Ван дейк картины. Ван дейк

ВАН ДЕЙК Антонис (van Dyck ) (1599-1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. . Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.

ВАН ДЕЙК (Van Dyck, Dijk ) Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета 17 в.

Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.

Ранний антверпенский период

В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. 1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден; «Самсон и Далила», ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон; «Св. Мартин и нищие», ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок).

Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью («Семейный портрет», между 1618 и 1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; Изабеллы Брант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон).

Итальянский период

В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалось активным изучением итальянской живописи, особенно , и стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняя представительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портрете ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галерея Питти, Флоренция).

Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон; «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», собрание Фрика, Нью-Йорк; «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон; «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя; «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей; «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург; «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем).

Второй антверпенский период (1627-1632)

В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника - баловня судьбы.

Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 «Иконографию» - сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).

Английский период

В 1632 по приглашению короля Ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.

В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632, Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; Артура Гудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с их эмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портрет Карла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары.

По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля Ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.

В Антверпене. Последние годы жизни

Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.



Антонис Ван Дейк прожил не долгую, но яркую жизнь. Он был учеником самого Рубенса. И даже в какой-то период художественное мастерство юного Ван Дейка стало на одну ступень с творчеством его учителя. Об этом свидетельствует лист секретаря выдающегося английского коллекционера графа Ерендела, в котором он сообщает своему господину о том, что "художественные произведения ученика Рубенса (шла речь о Ван Дейка) оцениваются искусствоведами так же высоко, как и картинам его учителя".



Антонис ван Дейк (Рубенс - траур по жене)



Портрет Мари Русвен, жены художника

Размах таланта Антониса оказался в разножанровых картинах. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета. В детских портретах он достиг чрезвычайной нежности, а в полотнах на религиозные сюжеты - глубокой одухотворенности. Множество его картин на религиозные и мифологические сюжеты имели незаурядный спрос у церковных и светских заказчиков. В Венской академии изобразительного искусства доныне сохраняется замечательный за выполнением автопортрет самого художника, написанный им в возрасте 16 годов. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Воротничок рубашки выписан одним смелым мазком билила, который свидетельствует о редком для такого юного художника мастерстве и уверенности в себе. Такая отшлифованная техника и ощущение своей силы - характерные черты творчества Антониса Ван Дейка. Историки назвали его вундеркиндом - художником от природы.


Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии). Получил блестящее образование. Кроме фламандского языка, Антонис владел испанским, итальянским, французским и английским; имел блестящие знания из истории, теологии и мировой культуры. Учиться рисованию мальчик начал в 10 лет у известного на то время мастера Хендрика Ван Балена. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом. До наших времен сохранился контракт, подписанный Рубенсом в 1620 году из настоятелей церкви иезуитов в Антверпене. Ван Дейк - единственный, названный по имени, помощник Рубенса из росписи потолка этой церкви. Но уже тогда в своих ранних работах молодой мастер стремился отойти от прямого подражания приемам славного учителя и достичь самостоятельных глубин в изображении художественного образа. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид.


Некоторое время Антонис Ван Дейк работал при дворе английского короля Якова І, который назначил художнику "ежегодный пенсион", однако парень отказался от предложения оставаться в Лондоне и попутешествовал в Италию - для завершения своего художественного образования. Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. От четырехлетнего путешествия потомкам остался "Итальянский альбом" Ван Дейка. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека ("Портрет кардинала Г. Бентиволе").


Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом наибольших аристократических семейств города. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов ("Маркиза Улена Гримальди", "Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли", "Паола Адорно с сыном", "Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли", "Маркиза Бальбиани", "Семейство Ломеллини", "Старый сенатор"). В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен.


В1627году Ван Дейк возвращается в Антверпен, где занимает должность придворного живописца эрцгерцогини Изабеллы. Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Он продолжает работать в жанре портрета, создает религиозные и мифологические композиции, осуществляет уникальное издание серии гравюр "Иконография Ван Дейка", которая состоит из ста портретов выдающихся современников того времени. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника, фаворита, любимца судьбы.




