Земледелие в культуре кабардинцев и балкарцев. Балкарские традиции

Традиции и обычаи балкарцев 23.07.2012 15:10 Автор: Administrator Семейные традиции балкарцев регулировались выработанными веками нормами поведения. Женщина подчинялась мужчине и беспрекословно повиновалась его воле. Существовали также различные ограничения в семейном быту: раздельное питание мужчин и женщин, обязанность женщин – стоя прислуживать мужчинам во время еды. Мужу и жене не полагалось при посторонних находиться в одном помещении, называть друг друга мужем и женой или по имени. Женская половина дома была абсолютно запретной для посторонних мужчин. Вместе с тем в Балкарии нельзя увидеть, что мужчина едет верхом, а женщина идет рядом с ним, или женщина идет с тяжелой ношей, а мужчина с пустыми руками. Подчеркивалась особая строгость в отношениях между родителями и детьми. Между дедами и внуками, наоборот, были позволительны ласки и совместные игры в присутствии посторонних. У балкарцев существовал обычай, согласно которому потухший огонь не мог быть зажжен снова с помощью соседского огня. Отсюда и происходил обычай – не давать соседям огонь из очага. Но каждой семье в один определенный день разрешалось передавать соседям огонь. На основе обычая гостеприимства у балкарцев сложилось куначество, являющееся одной из форм искусственного родства. Для установления кунацких связей необходима была проверенная временем дружба, а также выполнение специального обряда, заключавшегося в том, что договаривающиеся наливали в чашу напиток и пили поочередно, обещая друг другу и перед богом быть братьями. Одновременно они обменивались оружием и подарками, после чего становились кровными родственниками. По древнему обычаю для установления побратимства два человека брали чашу с бузой (слабоалкогольный напиток из муки), добавляя туда по капле своей крови, и пили по очереди, давая клятву о побратимстве. С начала XIX в. для установления побратимства каждый из них притрагивался губами к груди матери или жены побратима. Если по старым адатам (нормам обычного права) вопрос о браке решался отцом и старшими родственниками, то с XIX в. инициатива часто исходила уже от жениха. В дом невесты посылались сваты из числа наиболее уважаемых стариков. После сговора кто-либо из доверенных жениха беседовал с невестой, выясняя, согласна ли она вступить в брак. Девушка должна была покориться воле родных. После сговора жених вносил родителям невесты часть калыма (выкупа за невесту) скотом, вещами и деньгами. Часть калыма записывалась за женой на случай развода по вине мужа. Трудность уплаты калыма зачастую была одной из причин похищения девушек. В этих случаях сумма калыма уже определялась семьей жениха, но за увоз девушки («за бесчестие») по обычаю сверх калыма жених обязан был сделать родителям невесты ценные подарки. Похищение могло быть вызвано и другими причинами, например, несогласием девушки или ее родителей. Если невеста была похищена и молодой зять первый раз после примирения с ее родными посещал их село, местные парни тащили его на купание в речку, а девушки брали под защиту и выкупали у парней за угощение. Невесту одевали в белое платье, что считалось символом красоты и молодости. Если девушку брали из села жениха, то ее вели в его дом пешком, и только женщины и девушки. Жених не участвовал в этой процессии. В приданое у балкарцев входили кинжал, пистолет, ружье, пояс, лошадь, которые преподносились зятю от имени тестя. Прежде чем отправиться за невестой, всех участников свадебной процессии угощали, а жених посылал ее родителям подарки. С дружками жениха верхом на лошадях ехали женщины, а также певцы, танцоры, музыканты. По пути, проезжая селения, джигиты устраивали скачки, стрельбу по мишеням, пели свадебную песню. Преодолев все препятствия, они въезжали во двор отца девушки, где молодежь чинила свадебной процессии многочисленные препятствия: участников окунали в яму с водой, срывали с них одежду. После трапезы распорядитель «свадебного поезда» посылал джигита за невестой, которая находилась в комнате в окружении подруг. Он должен был коснуться рукава невесты, а окружающая ее «охрана» стремилась не допустить этого. Одним из старейших был обряд «слезания с подушки». Перед отъездом девушки заводили невесту в спальню, ставили на подушку и окружали ее живой стеной. Друзья жениха должны были выкупить невесту, после чего молодой человек доводил ее до порога, брал на руки и сажал