Презентация на тему "этнический и религиозный состав населения мира". Религиозный состав населения мира

Земной шар населяет множество народов (этносов), находя­щихся на различных стадиях социально-экономического и куль­турного развития. Этносы представляют собой исторически сло­жившиеся на определенных территориях устойчивые совокуп­ности людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры.

Исторически самый ранний тип этносов - племя. В процес­се разложения первобытнообщинного строя родилась новая форма этноса - народность. Первые народности сформирова­лись в рабовладельческую эпоху. Особенно широко развернул­ся процесс образования народностей в период феодализма. С развитием капиталистических отношений и усилением эконо­мических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, происходит прекращение их в нации.

Нации отличаются устойчивой общностью территории, эко­номики и культуры, общим языком, общими чертами нацио­нального характера, четким этническим самосознанием.

Но, как подчеркивает С. И. Брук, трехчленное деление этносов (племя - народность - нация) с подразделением на­ций не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют существу­ющие во многих странах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы - иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, напри­мер, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Сво­еобразные «пограничные» группы формируются и в зоне эт­нических границ, где контактируют два и более народа. Ха­рактерная черта всех этих групп - наличие двойного этни­ческого самосознания.

Указанное выше трехчленное деление не учитывает также существования этнических общностей различных таксономичес­ких уровней. Разный таксономический ранг имеют, например, поморы - обособленная группа русских, русские (народ, или этнос), восточные славяне, наконец, славяне вообще. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей разного ранга, что и создает своеобразную их иерархию.

Противоположные им процессы этнического разделения, были характерны для доклассового общества, когда рост на­родонаселения приводил к членению племен и к расселению людей по земному шару. Но в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжали и позже играть замет­ную роль. Напомним, что переселение европейцев в Амери­ку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формиро­ванием там новых этносов. Новые народы возникали и при расчленении единых этносов изменяющимися государствен­ными границами.



Среди процессов этнического объединения различают кон­солидацию, ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую миксацию. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и эти процессы протекают одновременно.

Консолидация - это слияние нескольких родственных эт­носов (племен, народностей) в более крупный народ или же дальнейшее сплочение сформировавшегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. В первом случае речь идет о межэтнической консолидации, во втором -внутриэтнической. Межэтническая консолидация ускоряется в случае близкого родства народов, сходства их языков и культуры. Процесс этот происходил или происходит во многих стра­нах мира.

В составе любых народов имеются группы, сохраняющие какие-то отличия от основного этнического массива. Такие груп­пы, получившие наименование этнографических (сейчас их ча­сто называют субэтносами), представляют собой обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраня­ют некоторые особенности (они имеют свои диалекты или гово­ры, обладают спецификой в материальной и духовной культу­ре, могут отличаться в религиозном отношении и т.д.). Этног­рафические группы нередко образуются при ассимиляции на­родностью или нацией инонациональной группы.

Выделяются группы, отличающиеся от основной части эт­носа в конфессиональном отношении. К примеру, внутри мно­гих консолидирующихся народов Азии и Африки.

Имеются также общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых по­явились элементы общего самосознания, основанного на этно-генетической близости или на длительном культурном взаимо­действии, а в классовом обществе - и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, ро­манские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту.

Этноконфессиональные метаэтнические общности складыва­лись преимущественно в феодальную эпоху. Например, инду­изм оказал огромное влияние на всю общественную и культур­ную жизнь разноязычных народов Южной Азии.

Определение национального состава населения в различных странах мира, как отмечает СИ. Брук, дело сложное: ибо в связи с развитием процессов ассимиляции и консолидации во многих странах имеются довольно крупные группы населения с переходными формами культуры и национального самосоз­нания. К тому же приходится устанавливать, что представля­ет собой та или иная группа населения: является ли она народом (этносом), частью народа (субэтносом, этнографической группой), группой народов (метаэтнической общностью) или какой-то другой общностью (политической, расовой, конфес­сиональной и т.д.).

Учет населения, как мы уже отмечали, ведется в большин­стве стран мира. Однако во многих переписях (которые в неко­торых странах регулярно проводятся с конца XVIII - начала XIX в.) национальный состав населения либо вовсе не опреде­ляется, либо определяется недостаточно надежно.

