок. 1340-1410) - замечательный византийский живописец. За свою жизнь он расписал множество храмов на Руси и за ее пределами, но сохранились лишь фрески новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Икона (др.-греч. «образ», «изображение») - в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Объединение русских земель вокруг Москвы открыло новую эпоху в развитии русской истории и культуры. Сплав византийского и славянского наследия образовал ядро русской национальной культуры. Монументальная живопись московской Руси, опираясь на византийские и владимиро - суздальские традиции, пережила необыкновенный взлет в творчестве самых крупных мастеров эпохи - Андрея Рублёва (ок. 1360-1430) и Дионисия (ок. 1440-1505).
Андрею Рублёву заказывали расписывать важнейшие храмы московской Руси. Вместе со своим учителем Феофаном Греком он расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля, а также украшал Троицко - Сергиевый собор, восстанавливал после монголо - татарского ига живопись Успенского собора во Владимире.
В его творчестве прослеживается созерцательно - лирическое направление живописи.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все - рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.
В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее). Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Иконы писались темперой (масляных красок не знали).

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. Дионисий - последний из величайших иконописцев Древней Руси, представитель Золотого Века русской иконописи.

«Распятие» - икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия.


Распятие. Дионисий
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций

Фрески Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий
Икона «Сошествие во ад». Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы.
Сошествие во ад. Дионисий
Икона «Спас в силах» Дионисия висит в Третьяковской галерее в одном зале с иконой «Спас в силах» Андрея Рублева. Композиция иконы работы Дионисия почти повторяет Рублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.

Русская иконопись- развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства. Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.01.2016 16:53 Просмотров: 10001

«Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе.

Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш. Диль «Основные проблемы византийской империи»).
Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры.
Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий.
В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи).
Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. В южнославянских языках назывался Царьград. Официально переименован в Стамбул в 1930 г.

Юстиниан I. Мозаика из базилики Сан-Витале (Равенна)
Положения самой могущественной средиземноморской державы Византия добилась при императоре Юстиниане I (527-565).

Общая характеристика византийского изобразительного искусства

I-III вв. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры).
IV-VII вв. – ранневизантийский период . Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565).
VIII-начало IX вв. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741). Он издал Эдикт о запрещении икон.
867-1056 гг. – период Македонского Возрождения . Считается классическим периодом византийского искусства. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства.
1081-1185 гг. – период консерватизма . Правление императоров династии Комнины.
1261-1453 гг. – период Палеологовского Ренессанса . Это время возрождения эллинистических традиций.

Архитектура Византии

С первых дней своего существования Византия начала возводить величественные сооружения. К греко-римским элементам искусства и архитектуры примешивались восточные веяния. За весь период существования Византийской империи было создано много замечательных памятников во всех областях Восточной империи. До сих пор в искусстве Армении, России, Италии, Франции, в арабском и в турецком искусстве прослеживаются византийские мотивы.

Особенности византийской архитектуры

Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.
Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
Па́рус – часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.
Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хо́ров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале.
В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).

Владимирский собор в Киеве. Хо́ры, устроенные над боковыми нефами храма

Снизу галерею поддерживали колонны, антаблемент (балочное перекрытие пролёта или завершение стены) которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.

Колонны, поддерживающие галерею в храме Святой Софии
Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Интерьер Софийского собора

Мозаичное изображение Богородицы
Шедевром византийской архитектуры является Софийский собор.

Софийский собор (Стамбул)
Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Высота Софийского собора 55,6 м, диаметр купола 31 м.
Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)
Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора).
После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Благодаря этому до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

Современный интерьер церкви

Живопись

Основным видом живописи была иконопись. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь христианства – православие. Иконопись вместе с христианством приходит сначала в Болгарию, затем в Сербию и Русь.

Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в начале XII в. в качестве подарка святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (поэтому она и получила своё наименование). Хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана в 1395 г. чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, по заступничеству Богородицы.
В монументальной живописи Византии большое распространение получила мозаика .

Византийская мозаика (V в.)

Мозаика времён Юстиниана I

Скульптура

Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т.к. восточная церковь не очень благосклонно относилась к статуям, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством. Особенно нетерпимыми скульптурные изображения стали после постановления Никейского собора 842 г. – они были полностью устранены из соборов.
Поэтому скульптуре оставалось только украшать саркофаги или орнаментальные рельефы, переплёты для книг, сосуды и др. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость.

Порфировые тетрархи
Четыре тетрарха скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).
Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I.

Диптих Барберини (V-VI вв.)

Декоративно-прикладное искусство

Были развиты резное дело, обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения.
Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Так выполнены двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время пожара в 1823 г., двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.
Таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п.
Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль и перегородочную эмаль. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.
Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala d"oro (золотой алтарь). Это род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Пала д"Оро
Иконостас содержит множество миниатюр.

Миниатюра с изображением Христа

Изготавливали в Византии и ювелирные украшения.

Обручальное кольцо, чернёное золото (Византия)

Константин Багрянородный за свой счет издавал обширные сборники и энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью. По его приказу была составлена историческая энциклопедия.

Византийская эпоха заканчивается в 1453 г., когда Константинополь захватили турки-сельджуки и последний император Константин Палеолог погиб на поле брани. Закат византийской литературы сопровождается "плачами о падении Константинополя", о муке и позоре его исторической изжитости.

4. Фресковая живопись Византии

Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в декоре свода.

Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов.

Дворцовые мозаичные композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские мозаики находятся в церквах.

5. Декоративно-прикладное искусство Византии

Книжная миниатюра

Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.

Керамика и стекло

Византийская керамика еще мало изучена. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов. Позднее посуда стала полихромной. С IX в. применяется техника сграффито, т.е процарапывание по глазури или удаление широких участков поливы.

Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и вправленного в свинец, которые обнаружены в окнах апсиды монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета - синий, зеленый, багряный.

Ювелирное дело и обработка металлов

В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще - на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.

Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии - с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов на храмовые двери из европейских стран, кроме того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери).

Камень

В области камнерезного искусства византийцы оставили только образцы архитектурного декора, например, капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.

Ткани

Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика - просторная длинная одежда Карла Великого.

6. Иконопись в Византии

Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реально жившими людьми, имевшими земные черты.

Архитектурная структура иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник - центральное изображение и ковчег - узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточно-христианского искусства,

7. Развитие художественной культуры

Эллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько художественных школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую а Персии, Сирийскую и т.д. Произошло разделение латинского Запада и греческого Востока (Византии). Однако эллинистические основы, христианская идеология обусловили сходство отдельных ветвей в сюжетах, формах, технологии, приемах средневекового искусства, размыли границы.

Происходило взаимовлияние, взаимопроникновение при сохранении основного направления. Меняются и географические границы византийского искусства: Кавказки Закавказье, Малая Азия, Южная Италия, Сирия, Палестина, Синай, Греция, Нижний Египет Адриатическое побережье. Славянские страны Балканского полуострова то входят, то выходят из области Византийского искусства. Меняющиеся экономика и общественное устройство воздают текучесть искусства, его сюжетов, стилей, технических принципов. Этому способствует и постоянное изменение географии культурно активных центров. И поэтому следует отрешиться от ходячих представлений о косности византийской культуры, возникших в Западной Европе на почве различия вероисповеданий и различия в развитии культуры (презрение Возрождения к Средневековью).

Собственно византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло функцию передачи культурного наследия и духовного воспитания. Наиболее прочно был связано традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению.

В области живописи этот процесс связан с мозаичной техникой, процветавшей в IV-VI вв. вплоть до ХН в. По византийским мозаикам можно проследить этот процесс эллинистического угасания: утрачивается монументальность, потухает цветность, рисунок становится более геометричным, схематичным. K XIV в. мозаику сменяет фреска, а затем станковая икона. Но угасание эллинистической традиции сопровождается положительным процессом вливания искусства переднеазиатских провинций. На Востоке вырабатывались новые линейно-ритмические элементы.

VII в. - это конец позднеантичного периода в культуре Византии и начало Средневековья. Арабы становятся хозяевами Востока, славяне - Балкан, лангобарды - Италии, т. е. обостряется классовая борьба. "Низы" общества усваивают более понятное им искусство ее восточных монахов, массами бегущих от арабов.

Борьба императора с церковью, разрыв между угасающим императорским и крестьянско-мещанским искусством в VIII-IX вв. принимает форму иконоборчества. Иконы, запрещенные императором как языческие вдовы, распространялись монахами как святыни. Эта борьба заканчивается в IX в. победой иконопочитания вместе с усилением сирийского и палестинского влияния в искусстве.

При Василии I (836-886) формируется новый, канонический тип архитектуры и новая иконография. Создаются новые храмы с росписью, по форме и содержанию представляющей значительный шаг вперед.

Вторая половина IX в. - это ранневизантийская фаза, совпадающая с дороманской формой на Западе. Но в отличие от Запада, Византия вдет по пути компромиссов между императорской традицией и восточными формами, и стилистическое единство достигается лишь в Х-XII вв. в средневизантийский период, совпадавший с романским на Западе. Станковая живопись Византии тесно связана с восточноэллинистическим портретом в технике энкаустики (восковые краски, вжигаемые в основу). Точная дата и время перехода на темперу по левкасу неизвестно. В XII в. станковая живопись становится наряду с миниатюрой ведущим типом живописи. В XII в. были созданы шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Это необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными средствами, среда которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягким приглушенный колорит. Владимирская икона - один из шедевров мировой живописи.