Иван дмитриевич шадр памятник мировому страданию. Уральские «денежные мужики» Ивана Шадра

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Опубликовано 29.08.2018 10:06 Просмотров: 292

И это у него получилось.

Иван Дмитриевич Шадр родился в городе Шадринске Курганской области – отсюда его псевдоним, который он использовал с 1908 г. Настоящая фамилия скульптора – Иванов. Выбранный псевдоним сам Шадр объяснял так: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» – от названия родного города, чтобы прославить его».

Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941)

М. Нестеров. Портрет скульптора И.Д. Шадра (1934). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шадр – русский художник и скульптор. Известен своими монументальными произведениями в стиле модерн, хотя творил в эпоху социалистического реализма .
Родился в семье плотника в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне это Курганская область), когда отец был там на сезонной работе. А постоянное место жительства семьи – Шадринск. В семье было 12 детей. Прадед Ивана, а также его отец и дяди были строителями и иконописцами.
Учился в Екатеринбургской художественно-промышленной школе у Т.Э. Залькальна. Летом 1907 г. Иван Иванов вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький: на Каме, Волге, Дону, затем по Кавказу, Украине, а Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга в надежде поступить в Академию художеств. Чтобы зарабатывать на жизнь, он подрабатывал уличным пением, имея хороший голос. Здесь его услышал режиссёр Александринского театра М.Е. Дарский. Он помог юноше поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, где тот мог учиться вокалу. Но в училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой, посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу.
В 1910 г. молодой скульптор уехал в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Ф.О. Родена и Э.А. Бурделя, затем стажировался в Риме в Институте изящных искусств.
На современное зарубежное искусство Шадр имел свой взгляд: «Меня очень мало удовлетворяло одинокое, отрешенное, искусственное искусство Парижа. Хотя я всецело признавал большие достижения моих учителей... я невольно вспоминал прежние достижения былых веков – искусство индийское, японское, китайское. Я вспоминал храмы, святилища, капища. Они стремятся выразить образы вечности среди природы. Словом, я мечтал о новом монументальном искусстве.
В современной жизни я искал явления, которые были бы способны получить монументальное воплощение. Я верил, что и ныне возможно новое большое искусство».
Возвратившись в 1912 г. в Россию, Шадр поступает в Московский археологический институт. С 1918 по 1921 г. жил с женой в Омске, затем переехал в Москву. Детей у них не было.
Иван Дмитриевич Шадр умер 3 апреля 1941 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Иван Шадр нашёл своё призвание в монументальной реалистической скульптуре. Тему, которая могла быть воплощена в монументальном искусстве, скульптор увидел в истории революционной борьбы русского пролетариата, в событиях 1905 года.

И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата». Бронза. Парк Декабрьского восстания (Москва). Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее
Выразительно передана скульптором пластика тела пролетария и состояние душевного подъёма. Героический образ символизирует эпоху начала XX в. М. Нестеров отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
Фигура молодого пролетария, выламывающего из мостовой булыжник, показана в динамике: она вот-вот готова выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Мускулы его рук и туловища напряжены, наполнены выразительностью.

Копии этой скульптуры были установлены в Челябинске, Львове, Киеве, Шадринске, Монголии и Румынии.
В течение 1910-1930 гг. он создал много мемориальных сооружений, посвященных жертвам Первой мировой войны. Для этих работ характерны метафора, тяжёлый ритм, романтический взгляд на события. Из числа ранних работ особенно выделяется нереализованный проект «Памятника Мировому страданию» (1916).

И. Шадр. Памятник Мировому страданию
Сам скульптор так описывал свою идею памятника: «Я представил себе человечество как единое существо, как личность. И я взял его в двух противоположностях: в смерти и в жизни, в страданиях и в радости... Этот памятник представляет громадный каменный двор, окружённый гигантскими плитами. Двор замыкается с одной стороны колоссальной пирамидой, знаменующей собой человеческую Голгофу с бесчисленными ступенями страданий. С другой, входной стороны - каменными Воротами Вечности. Ворота Вечности - высокая гранитная стена, испещрённая библейскими изречениями о вечности жизни. Над воротами надпись: «Пришельцы и странники мы на земле...». Их охраняют четыре колосса, олицетворяющие рождение, мужество, мудрость, вечность. В каменном массиве между гигантами узкий вход в сад, расположенный внутри памятника. По обе стороны двора - высокие стройные тополя. Окружённое тополями, мертвенно лежит в бассейне Озеро слёз».
В Омске Иван Дмитриевич Шадр работал над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.
По заказу Гознака он создал скульптуры «денежных мужиков» (фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля), которые должны были воспроизводиться на банкнотах.

И. Шадр «Сеятель»
Три первые скульптуры были изображены на почтовых марках, а также на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. В 1923 г. Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В.И. Ленина.
В 1934 г. Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. Моделью скульптора стала студентка Московского института физкультуры В.Д. Волошина. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 г. Но она подверглась критике, и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького г. Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.

И.Д. Шадр в своей мастерской работает над скульптурой «Девушка с веслом» (1-й вариант)
В 1936 г. Шадр создал новую уменьшенную 8-метровую скульптуру из тонированного бетона. Она была разрушена в 1941 г. при бомбёжке.
Дешёвые гипсовые копии, которые были массово установлены в парках по всему СССР, не являлись скульптурами Шадра. В их основу была положена работа скульптора Р.Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 г. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Р.Р. Иодко «Девушка с веслом» (1936)
В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. В 1939 году создал скульптуру А.М. Горького в образе Буревестника.

И. Шадр, Скульптура Горького в образе Буревестника (1939). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Молодой Горький изображён бунтарём. Волосы вокруг головы в виде огромных застывших волн дополняют образ. Две пряди надо лбом напоминают по силуэту парящего буревестника: «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзая тучи, пену волн крылом срывает...»
В том же году он подготовил классическую модель памятника Горькому, который был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Шадра В.И. Мухиной в содружестве с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой.
И. Д. Шадр – автор надгробий Н.С. Аллилуевой (1933; архитектор И.В. Жолтовский) и Е.Н. Немирович-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита.

И. Шадр. Памятник на могиле Надежды Аллилуевой-Сталиной на Новодевичьем кладбище (Москва)
Сейчас на кладбище установлена копия скульптуры, а подлинник находится в Третьяковской галерее. Памятник представляет собой стелу из белого мрамора, из грубо отесанного верха которой «вырывается» бюст Аллилуевой.

И. Шадр. Памятник на могиле дрессировщика В.Л. Дурова. Новодевичье кладбище (Москва)

И. Шадр. Скульптура «Сезонник» (1929)
Эта работа И.Д. Шадра имеет социальную трактовку образа: чётко вылепленные руки и голова указывают не только на изнурительно тяжелый труд человека, но и на его не сломленную никакими лишениями внутреннюю силу. На камне сидит умудрённый жизнью, усталый человек. Тяжело опущены натруженные работой руки. Но на его лице нет выражения безнадежности, а только напряжение мысли, борение духа. Создавая образ рабочего-сезонника, Шадр опирался на образ своего труженика отца.
Скульптура «Сезонник» установлена на площади им. Лермонтова в Москве.

Памятник И.Д. Шадру в Шадринске (1984). Скульптор Юрий Чернов и архитектор Гарольд Исакович

В 2012 году отмечают 125 - летие со дня рождения скульптора.

Детство будущего советского скульптора прошло в селе Такташинское Шадринского уезда Пермской губернии. Сын потомственного плотника, он с детских лет пошел работать - семья была большая, и отец, хоть и имел золотые руки, не мог дать сыну образования. Пять лет, с одиннадцати до шестнадцати Иван проходил свои «университеты» на фабрике купцов Панфиловых. Он топил печи, бегал за товаром, ездил с обозами, сторожил, получал пинки, колотушки, затрещины… Одаренный мальчик увлекался чтением и рисованием. Но лишь изредка удавалось ему рисовать, лишь урывками браться за книгу. И все же, занимаясь по ночам, он сумел подготовиться и поступить в Екатеринбуржскую промышленно-художественную школу (класс Т.Э. Залькална и М.Ф. Каменского).

Когда Шадру исполнилось 19 лет, он попал в Петербург. В Академию художеств его не приняли. «Пришлось голодать, зябнуть и спать на улицах. Ночуя на берегах Невы, под старой баркой, в окружении бесприютных бродяг, - писал Шадр, - я познакомился с шарманщиком. Впроголодь, с обезьяной на плечах, с полумертвой от истощения носительницей чужого счастья в клетке ходили мы по дорогам столицы, и под «Златые горы» я пел». Однако, в 1907 - 1908 годах Шадр еще учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Однажды, на выступлениях, Шадра встретил артист М. Е. Дарский, который помог ему поступить на Высшие театральные курсы. Шадр успешно их окончил и даже был принят К.С. Станиславским в труппу Художественного театра. Не отсюда ли у скульптора такое знание пластики и анатомии человеческого тела? Но больше всего Шадра влекла скульптура. Он обучался скульптуре несколько лет в Москве. И с помощью художников Репина и Рериха смог поехать для продолжения изучения искусства ваяния за границу, где обучался в Париже у О. Родена и Э. А. Бурделя (1910), в Риме и в Английской академии.

Люди и их жизнь, их труд - вот что интересовало Шадра. Он мечтал о создании монументальных образов, об искусстве значительном, об искусстве, которое служило бы делу прогресса. Скульптора интересовало не отрешенное от народа искусство, а искусство, связанное с современной жизнью, отражающее, как писал Шадр, современную ему социальную сложность. Член боевой дружины во время революции 1905 года, художник, выступавший с острыми политическими карикатурами в издававшемся в 1906 - 1907 годах и закрытом правительством сатирическом журнале «Гном», Шадр ставит свое искусство на службу Октябрьской революции. «Поймите, сколько красоты, - говорил он, - когда люди сбрасывают кандалы, когда раскрываются темницы и падают ворота крепости»…

Резцу Ивана Дмитриевича Шадра принадлежат барельефы Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, он создает ряд проектов памятников Советской России, Парижской коммуне, Октябрьской революции. Он берется за воплощение реалистических и одновременно символически-обобщенных образов людей новой эпохи в таких скульптурах, как «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель». Особенно удачным был его «Сеятель» . Свободный крестьянин на свободной земле, чуть развернув плечи, откинувшись немного назад, идет, бросая семена во вспаханную землю, словно сея семена новой жизни. Эти скульптуры Шадра воспроизводились на деньгах, почтовых марках, облигациях. Скульптор создал ряд памятников В. И. Ленину в городах страны, из них наиболее известен на ЗАГЭС в Грузии.

Самая известная работа Шадра - «Булыжник - оружие пролетариата» , созданная в 1925 - 1927 годах, закончена к Всероссийской выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Это одно из лучших советских скульптурных произведений, посвященных историко-революционной теме. Статую Шадра надо расценивать как продолжение традиций сюжетности, свойственных русской скульптуре конца ХУ111 - Х1Х веков (например, творчеству Козловского и Мартоса). Создавая это произведение, Шадр, безусловно, также отталкивался от традиций К. Менье - выдающегося мастера западноевропейской скульптуры нового времени, показавшего в своих произведениях образ пролетария, величие и красоту его характера. В первую очередь Шадр увидел пролетария-бунтаря, пролетария-революционера, который в своей борьбе за освобождение, за ликвидацию всяческого гнета и эксплуатации прошел через две революции.