На первых порах, когда понятие «национальность» еще не было сформулировано, задачи переписей сводились к уче­ту языков населения. До первой мировой войны вопрос о языке включался в программы переписей ряда многонациональных стран Европы (Бельгия, Швейцария, Австро-Венгрия), США, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка). Вопрос о родном языке ставился и в первой переписи России 1897 г. Прямой вопрос об этнической принадлежности («национальности») был вклю­чен только в 1920 г. в программу первой советской переписи населения.

Вопрос о родном языке (язык, как известно, является одним из этнических определителей) встречается в переписях доволь­но большого числа стран, иногда вместе с вопросом о нацио­нальности, но чаще без последнего вопроса (Финляндия, Бель­гия, Швейцария, Австрия, Испания, Греция, Турция, Пакис­тан, Индия, Канада, Мексика, Гватемала и др.). В некоторых переписях есть иногда и другие вопросы (племенная, кастовая, расовая и религиозная принадлежность, страна происхождения или рождения, гражданство), которые помогают корректиро­вать данные об основных этнических определителях (националь­ности и языке), а при отсутствии последних (что характерно для переписей во многих странах мира) могут быть использова­ны как косвенные данные для определения национального со­става населения той или иной страны.

Во многих странах, особенно развивающихся, в переписях населения ведется специальный учет численности «племен » или других близких к ним групп. Иногда этот учет ведут прави­тельственные ведомства, но чаще им занимаются исследовате­ли и различные научные и общественные организации. На ос­новании этих материалов может быть определена численность многих народов Африки, индейцев Америки и ряда других этносов.

Сколько всего народов на Земле? Исследователи обычно на­считывают в современном мире три-четыре тысячи различных народов - от самых мелких племен, численность которых из­меряется сотнями, а то и десятками человек (тода в Индии, ботокуды в Бразилии, алакалуфы и ямана в Аргентине и т.д.), до крупнейших наций, насчитывающих сотни миллионов че­ловек.

По данным ООН, к концу XX в. количество народов, чис­ленность каждого из которых превышает 1 млн. чел., состави­ло свыше 350 (в 1961 г. таких народов было 226, в 1987 г. - 310). На долю этих народов приходится более 97% всего насе­ления Земли.

В результате неравномерности естественного прироста насе­ления в разных государствах мира и у различных народов чис­ленность их существенно меняется. Например, численность та­ких крупных народов, как колумбийского, мексиканского, ал­жирского, перуанского, морокканского, азербайджанского и других, за период с 1960 по 1990 г. удвоилась, а хиндустанского, бенгальского, бразильского возросла наполовину. В то же время уменьшилось число немцев, англичан, русских и пред­ставителей ряда других народов.

Крупнейшими народами мира, численность которых превы­сила 100 млн. чел. являются: китайцы (более 1 млрд. чел.), хиндустанцы (Индия), бенгальцы (Индия, Бангладеш), американ­цы, бразильцы, русские, японцы, панджабцы (Пакистан, Ин­дия), бихарцы (Индия). Близки к этому рубежу по численности и мексиканцы, яванцы (Индонезия), телугу (Индия).

Важно выделить и классификацию народов по языку. Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая крупная из них - индоевропейская, на языках которой говорят более 150 народов Европы, Азии, Америки, Австралии, составляющие 1/3 всей численности на­селения Земли.

В состав индоевропейской семьи входят следующие груп­пы:

- славянская группа (русские, украинцы, поляки, белору­сы, болгары, сербы, хорваты, словаки, македонцы и тр.),

- бал­тийская группа (литовцы, латыши, эстонцы),

- германская груп­па (немцы, американцы, англичане, голландцы, шведы, авст­рийцы, датчане, норвежцы, евреи (говорящие на идиш и др.);

- романская группа (бразильцы, мексиканцы, итальянцы, фран­цузы, испанцы, аргентинцы, румыны, кубинцы и др.);

- иранс­кая группа (персы, курды, афганцы, таджики и др.),

- индоарийская группа (хиндустанцы, бенгальцы, панджабцы, бихарцы, синдхи и др.),

- армянская группа (армяне), албанская груп­па (албанцы),

- греческая группа (греки),

- кельтская группа (ир­ландцы, бретонцы).

