Закрытое основное движение чачача. Онлайн-обучение ча-ча-ча

Он молод, красив и энергичен. Разве можно так говорить о танце? Да, ведь речь идет о ча-ча-ча, в котором чувствуется легкость, игривость и беззаботность. Несмотря на свою простоту, стиль продолжает завораживать публику всех возрастов. Что особенного в этом танце и где он зародился? Предлагаем узнать историю ча-ча-ча подробнее прямо сейчас.

История танца

Происхождение ча-ча-ча тесно связано с историей Кубы, где, собственно, и зародилось это танцевальное направление. Все началось с появления на будущем острове Свободы английского народного танца контраданс. Это произошло в XVIII веке, когда Гавана находилась под оккупацией англичан. Незамысловатые движения контраданс понравились кубинцам и стали основой для создания собственного национального танца, который стали называть данса.

Признание независимости Кубы в 1895 году привело к тому, что на остров хлынул поток плантаторов. Они прибывали вместе со своими рабами-неграми, которым и предстояло изменить танцевальные традиции местного населения. Африканцы привезли с собой ритуальные танцы, привлекающие внимание быстрым ритмом и смелыми движениями бедер. Неизвестно кто придумал смешать дансу и африканскую культуру в один танцевальный коктейль, но это произошло. Так, на появился дансон, завоевавший популярность в высших слоях общества Кубы.

Пока бомонд увлеченно танцевал дансон, простой народ оттачивал мастерство в исполнении румбы и других африканских танцев. В конечном итоге произошло неизбежное слияние дансона и румбы. Но двигаться в быстром темпе нового направления, получившего название мамбо, было нелегко - танцоры едва успевали подстраиваться под ритм музыки.

Облегчить жизнь кубинцам, которые не представляли свою жизнь без танцев, решил местный композитор Энрике Хоррин. Он захотел создать новую музыку с более спокойной и одновременно запоминающейся мелодией. Эксперименты Энрике закончились в 1949 году композицией «La enganadora», с которой и начинается настоящая история ча-ча-ча. Хотя первоначально музыкант назвал новый ритм «мамбо-румба».

В чем заключалось новшество Хоррина? Во-первых, он сделал ритм более отчетливым. Во-вторых, решил обойтись без интродукции или вступления, которое было характерно для дансона. В-третьих, предложил всем музыкантам оркестра петь в унисон. Хоровое исполнение пришлось по душе публике и самому Энрике. Ему показалось, что текст песен в этом случае звучал более отчетливо. И последнее: он изменил акценты в музыке, чтобы танцоры могли совершать движения даже без инструментального сопровождения.

Легкий, веселый и праздничный танец быстро завоевал любовь жителей Кубы. В середине XX века практически в каждом местном уличном кафе можно было наблюдать, как танцуют ча-ча-ча. Учитывая, что остров Свободы был излюбленным местом отдыха американцев, не стоит удивляться скорости распространения танца на территории США.


Не остается в стороне и Европа. В 1952 году на остров прибывает Пьер Лавелл, английский хореограф. Необычная манера кубинцев танцевать румбу не оставила его равнодушным. Недолго думая, Пьер «увез» оригинальный танец с континента - так ча-ча-ча распространился по европейским странам.

Несмотря на свою непродолжительную историю, танец успел измениться. Например, если раньше шассе, скользящие шаги, было принято танцевать на полусогнутых ногах, то теперь па выполняют на прямых. Но небольшие отклонения не мешают наслаждаться ча-ча-ча, его выразительностью, естественностью и четкостью. Число желающих освоить латиноамериканскую хореографию не уменьшается. К тому же педагоги заявляют: освоить этот танец может каждый.


Лучшие мелодии в ритме ча-ча-ча

«Sway» - многие ассоциируют ча-ча-ча именно с этой мелодией. На сегодняшний день существует как минимум 30 кавер-версий этой композиции. Наиболее известна она в исполнении группы Pussycat Dolls благодаря фильму «Давайте потанцуем». Несмотря на свое английское название, песня имеет мексиканские корни, ведь написал ее Пабло Бельтран Руис, который руководил оркестром в Мехико. Называлась мелодия соответственно «¿Quién será?» и была создана в далеком 1953 году.