Отсюда глубоко национальный характер образа рабочего, созданного Шадром, и отсюда естественная, органическая связь этого образа с образом человека труда в искусстве русских художников - реалистов Х1Х века. Это удалось сделать потому, что мастер отказался от создания отвлеченной фигуры, олицетворяющий рабочий класс. Он изобразил как бы реально существующую личность, несущую в себе все типичные черты, свойственные русским рабочим в годы подъема революционного движения. Такое решение художественной задачи обеспечило творческий успех Шадра. Полусогнутая фигура рабочего, выламывающая из мостовой булыжник, готова стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Напрягшиеся узловатые мускулы его рук, напряженная игра мышц торса создают полную беспокойства и резких контрастов борьбу бликов света и тени, отличающуюся огромной динамикой и эмоциональной выразительностью.

Сама характеристика пропорций человеческого тела лишена какой бы то ни было идеальной отвлеченности. Поражает лицо рабочего, где из-под слипшихся волос, в беспорядке нависших над нахмуренным, собранным в морщины лбом, из-под сдвинутых бровей глядят глубоко сидящие и широко расставленные, полные сосредоточенной ненависти глаза. Индивидуальная, почти портретная выразительность лица рабочего сочетается с острой социальной характеристикой его. Великолепное мастерство владения силуэтом придает еще большую жизненность и монументальность образу. Фигура выразительна с любой точки зрения, поэтому зритель, обходя статую, связывая отдельные точки зрения друг с другом, получает возможность увидеть все богатство жизни образа.

Многие представители старшего поколения русских художников-реалистов высоко оценили работу Шадра. Чрезвычайно характерно отношение замечательного русского художника М. В. Нестерова к этому произведению. В письме к Шадру Нестеров писал: «Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так бывало умел это делать Ф.И. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связывает талант мастера красоту духа с вечной красотой формы, - все то, чем жили великие мастера, чем дышал Микельанджело, Донателло, а у нас «старики». Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! спрашиваю: чья? Говорят - Иван Митрича…».

И.Д. Шадром были также изваяны надгробия Н.С. Аллилуевой в 1933 году, Е.Н. Немировича-Данченко в 1939 году, В.Л. Дурову в 1940 году. В 1952 году он стал лауреатом государственной премии, посмертно. Екатеринбуржское художественное училище, с 1987 года, носит имя И. Д. Шадра. Работы Ивана Дмитриевича находятся в Третьяковской галерее и других музеях России.

Материал взят из книг:
1.«Уральская историческая энциклопедия», Ур. Отд. Ин-т Истории и Археологии, Изд-во «Екатеринбург», Екатеринбург, 1998 г.
2.Б. Бродский, А. Варшавский «Века.Скульптуры. Памятники.», Москва, Изд-во «Советский художник», 1962г.
3.«Из бронзы и мрамора», Ленинград, Изд-во «Художник РСФСР», 1965г.

Иллюстрация:
«Сеятель»,
«Булыжник - оружие пролетариата».

Иван Дмитриевич Шадр:

жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования.

Рис. 1 «Иван Дмитриевич Шадр. 1940 г.»

Среди деятелей культуры и искусства нашей Родины имя Ивана Дмитриевича Шадра (годы жизни 1887 – 1941 г.г.) давно занимает одно из почетных мест (рис. 1).

Выходец из народа своим трудолюбием и талантом добился выдающихся результатов. Его творчество с 20-х годов прошлого века и до конца жизни неразрывно связано с темой труда и человека – труженика.

Данная статья – это попытка проанализировать на сколько творчество скульптора, из маленького зауральского городка Шадринска, нашло свое отражение в предметах коллекционирования.

Были изучены архивные материалы, документы Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, книги, журналы, посвященные жизни и творчеству скульптора, материалы, предоставленные российскими коллекционерами, предметы из личной коллекции, а так же источники из сети интернет.

Образы творчества И. Шадра мы видим на банкнотах РСФСР и СССР, марках, конвертах, открытках, настольных медалях и статуэтках, диафильмах, значках.

Книги о скульпторе и его произведениях уже стали букинистической редкостью. Последний раз издавались в 1978 году, т.е. 37 лет назад.

О И. Шадре написано много статей и очень мало книг. Но на один момент хотелось бы обратить особое внимание.

Родился Иван Дмитриевич Шадр не 30 января (по старому стилю), как принято считать, а 31 числа (по старому стилю). О чем и сделана запись в Метрической книге Свято – Троицкой церкви села Островного за 1887 год.

Дата рождения - 31 января (по старому стилю) 1887 года, дата крещения - 1 февраля (по старому стилю). Родители: города Шадринска мещанин Дмитрий Евграфов Иванов и жена его законная Мария Егорова, оба православные.

Творчество Ивана Дмитриевича, нашедшее свое отражение в предметах коллекционирования условно можно сгруппировать по нескольким направлениям:

1. Бонистика.

2. Филателия.

3. Филокартия.

4. Коллекционирование конвертов.

5. Настольные медали.

6. Значки.

Из произведений И.Д. Шадра наибольшую известность получили скульптуры, выполненные по заказу Гознака: «Рабочий» (рис. 2), «Крестьянин» (рис.3), «Сеятель» (рис.4), «Красноармеец» (рис.5). А так же скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата» (рис. 6).

Политика Коммунистической партии большевиков в области искусства, первые постановления нового Правительства по вопросам культуры четко определили новый путь советского искусства, утвердили его новое содержание – изображение людей труда, подвиг народных масс в строительстве нового общества.

Это время, когда формируется новый стиль в искусстве – стиль социалистического реализма.

рис. 2 скульптура «Рабочий» (фрагмент)

рис. 3 скульптура «Крестьянин» (фрагмент)

рис. 4 скульптура «Сеятель» (фрагмент)

рис. 5 скульптура «Красноармеец» (фрагмент)

рис. 6 скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»

О создании скульптур «Рабочий» и «Красноармеец» мало что известно. Создавались они в 1922 году в Москве. Видимо имели собирательный образ. И. Шадр оставил мало воспоминаний о том периоде. Он много делился своими замыслами с женой, но личный архив не сохранился.

