Кем был сотников до войны. Курсовая работа Сравнительный анализ духовной проблематики в произведении Сотников В

Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

Жанр – повесть.

Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Тема

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения . Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Композиция

Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

Главные герои

Жанр

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.

(По повести "Сотников" Василя Быкова)

Версия для печати

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм советского народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Борис Полевой часто вспоминал слова Петра Николаевича Поспелова, который в военные годы был главным редактором газеты «Правда». Он обращался к своим корреспондентам: «Записывайте, самым подробным образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых вы становитесь. Записывайте имена, адреса, даты. Сейчас это, может быть, даже и не пригодится, но потом, после войны, приобретёт огромную ценность. Это ваш долг, если хотите, ваша обязанность. Как важно, чтобы среди катаклизмов этой нечеловечески трудной войны ничего бы не затерялось, чтобы не только мы, но дети, внуки, правнуки наши знали, как мы защищали Родину». И они писали, писали для того, чтобы не прервалась связь времён, чтобы живой и горячий интерес будущих поколений к тем, теперь уже давним, событиям не ослабевал, а, наоборот, постоянно возрастал. Современным же литераторам, пишущим о войне, необходимо показать нам, читателям, значимость той борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, преданность Родине, донести до нас чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поступков в самые критические периоды жизни.

Великая Отечественная война потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она не только не отменила, но сделала ещё более острыми нравственные проблемы. Ведь ясность целей и задач на войне не должна была служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождала человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами и трудностями. Сложнее всего в ту пору приходилось писателям, для которых война была настоящим потрясением. Они были переполнены увиденным и пережитым, поэтому стремились правдиво показать, какой высокой ценой досталась нам победа над врагом. Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали своё право на так называемую «окопную правду». Их творчество получило наименование «прозы лейтенантов». Эти писатели, о которых Твардовский хорошо сказал, что они «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке», составили целую плеяду хорошо известных нынешнему читателю имён: Бакланов, Богомолов, Бондарев, Воробьёв, Быков, Астафьев. Хотелось бы отметить одну общую особенность их произведений о войне – мемуарность. Излюбленный жанр этих писателей – лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть не всегда строго автобиографичная, но насквозь пропитанная авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам, обобщённым картинам, панорамным рассуждениям, героической патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели, отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую болью по оставленным в тылу родным сердцам, его веру в себя и своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но обыденный фронтовой опыт почти не имел отличий. Они смогли донести его до читателя так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от взорвавшихся снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. И ещё одно общее есть у этих писателей - это «память сердца», страстное желание поведать правду о той войне.

Своеобразно раскрывает военную тему В. Быков, белорусский писатель, чьё творчество стало неотъемлемой частью и русской литературы. В своих произведениях он рассматривает поведение личности в трагических коллизиях войны. Основой его сюжетов становится ситуация нравственного выбора. Писатель пытается выяснить, что происходит с человеком в нечеловеческих условиях. Он стремится докопаться до причин нравственной подоплёки тех или иных поступков: верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия. Локальность места действия, краткая временная протяжённость, не многочисленность персонажей - таковы структурные особенности произведений Быкова. Сюжеты его повестей раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведает в какой крутой переплёт, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия. Писатель проникает в скрытую при обычном течении жизни и обнажённую жестокими испытаниями глубинную суть характеров своих героев.

Особенно показательна в этом плане повесть «Сотников». Перед нами разворачивается картина зимы тысяча девятьсот сорок второго года. Партизанский отряд, обременённый женщинами, детьми, ранеными, окружён врагами. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое – Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, а Рыбак ценою предательства остаётся жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, которые раскрывает автор на примере этих образов.

Анализируя характер Рыбака, Быков приходит к выводу, что причины его предательства надо искать в детстве, тогда он «ухитрялся найти какой-нибудь выход», идя на мелкие жизненные уловки. Рыбак – смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идёт сначала на компромисс, а потом – на предательство и убийство. Автор пытается высветить для нас, читателей, эту тёмную душу, в которой не было света и в которой жила только тяга к жизни во что бы то ни стало. Проследим, как рисует Быков попытку борьбы Рыбака с самим собой. «Неприятный холодок виновности коснулся его сознания». «Радость спасения чем-то омрачилась, но ещё не мог толком понять, чем…» «Прости, брат!» - в отчаянии шепчет он Сотникову, выбивая из-под его ног чурку. Опустошённый, он хочет повеситься, но автор лишает Рыбака последней возможности спасти душу. И теперь он, как Иуда, должен ходить среди людей и мучиться своей неискупимой виной.