Среди других языковых семей - уральская, алтайская груп­па (турки, узбеки, казахи, татары, монголы, башкиры, чуваши и др.), корейская, японская, китайско-тибетская (китайцы, бир­манцы, тибетцы и др.), нигеро-кордофанская (в основном наро­ды тропической Африки), индейская, австронезийская, центральноамериканская и др.).

Народы, населяющие земной шар, живут в своем большин­стве компактно. Смешанное в национальном отношении насе­ление характерно для районов, расположенных вдоль этничес­ких границ. Особенно пестрый национальный состав наблюда­ется в больших городах стран переселенческого типа, в государ­ствах с повышенной иммиграцией.

По разнообразию этнического состава страны мира можно разделить на три группы:

Многонациональные государства (США, Россия, Нигерия, Индонезия и др.);

Двунациональные (Бельгия, Кипр, Иран, Турция и др.);

Однонациональные (Германия, Япония, Швеция, Норве­гия, Австрия, Греция, Исландия, Португалия и др.).

Цели:

1. Познакомить с особенностями национального, религиозного состава России, с размещением народа по территории страны.

2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, атласы Волгоградской области.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка дом. задания- Тестирование

Проведём тестирование с последующей взаимопроверкой (ответы даются)подпишите работы

Тестирование

  1. Численность населения России (млн)

А)280 б)354 в)145

2.Место России по числу жителей

А)3 б)6 в)7

3. Естественный прирост

А)умершие б)родившиеся в) разность

4.Воспроизводство

А)убыль б)возобновление в) рост

5.Соотношение мужчин и женщин в России

А)58:72 б)30:60 в)50:75

3. Объявление темы урока

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

– С чем связаны эти понятия?

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами России и узнаем: каков национальный состав населения России и как он менялся; религиозная принадлежность народов.

Запишите тему урока: «Этнический, национальный, религиозный состав населения России». (на доске есть)

– мы с вами будем работать по следующему плану: На доске

1. Языковой состав населения России.

2. Размещение народов по территории.

3. Особенности национального состава Волгоградской области.

4. Религиозный состав населения России.

5.Практическая работа.

Наш урок пройдёт под эпиграфом: « от южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете, одна ты такая-

Хранимая Богом, родная земля!

3. Изучение новой темы.

Вводное слово учителя.

1. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы. Давайте вспомним, что такое этнос? (стр учебника-191)

2. 1. Мультимедиа иллюстрации -карта народов

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)

Россия – страна многонациональная, значит и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков. По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

3. Откройте атлас для 9класса - страница8- «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.

4.Работа с таблицей (учебник Алексеева 9 класс)

Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? -Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

2. А сейчас, вы по такому же плану(у каждого на парте)

(языковая семья, языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская(ответы)

3. Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы. численности по данным таблицы.

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

4. А каков национальный состав населения нашей Волгоградской области? (на отдельном листе)

5 . Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята трёх национальностей. Это русские, чечены, казахи. По нашей школе численность:

казахи -26; русские-13; чеченцы -10

И все мы стараемся жить дружно.

Статья 19 Конституции РФ

Огромное количество народов населяют Россию. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты (показ фото, мультимедиа иллюстрации. Сообщения, доклады о разных народах) . Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?

Выводы: (запись в тетрадь)

1. Россия – многонациональное государство.

2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

6. Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный (конфессиональный).

Посмотрите на карту религий –какие основные религии распространены в России? (мультимедиа фильм.)

- Какая религия преобладает (православие) .

Сравните карту религий и народов России. Назовите народы, исповедующие православие? Церковь -фильм

А какую религию исповедуют остальные народы Северного Кавказа? (ислам) Какие народы еще исповедуют ислам? . Мечеть -фильм

Какая третья религия? (буддизм). Ее исповедуют лишь три народа в России, попробуйте их правильно определить Храм -фильм

Какие еще религии представлены в России? (традиционные, Север)

Закрепление. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России»

Я надеюсь, что вы определили, к какой языковой семье, группе относится ваш народ. Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.1 – название этноса 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (ответы детей).

