Вопросы на парте у учащихся. После смерти князя Андрея

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постоянном беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика. Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что-то понять и припомнить. — Не хочу больше. Тимохин тут? — спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке. — Я здесь, ваше сиятельство. — Как рана? — Моя-то-с? Ничего. Вот вы-то? — Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что-то. — Нельзя ли достать книгу? — сказал он. — Какую книгу? — Евангелие! У меня нет. Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем-то очень остался недоволен, что-то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда. — И что это вам стоит! — говорил он. — У меня ее нет, — достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, — говорил он жалким голосом. Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки. — Ах, бессовестные, право, — говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. — Только на минуту недосмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит. — Мы, кажется, подложили, Господи Иисусе Христе, — говорил камердинер. В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда при виде страданий не любимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что-то такое общее с Евангелием. Потому-то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто-то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, и осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него. Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлении остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда-нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким-нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней. «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, — думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми, остановившимися глазами. — Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог. Но как же Бог предписал этот закон? Почему сын?..» И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой-то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: «И пити-пити-пити» и потом «и ти-ти» и опять «и пити-пити-пити» и опять «и ти-ти». Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое-то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательно держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все-таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. «Тянется, тянется! растягивается и все тянется», — говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушиваньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанье тараканов и шуршанье мухи, бившейся о подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к его лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давили см о. «Но, может быть, это моя рубашка на столе, — думал князь Андрей, — а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити-пити-пити и ти-ти — и пити-пити-пити...» — Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, — тяжело просил кого-то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой. «Да, любовь (думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью Божеской. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он... Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидеть ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать...» И пити-пити-пити и ти-ти, и пити-пити — бум, ударилась муха... И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что-то происходило особенное. Все так же в этом мире воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что-то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка-сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что-то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал. «О, как тяжел этот неперестающий бред!» — подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло перед ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий, шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что-то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой Божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то. Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку. — Вы? — сказал он. — Как счастливо! Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами. — Простите! — сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите меня! — Я вас люблю, — сказал князь Андрей. — Простите... — Что простить? — спросил князь Андрей. — Простите меня за то, что я сде...лала, — чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку. — Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор. Петр-камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке. — Это что такое? — сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. — Извольте идти, сударыня. В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери. Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель. С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым. Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, подготовить учащихся к сочинению.

Оборудование: ОСК; фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена «Лунная соната», статья Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»; статья Цебриковой – Николаевой «Наши бабушки».

Оформление: на доске число, тема. Портрет Л.Н.Толстого. Портреты девушек: Ильинская, Ларина и т.д. в центре Наташа Ростова и цитаты «Я не жил прежде. Теперь только я живу» (Андрей Болконский). «Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка». « Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать» (Пьер Безухов)

ОСК на экране – схема.

На экране лексическое значение слов:

Синтез - единство (метод единства - единое целое)

Эмансипация – освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков; отмена ограничений. Уравнивание в правах.

«Диалектика души» - (искусство) вести спор, беседу.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Среди них - и такие:

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб,
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

На экране высвечивается портрет Л.Н.Толстого

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Л.Н. Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, - «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей. И прошлых лет, и будущих»

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

На экране высвечивается портрет Н.Ростовой

Цель нашего урока: мы должны провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Наташе Ростовой, чтобы этот материал поможет вам при написании заключительного этапа работы – сочинения.

На экране высвечивается лексическое значение слова «СИНТЕЗ»

(Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «СИНТЕЗ»)

Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

А талантливая писательница 60-х готов XIX века Цебрикова - Николаева в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

На экране высвечивается лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»

(Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»)

Как вы понимаете слово проблема?

Ответ учеников: Это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Учитель: Итак, начинаем с беседы по вопросам. Давайте вспомним, с какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX века?

Ответ учеников: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская и т.д.

Учитель: Обратите внимание на доску, здесь помещены портреты тех девушек, которые были идеалами у Пушкина, Тургенева, Гончарова, Чернышевского.

А каков идеал женщин у этих писателей? Как они представляли роль в обществе?

Ответ учеников: Идеал Тургенева, Чернышевского, даже Гончарова – свободная женщина, которая умеет любить и сама любит, стремится стать соратницей своего мужа. Именно она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу, распорядиться собою наилучшим для пользы общества образом. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели. Она романтична. Для женщин писателей Тургенева и Чернышевского характерна напряженная жизнь духа, неуспокоенность сердца.

