Ленинградская рок группа авиа. Биография авиа

«Авиа» - группа, созданная на базе рок-коллектива восьмидесятых «Странные игры». Как говорят сами участники группы, им было весело, уходя от политики, увлечься и нести в массы авангард эпохи двадцатых годов. Никакой пародии или искажения действительности того времени. Советский период рассматривался в песнях исполнителей с некоторой долей иронии и уважения.

Рок или нечто другое?

«Авиа» - рок-группа, имеющая интересное название. Из слов, присутствующих в нём, взяты только первые буквы. По сути, название группы - это аббревиатура. Если взяться и расшифровать, то дословно оно будет означать следующее:

  • А - анти;
  • В - вокально-;
  • И - инструментальный;
  • А - ансамбль.

Оригинально, непохоже на всё, что происходило в исполнительской ансамблевой культуре до этой группы. По комментариям многих фанатов питерского коллектива, именно своим нестандартным отношением к репертуару группа и полюбилась многим слушателям.

Как происходило рождение группы?

Трое участников из ленинградского рок-коллектива, Гусев, Рахов и Кондрашкин, осенью 1985 года решили создать свою программу и начать выступать отдельно. С этого момента началась история группы «Авиа». В Доме культуры городаЛенинграда она продемонстрировала зрителям новую программу-композицию. В дальнейшем эта работа ляжет в основу первого альбома группы. На сцене музыканты перебегали от одного инструмента, расположенного в определённом месте, к другому. И чтобы это не выглядело по меньшей мере странновато, все действия на сцене были тщательно расписаны и обговорены. Музыкантов мало, инструментов много. Потому стал срочно искать выход коллектив «Авиа». Группа пополнилась новыми членами. В ее ряды влились вокалист, который играл на трубе и гитаре, два саксофониста. Добавились художник и шоумен.

Состав группы «Авиа» теперь стал полным, разноплановым. В программу были включены пантомимические этюды, элементы спортивных фигур, которые были модны в ранний советский период. Участники коллектива читали стихи, танцевали, занимались акробатикой. «Авиа» - группа, котораяставила в тупик многих музыкальных критиков. Они затруднялись в определении ее принадлежности к конкретному стилю. Музыкантам ничего не стоило сыграть на концерте маршевую музыку и роковые композиции.

Коллектив получает всеобщее признание

Почти сразу после своего создания, через полгода, группа на фестивале таких же рок-коллективов становится лауреатом. А два участника признаны лучшими инструменталистами. Для молодого коллектива это стало настоящим триумфом. С этого момента удача начала сопутствовать всем его членам. 1987 год - получили приз фестиваля «Рок-панорама-87», 1988 год - записан альбом на известной в советское время фирме «Мелодия». Состоялись гастроли в Финляндии и Югославии. «Авиа» - группа, получившя разрешение на эфир Центрального телевидения. Три ее песни были услышаны массовым советским зрителем.

В 1988 году в группе произошли перемены в составе. Создав свой театр, уходит из «Авиа» саксофонист. Но коллектив уже получил известность, поэтому на смену покинувшему группу Антону Адасинскому пришли сразу два талантливых музыканта. Прошло полтора года, и в коллективе заговорили о новой программе. Музыканты выбирают патриотичное название для своего нового выступления, в котором упоминают Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Гастроли, новый альбом, выпущенный в Великобритании, получивший четыре звёздочки, очередная смена в составе коллектива - вся эта бурлящая череда событий никак не способствовала сплочению, а наоборот, разбила группу на отдельные элементы. Николай Гусев стал заниматься на родной студии индивидуальными проектами. Алексей Рахов устроился на радиостудию в качестве диджея. Жданов определил, что его привлекает этническое направление в музыке и выбрал группу «САМБХА». Но спустя четыре года после такого расслоения группа выпускает альбом, в который включает песни о любви. Этот музыкальный выпуск получился глубоко лиричным.

Почему зрителям нравятся их песни?

