История Санта Клауса. Как выглядит Санта Клаус и где он живет

Как живет Санта-Клаус в «Северном полюсе» штат Аляска

Дед мороз живет в Великом Устюге. А где живет Санта-Клаус? Американцы считают, что там, где ему и положено, - на Северном полюсе. Мы съездили туда - на Аляску, в городок Норт-Поул (North Pole) и поговорили с его главным обитателем

Американский Северный Полюс, вернее, Норт-Поул, стоит на твердой (в частности, от подземного льда) земле, почти в центре огромного и холодного штата Аляска. Город крохотный - немногим более 2000 человек населения - и будто бы ничем не примечательный.

Первое, что видишь, въезжая в Норт-Поул, - новогодняя иллюминация. На круговых развязках, которых здесь множество, сверкают разноцветные елки, и повсюду светятся полосатые «сладкие тросточки», candy canes - непременный атрибут американского Рождества, символизирующий Христа, его чистоту (белое) и кровь (красное), пролитую за человечество.

На улицах пусто - пешком в –30 °С по засыпанным снегом дорогам особо не походишь. Кажется, город погружен в вату. Люди подъезжают к офисам врачей, почте, кафе, банкам, быстро преодолевают 10–15 метров до дверей и исчезают в теплом помещении.

Дома в большинстве своем напоминают бараки, поставленные прямо в лесу, через который проложены улицы. В Норт-Поуле нет кино- и просто театров, зато есть телерадиостанция KJNP (King Jesus North Pole) , круглосуточно вещающая на религиозные темы (и неофициально именуемая «50 000 вопящих ватт Иисуса»). Церквей - от традиционных до весьма странных - здесь примерно вдвое больше, чем кафе. Набор последних весьма стандартен: «Пицца Хат», «Вендис», «Сабвэй», «Тако Белл». Там обедают те, кто стеснен в деньгах и не думает о своем здоровье. Те, кому не надо считать центы, собираются в «Пагоде» - лучшем китайском ресторане на 500 километров вокруг.

В тяжелые зимние месяцы, когда световой день сокращается до четырех часов, люди ищут малейший повод выбраться хоть куда-то, а крупные магазины, абсолютно пустые в рабочее время, вечерами служат своеобразными комьюни ти-центрами. Люди проводят там часы, спасаясь от домашнего полумрака (надо экономить на электричестве) и вынужденного кислородного голодания (надо экономить топливо, поэтому дома плотно закупориваются, все щели промазываются герметиками). Cabin fever (избушечная лихорадка) - болезненная реакция человека на долгие месяцы жизни в замкнутом пространстве, проявляющаяся в раздражительности или даже настоящей депрессии, - хорошо известна в Норт-Поуле, впрочем, как и почти по всей Аляске.

Многие местные жители работают в 20 километрах от дома - в Фэрбенксе, крупном по аляскинским меркам районном центре с университетом. Каждое утро из Норт-Поула в Фэрбенкс по хайвею идет поток машин - люди спешат на работу. Хайвей как хайвей, только прямо на обочине стоит главная достопримечательность Норт-Поула - Дом Санта-Клауса. Именно сюда едут из разных частей света туристы, чтобы посмотреть на Санту, поговорить с ним и купить сувениры.

Проехать мимо невозможно: яркие огни на белом домике с красной отделкой манят путешественника. Впрочем, если бы не броские цвета и подсветка, этот дом выглядел бы сараем, как и многие дома в городке: незатейливая конструкция из досок, обшитая фанерой. Внутри - несколько соединенных друг с другом залов, заполненных елочными украшениями, игрушками, бубенцами, куклами, елками и разнообразными сувенирами. Большинство товаров сделано в Китае, но, прислушиваясь к возмущению покупателей, жаждущих аутентичного, магазин старается выставить как можно больше продукции местных умельцев, они помещены на отдельные полки с большими табличками «Сделано на Аляске». Попадаются и товары из России в виде неприветливых матрешек и неожиданного фарфорового волка от Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге за 150 долларов.

География

Северный полюс

Город Норт-Поул (North Pole) лежит на северо-восточном берегу Тананы, одной из крупнейших рек Аляски. Несмотря на название, Норт-Поул в действительности расположен почти на два градуса южнее даже Северного полярного круга. Самый длинный день здесь - 21 час 49 минут, самый короткий - 3 часа 45 минут. Климат сухой, особенно зимой - за шесть зимних месяцев выпадает 1/3 годовой нормы осадков. Самая низкая температура за всю историю наблюдений –55 °С, самая высокая +35 °С. По данным переписи 2009 года, население Норт-Поула - 2226 человек: 81% - белые, 5,7% - афроамериканцы, 3,8% - латиноамериканского происхождения, 3,6% - представители коренных народов Америки. 8,7% населения живет за чертой бедности. Средний доход на душу населения - 21 426 долларов в год. Доход женщины обычно составляет 80% от дохода мужчины. В городе работают 14 полицейских и столько же пожарных (последним помогают 30 обученных добровольцев).