Другой главный герой повести, Сотников, полностью противоположен образу Рыбака. Это скромный, незаметный человек, без всяких признаков необыкновенной личности. Но его глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его, помогает ему остаться не сломленным, проявить мужество и героизм. Что вспоминает Сотников в предсмертные минуты? Как в детстве он удержал телегу с детьми, когда понесли кони, как отец, командир эскадрона, учил его правде и ответственности перед другими людьми. Именно эти воспоминания должны были «услышать сердцем» мы с вами, ибо в них – начало того поведения Сотникова перед лицом фашистских палачей, которое не дано понять Рыбаку. Человек высокой души, он до конца не верит в предательство друга-партизана, хотя предательство это уже не вызывает сомнений. И в последние мгновения жизни Сотников понимает, что не может требовать от других наравне с собой. Здесь Быков показывает нам, как неодинаковы люди, как много надо работать над собой, чтобы быть героем не по принуждению, а по совести, по естественной необходимости оставаться человеком до конца. Сотников понимает слабость Рыбака, его страх перед смертью. Он знает, что не всем по силам это сверхчеловеческое решение принять смерть. Когда кричит женщина, Сотников заставляет себя не закричать, не рвануться. Когда он видит глаза мальчика, встречает его испуганный взгляд, то улыбается ему, словно улыбается нашему будущему. О чём думает Сотников в последнюю минуту? Он думает о том, что смерть должна что-то утвердить, что-то отринуть и, возможно, завершить то, что не успела осуществить жизнь. Смерть Сотникова – итог его жизни, его веры. Образ этот прекрасен и поступком, венчающим судьбу героя, и той глубиной, с которой Быков раскрывает движущие силы его души.

Повести Василя Быкова трагичны. Им всегда сопутствует чувство горечи, словно дым пожарища едко ест глаза читателя, а сердце сжимается от боли за людей, принимающих на себя тяжёлый крест мученичества во имя человечности. Самопожертвование – ведущий мотив многих героев Быкова, знающих цену человеческой жизни. Один из них говорит так: «На сколько же фронтов надо бороться – и с врагами, и с разной сволочью рядом, наконец, с собой». И Быков пытается показать нам не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на ней. Мужество на каждый день, преданность правде, чистота помыслов – вот особые качества его главных героев. Читая книги Быкова, мы испытываем благодарность к художнику за его правдивое, честное, талантливое слово, за его суровую, нелёгкую правду о нас с вами.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевшие героизм нашего народа в Великой Отечественной войне. Перебирая всё то, что было создано писателями о тех огненных годах, хочется вспомнить строки Якуба Коласа, полные чувства великой благодарности воинам-победителям:

Какую песню о победе,
Какой сложить о вас рассказ?
Богатыри, язык мой беден,
Чтобы воспеть, прославить вас!
Лишь вы, лишь только ваши плечи
Груз выдержать смогли такой.
Он свыше силы человечьей.
Не по плечу стране другой.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любить Родину, быть стойкими в трудных испытаниях. Значение этих книг всё более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. И вклад писателей в общее дело борьбы за мир – это их произведения, которые смело можно считать оружием в руках художников.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт - Особенности проблематики повести "Сотников" В. Быкова .

Версия для печати

Создание и продвижение сайтов

Современную жизнь трудно представить без гаджетов, имеющих подключение к сети Интернет. Компании создают сайты-визитки, руководители, менеджеры заводят странички в социальных сетях, зачастую пользуюсь услугами профессионалов. Студия создания сайтов обеспечивает заказчика качественным сайтом, помогает с продвижением.
Компания Медиасфера - крупнейшее в России агентство по рекламе и маркетингу в интернете, работающее с 1997 года в области создания сайтов и с 2003 года - в продвижении сайтов. Услуги компании: создание и поддержка сайтов, поисковое продвижение, контекстная и медийная реклама, продвижение в социальных сетях, аналитика и консалтинг интернет-проектов. Создание сайтов - одно из профилирующих направлений Медиасферы.