на арбу. К этому времени выносили знамя невесты, которое молодежь стремилась отнять у друга жениха. Если это удавалось, то приходилось платить за него большой выкуп. Затем ответственный за перевоз невесты делал подарки родителям жениха, а доверенный жениха трижды обводил невесту вокруг очага, в котором обязательно поддерживался огонь. Посланцы жениха исполняли вокруг очага танец. В балкарской свадьбе было много увеселительных обрядов. Таков, например, обряд «чаша жениха». Родственники невесты подносили друзьям жениха громадную чашу, вместимостью около ведра, наполненную до краев пивом. Для того чтобы чаша стала скользкой, ее смазывали снаружи маслом. Принявший чашу должен был, не пролив ни капли, отпить из нее. Прибегали к различным хитростям – смазывали руку золой, ставили чашу на пол и отпивали из нее, но в большинстве случаев пиво под общий смех проливалось, а проливший штрафовался в пользу гостей. Затем свадебная процессия отправлялась в дом жениха. На всем пути следования свадебной процессии молодежь устраивала заграждения, требуя выкупа. Въезд во двор жениха сопровождался ружейными выстрелами и веселыми криками. Невесту, скрытую под кисейным покрывалом, снимали с подводы и заносили в комнату молодоженов. Доступ к ней был ограничен для всех родственников жениха. За вход надо было внести определенную плату, размер которой зависел от степени родства и состоятельности родственника. Свадьба продолжалась круглосуточно, в течение недели с небольшими перерывами для сна. В ходе свадьбы выполнялся обряд «введения невесты в большой дом». Невестка должна была войти в дом обязательно с правой ноги и наступить на лежащую шкуру барана или козла. В качестве оберега у порога комнаты прибивали кусок железа или старую подкову. Свекровь смазывала губы невестки медом с маслом, что символизировало желание невестки и свекрови жить дружно и произносить только добрые слова. В день ввода в дом с невесты снимали покрывало и показывали ее лицо всем собравшимся женщинам. «Открытие лица» у балкарцев поручалось одному из близких друзей мужа, который сбрасывал покрывало кинжалом или рукояткой плети. В период свадьбы жених находился в семье своего товарища или родственника, где также устраивались танцы и угощения. После введения невесты в дом проходил обряд «возвращения жениха». Спустя несколько дней молодая жена могла убирать дом и давать корм скоту. Зять проходил проверку (рубил дрова, чинил что-нибудь) в доме родителей жены. Через несколько дней после основных свадебных обрядов для молодой жены организовывали первое хождение по воду. Она шила к этому событию рубашку, которую по пути к реке отдавала первому встречному. Молодую сопровождали старшие невестки, соседки и гармонистка. При этом ей всячески мешали набрать воды. Весьма своеобразным был балкарский родильный обряд. Будущая мать выполняла различные запреты: ей не разрешали ходить на оплакивание умерших, убивать насекомых и птиц, разжигать очаг и садиться на предметы домашней утвари. Запрещалось смотреть на рыбу и кролика и тем более есть их. О появлении нового человека узнавали по вывешенному флагу. По обычаю вестнику, сообщившему о рождении внука, дедушка делал подарок. Отца поздравляли, дергая его за ухо. Только после рождения ребенка невестка становилась полноправным членом семьи и рода, ведь по обычаю муж мог развестись с бесплодной женой. По прошествии семи дней после рождения происходило пеленание ребенка в люльке и наречение имени. В этот день собирали гостей, устраивали угощение, преподносили матери и ребенку подарки, а свекрови впервые показывали ребенка. Молодая мать пеленала ребенка в большой шелковый платок и передавала его повитухе. Потом этот платок отдавался повитухе в качестве подарка. В приготовленную для ребенка постель укладывали кошку, делая вид, что ее пеленают. Эта игра должна была способствовать хорошему и спокойному сну. Праздновали первый шаг ребенка и выпадение первого молочного зуба. К выпавшему зубу ребенок добавлял кусочек древесного угля и соль и, завязав все это в тряпочку, став спиной к дому, забрасывал на соломенную крышу. Если узелок не падал обратно, это было хорошей приметой. Особое значение балкарцы придавали первой стрижке ребенка. Брить голову ребенку доверяли известному своей порядочностью и добротой человеку, который входил в число самых близких друзей семьи. Волосы не выбрасывали, а хранили, так как верили, что они обладают магической силой.