«Sway» (слушать)

«El Jamaiquino» или «Человек с Ямайки» - первая композиция в жанре ча-ча-ча, которой было суждено покорить Нью-Йорк в середине 50-х годов XX века. Легкую, танцевальную мелодию практически без остановки крутили на радио, позволяя каждому жителю города насладиться кубинской культурой. Особенно популярна песня была в исполнении секстета «Ла Плайя», хотя изначально ее исполнял Ниньо Ривера еще в 1944 году. В 1954 году над «El Jamaiquino» поработал Тито Родригес, известный латиноамериканский певец. К привычному набору музыкальных инструментов он добавил «кихаду», которая представляет собой ослиную челюсть с гремящими зубами.

«El Jamaiquino» (слушать)


«Rico Vasilon» - творение кубинского пианиста Рубена Гонсалеса. И хотя композитор больше известен как основатель иного музыкального стиля - сон, ритмы ча-ча-ча ему были не чужды. Композицию стоит послушать каждому, что хочет узнать, как звучит настоящая чача.

«Rico Vasilon» (слушать)

«Mira Pa Dentro» испанского музыканта Карлоса Джина. Песня была записана в 2003 году и до сих пор не теряет актуальность для всех ценителей кубинского танца. Мелодия буквально заставляет тело двигаться, отбивая четкий тройной шаг.

«Mira Pa Dentro» (слушать)

«Capullito De Aleli» - песня, которую танцоры часто используют при исполнении ча-ча-ча. Ее автор Каэтану Велозу, бразильский музыкант. Композиция наполнена романтичной лирикой, которую усиливает мягкий голос певца. Неудивительно, что она приглянулась поклонникам жанра.

«Capullito De Aleli» (слушать)

Что такое ча-ча-ча? Особенности танца

Ча-ча-ча - это, безусловно, визитная карточка кубинского народа и обязательная часть латиноамериканской программы спортивных бальных танцев. Неудивительно, что направление до сих пор продолжает находить поклонников по всему миру.

Произнесите вслух «ча-ча-ча». Чувствуете четкий, быстрый ритм, который как будто заложен в само название танца? По одной из версий, стиль получил свое оригинальное имя благодаря танцорам. Они следовали за звуками маракасов и отбивали под них дополнительные удары, ровно три раза. Попытка обыграть новую мелодию и послужила основой для названия танца.

По другой версии стиль был назван в честь стручковых растений с «гремящими» плодами ча-ча, произрастающих в Индии. Из них изготавливали погремушки, которые использовали в создании ритуальной музыки. Еще одна легенда гласит, что своим названием направление обязано кубинскому танцу гуарача.

Отличить ча-ча-ча от других жанров можно по следующим признакам:


    для музыкального сопровождения характерны четкий ритм и умеренный темп. Если говорить о международном стиле исполнения, то темп составляет 32 такта в минуту;

    движения выразительные, энергичные, быстрые, без поднятий и снижений. Основная комбинация - тройные шаги, благодаря чему танец иногда называют «тройным мамбо». Все это дополняется интенсивными движениями бедер партнерши;

    характер танца зажигательный, веселый, беззаботный и игривый. Главная роль в паре принадлежит женщине, которая как будто кокетничает, флиртует с партнером. При этом все движения призваны показать красоту и грациозность изгибов женского тела, что усиливает накал страстей в паре и в зрительном зале;

    танцуют ча-ча-ча как в паре, так и на отдалении. В любом случае, это всегда двое - он и она - чьи жаркие чувства превращаются в необыкновенное по энергетике выступление.

Интересные факты

  • Большинство своих мелодий в жанре ча-ча-ча Энрике Хоррин записал, играя на скрипке в составе оркестра «Америка». Коллектив музыкантов с удовольствием исполнял современные ритмы, радуя народ Гаваны. Но Энрике пришлось покинуть оркестр из-за разногласий с директором Ниноном Мондехаром. Тот утверждал, что создание нового музыкального стиля - его рук дело. Этого Хоррин стерпеть не смог.
  • «Серебряная звезда» - последняя композиция Хоррина в ритмах полюбившейся всему миру танцевального жанра. Ее он написал в 1952 году.

    В 1958 году в Гонконге прошел чемпионат по исполнению ча-ча-ча. Его выиграл 17-летний юноша, которому судьба приготовила совершенно иной путь. Это был Брюс Ли. Обучаться танцам он стал в 13 лет. Получается ему потребовалось всего 4 года, чтобы стать лучшим на этом поприще.

    Согласно правилам проведения бальных танцев, расстояние между партнерами во время исполнения ча-ча-ча не должно быть больше 15 см.