Куда больше сведений мы имеем о скульптурах «Крестьянин» и «Сеятель».

Одну из первых заметок, как создавались эти образы, мы находим в журнале «Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37 в статье Ф. Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках С.С.С.Р.»: « На облигациях хлебного займа мы видим изображение сеятеля. Это Кириан Кириллович Авдеев (курсив –авт.) , крестьянин д. Прыговой, Калгановской, тож Крестовской вол., Шадринского уезда, Екатеринбургской губернии; а изображение старика на почтовых марках так же Калгановского – это Перфирий Петрович Калганов ».

В газете «Красный Курган» от 26 июля 1926 года – в статье Г. Плетнева «Как портрет Куприяна Кирилловича заменил царский» автор пишет: «…На червонцах и различных облигациях изображена фигура сеятеля. <…> Кто он – этот мужик, чье изображение волею революции сменило на деньгах портреты всероссийского пьянчужки Николая II-го?<…> Это крестьянин Уральской области, Шадринского округа, Исетского района, Куприян Кириллович Авдеев (курсив – авт.) …»

Таких неточностей в описании имен прототипов скульптур, жизни и творчества Иван Дмитриевича в литературе встречается множество.

На сегодня изучено множество документов. Общепринято, что написание имени и фамилии прототипов скульптурных произведений «Сеятель» - Куприян Авдеев (рис. 7), «Крестьянин» - Порфилий Калганов.

рис. 7 «Куприян Кириллович Авдеев – прототип образа скульптуры «Сеятель», И.Д. Шадра.

Бонистика.

Коллекционный материал по бонистике условно можно разделить по нескольким разделам:

I) Изображение и водяные знаки скульптурных композиций «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» скульптора И. Шадра на государственных денежных знаках, банковский билетах, Государственных казначейских билетах, Платежных обязательствах, Транспортных сертификатах.

II ) Изображения и водяные знаки скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций, займах.

III ) Изображение скульптурной композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.

I ) Государственные денежные знаки, банковские билеты, Государственных казначейских билетах, Платежных обязательствах, Транспортных сертификатах.

Именно для денежных знаков нового советского государства были заказаны новые образы – образы крестьян, олицетворяющих людей нового советского государства, образы победившего пролетариата, красноармейца. Эти образы олицетворяли крепость духа народа. Именно человека творца, человека – труженика, защитника молодого советского государства хотели увековечить в истории.

«Крестьянин» и «Красноармеец».

Государственные денежные знаки СССР номиналом «Пятнадцать тысяч рублей» (рис. 8) и «Двадцать пять тысяч рублей» (рис. 9). Были выпущены в обращение в 1923 году на основании Постановления ЦИК СССР от 18 декабря 1923 года и 7 февраля 1924 года.

Изображение денежных знаков несут на себе выполненные в графическом стиле портреты «Крестьянина» и «Красноармейца» Ивана Шадра.


рис 8 Государственный денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923 год.


рис 9 Государственный денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год.

Крестьянин – хлебороб, человек труда, символ новой жизни. И.Д. Шадр с одной стороны создал обобщенный образ крестьянина, с другой – придал ему черты конкретного человека.

Красноармеец – молодой парень, целеустремленно смотрящий вперед. Человек, ставший на защиту новых, коммунистических идеалов.

«Сеятель».

По фотографическим снимкам со скульптуры И. Шадра (рис. 10) художником Гознака Иваном Дубасовым были сделаны эскизные рисунки крестьянина- сеятеля, а гравером Периклом Ксидиасом - гравюрные изображения (рис. 11), которые впоследствии использовались для изготовления денежных знаков и облигаций:

Денежный знак «Билет Госбанка СССР 3 червонца» 1924 г. (рис. 12), поступивший в обращение в августе 1924 года был выпущен на основании – Циркуляра Правления Государственного Банка от 30 июля 1924 года № 55 «О выпуске в обращение банковых билетов 3-червонного достоинства образца 1924 года».

Выпускались с 1923 по 1929 год. Печать знака произведена металлографическим способом, надписи на банкнотах – типографским.

рис 12 Билет Государственного Банка СССР «Три червонца».

«Рабочий»

Изображение «Рабочего» по скульптурным работам Шадра в бонистике нашло свое отражение в двух направлениях – рисунки на лицевой стороне купюры и в изображении водяного знака, использующегося для облигаций ценных бумаг и сертификатов.

«Государственный казначейский билет 5 рублей» образца 1925 года (рис. 13). Банкнота была выпущена в марте 1925 года. Тиражировались до начала 1930-х годов. Документ, на основании которого они были выпущены, не известен.

С лицевой стороны использованы металлографская печать и гравированный портрет «Рабочего». В разработке лицевой стороны банкноты принимали участие художники В.К. Куприянов, И. Дубасов.


рис. 13. Государственный казначейский билет 5 руб. 1925 года

Изображение «Рабочего» использовалось на «Платежных Обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата Финансов» образца 1923 года номиналом 100 руб., 250 руб., 500 руб. (рис. 14), 1000 руб.

На «Платежных Обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата Финансов С.С.С.Р.» образца 1924 года номиналом 100 руб. (рис. 15), 250 руб., 500 руб., 1000 руб.

На «Краткосрочных Платежных Обязательствах Народного Комиссариата Финансов Союза С.С.Р.» образца 1928 года номиналом 100 руб., 250 руб., 500 руб., 1000 руб.

В левой половине размещалась виньетка с графическим изображением фрагмента скульптуры И. Шадра «Рабочий». На обязательствах номиналом в 100 рублей образца 1928 года - изображение использовалось и на водяном знаке.

рис. 14. Платежное обязательство. 1923 год.

Рис. 15. Платежное обязательство. 1924 год.

Транспортный сертификат или беспроцентные заемные обязательства Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).