Выполнила студентка группы И5М

Небелова.А.В

Республика Кабардино-Балкария - субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Флаг Кабардино-Балкарской Республики представляет собой полотнище, состоящее из 3-х равновеликих горизонтальных полос: сине-голубой, белой и зелёной. В центре полотнища круг, разделенный на сине-голубое и зеленое поля, посередине белое изображение Эльбруса. Эльбрус - высочайшая вершина Кавказа, России и Европы, символ балкарцев. Его стилистическое изображение присутствует на национальном флаге.

Герб Кабардино-Балкарской Республики представляет собой изображение золотого (жёлтого) орла в червленом (красном) поле щита; глаз орла - лазоревый (синий, голубой). На груди орла - малый пересеченный щит, вверху - изображение серебряной (белой) горы о двух вершинах в лазоревом (синем, голубом) поле, внизу - золотой (желтый) трилистник с продолговатыми листами в зеленом поле.

Столица Кабардино-Балкарии-Нальчик. Свое название город получил от горной реки Нальчик, протекающей по его территории. Нальчик в переводе с кабардинского и балкарского языков означает подкова, так как географически город расположен в полукруге гор, напоминающем подкову. Подкова и стала эмблемой города. Граничит со Ставропольским краем на севере, Северной Осетией и Грузией на юге, Карачаево-Черкесией на западе.

Язык: Государственные языки Кабардино-Балкарии – кабардинский (кабардино-черкесский), балкарский (карачаево-балкарский) и русский. Кабардино-черкесский язык - относится к абхазско-адыгской группе кавказских языков. Один из официальных языков Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

РЕЛИГИЯ: По вероисповеданию кабардинцы и балкарцы - мусульмане-сунниты. В Кабардино-Балкарии основными конфессиями являются - мусульманская и христианская (православного и протестантского направления). Древнейшей формой религии как у кабардинцев, так и у балкарцев, было язычество, с его непременными атрибутами - многобожием, почитанием "священных мест", культом природных стихий, верой в загробную жизнь, культом предков и др. В X в. здесь распространяется христианство, проникшее из Византии, однако христианство в значительной степени сочетается со старыми, языческими представлениями. Ислам на территорию Кабардино-Балкарии начинает проникать к XIV веку. Об этом свидетельствуют руины Нижне-Джулатской кирпичной мечети XIII-XIV в. с остатками минарета и погребальным склепом под полом, значительные размеры которой позволяют считать ее соборной. В XVIII в. ислам стал господствующей религией кабардинцев. Широкое распространение ислама в Балкарии произошло позже, XVII -XVIII вв. Ислам наслаивается на пережитки язычества и христианства. С первой половины XIX в. ислам становится основной религией балкарцев и кабардинцев.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Архитектурные и археологические памятники

На территории Кабардино-Балкарии найдены остатки плетнёвых жилищ и керамики, начиная с эпохи неолита и ранней бронзы (нальчикские курганы), украшения из металла, относящиеся к кругу кобанской культуры и культуры скифо-сарматов. Сохранилось много разновременных курганов, могильников, склепов (подкурганная гробница близ г. Нальчик, 3-е тыс. до н. э.). Среди последних: городище Нижний Джулат, существовавшее с начала н. э. по 14 в. включительно (остатки большой мечети, начало 14 в. и др.), раннесредневековое городище Лыгыт (близ с. Верхний Чегем) с комплексом оборонительных сооружений позднего средневековья. В высокогорных районах сохранились руины позднесредневековых крепостных комплексов, возведённых в неприступных местах (на склонах, уступах, вершинах гор), суровых и лаконичных по архитектуре: крепости Тотур-Кала и замка Джабоевых на правом берегу р. Черек, крепостей Болат-Кала, Малкар-Кала в Черекском ущелье, замка на горе Курноят-Баши, 3-ярусного комплекса Зылги (т. н. замок Борзиевых) в Балкарском ущелье и др. Величественны укрепленные башни: башня Абая близ бывшего аула Куннюм, относят к концу 16 - начало 17 вв.; башня Балкаруковых в с. Верхний Чегем, (датируют второй половиной 17 в., башня Ак-Кала (17-18 вв).

