Какие есть архитектурные памятники. Церковь Иоанна Предтечи

Памятники архитектуры России, начиная от величественных дворцов и соборов с тысячелетней историей и заканчивая современными постройками, поражают туристов оригинальностью и яркостью. Редкий город РФ не может похвастаться богатым замком, причудливым домом или необычным мостом. Однако есть шедевры, на которые просто нельзя не полюбоваться!

Покровский собор

Древние памятники архитектуры России - это в первую очередь роскошные храмы. Покровский собор сумел прославиться на весь мир благодаря своей уникальности и необычности. Строение имеет вид ансамбля, сформированного девятью столпообразными церквями (самостоятельными). Все они расположены на одном подклете (основании), объединяются внутренней и внешней галереями.

Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы - на территории Красной площади. Величественная церковь возведена по приказу Ивана Грозного в середине 16 века, в наши дни известна как Храм Василия Блаженного. Богатство облика стало результатом игры создателей с двумя материалами: белый камень и кирпич. Многообразие декора, которым отличаются многие известные памятники архитектуры России, достигнуто благодаря нескольким видам профилей обработки кирпича, используемым в разных комбинациях.

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора - ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада - одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Необычные мосты

Памятники архитектуры России - это в том числе и оригинальные мосты, построенные не только в прошлых веках, но и в наши дни. Всему миру известно о существовании в Волгограде. Свое прозвище постройка заслужила в 2010 году, когда в результате ветровой нагрузки произошло раскачивание. Несмотря на значительную (около метра) дорожное покрытие и опоры сохранили целостность. Безопасность моста была достигнута с помощью специальных амортизаторов.

Полюбоваться на Красноярский коммунальный мост, входящий в число символов Сибири, можно не только при посещении города, но и разглядывая денежную купюру (10 рублей). Постройка была возведена в период правления Хрущева, в течение длительного периода считалась самым длинным азиатским мостом, протяженность насчитывает 2300 метров. Интересна уникальная технология, к которой прибегли строители: отказ от страховочных опор.

Манежная площадь

Манежная площадь, которую нельзя не упомянуть, перечисляя памятники архитектуры России, считается первым ярким шедевром знаменитого Церетели в Москве, располагается у граничит с Историческим музеем и Манеж, возведенный в 1817 году, до 30-х годов прошлого века был «обрамлен» городской плотной застройкой. Освобождение площади произошло в 1932 году в связи со строительством метро.

Грандиозное строительство на площади началось лишь в начале 90-х. Был создан «Охотный ряд», ставший первым московским торговым комплексом, расположенным под землей. Также под руководством Церетели увидел свет ослепительный каскад фонтанов с огромными конями, подсветкой и уютными лавочками. С этого момента Манежная площадь воспринимается как продолжение Александровского сада.

Зимний дворец

Эрмитаж справедливо считается одним из великолепнейших красочным образцом рассвета пышного барокко, к этому направлению относятся многие достойные внимания памятники архитектуры России тех времен. Дворцовое сооружение, оставившее далеко позади другие здания северной столицы благодаря красоте и размерам, было создано архитектором Растрелли и планировалось как резиденция русских царей.

Постройка, затмившая другие памятники архитектуры России 18 века, занимает огромную площадь, в настоящий момент включает в себя Эрмитажный театр, Старый, Новый, Малый Эрмитаж. Фактически строительство продолжалось с 1764 по 1852 год. Каждый фасад непохож на другие, так как создателями учитывались особенности местности. Зимний дворец имеет форму прямоугольника, обладает внутренним (парадным) двором, угловыми выступами.

Коломенский дворец

Многие памятники архитектуры России 17 века не только пережили реконструкцию, но и были восстановлены практически с нуля. В этот список входит и Коломенский дворец, имевший вид запутанной системы деревянных клетей (помещений), объединенных переходами. Его создателями стали русские архитекторы Петров и Михайлов, привлекавшие к работе самых выдающихся столичных мастеров того времени.

Строение, благодаря роскошному экзотическому декору (золоченая кожа, потолочные и настенные библейские росписи, резьба по дереву) приводившее в восторг иностранных гостей, простояло век и было уничтожено в 1767 году. Сохранившийся макет позволил восстановить шикарное здание в Москве.