«Это обычная сувенирная лавка с безумными ценами», - говорят про Дом Санты одни. Действительно, цены на елочные игруш ки китайского производства здесь почти вдвое выше, чем в других магазинах. «Они слишком коммерциализировали Санта-Клауса, тут нет никакого волшебства», - вторят другие. Доля истины в этих словах есть, но она только для скучных взрослых. А взрослым вообще непросто найти для себя место, где сказка продолжает жить.

Детям цены на сувениры не важны, они видят (и даже кормят!) северных оленей в выгородке у магазина, потом в магазине обнаруживают Санту в кресле, и вера в чудо становится еще сильнее.

Они пишут Санте. Кто-то просит игрушек (часто довольно подробно расписывая детали), кто-то - чудес, веря в могущество бородатого волшебника. Некоторые письма расклеены по стенам магазина.

«Дорогой Санта, привет! Я во втором классе, мне семь лет. Я хочу светящуюся в темноте палатку на Рождество! Спасибо за одежду для сестры. Как по-настоящему зовут миссис Клаус?» (Эшли).

«Дорогой Санта! Думаю, я была хорошей в этом году!» (розовое сердечко вместо подписи).

«Я никогда не писал тебе, но ты всегда приносил мне то, что я хотел! Я просто напишу то, что мне надо, а то мне пора бежать… [длинный список желаемого] Я не жду, что ты мне все подаришь. Подари бедным людям тоже что-нибудь, пожалуйста! С Рождеством!»

«Мне все равно, что я получу на Рождество. Только, пожалуйста, не дари мне трусов!» (Кэти).

«Дорогой Санта! Я хочу, чтобы папа вернулся!» (Хэйли)

В доме-магазинчике негромко играет музыка. Санта подписывает книжки, раздает автографы. Люди терпеливо стоят в очереди, отгороженной бархатными перильцами. Дети ведут себя по-разному: некоторые радостно забираются на колени к Санте. А совсем маленькие часто плачут - бородатый старик их пугает. Вот смелая «принцесса», широко улыбаясь, подходит к трону Санты. Они о чем-то негромко разговаривают, и старик выуживает ей откуда-то не один, а несколько подарков. Вот следом за маленьким мальчиком на колени к старику садится огромный человек в военной форме. О чем он говорит, не слышно, но лицо военного серьезно и даже немного печально. Вот пожилая пара со старым французским бульдогом. На обоих глазах собаки катаракта. «Ветеринар сказал: двенадцать тысяч - и глаза будут как новые. Мы бы заплатили, но нет таких денег! Может, Санта поможет», - негромко рассказывает хозяйка. Пес сидит у Санты на руках с достоинством, будто только этим всю свою собачью жизнь и занимался.

Хо-хо-хо, - смеется Санта басом, приветствуя следующего посетителя. Это «брендовый» смех: от кандидатов на должность Санты требуется умение смеяться глубоким, «утробным» смехом, а также «корпулентность». Здешний Санта обладает всеми необходимыми данными.

«Ты откуда?» - спрашивает он меня. «Из России», - говорю. И Санта оживляется:

О, Россия! Я был там несколько лет назад! В Москве и в Санкт-Петербурге! Там красиво! Я привез оттуда кучу книг, но не могу их прочитать, они на русском. Потом мне оттуда прислали огромную бутылку водки, я не пью, но все равно приятно! А еще я съездил в Финляндию.

Значит ты знаком и с Йоулупукки?

Да, именно так его зовут.

Каково это - быть Сантой?

Я был рожден Сантой, - усмехается он лукаво. - То есть у тебя где-то есть фотографии в этой одежде, такой маленький Сантик? - подкалывает старика Женя, с которой мы бродим по магазину (Евгения Шпакова, Eve Campbell - создательница сайта russia-alaska.com. Спасибо ей за помощь!).

Нет, - улыбается он, - но я Санта уже 40 лет, работал в Австралии, в Японии, по всей Америке. Здесь уже 10 лет, мне нравится, потому что я встречаю людей отовсюду. Надеюсь еще несколько лет поработать Сантой.

А ты в избушке живешь, сам возишь воду и колешь дрова?

Да какие дрова в 75 лет… Живу в обычном небольшом доме. К нам забредают лоси и другие звери. Миссис Клаус занимается благотворительностью. Она участвует в организации парада 4 июля (День независимости США. - Прим. «Вокруг света» ), вяжет шапки для детей. Мы много всего делаем вместе. Вот только что отправили рождественский подарок в Юкон - 40 шапок и 40 шарфов, которые она сделала, и еще 60 разных вещей.

А ты хранишь детские письма? Есть среди них грустные?

Да, много писем со всего мира. Мы складываем их в коробки и храним. Много грустных. Дети просят вернуть пап домой с войны. Или сделать так, чтобы папа и мама были снова вместе.

А как ты чувствуешь себя первого января, когда все письма посланы, подарки доставлены и дети какое-то время не приходят?

Семь месяцев в году я занимаюсь другими делами, работаю по дому, хобби опять же...

Какое же хобби?