Распространены каменные наземные склепы-мавзолеи 14-19 вв.: прямоугольные в плане с высокой двускатной крышей, круглые и многогранные с конусообразной крышей. К 1785 относятся триумфальные ворота в станице Екатериноградской (реставрированы в 1847 и 1962).А так же склепы (кешене) в Верхнем Чегеме

Традиционная одежда:

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин - нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Традиционная пища:

Основа питания - мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (джёрме), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (джуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепeшки (гырджын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона.

Празднично-торжественные случаи: и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки. Кабардинцы и балкарцы торжественно отмечали рождение ребенка, в особенности мальчика, - продолжателя рода. Устраивали эти празднества его дедушка и бабушка или дяди и тети. Они сообщали всем родственникам о дне праздника. Семья же начинала готовить национальный напиток - бузу (махъсыма, боза), жарили лакумы, резали кур, барана и т.д. Готовили национальную халву (хьэлыуэ). Определенного срока проведения этих праздников не было. Он мог быть устроен в первые дни после рождения ребенка, или приурочен к обряду завязывания ребенка в люльк. Родственники приносили на праздник: корзину лакумов, живых и забитых кур, приводили живого барана.

Важнейшей частью этого праздника являлось жертвоприношение в честь Бога. Человек, которому доверяли зарезать барана или быка говорил специальные слова: чтобы Бог сделал мальчика крепким, сильным, продлил его жизнь и т.д. В день такого праздника устраивалось состязание. Во дворе вкапывался столб с перекладиной. На перекладине подвешивали круглый копченый сыр. По хорошо промасленной кожаной веревке соревнующиеся должны были добраться до сыра и откусить кусочек. Победителя ждал приз.

Кабардинцы и балкарцы обучали своих детей умению готовить пищу. Девочек с ранних лет учили помогать матери убирать комнату, мыть и приводить в порядок кухонную посуду, помогать в приготовлении пищи, самим готовить ее. В обязательный кодекс воспитания девочек входило знание всех национальных блюд, способов их приготовления, порядка их подачи на стол. О девушке судили не только по ее внешности, но и по ее воспитанности, умению заниматься рукоделием, готовить вкусную пищу. Умению готовить пищу учили и мальчиков.

Кабардинцы и балкарцы всегда отличались умеренностью в еде. Совершенно недопустимым и неприличным считалось говорить, что ты голоден. Жадность к пище считалась серьезным пороком человека. Обычай требовал - оставлять часть еды, хотя сам не наелся. Обычай также не разрешал быть разборчивым в пище, выбирать или просить одно блюдо, отказываться от другого. Пищу готовила старшая женщина семьи или одна из невесток. Она и делила ее между членами семьи. Обычно пища готовилась с определенным запасом, потому что могли неожиданно приехать гости. При этом даже сытый человек не имел права, не нарушая обычая, отказаться от еды. Будучи хлебосольными, кабардинцы и балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. С другой стороны, на человека, покушавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь. В пище у кабардинцев и балкарцев в прошлом была характерна ее сезонность. Летом ели, в основном, молочную и растительную, а осенью и зимой - мясную.

Традиционные танцы: Древние танцы балкарцев и карачаевцев носят синкретический характер, где танец тесно связан с песней, музыкой, драмой, молитвой, реквизитом. В карачаево-балкарcких танцах отразились труд человека, уклад жизни народа, животный и растительный мир, характер, нравы, история, которые передаются телодвижением в изобразительно-подражательной форме. В обрядах танец несет многофункциональную специфику. Обрядовые танцы не оставались такими, какими они возникли в глубокой древности. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Они трансформировались. При этом какие-то элементы выпадали, обогащаясь новым содержанием. Об этом ярко свидетельствуют варианты танцев. Во всех обрядах танец занимает главенствующее положение среди других жанров действа. В танцах их исполнитель старается телодвижениями выражать стрельбу из лука в объект охоты, повадки диких животных, раненой дичи, сбор диких плодов и трав, пахоту, посев, прополку, уборку урожая, молотьбу, просеивание зерна, стрижку овец, обработку шерсти, шитье и т. д. Все это передается в хореографии условно, в изобразительно-подражательной форме.

Обрядовые танцы карачаевцев и балкарцев составляли неотъемлемую часть традиционных праздников, уходящих в глубокую древность и связанных с жизнью народа. Танец в обряде являлся как бы его скелетом, каркасом, функции танца здесь занимают самое главное место, то есть они являются выразителем основной идеи обряда. Если из действа убрать танец, то он будет выглядеть незаконченным. В обрядах танец несет многофункциональную специфику. Например, в "Хардаре" танец посвящается пахоте, "Апсаты" и "Аштотур" - охоте, "Кюрек бийче" - вызыванию дождя, "Элия" - действиям бога войны, "Байрым" - рождению ребенка, "Башил" - обряду бракосочетания, "Хычауман" посвящен погибшим на войне, "Аймуш"-танец скотоводов и т. д.