Сравнительный анализ духовной проблематики в произведении “Сотников” В. Быков
и фильм “Восхождение” Л. Шепитько

Преподаватель Бараков В.Н.

Работу выполнила студентка ГФ
Боб Маргарита

2011 год

    Введение
    Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”
    Человек в бесчеловечных обстоятельства х.
Нравственная проблематика героев в произведении “Сотников”
    Система персонажей и композиция в повести “Сотников”
    Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько
    Заключение
    Литература

Введение

Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье,
нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой
Отечественной – вспоминают и поныне.
Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на
протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его
произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой,
какой она была – в страданиях и крови.
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись
войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с
гитлеровским фашизмом.
Русская литература стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.
Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя
“окопными поэтами”, а вся литература в целом, про выражению А. Толстого, была
“голосом героической души народа”.
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой.
Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими
писателями в годы войны.
Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен
Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.
Для прозы военных лет характерны усиление романтических и лирических
элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных
интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как
аллегория, символ, метафора.
Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих
поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых
лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и
беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которые достигнуты
советской “военной” прозой сегодня.
Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в
первые послевоенные годы.
Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего
развития.
Война в изображении прозаиков- фронтовиков - это не только и даже не сколько
эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный
каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно
в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй
войны”.
Тема Великой Отечественной войны - вообще центральная в творчестве В. Быкова.
Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения
посвятил событиям военного времени. Сам Быков отмечал, что почти все, что им
создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и
продолжает оставаться военным писателем”.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя
Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу -
именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой
творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя
интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек
приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает
героический поступок.
Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре
изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково,
что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная
жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в
обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом
отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”.
Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас
этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была
завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой
Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее
проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре
творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма.
Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом
показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”

Повесть “Сотников” В.Быкова я читала два раза, в школе и вот буквально на днях, а фильм я посмотрела впервые. Я в восторге.

Поначалу уныло думала: «Еще один тяжелый военный фильм». Но он произвел на меня очень сильное впечатление, и не было ни тени сожаления от просмотра.
Думаю, охарактеризовать этот фильм как военный будет не совсем правильно. Это скорее драма, причем очень глубокая и осмысленная. События «Восхождения» переносят нас в годы Отечественной войны, в 1942 год, в Белоруссию. В фильме мы не наблюдаем ожесточенных боевых действий. Упор сделан вовсе не на это, а на поведение и поступки людей в военные годы.

Главные герои - два партизана. Оба вроде как любят свое Родину, не жалуются. Только вот один из них - предатель(Рыбак), а другой - мужественный и бесстрашный(Сотников). В фильме остро ставится проблема морали, проблема человеческого выбора.
Человек, такой как Рыбак, может быть искренне хотел сражаться и сражался в партизанском отряде за Родину, и в этом был таким же как Сотников. Только логика его рассуждений, логика его мыслей, логика его поступков была такая, что постепенно подводила его к тому, чтобы стать слугой немецкого фашизма. Не его личная позиция, не его гнусные намерения, а всего лишь логика его рассуждений. Всего лишь, это иногда очень и очень много. Вот в этом вся или большая часть тонкости этой дилеммы. Другой, не плохой, а просто другой склад ума, другой способ рассуждения, не плохой, но в данном случае, он стал плохим объективно. Война. Когда Рыбак понял, что теперь дороги назад нет, что он остался один, и остался жив он, потому что он предатель, вот тут-то и начинается его проверка, настоящая проверка. Теперь он не может затенить всё своими рассуждениями даже перед самим собой, теперь либо надо сказать, да я - предатель, да - я буду служить врагу, да - буду убивать русских, своих братьев. И никакой другой альтернативы. И если бы он был таким подлым человеком, то, наверное, бы он так и поступил. Для Рыбака финал был не менее мучительным психологически, чем физические страдания Сотникова, сам этот факт говорит, что не всё так просто.

Хотя я не берусь осуждать Рыбака за его измену. Никто не знает, как бы он сам поступил на его месте, какое бы решение принял, пройдя через пытки и издевательства. Нельзя сказать, что Рыбак - плохой человек. С хорошей стороны его характеризует то, что он на своих плечах нес раненного Сотникова до деревни. После повешения партизанов, его мучает совесть, чувство вины и, в конце концов, он решает покончить жизнь самоубийством.