    Статус участника конкурса по латиноамериканским танцам ча-ча-ча получил в 1954 году, спустя совсем короткое время после своего официального рождения. Это говорит о большом интересе и популярности жанра среди танцоров и тех, кто далек от мира танцев.

    В английском языке нередко можно услышать, что танец называют просто чача. Связано это с новшеством, которое ввел американский хореограф Артур Мюррей. Первоначально движения выполнялись под счет «раз, два, ча, ча, ча», где четко прослеживается 5 тактов. Мюррей использовал другой счет: «раз, два, три, ча-ча». При этом «ча-ча» - это один такт, которых всего в итоге получилось 4. Благодаря этому и родилось новое название.

    Популярность ча-ча-ча не осталась без внимания киноиндустрии. Его исполнение можно увидеть в таких фильмах, как «И Бог создал женщину» (танцует Бриджит Бордо) и «Грязные танцы» (четкий ритм отбивают Патрик Суэйзи и Дженнифер Грей).


    Лето 1954 года для нью-йоркских меломанов прошло под знаком «ча-ча-ча». Две пластинки из трех выпускались именно в этом жанре.

    Ча-ча-ча иногда называют танцем кокеток благодаря характерным выразительным движениям бедер, которые совершают партнерши.

    Чтобы продемонстрировать свое умение в исполнении латиноамериканской чачи, необязательно искать большой танцпол. Для стиля характерно минимальное продвижение по залу, поэтому вполне подойдет небольшое пространство.

    Названия танцевальных фигур, характерных для этого направления, носят интересные названия: веер, Нью-Йорк и клюшка хоккейная.

    Если в Гаване написанием ча-ча-ча занимался оркестр «Америка» в лице Энрике Хоррина, то в Нью-Йорке - Тито Родригес, на счету которого множеством мелодий в кубинском стиле.


Начиная со второй половины 20 века, танец ча-ча-ча стал очень популярен во всем мире. Постепенно танец завоевывал танцевальные площадки, сальса-клубы и школы бальных танцев. Сейчас ча-ча-ча является одним из пяти базовых танцев латиноамериканской программы.


Основной шаг при обучении ча-ча-ча

При обучении ча-ча-ча повышенное внимание следует уделить основному шагу. Так как для танца не нужно много места, то и шаги в ча-ча-ча небольшие. Крайне неэстетично выглядит, когда танцующие делают чересчур широкие шаги. Основой ча-ча-ча является тройной шаг – комбинация из трех быстрых шагов и два медленных шага, на два счета и на три счета. Ча-ча-ча может танцеваться как вперед, так и в сторону. Основной шаг следует практиковать до тех пор, пока не появится легкость и раскрепощение, а оба партнера не начнут себя чувствовать удобно.

Близкая поддержка

В ча-ча-ча используется, так называемая, closed hold – близкая поддержка. Партнеры располагаются на расстоянии 30 см друг от друга. По отношению к партнеру нужно находиться так, чтобы занимать на паркете квадратную площадь. В отличие от «плавных» танцев, в ча-ча-ча не движутся по линии танца. Шаги в танце должны быть точными, выверенными и короткими, а телодвижения – тонкими, уверенными и неуловимыми.

Многообразие движений ча-ча-ча

Постепенно в процессе обучения вы будете знакомиться со все новыми и новыми движениями ча-ча-ча. Классическими движениями этого танца являются веер, шассе вперед и назад, поворот алемана, клюшка, зигзаг, турецкое полотенце, разлив, рондо, нью-йорк, Peek-a-Boo и другие. Изучив все эти движения, вы сможете в полной мере познать всю красоту и необыкновенную утонченность замечательного латиноамериканского танца – ча-ча-ча.

Шаги ча-ча-ча вперед исполняются с носка, с переходом на подушечку стопы, затем - на всю ступню, колено полностью, выпрямляется, и вес корпуса переносится на опорную ногу. Одновременно с выпрямлением опорной ноги поднимается каблук свободной (от веса корпуса) ноги, и колено естественно сгибается, подушечка стопы касается пола, и, как советуют тренеры, нужно научиться «чувствовать пол».

Шаги назад исполняются сначала с подушечки ступни, затем носок и снова на подушечку ступни с дальнейшим переходом на всю ступню. Колено полностью выпрямляется и вес корпуса переносится на опорную ногу. Свободная нога чуть согнута в колене, остается впереди на месте, касаясь пола подушечкой стопы.