Прикладное искусство:

В Кабардино-Балкарии была развита резьба по дереву (мебель, посуда, сундуки и др.), по камню, вышивка золотыми нитями в сочетании со шнуром и галуном крупными узорами (растительные и рогообразные мотивы, ромбы, круги, трилистники) покрывала шапочки, борта и рукава парадной женской одежды. Зернь, скань, гравировка, иногда цветные камни украшали изделия из металла (серьги, кольца, пряжки, застёжки, детали конского убора). Тиснением, аппликацией и вышивкой наносили узоры на изделия из кожи (кисеты, кошельки, футляры). Балкарцы изготовляли войлочные ковры с геометрическим вваленным узором или с узором из крупных рогообразных фигур, солярных знаков, выполненным техникой аппликации и мозаики (куски войлока разного цвета сшиваются между собой). У кабардинцев распространено плетение циновок с геометрическим узором.

Музыкальные инструменты: Кабардинцы издавна пользовались оригинальными музыкальными инструментами. Из духовых была распространена бжьами- род флейты из тростника или (позднее) из ружейного ствола. Доныне бытует скрипка с волосяными струнами и смычком в форме лука. Скрипка была главным образом сольным инструментом, а также употреблялись для аккомпанемента пению и танцам. Играли на них только мужчины. Роль ударного инструмента выполняла деревянная колотушка из нескольких связанных вместе дощечек. Под влиянием других кавказских народов в быт кабардинцев внедрились такие музыкальные инструменты, как зурна, бубен и гармоника. Как и у всех народов Северного Кавказа, гармоника здесь стала женским инструментом.

В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный народ – балкарцы. Самоназвание – таулула, что означает «жители гор». Представители этой национальности относятся к европеоидной расе. Имеют характерные внешние признаки: большую голову, широкое лицо, прямой или орлиный нос, темные глаза и волосы, светлую кожу.

Карачаево-балкарский язык является тюркским, кыпчакской группы, отличается сложной фонетикой и грамматикой, сохраняет древнетюркские элементы, используются сразу три системы исчисления: четверичная, десятичная, двадцатеричная.

История происхождения балкарского народа

Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.

Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.

Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на не дошли до наших дней.

Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.

Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.

Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.

Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается или барана.

Древний этикет

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож . Головной убор, традиционный для Кавказа – . Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и – делали из сафьяна и войлока.

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога , а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – . Несмотря на официальную , жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

Депортация, переселение и возрождение

Численность балкарцев составляет примерно 125 тысяч человек, из которых больше 100 тыс. проживают в самой республике. Представители этого народа сохранились в странах бывшей Османской Империи, куда в XIX веке их предки-мухаджиры перебрались из уже российского Кавказа. Есть они и в Средней Азии, куда этот народ депортировали в 1944 г.

Депортация балкарцев – черная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. им разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество.

Кабардинцы были против их возвращения, и в отношениях с балкарцами до сих пор сохраняется напряжение, вызывающее конфликтные ситуации. В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида. В 1993 г. был утвержден национальный флаг с двуглавой по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.

Какое будущее у этого народа? Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.

Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является адыгская ментальность, вобравшая в себя ценности, традиции, психический склад, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ - адыгства. Эти принципы базируются на понятиях "человечность", "мужество", "честь", "разум", "почтительность". Именно благодаря этим качествам адыги снискали себе славу "рыцарей Кавказа".

Ярче всего ментальность проявляется в языке, что нашло отражение в пословицах "Дунейр шэрхъщ" (Мир - это колесо), "Псым фiэiэфiыр - нэм фiэдахэщ" (Что сладко для души, то красиво для глаз), "ЛIыгъэм ипэ акъыл" (Перед мужеством - разум).

Мужество, честь, достоинство всегда были важнейшими составляющими адыгского национального характера. Как свидетельствуют источники ХIХ века в бою "черкес выказывал удивительную храбрость и необыкновенные подвиги самопожертвования".