Сотников… Он безусловно герой. Благодаря таким как он, победа в войне была одержана. Думаю, в фильме, как и в книге, автор идеализировал человека в лице Сотникова. Он думает, прежде всего, о человечестве, о своем народе, о ближнем, а лишь потом о себе. На мой взгляд, он принял достойную смерть.

Я задавалась вопросом: почему Сотников не предал? Разве он не хотел жить? Разве он не любил весь тот мир, в котором он жил и хотел с радостью умереть? Конечно, быть такого не может. Я думала так, что, да, он любил жизнь, но ещё сильнее он любил Родину, и не мог он предать Родину, которая его родила, вырастила, выкормила, дала возможность получить бесплатное образование и стать человеком, не мог он просто так это забыть и предать. Отчасти я и сейчас с этим согласена. Ну а что же Рыбак, он ведь тоже был выращен Родиной, а он почему поступил по-другому. Был менее благодарным? Это был бы либо слишком идеологизированный подход, либо слишком наивный для меня. Но я была наивна и искренне так думала, и не исключено, что Сотников в чём-то тоже был наивен и по-юношески максималистичен, но именно в этой наивности и была его моральная сила, потому что он, может быть, искренне верил в свои принципы, и ради этих принципов готов был идти до конца. Сейчас, я понимаю, что вся эта проблема гораздо в чём-то проще, но и одновременно тоньше, в ней много таких ньюансов, которые люди не привыкли замечать.

Каждая роль в фильме сыграна на высочайшем уровне. Удивительный взгляд Сотникова в исполнении Бориса Плотникова словно пронизывает душу. Владимир Гостюхин отлично справился с непростой ролью Рыбака - человека, словно балансирующего на грани чести и бесчестия, человека, доведенного до отчаяния войной. Замечательно сыграл гениальный актер советского кино Анатолий Солоницын в роли предателя, следователя Портнова, вся гамма эмоций которого передается опять же во взгляде и в малейшей интонации голоса.

Вообще, в картине Шепитько очень много крупных планов лиц героев, большое внимание уделено взгляду, который передает душевное состояние персонажей. Особенно это заметно в сцене казни. Спокойный, одухотворенный взгляд Сотникова перед смертью разительно отличается от обреченного взгляда старосты, испуганного взгляда девочки, и от страдания, которое читается в глазах Демчихи. Сцена казни определенно самая пронзительная и самая запоминающаяся сцена в фильме.

Интересен также выбор названия фильма - «Восхождение» (повесть Василя Быкова, по которой был снят фильм, называлась «Сотников»). По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным, чем выбор Сотникова. Но настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один из героев - Сотников, совершивший подвиг духа. Ведь есть вещи важнее жизни - такие вещи, как честь, долг, совесть. Война ужасна, ей чуждо все человеческое. Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.

Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем - как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова.

А в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько любопытен пример превращения повести «Сотников» в притчу почти символического свойства. Литературное произведение являлось своего рода иносказательной параболой, где военная ситуация - как метафорический повод для исследования драмы человека, переступившего незримую черту между нравственным и безнравственным, духовным и бездуховным. Компромисс, вполне возможный в других условиях, оказывался непоправимой ошибкой, за которую уже нельзя было ничем расплатиться, даже собственной жизнью. Потеря «нравственного слуха» приводило человека к предательству. Но эту историю словно отсветляла судьба Сотникова, способного поверять каждую жизненную ситуацию мерой духовности и потому остающегося стойким наперекор всему.

Однако в киноленте по сравнению с повестью, несомненно, смещены акценты. Прозрачные библейские аллюзии способствовали более определённой характеристике героев, разведению их на разные полюса человеческой нравственности. Частная история стала намекать на что-то большее, выходящее далеко за её пределы в пространство культурных и общечеловеческих архетипов. В результате получилась в какой-то степени абстрагированная притча о восхождении человека на высоты собственного Духа, о способности человека быть человеком в самых нечеловеческих условиях.

И долго не давало покоя это принципиальное расхождение выдающейся повести с очень талантливой картиной, тем не менее, вызывавшей почти приступ ярости по отношению к фанатичному персонажу, который не только погиб сам, но и невинных потянул с собой на виселицу. А его навязчивое сравнение с Христом представлялось явно неоправданным - Иисус-то был распят в одиночку, Иуда же пострадал за настоящее предательство: выдачу своего учителя властям. Вот и Быков, называя повесть «Сотников» в соответствии с советской казуистикой, всё-таки главным героем считал Рыбака и описывал, по собственным словам, «трагедию человека, заплутавшего на войне», который пытался выжить во что бы то ни стало, но не заметил, как перешёл опасную грань.