На сертификате надписи – «1923 год» и «Пять рублей золотом» (рис. 16). На левом поле банкноты водяной знак скульптурный портрет «Рабочего» И. Шадра и надписи «ПЯТЬ РУБЛЕЙ» (рис. 16.а). Сертификат выпущен на основании Постановления Совета труда и обороны (СТО) СССР от 26 июля 1923 года.

Выпущены были в виде своеобразных квитанций, обязательных лишь к приему только для касс железнодорожного и водного транспорта. Они были удобны как устойчивая разменная купюра, принимаемая в платежи по курсу золотого рубля.

рис. 16. Лицевая сторона Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом.

рис. 16.а. Изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом.

II ) Изображение и водяные знаки скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций, займах.

Облигации «Второго внутреннего краткосрочного государственного хлебного заема» 1923 года всех серий и номиналов.

«Крестьянский выигрышный заем» 1924 года облигации номиналом 1 рубль (рис. 17), 3 рубля, 5 рублей.

«Второй крестьянский выигрышный заем 1925 года» облигации номиналом 5 рублей, 10 рублей, 50 рублей.

«Третий крестьянский выигрышный заем 1927 года» облигация номиналом 5 рублей.

рис. 17. Изображение предоставлено О. Парамоновым

Изображение «Сеятеля» так же было на купонах «Внутреннего выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом облигации в 10 рублей 1927 года (рис. 18) и купонах «Внутреннего выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом облигации в 2 рубля 50 копеек 1928 года.

рис. 18. Облигация в Десять рублей.

В 1923 году был проведен «Сахарный заем». На лицевой и оборотной стороне был изображен новый герб Союза Советских Социалистических Республик. На водяных знаках сахарного займа номиналом в «Пять пудов» и «Двадцать пять пудов» изображен скульптурный портрет И. Шадра – «Рабочий».

III ) Изображение скульптурной композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.

Реформирование денежного обращения молодого государства находилось в постоянном движении. Страна восстанавливалась после разрушительных и изнуряющих войн.

Советское правительство восстанавливает денежное обращение на всей территории страны. В работе Гознака постоянно находились заказы правительства на новые денежные знаки. Какие-то знаки утверждались, а какие-то так и остались на уровне эскизов.

Пробная банкнота (рис. 19) «Государственный казначейский билет 1 рубль золотом» 1924 г. Невыпущенный в обращение.

рис 19 Пробный вариант Государственного Казначейского билета СССР номиналом 1 руб. золотом. 1924 год.

Филателия.

Творчество Ивана Шадра, нашедшее свое отражение в филателии, условно можно разделить на два направления:

а) изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра

б) изображение портрета скульптора Ивана Дмитриевича Шадра;

Различия, нюансы марок почтовой оплаты РСФСР и СССР подробно описаны в Каталогах и многочисленных статьях. В своей статье не будем подробно останавливаться на этом.

Изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра:

На одних из первых стандартных выпусков марок почтовой оплаты были изображены «Рабочий» , «Крестьянин» , «Красноармеец» (рис. 20).

Выпускались в РСФСР и СССР в 1922 – 1927 г.г. В разработке рисунков принимали участие художники А. Якименко, А. Троицкий, Д. Голядкин. Почтовые марки выпускались миллионным тиражами и служили для оплаты почтовых тарифов и охватывали всю шкалу номиналов, необходимую для этого.

рис. 20. «Красноармеец», 1923 г.

К первому направлению относятся почтовые марки СССР, изображающие скульптурные памятники, автором которых являлся Иван Дмитриевич.

К ним можно отнести марки серии «Скульптурные памятники СССР».

В 1959 году вышла почтовая марка СССР «Памятник А.М. Горькому в Москве» (рис. 21).

рис. 21 «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г.

Памятник Алексей Максимовичу Горькому был установлен уже после смерти Ивана Дмитриевича. По первоначальному проекту Шадра. Скульптором выступила В. Мухина и архитектором З. Розенфельд. Открытие состоялось через 10 лет после смерти автора в 1951 году.

Интересно высказывание современников о произведениях Шадра, в период рассмотрения концептуальных проектов на конкурсе.

В «Литературной газете» за 1939 год № 029 (808) от 26 мая на стр. 6 в статье «Шесть эскизов. На выставке проектов памятников Горькому» Евг. Кригер описывает представленные на конкурс работы памятников А. Горькому скульпторами М. Белашевым, Б. Королевым, А. Матвеевым, С. Меркуровым, В. Мухиной и И. Шадром. Вот как описывает увиденное автор: « Для Москвы Шадр дал проект, в котором мы видим Горького таким, каким знали в последние годы. Спокойная, ясная, с предельной простотой вылепленная фигура великого мудреца…Великое богатство мыслей и чувств в этом человеке, но нет в нем ни усталости, ни равнодушия. Таким мы знаем Горького, таким воссоздает его облик Шадр ».

О судьбе памятника хорошо рассказала в 2007 году радио «Эхо Москвы» Людмила Марц, заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи. [ 31]

В 1939 году была создана модель памятника И. Шадром и выставлена на конкурс. Конкурс Иван Дмитриевич выиграл. Изначально планировалось установить памятник на Манежной площади, но решение было изменено. Новое решение - установить памятник на площади Белорусского вокзала. Автор начал вносить концептуальные решения, но не успел. Шадр заболел и 3 апреля 1941 года умер. Над прахом Ивана Дмитриевича Мухина поклялась, что окончит работы над памятником А. Горькому.

В 1946 году В. Мухина со своими помощниками возобновила работы над памятником. Курировал работы председатель комитета по искусству Храпченко. После двух лет работы памятник был сделан в гипсе, принят комиссией и отлит в бронзе. В этот период Храпченко снимают с должности, назначается новая комиссия, которую не устраивает трактовка образа пролетарского писателя. В. Мухина вместе с Н. Зеленской и З. Ивановой снова приступили к работе на памятником. Были внесены корректировки в образ писателя. После окончания работ гипсовый вариант памятника был затонирован под бронзу и выставлен на ВДНХ. Комиссия приняла памятник. Литейщик - Лукьянов. Сложно сказать, что повлияло на качество работы, но изначально отлит памятник был с большими технологическими огрехами. Не смотря на технические проблемы 10 июня 1951 года памятник А.М. Горькому был торжественно открыт на площади Белорусского вокзала.

