Как снимали звездные войны эпизод 6. «Звёздные войны

25 мая 2017 года исполняется 40 лет со дня выхода первых «Звездных войн» - одного из самых коммерчески успешных фильмов в истории и, по совместительству, картине, которая изменила кинематограф раз и навсегда. Сейчас «Звездные войны» изучают в киношколах, миллионы людей покупают «тематические» игрушки, а самые преданные поклонники даже выстраиваются перед кинотеатром в километровые очереди, чтобы первыми увидеть премьеру новой части саги. Однако в свое время молодой Джордж Лукас потратил много времени и сил, чтобы, вопреки сопротивлению киноиндустрии, окружавших его людей и вообще судьбы, снять кино своей мечты.

Мечта Бухгалтера

Чтобы понять, почему Джордж Лукас получил прозвище Бухгалтер, нужно отправиться в прошлое – задолго до того, как он начал снимать свои фильмы.

В киношколе Лукас отличался от своих сокурсников – еще подростком, благодаря своей любви к фильмам и ТВ, он понял, что хочет стать режиссером. В отличие от будущих коллег, он проводил много времени за написанием сценариев, разработкой идей и практически не участвовал в молодежной жизни, полной вечеринок и алкоголя. Усидчивость и упорство в работе нравились учителям. Лукас, можно сказать, был не только отличником, но и «на хорошем счету» у преподавателей. Вместе со всеми он отправился на практику – снимать документальный фильм о производстве ленты «Золото Маккенны» Джея Ли Томпсона (1969).

Как и в любой сфере, по большей части все, чему учат в институтах, на практике окажется совершенно другим. Так и Лукас, попав в самую гущу кинопроизводства, распрощался с иллюзиями, увидев раздутый бюджет и ужасающе «скрипучий» съемочный процесс. Начиная от кейтеринга на площадке и заканчивая оператором, осветителем и звукорежиссером – все раздражало впервые попавшего на настоящие съемки молодого Джорджа Лукаса. Еще бы, это был старый Голливуд.

Получившийся у Лукаса документальный фильм при желании можно было бы выбросить на помойку, а затем отчислить нерадивого студента из академии – ведь фильм был даже не о съемках «Золота Маккенны», а о карьерах и пустынях, которые были в тех местах. Однако, в силу его успешной учебы и надежд, которые на него возлагали преподаватели, он все-таки закончил обучение. В то время, как и многие выпускники кино школ, Лукас желал снимать умное кино, наполненное смыслом, отражающее жизнь.

60-е годы XX века были сложным временем для Америки. Граждане США жили в страхе, ожидая, что со дня на день будет нажата пресловутая «красная кнопка», и ядерные ракеты СССР уничтожат их свободную страну. Люди строили бункеры, чтобы спасти себя и свою семью. Обстановка усугублялась унесшей множество жизней войной во Вьетнаме, которая, по мнению американцев, была не нужна стране. Убийство президента Джона Кеннеди в 1963 году также отразилось на мировоззрении взрослеющего Лукаса.

Мрак, окутавший Америку, и самосознание Джорджа Лукаса выльются в провальный дебютный фильм «THX-1138». Гнев Лукаса по отношению к кино тогда усилился: еще бы, без его ведома студия Warner Bros. совместно с продюсером Фрэнсисом Фордом Копполой, режиссером культового «Крестного отца», взяла и на свой лад перемонтировала «THX-1138», в который Лукас вложил собственную оригинальную идею и боль того времени. К счастью, это не повлияло на дружбу Лукаса и Копполы, который был ему словно отец. По слухам, Коппола списал все на то, что студия единолично приняла решение изменить оригинальную режиссуру, а он «был лишь инструментом». Хотя сложно представить себе одного из самых уважаемых в то время режиссеров Голливуда на побегушках у студийных боссов.

Читайте также:

Все же Джордж Лукас многим обязан Фрэнсису Форду Копполе. Тот верил в своего «сына» и даже выделил миллион долларов для съемок его следующей картины – ленты «Американские граффити». Фильм, выйдя в прокат, стал успешным: при затраченном миллионе он сумел собрать свыше $50 млн. Успех, с которым «Американские граффити» шли в кинотеатрах, открыл молодому режиссеру формулу, которую он впоследствии применит к «Звездным войнам»: соблюдение баланса качества и прибыли.

Голливуд тогда был еще не таким масштабным, как сейчас – кто-то из новичков шел проторенными путями, беря лучшее из прошлого и представляя это в новой манере, другие же экспериментировали, создавая что-то новое. Вспоминается книга Айн Рэнд «Источник», в которой на схожий манер архитекторы копировали архитекторов прошлого, вкрапляя их идеи в свои монументальные здания, забывая при этом о новых деталях или хотя бы о переосмыслении заимствованного. Первый шаг к новому голливудскому кинематографу сделал Стивен Спилберг, когда его фильм об акуле-убийце «Челюсти» собрал полмиллиарда долларов при бюджете в $7 млн.

Достопочтенный Джедай-бенду из Опуччи

Как Говарда Рорка, героя философской книги «Источник», Джорджа Лукаса тоже никто не воспринимал всерьез. Его жена, Марша Лукас, вообще считала «бредни» мужа детским садом и вместо того, чтобы помогать ему на последних этапах съемок «Звездных войн» ушла монтировать фильм Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где, по ее мнению, и было настоящее искусство кинематографа. «Отец» Лукаса Фрэнсис Форд Коппола настаивал на том, чтобы тот и дальше снимал «привычное» кино, и в очередной раз готов был его финансово поддержать в съемках ленты «Апокалипсис сегодня». Но к ней мы вернемся позже.

В те времена так называемая «тинейджер-революция» только зарождалась в США, и многие смотрели на это как на попытки пингвина взлететь. Платежеспособной считалась аудитория старшего возраста – взрослые работающие люди могли обеспечить себя, чтобы в тихий свободный вечер отправиться в кино, дабы насладиться очередным фильмом, отражающим реальность. Лукас же противился традициям и настаивал на совершенно другом подходе: он хотел сделать фильм для молодой аудитории, который, при желании, можно будет смотреть всей семьей. Естественно, его нередко настигали мысли о том, а нужно ли вообще такое кино, учитывая, что до него все попытки снять что-то подобное толком не приживались.