Шепитько, напротив, сняла фильм об акте самопожертвования и передаче эстафеты будущему поколению, тому «мальчику в будёновке» (а кто бы ему позволил надеть её в условиях фашистской оккупации?!), который «со слезами на глазах» воспринимает героическую смерть Сотникова и тех, кто, к несчастью, оказался с ним в одном хуторском сарае. И трагическая музыка Альфреда Шнитке не может не вызвать зрительских слёз - но умом-то понимаешь, что эта сцена в «Восхождении» как раз и является, по сути, сомнительным примером эстетизации смерти, оскорбительного возвеличивания бессмысленных жертв ради одной слезинки мальчика в будёновке, которому якобы будет хорошо жить в его «завтра».

Я думаю, что фильм интересен различной публике: от мала до велика. Во время его просмотра испытываешь глубокие переживания. После себя, он оставляет неизгладимые впечатления. Это яркий, пронзительный, потрясающе талантливый фильм, который попадает прямо в душу. Произведение Ларисы Шепитько может оказаться для зрителя настоящим испытанием. Готовность воевать не просто способность нажимать на курок автомата, это готовность не изменять своим принципам и защищать тех, кто нуждается в твоей помощи вне зависимости от ситуации. Зло, добро, помощь и предательство становятся для зрителя не такими простыми категориями какими кажутся на первый взгляд.

Василь Быков
Лариса Шепитько

Фото из фильма “Восхождение”

Человек в бесчеловечных обстоятельствах. Нравственная проблематика
героев в произведении “Сотников”

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества
В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях:
“Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова
“Сотников” подчеркнуто заострена тема подлинного и мнимого героизма, которая
составляет суть сюжетной коллизии произведения.
Повесть «Сотников» Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный
женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем
кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в
руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства
остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал
нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные
проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец, когда за его
спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на
компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.
Анализируя этот характер В.Быков приходит к выводу, что истоки предательства
Рыбака выходят из детства.
Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и
необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым
он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они
оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его
кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.
Измученный пытками, шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а тебя
запишем в предатели»), он остается не сломленным. Истоками его мужества,
героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую
ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но
не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и
убеждается, что честно выполнил свой долг.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной
страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не
проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью
проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих
убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину,
спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он
фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное
благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать
и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на
самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская совесть.

Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется,
что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый,
больной Сотников.
Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-
нибудь выход”, внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего
дыхания остается верным долгу человека и гражданина.
“Что ж, надо было
собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе
зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно
относиться к ее концу”.
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака,
прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только
во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание
жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор
ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще
не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел
умирать и кое-что выболтал следователю.

Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в
повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для
него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к
людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и
заявил: “Я - партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал
привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить
себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве
требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не
сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-
то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не
хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего
обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к
черту!” - следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне
человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался
шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще
одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе
этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который
был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца.
Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил
ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание
в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и
гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный
психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или
реплики - одна из самых сильных сторон повести “Сотников”. Папа Римский
вручил писателю В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической
церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало
усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова
состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить
веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно
сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так - страдания
за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет
нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

Система персонажей и композиция в повести “Сотников”

Основная идея его произведений - поведение людей в экстремальных ситуациях,
когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто
прав? Кто виноват? Умереть или предать?. "Сотников" не исключение, в этой
повести Быков смог показать, что происходит с внутренним миром человека,
когда решается его судьба.
Вспомним эпизод, когда Сотников и Рыбак приходят к старосте. По суровым
законам военного времени они должны были убить его. Он сотрудничает с
фашистами, значит, предатель. Но был ли у него выбор? По своей воле он сделал
этот шаг? Нет! Но какое это имеет значение для партизан, которые перевидали
за военное время много таких, как он. Сам Петр, даже не пытается
оправдываться, - знает, что бесполезно. Почему же Рыбак не убил его? Ведь
должен был, по всем понятиям должен. Пощадил он его только потому, что "очень
уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр". Значит, война не
сделала из солдата машину для убийств, не смогла противостоять здравому
смыслу и гуманизму. Рыбак совершает безупречно правильный выбор, положившись
на свое чутье.
Ещё одно трудное решение предстоит сделать ему во время перестрелки с
полицаями. Он встает перед выбором: или спасти тяжелобольного товарища, или
семнадцать человек от голодной смерти. В первый миг он выбирает второе, но,
отступая, он слышит, как отстреливается Сотников. Именно звуки выстрелов
заставляют его бросить овцу и вернуться на помощь. Зачем? Ведь в лесу целый
отряд, не евший несколько дней, а тут один лишь больной, к тому же раненый.
Не может, значит, Рыбак пойти против законов морали, не в его духе трусить и
бросать товарища, который на протяжении всего задания был для него только
обузой.
Во время перестрелки Сотников видит, как уходит его товарищ, но не винит его
за предательство: сам прекрасно понимает, что Рыбаку он только мешался, и
решает задержать полицаев, дав тем самым уйти напарнику.

В повести белорусского писателя Василя Быкова "Сотников" проблема подлинного и мнимого героизма заострена автором и составляет основу сюжета
произведения. Герои его - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и
не проявили бы своей истинной натуры. Но автор ставит их в такое положение,
что читатель видит их подлинную сущность. Идя на выполнение задания, они по-
разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и
сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной
Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь
выход", внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до
последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо
было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смертьЕ
Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы
беззаботно относиться к ее концу".

Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько

ССР, 1976, 111 мин., чб
по повести Василя Быкова "Сотников"

Режиссер
ЛАРИСА ШЕПИТЬКО

Операторы:
ВЛДИМИР ЧУХНОВ
ПАВЕЛ ЛЕБЕШЕВ

Музыка
АЛЬФРЕД ШНИТКЕ

В главных ролях:
БОРИС ПЛОТНИКОВ
ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН
АНАТОЛИЙ СОЛОНИЦЫН

НАГРАДЫ:
Международный кинофестиваль в Западном Берлине, 1977:
Гран-при "Золотой медведь", приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, приз католического жюри, специально упоминание евангелического жюри.

Две тайны в жизни неразрывны - тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, - небольшое дело. А вот сможем ли мы что-то оставить после себя? Сможем ли доказать, что мы не просто биологический эксперимент? Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей, значит, мы уже не умерли, уже не напрасны.
Лариса Шепитько

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Евангелие от Марка

1976 год. Лариса Шепитько заканчивает "Восхождение" - фильм о войне, который неизбежно должен попасть на полку, потому что "вместо партизанской истории, - как считают контролирующие органы, - снята "религиозная притча с мистическим оттенком".

Картина на белорусском материале, по мотивам повести Василя Быкова "Сотников"… И муж Ларисы Ефимовны Элем Климов решается на отчаянный шаг.
В обход "Мосфильма" он приглашает на специальный просмотр первого секретаря ЦК Белоруссии Машерова, по заказу которого он в это время сам снимает грандиозное военное полотно с апокалипсическим названием "Иди и смотри". Петр Миронович скептически смотрит на "бабью" режиссуру, но все же оказывает Климову такую любезность.

Плёнку привозят в Минск прямо из лаборатории, почти мокрую. Кое-как заряжают, и через двадцать минут уже ничто не может оторвать Машерова от просмотра. Где-то в середине фильма этот сильный человек, сам партизанивший, плачет, не стесняясь того, что в зале присутствует все руководство республики. По окончании он говорит минут сорок… Его речь взволнована, она одна из лучших, когда-либо слышанных Элемом Германовичем в адрес жены.

Через несколько дней "Восхождение" официально принято и без единой поправки. Лента имеет оглушительный успех и великолепную прокатную судьбу: в Риге она берет главный приз, на Берлинском фестивале - престижнейшую премию ФИНПРЕССИ; и в итоге закупается сорока странами мира.

После просмотров, там, где она представляет фильм сама, у себя ли на Родине, или за границей, к Шепитько подходят люди с заплаканными глазами и благодарят, благодарят…
- Таких партизан еще не было - говорят ей. Но Ларису волнует иное. Пытливо вглядываясь в глаза собеседнику, она обеспокоено спрашивает: "Но ведь это не совсем о войне. Вы поняли?"