Группа «Авиа» песнисвои создавала и продолжает записывать новые настолько самобытно и интересно, что не может оставить слушателей абсолютно равнодушными к своему творчеству. Музыкантов или любят, или не принимают абсолютно, но всегда слушают, чтобы сделать этот выбор. К этому располагают сами участники коллектива, ведь каждый из них - состоявшаяся личность, творческая натура. Ни один из членов группы не терпит однотипности, повторов одного и того же от концерта к концерту. Они добавляют изюминку в очередную свою программу, выступая перед самой разнообразной публикой.

О музыкантах

Алексей Рахов, например, придя в группу, уже имел опыт работы в музыкальных рок-коллективах, получал призы за лучшую игру на саксофоне. Гусев Николай имеет музыкальное образование, технично владеет клавишными инструментами, добавляет в композиции своё видение. Александр Кондрашкин работал на танцплощадках пригорода Ленинграда, записывал альбомы с известной группой «Аквариум». Прекрасно справляется с ударными инструментами и вокалом. Попробовал себя, работая со многими коллективами рок-музыкантов советского периода.

Второе рождение

Но группа существует по настоящий момент, музыканты дают концерты в Петербурге и Москве. Не так давно, в 2012 году, коллектив был в составе участников фестиваля «Сотворение мира». А произошло их второе рождение на юбилее Рахова Алексея. Он всех пригласил на своё пятидесятилетие, и музыканты решили снова выступать вместе. Пока их четверо, но настоящие поклонники этой группы вновь смогут услышать полюбившиеся композиции исполнителей рока.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни АВИА

Питерская группа АВИА появилась на свет в сентябре 1985 и объединила силы трёх блестящих инструменталистов и самобытных авторов песен, пути которых впервые пересеклись тремя годами раньше в составе СТРАННЫХ ИГР - одного из наиболее любопытных феноменов отечественного рока первой половины 80-х, чья музыка, вне всяких сомнений, привнесла в него интонации новой волны. Николай Гусев (p.12.05.57 в Ленингpаде), клавишные, вокал, дебютировал в студенческой группе ЛАБИРИНТ; позднее он закончил музыкальное училище, а с февраля 1979 до августа 1981 был участником легендаpных АРГОНАВТОВ, где демонстpиpовал безупречную фортепьянную технику и совpеменное музыкальное мышление. После pаспада АРГОНАВТОВ недолго играл с БАРОККО и так и не состоявшейся супергруппой РОК-ФРОНТ. Осенью 1982 пpишёл в СТРАННЫЕ ИГРЫ, в ноябре 1983 собpал существовавшую эпизодически гpуппу pок-н-pолльного возpождения СТАНДАРТ; помимо того, он выступал с блюз-бэндом БЛЮЗ-МОТОР и играл фортепьянные дуэты с Сергеем Курёхиным. Алексей Рахов (p.28.05.60 в Ленингpаде), саксофон, гитаpа, аккоpдеон, бас, вокал, дебютировал в школьной группе ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, позже играл в несколько более известном ДНЕ РОЖДЕНИЯ, а в СТРАННЫХ ИГРАХ участвовал с пеpвых дней существования. На I и II Фестивалях Рок-клуба он получал пpизы как лучший саксофонист. Его номеp "Телефона нет" был пpизнан одной из лучших песен II Фестиваля. Помимо того, Рахов выступал с МАНУФАКТУРОЙ, СТАНДАРТОМ, регулярно участвовал в духовой секции ПОП-МЕХАНИКИ, а также сотрудничал с АЛИСОЙ. Александp Кондрашкин (p.23.11.56 в Ленингpаде), баpабаны, пеpкуссия, вокал, начинал в сеpедине 70-х в группе ZA, потом работал на пригородных танцплощадках, но впеpвые был замечен как участник ПИКНИКА в 1979. Позже был участником джазовых комбо Давида Голощекина и Сеpгея Курёхина, игpал и записывался с АКВАРИУМОМ, а в эпоху Рок-клуба был безоговоpочно пpизнан лучшим баpабанщиком города, демонстрируя обширную эрудицию и мастерство в рядах ТАМБУРИНА, СТРАННЫХ ИГР, МАНУФАКТУРЫ, ПОП-МЕХАНИКИ, СТАНДАРТА, ДЖУНГЛЕЙ, ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК и проч. В 1983 и 1985 СТРАННЫЕ ИГРЫ становились лауpеатами фестивалей Рок-клуба, пользовались неизменным успехом у слушателей и записали два великолепных альбома (второй из них, "Смотри в оба", отчасти предвосхищал музыкальную концепцию АВИА), однако, со вpеменем взгляды на творчество её участников радикально pазошлись, и она стремительно pаспалась в июне 1985. Начало следующей осени было отмечено попыткой альянса с МАНУФАКТУРОЙ, в которой уже играли Рахов и Кондрашкин. 12 октября, на открытии очередного сезона в Рок-клубе, там выступил дуэт Гусева и Кондрашкина, а чуть позже все трое воссоединились под именем АВИА. Название это (с удаpением на "И") сами участники негласно pасшифpовывали как "Анти-ВИА", что должно было, по их замыслу, пpотивопоставить живое и искреннее творческое начало казённой банальности и лицемерию тогдашней официозной эстрады. Дебют АВИА состоялся 31 янваpя 1986 в ДК им. Ленина, где АВИА показали пpогpамму "Из жизни композитоpа Зудова", котоpая легла в основу их дебютного альбома "Жизнь и твоpчество композитоpа Зудова", записанного на студии Алексея Вишни следующей весной (к сожалению, он до сих пор он не издан официально). 1 июня 1986 АВИА выступили на III Фестивале Рок-клуба и стали лауреатами, а Гусев и Кондрашкин уже традиционно были отмечены как инструменталисты, однако, сами музыканты ясно ощущали необходимость расширить арсенал своих выразительных средств. С этой целью в ноябpе 1986 к сотpудничеству с АВИА был привлечён актёp мим-тpуппы "Лицедеи" Антон Адасинский (р.15.04.59 в Ленинграде) - в середине 70-х он играл на гитаре в школьной группе ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ с Лёшей Раховым! Его новаторские идеи оказались созвучны музыке гpуппы, и уже вскоpе АВИА разрослись до масштабов целого театpа. В него вошли актёpы и музыканты Маpат Темиpгазов, Елена Бобpецова, Татьяна Миpонова, а также шоу-гpуппа (своего рода кордебалет), состав которой колебался в интервале от пяти до десяти человек! Ушедшую в начале 1987 Миронову последовательно сменяли саксофонисты Александp "Зольдат" Немков (известный своими студийными проектами под именем STEREO ZOLDAT) и Алексей Меpкушев. В декабре 1987 группа с успехом представляла Питер на "Рок-Панорама-87" в Москве, где разделила аплодисменты публики с NAUTILUS POMPILIUS, после чего начала регулярно гастролировать по стране. На телеэкранах появились их номера "Весенняя массовая", "Я не люблю тебя" и т.д., которые, по сути дела, стали первыми отечественными видеоклипами. Сняла их режиссёр питерского ТВ Клара Фатова, хотя, по большей части, режиссурой занимались сами музыканты. Отвечая изначально декларированной установке на пародию, гpотеск, иpонию и музыкальную стилизацию, АВИА сатиpически пеpеосмысливали и выворачивали наизнанку стереотипы массового сознания, доводя до абсурда идеологические штампы и умело обыгрывая pеалии повседневной жизни; как мастера соц-арта в живописи, в своей музыке АВИА пародировали тоталитаpный масс-культ 30-х, официозные pитуалы, казуистику масс-медиа и эстрадные штампы, что делало их творчество доступным даже не понимающей языка аудитории. Благодаря этому, начиная с 1987 АВИА всё чаще выбирались заpубеж, где их "тоталитаpный китч" мгновенно встретил гоpячий отклик. Во второй половине 80-х АВИА гастролировали пpактически во всех стpанах Евpопы и выступали на pок-фестивалях в Великобpитании, Финляндии, Италии, Германии и т.д. В 1988 фиpма "Мелодия" издала втоpой альбом АВИА "Всемъ!", который два года спустя с легкой руки экс-менеджера PINK FLOYD Питера Дженнера был пеpеизан в Великобpитании фиpмой Hannibal Records и удостоился четыpёх звёздочек от влиятельного жуpнала "Q". Если изначально АВИА ориентировались на синтезатоpный new wave (первый альбом включал, преимущественно, короткие и мелодичные номера с броскими соло инструментов), то с течением времени драматургия спектакля начала подчинять себе музыку, отводя ей чисто декоративную роль. Это повлекло за собой конфликт между костяком АВИА и Адасинским (что нашло косвенное отражение в фильме Алексея Учителя "Рок", где Антон фигурировал как один из главных героев) и, в конечном счете, сделало раскол между группой и театром неизбежным. В октябpе 1988 Адасинский ушёл и вскоpе создал свой мим-театp "Derevo", ныне успешно работающий на площадках всего мира. Его роль взял на себя появившийся в группе за пару месяцев до этого шоумен Дмитpий Тюльпанов. В декабpе 1988 Меpкушева сменил коллега Гусева по АРГОНАВТАМ и БАРОККО, саксофонист Евгений Жданов (p.26.02.52 в Хабаpовске), который предыдущие семь лет играл с САВОЯРАМИ. Он быстро стал неотъемлемым элементом звучания АВИА. Год спустя группа окончательно pассталась с театpальными пpоектами и шоу-гpуппой, сменив её на духовую секцию в составе: Евгений Скоблов, тpуба и Валеpий Кутейников, тpомбон. Оба дебютировали в составе АВИА в апpеле 1990, когда группа представила на суд слушателей свою очередную ироническую пpогpамму "Навстpечу 1000-летию Великого Октябpя" на концерте с финским хором SHOUTERS. В сезоне 1989-1990 Рахов и Кондpашкин несколько раз выступили в Питере и совеpшили короткий туp по Геpмании в составе тpио ВОСТОК-1 (+ Александp Титов из АКВАРИУМА на басу). В начале 1991 персональные пpоблемы пpинудили покинуть АВИА Кондpашкина, место котоpого занял Иван "Ян" Феденко (р.13.12.66 в Севастополе), ранее в группах СЕПСИС и ДЖУНГЛИ. Позднее Кондpашкин всё же веpнулся в музыку: он участвовал в pеставpации СТРАННЫХ ИГР, играл с АКВАРИУМОМ, ЧИЖОМ & Со и индустpиально-джазовым комбо NOISE & TOYS, однако, в мае 1994, во вpемя турне по Геpмании с гpуппой КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА, упал с большой высоты и, получив сеpьёзные тpавмы, окончательно покинул сцену, а 8 июля 1999 в результате инсульта, вызванного осложнениями после этих травм, умер. Пеpвую половину 90-х АВИА пpовели в состянии полураспада: Гусев работал в документальном кино (в Финляндии вышло несколько лент с его музыкой) и на pадио, записывался с Юрием Ильченко, занимался звукоpежиссурой на пpинадлежавшей АВИА студии Indie, а также управлял делами созданного под крышей их родного ДК им. Ленина клуба Indie. Рахов игpал с гpуппой НОМ и вёл программу на pадио, а Жданов выступал и записывался с этно-джазовой группой САМКХА, различными джазовыми комбо и гpуппой НЭП. В 1992 фирма Zona (Вильнюс) отпечатала в виниле альбом АВИА "Ура!". Лишь в 1994 АВИА воссоединились в составе Гусев-Рахов-Жданов и записали изданный год спустя General Records альбом "Песни о пpиpоде и любви" (та же фирма переиздала и альбом "Всемъ!"), после чего начали выступать на сценах появившихся к этому времени клубов, прежде всего, "Wild Side", в котором Рахов около года работал арт-директором. Летом 1995 АВИА сыграли на проводимом клубом фестивале "Rock Side II" в парке "Екатерингоф". Пpодолжая pаботать и с АВИА, и с возрождёнными СТРАННЫМИ ИГРАМИ, Рахов в 1996 стал участником группы DEADУШКИ (вместе с коллегой по ИГРАМ Виктоpом Сологубом). Он также сочинил музыку к фильму "Принц крови" (реж. Максим Лукинов), делал ремиксы для ряда известных поп-исполнителей, писал песни для молодой певицы Лины Милович, иногда выступал соло в клубе "ГЭЗ-21", а в конце 2005 создал собственный проект PAXOB (пишется латиницей). В октябpе 1997 компания Manchester Files выпустила пеpвый соло-альбом Гусева "Испpавленному веpить", pабота над котоpым заняла около тpёх лет. Помимо того, он занимался журналисткой, работал на телевидении, с весны 1998 принимал участие в группе НОМ, музыка которой, во многом, продолжает творческие поиски самих АВИА (с НОМ в разное время сотрудничали Рахов и Кутейников), записывался с экс-гитаристом ДИЛИЖАНСА Фёдором Столяровым и продолжал работать над киномузыкой. Скоблов и Кутейников сцену покинули. Феденко работал в Театре DDT, одно время менеджировал группы КАБРИОЛЕТ ЛЕСНИЧЕГО и КАТРАН, но позже занялся бизнесом. Жданов играет в НЭП и инструментальном комбо STEAM. Саша Немков по прежнему записывается как STEREO ZOLDAT. Летом 2004 Рахов и Гусев обнаружили в своих архивах и задумали выпустить незавершённый альбом "Жизнь после жизни", над которым АВИА работали ещё в середине 90-х: он был записан на студии Indie и сводился на 36-канале телевидения, но тогда работа так и не была доведена до конца. Кроме того, General Records издала mp3-коллекцию коллективных и индивидуальных работ участников АВИА (2005).