6. Подведение итогов урока.

Что нового для себя узнали?

Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: §40. письменно в тетради вопросы после текста.


Расовый и этнический (национальный) состав населения

В решении вопросов, связанных с обоснованием размещения производительных сил, большое значение имеет изучение расового и этнического (национального) состава населения, т. е. соотношения представителей отдельных рас и народов, их размещения, правового положения, трудовых навыков и т. д.

Все человечество по характерным особенностям внешнего облика людей принято делить на три большие расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную.

Представители европеоидной расы, составляющие 47% общего числа жителей Земли, до великих географических открытий проживали в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в Индии, в дальнейшем расселились по всему свету. Люди монголоидной расы, составляющие 37% населения Земли, живут, главным образом, в Восточной и Юго-Восточной Азии. К монголоидной расе относится и коренное население Америки -- индейцы. Представители экваториальной, или негро-австралоидной, расы (около 5% населения Земли) обитают в основном в Африке.

Остальная часть жителей планеты (около 11-12%) относится к смешанным и переходным расовым группам, образовавшимся в результате миграций и смешения расовых типов.

Большие расы, в свою очередь, делятся на так называемые малые расы. Например, европеоидная раса делится на северную, балтийскую, альпийскую и ряд других малых рас.

Человеческие расы -- группы людей, связанных общностью происхождения и внешних физических признаков (цвет кожи, характер волосяного покрова, черты лица и т. д.), сложившихся в далеком прошлом под влиянием природной среды. Признаки эти в основном адаптивного характера, приобретенные человеком в результате приспособления к условиям природной среды.

Нации (народы, этносы) складывались по мере развития общества обычно из представителей нескольких малых или больших рас.

Характерные признаки сложившейся нации таковы: общность территории, языка, экономической жизни, национальной культуры, чувство патриотизма.

Таким образом, народы (этносы) -- это группы людей, объединенные исторически сложившимся единством языка, территории, хозяйственной жизни и культуры, национальным самосознанием. В мире насчитывается около 4 тыс. народов, которые могут быть классифицированы по разным признакам, в том числе по численности и языку.

К многочисленным (от 100 и более млн человек) народам принадлежат: китайцы -- хань (представители народности хань проживают в основном в Китае и составляют более 95% населения этой страны), хиндустанцы (жители Индии, составляют около четверти населения этой страны), американцы (США), бенгальцы (основное население Бангладеш и индийского штата Западная Бенгалия), пенджабцы (в основном жители Пакистана и индийского штата Пенджаб), бихарцы (жители индийского штата Бихар, Бангладеш, Непала), русские, бразильцы, японцы, мексиканцы, яванцы.

Численность лее большинства народов невелика -- менее 1 млн человек.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства, т. е. с учетом родственности происхождения языка. По этому признаку все народы объединяются в языковые семьи. Всего таких семей около 20. Самая распространенная из них -- индоевропейская семья, на ее языках говорит почти половина всего человечества. В составе индоевропейской семьи выделяются славянская, романская, германская, кельтская, балтийская и другие языковые группы. К числу широко распространенных относятся также китайско-тибетская, алтайская, уральская, кавказская, нигеро-кордофанская, семито-хамитская семьи языков.

В соответствии с национальным составом населения все страны мира подразделяются на однонациональные и многонациональные. В целом в мире преобладают многонациональные государства, в некоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Представителями таких государств могут служить Индия, Китай, Индонезия, Пакистан, Иран, Россия, США, большинство стран Африки. Примеры однонациональных государств -- Польша, Венгрия, Германия (в Европе), Чили (в Латинской Америке), Япония, Корея, Бангладеш (в Азии), Австралия.

Россия - многонациональное государство. Каждый из ее народов отличается историческими традициями, культурой, укладом жизни. Крупнейшие по численности народы (русские, татары) соседствуют с такими малыми, как энцы и ороки (около 200 чел.), тофалары (700 чел.) и ижорцы (800 чел.). Малые народности и большие народы представляют человеческие общности - этносы.

Этнос - исторически сложившаяся на основе природного окружения группа людей, обладающая определенной территорией, определенной системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием.

Одним из ведущих ученых - исследователей этносов был известный историк, географ и этнограф Л. Н. Гумилев.