Новодвинская крепость

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль - голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Благовещенский кафедральный собор

Одно из самых интересных сооружений в Воронеже - Благовещенский кафедральный собор, созданный архитектором Шевелевым. Храм принадлежит к русско-византийскому направлению, его история связана с годом основания города - 1586. Изначально постройка была деревянной, многократно перестраивалась. Разрушение собора случилось в период Великой Отечественной войны.

Как и другие памятники архитектуры России, фото которых приводятся выше, церковь была восстановлена (в 1998 году). Теперь собор расположен в другом месте, принадлежит к несколько иному стилю, видоизменено внутреннее убранство. Как и прежде, храм завораживает своими габаритами, не теряясь даже на фоне гигантских современных небоскребов. Его высота насчитывает 85 метров.

Разумеется, это далеко не все яркие памятники архитектуры России, которые стоит посетить хотя бы однажды.

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.


Памятники архитектуры – объекты, которые создавались, как правило в честь знаменательного события или важного человека. Возраст одних исчисляется десятками лет, тогда как другие помнят ещё египетских фараонов. В этом обзоре собраны самые известные памятники архитектуры, о которым можно писать историю человечества.

1. Кааба (Масджид аль-Харам)


Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке, Саудовская Аравия. Оно считается самым священным местом в Исламе, а также старейшим и самым знаменитым памятником культуры в мире.


В Коране говорится, что Кааба была построена Авраамом (Ибрагимом на арабском языке) и его сыном Исмаилом, после того как последний поселился в Аравии. Вокруг этого здания была построена мечеть, Масджид аль-Харам. Все мусульмане всего мира поворачиваются лицом к Каабе во время молитв, независимо от того, где они находятся.


Один из пяти основных законов ислама требует, чтобы каждый мусульманин совершил хадж - паломничество в Мекку хотя бы один раз в своей жизни. При этом Каабу необходимо обойти семь раз против часовой стрелки (если смотреть сверху).

2. Тадж-Махал


Тадж-Махал («Корона дворцов») - мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия. Он был построен падишахом Империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал широко известен как «жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всемирно признанных шедевров мирового наследия». Площадь Тадж-Махала - около 221 гектаров (38 гектаров занимает сам мавзолей и 183 гектара охраняемый лес вокруг него).

3. Египетские пирамиды



Всего в Египте было обнаружено 138 пирамид. Большинство из них были построены в качестве гробниц для фараонов и их жен во времена Древнего и Среднего Царств. Это одни из старейших знаменитых памятников культуры.


Самые ранние известные египетские пирамиды были найдены в Саккаре, к северо-западу от Мемфиса. А самой древней из них является Пирамида Джосера, построенная в 2630 - 2611 годах до н. э., во время третьей династии. Эта пирамида и окружающий ее комплекс были спроектированы архитектором Имхотепом и, как правило, считаются старейшими в мире монументальными сооружениями, выполненными из кирпичей с облицовкой.

4. Великая китайская стена



Великая Китайская стена представляет собой ряд укреплений из камня, кирпича, утрамбованной земли, дерева и других материалов, построенных вдоль исторических северных границ Китая для защиты страны от вторжений различных воинственных народов.


Несколько стен были построены еще в VII веке до нашей эры, а позже их достроили, объединив в то, что сегодня известно как Великая стена. Особенно знаменитой является часть стены, построенная между 220-206 годами до н.э. первым императором Китая Цинь Шихуанди (от нее осталось очень мало).

Кстати, в Поднебесной есть ещё много

5. Ангкор-Тхом (Большой Ангкор)



Ангкор-Тхом - окруженный стеной королевский город площадью 3 квадратных километра, который был последней столицей Кхмерской империи. После того, как Джаяварман VII отвоевал Яшодхарапура (предыдущую столицу) у захватчиков из Чампа в 1181 году, он построил на месте разрушенного города новую столицу империи. Он начал с существующих сохранившихся структур, таких как Бапуон и Фимеанакас, и построил вокруг них величественный огороженный город, добавив внешнюю стену со рвом и некоторые из величайших храмов Ангкора. В город есть пять въездов (ворот), по одному на каждую сторону света и Ворота победы, ведущие к району Королевского дворца. Каждые ворота увенчаны четырьмя гигантскими лицами.