"Ажалитi щыщымыiэкiэ, а зэ лiэгъуэм лiыгъэ хэлъхьэ"- "Когда двум смертям не бывать, то в одну все мужество вложи".

"Хейм и лъыр хамэм ещiэж"- "За кровь честных и чужие мстят".

"Нэмыс зыдэщымыiэм насыпи щыiэкъым" - "Где нет чести, там нет и счастья"

Мужеству как категории нравственной, моральной, самое большое внимание. Оно как добро, у него высокая нравственность. У мужества, как и у добра, много граней - это и защита отечества, слабых, беззащитных, и почтительное отношение к женщине и старикам, и спокойная выдержка, и умение сдержать слово. И, конечно, любовь к независимости, и национальное достоинство. В понятие мужества, входят все добрые человеческие дела, одним словом, добро.

Когда говорят, адыгагьэ зыхэлъ, имеют в виду человека, который дорожит честью, обладает благородством, мужеством и живет по совести. Категория совесть - "напэ", отражена в таких пословицах, как: "Напэ зимыiэм дзажэпкъ иiэщ" - "У кого совести нет, у того (одни) ребра есть".

Много пословиц, посвящено категории акъыл - разум. "Акъэл зиiэм шыiэ иiэщ" - у кого разум, у того и выдержка", "Акъылым и анэр гупсысэщ" - "Обдумывание - это разума мать", "Щхьэм имылъмэ лъакъуэм имыгъуащ" - " В голове пусто - и ногам горе".

Большое значение придается у кабардинцев и балкарцев своей семье и воспитанию детей. Не умеющих воспитывать жизнь в итоге наказывала. "Iэщ уед упiым-уи iупер дагъэ кьищiынщ, цiыху уэд упiым-уи iупэм къеуэжынщ" - "Вскормишь худую скотину - будут губы в масле, вскормишь плохого человека - получишь по губам".

Кабардинцы и балкарцы придают особое значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. Об этом говорит пословица: " Акъыл уасэншэщи, гьэсыныгъэ гъунэншэщ"- "Ум не имеет цены, а воспитание предела".

Особенное внимание уделяется уважению и почитанию старших. Почитание младшими старших - нравственное предписание, уходящее своими корнями в жизненную практику уже самых древнейших обществ. Но уважать можно по разному. Одно дело поздороваться первым или уступить место в автобусе, другое - неизменно выказывать подчеркнутые знаки уважения.

Русские классики XIX века в своих произведениях обратили внимание людей на особенности национального характера горцев: мудрость и стремление к добрососедским отношениям, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, гостеприимство, побратимство, трудолюбие, выносливость.

Адыгские адаты, сведенные в первой половине ХIХ в. А.А. Кучеровым, определяют гостеприимство, как "первейшую добродетель".

Гостеприимство было не просто нравственным долгом, а священным издревле освященным религией долгом. Об этом прямо говорит адыгская пословица "Хъэщiэр тхъэм и лiыкiуэщ" - "Гость - божий посланник", еще определеннее выражена та же идея в балкарской пословице "Къонакъ Тейрини атындан келсе, Адам анга къуллукъ этерге керекди" - " Раз гость приходит от имени Тейри, человек обязан ему служить". В прежние времена, как только гость спешивался, он в знак того, что полностью переходит под защиту хозяина, отдавал ему свое оружие. Это гостеприимство распространялось даже на кровного врага хозяина, который должен был защищать гостя от внешнего нападения (Законы гостеприимства ставились выше законов кровной мести). Того, кто предал бы гостя, постигло бы всеобщее презрение. Понятно, что при этих обстоятельствах родилась поговорка: "Адыгэм и хьэщiэ быдапiэ исщ" - "Гость адыга в крепости сидит".

Хан Гирей указывал на распространение у адыгов представления, будто, принимая гостей, они "делают угодное Творцу". В этом свете делаются более понятными и такие балкарские проклятия, как "Юйюнг къонакъ кирмеген юй болсун" - "Чтоб в твой дом никогда не ступала нога гостя".

Уважение к труду и бережливости нашло отражение в таких поговорках:

"Гугъуехьыр шэчыгъуафiэщ" - "Труд нетрудно нести".

"Гугъууехьу къэбгъуэтар iэфiщ" - "Что далось с трудом, то и вкусно потом"".