Учитель: А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

Ответ учеников: Наташа – идеал писателя.

Учитель: Почему? Почему Л.Н.Толстой больше всех героинь любил Наташу?

Чтобы правильно разобраться в этом, чтобы раскрыть образ Наташи, мы должны остановиться на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».(Мы о диалектике говорили на предыдущих уроках).

На экране высвечивается лексическое значение слова «Диалектика души»

«Диалектика души» - это:

Диалектика – искусство вести беседу, спор.

1. Метод познания действительности в её противоречивости, целостности и развитии.

2. Процесс развития чего-либо во всем многообразии её форм.

Вопрос к иллюстрации, которая находится у каждого учащегося на парте

Учитель: Скажите, удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель?

Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи у художника Шмаринова?

Ответ учеников:

Художник Шмаринов стремился показать внутренний огонь, особую духовную переполненность. Он изобразил то, что чувствовал сам Толстой. В его Наташе какая-то своя, никому не ведомая жизнь. Но свет этой внутренней жизни распространяется и на других: Соню, Бориса и остальных детей, изображенных художником Шмариновым.

На экране – тринадцатилетняя Наташа. Первый бал Наташи.

Тихо звучит вальс Наташи из оперы С.Прокофьева «Война и мир». На фоне музыки ученик читает эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III .)

Постепенно звуки вальса нарастают и обрываются.

Учитель: Итак, впервые мы встречаемся с Наташей - тринадцатилетней девчонкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Прочтите описание её поведения, портретную характеристику, внимательно посмотрите на иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых» и ответьте на вопрос: «В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?» Посмотрите, красива ли Наташа?

Ответ учеников: Внешне - нет! Л.Н.Толстой много раз это подчёркивает. Но обаяние её – в простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всем участвовать. Именно такой предстаёт перед нами Наташа при первой встрече с нею.

Учитель: А вторая встреча?

Ответ учеников: Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное – имение Ростовых. Он переживает тяжёлый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Но вдруг случается нечто. Мир словно пробуждает его ото сна. Эта встреча князя Андрея с Наташей говорит о неистребимой жажде жизни героини, которая влияла на людей, находящихся рядом с нею.

Работа с текстом:

(т. II, ч. III, гл. II.) и прокомментировать этот отрывок.

Ответ учеников: Встретив впервые Наташу, он удивлён, встревожен: «чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как берёзка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живёт и любит жизнь. Болконский был искренне убеждён: «ему начитать ничего не надо, он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Наташа помогает Андрею по-новому взглянуть на мир.

Учитель: Да! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она (ночь) обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

Давайте зачитаем отрывок «Ночь в Отрадном» (т.II, ч.III, гл.2) и послушаем «Лунную сонату».

Дети читают отрывок; звучит музыка «Лунная соната»

Учитель на фоне музыки:

Мы с вами сочувствуем князю Андрею, который огорчен, что этой девочке «нет дела до его присутствия», а умение Наташи видеть и чувствовать красоту окружающего мира помогает нам заглянуть в себя, в сокровенные уголки своей души.

Учитель: Л.Н. Толстой заметил, что люди, как реки…

Как вы понимаете эти слова? Почему как реки? Скорее всего, для Л.Н.Толстого река – это жизнь, которая течёт, меняется. Можем ли мы это определение отнести к Наташе и Андрею?

Чтение эпизода « У дядюшки»

Учитель: Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев? Заметили ли вы, что они близки к народу, к природе? Считаете ли вы, что без эпизода « У дядюшки» нельзя представить себе сущность главной героини.

Задание учащимся:

Проанализировать сцену «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7) и объяснить слова Наташи о счастье пребывания у дядюшки?

На экране сцена пляски

Проанализировать сценупляски (т.II, ч. IV, гл.6) и проследить, как проявляется характер Наташи в ее танце?

Учитель: В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя:

«В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».

«Сущность её жизни – любовь!» – пишет Л.Н. Толстой. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

Вспомните первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймёт тебя.

В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

Звучит вальс Прокофьева

На фоне музыки читается эпизод первого выхода в свет героини (т. II, ч. II, гл. 16-17)

Первый бал героини стал началом любви её князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи. Так что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Ответ учеников:

Его отец поставил жёсткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Учитель: Зрелый человек не ослушался отца или не захотел? Почему он не смог не согласиться с условием отца?