Мечтой Джорджа Лукаса было снять фильм о космическом путешествии. Он даже хотел сделать ремейк «Флэша Гордона» Алекса Рэймондса, однако его идею с пересъемкой отклонили. Тем не менее, натыкаясь на препятствия, Лукас еще сильнее горел своей мечтой, и в начале 70-х он сделал первые наброски своей будущей саги. Лукас писал каждый день, по утрам, сценарий, а вечером занимался изучением сказок, мифологии и разных других книг. В частности, он читал «Героя с тысячью лиц» Джозефа Кэмпбелла и «Сказки о Силе» Карлоса Кастанеды (да, именно оттуда и появилась та самая Сила, которой обладают герои «Звездных войн»). Помимо этого Лукас также «поглощал» много научной фантастики, начиная от Эдгара Берроуза и заканчивая Айзеком Азимовым. Написание сценария шло тяжело. Позже режиссер признается, что у него «проблемы с переносом идей на бумагу». К 1973 году, т.е. почти за год работы, он написал 13-страничный документ, который отражал его видение фильма. Текст начинался с фразы:

«Это история Мейса Винду, достопочтенного Джедай-бенду из Опуччи, связанного с Усби Си Джей Тапе, лидером падаванов известного Джедая».

Когда это прочли агент Лукаса Джефф Берг и его адвокат Том Поллак, они сказали, что не поняли ни единого слова, но все же решились отправить его идею в United Artists. Там, в свою очередь, отказались браться за проект под названием «Звездные воины», опасаясь его стоимости. В студии Universal Pictures, контракт с которыми Джордж Лукас подписал для съемок «Американских граффити», также ответили отказом, несмотря на то, что одной из строк их контракта была «съемка следующего фильма режиссера».

В конце концов, Лукас встретился с Аланом Лэдом из студии 20th Century Fox, и рассказал ему о своей идее своей «космической оперы». Концепт «Звездных войн» Лэд категорически не понял, однако знал толк в поиске молодых талантов. Он согласился заключить с убедительным и настойчивым Джорджем Лукасом контракт, по которому ему платили $50 тыс. за написание сценария и $100 тыс. за съемки фильма, который должен будет собрать в прокате $250 млн. Позже контракт дополнили новыми требованиями режиссера: бюджет картины увеличивался до $12 миллионов, а себе Лукас просил права на распространение атрибутики и «сопутствующих» товаров. Тогда еще индустрия товаров, основанных на медиакультуре, вообще не была развита, так что студия согласилась на новые условия без сожалений. Спустя годы все поймут, что именно этот предприимчивый и дальновидный ход сделал молодого Джорджа Лукаса одним из самых богатых режиссеров, навсегда закрепив за ним прозвище Бухгалтер.

«Я хотел создать футуристическую историю, меня поражала идея космических кораблей и лазеров против тех, у кого в руках только палка», - говорил Лукас.

Однако у режиссера все еще были проблемы с визуализацией идей. Вдохновлялся он всем, чем мог: сериалом «Флэш Гордон», небесными городами, космическими мечами, бластерами, цифровыми экранами, средневековыми костюмами и «битвами в космосе» из 30-х годов. У Айзека Азимова он позаимствовал идею политических интриг в галактическом масштабе. У «Дюны» Фрэнка Герберта – межгалактических торговцев, гильдий и пустынных планет. У своего фильма «THX-1138» - робота-полицейского (штурмовики в «Звездных войнах») и подземных жителей (Джава). «Звездные войны», казалось, были «сборной солянкой» идей всех великих фантастов. И в то же самое время они были уникальны.

Около двух с половиной лет Джордж Лукас занимался сценарием картины, которая давалась ему с огромным трудом. В общей сложности было написано четыре варианта сценария, каждый из которых он сам критиковал, в результате переделывая их вновь и вновь. В итоге он пришел к финальной четвертой идее, которая, однако, показалась ему слишком большой для одного фильма. Он разделил ее на две части, а каждую из частей – на три эпизода. Оригинальная трилогия «Звездные войны», которую мы сейчас знаем, была той самой второй частью огромной истории.

Одной из причин, помимо непонятного сюжета, по которой студии не решались браться за проект, было требование режиссера использовать молодых актеров, а не знаменитостей. Это, по мнению «бухгалтера», здорово сокращало бюджет, давая больше свободы ему как постановщику. На ключевые роли пробовались многие актеры. Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне, например, хотели быть Ханом Соло, а Джоди Фостер мечтала исполнить роль принцессы Леи. Однако режиссер продолжал искать «непримелькавшиеся» лица. Немногими исключениями стали, пожалуй, Алек Гиннес (Оби-Ван Кеноби) и Питер Кушинг (Гранд-мофф Таркин).

Бред и спецэффекты

Нанятые в съемочную группу работники и актеры до съемок подозревали, что работать с Джорджем Лукасом будет не слишком легко, однако уже на самой съемочной площадке стало понятно, что «творится какой-то детский сад». Харрисон Форд позже скажет, что совершенно не боялся потерять роль и даже в какой-то момент просил Лукаса убить его персонажа, ведь «Напечатать такой бред можно, Джордж, но как, б@%£*, мне это произнести!?».

Безразличие всех и вся на съемочной площадке росло наряду с неуважением к Лукасу, которого и так раздражало все в киноиндустрии. Его упрямый характер и трезвый ум не позволяли идти кому бы то ни было на уступки. Он постоянно кричал на съемочной площадке и в один момент даже потерял контакт со всеми, кого он сам нанял и утвердил, включая актеров и съемочную группу. Джорджа Лукаса постигла участь Стивена Спилберга, которого тоже считали идиотом во время съемок «Челюстей» и обещали ему грандиозный провал с последующим изгнанием из профессии и Голливуда. Ведь до него никому не удавалось снять качественный зрительский блокбастер.

Негатив актеров, между прочим, можно заметить и в самой «Новой надежде». По мнению критиков, актерская игра в фильме притянутая за уши, и с таким же успехом можно позвать на роль «человека с улицы». Это еще аукнется актерам, которых после «халтуры» не будут приглашать в другие крупные проекты, указывая, что играть они не умеют и «выехали» только за счет идеи Джорджа Лукаса. Однако если Спилберг на съемках «Челюстей» все же не был так упрям, то Лукас не мог позволить себе «сюсюканья» со своей группой. Даже Спилберг, видя, через какие круги ада проходит его друг, предложил свою помощь, пообещав оставить все заслуги Лукасу, однако тот был непреклонен и даже спорил с ним, намекая, что его «Звездные войны» обгонят во всех отношениях ужастик про какую-то там акулу-убийцу.