Первая реставрация была проведена в 1972 году Лукьяновым. По словам Л. Марц -реставрация по документам не значится.

В 1999 году были проведены реставрационные работы с целью улучшения технического состояния и экспозиционного вида памятника. Заказчик Главное управление памятников г. Москвы, подрядчик – ООО «фирма «ВИОЛе».

16 декабря 2005 года памятник Горькому был демонтирован, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Памятник был перемещен в Парк искусств. В результате ошибок при демонтаже и нахождения длительного времени в горизонтальном состоянии на памятники несколько серьезных дефектов.

Вертикально памятник А. Горькому был поставлен в конце июля 2007 года.

Будет ли памятник восстановлен на своем историческом месте не известно.

В почтовой марке СССР, посвященной 50-летию Центрального музея революции СССР 1974 г., ныне здание Государственного центрального музея современной истории России, и на почтовой марке с датой 1962 г. серии «Советский скульптор» «И.Д. Шадр» (рис. 22), изображена скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата ».

Хочется отметить, что в 30-х годах встречается другое название. Так на открытке издания Музея революции СССР 1930 года композиция называется – «Рабочий, строй баррикаду».

рис. 22 Почтовая марка СССР, И.Д. Шадр. 1962 г.

Коллекционирование конвертов.

Для любителей коллекционирования конвертов будет интересно знать, что Гознак до 1991 года, а после 1991 года Издательский центр «Марка», неоднократно выпускали художественные маркированные конверты (далее по тексту ХКМ) и конверты Первого дня, посвященные творчеству И.Д. Шадра с изображением автора и его скульптурных произведений.

На сегодняшний день привожу известные варианты. Описание выпусков идет в хронологическом порядке.

В 1975 году вышел конверт (ХКМ) в серии «Скульптурные памятники Москвы» с изображение скульптурной композиции «Булыжник – оружие пролетариата». С указанием на оборотной стороне: скульптор И.Шадр. Министерство Связи СССР. 1975 год. 18. VIII – 75. Рисунок художника Н. Ветцо. Изготовлено на Пермской фабрике Гознака. Цена 5 копеек.

В 1976 году выпущен ХКМ с изображением памятника А.М. Горького на площади Белорусского вокзала с лицевой стороны (рис. 23). Размер 114 мм х 161 мм. С указанием на оборотной стороне конверта: скульптор И. Шадр, В. Мухина. Архитектор З. Розенфельд. Министерство Связи СССР. 1976 год. 22. I. -76 г. Рисунок художника Н. Колесникова. Изготовлено на Пермской фабрике Гознака. Цена 5 копеек.

рис. 23 ХМК и фрагмент рисунка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала.

В 1985 году выпущен конверт «Первого дня» (рис. 24). Размер 114 мм х 161 мм. С лицевой стороны изображение скульптуры «Булыжник - оружие пролетариата» с датой в верхнем левом углу «1905» и подписью под скульптурой – «Первый день». На обороте: Конверт первого дня. Министерство Связи СССР. 1985. № 851. З. 4334. МТ Гознака. 13.06.1984. Скульптур И. Шадр. Рисунок художника И. Козлова. Цена 1 копейка.

рис. 24 Конверт Первого дня. «1905».

В 1986 Министерством связи СССР году к 100-летию со Дня рождения И. Шадра (рис. 25) был выпущен конверт, изготовленный на Пермской фабрике Гознака, художник Г. Кравчук. 114х161 мм. Без гашения и гашением Шадринского узла связи Курганской области с датой 11.02.1987 г.

рис. 25. ХМК посвященный Шадру И.Д. и фрагмент штемпеля.

В год 70 – летия со дня смерти скульптора Шадра (рис. 26) Россвязью был подготовлен (дата на конверте с оборотной стороны 29.12.2011 г) и выпущен 2012 году в обращение, изготовленный в издательском центре «Марка», дизайн Х. Бетрединовой, ОАО «Ряжская печатная фабрика». Размер конверта 110х219 мм.

рис. 26. ХМК посвященный Шадру И.Д.

Открытки

Не меньший интерес вызывают открытки, посвященные теме творчества Ивана Шадра. Известные открытки описаны в хронологическом порядке издания.

1. 1930 год. Почтовая карточка (рис. 27) . На лицевой стороне изображение скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата». На обороте дано название скульптуре – «Рабочий, строй баррикаду!». Скульптор И.Д. Шадр. Издание музея Революции СССР. Москва. Главлит. № А-70676. Тираж 20 000 экз. Москва. 1930. Гознак, Мытная 17. Цена первоначально 6 копеек.

рис. 27. Открытка и фрагмент. «Рабочий, строй баррикаду». 1930 г.

2. 1952 год. Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л52953. 2. V . 1952. Типография издательства АМН. Заказ 2097. Тираж 10 000 экз. Цена 85 коп.

3. 1953 год. Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л90108. 1. X . 53 г. 1-я типо-литография Гимиз. Заказ 55. Тираж 10 000 экз.

4. 1953 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому.» Фото Н. Соловьева. Ред. В. Колчин. Подписано к печати 3. VII. 1953 г. Ш04059. Изд. № 15508. Заказ 887. Тираж 100 000 экз. Москва. 15-я типография «Искра революции». Цена 10 копеек.

5. 1954 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому на площади Белорусского вокзала». Фот Г. Петрусова. Ред. В. Иллеш. А02369. 31. VIII. 1954 г. Изд. № 15587. Тираж 100 000 экз. Заказ 175. Москва. 1-я Образцовая типография им. А.А. Жданова. Цена 10 копеек.