Сотников: Я не предам. Есть вещи поважнее собственной шкуры...
Портнов: Где они? Ну что это? Из чего состоит?.. Это чушь! Мы же конечны. Со смертью для нас заканчивается все. Весь мир. Мы сами. Не стоит… Ради чего? Пример для потомков? Но героической смерти у вас тоже не будет. Вы не умрете, вы сдохнете как предатель. Не выдашь ты - выдаст другой, а спишем все на тебя; ясно?
Сотников: Мразь… Мразь человеческая.

Два партизана, бывший учитель Сотников и кадровый военный Рыбак, посланы за едой. В ночной перестрелке Сотникова ранят в ногу. Больной, измученный, из страха попасть в плен он собирается покончить с собой, и только в самое последнее мгновение Рыбак выбивает у него винтовку; потом тащит на себе, подбадривает. Но это лишнее: пережив слабость и потрясение, Борис понимает, что Кто-то свыше уберег его. "Не волнуйся, - говорит, - мне теперь уже ничего не страшно".

Наверное, восхождение Ларисы Ефимовны началось намного раньше, но со всей очевидностью - с фильма "Ты и я". Из воспоминаний Юрия Визбора. "1971 год. Съемки крупного эпизода в картине. Цирк заполнен тремя тысячами статистов. Нескончаемые недоразумения между работниками цирка и мосфильмовцами. Лошади, костюмы, реквизит… "Лариса Ефимовна, я смеюсь после жонглера?", "Лариса Ефимовна, тут силовой щиток выбило, нужно гнать лихтваген со студии", "Лариса Ефимовна, ведро с теплой водой или с холодной для Визбора?", "Лариса, посмотрите, у меня затылок в порядке? В смысле красоты?", "Лариса Ефимовна, а почему буфет не работает?", "Вам звонят со студии!", "Учтите, у нас кодака в обрез", "Пожарник запрещает съемку". В общем, начали снимать где-то часа в три дня. Лариса работала, как горновой у мартена. Ничего не получалось: то артисты подводили, то жонглер - не вовремя, то лошадь, то свет - хоть криком кричи.
Наконец, наступает момент, когда всё как-то складывается и остается только отснять сцену. И вот тут неожиданно гаснут мощные осветительные приборы: десять часов вечера - рабочие собираются по домам. Лариса выхватывает из сумки собственные деньги и бросается вверх на цирковую галерку. Мгновенно в огромном пространстве цирка воцаряется глубокая тишина. Все головы обращены к верху, туда, где идет диалог между осветителями и режиссером. Результат? "Нам дали полчаса. За полчаса мы должны отснять всю сцену от начала до конц
и т.д.................

Сочинение

В отличие от предыдущих произведений, в «Сотникове», по меткому наблюдению венгерского критика Антала Вечека, отсутствует изначальное резкое разграничение «света» и «тени» в характерах главных персонажей, раскрываемых полностью лишь в завершающих эпизодах повести, где нравственная победа Сотникова заставляет, наконец, Рыбака догадаться, что можно позавидовать чужой смерти и проклясть дарованную тебе жизнь. Шарлотта Шмитц пыталась уверить читателей, будто и Рыбак и Сотников - оба терпят фиаско, поскольку ничего не меняют в течении событий, будто ни «жертвенность» Сотникова, ни прагматическое «бегство» Рыбака ничего не дают людям, одинаково бессмысленны. Это заявление возмутило Василя Быкова. Назвав поведение Сотникова «борьбой на крайнем пределе сил», он писал: «Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак».

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево подчеркнул, что Сотников до конца жизни «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и смертью своей призывает к борьбе с фашизмом. И в связи с этим вспомнил трагедию Гете «Эгмонт», слова ее героя о необходимости сражаться до конца: «В чем вам пример сегодня подаю!» Сотникову очень хочется встретиться взглядом с мальчиком, чтоб тот не думал о людях плохо. И они - встречаются. Сотников «одними глазами улыбнулся мальчику». Сын комиссара гражданской войны, с честью прошедший свой путь, передает несгибаемость, веру, чувство чести - пример будущему поколению. Символом преемственности является здесь «старая армейская буденовка» с красной звездой. По тонкому замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