Ответ учеников: Мог, если бы был уверен в Наташе, если бы больше понимал Наташу. Чувства девушки его мало интересовали. Он не понимает, что в любви нельзя думать только о себе.

Ученик и ученица читают стихотворение

Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»

На экране эпизод «В театре» . Работа с текстом. Задание учащимся:

Проанализировать эпизод «В театре» (т.II, ч. V, гл.9-10) и ответить на вопрос:

1. Почему Наташа воспринимает оперу так, словно первый раз ее слушает?

Ответ учеников: После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла.

Учитель: В описании театрального представления Л.Н.Толстой использует особый прием отстранения – описывает знакомое явление как впервые увиденное и поэтому воспринимаемое героиней необычно, странно. Постепенно Наташа оказывается во власти того мира, который был ей так чужд, и в котором она оказалась. И опять, под влиянием Элен, то, что представлялось страшным, показалось простым и естественным. «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя» (конец 9 главы). В этом состоянии она и увлеклась Анатолем Курагиным и отказала своему жениху.

Вопросы: 1.Как вы думаете, почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?

2.Что привлекло Наташу в Анатоле?

3. Как Наташа воспринимает Анатоля?

Ответ учеников: Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой львицы, Наташа невольно поддаётся ее воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и обязательно женится на ней.

Учитель: Сейчас мы должны понять или осудить Наташу. Как вы расцениваете поступок Наташи?

Ответ учеников: Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолием произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой, и это ещё одно доказательство того, что перед нами живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой – гениальный художник слова, таковы его герои, которых он ведёт по реке жизни.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту. Поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах.

И героиня пишет записку княгине Марье, в которой пишет, то не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее её чувство, она не сможет никогда. Такова её сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и смешным силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.

Видеофильм

(эпизоды: « У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея»)

Учитель: Что мы видим на экране?

Ответ учеников: Страдания, одиночество. Милосердие было присуще русской женщине, теряющей на войне родных и близких.

Вопросы: 1. Что значила эта встреча для Наташи?

2. Что же возрождает Наташу к жизни?

Ответ учеников: Наташа знала, что свидание будет мучительно, и тем не менее она была убеждена, что оно (свидание) было необходимо. Именно любовь возрождает ее к жизни. На семью Ростовых обрушилось горе в тот момент, когда Наташа было одинока, когда страдала. Погиб брат Петя, ещё совсем мальчик. И, поддерживая мать, Наташа поняла, что сущность её жизни – любовь, что она ещё жива в ней, так как автор показывает любовь Наташи к матери. Гибель брата, как ни странно, вызвало Наташу к жизни. Наташа хочет быть рядом с людьми. Наташа – это настоящая русская душа, она старается быть полезной людям, она умеет сопереживать.

Учитель: Давайте докажем, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

Ответ учеников: К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им даёт именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните её пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поёт народ». Эта девушка умела понять всё, что было во всяком русском человеке.

Ответ учеников: Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи появляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, её слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким она лицом вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым. Нелегко решиться на это её родителям. На подводах необходимо было вывести хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но поступить граф Ростов иначе не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.

Учитель: Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди. «Люди, как реки…». Они близки к народу, к природе. Наташа Ростова проста, добра, естественна, музыка и пение – её символы, она сливалась с природой.

Но мы ни разу не увидели ни Элен, ни Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их не касается понятие «люди, как реки…» Этим они абсолютно противоположны главной героине.

Видеофильм

(эпизод: «Наташа требует отдать подводы раненым»)

Учитель: Что ж, мы с вами подошли к эпилогу романа.

Расскажите, как показана Наташа в эпилоге? К чему пришла? Чего добилась в жизни?

И именно сейчас мы сможем ответить на проблемный вопрос: кто же прав: те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н. Толстой?

Ответ учеников:

Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, появление их более сдержанными. Женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.

Л.Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего!

Ответ учеников: А её отношение к мужу? Он для неё – самый честный, самый справедливый, самый лучший. Она пойдёт за ним даже в Сибирь, на каторгу.

Учитель: Согласны ли вы с Толстым в трактовке этого образа, который был его идеалом?

Ответ учеников: Не совсем, но Наташа Ростова учит нас делать добро, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, матерью, просто жить и я, думаю, это здорово.