При переносе веса корпуса на опорную ногу шаги исполняются с нажимом в пол, и колено ноги продавливается назад. При этом бедро опорной ноги выдвигается в сторону и назад так, чтобы положение верхней части корпуса оставалось неизменным. Движения тазобедренного пояса должны исполняться с чувством меры. В основном фигуры танца ча-ча-ча исполняются без подъемов, снижений и наклонов корпуса.

При исполнении фигур танца ча-ча-ча партнер использует и физическое, и формирующее ведение. При физическом ведении партнер усилием руки (рук), соединенными с рукой (руками) партнерши, направляет партнершу к исполнению требуемых шагов. Партнерша в свою очередь. встречает усилием своей руки ведение партнера, позволяя вести себя в нужную позицию. В этом случае рука партнерши чаще всего немного согнута и напряжена (рис. 1).


При переносе веса корпуса на опорную ногу шаги исполняются с нажимом в пол, и колено ноги продавливается назад. При этом бедро опорной ноги выдвигается в сторону и назад так, чтобы положение верхней части корпуса оставалось неизменным. Движения тазобедренного пояса должны исполняться с чувством меры. В основном фигуры танца ча-ча-ча исполняются без подъемов, снижений и наклонов корпуса.

При исполнении шагов ноги сохраняют естественны и разворот стоп наружу. Только в приставных шагах стопы параллельны.

При исполнении фигур танца ча-ча-ча партнер использует и физическое, и формирующее ведение. При физическом ведении партнер усилием руки (рук), соединенными с рукой (руками) партнерши, направляет партнершу к исполнению требуемых шагов. Партнерша в свою очередь. встречает усилием своей руки ведение партнера, позволяя вести себя в нужную позицию. В этом случае рука партнерши чаще всего немного согнута и напряжена (рис. 67).

Для формирующего ведения партнер положением рук, кистей рук, положением корпуса дает понять партнерше о требуемой позиции. Рука партнерши немного согнута и слегка напряжена.

Не бывает двух одинаковых танцоров, как не бывает двух совершенно одинаковых снежинок. По этой причине, обучаясь , каждый человек будет совершать типичные именно для него ошибки, с учетом своих индивидуальных особенностей. И все же есть частые ошибки в танце ча-ча-ча о которых нужно знать, чтобы быстрее преодолеть синдром новичка, с заплетающимися ногами.

Ошибка № 1.Базовые шаги

Выполняя базовый «прогулочный» шаг вперед или назад, важно, что называется, прочувствовать стопой пол. Ошибкой является вынос ноги вперед пяткой, так как если бы у вас на ногах были лапти и вы собирались танцевать «ковырялочку». Такая ошибка особо распространена в группах, где обучают латине любителей. Особенно важно уделить этому внимание мужчинам, так как их ступни менее пластичны. При шаге вперед, движение начинается с подушечек пальцев ног, затем вес смещается на подушку ступни, пятка, при этом, оторвана от пола и опускается последней.

Для тренировки можно использовать следующее упражнение: одна нога стоит на полу полностью, а вторую приподнимите, согните немного в колене и поставьте на носок, зафиксировали на 1-2 секунды и опускайте пятку, то же самое с другой ногой. Пробуйте под музыку ча-ча-ча, ставить ноги на счет ча-ча РАЗ, на ДВА ступня в том же положении, а на ТРИ опускается на пятку, дальше счет ЧА - ЧА другая нога на носок, ТРИ, опускаем на пятку. Это упражнение лучше делать в носках или босиком, для тренировки ощущений сцепления ноги с полом. При выполнении данного упражнения, можно слегка подаваться корпусом вперед, к тому колену, которое вы сгибаете.

Запомните, что ноги при движении должны быть мягкими, немного пружинить, для этого нужно правильно переносить вес с носка ступни на пятку, и следить за сгибанием и разгибанием коленей.

Ошибка №2. Работа в паре

Для многих танцоров характерна практика заучивания движений «в линию». Так партнеры отрабатывают элементы, нарабатывая технику и заучивая связки движений. Так же в любительских клубах часто не хватает партнеров для женщин, они большую часть времени тренируются самостоятельно, пока не наступит их очередь танцевать с партнером. И тут начинаются ошибки. Ноги партнеров бьются друг об друга из-за широты шага, руки «висят», а ритм счета у каждого свой. Частые ошибки в танце ча-ча-ча совершаются обычно именно в паре, из-за неправильного ведения, отсутствия опыта работы совместно. Для женщин характерно делать одну и ту же ошибку, ее можно назвать «дряблые руки». Как только партнер берет девушку в пару, ее руки от запястья и до предплечья повисают под действием гравитации, так как партнерша перестает фиксировать их в «собранном» положении. Чтобы руки смотрелись красиво и могли ощущать импульсы партнера (это необходимо для хорошего ведения), нужно стараться держать локоть не «вниз», а «наружу», повернутым во внешнюю сторону от тела, чтобы предплечье и локоть были на одной линии.