Съемки были завершены, настало время пост-продакшена, однако проблемы у режиссера продолжались. Студия из четырех человек (Industrial Light & Magic), занимавшаяся спецэффектами для фильма, понятия не имела, как им воплотить в жизнь идеи режиссера – до него никто не просил ничего подобного.

Работа очень медленно шла в гараже Лукаса, и ребята чуть не потратили весь выделенный на спецэффекты бюджет всего лишь на несколько секунд вспышек и полетов. Ярость Лукаса теперь перекинулась на них. ILM была лишена всех премиальных и, согласно требованиям режиссера, ее сотрудники должны были закончить работу на оставшиеся деньги. Конечно, в будущем Джордж Лукас вновь позовет их делать «Звездные войны», и тогда студия, наученная прошлым опытом, сделает все как надо (и получит огромную прибыль). Однако во времена создания «Новой надежды» их отношения напоминали власть и народ в мультфильме «Чиполлино». Чтобы добиться своего, Лукас с его упрямым характером мог бы даже ввести налог на воздух в гараже, лишь бы они больше работали, не отвлекаясь на дыхание.

Как вспоминает Стивен Спилберг, у Лукаса все шло наперекосяк, и он его понимал. Спилберг был чуть ли не единственным, кто верил в успех картины. По слухам, после того, как он отсмотрел ранний монтаж картины, он заявил Лукасу: «Черт! Это будет бомба!». По его мнению, «Звездные войны» были фильмом на стыке «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, с его великолепными кадрами, и истории о Баке Роджерсе.

«Этот фильм понравится всем, кому не противна фантастическая сказка», - говорил Спилберг.

Революция свершилась

К счастью, все работы были завершены в срок, и студия 20th Century Fox объявила дату выхода «Звездных войн». И выбранная дата стала очередным ударом по нервам режиссера. Фильм выходил в один день с лентами «Бездна» Питера Йетса и «Колдун» Уильяма Фридкина, и Лукас боялся, что при такой конкуренции многие зрители решат пойти на «привычное» кино, нежели на «фантасмагорию».

25 мая 1977 года «Звездные войны» вышли в прокат, а грустный Джордж Лукас вместе со своей женой обедали в ресторане «Гамбургер Хемлит», который находился напротив знаменитого кинотеатра «Китайский театр Граумана» в Лос-Анджелесе. За окном они видели толпу – да что уж там, ораву – людей, столпившихся перед дверьми кинотеатра и кричащих что-то непонятное. Лукас уже тогда стал понимать, что он натворил. Однако успех его еще ждал.

После долгой работы над осуществлением своей мечты Джордж Лукас вместе с женой уехал в заслуженный отпуск. По одним данным, это был двухнедельный отпуск, по другим трехнедельный, однако мы остановимся на том, что, вернувшись домой, они обнаружили то, чего никак не ожидали.

Лукас по привычке проверил мигающий на телефоне автоответчик и сначала не мог поверить своим ушам. Десятки звонивших и оставивших записи на автоответчике пели ему дифирамбы и просили включить телевизор, по которому шли «безумные новости». Джордж Лукас, включив телевизор, впал в ступор и находился в этом состоянии все время, пока шли новости. Он был в шоке от того, что по всем каналам говорили о его «Звездных войнах», рассказывали о людях, которые по много раз смотрели его, и о сходящих с ума новоиспеченных поклонников. На все это Лукас безмолвно смотрел и потихоньку понимал, что речь идет о его мечте.

Все заявления Джорджа Лукаса о том, что его фильм обгонит «Челюсти», сбылись. Его вера в то, что надо снимать кино для молодой аудитории, над которой смеялись, оправдалась. Люди хотели простого и яркого кино, а не «продолжения серых будней». Своим фильмом Лукас поставил точку в «умном» кино, и даже Мартин Скорсезе, вспоминая те времена, скажет, что от коммерции он далек, в отличие от Джорджа Лукаса, знающего, как снять финансово успешный фильм, снабдив его всеми необходимыми сценами.

Впоследствии Джордж Лукас стал заложником своей мечты и был вынужден заниматься исключительно продюсированием фильмов. Однако имя его уже вошло в анналы истории кинематографа.

Напоследок вернемся еще раз в прошлое, когда «отец» Фрэнсис Форд Коппола просил своего «сына», чтобы Джордж Лукас снял «Апокалипсис сегодня». Свой настоящий успех, как признался Лукас, он почувствовал, когда Коппола, решивший после его отказа самостоятельно ставить фильм, прислал телеграмму из Азии, в которой была всего одна фраза:

«Вышли денег. Фрэнсис.»


В преддверие выхода в мировой прокат очередного эпизода киносаги «Звездные войны » хочется вспомнить, как снимался фильм в далеких 70-х. В этом обзоре представлены кадры того, как создавались культовые персонажи и баталии без использования современных компьютерных спецэффектов.




«Звездные войны» для Джорджа Лукаса стали самой большой авантюрой в его карьере. Поначалу кинокомпании отказывались браться за съемки фильма, называя сценарий бездарным и неинтересным в эпоху диско. Наконец-то в «20th Century Fox» дали добро на съемки, но со многими оговорками: на работу выделялось всего полгода, финансирование было весьма ограниченным, однако для амбициозного режиссера это уже не имело значения.



В Тунисе снимались сцены космической пустынной планеты Татуин. Корабли и прочие технические сооружения строились в миниатюре. При съемках Джордж Лукас использовал доселе неизвестный прием: он двигал не предметы вдоль камеру, а наоборот. Картинка при этом получалась довольно удачная и реалистичная.





Внутри самых известных роботов R2D2 и C3PO находились живые люди. И если с золотистой железякой все было более-менее понятно, то для бочкообразного R2D2 нужно было найти кого-то поменьше. Дети на эту роль не подходили, т. к. камуфляж был тяжелым, а вот карлик был в самый раз. Однако не обходилось и без курьезных случаев: иногда во время обеденного перерыва карлика забывали достать из костюма, а самостоятельно он выбраться не мог.





Роль лохматого Чуббаки досталась действительно очень высокому человеку ростом 218 см. К тому же, как актер заболевал, никто другой не мог повторить той же мимики, и всей съемочной группе приходилось ждать выздоровления громилы.

Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

«Звёздные войны» (Star Wars) - культовая эпическая фантастическая сага, включающая в себя 6 кинофильмов, а также анимационные сериалы, мультфильмы, телефильмы, книги, комиксы, видеоигры - все пронизанные единой сюжетной линией и созданные в единой фантастической Вселенной «Звёздных войн», задуманной и реализованной американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов и позднее расширенной.

Сегодня, 25 мая, исполняется 38-я годовщина выхода на экраны самого первого фильма этой действительно культовой серии фантастических фильмов. Давайте вместе вспомним как это всё начиналось.

Первый фильм вышел 25 мая 1977 года под названием «Звёздные войны». Фильм имел огромный кассовый успех, что фактически спасло компанию 20th Century Fox от угрожавшего ей тогда банкротства. Когда сомнения в окупаемости проекта отпали, первый фильм получил подзаголовок «Новая надежда», и вскоре за ним появились два продолжения - в 1980 и 1983 годах.

Жанр: боевик, научная фантастика, приключения, семейное кино, фэнтези

Никто не предполагал, что этот фильм будет иметь успех. Руководство киностудии было настолько убеждено в провале фильма, что бесплатно отдало Лукасу коммерческие права на все последующие серии Звездных войн. Боссы явно недооценили потенциал фильма, и не ожидали, что за ним последуют два продолжения, три предыстории и множество побочных продуктов - мультфильмы, компьютерные игры, игрушки, книги и даже одежда и пищевые продукты. Бюджет фильма, составивший 11 млн. долларов казался очень небольшим, и он принес режиссеру уже полмиллиарда, и продолжает приносить.

Сюжет картины сводится к тому, как сильный духом юноша Люк Скайуокер после смерти своих дяди и тети объединяется со старым рыцарем-джедаем Беном Оби-Ван Кеноби, двумя скрипучими роботами, командиром корабля Хэном Соло (Форд) и мохнатым пришельцем, чтобы спасти принцессу от злодея.

В фильме снимались: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кашинг, Алек Гиннесс, Энтони Дэниэлс, Кенни Бейкер, Питер Мэйхью, Дэвид Прауз, Фил Браун, Шилаг Фрэйзер, Джек Первис, Алекс МакКриндл, Эдди Бирн, Дрю Хенли

Режиссер: Джордж Лукас

Сценарист: Джордж Лукас

Оператор: Гилберт Тейлор

Композитор: Джон Уильямс

Художники: Джон Бэрри, Лесли Дилли, Норман Рейнолдс, Леон Эриксен

Продюсеры: Гэри Кертц, Джордж Лукас

Награды, номинации, фестивали

1978 - Премия Оскар

Лучшая работа художника-постановщика

Лучший дизайн костюмов

Лучшие визуальные эффекты

Лучший монтаж

Лучшая музыка

Лучший звук

Премия «BAFTA» (1978):

Лучшая музыка (Джон Уильямс)

Лучший звук (Сэм Шо)

В качестве эталона для батальных сцен Лукас взял военную хронику времен 2-й мировой войны…

Джордж Лукас хотел снять некое подобие современного мифа, в противовес мрачной, пессимистичной фантастике, характерной для кино начала 70-х годов.

Несколько интересных фактов:

1. В забавных роботах-комиках C3PO и R2D2 сидели люди, причем в большом роботе – специально найденный очень худой комик, а в маленьком роботе - карлик, который управлял роботом. Когда съемка заканчивалась, карлика часто забывали вынуть из робота. Сам он выбраться не мог.

2. Поскольку времени на съёмку было в обрез, то снимали сразу в 3-х павильонах параллельно разные эпизоды, при этом сам Лукас перемещался между павильонами на велосипеде.

3. Бенчмаркинг в кино: в качестве эталона для батальных сцен Лукас взял военную хронику времен 2-й мировой войны, и в части сцен просто скопировал сцены воздушных боев: движение самолетов, смена крупных и общих планов и т.п. воспроизведены очень точно.

4. Для озвучивания зловещего Дарта Вейдера использовалось дыхание человека в акваланге. Для озвучивания речи инопланетянина Чубаку использовались сэмплы львиного, медвежьего и тигриного рыка, которые чередовались, выстраиваясь в некие «фразы».

5. В качестве «световых мечей» использовались деревянные палки, покрытые светоотражающим составом. «Мечи» во время поединков постоянно ломались.

6. Космическая станция «Звезда смерти» была размером с письменный стол, вдоль нее на тросе таскали миниатюрную камеру. Камера управлялась самодельным компьютером (персоналок тогда еще не было).

7. В одной из сцен на Люка нападает «песчаный человек». Свалив Люка наземь, он высоко поднимает палку над головой. При монтаже для большей экспрессивности этот кадр «зациклили» и повторили несколько раз: получилось, будто песчаный человек воинственно трясет палкой.

8. Продюссеры неоднократно пытались закрыть картину. Потому что:

Кто будет смотреть дурацкую сказку?

В фильме нет известных актеров-звёзд

Саундтрэк симфонический, а сейчас все слушают диско

9. В успех фильма никто не верил, и только одна небольшая фирма решила выпустить к премьере «Звездных войн» игрушки в виде персонажей фильма.

После премьеры на игрушки начался ажиатажный спрос, и задействованных для производства игрушек мощностей не хватило. Поэтому к рождеству у фирмы кончился товар! Тогда фирма стала продавать «сертификаты» на игрушки. В подарок к рождеству ребенок получал пустую коробку и сертификат, на котором было написано: «По этому сертификату Вы получите игрушки в марте».

10. Во 2-й части фильма инопланетянина Йоду играла специальная кукла, которой управляло несколько человек. Все декорации в сценах с Йодой (включая деревья и т.п.) были приподняты над землей на высоту человеческого роста, и кукловоды прятались под полом.

Это создавало трудности: Марк Хэмилл, игравший Люка Стайвокера, в диалогах с Йодой не слышал его. Наконец догадались вставить в ухо Марку наушничек. Теперь он слышал Йоду, но периодически, когда он поворачивал голову, наушник начинал ловить радио (звучали «Роллинг Стоунз»), и это сильно отвлекало.