Афинский акрополь, который в Афинах также называют «Кекропия», является самым важным местом города и одним из самых узнаваемых памятников мира. Это главный ориентир древнегреческой культуры, а также символ самого города Афины, поскольку он представляет собой апогей художественного развития в V веке до нашей эры.

7. Национальный мемориальный зал Чан Кайши


Национальный мемориальный зал Чан Кайши - это знаменитый памятник и местная достопримечательность, возведенная в память генералиссимуса Чан Кайши, бывшего президента Китайской Республики. Он расположен в китайском городе Тайбэй. Памятник, окруженный парком, построен в восточной части Мемориальной площади. На север от него находится Национальный театр, а с юга расположен Национальный концертный зал.



Дворец Потала расположен в городе Лхаса в Тибете. Он назван в честь горы Поталака, мифической обители Ченрезига или Авалокитешвара. Дворец Потала был главной резиденцией Далай-ламы вплоть до тех пор, пока 14-й Далай-лама не бежал в Дхарамсалу, Индия, во время вторжения Китая в Тибет в 1959 году.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, пятый Великий Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных советников Кончог Чопел отметил, что место между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса является идеальным для расположения правительства. В итоге Потала был построен на остатках более ранней крепости, называемой Белым или Красным дворцом, построенном царем Тибета Сонгценом Гампо в 637 году. Сегодня дворец Потала - это музей.

Чуть больше года прошло с момента открытия претенциозного стадиона Al-Wakrah, архитектором которого выступила знаменитая Заха Хадид. Ее замечания, сделанные в ответ на жесткую критику строения, вызвали широкий общественный резонанс — что, в конце концов, важнее: мнение архитектора или мнение большинства. Стадион Хадид и в самом деле выглядит настоящим пришельцем в этом пустынном антураже. Но достаточно вспомнить историю архитектуры, чтобы увидеть, что такого же отношения к себе удостоились и самые великие здания мира, которые сейчас воспринимаются настоящей классикой зодчества и охраняются многочисленными архитектурными сообществами. Что поделать, люди не всегда видят великое в необычном и осознают весь гений архитектора только спустя многие годы. Перед вами несколько величайших памятников архитектуры всех времен и народов, которые были приняты современниками весьма прохладно — и которые сейчас являются неоспоримыми шедеврами.

  • Тауэрский мост

    Лондон, Англия

    Архитектор : Хорас Джонс

    Построенный еще в 1886 году Тауэрский мост был принят публикой в штыки. Архитектор и критик Генри Хиткоут Стэтхэм сказал, что мост представляет собой смесь пороков, безвкусицы и вычурности. Сами лондонцы утверждали, что даже собака не будет переходить на другую сторону Темзы по этим уродливым подмосткам. Что ж, история расставила все по своим местам и сейчас Тауэрский мост считается одной из главных достопримечательностей Лондона.

  • Эйфелева башня

    Париж, Франция

    Архитектор : Гюстав Эйфель

    Легенда гласит, что Ги де Мопассан предпочитал есть только в ресторане у подножия Эйфелевой башни — просто потому, что только из этого места и не видна сама конструкция. Вся парижская богема воспринимала строение в штыки: оно-де, не слишком-то соответствует вычурно-готическому облику города. Все изменилось после Всемирной выставки 1889 года — восторженные отклики туристов и деньги, которые они здесь оставили, помогли парижанам сначала смириться, а затем и полюбить Эйфелеву башню.

    Саграда Фамилиа

    Барселона, Испания

    Архитектор : Антонио Гауди

    «Мой клиент никуда не торопится», — заявил Антонио Гауди о сроках строительства знаменитого храма Святого Семейства, La Sagrada Familia. Базилика является самым длительным строительным проектом в современной истории. Строительство идет уже 132-ой год и финансируется целиком за счет частных пожертвований, которые достигают 25 миллионов евро в год. Начиная с 1960-х, крупные архитекторы, такие как Ле Корбюзье и Алвар Аалто, пытались модернизировать проект Гауди, но безуспешно. Строительство планируется закончить к 2026-ому году.