6. 1954 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник М. Горькому. Фото А. Тартаковского. Ред. И. Миланова. Фотостудия Изогиза. Москва 1954 год. А04326. 24. IV . 1954 г. Изд. № 2514-ф. «Москомпечать». Заказ 949. Тираж 40 000 экз. Цена 75 копеек.

7. 1956 год. ГФК Филателия. Филателистическая контора. «Москва. Памятник М.Горькому.» Цветное фото И.Б. Голанд. Л33510. 3. IV. 1956 г. Заказ № 438. Тираж 100000 экз. Таллин. Типография «Октообер». Цена 20 коппек.

8. 1956 год. Почтовая карточка. «г. Москва. Памятник М.Горькому.». Цветное фото И.Б. Голанд. Издание Министерство связи СССР. Ш06332. 8. V. 1956. Москва. Печатная фабрика Гознака. Заказ 17258. Пропечатана почтовая марка 40 копеек.

9. 1956 год. «Памятник М.Горькому». Фото И.Шагина. Ш14451-56. 5-19. Тираж 100 000 экз. Заказ 41. Т-1. Цена 10 копеек.

10. 1957 год. «Памятник А.М. Горькому в Москве.». Скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, Н.Г. Зеленская, З.Г. Иванова. Ш01643. 11. II – 57г. Типография издательства «Советский художник». Москва, Мало-Московская улица 42. Тираж 50 000 экз. Цена 10 копеек.

* на открытке плохо пропечатана буква «О» в фамилии И.Д. Шадра. Пользователи прочитывают фамилию как «Шадо».

11. 1957 год. Издательство «Правда» (рис. 28). «Москва. Памятник А.М. Горькому.». Фото Г. Петрусова. Ш04829. 1957г. Заказ 1852. Издательство Ордена Ленина типографии газеты «Правда». Тираж 350 000 экз. Цена 20 копеек.

рис. 28 Открытка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала. 1957 г.

12. 1959 год. «Памятник А.М. Горькому. Москва. Площадь Белорусского вокзала.». И.Д. Шадр (1887 – 1941) и В.И. Мухина (1889 – 1953). Ш09123 – 59г. 5-67. Полиграфкомбинат г. Калинин. Тираж 20 000 экз. Цена 10 копеек.

13. 1961 год. Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булижник..». На оборотной стороне: Надпись «И.Д. Шадр (1887-1941). Булыжник – оружие пролетариата. 1905 год. 1927. Подписано к печати 10. III . 61. З 1587-9т. Типография издательства «Советский художник». Москва. Мало-Московская ул., 21. Цена 1 копейка.

14. 1964 год. Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булыжник…». На оборотной стороне: Аннотация по скульптору И.Д. Шадру с кратким описанием параметров скульптуры и основных вех жизни. Издательство «Советский художник». А04890 – 64г. 9-1356. З.147. Тираж 50 000 экз. Экспериментальная типография ВНИИПП. Цена 1 копейка.

15. 1975 год. «Москва. Памятник А.М. Горькому» (рис. 29). Скульпторы В. Мухина, З.Иванова, Н. Зеленская. Архитектор З. Розенфельд. Фото Д.Смирнова. Издательство «Планета». Фабрика фотопечати. Москва. 1075 год. А13957. О-113. Тираж 45 000 экз. Цена 8 копеек.

рис. 29 Открытка фрагмент оборотной стороны.. Москва. Памятник А.М.Горькому. 1975 г.

Значки

1. «Памятник Алексею Максимовичу Горькому 1951». Штамп «ЭКтп». Цена 15 копеек.

2. «Москва Памятник А.М. Горькому». Штамп «ЩЗ». Цена 15 копеек.

3. Значок с изображением скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата.» и подпись – «Шадринск». «ШЗПМ». Отсутствует штамп с ценой.

4. «100 лет И.Д. Шадр»

Закончить статью о И.Д. Шадре мне хотелось словами из некролога на смерть Ивана Дмитриевича Шадра: «… Художник, горячо преданный социалистическому искусству, он создал произведения, вошедшие в историю советской художественной культуры. Его широко известная монументальная скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» - проникнута пафосом революционной борьбы. <…> Оригинальность замысла, неподдельная искренность, благородство образов – таковы качества, которыми отмечено творчество И.Д. Шадра…»

Творчество нашего земляка, выдающегося скульптора Ивана Дмитриевича Шадра имеет глубокие природные корни. Оно неразрывно связано с становлением новой, советской государственности, с развитием молодой социалистической культуры.

Произведения Ивана Шадра являются не только нашим национальным достоянием. Они, бесспорно, принадлежат к шедеврам мировой культуры.

Источники:

«Иван Дмитриевич Шадр. 1940 г.» фотография из фондов шадринского краеведческого музея им В.П. Бирюкова.

ГАКО Ф 244, Оп 1, Д 501, ЛЛ 4 об - 5

Скульптура «Рабочий» (фрагмент). Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора

Скульптура «Крестьянин» (фрагмент).Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора.

C кульптура «Сеятель» (фрагмент). Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора.

Скульптура «Красноармеец» (фрагмент). «Иван Дмитриевич Шадр». Изд. «Советский художник» , М., 1951, стр. 38.

Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата». «Иван Дмитриевич Шадр» изд. «Советский художник» , М., 1951, стр. 48.

Журнал «Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37. в статья Ф. Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках С.С.С.Р.».

Газета «Красный Курган» от 26 июля 1926 г. Статья Г. Плетнева «Как портрет Куприяна Кирилловича заменил царский»

Куприян Кириллович Авдеев. Фото из фондов Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова.

«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 158.

Государственный денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923 год, из коллекции автора.

Государственный денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год, из коллекции автора.

Скульптура «Сеятель». Из экспозиции Шадринского Краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, фото автора.

Гравюрное изображение предоставлено О. Парамоновым.

«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 199.

Билет Государственного Банка СССР «Три червонца», из коллекции автора.