"Емыш пшэрыхъщ" - "Кто трудиться, тот к себе жир носит"

"Зумыхьэри уимыiэри зэхуэдэщ" - "Не беречь и не иметь - одно и то же"

"Зыщыбгъэтiыль къыщощтэж" - "Где сбережешь, там и возьмешь".

Очень ценится настоящая дружба:

"Зэгурыiуэр щынафэм щiегъанэри, зыгурымыiуэр гууфэми щiиуфэркъым" - "Кто дружен, тех и ягнячья шкура припрячет, а кто в ссоре, тех и воловья не покроет"

"Къуажэ ив нэхърэ, къуажэ и ныбжьэгъу" - "Чем с села по быку, лучше в каждом селе по кунаку"

"Ныбжьэгъу iыгъыныр ху жылэ хъумэным хуэдэщ" - "Друга иметь все равно, что просяные зерна сберечь".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Кабардино-Балкария – многонациональная республика. На ее территории, составляющей 12,5 тыс. км2, проживают более 100 национальностей: кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, украинцы, корейцы, татары, евреи и т.д. Население – 901 200 человек. В республике 165 населенных пунктов, в том числе 8 городов: Столица – Нальчик; Прохладный и Баксан – города республиканского подчинения; Чегем, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз – города районного подчинения; 10 районов: Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский. На протяжении веков наши народы жили на территории республики в дружбе и согласии. История нашей Кабардино-Балкарии полна как ярких страниц, связанных с ратными и трудовыми совершениями, так и драматических моментов, свидетельствующих о тяжелых и трагических испытаниях, через которые им доводилось пройти. Чтобы понять происходящее, необходимо знать прошлое, историю своего края, своего народа. Нас всех, как взрослых, так и детей, формирует прошлое и настоящее как нашего отечества, так и всего человечества. Каждому человеку важно установить свою причастность к роду, нации, человечеству, помнить, что он живет в мире, где прошлое ощутимо действует, косвенно влияя на настоящее.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей. Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и особой формы штаны.

6 слайд

Описание слайда:

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах - черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, «недоодетым», и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев была шуба, которую шили из овчины, а лучшие – из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

11 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой была и бурка. “Без нее, – писал Б.Е.Хижняков, – немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти.

12 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период – шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

13 слайд

Описание слайда:

Обувь кабардинок и балкарок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщины старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарии женщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи. В Кабарде, а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая была домашней обувью.

14 слайд

Описание слайда:

Женская одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Одежда женщин была изящной, удобной, разноцветной, в отличие от мужской. Дело в том, что мужчины вовсе не носили одежды с красным цветом. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. С раннего детства вырабатывалась правильная, стройная фигура. Для этой цели использовались всевозможные приспособления и средства. При этом учитывались физиологические особенности и физические возможности каждой девочки, нисколько не влияя на ее здоровье. В частности, девушка до ее замужества не имела права спать в мягкой постели, питание было ограничено. Исключались фактически из рациона ее питания те продукты, которые способствовали ожирению. Кстати сказать, этого придерживались и мужчины.

15 слайд

Описание слайда:

В воспитании девушек, в отличие от юношей, соблюдался принцип социальной принадлежности. Как писал И. Бларамберг в своей работе “Кавказская рукопись”: “Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях в возрасте от 10 лет одевают на бюст корсет, который остается на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делают из кожи или сафьяна, он снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудные железы мешают им развиваться; считается, что эта часть тела – атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его. Корсет также сжимает очень плотно весь стан от ключиц до пояса благодаря веревке, которая проходит через дырочки в корсете (иногда для этих целей используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти лет; в остальном прекрасная фигура сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов”. Бларамберг также отмечал, что “девушки имели право пользоваться своеобразной косметикой. В частности, они могли красить себе ногти темно-красной краской, которую черкесы добывали из цветка”. Этой “свободы” в ухаживании за своим внешним видом, которая была в далеком прошлом у кавказских девушек, не было у многих народов, в том числе в Европе. При этом надо иметь в виду, что это имело место тогда, когда мировая цивилизация не достигла таких высот в косметике. Тот же Бларамберг отмечал, что “первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся девушки”.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей – тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика: постепенно от него остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

18 слайд

Описание слайда:

Пожилые женщины носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

19 слайд

Описание слайда:

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.

20 слайд

Описание слайда:

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину – из серебра, с пряжками различных видов.

23 слайд

Описание слайда:

Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд