Массовая культура. Народная, элитарная и массовая культуры

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

-элитарную

-народную

-массовую

Высокая культура

Элитарная , или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".

Народная культура

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или <Не шуми камыш>, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами,высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. <Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках> 1)

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной - город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

Основные формы культуры

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Сегодня существует ряд классификаций видов и форм культуры, на которых стоит кратко остановиться.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы) можно отнести к культуре. Отсюда идет деление на материальную и духовную культуру , хотя оно и носит довольно условный характер. К первой относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Вместе с тем сегодня одежда человека не только призвана защищать от холода, но имеет множество дополнительных смысловых нагрузок – стиль, соответствие веяниям моды, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе жизни.

Таким образом, материальная культура – это то, что сохраняется в вещах, а духовная культура – то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Духовное производство - производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления - духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры) театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графика), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи). Более подробно о духовности и духовном мире человека будет сказано чуть ниже.

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для многих других, в том числе и нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека и основанная на гуманных началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная , высокая культура, доступная немногим избранным - изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых – сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российски музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору. С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (в пер. с фр. «лучший, избранный») или высокая культура направлена на узкую группу людей, разбирающихся в искусстве, включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные узкому кругу сведущих людей. В определенном смысле это культура так называемых избранных, людей с высокой образованностью, духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики этого направления говорят, что здесь искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека, она замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, как направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем, здесь происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная или национальная культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. Сюда включаются мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в 2-х основных видах - популярная (описывает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос, удовлетворяющая любые требования масс населения, а ее продуктами являются шлягеры, которые зачастую живут очень короткой творческой жизнью и быстро забываются, вытесняемые новым потоком попкультуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, что при этом произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации (практически традиционным набором каждого крупного города мира является ресторан Макдональдс, одинаковые упаковки порошков, зубных паст и продуктов в магазинах, похожие друг на друга уличные и телевизионные рекламы, зачастую отличающиеся только языком сопровождения картинки) культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования, образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых «вечных вопросов». Засилье продуктов так называемой массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

Среди специфических признаков массовой культуры можно выделить следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это – типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление – шоу – также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего, это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры – экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой . Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он именует «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель средних лет может только возмутиться и заметить, что мир летит в тартарары и вскорости следует ожидать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему, как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура - это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других - этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих - каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой - хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, песни и танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете - складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие - не только долг государства, но и дело каждого члена общества.


Народная культура состоит из двух видов – популяр­ной и фольклорной культуры. Попу­лярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его про­шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче­ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по­пулярную культуру, которая помимо исторических пре­даний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня – высокий, связан­ный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры – всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной куль­туры подобного не происходит. Высокая культура обо­значает пристрастия и привычки горожан, аристокра­тов, богатых, правящей элиты, а массовая культура – культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классиче­ская музыка – высокой, а популярная музыка – массо­вой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массо­вой, картины Пикассо – высокой, а лубок – массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантасти­ка, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высо­кой. То же самое происходит с конкретными произведе­ниями искусства.

Высокая культура создается не эт­носом или народом, а образованной частью общест­ва – писателями, художниками, философами, учены­ми. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впер­вые применяются те художественные приемы, кото­рые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Спе­циалисты называют иногда срок 50 лет. Сегодня авангард, осо­бенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

1.1.2. Массовая и популярная культуры

В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различа­ются массовая и популярная культура. Одни культу­рологи, в силу сходства двух культур, предлагают ото­ждествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Тогда в массовую культуру зачисля­ют те же самые артефакты, что и в популярную, а именно популярную музыку, журнал «Плейбой», те­левидение, футбол, бейсбол, гамбургеры из «Макдо­нальдса», дискотеки и даже шекспировский театр.

Популярная культура в литературе воспринимается как дублер к термину «массовая культура» и потому оба слова пишутся так: массовая/популярная.

Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Так, Т. Вольф утверждает: за ис­ключением высокой культуры все остальные названия можно считать подзаголовками популярной культуры. В таком случае частными видами популярной культу­ры являются массовая культура, масс-медиа (в част­ности, порнографические журналы и телевидение), формы массового досуга (футбол и бейсбол), массовое потребление (гамбургеры).

Однако третьи, в том числе Рассел Ней, предлагают разводить два явления и считать их самостоятельны­ми разновидностями культуры. Согласно их мнению, популярная культура подразумевает самый поверхно­стный, доступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный между элитарной и фольклорной культурой. Это культура большинства населения или культура среднего класса, если он со­ставляет такое большинство.

Иногда в классификацию вносят ценностный ас­пект и считают популярную культуру более цивили­зованной формой массовой, поскольку в первой предполагается некоторый профессионализм и артис­тичность, которые не присущи второй. Первая прев­ращается во вторую при ее коммерциализации. В таком случае массовая культура предстает как сни­женный, вульгарный образчик популярной или высо­кой культуры. Поскольку в жизни мы часто сталки­ваемся с низкосортной продукцией – эротическим и развлекательным шоу, низкопробными публикациями и т.д., у нас сложилось определенное представление о массовой культуре как о безвкусной и безнравствен­ной подделке под настоящую культуру, характеризующуюся нездоровым интересом к сексу, психопа­тологии, насилию и проч.

Между двумя видами культуры отмечены и возрас­тные различия: популярная культура – это система ценностей и образ жизни тех, кому за 50 лет, а массо­вая культура – удел молодых, так называемых тиней­джеров.

Популярная культура – совокупность форм повсе­дневной деятельности, навыков, привычек, верований и вкусов, присущих большинству населения и доми­нирующей культуре, и реже – меньшинствам и суб­культурам. Для большинства специалистов по массо­вой и популярной культуре культура есть типичный способ, каким представители данного общества про­водят свое нерабочее время, а значит, она эквивалент популярной культуре. К примеру, типичными черта­ми повседневной жизни американцев сегодня высту­пают массовые зрелища и шоу, телевидение и хот-доги, а типичными чертами жизни античных греков явля­лись театральные драмы и политические диспуты. Такое понимание культуры исключает законы, поли­тику, религию, труд, но включает массовую культуру (Голливуд), массовый досуг (спортивные зрелища) и множество субкультур (диско-дансы).

Слова «popular culture» и «population» – одного корня. Они касаются населения, большинства жите­лей данной страны либо ее части. Отсюда следует, что популярная культура охватывает нравы, манеры, по­ведение и образ жизни больших групп населения. Термин «популярный» означает «широко распрост­раненный», «народный», «широкоизвестный». Попу­ляризация обозначает пропаганду чего-либо, превра­щение малоизвестного в общедоступное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения «большинство населения» и «на­род» синонимами, то эквивалентными, обозначающи­ми одно и то же, надо считать термины «популярная культура» и «народная культура». Если мы вкладыва­ем в понятие «народ» дополнительно этический, героико-эпический смысл, т. е. нечто большее, чем совокуп­ность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо разводить оба термина, а «на­родную культуру» связывать главным образом с фольк­лорной, а не с популярной культурой.

В 1895 г. был изобретен кинематограф , ставший средством мас­сового искусства, близкого всем – без различия пола, возраста, ве­роисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое рас­пространение фотографии, ставшей массовым средством инфор­мационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изо­бретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным твор­чеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарова­нию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, ока­завшиеся неспособными справиться с социальными и националь­ными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сна­чала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безрабо­тицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные програм­мы , связанные с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Однако не мень­шее значение отводилось массовой культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии.

Таким образом, в процессе формирования массовой культуры участвуют как технологические, так и социальные факторы. Становление массовой культуры связывают с завершением формирования индустриального общества и его зрелостью, с совершенствованием средств массовой коммуникации.

1.3 . Средства массовой коммуникации в массовой культуре

По расхожему выражению западных социологов, в современ­ном обществе господствуют три МММ: массовое общество, массовая культура и масс-медиа. СМИ составляют также важную часть современной массовой культуры. А может быть, и важнейшую, так как считается, что почти вся современная мас­совая культура так или иначе проходит через масс-медиа.

Именно через масс-медиа массовая культура проникает в са­мые широкие слои, самые удаленные уголки как в рамках национальных обществ, так и в глобальных пределах. Через масс-ме­диа проходит процесс «культурной гомогенизации», в ходе кото­рого сходные вкусы и формы «культурного потребления» распро­страняются как в привилегированных, так и малообеспеченных слоях населения. Все общество может убедиться в том, что «бога­тые тоже плачут» (так назывался один из мексиканских телевизи­онных сериалов). Это само по себе не приведет к изменению соотношения разных слоев в сфере производства, а политика также будет определяться игрой.

А. Кравченко отмечает, что к массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуникации – это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стерлись границы между городом и деревней, а затем между странами. По мнению И. Ламонда, указанные три критерия – телевидение, радио и прес­са – отличают массовую культуру от народной". Масс-медиа являются формой того, содержанием чего вы­ступает массовая культура.

К 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. В дополнение к статичной фотографии при­шло кино, многократно возросли возможности радио и телевиде­ния, спутниковая связь в сочетании с минимизацией принимаю­щих систем и их надежностью обеспечивает устойчивую сеть про­никновения массовой культуры. В дополнение и на смену прежне­му телевидению приходят кассеты, компакт-диски и видеофильмы. Первое выступление в США рок-группы Биттлз, происходившее в 1964 г. в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 ты­сячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевиде­нию. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприя­тия становились доступны почти 2 миллиардам людей – почти половине жителей земли. Таким образом, масс-медиа служат как носителями культуры, так и средством манипуляции.

Конечно, важную роль различные варианты массовой культу­ры играют и в реализации массовой коммуникации и распростра­нении информации. Поэтому аудиовизуальные технологии рассмат­риваются как часть средств массовой информации, хотя они, как мы видим, играют важнейшую роль в сфере массовой культуры. Способность к быстрому и почти тотальному охвату самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, транс­формирующий всю систему духовного производства.

Не менее важная особенность массовой культу­ры – гибридизация СМИ , т.е. соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирова­ние и развлечение, соединило в себе почти все преж­ние формы информации – школу, кино, радио. В свою очередь, радио еще до появления телевидения акку­мулировало в себе газету (выпуски новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радио­спектакли, трансляции концертов), стадион (спорт­ивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзапи­сей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы – от фотогра­фии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широкодоступной. Коммерческие зрелищные пред­приятия, ставшие со второй половины XIX века харак­терной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Теперь актеры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выби­рать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать радио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино – самая молодая из всех форм развлечений – поначалу процветало, используя опыт радио и попу­лярность кинозвезд, до тех пор пока не пришло теле­видение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кри­зис. С приходом радиовещания и телевидения лиши­лись своей аудитории театр и кино.

Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку» . Радио, телевидение и пресса удовле­творяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следова­тельно, отсутствию какой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распро­страняться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огромная аудитория получает одну и ту же культуру".

Массовая культура, как более мобильная и техни­чески оснащенная , стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посе­тителей театра, а затем само было вытеснено телеви­дением. Борьба за аудиторию, конкуренция – новое явление в области культуры, которого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино выну­ждены были искать новые формы, стиль, язык выра­жения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии. Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью мас­совой культуры, приближенностью к аудитории и более высоким уровнем комфортности .

Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и письменной, имеет не только пози­тивные, но и негативные стороны . Некоторые спе­циалисты считают, что зрительная информация ведет к раннему взрослению детей и инфантилизму взрос­лых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

Массовое общество противоречиво. С одной сто­роны, оно сделало книги общедоступными, а вместе с ними сделало общедоступным всеобщую грамот­ность и научные знания. С другой стороны, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глу­бокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры.

Таким образом, к массовой культуре можно отнести те элементы культу­ры, которые транслируются благодаря масс-медиа или каналам массовой коммуникации, – это радио, телевиде­ние, кино, пресса. Появление современных средств массовой информации позволило тиражировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким массам. Индуст­риальное и особенно постиндустриальное общество связы­вают с двумя важными процессами – распространением массового производства и появлением массового досуга .

1.4. Элементы массовой культуры

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения орга­низованного развлекательного досуга (клубы, диско­теки, танцплощадки и проч.), индустрию оздорови­тельного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фар­мацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодея­тельность, коллекционирование, кружки по инте­ресам, научно-просветительские учреждения, ин­теллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, спра­вочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.

1.5. Механизм массовой культуры и ее функции

Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия масс и их легкая манипулируемость элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Для массового общества – среды функционирования массовой культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его «заброшенность», трудность его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается «замкнутый круг»: отчуждение – «заброшенность» – «иллюзии» массового сознания – модели усредненной стандартной социализации – потребление – отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж. Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ, создает единую «выхолощенную» культуру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества, что, с другой стороны, по мнению Э. Фромма, ведет к абсолютизации технического и нивелированию ценности человеческого бытия.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Оно может быть конформным и неконформным, податливым и устойчивым, что обусловлено и включенностью индивида в те или иные группы. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замечается тяготением к «идолам», к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций в рамках сложной социальной структуры нашего времени.

Какие же изменения в духовном производстве принесла с со­бой массовая культура? Как подчеркивает К. Разлогов, этот про­цесс означал не только введение еще одного типа и варианта культуры, наряду с другими, уже сложившимися и устоявшими­ся, а изменение самого типа функционирования культуры. Это изменение вполне можно сравнить с тем, что произошло на пере­ломе между средневековьем и Возрождением, когда началась эра постепенного оттеснения монополии религиозной духовности и церковного искусства в пользу секулярной культуры просвещен­ных слоев. Каковы бы ни были достижения и распространение этой светской духовности, все же монополистом духовной жизни масс оставалась церковь. На рубеже XIX-XX вв. оба эти сопер­ника вынуждены были уступить влияние на умы и души людей новому грубоватому пришельцу, располагавшему, в отличие от конкурентов, гораздо большими техническими возможностями, над развитием которых трудились талантливые изобретатели – «коммерческие структуры».

В социальном плане массовая культура связана с необратимы­ми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколения­ми, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными цен­ностями. В растущей степени церковь оказывалась бессильной дать надежную ориентацию в условиях резко усложнившейся жизни. Психическое напряжение, неизбежное в ходе широкой миграции из деревни в город и из Старого Света в Новый Свет, наряду с расширенными возможностями по новому «устроиться» в жизни, требовали нового духовного, душевного и умственного продукта.

Как пишет далее К. Разлогов, «ключевую роль сыграло и развитие производства, его усложнение и резкое повышение затрат психической энергии». Если в эпоху классического капитализма для восстановления сил было достаточно сна и «грубых наслаж­дений», то новые типы производства, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль художественной культуры в процессах рекреации. «В этом же направлении движется и эволюция всей системы образования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тратится интеллектуальная энергия. Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свободно­го времени для расширения контактов с искусством и непосред­ственного участия в культурном творчестве, то крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала предстанет и вовсе не­избежным».

Функциональность культуры в массовом обществе можно оп­ределить по нескольким измерениям. Она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зави­симости от ситуации, быстрых перемен в характере производст­ва, образе жизни и т.д. Конечно, это происходит большей частью через банализацию и упрощение объяснительных причин и об­стоятельств, сводимых обычно к хорошо узнаваемым различиям «свои» – «чужие», «хороший» – «плохой», «доброта» – «жесто­кость», «случай» – «повседневность». Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отно­шениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры – обеспе­чить социализацию и витальность человека в условиях усложнен­ной, изменчивой, неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, спо­собам регуляции своего поведения и деятельности в разнообраз­ной обстановке, снятия психологического напряжения и реше­ния конфликтных ситуаций .

Огромному контингенту людей, различного возраста и пола, эта культура дает функционально пригодные представления о не­обходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений.

Согласно концепции широко известного канадского социо­лога и культуролога Г.М. Маклуэна, эра масс-медиа и электрон­ной информации радикально меняет как среду обитания челове­ка, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые удаленные уголки. Сам человек принуждается думать не «линейно-последовательно», а через ин­тервалы, мозаично, и именно глобальная сеть СМИ воссоздает универсальность духовной регуляции.

Другая важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха . Эта культура складывается не толь­ко на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, коме­дии, комиксы, зрелищный спорт и т.п. Ее наиболее существен­ный механизм составляет постоянно расширяющееся потребле­ние в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и унифи­цированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая тех­ника, предметы обихода, образование – все поступает человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает цен­ность лишь постольку, поскольку он становится предметом мас­сового спроса. Непризнанные гении вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные «фабриками грез».

Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватываю­щей широкую срединную часть современного общества, затраги­вая тем или иным образом и состоятельную элиту, и маргиналь­ные слои. В массовом обществе происхо­дит перестройка системы стратификации, вызываемой ростом среднего класса (более 50% населения), т. е. сближения основ­ных социальных групп и слоев если и не по месту в системе про­изводства, то, по крайней мере, в политической жизни и образе жизни.

Массовая культура избавляет индивида от необходимости долгого и сложного приобщения к вы­сокой культуре. Как подчеркивает К. Разлогов, «массовой аудито­рии трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текс­том и зрителем, читателем, слушателем. Тем самым художник об­легчает работу критика, в задачу которого как раз и входит анализ эстетической специфики. Массовая культура, наоборот, эту дис­танцию игнорирует. Если элитарное искусство в известной мере, хотя далеко не полностью, характеризуется торможением непосред­ственных человеческих переживаний, то массовая культура базиру­ется на универсальных психологических, даже психофизиологи­ческих механизмах восприятия, которые активизируются незави­симо от образования и степени подготовленности аудитории... Для того чтобы ею по-настоящему наслаждаться, лучше быть ху­дожественно необразованным человеком. Художественная обра­зованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа».

Эта всеобщность как пригодность для максимально широкого круга населения не исключает разнообразия и структурирован­ности массовой культуры в зависимости от социальных, возрас­тных, субкультурных различий. К этой культуре можно отнести огромное разнообразие жанров, в том числе детектив, приключе­ния, фантастику, мелодраму, мистику, эротику, книги об НЛО, таинственных явлениях, джаз и рок, мистические практики, вос­точные системы психотренинга и т.д.

Тиражирование отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неиз­бежны). Согласно исследованиям искусствоведов, в современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры ни­как не исключает глубокого проникновения в уникальную сущ­ность оригиналов.

Поэтому неоправданно судить о функции массовой культуры с позиций высокой эстетики и, опираясь на них, принимать меры по ограничению этой культуры, уничтожая тем самым культур­ный механизм снятия огромных напряжений, возникающих в по­вседневном существовании, настроений усталости и безразличия, жестокости и агрессивности, отчаяния и растерянности, обиды и страха.

Подводя итоги вышесказанному в этой главе, попытаемся сформулировать понятие массовой культуры, выделить ее основные черты.

2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология мас­совой культуры. В некоторых концепциях массовая куль­тура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни.

Массовая культура, по оценке некоторых отечественных культурологов, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приоб­щении миллионов людей к ценностям высокой и народ­ной культуры Начиная с 1920 года в США выпущено 80 млн. грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные мат­чи, каждый год продается 400 млн. экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качествен­ное изменение культурной ситуации в мире, случившее­ся благодаря внедрению технических достижений.

Как только заходит речь о массовой культуре, по мнению рос­сийского социолога А.Б. Гофмана, «даже наиболее беспристраст­ные исследователи утрачивают порой объективность. Случается, что даже деятели культуры, убежденные в собственной привер­женности демократическим ценностям, считают своим долгом ее осудить. При этом используются разного рода ухищрения, в част­ности терминологические. Массовая культура решительно про­тивопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. Этому обычно предшествует процедура сведения первой к низкопробной, пошлой продукции, создаваемой ловкими ремес­ленниками и мошенниками на потребу неразвитой в духовном отношении массе». Далее исследователь пишет: «Чрезвычайно важно выяснить, какие реальные альтернативы скрываются за такого рода ходом мысли. На сегодня доминируют две критические позиции – куль­турный элитаризм и традиционализм (последний часто выдается за народность). Явно или неявно подразумевается, что в прошлом существовал золотой век культурного процветания, когда «истин­ные» творцы создавали исключительно «подлинные» культурные ценности, а «истинные» ценители «по-настоящему» усваивали их. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, не­приятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» куль­туры, не может вызвать возражений, однако низкое качество и массовость – отнюдь не синонимы». Представим себе заведомо низкопробное произведение искус­ства, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «потребляемое» в рамках небольшой группы. Отнесем ли мы его к массовой культуре? Отрицательный ответ очевиден.

С дру­гой стороны, шедевры мировой культуры могут одновременно или последовательно принадлежать обоим измерениям: массово­му и внемассовому. Произведения Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере массовой культуры. Однако будучи записа­ны на грампластинку, магнитофонную ленту или же используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, они, несомненно, уже принадлежат массо­вой культуре. При этом, что особенно важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гениальному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к часто упоминаемой «профанированной» Моне Лизе на упа­ковке туалетного мыла и к другим подобным фактам.

Распространенный мотив критики массовой культуры – стан­дартизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая критика всегда явно или неявно исходит либо из идеализации традиционной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения культурных ценностей прошлого только к высшим уни­кальным классическим образцам (при этом забывают о том, что «средние» и «нижние» этажи зачастую просто канули в Лету). Уместно заметить, что заниматься этим – значит уподобляться человеку, который стал бы сравнивать, к примеру, современный типовой жилой дом, построенный массовым индустриальным методом, с каким-нибудь флорентийским палаццо XV в. и энер­гично доказывать очевидные эстетические дефекты первого в срав­нении со вторым, подразумевая, что хижин во Флоренции того времени просто не существовало.

Дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или клас­сическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах эли­тарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, кото­рые зачастую не могут существовать друг без друга.

В 70-80-х гг. в западных странах стала количественно преоб­ладать культура среднего уровня (мидкульт). Для телепрограмм, радиопередач, журналов уровня мидкульта характерно соедине­ние образцов высокой культуры и популярной. Священная исто­рия становится сюжетом для музыкальной оперы «Иисус Хрис­тос – суперзвезда». Экранизация «Оливера Твиста» и «Войны и мира» адаптирует классику к «экранной» культуре, но тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Мидкульт делает модными образцы подлинно художественного творчества (например, высокоинтеллектуальные романы А. Камю или У. Фолкнера), создает моду на популярную науку, старину, альтернативные стили бытия и т.д.

Существенной особенностью массовой культуры стало широ­кое распространение в ней не только собственно развлекательной художественной продукции, но и популярной науки. Огром­ное число научно-популярных журналов дополняется постоян­ными радио- и телепередачами образовательного характера. Пуб­личные чтения, семинары, сессии, летние лагеря собирают небы­вало обширные аудитории и способствуют приобщению широ­ких масс населения к научным знаниям. Но конечно, наряду с собственно научными, хотя бы и популярными знаниями немалое распространение получают и оккультные знания, а также различ­ного рода манипулятивная психотехника, хорошо приживающая­ся в массовой культуре.

Для массовой культуры 70-80-х гг. характерны попытки ее этизации. Общеизвестно разлагающее влияние масскульта: про­паганда насилия, порнографии, наркотиков превратилась в его атрибут. Среди теоретиков массовой культуры, считающих ее обя­зательным атрибутом технизированного мира, стали раздаваться призывы поднять ее моральный уровень. Этизацию масскульта связывают обычно с ростом влияния гуманитарной интеллиген­ции и диффузией религиозных ориентации, хотя и в «размытом» и неустойчивом поисковом виде.

Таким образом, распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В некоторых концепциях массовая куль­тура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни. Однако зачастую массовая культура решительно про­тивопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. На сегодня доминируют две критические позиции – куль­турный элитаризм и традиционализм. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, не­приятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» куль­туры, не может вызвать возражений. Однако необходимо учитывать, что дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или клас­сическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах эли­тарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, кото­рые зачастую не могут существовать друг без друга.

Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. И как сложный социально-культурный феномен, он не может оцениваться однозначно.

Заключение

Массовая культура – термин, используемый в со­временной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность ши­рокого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного про­мышленного производства, потребовавшего для своего об­служивания создания армии наемных рабочих. Происходив­шая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (на­емных рабочих и служащих) создать собственную разновид­ность городской народной культуры, с другой – как средст­во манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренче­ских клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура создает современную мифологию, кон­струируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, со­циальной и национальной групп), что определяет выбор со­ответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура тради­ционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продук­ты, требующие для своего восприятия определенных интел­лектуальных усилий и исходного культурного багажа.

Массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подполь­ем» и традиционной народной культурой. Превращая эзоте­рические откровения и маргинальные художественные экс­перименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя суще­ствующие в обществе массовые умонастроения и ориента­ции, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.

Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основ­ных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представля­ет собой естественное порождение современной цивилизации.

Список использованной литературы

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.:Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

2. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с.

5. Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя»,1998. – 447 с.

6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999. – 544 с.

7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.:«Гардарика», 1997. – 344 с

8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с.

9. Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

10. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1.


образовательного уровня и социального статуса (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов классической литературы и др.).

Усиление к концу ХХ века второго направления маскультуры (адаптирование сложных сюжетов для упрощенного восприятия неподготовленной аудиторией) позволяет ученым говорить о возникновении мидкультуры (культуры «среднего уровня»), которая несколько сокращает разрыв между элитарной и массовой культурами.

Одним из проявлений массовой, главным образом молодежной, культуры стала поп-культура (от англ.popular : популярный, общедоступный). Это совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 60-е годы ХХ века. Ее характеризует отрицание опыта предшествовавших поколений; поиск новых форм в искусстве, стиль жизни, выражающий мировоззренческий протест молодежи против ханжеской морали современного западного общества.

Несмотря на кажущуюся демократичность, маскультура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца, активного создателя духовных ценностей до уровняпассивного пользователя

массовой культуры, запрограммированного на ее бездумное и бездуховное потребление (от производящей позиции к присваивающей).

Маскультура – это всегда девальвация высоких культурных образцов, имитация приобщения к культуре.

Поэтому маскультуру как феномен, хоть и производный от собственно культуры, но, по сути, далеко отстоящий от культуры в ее высоком понимании и значении, следует назвать паракультурным (от греч.para : возле, при, около), т. е. околокультурным, явлением.

Противопоставить стандартизации культуры и экспансии маскульта можно только приобщение к ценностям подлинной культуры в процессе духовного воспитания личности, в том числе в курсе культурологии и других гуманитарных дисциплин.

5.4. Элитарная культура

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает культура элитарная (от фр. e lite : лучшее, отборное, избранное).

Ее истоки – еще в античной философии Гераклита и Платона, в которой впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания.

В эпоху Возрождения проблема элиты поставлена Ф. Петраркой

в его рассуждении «О подлинном благородстве». Для гуманистов той поры «чернь», «презренные» люди – это необразованные сограждане, самодовольные неучи. По отношению к ним сами гуманисты предстают как интеллектуальная элита.

Теория элит складывается на рубеже XIX–XX веков. Основателями теории элит являются итальянские ученые В. Парето (1848–1923), Г. Моска (1858–1941), Р. Михельс (1876–1936). До Второй мировой войны теория элит получила широкое распространение кроме Италии – в Германии и Франции, после войны ― в США. Признанным теоретиком элиты был испанский философ Х. Ортега-и-Гасет, который считал, что элита есть в каждом общественном классе.

Согласно теории элит, необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления и развития культуры.

Это и есть элита.

Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества, которая и обеспечивает прогресс.

Элиту характеризует высокая степень активности и продуктивности. Она обычно противопоставляется массе.

Существует множество определений элиты, назовем лишь некоторые специфические ее черты.

Элиту составляют люди, обладающие такими качествами, как организованность, воля, способность объединяться для достижения цели (Г. Моска); пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, обладающие наивысшим чувством ответственности, интеллектуальным или моральным

превосходством над массой (Х. Ортега-и-Гасет); это творческое меньшинство в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби).

По мнению В. Парето, общество представляет собой пирамиду с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, опускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция, или круговорот, элит; обновлению элиты способствует социальная мобильность. Чередование, смена элит – закон существования общества. (Как было сказано выше, представление об обществе как о социальной пирамиде содержится также в социологии П. А. Сорокина, который тоже разрабатывал проблемы социальной мобильности.)

Наука выработала классификацию теорий элит: 1)биологическая – элитой являются люди, занимающие высшие

места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;

2)психологическая – основана на признании исключительно психологических качеств элитарной группы;

3)техническая – понимает под элитой совокупность людей, владеющих и управляющих техническим производством;

4)организаторская – относит к элите руководящих работников, в том числе бюрократически организованный чиновничий аппарат;

5)функциональная – причисляет к элите людей, которые выполняют важнейшие функции в обществе, в определенной группе или на определенной территории;

6)распределительная – считает элитой тех, кто максимально получает материальные и нематериальные блага;

7)художественно-творческая – включает в элиту представителей различных сфер духовного производства (наука, искусство, религия, культура).

Элита характеризуется сплоченностью и активностью, способностью вырабатывать устойчивые образцы мышления, оценок и форм общения, эталоны поведения, предпочтений и вкусов.

Ярким примером выработки таких образцов и эталонов и являются элитарная культура и элитарное искусство .

Типичным для элитарного искусства является эстетический изоляционизм «чистого искусства», или «искусства ради искусства».

Элитарное искусство – течение в западной художественной культуре, создающее искусство для немногих, для избранных, для эстетической и духовной элиты, непонятное для широкой публики, народных масс.

Особое распространение элитарное искусство получило в начале ХХ века. Оно проявилось в многообразии направлений декадентства и модернизма (абстракционизм в живописи; сюрреализм в изобразительном искусстве, литературе, театре и кино; додекафония1 в музыке), которые ориентировались на создание искусства «чистой формы», искусства истинного эстетического наслаждения, лишенного всякого практического смысла и общественного значения.

Сторонники элитарного искусства противопоставляли себя массовому искусству, аморфной массе, тенденциям «омассовления» в культуре, выступали против пошлых идеалов сытой, мещанской жизни.

Теоретическое осмысление элитарной культуры нашло свое отражение в трудах Ф. Ницше, В. Парето, Х. Ортеги-и-Гасета и других философов.

Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гасета, который дал философскую оценку художественному авангарду XX века. В книге «Дегуманизация искусства» (1925) он делил людей на «народ» (массу) и элиту – особо одаренное меньшинство, творцов подлинной культуры. Он считал, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают аудиторию искусства на две группы:художественную элиту (выдающиеся люди, понимающие новое искусство) иширокую публику (заурядные люди, не способную его понять). Поэтому художник-творец сознательно обращается к элите, а не к массе, отворачивается от обывателя.

1 Додекафония (от греч.dōdeka : двенадцать +phōnē : звук) – метод сочинения музыки, разработанный в XX веке австрийским композитором А. Шёнбергом. Основывается на определенной последовательности 12 звуков различной высоты.

Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, сегодня они существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Авторы народных творений зачастую неизвестны. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. Ее субъектом является весь народ, функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.

В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике и др. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе, однако ситуация в постиндустриальном обществе меняется.

Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества, либо считающими себя таковыми. Она отличается сравнительной углубленностью и сложностью, а иногда и изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в тех социальных группах, которые имели благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства». Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Баха, трудна для понимания неподготовленным человеком.



Кругом потребителей элитарной культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, постоянные посетители музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Как правило, высокая культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. В случае, когда уровень образования населения возрастает, круг потребителей высокой культуры значительно расширяется.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века. Это время распространения средств массовой информации (радио, печать, телевидение). Через них она стала доступной представителям всех социальных слоев - «потребная» культура. Массовая культура может быть этнической или национальной. Эстрадная музыка выступает ярким ее примером. Массовая культура понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая массовая и широкая аудитория, поскольку она удовлетворяет «сиюминутные» запросы людей, оперативно реагируя на любое новое событие общественной жизни. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды.

С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки правящей элиты, а массовая культура – пристрастия «низов». Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре. Музыка классическая – пример высокой культуры, а музыка популярная – массовой культуры. Аналогичная ситуация с изобразительным искусством: картины Пикассо представляют высокую культуру, а лубок – массовую.

То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная музыка Баха относится к высокой культуре. Но если она используется в качестве музыкального сопровождения по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры. При этом она не теряет своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза, или рока не компрометируют сам высокой уровень авторского произведения.

Массовая культура выступает сложным социальным и культурным феноменом, характерным для современного общества. Она стала возможной из-за высокого уровня развития коммуникационных и информационных систем и высокой урбанизации. Одновременно массовая культура характеризуется высокой степенью отчуждения индивидов, потерей индивидуальности. Отсюда «идиотия масс», вследствие манипулирования и насаждения поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Все это лишает человека свободы и уродует его духовный мир. В среде функционирования массовой культуры трудно проводить истинную социализацию индивида. Здесь все подменяется стандартными моделями потребления, которые навязываются массовой культурой. Она предлагает усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Создается замкнутый круг: отчуждение > заброшенность в мире > иллюзии принадлежности массовому сознанию > модели усредненной социализации > потребление образцов массовой культуры > «новое» отчуждение.