11. Сцены на заснеженной планете снимались в Исландии. Очень не повезло с погодой, все время стоял 20-градусный мороз. Моменты, когда Люк бродит по заснеженной пустыне, снимали через открытую дверь из холла гостиницы. При этом Марк Хэммил мерз снаружи, а вся съёмочная группа грелась в холле.

12. Во время съёмок полета через астероидный рой в качестве астероидов использовали ….обычную картошку. Пролет каждого «астероида» снимали отдельно, на фоне голубого экрана, и затем все это монтировалось вместе с летящими звездолетами. Никакой компьютерной графики тогда не было…

13. Для большего правдоподобия игры актеров и для создания атмосферы «таинственности» Джордж Лукас до последнего момента скрывал от всей съемочной группы, что зловещий Дарт Вейдер – на самом деле отец Люка Старвокера. Марку Хэммилу Лукас сообщил об этом за минуту до съёмки решающего поединка с Вейдером. А актер, игравший Вейдера, даже во время съёмки эпизода, где он сообщает Люку: «Я твой отец!», не знал о своем «отцовстве» - в этой сцене он произносит совсем другие слова: «Твоего отца убил Обиван Кэноби». Потом эту сцену озвучили «как надо»: ведь у Вейдера лицо скрыто под железной маской.

14. Для того, чтобы с самых первых кадров фильма держать зрителей в напряжении, Лукас перенес все титры в конец фильма, нарушив тем самым голливудские традиции. На первый раз ему это простили. Но когда он повторил данный номер во 2-й части фильма, Гильдия режиссеров обязала его уплатить штраф 250 тысяч долларов.

15. Когда началась подготовка к съемке 3-й части фиьма, то для всех поставщиков оборудования, во всех бумагах фильм назывался «Голубой урожай». Специально придумали максимально небрендовое название - потому что когда поставщики видели название «Звездные войны» - они сразу увеличивали цену в 2 раза.

16. Монстрообразным гангстером Джаббой управляло множество человек – кто-то руками, кто-то ртом, кто-то языком, кто-то – глазами (которые были радиоуправляемыми). А хвост Джаббы приводили в движение 2 карлика. Когда принцесса Лея, собираясь душить Джаббу, зашла ему за спину, она случайно наступила на карлика. Чтобы этого не повторилось, был сделан специальный помост.

17. Один из наиболее захватывающих эпизодов 3-й части – гонки на летающих мотоциклах на бешеной скорости через лес. На самом деле, пролет через лес снимался ручной кинокамерой, которую оператор не спеша нес по маршруту. Съёмка велась со скоростью 1 кадр в секунду. Затем при нормальной скорости воспроизведения 24 кадра в секунду и возник эффект головокружительной гонки.

В 1997 году, 20 лет спустя после выхода первого фильма, оригинальная трилогия была переработана с добавлением компьютерных спецэффектов и выпущена в повторный прокат. В повторном прокате фильмы собрали соответственно 256,5 млн, 124,2 млн и 88,7 млн долларов.

В 1999 году на экраны был выпущен фильм «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», который положил начало новой трилогии - предыстории оригинальной. Далее в 2002 - Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов и в 2005 - Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов.

По признанию Джорджа Лукаса, идея фильма возникла под влиянием исследований Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии («Герой с тысячью лицами» и др.).

Началом истории «Звёздных войн» принято считать 1976 год. Именно тогда появилась одноимённая книга-новеллизация А. Д. Фостера и Джорджа Лукаса, рассказывающая о событиях «Эпизода IV: Новая надежда». Продюсеры 20th Century Fox, опасаясь провала фильма в прокате, решили выпустить книгу раньше, чтобы оценить её успешность. В 1977 году на Конгрессе Всемирного сообщества научной фантастики Джордж Лукас получил специальную премию «Хьюго» за этот роман.

В конце 2012 года анонсирован седьмой фильм. Дата выхода в прокат назначена на 18 декабря 2015 года.. В марте 2015 анонсирован восьмой фильм и дата премьеры: 26 мая 2017.

Все мы знаем, что одним из самых культовых и грандиозных фильмов является сага «Звездные войны» Так чем же она была так увлекательна и интересна? В первую очередь к экранам привлекали поразительные для того времени визуальные эффекты и близость к открытому космосу. Давайте приоткроем тайну над классической трилогией и узнаем, как буквально из простого картона и рисунков создавалась легендарная трилогия.

Как любой шедевр, «Звездные войны» начались с идеи.

Великий сказочник новой эпохи кинематографа Джордж Лукас задумал эпопею, когда ему еще не было и 30 лет. В середине 1970-х был готов предварительный сценарий, который, правда, не раз почти полностью переписывался. Как вам, например, одна из идей Лукаса сделать Люка Скайуокера 60-летним генералом, а Хана Соло - инопланетянином с зеленой чешуей и жабрами?

Написанная история включала в себя сюжет всех известных сегодня шести эпизодов. Существует версия, будто Джордж Лукас решил снимать серии с середины потому, что на первые три эпизода в то время якобы не хватало мастерства специалистов по визуальным эффектам. Это не так, режиссер вполне мог реализовать свою задумку начиная с самых первых эпизодов. Он изначально решил взяться за экранизацию четвертого эпизода. Во-первых, это было сделано для того, чтобы заинтриговать зрителей. Во-вторых, Джордж Лукас вообще не знал, получится ли у него снять больше одной серии «Звездных войн», поэтому взялся за самый «драйвовый» момент сценария.

Дальше было только хуже. Долгое время ни одна студия не хотела браться за экранизацию сказки с, мягко говоря, странным сюжетом. На дворе все еще ощущалось влияние движения хиппи, маститые режиссеры снимали серьезные фильмы о войне во Вьетнаме, а бездари клепали трэш-поделки про злобных пришельцев из космоса. Работу Джорджа Лукаса сразу же причислили к последним, вот только бюджет в данном случае требовался немаленький - $8 млн. Благо нашелся продюсер, который поверил в гений молодого режиссера и выделил необходимую сумму.

И все равно в успех «Звездных войн» верили лишь единицы. Сам Лукас и то порой сомневался, что из его затеи получится что-нибудь путное. Позднее актеры вспоминали о съемках как о самом нелепом эпизоде в их жизни. Высокий парень в костюме обезьяны, карлики, простые пафосные диалоги… Фильм воспринимали как детскую сказку или трэш, но никак не приключенческую фантастику, претендующую на культовый статус.