Опорная СХЕМА - КОНСПЕКТ «Наташа Ростова»

(прим. со схемой-конспектом вы можете ознакомиться во вложении к данной авторской работе)

Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим опорную схему и попробуем её прокомментировать.

В центре – сама Наташа, она как родник чистой воды в болоте – всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу:

Кого – сразу?

Берга, который о Наташе сказал: « У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»

Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречён…

Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё.

Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки – и не смог.

Брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь;

Княжне Марье она приятна, позже их свяжет крепкая дружба.

Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому их орбита стрелки, обозначающей её, предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми.

Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и Наташе окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Правда, путь её с Андреем не такой уж длинный, поэтому изгиб стрелки короче, по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Вопрос:

Скажите, зачем нам нужна эта схема?

Ответ учеников:

Увидеть, что с Наташей рядом хорошо тем, кто ценит её искренность, душевную открытость, что Наташа своей любовью помогает людям.

Проверочная работа

Учитель: Посмотрите внимательно на вопросы, которые находятся у вас на парте. Вам даны основные черты образа Наташа в романе. Какие из них наибольшей степени отвечают нашим впечатлениям и почему?

Вопросы на парте у учащихся:

1. «Наташе, как почти всем Ростовым свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость…»

2. «Сущность ее жизни – любовь. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей».

3. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия и горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр и мудр».

Видеофильм. Эпизод эпилога романа: «Пьер в детской»

Один учащийся кратко пересказывает эпилог романа

Учитель: Вот мы и подошли к решению вопроса, который мы с вами озвучили в начале урока. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

И кто же прав, Цебрикова – Николаева, упрекавшая Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н.Толстой?

Ответ учеников были различны: кто-то осуждал Наташу, кто-то восхищался главной героиней, кто-то уверенно заявлял, что в конце романа Наташа предстает перед нами женщиной, которая безразлична к проблеме женской эмансипации. И хотя мы не во всем, может быть, согласны с автором романа Л.Н.Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать, что многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой, ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью.

Домашнее задание

Показать, как князь Андрей и Пьер становятся полноправными героями народной эпопеи. Почему Л.Н.Толстой выделяет двух главных героев, а не одного.

Оценки за урок

Список литературы:

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

Тема: «Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского»

Г. Москва 2011г.

Болконский – один из самых значимых и неразгаданных до конца персонажей романа-эпопеи «Война и мир». Он относится к числу вымышленных героев, что позволяет автору вкладывать в него свои размышления о мире, делать его глубоким, разносторонним, противоречивым человеком, содержащим в себе самые противоположные и загадочные качества, не обязывая себя перед историей. В то же время князь Андрей не оторван от реального мира и исторических событий своей эпохи, он живёт в реальной России того времени, служит реальному императору Александру и даже участвует в реальных сражениях: Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском. Эта связь вымышленного персонажа с настоящей жизнью и историей, свои неповторимые и однозначные взгляды на которую непрерывно доносит до читателя, позволяет глубоко погрузиться в понимание и непонимание мира автором, людьми того времени и самому задуматься о неразрешимых загадках вечного и преходящего.

Андрей Болконский, кроме того, относится к ищущим смысл жизни героям. Подобно Пьеру Безухову и Наташе Ростовой, он постоянно находится в поисках самого себя и истины, совершает ошибки, внутреннее развивается. О князе Андрее нельзя сказать, что он готов бескорыстно любить окружающих его людей, что открыт миру и живёт состраданием, самопожертвованием, как княжна Марья и Платон Каратаев. О нём нельзя сказать и того, что слава, положение в обществе и личная выгода стали для него целью жизни навсегда, как у Берга или Бориса Друбецкого. Андрей Болконский удивительно радикально меняется на протяжении романа. Князь Андрей сталкивается с двумя самыми противоречивыми сторонами бытия , подобными войне и миру, – жизнью и смертью. Ничья жизнь не была так наполнена поисками, ничья смерть не вызвала столь разных реакций.

Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять взгляды. События, такие как смерть жены, рождение сына, война, сражения при Шенграбене, Аустерлице и Бородине, любовь к Наташе, разговоры с Пьером и даже «встреча» со старым дубом сильно влияют на него. Князь Андрей совсем иначе рассуждал о жизни и смерти в начале романа, до того как ему пришлось впервые по-настоящему бороться за жизнь после ранения при Аустерлице. До этого ранения целью его жизни была слава, его лицо было испорчено гримасой, его взгляд был усталым и скучающим, окружающие его люди были ему неинтересны: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Мысли Андрея Болконского в этот период, отражающие его внутреннее состояние, пугают: «Никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена,- самые дорогие мне люди,- но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...». Но, наблюдая за происходящим на поле боя, он видит, что истинные герои, как Тушин, за которого вступается князь Андрей, не находят признания; незаслуженная слава достаётся хитрым, пронырливым людям, таким как Жерков и Берг. Получив ранение в голову, он смотрит на небо и в этот момент осознаёт что-то вечное, значимое, после чего понимает ничтожность своего прошлого кумира и всего остального, земного по сравнению с этим небом: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». В этот момент жизнь и смерть кажутся ему одинаково ничтожными: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

Князь Андрей считал, что, ища славы, он жил для других и этим погубил свою жизнь. Но так ли это?

Андрей Болконский не верит в бога, ему смешна вера его сестры и навещающие её странницы. Но он согласен с тем, что добродетель имеет смысл только в случае существования бога и вечной жизни. После разговора с Пьером на пароме он впервые после Аустерлицкого сражения видит небо. После он встречает Наташу и, наконец, видит дуб в сочной тёмной зелени. С этого момента Андрей Болконский вновь готов жить и искать смысл жизни. Теперь он верит в возможность повлиять на будущее, увлекается деятельностью Сперанского. Но и это ненадолго.

Кульминационная во всех смыслах - война 1812 года - положила начало концу жизни князя Андрея. Теперь война не способ добиться славы, теперь он говорит о войне: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». Теперь смерть подобралась к князю Андрею совсем близко, он видит её сразу, глядя на осколок гранаты: «Неужели это смерть?... Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь». Теперь наступает реальная борьба жизни и смерти, а не рассуждения о них, теперь они уже не ничтожны. Князь Андрей понимает, что любит жизнь и хочет жить, понимает всё то, что пытался понять всё это время, слишком поздно осознаёт то, что не мог осознать долгие годы. И христианскую любовь к людям княжны Марьи, и прощение врага. С этого момента начинается длинная, непонятная, загадочная борьба в сознании Андрея Болконского. Но он с самого начала знал, что смерть одержит в ней победу.

Каждый по-своему воспринял смерть князя Андрея, что ещё раз по-особенному характеризует этого персонажа: Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг. Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего из души перед осознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Ничья смерть в романе не описывается с такой подробностью, глазами и мыслями окружающих людей, с таким глубоким изучением затуманенного сознания умирающего. В конце концов, после долгого утомительного поглощения князя Андрея смертью он переворачивает всё с ног на голову. После своего последнего сна князь Андрей понимает, что для него смерть – пробуждение от жизни. «Да это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!».

Внутренние монологи Андрея Болконского, его поступки, отношения с окружающими и его восприятие жизни и смерти во многом помогают понять восприятие автора романа. Его неоднозначная жизнь, противоречивые мысли, простой, но и загадочный, долгий путь к смерти - всё это отражение внутреннего мира множества людей, ищущих смысл жизни и ключ к разгадке тайн человеческого разума, такого, каким его видит.

Библиография:

http://**/default. asp? trID=295

http://slovo. ws/geroi/033.html

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Ю.В.Лебедев "Довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно умерших...
На Язоновском редуте укрепляется вера Толстого в духовные силы народа и совершается перелом во взглядах, аналогичный тому, какой переживут в ходе Отечественной войны 1812 года Пьер...
Пьер никак не может понять и уяснить для себя, почему невеста князя Андрея , так сильно любимая и милая Наташа , променяла Болконского на "дурака" Анатоля?...

Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир" ПЛАН: 1. История создания романа "Война и мир" а) "Севастопольские рассказы...
Толстой начинает свой роман Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья

Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя мудрое великое наследие. Родился он в Ясной поляне 9 сентября 1828 года. Вся жизнь Толстого ...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья почувствовали, но лишь на мгновение близость к великой правде....

Экзаменационная работа по литературе (реферат) Творческий путь Л. Н. Толстого Новиковой Елены, 9 "в". Москва, 1999 г. План I. Введение. Обоснование...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой

Творческий путь Л. Н. Толстого План Введение. Обоснование выбора темы. Основная часть. Творческий путь Л. Н. Толстого . Появление писателя в...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь ", данное ему солдатами полка.
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой , с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она перед вступлением французов в Москву заставляет сбросить с подвод семейное... ...

Толстой Лев Николаевич М. Юнович Толстой Лев Николаевич (1828-1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного...
Цари и полководцы и солдатская масса, герои и масса, девочка и девушка Наташа , с ее ограниченным, исполненным очарования молодости, счастливым личным миром, и Андрей Болконский ...
В деревенские картины "Воскресения" Толстой вложил такое знание крестьянского труда, быта, психологии, такую любовь к народу, что по одному этому роману можно назвать Т... ...

Для исследовательской работы я выбрала тему "Роман "Война и мир" нравственные и философские искания Л.Н. Толстого ". Меня привлекает изображение...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество, которое является символом лживости...
У Наташи просыпается множество чувств: в ней загорается "внутренний огонь", тот огонь любви , который иногда разгорается в княжне Марье и делает ее прекрасной, тот огонь, который... ...

Толстой : Война и мир. Том 2 Часть 1 В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет...
Накануне своего отьезда из Петербурга князь Андрей привозят к Ростовым Безухова, сообщает Наташе , что посвятил Пьера в их тайну, и просит обращаться к нему, если во время его...
Наташа рассказывает ему свой "роман " с князем Андреем , а на вопрос, любит ли она Болконского , отвечает:...

Лев Николаевич Толстой . Очерк жизни и творчества Ранчин А. М. Лев Толстой : Начало пути. Ранняя проза Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 ...
Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский , а повествование продолжается.
Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой , охоту старого графа Ростова... ...

Толстой : Война и мир. Том 1 Часть 1 Июль 1805 года. В петербургском салоне фрейлины Анны Павловны Шерер собираются гости, высшее общество. "Быть...
В имении живут: сам князь Болконский (отец Андрея Болконского ) и его дочь Марья , сестра Андрея .
Старый Болконский понимает, что его дочь некрасива, что ей вряд ли удастся выйти замуж по любви , и удивляется, зачем ей вообще выходить замуж: ведь перед глазами призер "маленькой... ...

Введение. Л.Н.Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жиз- нь и творчество...
Москве жили Пьер Безухов и Наташа Ростова, Андрей Болконский , Стива
В книге содержится большое количество интереснейших деталей, характеризующих взаимоотношения в семье родителей Толстых , его обоих дедов: графа Ильи Андреевича Толстого и князя ... ...

Дворянское общество в романе "Война и мир" Исторический контекст в художественном образе Е. Цимбаева Исторический анализ обычно бесполезно применять к...
Князь Андрей Болконский , в отличие от Курагиных, совершает поступки, всегда исторически обоснованные и убедительные; неправдоподобие этого персонажа Толстой выражает иными...
Ради удовольствия Наташи - и всех читательниц вместе с нею - Толстой даже одел князя Андрея в белый кавалерийский мундир, предпочтя забыть, что герой с 1806 года служил в ополчении... ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №133 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г...
Толстым старому князю Болконскому и чете Ростовых : их теплым чувствам к детям, любви к родному краю, к серьезным интеллектуально-нравственным запросам, а в годину военных испытаний...
Толстой как и княжна Марья чувствует себя грешником: больше любит язычницу Наташу , чем христианку княжну Марью ....

Романы Б. Акунина и классическая традиция Андрей Ранчин Предуведомление Мнение о том, что произведения Бориса Акунина, принадлежащие к детективному...
... предаются садомазохистским удовольствиям, в Москве 1896 года ("Коронация, или Последний из романов "), путешествие по подземным улицам и переулкам Москвы и нежеланное знакомство с...
Так, если Денисову приданы некоторые черты характера и биографии Дениса Давыдова, то для образа Андрея Болконского или для образов персонажей из семейства Курагиных существенно... ...

Портреты героев романа Толстого "Война и мир" Подготовил Сергей Голубев Ахросимова Марья Дмитриевна - московская барыня, известная всему городу "не...
Болконский Андрей - один из главных героев романа , князь , сын Н. А. Болконского , брат княжны Марьи . "...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими...
После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея , намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль....

Мир символов в "Войне и мире" Л.Н. Толстого : несколько разъяснений Ранчин А. М. Лысые Горы: к символическому значению топонимики в "Войне и мире...
Естественная привязанность к жизни и страх смерти борются в душе князя Андрея с представлением о чести, с гордостью - чувством, в главном все-таки, по Толстому , ложным, - с тем...
И старого князя , и князя Андрея отличают и рационалистичность сознания (по Толстому , духовно не плодотворная, в противоположность естественности простоты Пьера и правде интуиции... ...

Толстой : Война и мир. Том 3 Часть 1 С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей...
Жюли также сообщает Безухову о смерти старого князя Болконского и б приезде княжны Марьи в Москву, рассказывает историю чудесного спасения Марьи Николаем Ростовым , перевирая...
С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых , на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского , и доктор должен был признаться, что он не... ...

Толстой : Война и мир. Том 4. Часть 1 "Петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать...
Узнав, что князь Андрей находится у Ростовых , княжна Марья выезжает к ним в Ярославль.
В этот день Пьер долго не мог заснуть, он думал о Наташе , об Андрее , об их любви и "то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это"-Пьер начинает часто бывать у... ...

Тема урока: «Любимая героиня Л.Н.Толстого» Ходит тёмной аллеей Болконский, задумчивый, бледный. бледный. У Наташи Ростовой Распахнуто в полночь окно…. Неизвестный автор И девочка ликует и смеётся. Охваченная счастьем бытия. Н. Заболоцкий Наташа Ростова. Художник К. И. Рудаков гг. Акварель.


Тип урока: аналитическая беседа с элементами интеграции. Цель урока: 1. Разобраться в сложном характере героини. 2. Сравнить Наташу и других женщин в романе. 3. Понять, почему именно образ Наташи стал для Толстого любимым. 4. Познакомиться с толстовским идеалом женщины.


Предварительное домашнее задание: Перечитать эпизоды: Перечитать эпизоды: 1. Знакомство с Наташей (т.1ч.1 гл.8, 10, 14-17; ч.3 гл.6; т.2 ч.1, гл.10-12, 15). 2. Поэтичность натуры героини Толстого (т.2 ч.3 гл.12-17, 19). 3. Национально-природное в характере Наташи (т.2 ч.4. гл.7; т.3 ч.3 гл. 16). 4. Дорогая цена испытаний (т.3 ч.5 гл.9-10, 13; т.3 ч.5 гл.6-22; т.4 ч.4 гл.2). 5. Наташа- воплощение любви (т.3 ч.3 гл.32; т.4. гл.14-16; т.4. ч.4 гл.1-3). 6. Счастье Наташи Ростовой (эпилог ч.1 гл, 16).


Поиски автором портрета героини Толстой долго искал портрет героини. Что больше всего поражает Что больше всего поражает в её внешнем облике? Какой предстаёт перед нами Наташа в сцене именин? Какой предстаёт перед нами Наташа в сцене именин? Дети Ростовых. Художник Д. А. Шмаринов гг. Уголь.


Внутренний мир Наташи Какие чувства переполняют Какие чувства переполняют девушку (ночь в Отрадном, первый бал)? Почему Толстой обращается Почему Толстой обращается к внутреннему монологу, к внутреннему монологу, чтобы передать «диалектику души» своей любимой героини? Какое впечатление производит Какое впечатление производит Наташа на окружающих людей? Наташа на окружающих людей? Что в ней ценят родные и знакомые? Что в ней ценят родные и знакомые? Первый бал Наташи Ростовой. Художник Л. О. Пастернак гг. Акварель.


Первая встреча с Наташей Прочтите описание её поведения, портретную характеристику. Прочтите описание её поведения, портретную характеристику. Рассмотрите иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых». Красива ли Наташа? Рассмотрите иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых». Красива ли Наташа? (Толстой много раз подчёркивает, что нет) Удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель? Удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель? В чём, по – вашему, прелесть героини, её обаяние? В чём, по – вашему, прелесть героини, её обаяние? (Её обаяние – в её простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности). Как вы думаете, что могут обозначать эти стрелки? Как вы думаете, что могут обозначать эти стрелки? ? ? ?


Вторая встреча с Наташей «Ночь в Отрадном» Чтение отрывка «Ночь в Отрадном» (т.2 ч.3 гл.2) Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Наташа Соня Андрей Чтение под музыку Бетховена «Лунная соната»


Третья и четвёртая встреча с Наташей «У дядюшки» (т.2 ч.3 гл.7) Чтение эпизода «У дядюшки» (т.2 ч.3 гл.7) В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность её жизни- любовь» - пишет Толстой «Сущность её жизни- любовь» - пишет Толстой Чтение эпизода «Первый бал Наташи» (т.2 ч.3) (Чтение на фоне вальса Наташи из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир») Чем стал для Наташи её первый бал? Это начало любви её и князя Андрея. Любви, которая вынуждена прерваться...Из-за чего? (Чтение стихотворения Н. Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»).


Падения и взлёты Наташи Ростовой Почему Наташа увлекается Анатолем Курагиным? Почему Наташа увлекается Анатолем Курагиным? Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить её? Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить её? Наташа у постели умирающего князя Андрея. Наташа у постели умирающего князя Андрея. После смерти князя Андрея. Что же возрождает Наташу к жизни? После смерти князя Андрея. Что же возрождает Наташу к жизни? Гибель Пети. Гибель Пети. Что опять возвратит Наташу к жизни? Что опять возвратит Наташу к жизни? Неравнодушное сердце Наташи




Наташа и Элен Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? Только ли она виновата в своей измене? Согласны ли вы с мнением Толстого, что «это самое трудное место и узел всего романа»? Как изменилась Наташа после нравственного потрясения и болезни? Какое влияние на внутренний мир Наташи, на её судьбу оказывает знакомство с «подлой курагинской породой»?


В годину горя Наташа и раненый князь Андрей в Мытищах. Художник Л. О. Пастернак гг. Акварель. Как ведёт себя Наташа в годину народного бедствия? В чём она нашла своё счастье? Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность её жизни - любовь»?


ОСК «Наташа Ростова» ОСК «Наташа Ростова» В центре – сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте - всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга - сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречён… Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею. Им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье. Зависимость княжны от Натальи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей её, предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми…. Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По – настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь её с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.


Русский характер Наташи Ростовой Пляска Наташи. Пляска Наташи. Восхищение пением дядюшки. Восхищение пением дядюшки. Отношение к дворовым. Отношение к дворовым. Отношение к обычаям русской старины. Отношение к обычаям русской старины. Волнение Наташи во время чтения Соней царского манифеста. Волнение Наташи во время чтения Соней царского манифеста. Требование отдачи подвод раненым Требование отдачи подвод раненым Отношение Наташи к природе, её простота, доброта, естественность Отношение Наташи к природе, её простота, доброта, естественность Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди, а не застывшие мумии с красивыми масками вместо лица. Именно такова Ростова.


Другие женские образы романа «Война и мир» Элен Элен Вера Вера Марья Марья А.П. Шерер А.П. Шерер М.Д. Ахросимова М.Д. Ахросимова Жюли Карагина Жюли Карагина Кн. Друбецкая Кн. Друбецкая Княжна Катишь Княжна Катишь Лиза Болконская Лиза Болконская М-ль Бурьен М-ль Бурьен Соня Чем запомнились другие женские образы? Почему не сложился союз Андрея и Наташи, но возникла семья Николая и кн. Марьи? Какова роль Сони в романе? Почему Толстой не дарует ей семейного счастья? Семейные союзы- это целые «миры». Какой из них кажется вам наиболее притягательным? Наташа


Образ Наташи в эпилоге. Споры о финале романа Многие критики не приняли образ Наташи в эпилоге. Многие критики не приняли образ Наташи в эпилоге. Л.Н.Толстой с ними спорил: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». Л.Н.Толстой с ними спорил: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». Талантливая писательница 60-х годов 19 века Цебрикова (Николаева) в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав: автор романа или критик? Талантливая писательница 60-х годов 19 века Цебрикова (Николаева) в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав: автор романа или критик? Фет считал, что «не нужно было напирать на то, что она стала неряха. Это может быть в действительности, но это нетерпимый натурализм в искусстве». Согласны ли вы с Фетом? Фет считал, что «не нужно было напирать на то, что она стала неряха. Это может быть в действительности, но это нетерпимый натурализм в искусстве». Согласны ли вы с Фетом?


Выводы по образу героини К чему пришла героиня? К чему пришла героиня? Чего добилась в жизни? Чего добилась в жизни? Наташа много пережила. Душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным. Да, женщина, которая предстаёт перед нами в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л.Н.Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё ничего нет ничего. А её отношение к мужу? Не всё понимала она в деятельности Пьера, но он для неё – самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет, «взявшись рука с рукою с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, оставив всё, поедет за ним в Сибирь. И хотя мы не во всё согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться к Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей.