Паспорт бандуры. Бандура — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12-25, на современных — 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко). Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них. Слово бандура заимствовано через польск. bandura из итал. pandūra, которое восходит через лат. pandūra к греч. πανδοῦρα «кифара».

История

Существует несколько теорий относительно происхождения украинской бандуры. Вероятно, её происхождение связано с кобзой, а не с гуслями. Гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке и не зафиксирован на Украине. Тем не менее, уже, примерно, в пятнадцатом веке на Руси бытовали шлемовидные, они же псалтериевидные гусли, которые имели большое количество струн, от 14 и до 20. Гусли были заимствованы у западноевропейских народов: на это указывает внешнее сходство и название гуслей-псалтырей с музыкальным инструментом псалтерий (лат. psalterium). Шлемовидные гусли появились на Руси в XIV веке.Они никак не могли стать праматерью русинской бандуры. Кстати, так и не найден образец самих древнерусских гуслей. После объединения с Литовским княжеством (1321 г.) ориентация русинских земель была направлена на западную культуру. Культурная ассимиляция с Россией началась с конца XVII в., когда многострунный украинский музыкальный инструмент «бандура» уже сформировался и бытовал (1740 г.).

В пользу тезиса о происхождении бандуры от кобзы говорят такие факты:

В XIX в. бандуры были симметричны, что присуще лютнеподобным инструментам;
Основные струны расположены на корпусе бандур зовутся «приструнки», то есть как часть струн ПРИ основных струнах на шейке;
Функциональные названия струн на грифе кобзы кое-где сохранились на бандурах;
Общность традиционного репертуара и форм деятельности кобзарей и бандуристов;
Конструктивные неудобства для исполнения на приструнках бандуры «думового порядка» в сравнении с абсолютным удобством его игры на грифе кобзы. Появление бандуры как инструмента гомофонно-гармонической музыкальной формации не могло произойти раньше появления и формирования самой системы в европейской музыке.

Бандура - украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко). Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах - хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.


Существует несколько теорий относительно происхождения украинской бандуры. Вероятно её происхождение связано с кобзой, а не с гуслями. Древнерусские гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли «бряцаньем». Такой способ игры присущ балалайке и не зафиксирован на Украине. Кстати, как не найден образец самих древнерусских гуслей. После объединения с Литовским княжеством (1321 г.) ориентация русинских земель была направлена??на западную культуру. Имперская культурологическая ассимиляция началась с конца XVIII в., Когда многострунный украинский музыкальный инструмент «бандура» уже сформировался и бытовал (1740 г.).

В пользу тезиса о происхождении бандуры от кобзы говорят такие факты:

В XIX в. бандуры были симметричны, что присуще лютнеподибным инструментам;

Основные струны расположены на корпусе бандур зовутся «приструнки», то есть как часть струн ПРИ основных Струн на грифе;

Функциональные названия струн на грифе кобзы кое-где сохранились на бандурах;
Общность традиционного репертуара и форм деятельности кобзарей и бандуристов;
Конструктивные неудобства для исполнения на приструнках бандуры «думового порядка» в сравнении с абсолютным удобством его игры на грифе кобзы. Появление бандуры как инструмента гомофонно-гармонической музыкальной формации не могло произойти раньше появления и формирования самой системы в европейской музыке.
[править]Использование

Кобза-Бандура родственна пандуре или Мандору. Все эти инструменты через средневековую лютню происходят от тюркского инструмента копуза и ближневосточного уда. Изображение кобзы-бандуры известны с 12 в.
Еще в 15 в. украинских кобзарей приглашали в королевский двор Польши, а в 18-19 вв. - в российский императорский двор. Крупнейшие давние кобзари - Т. Билоградський (известный лютнист, 18 в), А. Шут (19 в), О. Вересай (19 в) и другие.
В начале 19 в. * старосветская * бандура вытеснила кобзу. В разное время бандура была имела 7-9 до 20-30, а то и больше струн, изготовленных из жил, позже их обвивали медным проводом. Большое распространение бандура получила среди украинского казачества. На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров - исторические, думы, псалмы, канты и т.д..
Диатоническая многострунные бандура-это музыкальный инструмент с арфоподибним способом игры (без пережима струн на грифе). Образец 1840 (ошибочно датированный 1740) года находится в Санкт-Петербургской консерватории под названием «бандура Недбайло».
Происходит название бандуры - из латинского (пандура) через старопольскую (Barduny, ie Лютня).
В 17-ом столетии кобза была популярна на Украине, а с начала XVIII века мода на нее пришла также в аристократические круги России. Именно с целью отмежеваться от «холопского» названия «кобза» в барской среде и стали называть ее благородным и модным западным названием «бандора» на * латинском манер *. Такое название зафиксировано во многих польских источниках 17-го века, и в царском приказе 1738 года о создании музыкального учебного заведения в г. Глухове. «В польских словарях и описаниях инструментов бандура толкуется как казацкая лютня» (А. Фаминцын). О том, что по городам играют на бандурах, «а крестьяне... на гуслях», объясняя в скобках, что это «род бандуры» извещал 1788 г. А. И. Ригельман. Большинство свидетелей (Бергхольц, Штелин, Беллерман др.). Извещали о бандуре XVIII ст., Как «инструмент схож с лютней, но меньше по размеру и по количеству струн», « только ручка несколько короче »,« тон абсолютно схож с тоном лютни ». Итак, речь шла именно о «казацкой лютне» - кобзе. Но рядом существовали настоящие бандуры на «20 и более струн... на последних (многострунных бандурах) не все струны натягиваются вдоль грифа, половина - на самом корпусе" (А. Фаминцын).
Так, в начале XIX в.,существовали и лютнеподобные многострунные музыкальные инструменты, которые «украинизировались», стали называться бандурами, а исполнители на них - бандуристами.
Сравнивая бандуры с Вересаевой бандурой можно сделать выводы, что на бандурах основными струнами для игры были коротенькие приструнки, расположенные справа от грифа над декой инструмента, а басы на грифе несли второстепенную роль. На бандуре О. Вересая основные функции в исполнении мелодии и басов заложены в способе игры на грифе (как на гитаре), а шесть приструнок выполняли дополнительную функцию - увеличение диапазона при игре в одной позиции (народный способ игры, при котором рука не двигается вверх по грифу, а находится в одном месте).
Любая открытая струна (особенно жильная) звучит лучше прижатой без выкладках к грифу. Овладеть игрой на инструменте со стабильной высотой звука гораздо легче. Поэтому первые приструнки и подтолкнули музыкантов к созданию нового многострунного музыкального инструмента, который в XIX в. вытеснил лютнеподобну кобзу, переняв от нее определенные исполнительские традиции, а в некоторых сельских регионах и название самого инструмента.

Введение

Музыкальность - одна из характерных черт украинского народа.

Музыкальные традиции Украины существуют с доисторических времен.

Этому свидетельствуют трещотки из бивней мамонта, обнаруженные археологами возле Чернигова, а также флейты, найденные в Черновицкой области. Они датируются 18 тысячелетием до нашей эры.

Чаще всего музыка сопровождала обряды, церемонии и трудовые процессы.

Сегодня мы рассмотрим украинские музыкальные инструменты.

Бандура

Бандура - украинский народный струнный щипковый инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. На старых инструментах струн было 12-25, а современных может быть до 64. Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем более диатонический, а в современных инструментах - хроматический. Бандура - инструмент очень древнего происхождения. Имеет сходство с китайской и индийской баною; с испанской гитарой; с пандорой, на которой греки воспевали подвиги своих героев; а также с бзурою - народным инструментом крымских татар.

Составные части бандуры:

  • 1. Ручка - короткий и широкий гриф.
  • 2. Головка - отогнутая часть грифа.
  • 3. Колки - служат для подтягивания и опускания струн.
  • 4. Спидняк - кузов бандуры, имеющий вид выпуклого овала.
  • 5. Брямка - окружность овала спидняка, которая выдвигается немного в сторону для удобного помещения колочков, которые держат струны бандуры.
  • 6. Верхняк или дейка - дека, покрывающая спидняк.
  • 7. В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, плотно схваченная 2-3 винтами - приструнник, к которому прикрепляются струны.
  • 8. Голосник - круглое отверстие в середине деки для распространения звука.
  • 9. Кобылка - деревянная подставка между приструнником и голосником, на которой лежат все 12 струн.

БАНДУРА – украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и способу звукоизвлечения бандура родственна русским гуслям. Корпус неглубокий, деревянный, в старину долблёный, круглой, овальной, чаще грушевидной формы. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, в верхней правой её стороне имеется небольшой выступ для колков, называемый брямкой. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой с завитком или резным украшением. В старину корпус вместе с шейкой и головкой изготовляли из одного цельного куска дерева (ивы, ольхи или клёна). В разное время и у разных музыкантов бандура имела от 7-9 до 20-30 и более струн. Справа над декой натянуты короткие струны (приструнки), на которых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения (бунты). Приструнки металлические, басовые – в прошлом жильные, позднее обвитые канителью. Строй старинных бандура – диатонический, современных – хроматический. При игре правой рукой защипывают приструнки, левой – бунты (за редким исключением к шейке их не прижимают). Поскольку в бандурах старого образца использовались только открытые звуки, она перестраивалась в зависимости от звукоряда произведения. Чтобы извлечь более громкие звуки, к 2-4 пальцам правой руки прикрепляют особый плектр в виде кольца с пластинкой или напёрстка. Но и при этом бандура звучит мягко, приглушённо.

Существовали 3 школы игры на бандуре – черниговская, харьковская и полтавская. Представители каждой из них по-особому держали инструмент на коленях (с большим или меньшим поворотом и наклоном к корпусу исполнителя), применяли различные способы защипывания приструнков и бунтов и частично варьировали настройку струн. В настоящее время пользуются почти исключительно т.н. киевским методом игры, в основе которого – метод черниговской школы: бандуру держат в слегка наклонном положении, так чтобы плоскость деки была перпендикулярна корпусу, левой рукой защипывают бунты, правой – приструнки. Бандура применяется главным образом для сопровождения пению.

Бандура – один из старейших и самый любимый инструмент украинского народа. В прошлом пользовался распространением преимущественно в восточных районах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником бандуры считается кобза. Наиболее ранние литературные сведения о бандуре относятся к 15-16 вв., а изображения – к 18 веку. Большой популярностью бандура пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент бандуры кобзари, или бандуристы, пели украинские думы, различные народные песни. В наше время бандура стала подлинно массовым инструментом. Получило распространение коллективное исполнительство на бандурах – вокально-инструментальные капеллы бандуристов. Разрабатываются усовершенствованные конструкции бандуры. Так, В. П. Тузиченко и И. М. Скляром сконструированы оркестровые хроматические бандуры (прима, альт, бас, контрабас). Существуют бандура систем других мастеров.

Черниговская фабрика музыкальных инструментов организовала массовое производство бандур конструкции Скляра. Для бандур создаются специальные произведения, обрабатываются народные песни и танцы, образцы отечественной и зарубежной классики.

Кобза ж моя, дружино вірная,
Бандуро моя мальованая!

Этими словами смертельно раненный герой думы "На смерть казака-бандуриста" обращается к своему самому дорогому спутнику жизни. Но на чем же играл казак – на кобзе или бандуре?
Некоторые исследователи утверждают, что первая слава досталась кобзе. Бандура же подхватила эту славу, и как более усовершенствованный инструмент вытеснил кобзу.
Есть и другое мнение – что мол кобза и бандура почти одновременно на протяжении веков дополняли друг друга и стали инструментом, на который распространяется оба названия.
Постараемся разобраться с помощью статей Интернета.

Кобза - украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом, похожим на корпус лютни, и с небольшим, слегка отогнутым назад грифом. Играли на ней при помощи плектра. Инструмент был особенно распространен в XVI и XVII веках.
Предшественником кобзы является маленький лютневидный инструмент вероятно тюркского или булгарского происхождения.

Кобзари Кравченко и Дремченко из Харьковской губернии

Имя «кобза», «кобоз», «кобуз», и т. п. можно проследить вплоть до 1250 года, как в славянских, так и неславянских письменных источниках. Следовательно, появление инструмента можно отнести к более древним временам. Семантические исследования доказывают существование аналогичных инструментов в других стран: «kopuz» - Турция, «kopus» - Хорватия, «koboz» - Венгрия, «cobza» - Румыния, и т. п. Таким образом, расположение родины кобзы исключительно на древних территориях Украины будет неоправданным, но, несомненно, в этих землях инструмент приобрел свой окончательный облик.
Ибн Даста в Х столетии, говоря о Руси, отмечает следующее: «У них есть различные музыкальные инструменты, такие как лютни-кобзы, гусли, дудки, а так же дудки почти в два локтя длиной, тогда как кобза имеет восемь струн…»

Запорожские казаки (старинная гравюра)

Кобза, в конечном счете, становится любимым инструментом украинских казаков и широко распространяется среди сельского населения земель польских королей и русских царей, где он играл роль лютни Западной Европы. Украинская кобза неотъемлемый атрибут казака Мамая, персонажа кукольного театра Вертепа.
К. Хильдебрандт, участник шведской делегации к гетману Богдану Хмельницкому, посетив Украину в 1656-1657 годах, подробно описывает своё пребывание и приём, оказанный гетманом. В неформальной обстановке гетман играл на «лютне».

Алексей Иванович Петренко Песня 1985 г

Олег Омельченко Старый кобзарь 2006 г.

Людмила Хилобок Илюстрация к произведению "Наталка Полтавка" 2000 г.

Владислав Ерко Кобзарь (игральная карта)

Датчанин Адам Олеариус также упоминает некий тип «лютни», распространённый среди украинцев в ХVII веке.
«Инструмент, подобный лютне, но меньший по величине и с меньшим числом струн», «только гриф несколько короче», «тональность абсолютно подобна лютне» - все это сказано в XVIII веке о «казацкой лютне»- кобзе.

Около 1700 года некоторые украинские кобзы-лютни приобретают дополнительные струны. Такие инструменты сохранились только на рисунках. Не известно, было ли усовершенствование локальным изобретением или же пришло из Европы, но, несомненно, то, что данные инструменты были непосредственным предком торбана.

В XVIII веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и совершенному инструменту - бандуре, у которой не один, а два набора струн. Кобза окончательно вышла из употребления после 1850 года.

Бандура - музыкальный инструмент, распространенный в Малороссии; подробно описан известным малоросским композитором и собирателем народных песен Н. В. Лисенко в его реферате: "Характеристика музыкальных особенностей малороссийских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем", помещенном в брошюре: "Кобзарь Остап Вересай, его музыка, и исполняемые им народные песни".
Бандура чем-то напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.

Составные части бандуры:

Короткий и широкий гриф, называемый ручкой;
Отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки (килочки) для подтягивания и опускания струн;
Кузов бандуры имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком;
Дека, покрывающая спидняк, носит название верхняка, или дейки;
В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, схваченная плотно 2 - 3 винтами - приструнник, к которому прикрепляются струны;
В середине деки прорезано круглое отверстие - голосник для распространения звука.
Между приструнником и голосником, ближе к первому, помещена деревянная подставка - кобылка, на которой лежат все 12 струн.
Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 струн: 6 толстых и длинных и 6 более тонких и коротких. Число струн бывает и больше 12, иногда доходит до 25-30.
Более длинные, басовые, располагаются прямо, на корпусе и грифе. Короткие, называемые приструнками, расположены на корпусе веерообразно и настроены по ступеням гаммы, а в наши дни часто по полутонам.

Д.Безперчий Бандурист конец 19 века

Елена Иванова Летний аккорд

Есть несколько теорий происхождения слова «бандура», основывающихся, по большей части также на семантических изысканиях: «pandura» - Ассирия, «bandora» - Англия, «bandurria» - Испания, «panduri» - Джорджия, «pandzura» - Болгария, «pandura/tambura» - Сербия. Необходимо заметить, что первоначатльное название имеет мало общего с конкретным инструментом. Так английская bandora и украинская bandura, за исключением их названий, не имеют ничего общего. Тем не менее, тёзка из Англии имеет общие черты с украинской бандурой. Поляки узнали название инструмента от многочисленных итальянских музыкантов в начале ХVI века. Эти итальянцы (в большинстве своём еврейские переселенцы-музыканты) и были распространителями термина в Англию и на восток, в Польшу в эпоху Ренессанса.
«В польских словарях инструмент бандура описывается также, как казацкая лютня». (О. Фамицын).

М. Деряжный Бандуристка 1957 г.

По сию пору бандура - любимый украинский инструмент. На Украине организована Государственная капелла бандуристов. Существуют и самодеятельные ансамбли бандуристов.
Но старинные кобзу и бандуру не стоит путать с современной бандурой, принадлежащей скорее к семейству арф, цитр, гусель, и появившейся в начале ХIХ века. Хотя из-за запутанности номенклатуры название «бандура» используют для описания кобзы до 1800 года.

Всем хорошо известно имя классика украинской литературы, замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Он увековечил в своём творчестве образ кобзаря - народного сказителя, сопровождавшего свои песни-думы игрой на кобзе. Сборник своих стихов он также назвал «Кобзарь». Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя себе на кобзе - инструменте, от которого и пошло их прозвание. Потому и Тарас Шевченко называл себя кобзарем: ведь он тоже воспевал простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом.
В одной из статей прочел информацию, что последних кобзарей уничтожили Советы в 30е годы ХХ века, музыкантов собрали на конкурс, а после этого вывезли за город и расстреляли. Но документального подтверждения этому факту я не нашел.

Поэтому, думаю, можно сделать вывод, что казак в начале этого материала недаром обратился к своему инструменту словами и кобза, и бандура. Поскольку, как выяснилось, это два названия одного инструмента, который на протяжении веков прошел через серьезные конструктивные изменения и является гордостью украинской музыкальной культуры.

Материалы взяты из ВИКИПЕДИИ, энциклопедий и словарей, а также