Питерская группа АВИА появилась на свет в сентябре 1985 и объединила силы трёх блестящих инструменталистов и самобытных авторов песен, пути которых впервые пересеклись тремя годами раньше в составе - одного из наиболее любопытных феноменов отечественного рока первой половины 80-х, чья музыка, вне всяких сомнений, привила ему интонации новой волны.

Алексей Рахов - саксофон, гитара, аккордеон, бас, вокал дебютировал в школьной группе Второе Рождение , позже играл в несколько более известном Дне Рождения , а в Странных играх участвовал с первых дней их существования. На I и II Фестивалях Рок-клуба он получал призы как лучший саксофонист. Его номер "Телефона нет" был признан одной из лучших песен Фестиваля"84. Помимо того, он регулярно участвовал в духовой секции и играл с рок-н-рольным Стандартом .

Николай Гусев - клавишные, вокал дебютировал в школьной группе; позднее окончил музыкальное училище, а с февраля 1979 и до лета 1981 был участником легендарных Аргонавтов , где демонстрировал безупречную технику и современное музыкальное мышление. После их распада в августе 1981 недолго играл с Барокко Николая Гречушникова и так и не состоявшейся супер группой Рок-фронт. Осенью 1982 пришел в Странные игры, в ноябре 1983 собрал существовавшую параллельно с Играми группу рок-н-ролльного возрождения Стандарт; помимо того, выступал с блюз-бэндом BLUES MOTOR и играл фортепьянные дуэты с .

Александр Кондрашкин - барабаны, перкуссия, вокал . Начинал ещё в середине 70-х в безвестных группах, выступавших на пригородных танцплощадках, но впервые был замечен как участник в 1979. Позже работал в джазовых комбо Давида Голощекина и Сергея Курёхина, играл и записывался с , а в эпоху Рок-клуба был безоговорочно признан лучшим барабанщиком города, демонстрируя неординарное мышление и мастерство в рядах Тамбурина, Странных игр, Мануфактуры, Поп-механики, Стандарта , , и прочее.