Ошибка№3 Повороты с падениями

Частые ошибки в танце ча-ча-ча которые могут привезти к травме, связаны с поворотами. Даже на начальном этапе изучения танца, при минимально простых связках используются повороты. Чаще всего кручение и верчение, это задача женщин, но и мужская стилистика включает работу вестибулярного аппарата. Повороты необходимо выполнять, держа перед собой точку, так чтобы поворот начинался с плеча, а голова продолжала держать точку перед собой, в момент, когда тело уже наполовину повернуто, голова на мгновение отрывается от точки, чтобы быстрее тела повернуться и прийти к точке вновь, далее поворот завершает плечо. Ноги при этом лучше немного согнуть, чем «ближе вы будете к земле», тем проще будет выполнить поворот. И все же, легкость и безошибочность в поворотах, придет только после регулярной практики, делайте по 100 поворотов в день вокруг своей оси и через несколько месяцев заметите, что ваш вестибулярный аппарат значительно улучшил свою работу.

Кубинский танец, веселого, беззаботного характера, с синкопированным ритмом, входит в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев . Муз. размер 4/4, темп 28-32 т/мин. (112-128 уд/мин).

Имеет свои корни в религиозных африканских танцах, появился в начале XIX в., когда на Кубе зарождались дансон, сон, мамбо и румба , и является одной из форм танца мамбо - той, где исполняется пять шагов в такт. В 1954 г. был описан как «мамбо в ритме guiro». (Guiro - музыкальный инструмент из высушенной тыквы с мелкими камешками внутри). Танец мамбо завоевал и собственную, самостоятельную популярность, но остался клубным, дискотечным.

В 1952 г. английский хореограф Пьер Лавель увидел на Кубе оригинальный вариант танцевания румбы в повышенном ритме и с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам в музыке. В Европе он начал преподавать этот вариант как отдельный новый танец.

Наиболее вероятное происхождение названия танца - от быстрого, веселого кубинского танца «гуарача», а также от созвучия с щелчками соответствующих музыкальных инструментов во время шассе .

В музыке ча-ча-ча последняя четверть такта делится пополам на две восьмых; первая доля акцентирована. Разделенная последняя четверть такта (восьмая) и первая четверть следующего такта интерпретируются танцорами как шассе , которое исполняется вперед, назад, в сторону и даже на месте. Шаги в шассе совпадают с ритмом музыки, и в основной фигуре танца партнеры делают шаг вперед или назад на вторую долю такта.

Элегантное ча-ча-ча со своим характерным ритмом позволяет партнерше с особой выразительностью показать свой шарм, достоинства фигуры, красоту и женственность.

Танец ча-ча-ча, образованный от румбы и мамбо, благодаря своей простоте и оригинальности быстро стал популярным. Его можно исполнять как в паре, так и на расстоянии друг от друга. Размер: 4/4.

Темп: 32 такта или 128 ударов в минуту.

Ритм: «раз», «два», «три», «четыре-и» или «два», «три» - «ча-ча-ча». Позиция: идентична позиции румбы или раздельная - партнеры становятся друг от друга на расстоянии 1 м, исполняют танец без подъема на полупальцы (пятки давят в пол, колени попеременно расслаблены в течение всего танца). Все шаги - с подушечки ступни на всю ступню.

1. Основное движение

Это самое легкое и наиболее удобное движение для маленьких площадок.

Для Партнёра:

Начинает движение лицом по линии танца и заканчивает лицом по диагонали к центру. Ступни слегка разведены.

1. Небольшой шаг правой ногой в сторону вправо (счет «раз»).

2. Шаг левой ногой вперед, перенося на нее вес тела (счет «два»).

4. Небольшой шаг левой ногой в сторону (счет «четыре»).

5. Приблизить правую ногу к левой, не сдвигая ступни полностью (счет «и»).

6. Небольшой шаг левой ногой в сторону (счет «раз»).

7. Шаг правой ногой назад, перенося на нее вес тела (счет «два»).

8. Приподнять и опустить (на месте) левую ногу, перенося на нее вес тела (счет «три»).

9. Небольшой шаг правой ногой в сторону (счет «четыре»).

10. Приблизить левую ногу к правой, не сдвигая ступней (счет «и»).

Повторить по желанию.

Для Партнёрши:

2. Движение «туда - обратно»

Большинство танцев, пользующихся успехом, очень быстро подвергаются изменениям, привносимым публикой. Ча-ча-ча, который все еще в моде, не избежал этой участи, и каждая страна или даже местность, где его танцуют, накладывает на него свой отпечаток. Тот, кто любит танцевать в молодежном стиле, найдет ниже оригинальную форму ча-ча-ча (счет «ча-ча»), что сокращает первоначальные движения с 5 до 4, и эта вариация танцуется также без поворота и смены направления.

Для Партнёра:

Начинает и заканчивает движение лицом к стене или по линии танца. Ступни слегка расставлены.

1. Небольшой шаг правой ногой вперед впереди левой ступни (счет «раз»).

2. Небольшой шаг левой ногой вперед, перенося на нее вес тела (счет «два»).

3. Приподнять и опустить (на месте) правую ногу, перенося на нее вес тела (счет «три»).

4. Вынести левую ногу назад на уровне половины правой ступни - полуопора (счет «четыре»).

5. Небольшой шаг левой ногой назад позади правой ступни - полная опора (счет «раз»).

6. Небольшой шаг правой ногой назад, перенося на нее вес тела (счет «два»).

7. Приподнять и опустить (на месте) левую ступню (счет «три»).

8. Небольшой шаг правой ногой вперед на уровне половины левой ступни - полуопора (счет «четыре»).

Повторить по желанию.

Рис. Движение «туда-обратно». Первый вариант. Па партнера и партнерши

Рис. Движение «туда-обратно». Второй вариант. Па партнёра и партнёрши

Для Партнёрши:

Исполняет противоположные шаги.

Примечание: Чтобы получить «латиноамериканский» стиль, на каждую четверть такта следует покачивать бедрами, и особенно между трех «ча-ча-ча» (счет «четыре-и», «раз»). Движение ног становится тогда естественным, поскольку покачивание бедрами позволяет перемещать ступни с большей гибкостью.

Техника танца ЧА-ЧА-ЧА для продвинутых

Ча-ча-ча сравнительно молодой танец. По сравнению с другими его стали исполнять на соревнованиях позже остальных латиноамериканских танцев. С момента по¬явления ча-ча-ча подвергался различным модификациям, которые позволяют танцевать его несколькими способами. Па, описанные в первой части книги, подходят для небольших танцевальных площадок. Ниже вы найдете две очень приятные для исполнения вариации (попеременный поворот и полуповорот). Затем ознакомитесь с основными указаниями, касающимися стандартного стиля: вы должны будете усвоить вариации кубинской румбы, приспособленные к ритму ча-ча-ча. Наконец, изучите наиболее современный способ исполнения ча-ча-ча, который состоит в том, что исполняются основные движения, описанные в первой части, но на этот раз без свивла и с боковыми шассе, только влево и вправо.

1. Попеременный поворот

В этой вариации па партнера и партнерши идентичны, поэтому здесь описаны только движения партнера. Следует отметить, однако, что те же движения партнерша танцует, начиная со 2-го такта, а затем - 1-й. Поворот исполняется поочередно каждым из партнеров: когда у партнера левая нога впереди, у партнерши правая находится сзади. Эта красивая вариация напоминает визуальный диалог с вопросами и ответами: когда партнер приступает к вращению, партнерша танцует основной ход, а на следующий такт - наоборот. Однако, если партнер прекращает вращение, оба автоматически приступают к основному движению или любой другой вариации.

Для Партнёра:

1. Шаг левой ногой вперед, начиная поворачиваться вправо (счет «два»).

2. Перенести вес тела на правую ногу, продолжая поворот вправо (счет «три»).

3. Закончив поворот на правой ноге, небольшой шаг левой ногой в сторону и вернуться в основную позицию лицом к партнеру (счет «ча»).

4. Перенести вес тела на правую ногу на месте (счет «ча»).

5. Небольшой шаг левой ногой в сторону влево (счет «ча»).

Рис. Поворот партнера вправо (вверху), основное движение назад (внизу)

6. Шаг правой ногой назад (счет «два»).

7. Перенести вес тела на левую ногу (счет «три»).

8. Небольшой шаг правой ногой в сторону вправо (счет «ча»).

9. Небольшой шаг левой ногой вправо, не приставляя ее к правой ноге (счет «ча»).

10. Небольшой шаг правой ногой в сторону вправо (счет «ча»).

Для Партнёрши:

Исполняет те же движения, но в другом порядке: сначала

пункты 6, 7, 8, 9, 10, затем - 1, 2, 3, 4, 5.

Примечание: Партнер и партнерша должны избегать этой вариации, не изучив до автоматизма основного движения с переносами веса тела и с поворотами. Счет «ча-ча-ча» подразумевает «четыре», «и», «раз»; основной шаг вперед и назад исполняется со счета «два». Все шаги исполнять с подушечки ступни, затем - вся ступня.

2. Полуповороты (вариация «охота»)

Это забавная и очень современная вариация, в которой один из партнеров поворачивается спиной к другому. Не сочтите эту позу неуместной, постарайтесь увидеть в ней только безобидную юношескую шутку в духе народных танцев. Движения обоих партнеров идентичны, и они могут исполнять их поочередно или одновременно, но с разных ног.

Для Партнёра:

2. Перенести вес тела на правую ногу, поворачиваясь на полповорота вправо на подушечках обеих ступней (счет «три»).

3. Небольшой шаг левой ногой вперед (счет «ча»).

4. Небольшой шаг правой ногой вперед, не приставляя ее к левой (счет «ча»).

5. Небольшой шаг левой ногой вперед (счет «ча»).

Продолжить основное движение в новом направлении - с правой ноги вперед и снова исполнить полуповорот, но теперь влево, и «ча-ча-ча» вперед с другой ноги.

Для Партнёрши:

Также исполняет эту вариацию, начиная с основного шага, а затем исполняет полуповорот вправо. Таким образом, пара будет исполнять полуповорот одновременно, начиная со 2-го такта. Партнеры снова окажутся лицом друг к другу, если последнее вращение будет исполнено одним из них, а другой партнер исполнит основное движение на месте.

Примечание: Эта вариация исполняется с улыбкой. Она требует также красивого движения рук: грациозно опущенные вдоль корпуса, они должны способствовать его вращению в момент поворота. Партнёру необходимо избегать стереотипных поз.

Рис. Полуповорот партнерши вправо

Кубинский ча-ча-ча

Танец ча-ча-ча перенял различные вариации кубинской румбы с теми же наименованиями: веер, алемана, хоккейная клюшка, хип твист. По ритму он напоминает кубинскую румбу, которая состоит из трех шагов (быстро, быстро, медленно) при счете «два», «три», «четыре», «раз». Однако в ча-ча-ча последний третий шаг румбы заменен шассе из трех шагов, следовательно, нужно считать: «два», «три», «ча-ча-ча» или «два», «три», «четыре», «и», «раз» («два» - один шаг, «три» - один шаг, «четыре», «и», «раз» - шассе из трех небольших шагов). Темп: медленно, медленно, быстро, быстро, медленно.

Небольшое движение бедра из стороны в сторону на «четыре», «и», «раз» («ча-ча-ча»). Положение рук и работа ступни те же, что и в кубинской румбе.

3. Основное движение

Движение начинают в закрытой позиции; небольшой шаг в сторону с правой ноги у партнера (на счет «раз»); заканчивают в той же закрытой позиции.

Для Партнёра:

1. Шаг левой ногой вперед (счет «два»).

2. Перенести вес тела назад на правую ногу, не сходя с места (счет «три»).

Рис. Основное движение. Па партнёра

3. 4. 5. Шассе левой, правой, левой ногой в сторону влево (счет «четыре», «и», «раз»).

6. Шаг правой ногой назад, расслабив левую пятку (счет «два»).

7. Перенести вес тела вперед на левую ногу, не сходя с места (счет «три»).

8. 9. 10. Шассе правой, левой, правой ногой в сторону вправо (счет «четыре», «и», «раз»).

Для Партнёрши:

Пункты 1-5 соответствуют пунктам 6-10 партнера (счет «два», «три», «четыре», «и», «раз»); пункты 6-10 соответствуют пунктам 1-5 партнёра (счет «два», «три», «четыре», «и», «раз»). Это движение может исполняться с небольшим поворотом влево.