    Эмпайр-Стейт-Билдинг

    Нью-Йорк, США

    Архитектор : Уилльям Ф. Лэмб

    Одно из самых культовых зданий Америки, Эмпайр-Стейт-Билдинг, было открыто в разгар Великой Депрессии 1930-х годов. Люди высмеивали строение, называя его пустой тратой денег и времени: большая часть здания пустовала вплоть до 1950-х годов. С тех пор отношение к Эмпайр-Стейт- Билдинг изменилось кардинально и сегодня его по праву называют одним из семи чудес современного мира.

    Сиднейский оперный театр

    Сидней, Австралия

    Архитектор : Йорн Утзон

    Сейчас Сиднейский оперный театр является визитной карточкой города и одним из самых узнаваемых архитектурных строений мира. Но сам проект датчанина Йорна Утзона вызывал немалые толки: опера строилась целых 14 лет и стоила 102 миллиона долларов.

    Музей Гуггенхайма

    Нью-Йорк

    Архитектор : Фрэнк Ллойд Райт

    Вуди Аллен сравнил здание музея с флаконом туалетной воды, а самого Райта обвиняли в создании архитектуры ради самой архитектуры. Элегантно изогнутые стены здания и в самом деле не очень-то подходят для музея, где должны висеть картины. Но, в отличие от высоколобых критиков, публика Музей Гуггенхайма приняла всей душой и сейчас люди приходят, чтобы просто полюбоваться на него.

    Пирамида Лувра

    Париж, Франция

    Архитектор : Бэй Юймин

    «Шрам на лице Парижа» — вот, как окрестили детище Бэй Юмина любители классической архитектуры. Но это было еще в 1989 году: всего десятилетия хватило, чтобы признать строение одним из лучших современных решений. Пирамида стала настоящим символом мира искусства и принимает более 15 000 туристов в день.

    Штаб-квартира CCTV

    Пекин, Китай

    Архитектор : Рем Колхас

    Его называли самым скандальным небоскребом в истории, а строительство проходило с немыслимыми сложностями. В первые же недели по окончании работ, пожар на площадке унес жизни 20 рабочих, что также не прибавило CCTV популярности. Но повышенная функциональность здания и увеличение туристического потока заставили передумать даже самых стойких консерваторов: теперь CCTV признают вторым величайшим государственным зданием после Пентагона.

    Al Wakrah

    Доха, Катар

    Архитектор : Заха Хадид

    Заху Хадид высмеяли за проект довольно спорного стадиона, который создается к чемпионату мира по футболу 2022 года. Изначально, все споры сводились к внешнему облику стадиона, который и в самом деле напоминает неудачно приземлившийся космический корабль. Затем, прессе стало известно о более чем тысяче погибших на строительстве нелегальных рабочих. По этому поводу Заха Хадид заявила прессе, что это совершенно не ее дело — чем вызывала очередную волну возмущения.

    Walkie Talkie

    Лондон, Англия

    Архитектор : Рафаэль Виньоли

    Многие лондонцы открыто смеются над смелым зданием, расположенным по адресу 20 Фенчерч-стрит. Неодобрение вызывает излишняя современность строения, которая несколько выбивается из средневековых узких улочек Лондона. Кроме того, выпуклая поверхность полностью остекленного здания уже не раз вызывала смешные инциденты: отраженные от стеклянных панелей солнечные лучи сжигали велосипедные сидения и рули, однажды загорелся даже Jaguar, неосмотрительно припаркованный владельцем на другой стороне от Walkie Talkie.

    Антилла

    Мумбаи, Индия

    Архитектор : Perkins + Will

    27-ми этажная жилая башня Антилла является домом всего для одной семьи и считается самым дорогим особняком в мире. Ее владелец, пятый по счету самый богатый человек в мире — Мукеш Амбани. Проект открыто недолюбливают почти все жители Мумбаи, которые видят в нем довлеющий над всем городом особняк перешедшего все границы богача.

    Portland Building

    Портланд, США

    Архитектор : Майкл Грейвс

    Portland Building стало первым детищем эпохи американского постмодерна. Здание уже несколько десятилетий находится в центре жарких дебатов: представители муниципалитета заявляют, что оно портит весь облик города. Грейвс оформил фасад Portland Building гигантскими красными колоннами, чередующимися с высокими окнами и декоративными лентами, напоминающими, скорее, конкурсы сельской красоты. За всю историю дом не увидел ни одной реставрации и сейчас работы по поддержанию фасада оцениваются в ошеломительные 95 миллионов долларов.