Этносы, в свою очередь, объединяются в суперэтносы. В состав российского суперэтноса на разных исторических этапах органично влились различные этнические сообщества. В свою очередь, каждое из них имело свою этническую историю. История формирования российского суперэтноса на территории нашей страны происходила на фоне разнообразных ландшафтов.

Всномните иа курса истории, как происходило объединение земель вокруг Московского княжества. Как формировалась территория Российского государства?

Многообразие ландшафтов на территории России привело к мозаичности этносов. Этносы горных областей схожи между собой в своем поведении, так же как этносы равнин между собой. В процессе формирования каждый новый этнос обособлял себя от соседних. Любой этнос имеет древние корни одного предка или даже нескольких предков.

Российская империя сформировалась как государство, в котором живет множество народов. Процесс объединения многочисленных народов в составе России проходил сложно и не всегда бескровно. Многие национальные проблемы так и не были решены. В советское время получение многочисленными народами своих национальных автономий сопровождалось насильственным перемещением народов - депортациями. В период с 1937 по 1957 г. насильно было перемещено 1.6 млн человек, представителей ингушей, чеченцев, балкарцев, калмыков, немцев Поволжья, курдов, турок-месхетинцев, крымских татар (рис, 64). Отголоски этого «переселения народов» проявляются во многих современных этнических конфликтах, происходящих на территории нашей страны.

Рис. 64. Депортация народов в СССР

В период индустриализации доля русских увеличилась на Украине, а затем и з других национальных республиках. В период освоения целинных земель росло число русских в северном Казахстане. В период с 1979 по 1989 г. наметилась обратная тенденция - реэмиграция (возвращение) русскоязычного населения. После распада СССР процесс возвращения русскоязычного населения из вновь образовавшихся стран СНГ усилился.

Рассредоточенность по территории России многих народов и общая этногеографическая смешанность населения делают практически невозможным выделение «чистых» в этническом отношении территорий. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Поэтому, несмотря на существование на территории России многочисленных автономий, необходимо исходить из интересов всех народов.

Языковой состав населения. Сколько же народов живет сегодня на территории нашей страны? Согласно последней переписи населения на территории нашей страны проживало более 100 народов. Многочисленные народы классифицируют по принадлежности к той или иной языковой семье.

По сходству языков народы России относят к четырем языковым семьям; индоевропейской (89% населения), алтайской (7%), кавказской (2%) и уральской (2%). В состав языковых семей входят различные языковые группы (рис. 65).

Однако этническая мозаика народов России не ограничивается представителями этих четырех языковых семей. Среди граждан России широко распространены представители палеоазиатской (эскимосы, алеуты), семито-хамитской (евреи) языковых семей.

В числе более чем 160 языков народов России есть и языки, распространенные за пределами нашей страны. Многие из них (украинский, белорусский, казахский, армянский, азербайджанский) довольно широко распространены.

Основная масса населения (95%) считают родным свой национальный язык. Национальные языки дольше сохраняются у населения, проживающего в сельской местности, и особенно в пределах национально-территориальных образований. Наиболее многоязычная республика России - Дагестан, Быстрее замена родного языка происходит у горожан, а также у населения, живущего за пределами своих национальных республик. Большинство республик объявило свои национальные языки государственными. Роль национальных языков сохраняется как в литературном творчестве народов России, так и в официальном обращении, на них создаются основные документы.

Важную роль в межнациональном общении играет русский язык. За ним официально закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН Организации Объединенных Наций), а по числу - говорящих на нем он занимает 5-е место в мире. На нем говорят русские (80% населения России), а также им свободно владеет еще 16 млн человек нерусского населения. Таким образом, из числа нерусских народов 88% хорошо знают русский язык, в том числе 28% считают его родным. Всего же на территории нашей страны 98% населения свободно владеют русским языком.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

. Расовый состав на-селения различных регионов мира приведен в табл. 2.

Таблица 2. Расовый состав населения регионов мира (%)
Раса Мир СНГ Зарубеж-ная Европа Зарубеж-ная Азия Африка Америка Австралия и Океания
Европеоидная 42,3 86,3 99,3 29,2 27,0 52,0 75,4
Монголоидная 20,0 0,6 0,1 31,2 6,0 0,4
Негроидная 7,0 0,2 0,1 54,0 7,0
Австралоидная 0,3 0,3 18,1
Смешанные и переходные типы 30,3 13,1 0,4 39,2 19,0 35,0 6,1
Все население 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Около 70 % жителей нашей плане-ты являются представителями чи-стых рас, остальные 30 % — предста-вителями смешанных и переходных типов. Доля смешан-ных и переходных типов наиболее ве-лика в Зарубежной Азии и Америке. Для населения Центральной Азии, части населения Латинской Америки (метисы, или латинос) характерны признаки одновременно европеоид-ной и монголоидной рас. Представи-тели смешанных и переходных типов европеоидной и негроидной рас про-живают в восточной части Сахели в Африке, европеоидной и австралоидной рас — в Южной Индии, монголо-идной и австралоидной рас — в Юго-Восточной Азии, Японии, южной ча-сти Китая и на острове Мадагаскар.

Этниче-ский состав . Этнос (народ) (от греч. etnos — племя, народ) — исторически сложившаяся на определенной тер-ритории устойчивая общность людей, обладающих совокупностью следую-щих признаков: единство территории на начальных этапах развития, об-щие особенности культуры, религии, психики и хозяйственно-бытовых от-ношений, единство языка и сознание своего единства, выраженного в само-названии — этнониме. При определе-нии этнической принадлежности наи-более важным является как раз по-следний признак.

В современном мире выделяется около 5 тыс. народов. Численность десяти из них превышает 100 млн че-ловек («народы-гиганты» ): китайцы — 1 270 млн че-ловек, хиндустанцы и американцы США — по 275 млн, бенгальцы — 230 млн, бразильцы — 180 млн, рус-ские — 140 млн , японцы — 127 млн, пенджабцы и бихарцы — по 120 млн, мексиканцы — 105 млн человек. Суммарная численность этих наро-дов составляет 42,6 % мирового населения.


Все страны мира делятся на одно-национальные (в них доля одного (ти-тульного) народа превышает 90 %), двунациональные (в них наблюдается примерно равное соотношение между двумя народами) и многонациональ-ные (в них проживает большое число как однородных, так и разнородных народов, ни один из которых не пре-обладает явно по численности). Одно-национальные страны наиболее ха-рактерны для Европы (здесь национально-территориальное раз-межевание уже завершилось), Север-ной Африки и Ближнего Востока (по-давляющую часть населения этих стран составляют арабы), Латинской Америки, Австралии и Океании (по-сле обретения независимости здесь на базе выходцев из бывших метрополий сложились свои собственные, весьма однородные нации).

Типичными при-мерами двунациональных стран яв-ляются Бельгия, 58 % населения ко-торой составляют фламандцы и 33 % — валлоны, и Канада, в которой 40 % населения приходится на англо-канадцев и 28 % — на франко-канадцев. Многонациональные стра-ны преобладают в Океании, Азии и Африке. Среди них особым этниче-ским разнообразием выделяются Па-пуа — Новая Гвинея (здесь прожива-ют представители примерно 750 на-родов и племен), Индия (650), Судан (около 600), Нигерия (434), ДРК (око-ло 300), Индонезия, Камерун и Чад (в каждой около 200), Россия (176).

Язык как средство общения между людьми появился примерно 50 тыс. лет назад. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. языков, которые объединяются примерно в 20 языковых семей . Наиболее многочис-ленными (по количеству носителей языков) являются индоевропейская (3 млрд человек, или 45 % мирового населения) и сино-тибетская (1,5 млрд человек, или 22,5%) языковые се-мьи. За ними следуют нигеро-кордофанская (7%), афразийская (6 %), австронезийская (5 %) и дра-видская (4 %) языковые семьи. Носи-тели языков индоевропейской языко-вой семьи составляют подавляющее большинство населения Европы, Се-верной и Латинской Америки, Ав-стралии и Океании, а также значи-тельную долю населения Азии.

