Способы и средства изображения действительности в искусстве. Способы отражения действительности в искусстве

В романе Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопроса о путях разрешения социальных противоречий разделяли интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре общественной борьбы стоит фигура революционера-разночинца Евгения Васильевича Базарова. Это мощная, титаническая личность.

Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «учениками».

Вот, например, Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, он вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает». Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, даже великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит «говорить красиво», предпочитает праздный образ жизни трудовой деятельности. Нигилистические убеждения не становятся его натурой, как у Базарова. Постепенно между приятелями назревает конфликт, Аркадий все чаще не соглашается с другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается.

Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает несходство между ними: «Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это не годится… Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти не может… А мы драться хотим…» В сущности, Аркадий - «мякенький либеральный барич», и поэтому он так легко отказывается от демократических убеждений. «Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким был прежде»,- говорит он Кате. В конце романа мы видим его рьяным хозяином, ферма которого приносит значительный доход.

Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть в романе персонажи, изображенные с презрительной насмешкой. Это, во-первых, «ученик» Евгения, как он сам представляется, Ситников и эмансипированная Кукшина. Эти люди тоже говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе мысли… Но на самом деле они - лишь карикатура на нигилистов. Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.

На фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное одиночество.

Спор Базарова и Кирсанова

Спор Базарова и Кирсанова (X глава) -- высшая точка в развитии конфликта демократов и либералов. Спор развивается по нескольким направлениям.

Первое направление в споре -- о роли дворянства. Павел Петрович считает аристократов основой общества, так как они живут по принципам, уважая себя и требуя уважения от других. Базаров же полагает, что бездействующие люди основой общества быть не могут.

Второе направление -- о роли демократов. Базаров руководствуется в своих действиях тем, что признает полезным для народа, для общества. В теперешнее время, считает Базаров, полезно все отрицать, и он отрицает самодержавие, крепостное право, религию. Слабой стороной Базарова является отсутствие положительной программы. «Строить -- это уже не наше дело», -утверждает он.

Третья линия в споре -- отношение к народу. Павел Петрович говорит о своей любви к народу, восхищается его патриархальностью, религиозностью. На деле же он, разговаривая с крестьянами, отворачивается «и нюхает одеколон». И вряд ли крестьянин признает в нем своего соотечественника

Базаров презирает и ненавидит все, что ведет к невежеству, отсталости крестьян, и в то же время сознает свою кровную связь с народом, считает себя выразителем «народного духа» не только потому, что его дед землю пахал, но и потому, что он сам выражает передовые идеи времени и собирается действовать во имя интересов народа.

Четвертая линия в споре -- отношение к искусству и поэзии. Базаров считает, что:

· «Порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта»;

· «Природа -- не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;

· «Рафаэль и гроша медного не стоит».

Эти взгляды Базарова неслучайны. Для передовой молодежи 60-х годов XIX века было характерным увлечение естественными науками. Открытия Сеченова, Боткина, Пирогова способствовали тому, что материализм все более завоевывал признание общества, а искусство и поэзия отодвигались на второй план.

В 1862 году Тургенев описывает роман "Отцы и дети". В тот самый срок намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым пребывает его приятель Аркадий. Они совместно учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он от всего сердца разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют "молодая смелость да молодой задор". Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко потом от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья - дело на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он "мяконький либеральный барич". В "молодом задоре" либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - "пустяки". Либералы не "дерутся", а "воображают себя молодцами; революционеры же биться хотят". Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий "невольно любуется собою", ему приятно "самого себя бранить". Базарову это скучно, ему "других ломать надо". Аркадию только хотелось глядеться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он вечно оставался "либеральным баричем".

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И в этом месте, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал".

Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа - объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.

По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только глупец может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.

Идеал же Аркадия - как раз в семье, в имении, в чем он ещё больше убеждается после знакомства с Катей.

Базаров близок к крепостным людям. Он для них "свой брат, не барин". Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян вечно остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что "каждый человек сам себя воспитать должен". Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова более того по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: "Люблю, Аркадий!"

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него "Рафаэль гроша медного не стоит...". Он полагает, что "в 44 года игрывать на виолончели глупо", а Пушкина читать - "никуда не годится". Искусство он считает формой наживы. Для него "порядочный химик полезней всякого поэта", а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это - крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает важность ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.

Аркадий и Базаров как бы противостоят приятель другу, и в этом - конфликт романа, явленный приемом контраста.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но выложить их -для Базарова романтизм.

Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается "либеральным баричем".

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - это произве­дение о современниках автора, поскольку время действия в романе и время его издания практически совпадают. Ничего не приукрашивая, Тургенев сумел показать основ­ные проблемы общественной жизни второй половины XIX века, в том числе и извечный конфликт поколений - «от­цов» и «детей». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров - представите­ли нового, молодого поколения. С самых первых страниц мы понимаем, насколько Аркадий дорожит дружбой со своим «добрым приятелем», который действительно является не­заурядной личностью, обладающей четко выраженными принципами и убеждениями. Добрый, чувствительный, достаточно мягкий и «пус­той» Аркадий Кирсанов сразу же понимает необыкновен­ность своего нового знакомого и, практически не разду­мывая, принимает чужие мысли, мнения, установки. Поэтому мы и видим в дальнейшем конфликт, который развивается в душе молодого Кирсанова между его реаль­ными взглядами, опытом - и всем тем, что он так быстро решил «принять». Именно поэтому Аркадия за­девают и даже иногда оскорбляют выпады Базарова против Кирсановых-старших, их образа жизни, воспитания, прин­ципов, но молодой человек не только не противоречит своему авторитетному другу, но и пытается найти в его словах зерно истины. С самого начала видно, что эта дружба - неравная. Да и можно ли назвать дружбой отношения, которые ценны лишь для одного? Очарованный внутренней силой, энерги­ей, необычным мировоззрением Базарова, Аркадий готов простить другу его невежливость и бестактность, но сам нередко попадает в ситуации, когда становится объектом насмешек по совершенно неожиданному поводу. Впечат­лительный, мечтательный Кирсанов умеет чувствовать пре­красное, он часто восхищается произведениями искусства, не оставляет его равнодушным непередаваемая красота природы. Но его восторг, искренние глубокие чувства так часто натыкаются на ядовитую усмешку друга, считающе­го, что искусство - это чепуха, «романтизм», «художество», а «природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». И здесь проявляется слабость Аркадия - не в том, что не умеет переубедить Базарова, а в том, что ощу­щает чувство вины, смущение за свою искренность, откро­венность, мысли. Не всегда понимая и принимая поступки Базарова, Аркадий готов соглашаться с ним практически во всем, но он ясно ощущает, что его приятель не слишком дорожит их дружбой, не видит в нем самоценной, инте­ресной личности. Поэтому, когда Аркадий вступает в спор с отцом и дядей по поводу несогласия в убеждени­ях, он говорит не только от имени себя лично, но и от имени друга: «мы не признаем авторитетов», «мы долж­ны исполнять эти требования, мы не имеет права преда­ваться удовлетворению личного эгоизма». Это «мы» гово­рит о неуверенности Аркадия, он постоянно обращается за поддержкой. Да и речь его становится слишком напыщенной, «красивой». Слишком разные эти два молодых человека, и мы по­нимаем, что на самом деле у каждого из них - своя доро­га. И все-таки Базарову нужен был зачем-то Аркадий, за­чем-то он держал его около себя! Откровением прозвучал для Аркадия отзыв Базарова о Ситникове - его бывшем «ученике», пародии на убежденного человека, крикливой и бестолковой: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» В это мгновение Аркадию ясно открылась не только «вся бездонная пропасть базаровского самолюбия», но и бездна, разделяющая его и Евгения: «Эге, ге!... Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?» В конце романа дороги друзей расходятся, поскольку для Базарова были ценными в жизни лишь его убеждения, и он всегда шел на решительный разрыв с теми, кто сочув­ствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни его силой духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог стать лишь ненадежным попутчиком. Находя в Аркадии не только бесхарактер­ность и слабость, но и черты враждебного ему дворянского мира, Базаров при прощании сказал ему: «...мы прощаем­ся навсегда, и ты сам это чувствуешь... В тебе нет ни дерзости, ни злости... Ты славный малый; но ты все-таки мяконький, либеральный барич...» Роман Тургенева «Отцы и дети», заставил меня заду­маться о многом: какой должна быть человеческая друж­ба, как вести себя, если не согласен с товарищами, до какой степени стоит принимать убеждения и авторитеты друга? Тургенев не давал ответов, он ставил нужные вопросы, и дело читателей - понять их, решить, задуматься о своей жизни.

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - два друга, которые вместе учатся в медицинском университете. Кирсанов пригласил на летние каникулы Базарова в гости в имение к своему отцу. С их приезда в Марьино и начинается повествование романа «Отцы и дети».

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное - ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он - лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова - интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.