Знаешь, - его голос становится тихим и торжественным, - я делаю всякие штуки. Игрушки, паровозы. Я люблю поезда. У меня 42 набора паровозов. И я работаю над ними все свободное время. Уже лет пятьдесят, нет - шестьдесят. Я хочу их отдать внукам. Правда, они живут слишком далеко. Их у меня двадцать восемь. И пять правнуков, - голос Санты звенит от гордости.

Кто-нибудь из них собирается пойти по твоим стопам?

Нет пока. Но они знают, что у них дед - Санта. И они все мои друзья. Мы с ними часто по скайпу разговариваем. Один из них живет в Бойзе, в Айдахо, он уже вырос, а когда ему было шесть лет, у них в городе был Санта - сидел наверху большой лестницы, в шопинг-центре. Весь народ в очередь выстроился, а внук побежал прямо наверх и, добравшись до того Санты, выпалил: «Ты не настоящий Санта, мой дедушка - настоящий, он в Норт-Поуле живет!» Я смеюсь, но мне так жалко было того человека!

А чем ты больше всего гордишься?

Я исполнил шесть желаний детей, умирающих от рака, с MakeaWish (благотворительная организация, цель которой - успеть исполнить самое большое желание ребенка, дни которого сочтены. - Прим. «Вокруг света» ). Ребятишек привозят сюда, мы дарим им подарки, катаем вокруг, проводим с ними много времени. Это мне очень дорого. Это освещает мою жизнь. Я стараюсь больше делать в этой области. Стараюсь появляться в госпитале в вечер перед Рождеством. Очень грустно, когда у детей рак и неизвестно, сколько им осталось жить. Когда находишься рядом с этими детьми, то надо держаться, но когда я выходил из комнаты, я рыдал…

Дом Санта-Клауса недавно отметил шестидесятилетие. Он открылся еще в 1952-м, в том же году, когд а Норт-Поул официально получил статус города. А тремя годами раньше, в 1949-м, в Фэрбенкс приехала семья Кона и Нелли Миллер с двумя детьми. В кармане Кона были всего один доллар и сорок центов. Но он как-то умудрился заняться торговлей пушниной. В 1952-м семья переехала в место, которое называли то Moose Crossing (лосиный переход), то Mosquito Junction (комариный перекресток). Думая, как поселение будет развиваться, местные активисты решили зарегистрировать имя North Pole , рассчитывая построить фабрику игрушек и продавать их под маркой «Сделано на Северном полюсе», а может, и создать что-то вроде северного Диснейленда. Последнее не вышло просто потому, что восемь месяцев в году здесь лежит снег и довольно холодно. Производство игрушек тоже как-то не пошло. Хорошую идею принесли Миллеры.

Кон Миллер еще в Фэрбенксе подрабатывал Санта-Клаусом. В Норт-Поуле он построил магазин и поначалу торговал товарами первой необходимости. И однажды, когда он ремонтировал здание, пробегавший мимо мальчишка узнал его и крикнул: «Привет, Санта!» В голове у Кона щелкнуло, и из ничем не примечательного сельпо родился национальный бренд Santa Claus House . Кон стал там «служить» Сантой, а его жена Нелли превратилась в миссис Санта-Клаус.

Мы с Женей ходим по магазину, разглядываем игрушки. На верхних полках - Not for sale - старые куклы, собственность семьи Миллер. Они выглядят как герои фильма «Унесенные ветром». Нынешний Кен - жалкий первоклашка по сравнению с роскошным джентльменом с тонкими усиками и в смокинге, глядящим из-под потолка.

У них все руки не доходят подписи к этим куклам сделать, - сетует Женя. - Бренда, а ты помнишь первого Санту? - обращается она к продавщице. - Он, наверное, приходил к тебе в школу?

Да, раньше здесь были первые мистер и миссис Санта-Клаус. Они работали довольно долго. У нас есть еще один Санта, мы его зовем Санта Рич (Ричард), но тот, с которым вы сегодня говорили, - главный. Он и летом бывает. Нам в Норт-Поуле хорошо живется - это так здорово, когда можно говорить «Привет!» Санте каждый день. Так вроде город как город, ничего особенного, но в какой-то момент понимаешь, что место это уникальное.

Я читаю детские письма, когда рядом останавливается женщина с фотоаппаратом в руках. Она улыбается, но глаза ее блестят от нахлынувших эмоций. «Я здесь жила 20 лет и воспринимала все как данность. Потом уехала в Огайо и теперь тоскую по этому пейзажу!»

За пределами Дома Санты неспешно течет жизнь городка. Но иногда «тихий омут» взрывается масштабными даже по национальным понятиям событиями. Здесь, например, был организован единственный пока на Аляске заговор по типу «а давайте устроим массовое убийство, как в школе «Колумбайн» (к счастью, своевременно раскрытый полицией), здесь же до ареста жили члены группировки, готовившей убийства федеральных и местных чиновников и политиков (найденный у заговорщиков арсенал впечатлил даже бывалых федералов). Мирные жители решают свои проблемы - как заплатить за топливо, как обеспечить семью чистой водой (многие скважины отравлены стоками нефтеочистки), как найти работу и недорогую няньку.

Мы здесь... как это сказать... любим независимость. Нам не нравится, когда начинают указывать, как топить наши дома (местные власти уже давно пытаются заставить жителей перейти на менее дымные печки. - Прим. «Вокруг света» ) или сколько ружей мы должны иметь. - Кэтрин, работница местного супермаркета, раскладывает товары по полкам, улыбаясь при этом, как модель из ролика про чудо-косметику. Она так и выглядит - свежо и беззаботно, несмотря на свои 50 лет, похоже, благодаря ирландским корням.

Да, у нас народ независимый. Я бы сказала, не очень общительный. Но многие друг друга знают, и это приятно, когда живешь в таком маленьком комьюнити, - дополняет слова коллеги Линда, кудрявая брюнетка того же возраста.

Хорошо, что не надо кого-то из себя изображать. Не надо беспокоиться, во что ты одет. - Кэтрин окидывает меня быстрым взглядом. - Тебя не будут оценивать по костюму. Можно быть собой, - она развивает тему, а я радуюсь, что не надела серебристую шубу.

У нас люди любят outdoor life (то есть все, чем занимаешься за пределами дома. - Прим. «Вокруг света» ) - охоту, рыбалку, лыжи, катание на снегоходах. Развлечения? - переспрашивает Кэтрин. - За развлечениями это в Фэрбенкс. Они про нас знаешь как думают: Норт-Поул - это где-то далеко, в ста милях! А мы про них: Фэрбенкс? Десять минут езды!

Здесь у нас главное развлечение - встретить кого-нибудь из друзей в церкви или в магазине, где тепло и светло, и поболтать. Ну и да, под Рождество вдруг увидеть в магазине Санту в его костюме, - Линда улыбается. - Санта, конечно, заметная часть местной жизни, но не вся жизнь.

Расстояние от Москвы до Фэрбенкса - 6600 км (от 26 часов в полете с двумя пересадками), от Фэрбенкса до Норг Поула - 23 км по шоссе
Время отстает от московского на 13 часов зимой и на 12 часов летом
Виза США
Валюта доллар

Увидеть Рождество во льду» - конкурс ледовой скульптуры. Здесь можно не только полюбоваться произведениями скульпторов из разных стран, но и поплутать по ледовому лабиринту и покататься с высокой горки (взрослые допускаются).
Съесть аляскинского королевского краба (две ноги за 33 долл.) в ресторане Eff"s den .
Выпить пиво Alaskan Amber . Цена - 3 долл. за бутылку или ~ 8 долл. за упаковку из шести штук.
Жить в отеле North Pole . Находится ближе всего к Дому Санта-Клауса. За ночь 100-200 долл.
Перемещаться от Фэрбенкса до Норт-Поула на рейсовом автобусе. Время в пути - 35 минут. Цена билета- 1,5 долл., дневной проездной - 3 долл.
Купить в подарок новогодний сувенир из Дома Санты, например маленькую фигурку эскимоса, сделанную из пяти разных мехов (113 долл.); для себя - некрасивые, нетеплые и нескользящие сапоги Keen в городском молле (70-130 долл.).

Ответ редакции

С 2005 года официальный день рождения российского Деда Мороза отмечается 18 ноября. Эта дата была выбрана неслучайно: считается, что в этот день на родине Деда Мороза — в Великом Устюге — приходят морозы и наступает зима. При этом возраст старика точно неизвестен, более того, существует несколько версий рождения этого персонажа.

Прообразом Деда Мороза считается славянское божество: повелитель холода и мороза. Образ этого духа отразился в славянском сказочном фольклоре, где он упоминается как Мороз, Студенец, Трескунец, Морозко, Зюзя . Славянские народы представляли себе это божество в виде старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Если учесть, что славянская мифология формировалась в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до н. э., то возраст Деда Мороза может превышать 2000 лет.

Однако известный нам Дед Мороз — это не только повелитель зимы и мороза, но и добрый старик, который приносит детям подарки. Подобный образ показан в сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского 1840 года, в которой впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Мороз Иванович описывается как седой старик, который живёт в ледяном доме и спит на перине из снега. Он покрывает снегом озимые всходы, как «тряхнет головой — от волос иней сыплется». Если брать во внимание попадание образа Деда Мороза в литературную традицию, то его возраст составляет чуть менее 180 лет.

Автор работ по истории Деда Мороза в России, филолог Елена Душечкина пишет, что образ Мороза, созданный Одоевским, ещё далёк от знакомого нам персонажа. По её словам, окончательно оформился он только к началу ХХ века, когда, помимо словесного описания, приобрёл узнаваемую визуальную форму. К этому времени фигура старика в шубе и с мешком в руках стала популярной ёлочной игрушкой, а также куклой в рекламных витринах, в форме лица Деда Мороза стали делать карнавальные маски. Только в 1910-е годы люди, переодетые в костюм Деда Мороза, начали появляться на детских праздниках. Если учесть время появления знакомого нам образа Деда Мороза, то персонажу чуть более 100 лет.

Филолог Светлана Адоньева в своём исследовании истории новогодней традиции отмечает, что Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего праздника появился только в предвоенные годы. Этот образ возник при советской власти, которая к концу тридцатых годов после нескольких лет запрета вновь разрешила ёлки. Таким образом, Дед Мороз как атрибут именно новогоднего праздника существует примерно 80 лет.

Сколько лет Санта-Клаусу?

Определение возраста Санта-Клауса вызывает меньше трудностей, чем в случае Деда Мороза. Если учесть, что прообразом Санты является Святой Николай , он же Николай Чудотворец , то за дату рождения персонажа принимают дату рождения святого: 270 год н. э. Таким образом, Санта-Клаусу 1747 лет.

Известна также дата, когда Санта-Клаус стал героем литературного произведения. Это случилось в 1823 году, когда в Нью-Йорке была опубликована рождественская поэма «Учет посещения святого Николая». Её автор, писатель Клемент Кларк Мур , сочинил стихотворение для своих трех дочерей, в котором рассказал о весёлом старом эльфе, который путешествует на оленьей упряжке и приносит детям подарки, проникая в дом через дымоход.

В популярную культуру образ Санта-Клауса попал после того, как американский карикатурист Томас Наст создал иллюстрацию с этим персонажем для Harper’s Weekly. 3 января 1863 года в этом журнале появилось изображение бородатого старика, одетого в костюм, раскрашенный в цвета американского флага. Это была политическая карикатура, которая отражала события Гражданской войны. Санта-Клауса в его традиционном костюме и с мешком игрушек в руках можно увидеть на более поздних иллюстрациях Наста 1880-х годов.

В начале 1890-х годов на улицах Нью-Йорка начали появляться бездомные в костюмах Санта-Клауса, которые собирали пожертвования. Эти деньги использовались благотворительной организацией «Армия спасения» для оплаты бесплатных рождественских блюд нуждающимся семьям.

Так кто же из персонажей старше?

Учитывая то, что точная дата появления прообраза Деда Мороза неизвестна, сравнивать его возраст с возрастом Санта-Клауса мы не можем. Что касается литературных образов, то описание близкого к современному Санта-Клауса было дано немного раньше, чем знакомого нам Деда Мороза. С визуальным образом старика-дарителя также сначала познакомились американцы, а потом уже жители России.

Санта Клаус - легендарный герой Рождества, добрый старичок, приносящий подарки детям на Рождество и Новый год . Как правило, его изображают веселым пухлым дедушкой с белой бородой, одетым в окаймленный белым красный кафтан. Он летает по воздуху на санях, полных игрушек и запряженных восьмеркой оленей. Говорят, что в Сочельник Санта (а также Святой Никола или Святой Ник) проникает в дома через трубу и кладет подарки под Рождественскую елку и в чулки всех детей, которые на протяжении года вели себя хорошо. Хотя привычный для нас образ Санта Клауса и является североамериканским изобретением XIX века, в нем все же заложены древние европейские корни, и это оказывает большое влияние на празднование Рождества во всем мире.

Происхождение легенды.

В истории Святой Никола впервые появляется в христианских легендах, в которых его боготворят за спасение выброшенных во время шторма моряков, покровительство детей и преподношение щедрых подарков бедным. Не смотря на то, что подлинность многих историй о Святом Николе сомнительна (рассказывают, например, как он однажды принес бедной семье мешок золота, закинув его через окно), легенда о нем распространилась по всей Европе, придав ему образ героя, преподносившего детям подарки. Христианский Святой Никола изменялся или превращался в разнообразные языческие образы, такие, как итальянский Бефана, или немецкая Берхта. Святого называли Sankt Nikolaus в Германии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Голландии. В этих странах Святой Никола иногда изображался скачущим по небу на коне. Представлялся он в мантии епископа и временами был в сопровождении Черного Петра - эльфа, который должен был шлепать непослушных детей. Празднование Дня Святого Николы - дня, когда люди обменивались между собой подарками, - обычно проходило 6 декабря. После Реформации немецкие протестанты признали почитание сына Христа и создали для него собственный день торжества - 25 декабря. Когда традиция широко распространилась, ее начали тесно связывать с Рождеством.

Американское происхождение.

Американский Санта Клаус получил свою вдохновляющую идею и имя из датской легенды о Sinter Klaas, которую привезли с собой основатели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Санта Клауса появилась в американской прессе в виде St. A Claus , а известный писатель Вашингтон Ирвинг стал первым, кто рассказал подробную историю о датском Святом Николе. В своей книге «История Нью-Йорка», опубликованной в 1809 году под псевдонимом Дидриха Кникербокера , Ирвинг описывал появление Святого на коне в сопровождении Черного Петра каждый год в канун праздника Дня Святого Николы. Этот датско-американский образ Святого Ника стал полностью национальным для американского народа в 1823 году после выхода поэмы Клемента Кларка Мура «A Visit From Saint Nicholas» больше известной как «The Night Before Christmas » («Ночь перед Рождеством »). Мур добавил такие подробности, как имена оленей, смех, кивки и подмигивание Санты, а также описал способ, с помощью которого Санта, словно эльф, возвращался обратно из трубы (истолкование Мур брал не из головы, а ссылаясь на работы Ирвинга 1809 года).

Христиане давно подозревали, что Санта Клаус – злая задумка сатаны, чтобы отвлечь людей от Иисуса к своему детищу**. Некоторые сравнивали имя «Santa Claus» с «Satan claws» (когти сатаны) и отмечает вовсе не рождение Иисуса.

Сатана придумал Санту и дал ему своё имя, переставив одну букву (санта=сатан), с целью подменить им Иисуса, оттянуть симпатии людей от Иисуса к нему. Поэтому Санта появляется во время предпологаемого рождества (Christmas).

Он иногда плотничает и любит детей, как Иисус; он вершит свой суд, как Бог, решая, какой ребёнок достоин хорошего подарка, какой похуже; он путешествует через небо, как ангел; дети должны молиться Санте о подарках, и получат их только если они верят в него, как в Бога;

Но, кроме этого, его дом на севере, как и у сатаны (Ис.14:13); его помощники – эльфы и гномы, которые являются ни чем иным, как чертями и бесами; он приходит в дом, как домовой, через печь и только ночью, как и вся нечистая сила; родители кладут подарки и лгут детям, что их оставил Дед Мороз-Санта, потому что, где сатана, там всегда присутствует ложь . Когда дети вырастают, они думают, что Дед Мороз – это сказка для детей, а Иисус – сказка для взрослых. Это как раз то, чего добивается сатана.


Давно уже замечено

Очень странный и подозрительный факт . Давно уже замечено, что Санта постоянно навязывает бренд Coca-Cola. Сегодня уже доказано, что это напиток является практически ядом для организма человека. Изначально в оригинальный состав Кока-Колы входило несколько мг кокаина. Отсюда и "Кока" в названии.

Как уверяет представитель компании Coca-Cola, кокаин в состав напитка больше не входит. Однако, в это с трудом верится т.к. сам рецепт современной Колы известен только двум людям на планете (к чему такая скрытность?) + по сей день, компания Coca-Cola импортирует листья коки, которые используются для производства кокаина в Соединенных Штатах.

Coca-Cola является единственной американской корпорацией, имеющей юридическое право на импорт листьев коки в Соединенные Штаты, что дает повод предполагать наличие наркотических веществ в Кока- Коле.

Например, Межрегиональная общественная организация потребителей «Открытое объединение потребителей» потребовала через суд запретить продажу на Coca-Cola т.к. компания Coca-Cola – специально не указывает на этикетке своего продукта полный состав.

Есть еще интересный момент . При производстве кока-колы используется некий секретный ингридиент Х7. Это белый порошок, который готовым привозят на заводы по производству колы и добавляют в готовую продукцию. Руководство заводов и технологов не ставят в известность о составе порошка. Что там-никому не известно.

В составе кока-колы однозначно есть какой-то элемент, провоцирующий снова покупать эту отраву. Многие утверждают,что добавляют коку, иными словами что-то вроде синтечического кокаина, иначе нельзя объяснить огромное кол-во людей, которые имеют зависимость от этого напитка.

Значение имени санта

Надеемся, что ни у кого не вызовет сомнения тот факт , что Санта-Клаус - это даже не порождение дьявола, а САМ ДЬЯВОЛ.

К примеру, на Востоке Германии он широко известен как Косматый козел (к чему бы это?), а также Мусорщик и Ездок. В Нидерландах он Занта Клаус, которому безропотно услуживают «Черные Питеры» (черти).

Также, если смотреть на его имя как в зазеркалье, то его имя трансформируется в САТАН-ЛУКАС (lucas – уменьш. от дьявол). "Cанта" - это же неполная анаграмма от "Сатана". И поверьте на слово, это не просто совпадение.

А что скажете о КЛАУСЕ, Claus в перестановке букв читается как ЛУКАС - L-U-C-A-S, а ЛУКАС - это сокращённая форма ЛЮЦИФЕР. Например в 1929 году одна Организация Нового Века (New Age) поменяла своё называние с Lucifer Trust на Lucas Trust. Думаете случайность?

Дьявол носит такое имя старый Ник

В «Истории Хобгоблина» автор Аллен В. Райт пишет: «Само имя Робин было средневековым прозвищем дьявола и его отличительным смехом было «Хо хо хо!»»

- Примерно в 1600х Робин Гудфеллоу играл дьявола во многих многих спектаклях. А спектакли были тогда очень популярны, у них ведь не было таких театров и кинотеатров, как сегодня. Так что театральные постановки были существенной частью общества тех времён, и перед тем, как дьявол появлялся на сцене, он заявлял о себе своим фирменным «хо хо хо». И вот, дамы и господа, то, откуда взялось это «хо хо хо» Санта Клауса.

Давайте перейдём к Оксфордскому Английскому Словарю, в котором указано определение дьявол а… это невероятно! Здесь говорится: «Дьявол» - носит такие имена как Сатана, Люцифер, Веельзевул, … а в простонародной разговорной речи известен как… Старый Ник.»