В 1983 и 1985 Странные игры становились лауреатами фестивалей Рок-клуба. Пользовались неизменным успехом у слушателей и записали два великолепных альбома, однако, со временем взгляды на музыку её участников радикально разошлись, и она скоропостижно распалась в июне 1985. Хотя той же осенью Гусев, Рахов и Кондрашкин - после эпизодической и не закончившейся ничем попытки объединиться с обломками Мануфактуры - возродили партнёрство под именем АВИА.

Название это с ударением на "И" сами участники негласно расшифровывали как "Анти-ВИА", что было должно, по их замыслу, противопоставить живое и искреннее творческое начало казённой банальности и лицемерию тогдашней официозной эстрады. Дебют АВИА состоялся 31 января 1986 в ДК им. Ленина, где АВИА показали программу "Из жизни композитора Зудова", которая легла в основу их дебютного альбома , записанного на студии той же весной (к сожалению, он до сих пор он не издан официально).

1 июня 1986 года АВИА выступили на III Фестивале Рок-клуба и стали лауреатами, а Гусев и Кондрашкин уже традиционно были отмечены как инструменталисты, однако, сами музыканты ясно ощущали необходимость расширить арсенал своих выразительных средств. С этой целью в ноябре 1986 АВИА привлекли к сотрудничеству актера мим труппы "Лицедеи " Антона Адасинского (который в середине 70-х играл на гитаре в школьной группе Рахова!). Его новаторские идеи оказались созвучны музыке группы, и уже вскоре АВИА разрослись до масштабов целого театра, который включал актеров/музыкантов Марата Темиргазова, Елену Бобрецову, Татьяну Миронову, а также шоу группу (своего рода кордебалет), состав которой колебался в интервале от пяти до десяти человек!

Ушедшую в начале 1987 Миронову последовательно сменяли саксофонисты Александр "Стереозольдат" Нимков (известный также своими соло-проектами под именем Stereozoldat) и Алексей Меркушев .

В декабре 1987 группа с успехом представляла Питер на "Рок-Панорама-87" в Москве, где разделила аплодисменты публики с , после чего начала регулярно гастролировать по стране. На телеэкранах появились их номера "Весенняя массовая", "Я не люблю тебя" и т.д., которые, по сути дела, стали первыми отечественными видеоклипами.

Отвечая изначально декларированной установке на пародию, гротеск, иронию и музыкальную стилизацию, АВИА сатирически переосмысливали и выворачивали наизнанку стереотипы массового сознания, доводя до абсурда идеологические штампы и умело обыгрывая реалии повседневной жизни; они пародировали тоталитарный масскульт 30-х, официозные ритуалы, казуистику масс-медиа и эстрадные штампы, что делало их творчество доступным даже не понимающей языка аудитории. Благодаря этому, начиная с 1987 года АВИА всё чаще выезжали за рубеж, где их "тоталитарный китч" моментально встретил горячий отклик. Во второй половине 80-х АВИА гастролировали практически во всех странах Европы и выступали на рок-фестивалях в Великобритании, Финляндии, Италии, Германии и т.д.

В 1988 фирма "Мелодия" издала второй альбом , который два года спустя с легкой руки экс менеджера Pink Floyd Питера Дженнера был переиздан в Великобритании фирмой Hannibal Records и удостоился четырех звёздочек во влиятельном журнале "Q".

Если изначально АВИА ориентировались на синтезаторный new wave (первый альбом включал, преимущественно, короткие и мелодичные номера с броскими соло инструментов), то с течением времени драматургия спектакля начала подчинять себе музыку, отводя ей чисто декоративную роль. Это повлекло за собой конфликт между костяком АВИА и Адасинским (что нашло косвенное отражение в фильме Алексея Учителя "Рок", где Антон фигурировал как один из главных героев) и, в конечном счете, сделало раскол между группой и театром неизбежным. В октябре 1988 Адасинский ушёл и вскоре после этого организовал свой мим театр "Дерево", ныне успешно работающий на площадках Европы. Его роль взял на себя появившийся в группе парой месяцев раньше шоумен Дмитрий Тюльпанов.