старшие дети Карла


В 1632 году по приглашению короля Карла I Ван Дейк едет в Англию и становится "главным живописцем на службе Их величества", получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Благодаря браку с Мэри Рутвен, молодой фрейлины королевы, перед Ван Дейком отворяется мир английской аристократии. В Лондоне Ван Дейк проживал в чрезвычайной роскоши: держал слуг, кареты, коней, музыкантов, певцов и клоунов, которые развлекали его титулованных посетителей, которые приходили позировать для портретов. Кстати, Ван Дейк был настолько популярным, что позировать для его портретов считалось честью. Банкир Еберхард Ябах, который был приятелем Ван Дейка и неоднократно служил ему моделью, рассказал, как обычно действовал художник: живописец назначал модели день и время сеанса и никогда не работал больше часа над одним портретом. Когда время исчерпывалось, он вставал, кланялся, давая модели понять, что на сегодня достаточно и договаривался о дне и времени следующего сеанса, после чего заходил лакей и готовил новую палитру, а Ван Дейк принимал другого заказчика, приглашенного им на этот час. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами.




Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла І ("Портрет Карла І верхом", "Карл І на охоте", "Карл І в трех ракурсах"), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. В портретах английских аристократов Ван Дейк стремился воплотить свой идеал духовно утонченной личности, показать не только внешнее преимущество, но и аристократизм духа. Во время пребывания на должности главного живописца английского короля Антонис Ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, рисовал там портреты официальных лиц. Он получил от антверпенской гильдии звание "почетного декана", которое раньше принадлежало его учителю Рубенсу, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ, циклом обоев для дворца Уайтхол в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего дважды приезжал в Париж. Однако напряженная работа недодала сил художнику - хрупкий от природы он тяжело заболел, а вскоре, 9 декабря в 1641 г., умер и был похоронен в лондонском соборе Святого Павла.





Виллем II и Марии Стюарт























Невзирая на короткую творческую жизнь, которая длилась всего лишь 20 лет, наследство Антониса Ван Дейка насчитывает свыше 900 полотен, которые уникальны техникой выполнения и сюжетами и действительно принадлежат к мировой казне изобразительного искусства.


Статуя Антонис ван Dijck у входа в Меир в Антверпене.

Антонис ван Дейк. Автопортрет. 1618-19

Эпоха Барокко. Нидерланды. XVI век.

22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, Франса ван Дейка, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк. Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Его способности к рисованию проявились слишком рано и были трепетно взлелеяны учителем – художником Хендриком ван Баленом. Первые шаги в творческую жизнь маленький живописец предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год), имел возможность стать самостоятельным художником.

Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала его необъяснимая любовь к портретным работам. Технику написания людей он оттачивал на автопортретах, которых насчитывалось за всю его жизнь немало. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. С полотна этой работы на зрителя смотрит мальчишка с рыжими волосами, оливковыми глазами и здоровым румянцем. Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира. Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Начиная с 1618 года, юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных картин у своего наставника. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» - 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» - 1625г., «Триумф Силена» - 1625г., «Коронование терновым венцом» - 1620г.).

Юпитер и Антиопа. 1620

Отдых на пути в Египет. 1625

Триумф Силена. 1625

Коронование терновым венцом. 1625

Усердие ван Дейка заслужило особой похвалы Питера Пауля Рубенса, назвавшего своего подмастерье одним из лучших учеников. А в доказательство его таланта Антонису была подарена собственная мастерская.

В 1620-ом году ван Дейк впервые покинул свою страну, чтобы выполнить большой заказ на написание портретов королевской семьи Якова I. Лондонская жизнь познакомила молодого мастера с работами Тициана. Очарованный совершенно иной техникой письма и наложением мазков, использованием цветовой гаммы, Антонис смог обогатить былые композиционные уроки Рубенса с тициановскими нюансами.

Тяготение к портретной живописи, тем более к парадному портрету, так или иначе, брало верх над попытками ван Дейка переключиться на мифологические темы. Переехав в Италию в конце 1621 года, в течение шести лет, Антонис изучал творчество итальянских мастеров и писал знатных людей. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими». Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г.).

Портрет Филадельфии и Элизабет. 1640

Портрет дамы. 1634-35

Конный портрет Карла I. 1633

Своим письмом Антонис пытается угодить заказчикам, однако, бывали и недовольные. Так, графиня Сассекская, взглянув на свой законченный портрет, оказалась не совсем довольна пухлым и круглым лицом женщины, смотрящей с холста, при этом подозревая, что оригинал вполне соответствует картине.

Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. Теперь мастер замахнулся на постановочные портреты, одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, окружая персонажей пейзажем лесов или дворов. Отдавая предпочтение работам по заказу, Антонис ван Дейк, тем не менее, пробует свои силы и в других жанрах. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам. Его станковые произведения, в том числе серия тарелок, составляли оригинальную коллекцию работ. Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Но, как и все коммерсанты, художник отдал предпочтение живописи, приносящей большую прибыль.

Ван Дейк, Антонис – художник эпохи Барокко, стал основоположником совершенного нового направления в портретной живописи, затронувшей европейское искусство. Он позволил себе использовать манекены в поздних постановках, допустил учеников к собственным картинам. Разумеется, это сказалось на качестве его последних работ, но не стало менее ценным подарком для последователей. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. Ему было 42 года, и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла.

На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х - начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый живописец Фландрии привлекателен, изящен, кажется элегантным аристократом. Родившийся в многодетной купеческой семье Антверпена, он тяготел к придворным кругам и изысканному стилю жизни. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка - своего рода идеал творческой натуры. В истории европейской живописи XVII века Ван Дейк - баловень судьбы, которому всегда сопутствовала удача и шумная слава. Между тем яркая, заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, словно беспокойным ритмом, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием.

Десятилетним мальчиком он пришел в мастерскую авторитетного в ту пору художника Хендрика ван Балена, учился легко и блестяще, а в девятнадцать лет уже был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Решающее влияние на развитие творчества Ван Дейка оказал Рубенс, в мастерской которого он работал и с которым сотрудничал в ряде заказов.

Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, обращался к более легкой живописи, насыщенной контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. Его не лучшая, но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок. 1620, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией Рубенса на ту же тему. Более сдержанна и жизненно убедительна картина "Святой Мартин и нищий" (ок. 1620-1621, Виндзор, Королевское собрание).

Существуют два равноценных варианта этой картины. Создание вариантов было связано с огромным успехом произведений Ван Дейка, что, по-видимому, объяснялось их большей, чем у Рубенса, доступностью зрительским вкусам.

Исследователи тщетно пытались обнаружить возможное соперничество между Рубенсом и его талантливейшим учеником. Факты свидетельствовали об обратном. Неоспоримый авторитет учителя поддерживал Ван Дейка в художественных кругах Англии и Италии. Рубенс первый прозорливо отметил редкий дар молодого живописца как мастера портрета.

Ван Дейк не только один из создателей парадного аристократического портрета XVII века, широко признанного в высших кругах европейского общества. Особую привлекательность его образов составляет воплощенный в них эмоциональный и интеллектуальный мир человека. Портреты, как бы приподнятые над повседневностью, обладают правдивой и живой характерностью.

В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный - его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик), известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Портрету Снейдерса соответствует портрет его супруги Маргариты де Вос, но он менее выразителен. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. У него тонкое бледное лицо с проницательным, устремленным на зрителя взглядом, красивые руки. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка.

Знакомство во время первой поездки в Англию ко двору Якова I с английскими собраниями итальянских картин Возрождения побудило Ван Дейка посетить саму Италию.

Путь его лежал в Геную, связанную с Фландрией давними торговыми отношениями. В 1621-1627 годах помимо Генуи он посетил дважды Рим, Венецию, Падую, Милан, Турин и Палермо. Активно изучая итальянскую живопись, Ван Дейк особенно увлекался произведениями Тициана. Его альбом с зарисовками с натуры и с картин венецианцев хранится в Британском музее Лондона.

В Риме Ван Дейк написал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Палаццо Питти), одно из лучших своих произведений. Поток золотистого света озаряет одухотворенное лицо Бентивольо, мерцающий алый шелк и белоснежные кружева кардинальского одеяния.

В Палермо (Сицилия в ту пору подчинялась испанской короне) мастер создал превосходный поколенный портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа). Светлая фигура правителя Сицилии парадном позолоченном вооружении выступает на темном фоне, весь его облик проникнут властностью.

Основная деятельность Ван Дейка в Италии проходила в Генуе под покровительством старинных аристократических семей, для которых раньше работал Рубенс. Пребывание в Генуе стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства.

Основываясь на принципах парадных генуэзских портретов Рубенса, Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины. Перед зрителем предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты, одновременно величественной и непринужденной. Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов, их открытых природе террас. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках из накрахмаленных кружев. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622-1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками. Его картины, написанные на религиозные и мифологические сюжеты, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана, следуют канонам барочной живописи. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Но по-прежнему господствуют портреты, которые обретают зрелость мастерства, становятся разнообразнее и глубже. Тщательная передача костюмов, сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, утонченностью и благородством живописных решений. Объем портретных работ огромен, он включает парадные изображения сановников, вельмож, бюргеров, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок.1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Богатство характеристик отличает также офорты Ван Дейка, составившие изданную в 1645-1646 годах Иконографию - сборник офортных портретов известных современников (мастер собственноручно исполнил полтора десятка изображений, для остальных он делал предварительные эскизы).

После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, где при английском дворе, одном из самых блестящих и богатых в Европе, его ждала громкая слава. Карл I, тонкий ценитель искусства, назначает его главным королевским художником, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Поздний брак с Мери Расвен, молодой фрейлиной королевы, вводит живописца в ряды чопорной английской аристократии. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.

В оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены, истолкованы более интимно. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Интересен тройной портрет, изображающий короля в профиль справа, в три четверти, и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Этот необычный портрет, предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного бюста, был послан ему в Италию.

Портретируя знатных особ, художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно приукрашивал свои модели. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Один из ранних, исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой черной шляпе стоит на лестнице, ведущей в сад. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Смышленый карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы, когда вылез из пирога на одном из торжественных приемов.

По словам принцессы Софии, племянницы короля, прекрасные портреты Ван Дейка создали у нее выгодное представление о всех английских дамах. Когда же она в 1641 году встретила королеву, то была изумлена, увидев, что Генриетта Мария - «коротышка с длинными и тощими ручками, с одним плечом выше другого и торчащими изо рта, как бивни, зубами». Присмотревшись, принцесса убедилась, что у королевы «очень красивые глаза, прямой нос и восхитительный цвет лица».

Ван Дейк часто писал портреты королевских детей и отпрысков старинных аристократических родов. Совсем маленькие - трогательно прелестны, те, кто постарше, следуя придворному этикету, напоминают «маленьких взрослых». Но художник стремился подчеркнуть чистоту и обаяние их возраста.

Многочисленные портреты Ван Дейка воссоздают атмосферу английского двора накануне революции 1648 года, приобретают значение бесценных исторических и художественных документов. Они не все равноценны. Среди помпезных, сияющих красками придворных изображений встречаются более строгие, правдивые образы, отмеченные содержательным психологизмом.

Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности, внешней декоративности, ощущение внутреннего тока жизни, исходящего от его образов, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Работа над множеством заказов приобрела в мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа, и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам; знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет, подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам.

Трудно судить, насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий политический кризис монархии Стюартов. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Он совершил две поездки в Париж. Потерпевший неудачу во всех своих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война.

Влияние Ван Дейка на европейскую живопись было всепроникающим и длительным. Он стал основателем английской школы портрета, достигшего исключительного расцвета в XVIII веке.

Татьяна Каптерева

Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

"Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо)

"Семейный портрет"

"Коронование терновым венцом" 1620-е

"Принц Уэльский в доспехах" (будущий король Карл II) ок. 1637

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером" Ок. 1633

"Амур и Психея" 1638

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская"

"Люси Перси, графиня Карлайл" 1637

" Эскиз, изображающий принцесс Елизавету и Анну"

"Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд" 1632

"Карл I на охоте"

"Маркиза Бальби" 1625

"Карл I , тройной портрет" 1625

"Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале" 1625

"Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком" 1625

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

"Отдых на пути в Египет" 1625

"Триумф Силена" 1625

"Самсон и Далила" 1625

"Любовь невзаимная"

"Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1635

"Видение блаженного священника Иосифа"

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

" Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа"

""Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

"Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет"

"Портрет Карла I"

"Dorothy, Lady Dacre"

"portrait of a man in armour with re"

"Генриетта Мария"

"Queen Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1632

"Молодая женщина, играющая на виоле"

"Портрет Карла I"

"Мария-Луиза де Тассис" 1630

"Thomas Chaloner"

"Рortrait of prince Сharles Louis"

"George Goring, Baron Goring"

"Cornelis van der Geest Huile sur panneau"

"Автопортрет"

"Рortrait de mary Lady killigrew"

"Wharton Philadelphia Elizabeth"

"Henrietta Maria and Charles I"

"Мария с младенцем Христом"

"АВТОПОРТРЕТ"

"Джеймс Стюарт, герцог Аекнокский и Ричмондский"