Да-да… тот самый старый Ник , о котором мы говорим, на чьих руках мы позволяем сидеть нашим детям в торговых центрах, мы смотрим фильмы, вращающиеся вокруг старого Ника.

Но если посмотреть на него в древние дни, то вот как выглядел тот старый Ник! Это старый Ник, которого использовал ха-сатан...сатана...это то, как зовут дьявола – старый Ник. И снова: "Но для меня это значит совсем не это!"

И я надеюсь, к этому моменту вы уже поняли, что это НЕ важно, что это значит для меня. Важно ТОЛЬКО то, что это значит для Него. Все эти вещи очень сложно проглотить сразу...в этом нет никаких сомнений!


Второй Ватиканский Собор официально заявил


В 1970м ...давайте продолжим... Второй Ватиканский Собор...послушайте это!... официально заявил, что римско-католического священника по имени Николас никогда не существовало!

Они понизили святого Николаса в сане, отняли его принадлежность к святым, поскольку в Ватикан поступило очевидное доказательство того, что вполне возможно, что он никогда даже не существовал...наряду со многими другими святыми.

Далее Второй Ватиканский Собор признал, что легенды, связанные с этим «святым» не имеют христианского происхождения и возможно пришли из самих языческих традиций! Таким образом мы видим, что Святой Николас был скорее всего выдуманным святым, который был связан с богом солнца, позже известный как Один.

Им понадобилось христианизировать его, сделать из него святого...со временем цвета были изменены, мы видим эльфов появляющихся на горизонте, которые преображаются из злобных в маленьких милых существ, делающих игрушки...всё это американская модернизация очень сатанинского злого языческого по происхождению праздника.

Помощники и друзья Санты, да еще и какие!

К 1500-м годам в Голландии ...там святой Николаус стал "Синтер Клаасом". Окэй...итак, святой Николаус превратился в Синтер Клааса -- добрый и мудрый старик, с белой бородой и в белой одежде, в красной мантии и с посохом...и он разъезжал верхом по небу и по крышам домов на своём белом коне в компании своих чёрных джеков, которые были Крампусами, которых мы только что видели, оставляя подарки для людей под своим священным деревом, которым была ЁЛКА!

Он заглянет к вам в гости на свой день рождения -- 25-го декабря, конечно же... и подарит вам подарки, если вы были хорошим, или если вы были плохим, то его чёрные джеки поколотят вас.

Честно говоря, у Санта Клауса тоже есть помощники, да еще и какие! В разных странах – это ангелы и черти, а также Черный Петер, Мохнатый Козел, Вельзевул, Черный Проказник, Ганс Муфф, Кнехт Рупрехт.

Последний, например, изображал черта, носил белый плащ (позднее красный) с капюшоном, звенел цепями, порол розгами провинившихся и непослушных детей, а совсем уж скверных засовывал в мешок и уносил с собой.

Крампус рождественский демон - лучший друг Санты-Клауса

Крампус был чисто языческим созданием, пришедшим из скандинавской мифологии, но католической церковью было принято решение связать его с христианской традицией и подружить его со Святым Николаем (теперь Санта-Клаус). С XVII века Санта-Клаус и Крампус стали своеобразным католическим рождественским инь-ян. Санта-Клаус приносит подарки, но перед ним появляется Крампус приносящий боль.

Крампус имеет множество различных образов. Он может быть братом-близнецом дьявола, летучей мышью, козлом, жутким снеговиком... Как правило, в образе используются рога и шкура животного.

Крампус традиционно имеет длинный язык, чуть ли не до живота, и одну человеческую ногу, и одну ногу козла (сатаны).

Когда Австрия была под властью фашистской Германии, Крампус стал символом греха, анти-христианских идеалов. Газета австрийской католической Союза призвала к бойкоту Крампуса. Праздник Крампуса (5 декабря) был запрещен, а все кто одевался в костюмы друга Санты попадали в тюрьму за нарушения правопорядка. После войны, в 1953 году глава системы детских садов Вены опубликовал брошюру, в которой Крампуса называли "злым человеком".

Идея оставлять молоко и печенье для Санта Клауса.

Энциклопедия ВорлдБук говорит следующее: «Верование в то, что Санта входит в дом через трубу произошло от норвежской легенды. Скандинавы верили, что богиня Герта появилась в камине и принесла дому удачу».

Отсюда, в общем-то, и произошло английское слово Hearth – камин, оно происходит от Герты, которая была богиней северных народов. Так что вы снова видите, прямо из ВорлдБук энциклопедии, что приход Санты Клауса в дом через трубу не имеет ничего общего с чем-то хорошим, но опять же имеет связь с богом, приходящим через огонь. Дамы и господа, я знаю только одного бога, приходящего через огонь, и это сам сатана, и однажды он будет брошен в озеро огненное.