«Быковское отношение к войне выделяется из основного потока современной литературы, - правильно писал в Норман Н. Шнайдман.- Его повести являются философскими по своей концепции и психологическими но природе». Однако объективность изменила профессору, едва он перешел к анализу повести «Сотников», приведшему его к утверждению, которое он попытался распространить не только на другие повести Василя Быкова, но и на романы Юрия Бондарева, на «Потерянный кров» Понаса Авижюса: «Исследование и психологический анализ характера предателей и частая симпатия к тем, кто оказался слишком слабым, чтобы сопротивляться неистовому давлению обстоятельств, и кто хочет любой ценой спасти свою жизнь, - относительно новая тема в русской литературе». Единственным аргументом профессору послужило то, что Сотников, в мыслях подойдя к Рыбаку «по высшему кодексу человечности», заключил: «Рыбак недобрал чего-то как человек и гражданин». Свидетельствуя о недосягаемом превосходстве Сотникова над Рыбаком, эта мысль его не отменяет окончательного приговора, вынесенного Сотниковым Рыбаку и воспринятого последним «как удар по затылку». Короткой фразой Сотников определял и собственное, и авторское, и наше общее отношение к Рыбаку.

Фиксируя все большую сосредоточенность Василя Быкова в последующем творчестве на проблеме, «что завещали будущим поколениям мертвые последней войны, 20 миллионов погибших советских воинов», немецкая исследовательница Ньота Тун правильно заметила, что «эпиграфом ко всему творчеству Быкова могут служить слова из его повести «Обелиск»: «Смерть, братец, имеет смысл, большой смысл... Смерть - это абсолютное доказательство». В «Обелиске» он объявляет свое эстетическое кредо, он показывает, что придает Сотникову и лейтенанту Ивановскому уверенность в том, что смерть, неизбежность ее, не уничтожает память об их существовании».

Оказавшись перед решающим выбором, Сотников сознательно принимает решение, обусловленное всей его жизнью. Мимо этого, главного, прошли зарубежные истолкователи творчества Василя Быкова, воспринявшие ее как экзистенциалиста. В плену предубеждений оказался и Норман Н. Шнайдман, не заметивший неразрывной связи Сотникова и с предыдущим поколением (отец-комиссар), и со своими современниками (взирающие на него люди, которым он дает урок мужества), и с идущими ему на смену (мальчик в буденовском шлеме).

Профессор написал о Василе Быкове: «Он не обращается к героическим и романтическим убеждениям, с которыми по традиции ассоциируется военная тема. Он отвергает наивный, но широко распространенный взгляд, что есть особая порода людей, принадлежащих к «военному поколению», или что существует «абстрактное товарищество между солдатами». По Быкову, армия состоит из индивидуумов, и война не превращает их в одно единое тело. Он понимает, что человек перед лицом смертельной опасности одинок, одинокое созданье, отрешенное от повседневной жизни и занятое только тем, как бы выжить. Быков сочувствует своим героям, но он не щадит их. Многие из них проявляют подлинный героизм, вдохновленные глубокими порывами, но смерть оказывается ценой этической чистоты».

Можно подумать, что канадский профессор незнаком ни с «Альпийской балладой», ни с «Сотниковым» - произведениями, как мы видели, всем строем опровергающими подобные построения. Всемогущая, но совершенно непредсказуемая случайность, как в «Постороннем» Альбера Камю, определяющая выбор у экзистенциалистов, уступает у Василя Быкова место совершенно конкретным императивным доминантам характера, сформированным в человеке русским образом жизни.

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \"Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников"

Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

Главные герои

Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

Другие персонажи

Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.

Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.

Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

Глава 1

Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге» . Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» .

Глава 2

После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.

Глава 3

Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты. Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится» . На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт. Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

Глава 4

Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев.

Рыбак забрал у старосты овцу.

Глава 5

Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было. Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи. С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

Глава 6

Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой» . Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

Глава 7

Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

Глава 8

Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

Глава 9

Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

Глава 10

Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху» . За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность» . Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

Глава 11

«В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача» .

Глава 12

Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

Глава 13

«Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается» .

Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» .

Глава 14

После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

Глава 15

Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было» , хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход» . «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

Глава 16

Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку» . Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

Глава 17

Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. <…> Остальные ни при чем. Берите одного меня» . Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

Глава 18

Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель» . По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы» . Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников» .

Глава 19

«Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, <…> интересного занятия» .

Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью» . «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Заключение

В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1272.