Государственный казначейский билет 5 руб. 1925 года, из коллекции автора

А.Е Денисов «Б умажные денежные знаки РСФСР, СССР и Российской Федерации 1918 – 2005.», часть 2 «Государственные бумажные денежные знаки СССР и России 1924 – 2005 годов», Москва, «Дипак », 2005 г., стр. 82.

Платежное обязательство. 1923 год. Изображение из книги Д.А. Сенкевича «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г, стр. 152.

Платежное обязательство. 1924 год. Изображение предоставлено сайтом Fox notes , просмотр 1 февраля 2015 года.

«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 179.

Лицевая сторона и изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом. Изображение книга Д.А. Сенкевич «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г, стр 155.

Облигация в один рубль «Крестьянского выигрышного заема». 1924 год. Изображение предоставлено О. Парамоновым.

Облигация в десять рублей «Внутреннего выигрышного заем укрепления крестьянского хозяйства», 1927 год. Из фондов Шадринского Краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, фото автора.

О.В. Парамонов «Хлеб, золото, наган…» Альманах Общества «РОИ» книга I 2012 г. стр 94.

Пробный вариант Государственного Казначейского билета СССР номиналом 1 рубль золотом. 1924 год. www. goznak. ru/ about/ history/4/ , просмотр 01.03.2015 года.

Почтовая марка РСФСР, 1923 г., цена 10 рублей, из коллекции автора.

Почтовая марка СССР, «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г., цена 60 копеек.

Формы для <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

Творчество замечательного советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887—1941 гг.) хорошо знают в нашей стране и за рубежом. Но далеко не всем известно, что звучное имя, стоящее под изумительно выразительной силы произведениями,— псевдоним, который произведен художником от названия родного города.

Отец Ивана Дмитриевича был плотником, пользовавшимся доброй славой не только в Шадринске, но и в окрестных селах. Немало домов он срубил в родных местах. От природы талантливый человек, Дмитрий Иванов сам неплохо рисовал, слыл хорошим рассказчиком. В большой многодетной семье Иван впервые, благодаря отцу, постигал красоту окружающего мира. Когда мальчик подрос, пришло время самому зарабатывать на жизнь.

Его отдали в услужение екатеринбургскому купцу. Но любовь к рисованию и особенно к лепке пробила подростку дорогу в художественно-промышленную школу. Здесь будущий скульптор не только познакомился с основами искусства, но и впервые получил гражданскую закалку. Вместе с учащимися школы он участвовал в политических демонстрациях на улицах Екатеринбурга в дни революции 1905 года. В демократическом журнале «Гном» появились его карикатуры, разоблачающие царизм.

И. Д. Шадр, выдающийся советский скульптор

В 1906 году, окончив школу, Иван Иванов вместе со своим другом Дербышевым отправились в путешествие по России. Пройдя пешком тысячи верст, Шадр побывал на Кавказе, добрался до Петербурга, где хотел поступить в Академию художеств. Однако прежде чем учиться любимому делу, ему пришлось выдержать немало жизненных испытаний, в частности, быть уличным певцом. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе даровитого юноши.

Он помогает ему поступить на Высшие драматические курсы столичного театрального училища. В училище Иван продолжал рисовать, упорно занимался скульптурой. Его рисунки попали к знаменитому русскому художнику И. Е. Репину. Илья Ефимович дал им высокую оценку. Это во многом определило дальнейший путь молодого человека. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначает ему стипендию.

Около двух лет скульптор совершенствует свое мастерство в Париже и Италии, учится у известного французского ваятеля Бурделя, знакомится с выдающимися образцами мирового искусства.

Возвратившись в 1913 году в Россию, Шадр полон творческих замыслов. Он создает проект памятника мировому страданию, выполняет ряд работ, отмеченных печатью символизма. Но прочная связь Ивана Дмитриевича с народом помогает ему все же определиться как зрелому реалисту.

Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта.

Проекты памятников Парижской коммуне и Октябрьской революции свидетельствуют о том, что Шадр думает о новом монументальном искусстве. В 1922—1923 годах по заказу «Гознака» он создает замечательные скульптурные образы крестьянина, красноармейца, рабочего. Эти работы, воспроизведенные на деньгах, марках и облигациях советского государства, стали известны миллионам людей и получили их признание. Интересно, что прототипы своих героев-крестьян скульптор нашел в родных местах — в деревне Прыговой Шадринского района.

Рабочему классу посвящает художник замечательную монументальную скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата».

Шадр мечтал запечатлеть образ Владимира Ильича Ленина. Но к своей «Лениниане» он приступил только в скорбный день прощания народа с любимым вождем. Ему поручили выполнить посмертный портрет Ильича. Скульптор вспоминал: «Я забыл все на свете, все, кроме лежащего передо мной великого человека».

Работа в Колонном зале положила начало циклу произведений Шадра, посвященных Ленину. Цикл завершился в 1927 году монументом, который предназначался для Москвы, но был установлен в ЗАГЭСе. «Впервые,— писал об этой работе А. М. Горький,— человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален... Художник очень удачно воспроизвел знакомый властный жест руки Ильича, жест, которым он, Ленин, указывает на бешеную силу течения Куры».

В 1929 году Иван Дмитриевич создает скульптуру «Сезонник». Яркий образ труженика одновременно является и портретом его отца, талантливого мастерового.

В конце 30-х годов Шадр работает над проектом памятника А. С. Пушкину, приступает к произведениям, посвященным А. М. Горькому. В 1940 году уже готова модель памятника великому пролетарскому писателю для Москвы. Но завершила работу над скульптурой, стоящей ныне на площади Белорусского вокзала, бригада под руководством В. И. Мухиной.

За этот монумент Шадр посмертно удостоен Государственной премии. Иван Дмитриевич оставил после себя замечательное творческое наследство. Страстный монументалист, он был и проникновенным портретистом. Его работы отличаются глубиной психологического проникновения во внутренний мир человека.