«Сцена в баре напоминала бред обкуренного: какие-то лягушки, свиньи, сверчок - кошмар!» - с улыбкой рассказывали исполнители главных ролей. Видимо, такой же точки зрения придерживались голливудские боссы, которые почему-то одним из главных вопросов картины считали, должен ли вуки носить трусы. В какой-то момент «Звездные войны» вообще хотели прикрыть, потом решили выбросить из фильма все спецэффекты и превратить в телесериал. Только настойчивость и упрямство Джорджа Лукаса спасли ленту.

Львиная доля съемок проходила в пустыне Туниса. В этой же стране нашли подходящее наименование для планеты, на которой происходят действия в первой трети фильма. Название города Татауин незаметно трансформировалось в Татуин. Здесь же, в Северной Африке, нашлись подходящие декорации: дом опекунов Люка Скайуокера не был построен специально для фильма, это обычная хижина в одной из деревень Туниса. Подходящие же интерьеры нашли в местной гостинице.

А вот город Мос-Эйсли, из космопорта которого Люк наконец отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», пришлось строить с нуля. Тонны декораций пришлось переправлять из Голливуда на самолетах. Около двух месяцев ушло на то, чтобы из поступившего материала возвести поселение, идеально вписывающееся в пустынный антураж.

Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов в Англии. Длина махины достигала 50 метров, а вес составлял несколько десятков тонн. Гигантский макет «Тысячелетнего сокола» иногда мелькает в кадре, но больше всего съемочной группе пригодились его «внутренности», ведь главные герои немало времени проводят в корабле. Правда, кабину все же пришлось делать отдельно.

Джордж Лукас хотел буквально поставить зрителя на место героев. «Тысячелетний сокол» мчится со скоростью света, корабль обстреливают, его мотает из стороны в сторону. Все это должно сопровождаться тряской внутри. 40-тонный макет сложно заставить вибрировать, поэтому было решено построить небольшую кабину и поместить ее на пружинную платформу. В прописанных по сценарию сценах ее трясли вручную.

Еще один гигантский макет пришлось делать, чтобы воссоздать описанный в сценарии краулер, на котором джавы разъезжали по Татуину в поисках роботов. Для некоторых эпизодов был построен огромный металлический «ящик» с гусеницами от карьерного экскаватора. Для съемки же общих сцен использовали компактную модель краулера.

Как и в большинстве фантастических лент докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» было много «игрушек». Все космические корабли, которые мы видим в фильме (от «Тысячелетнего сокола» до истребителей), были сделаны в виде миниатюрных пластиковых или даже картонных макетов. «Звезда смерти» и вовсе была нарисована, а для съемки финальной масштабной сцены атаки съемочная группа построила макет размером 15×15 метров. На нем тщательно воспроизвели каждую из сотен башенок и орудий, которыми ощетинилась «Звезда смерти». Тоннель, по которому летали игрушечные истребители повстанцев, стал доминантой макета.

Кто знает, получили бы «Звездные войны» культовый статус, будь в фильме одни лишь космические перестрелки, без всего того «зоопарка», который все-таки поселился в картине. Сотни кукол и масок, огромное количество грима и, конечно же, парк из десятков роботов. Все это органично вписалось в новую вселенную и даже сейчас смотрится неплохо.

Роботов придумали самых разных

Сегодня трудно себе представить «Звездные войны» без роботов C-3PO и R2-D2. Делать настоящие механизмы было слишком накладно, поэтому Джордж Лукас согласился, чтобы астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры. В пластиковые «доспехи» C-3PO поместился Энтони Дэниелс. По его словам, пластины были настолько хрупкие, что сломались уже в первый день, повредив актеру ногу.

Энтони Дэниелс был абсолютно слеп в своем костюме

Внутри R2-D2 сидел карлик Кенни Бейкер, сыгравший юркого робота на колесиках во всех шести фильмах франшизы. Актер вспоминает, что не мог самостоятельно выбраться из металлических недр R2-D2 и порой ему приходилось проводить внутри по несколько часов, так как о нем просто забывали. Всего же в фильме в том или ином виде присутствует более 30 роботов, большинство из которых управлялись дистанционно.

На площадке у Кенни Бейкера и Энтони Дэниелса были напряженные отношения

Порой ассистентам приходилось катить R2-D2

Истинное лицо «Чубакки»

Но тяжелее всего пришлось Чубакке, то есть, простите, Питеру Мейхью, который сыграл вуки. До прихода в кино мужчина работал санитаром в больнице, но благодаря росту в 221 сантиметр пробился на большой экран. Каждый день во время съемок «Звездных войн» ему приходилось облачаться в шерстяной костюм, надевать «голову» и обувать «ступни» уроженца Кашиийка. В Тунисе актера преследовала невыносимая жара, а в павильонах порой мешали слишком низкие для него проемы.

Джордж Лукас уже после съемок рассказывал, что во многом образ Чубакки он позаимствовал у своей собаки Индианы. Что касается имени, то говорят, что это производное от русского слова «собака» - уж очень оно понравилось молодому режиссеру.

Во время съемок вуки не издавал ни слова, ни рыка, лишь открывал рот, как того требовал сценарий. Позже звукооператорам пришлось экспериментировать с сотнями самых разных звуков, чтобы найти подходящие для речи Чубакки. Например, когда вы слышите рассерженного и возмущенного вуки - это в основном звуки, которые издает медведь, а довольному Чуви досталось тигриное «мурлыканье». Знаменитое сиплое дыхание Дарта Вейдера удалось получить благодаря маске для аквалангистов, R2-D2 «разговаривает» смесью из самых разных бибиканий синтезатора и даже младенческого бормотания, а звук истребителей пришлось комбинировать из рева слона и звука мчащегося по мокрому шоссе автомобиля.

Макет участка «Звезды смерти»

Камера проплывает над макетом, снимая финальную битву

И все-таки в первую очередь «Звездные войны» запомнились потрясающими спецэффектами. Когда я в конце 1980-х впервые увидел четвертый эпизод и с отвисшей от удивления челюстью выходил из кинотеатра, никак не мог поверить, что такое могли снять больше десяти лет назад. По словам Джорджа Лукаса, когда он увидел первые варианты монтажа своей ленты, у него опустились руки. Фильм получился настолько слабым и убогим, что даже режиссер не мог поверить в светлое будущее картины. Однако впечатление кардинально изменилось, когда к «Звездным войнам» добавили спецэффекты.

А вот и знаменитый тоннель - одна из главных «фишек» фильма

За все красивости пришлось отдуваться студии Industrial Light & Magic (ILM), которую Лукас создал специально для своей космической эпопеи. Всего в фильм попало почти четыре сотни спецэффектов - невероятный для того времени показатель. На создание полетов кораблей, выстрелов из бластеров, светящихся мечей ушла треть бюджета ленты и бóльшая часть затраченных на производство картины человеко-часов.

"Звездные войны: Пробуждение силы", вышедшие в декабре 2015-го, стали самым громким кинособытием года, собрав в прокате больше 2 миллиардов долларов. Сейчас зрители с нетерпением ждут очередного, восьмого эпизода саги, который выйдет в прокат в декабре 2016-го. В ожидании нового фильма давайте заглянем на съемочную площадку фильма "Звездные войны: Пробуждение силы" и узнаем, как снимались саме яркие эпизоды картины.

Появление Кайло Рена
Кайло Рен, он же Бен Соло - сын Хана Соло и принцессы Леи Органы, главный злодей седьмой части "Звездных войн", получивший образование джедая, перешедший на темную сторону Силы и, в конце концов убивший собственного отца. Он обожает своего деда Дарта Вейдера и хочет быть похожим на него - наверное, поэтому тоже постоянно ходит в маске. Кстати, создание этой маски стало для реквизиторов нетривиальной задачей. Им поручено было сделать ее такой, чтобы ее легко могли запомнить дети. Специалисты справились с этой задачей: маска, отсвечивающая серебром, безусловно, бросается в глаза. В этой сцене Кайло Рен (актер Адам Драйвер) прибывает на пустынную планету Джаффа, чтобы заполучить карту с координатами Люка Скайуокера. Как мы видим, съемки проходят в павильоне, и все вокруг затянуто зелеными полотнищами. Пустынный пейзаж Джаффы добавят позднее на компьютере.

Возвращение R2D2
В "Пробуждении силы" к нам вновь вернулся маленький, но шустрый робот R2D2, обожаемый всеми без исключения фанатами "Звездных войн". Среди миллионов обожателей, между прочим, числится и Джей Джей Абрамс, сценарист и режиссер седьмой части саги. Он настолько влюблен в R2D2, что, будучи режиссером фильмов "Стартрек" и "Стартрек: Возмездие", ухитрился засунуть R2D2 в обе картины! Правда, робот из "Звездных войн" появляется в каждой всего на несколько секунд. Таким вот необычным образом Абрамс отдал дань с детства любимым "Звездным войнам". Излишне говорить, что Абрамс заранее нашел местечко для своего любимца в сценарии "Пробуждения силы" и с удовольствием работал с роботом на съемочной площадке.

Инструкции для ВВ 8
Поскольку Джей Джей Абрамс заранее решил вернуть в "Пробуждение силы" знаменитую парочку роботов R2D2 и C3PO, было только логично добавить к ним еще одного, более современного товарища, который мог бы поразить воображение нового поколения, для которого старые роботы - вчерашний день. И новому герою, BB 8, это удалось! У него очаровательный дизайн, одновременно традиционный и модерновый, и выглядит он, словно мини-пагода для медитации. Но что совсем замечательно, управляется С3РО с пульта дистанционного управления, так что, в отличие от предшественников, ему не требуется, чтобы артисты напрягались, таская его на себе туда-сюда. По этому поводу, рассказывают, робот не знал на площадке ни минуты покоя: все то и дело гоняли его туда-сюда. На фото он - в один из редких моментов простоя.

Дейзи Ридли, Джон Бойега и Оскар Айзек на фестивале Comic Con - 2015 в Сан-Диего
Comiс Con в Сан-Диего, крупнейший в США костюмированный фестиваль на темы кино и комиксов - это Мекка для фанатов самых разнообразных фильмов, комиксов, мультиков и сериалов. В 2015 году в мероприятии четырехдневном приняли участие 167 тысяч человек - рекордное число в истории конвента! Одним из крупнейших шоу фестиваля стала в этом году презентация фильма "Звездные войны: Пробуждение силы". Началась она со встречи Абрамса и команды актеров с фанатами, а закончилась тематическим концертом и фейерверком. Фанаты неистовствовали, а молодые актеры с удовольствием позировали со световыми мечами в руках на радость публике.

Хан Соло, Чуббака, Рей и Финн - на "Соколе тысячелетия" во время перерыва
Фанаты ликовали, когда вновь увидели на экранах непотопляемого Хана Соло и его верного товарища Чуббаку - естественно, на знаменитом "Соколе тысячелетия". Между прочим, вернуть на экран знаменитый космический корабль контрабандиста Соло было отнюдь не легкой задачей: ведь предстояло восстановить его во всех деталях, чтобы зрители не заметили разницы. Дизайнер Даррен Гилфорд получил в свое распоряжение все эскизы и чертежи прежнего "Сокола". Ему также помогал Марк Харрис, ветеран киноплощадки, принимавший участие в создании корабля Хана Соло на съемках фильма "Звездные войны: Империя наносит ответный удар". Даже Харрисон Форд, вспомнив, что когда-то работал плотником, принял участие в постройке корабля. И, надо признаться, "Сокол тысячелетия" удался просто идеально!

Возвращение Люка Скайуокера
Возвращение Люка Скайуокера, да еще в исполнении того же Марка Хэмилла, стало для зрителей полным сюрпризом. До выхода фильма его держали в строжайшей тайне, не включая Скайуокера в рекламные материалы. При этом фанаты, разумеется, разузнали о присутствии Люка и до самого конца гадали, каким оно будет. Быть может, он перейдет на темную сторону Силы? К счастью, этого не случилось. А вот то, что Люк появляется лишь в конце картины, к тому же совсем ненадолго, многих разочаровало. Но тут сценаристы ничего не могли поделать: всякий раз, когда они пытались сделать присутствие Люка более весомым, он подминал под себя весь сюжет, и создатели боялись, что на его фоне зрители не заметят новых героев саги. В итоге, Люк появился лишь в одном эпизоде - но тем весомее оказалось его появление.

Энди Серкис в роли Сноука - использование технологии захвата движения
Энди Серкису не привыкать к впечатляющим изменениям внешности, сложному гриму и компьютерным эффектам: он переиграл множество уродливых тварей - от Голлума во "Властелине колец" до главы обезьяньей империи Цезаря в "Планете обезьян". На сей раз пришел черед главного злодея, магистра наводящего страх Первого ордена Сноука. Физиономия у него устрашающая, но на сей раз проводить по несколько часов в гримерной Серкису не пришлось. Кинематографисты применили современную технологию захвата движения, которая позволяет накладывать нужный образ на движущийся объект. Световые точки, которые видны на лице Серкиса, фиксируют мельчайшие движения мышц, а потом компьютер заменяет его собственное лицо жуткой маской, которая двигается так же, как и лицо актера.

Маз Каната - новый цифровой персонаж
Еще один новый персонаж, до неузнаваемости видоизмененный на компьютере, - старая контрабандистка Маз Каната, таинственным образом наделенная Силой. Узнать в ней симпатичную кенийку Лупиту Нионго просто невозможно. Сначала планировалось, что Маз Каната будет кукольным персонажем, но потом режиссер решил, что персонаж должен быть более живым - и Лупите вслед за Энди Серкисом пришлось надевать костюм для съемки сцен по технологии захвата движения и учиться пользоваться им.

Люк, Лея и Хан Соло воссоединяются в Сан-Диего
Этой сцены много лет ожидали фанаты звездных войн: на фестивале ComicCon в Сан-Диего на одну сцену вышли Керри Фишер, исполнительница роли принцессы Леи в первых фильмах трилогии, Марк Хэмилл, исполнивший роль Люка Скайуокера, и бессменный Хан Соло, несравненный Харрисон Форд! Герои объединились на глазах у фанатов после того, как после многолетнего перерыва вместе пришли на съемочную площадку "Пробуждения силы". Марк и Керри сказали, что искренне рады возвращению. "Сейчас все, как тогда, только еще душевнее", - призналась Керри Фишер. Вслед за ними на сцене появился Харрисон Форд, поразивший фанатов заявлением: "Никогда не думал, что вернусь. Но, прочитав сценарий, я увидел там действительно замечательные идеи, и рад, что участвую в этом". Из уст Форда, известного своим многолетним скептическим отношением к "Звездным войнам", это было воистину ценное признание!

Возвращение Питера Мейхью
Имена Керри Фишер, Марка Хэмилла и Харрисона Форда известны всем фанатам "Звездных войн". А вот имя Питера Мейхью отнюдь не у всех на слуху, и уж тем более мало кто знает этого актера в лицо. А между тем, он - такой же ветеран саги, как и Форд, и, более того, его бессменный напарник. Питер Мейхью, актер с впечатляющим ростом 2 метра 20 сантиметров, играл Чуббаку в первых трех фильмах трилогии - и сейчас возвратился к своему персонажу в "Пробуждении силы". Правда, сейчас актеру уже 71 год, и ему трудно двигаться по площадке в тяжелом костюме Чуббаки. Поэтому большинство сцен, требующих активного движения в костюме, играл финский актер Йоонас Суотамо, а Мейхью постоянно был рядом с ним и при необходимости давал технические консультации.

Кайло Рен смеется
Адам Драйвер, исполнитель роли Кайло Рена, обладает отличными способностями комедийного актера. Он с успехом демонстрировал их как в сериале "Девчонки", до сих пор выходящем на канале HBO, так и в фильме "Когда мы были молоды". В "Пробуждении силы", однако, Адаму досталась роль злодея без тени нитом телешоу лыбки. Тем не менее, зрители могли наблюдать смеющегося Кайло Рена в знаменитом американском телешоу "В субботу вечером", которое в январе 2016 года показало пятиминутную пародию на "Звездные войны: Пробуждение силы", в которой Кайло Рен, скрывшись под личиной простого техника, инкогнито проводит инспекцию звездной базы "Старкиллер". Пародия получилась веселой, и Адам, глядя на экран, не смог удержаться от смеха.

Керри Фишер и Джей Джей Адамс - дружба на съемочной площадке
Во время съемки между Керри Фишер и Джей Джей Адамсом сложились по-настоящему теплые отношения. "Она просто гениальна, - говорит Адамс. - У нее свободное ассоциативное мышление, ее великолепное умение во всем найти смешное, божественное чутье на игру слов... Я от нее в восторге!"
Впрочем, этот снимок намекает, что, возможно, между актрисой и режиссером сложилось нечто большее, чем дружба. Керри Фишер не слишком везло в личной жизни - быть может, "Звездные войны" станут для нее началом нового звездного романа?

Самый преданный фанат "Звездных войн" Саймон Пегг на съемочной площадке
Актер, сценарист и продюсер Саймон Пегг - величайший фанат "Звездных войн". На его счету десятки фильмов, включая совместные работы с Джей Джей Адамсом в картинах "Миссия невыполнима-3" и "Звездный путь". Но он никогда не скрывал, что готов отдать левую руку за то, чтобы получить хотя бы эпизодическую роль в "Звездных войнах". И он ее получил! В "Пробуждении силы" Пегг сыграл угрожающего вида гоблина с огромным отвисшим носом". И хотя роль была самой что ни на есть проходной, Саймон был счастлив!

Рей, Финн и Кайло Рен: последняя битва
Финальный бой Рей и Финна с Кайло Реном - кульминация всей картины. Хореография битвы была отработана до мельчайших деталей. Чтобы добавиь сцене правдоподобия, создатели ленты не стали полагаться на компьютерные технологии, создав в павильоне декорации заснеженной планеты, превращенной в смертоносную базу "Старкиллер". Зловещий замерзший лес добавляет сцене эмоционального напряжения.

Джон Бойега на мировой премьере "Пробуждения силы"
Мировая пьемьера фильма "Звездные войны: Пробуждение силы" прошла 14 декабря 2015 года в знаменитом "Китайском театре" в Лос-Анджелесе. Именно там в 1977 году публика впервые увидела четвертую (хронолгически первую) часть "Звездных войн", мгновенно ставшую культовой. Премьеру "Пробуждения силы" посетила не только вся съемочная группа, но и множество знаменитостей: чтобы вместить всех, организаторам пришлось протянуть ко входу в кинотеатр красную ковровую дорожку длиной почти в полкилометра! А шатер для приема протянулся на четыре квартала вдоль Голливудского бульвара. Событие стало по-настоящему культовым, под стать фильму.