Шассе исполняется короткими шагами в сторону, переступая, но не при¬ставляя ногу на счет «и». Все шаги: подушечка ступни - плоско.

4. Пересечения (Нью-йоркская вариация)

Для этой вариации нужно больше места, так как она изменяет обычный вид танца. Ча-ча-ча танцуют по вертикальной линии, и преимущество танца состоит в том, что он требует мало места. Поэтому, приступая к этой вариации, партнер должен осмотреться вокруг, чтобы удостовериться, возможно ли ее исполнить, не столкнувшись с другими танцорами. Начинают в закрытой позиции. На счет «раз» - партнер исполняет небольшой шаг правой ногой в сторону, освобождая правую руку и готовясь к выходу в позицию контр-променад.

Для Партнёра:

1. Шаг левой ногой вперед накрест правой против линии танца в контр-променад (счет «два»).

2. Перенести вес тела назад на правую ногу; удерживая направление, слегка развернуться на подушечке правой ступни (счет «три»).

3. Небольшой шаг левой ногой в сторону влево лицом к партнерше (счет «четыре»).

4. Небольшое движение правой ноги к левой (счет «и»).

5. Небольшой шаг левой ногой в сторону влево (счет «раз»).

Рис. Пересечения. Открытая позиция

6. Шаг правой ногой вперед накрест левой по линии танца в променад (счет «два»).

7. Перенести вес тела назад на левую ногу, удерживая направление, слегка развернуться на подушечке левой ступни (счет «три»).

8. Небольшой шаг правой ногой в сторону вправо лицом к партнерше (счет «четыре»).

9. Небольшое движение левой ноги к правой (счет «и»).

10. Небольшой шаг правой ногой в сторону вправо (счет «раз»).

Повторить по желанию.

Для Партнёрши:

Исполняет противоположные шаги, вначале пункты 6-10, затем - пункты 1-5; пересечение ног в пункте 1 и пункте 6 исполняет также впереди.

Примечание: Партнер должен указывать руками желаемые изменения. Он легко приближается к партнерше, чтобы взять ее за руки, отпуская свою левую кисть при повороте влево и правую кисть при повороте вправо. Партнер вновь берет обе кисти партнерши, возвращаясь в исходное положение лицом друг к другу.

Рис. Пересечения. Па партнёра

5. Спот поворот

Влево. Партнеры начинают и заканчивают движение лицом друг к другу, не держась за руки; ступни слегка разведены (на счет «раз»), вес тела партнера на левой ноге.

Для Партнёра:

1. Исполняя шаг правой ногой вперед и в левую сторону по линии танца, быстро повернуться влево (счет «два»).

2. Продолжая поворот влево, перенести вес тела на левую ногу, которая остается на месте (счет «три»).

3. 4. 5. Продолжать поворот влево до тех пор, пока партнер не окажется лицом к партнерше, исполняя шассе вправо - правой, левой, правой ногой (счет «ча-ча-ча»).

Вправо. Партнеры начинают и заканчивают движение лицом друг к другу, не держась за руки, ступни слегка разведены (на счет «раз»), вес тела партнера на правой ноге.

Для Партнёра:

1. Исполняя шаг левой ногой вперед и в правую сторону против линии танца, быстро повернуться вправо (счет «два»).

2. Продолжая поворот вправо, перенести вес тела на правую ногу, которая остается на месте (счет «три»).

3. 4. 5. Продолжать поворот вправо, пока партнер не окажется лицом к партнерше, исполняя шассе влево - левой, правой, левой ногой (счет «ча-ча-ча»).

Для Партнёрши:

Исполняет противоположные шаги, т. е. спот поворот вправо, когда партнер исполняет спот поворот влево, и наоборот. Иногда партнеры соединяют кисти рук, занимая позицию лицом друг к другу.

Рис. Спот повороты: а) влево; б) вправо

Связки и вариации

1. Состоящие из 4-х тактов:

Движение «туда - обратно» - попеременный поворот. Повторить.

2. Состоящие из 8 тактов:

Движение «туда - обратно» - попеременный полуповорот для партнера вправо и влево - возвращение партнера и полуповорот для партнерши вправо - движение «туда - обратно» у партнера - возвращение партнерши, исполняющей полуповорот влево - 2-я часть движения «туда - обратно» у партнерши.

Кубинский ча-ча-ча

1. Состоящие из 8 тактов:

Основное движение - пересечения - спот поворот влево - основное движение - спот повороты вправо и влево. Повторить.