И здесь мы продолжим: «Друидские домовладельцы оставляли угощение, состоящее из молока и выпечки, чтобы ублажить это божество , приходящее через трубу в их камин». Вот откуда взялась эта идея оставлять молоко и печенье для Санта Клауса. Нам кажется, что мы сами это придумали, что это забавно, но всё это тянется из давних времён, дамы и господа, ещё от друидов, когда они оставляли молоко и выпечку для их бога, который приходил через огонь в камине 25го декабря, в день его рождения.

«Еловое дерево считалось магическим, потому что оставалось зелёным круглый год. В некоторых культурах оно украшалось фруктами, что символизировало новую жизнь, а в других культурах оно украшалось 12ю свечами в честь своего бога солнца. ... --Потому что праздник Сатурналии длился 12 дней, вот откуда 12 свечей рождества... -- Сегодня мы даже поём ему песни! В точности, как делали они в своих языческих ритуалах».

Кажется, что добрый старый Санта-Клаус, дарящий хорошим ребятишкам подарки и исполняющий их желания, существует с глубокой древности.

На самом деле это не совсем так - прародитель этого сказочного персонажа действительно реально существовал в древности, но известный нам в его нынешнем облике Санта-Клаус «родился» по меркам исторической науки недавно - не более 200 лет назад.

Добрый дедушка дважды переплыл океан, прежде чем стал знаменит во всем мире. Реальный прототип Санта-Клауса - святой Николай, реальный персонаж, живший в Малой Азии во времена Рима и ставший впоследствии архиепископом города Мир Ликийских в римской провинции Ликия.

Будучи родом из семьи богатых христиан, Николай полностью посвятил себя служению богу и отдал свое наследство церкви. В православной традиции он считается Николаем Чудотворцем, покровителем путешественников и мореплавателей, благодетелем, дарящим подарки детям.

Нам он хорошо известен по празднику Николы Зимнего 19 декабря, когда послушные детки находят под подушкой подарки от святого Николая.

В католичестве распространена легенда о трех сестрах-бесприданницах, которые не могли выйти замуж из-за бедности и единственный путь им был в притон - продаваться за деньги. О такой ситуации узнал святой Николай и тайно подбросил мешочек с золотыми монетами двум старшим сестрам.

Об этом узнал их отец и решил выследить дарителя. Святитель узнал о коварном плане и бросил мешок с деньгами в дымоход. Сверток благополучно приземлился в чулок младшей дочери, сушившийся у огня. Именно этот эпизод лег в традиционное представление о Санта-Клаусе, приносящем в Рождественскую ночь подарки через дымоход и прячущемся от людей.

Легенда эта была очень популярна в Нидерландах и вместе с голландскими переселенцами переплыла Атлантический океан в первый раз. Основанный эмигрантами из Голландии Новый Амстердам через некоторое время стал Нью-Йорком, а добрый дедушка из сказок Старого Света прижился в другом обществе и оброс уже свежими легендами и мифами.

Это особенно интересно по той причине, что пуританская Новая Англия не отмечала Рождества вообще как такового. Легенды о Санта-Клаусе существовали в виде устного предания и передавались по мере смешивания населения от потомков голландцев все новым эмигрантам.

Только в начале X|X века, в 1809 году появилось письменное упоминание об этом персонаже.

Американский писатель Вашингтон Ирвинг («Легенда о Сонной Лощине», «Рип ван Винкль»), считающийся сейчас отцом американской литературы, написал «Историю Нью-Йорка», где рассказал о почитании Санта-Клауса в период существования Нового Амстердама. Этим он положил начало популярности этого персонажа.

Эстафету подхватил Клемент Мур, написавший поэму о Санта-Клаусе, а затем художник Томас Наст впервые изобразил его так, как мы привыкли его видеть сегодня. Считается, что Наст в облике Санты изобразил себя - веселого полного пожилого человека с окладистой бородой и пышными усами.

Окончательный облик Санта-Клаус получил в 1931 году под кистью Хэддона Сандблома - это был красный с белой меховой выпушкой костюм и колпак. Именно в этом облике добрый чудотворец пересек Атлантику во второй раз и вернулся в Европу, чтобы окончательно завладеть всей планетой.

Популярность этого героя у широких слоев населения стали активно эксплуатировать в своих рекламных кампаниях различные торговые предприятия.

На рекламе Кока-Колы в рождественские праздники Санта до сих пор развозит напитки и подарки по всему миру, теперь уже не на оленях, а на большой фуре. Олени, эльфы и другие вспомогательные персонажи всегда присутствуют в рассказах о Санте, помогая ему во всех добрых делах.

Однозначно ответить на вопрос «Кто такой Санта-Клаус» очень сложно, ведь у множества народов есть собственный аналог доброго дедушки, приносящего зимой подарки послушным и воспитанным детям и живущего где-то далеко на Северном Полюсе.

У французов это Пер Ноэль, у русских Дед Мороз, а у финнов - Йоулупукки. Всех этих персонажей объединяют общие черты - они появляются зимой, обитают где-то далеко на краю света, немолоды, полноваты и очень добры.

Не важно, как его зовут - Санта или Дед Мороз, важнее то, что с ним в дом приходит радость, веселье и надежда на счастливое будущее.