В со-ставе этой семьи выделяется 11 язы-ковых групп , из которых пять основ-ные : индоарийская (16 % мирового населения), романская (12%), гер-манская (9 %), славянская и иран-ская. Народы, говорящие на языках сино-тибетской, австронезийской и дравидской языковых семей, прожи-вают почти исключительно в Азии, а на языках нигеро-кордофанской се-мьи — в Африке. Народы, относящи-еся к афразийской языковой семье, как следует из ее названия, прожива-ют и в Африке, и в Азии.

В мире насчитывается больше все-го носителей китайского (1 270 млн человек), английского (510 млн), хинди с урду (490 млн), испанского (420 млн), русского (285 млн), араб-ского и бенгальского (по 230 млн), португальского (190 млн), немецкого и французского (по 130 млн) языков. Хинди и урду — один язык, исполь-зующий в разных странах разную письменность (хинди в Индии — древнеиндийскую письменность де-ванагари, урду в Пакистане — араб-скую вязь).

Территориально наибо-лее широко распространены языки английский (в 58 странах это един-ственный официальный язык или один из официальных языков), фран-цузский (в 31), арабский (в 24), ис-панский (в 21) и португальский (в 8). Это объясняется тем, что Великобри-тания, Франция, Испания и Порту-галия некогда владели обширными колониальными империями. Шесть наиболее распространенных языков в мире — английский, арабский, ис-панский, китайский, русский и французский — используются в ка-честве рабочих языков ООН .

Религиозный состав населения мира также отличается значительным разнообразием. Всего в мире выделяет-ся двенадцать основных религий (от лат. religio — связывание, повторное обращение): христианство, ислам, буддизм, индуизм, сикхизм, джайнизм, зороастризм, конфуциан-ство, даосизм, синтоизм и иудаизм. На них приходится 95 % общей численно-сти верующих и 80 % мирового населе-ния. Остальные верующие исповедуют разнообразные родоплеменные куль-ты, наконец, примерно 1/5 жителей планеты являются атеистами.

По числу последователей (верую-щих) выделяются три религии:

Остальные религии: например, буддизм - 360 млн чел.), конфу-цианство и даосизм — суммарно 250 млн, синтоизм — 100 млн, сик-хизм — 25 млн человек и т. д. Террито-риально наиболее широко распро-странены христианство, ислам и буд-дизм. По этой причине эти религии принято считать «мировыми».

Хри-стианство представлено во многих странах всех регионов мира, ислам — преимущественно в Азии и Африке, буддизм — в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Христиан-ство подразделяется на католицизм (1,1 млрд человек), который больше всего распространен в Южной, Запад-ной и Восточной Европе, Латинской и Северной Америке, Африке, проте-стантизм (около 700 млн человек), имеющий наибольшее число последо-вателей в Средней и Северной Европе, Северной Америке, Африке, Австра-лии и Океании, и православие (200 млн человек), которое почти не выходит за пределы Восточной Европы.

Ислам распространен более чем в 30 странах мира и является наиболее быстрора-стущей религией. В исламе выделяют-ся суннизм (84 % общей численности мусульман) и шиизм (16 %), который получил распространение в Иране, Ираке, Азербайджане, Ливане, Бахрейне и некоторых других странах. Албанцы - единственные европейские мусульмане (коренные).

Буддизм подразделяется на последователей Махаяны (с ламаизмом) (2/3 общей числен-ности буддистов), распространенный в странах Восточной Азии и во Вьетна-ме, и Хинаяны (1/3), представлен-ный в остальных буддистских странах Юго-Восточной Азии и Шри-Ланке. В Росссии только Калмыки буддисты - единственные европейские буддисты!

Остальные религии принято считать «национальными»: индуизм распространён лишь в Индии и Непале, сикхизм , джай-низм и зороастризм — только в Ин-дии, иудаизм — в Израиле, бахаизм — в Иране и некоторых других мусуль-манских странах. В Китае тесное пере-плетение обрядовых традиций буддиз-ма, конфуцианства и даосизма способ-ствовало формированию новой китай-ской национальной религии сань-цзяо. Похожая ситуация сложилась в Японии, Северной и Южной Корее. Культурные традиции населения Се-верной и Южной Кореи объединили элементы буддизма и местных корей-ских верований, Японии — сразу трех религий: буддизма, конфуцианства и местного синтоизма.