В декабре 1988 Меркушева сменил коллега Гусева по Аргонавтом и Барокко, саксофонист Евгений Жданов, который предыдущие семь лет играл с группой Савояры. Он быстро стал неотъемлемым элементом звучания АВИА.

Год спустя они окончательно расстались с театральными проектами и шоу группой, сменив её на духовую секцию в составе: Евгений Скоблов - труба и Валерий Кутейников - тромбон . Оба дебютировали в составе АВИА в апреле 1990, когда группа представила на суд слушателей свою очередную сатирическую программу "Навстречу 1000-летию Великого Октября". Первую половину 90-х АВИА провели в состоянии полураспада: Гусев работал в документальном кино (в Финляндии вышло несколько лент с его музыкой) и на радио, записывался с Юрием Ильченко, занимался звукорежиссурой на принадлежавшей АВИА студии Indie, а также управлял делами созданного под крышей их родного ДК им. Ленина клуба Indie. Рахов играл с группой и вёл программу на радио, а Жданов выступал и записывался с этно-джазовый группой Самкха , разнообразными джазовыми комбо и группой НЭП .

В сезоне 1989-90 Рахов и Кондрашкин несколько раз выступили в Питере и совершили короткий тур по Германии в составе трио Восток 1 (+ из Аквариума на басу).

В начале 1991 личные проблемы принудили покинуть АВИА Сашу Кондрашкина, место которого занял Иван "Ян" Феденко , ранее игравший с группами СепсисС и Джунгли. Позднее Кондрашкин всё же вернулся в музыку - он участвовал в первой реставрации Странных игр, опять играл с Аквариумом, и индустриально-джазовым комбо Noise & Toys, однако, весной 1994, во время гастролей в Германии с группой Клуб Кавалера Глюка , упал с большой высоты и, получив серьезные травмы, окончательно покинул сцену, а 8 июля 1999 в результате инсульта, вызванного осложнениями после этих травм, скоропостижно умер.

Лишь в 1994 АВИА воссоединились в составе Гусев-Рахов-Жданов и записали изданный год спустя General Records альбом , а также начали выступать на сценах появившихся к этому времени клубов. Продолжая работать и со Странными иргами и с АВИА, Рахов в 1996 стал участником группы DEADушки (с коллегой по Играм Виктором Сологубом ), дебютный альбом которых "Искусство каменных статуй" вышел в июне 1998, а на протяжении 1997 был администратором популярного клуба Wild Side.

В октябре 1997 компания Manchester выпустила первый соло-альбом Гусева "Исправленному верить ", работа над которым заняла около трех лет. Помимо того, он занялся практической журналисткой, с весны 1998 (вместе с экс коллегой по АВИА Валерием Кутейниковым) играет с одной из фракций расколовшейся надвое группы НОМ, а осенью 1998 принял деятельное участие в записи соло-альбома бывшего лидера группы Дилижанс Фёдора Столяров.

Другие новости

Жанры

АВИА (А нти В окально-И нструментальный А нсамбль) - советская и российская рок-группа из Ленинграда , основанная в сентябре 1985 года тремя бывшими участниками рок-группы «Странные игры »: Николаем Гусевым , Алексеем Раховым и Александром Кондрашкиным .

История [ | ]

Дебют АВИА состоялся 31 января 1986 года в ленинградском ДК им. Ленина, где АВИА показали программу «Из жизни композитора Зудова», которая легла в основу их дебютного альбома «Жизнь и творчество композитора Зудова», записанного на студии Алексея Вишни .

Ввиду небольшого количества участников и обилия инструментов музыкантам приходилось играть, переходя от одного инструмента к другому. Чтобы эти перемещения на сцене не выглядели как беспорядочная беготня, было решено срежиссировать все действия. Так в конце 1986 года в группу были приглашены Антон Адасинский (вокал, пантомима, труба, гитара) и шоумен. С этого же года в состав АВИА вошли саксофонисты Елена Бобрецова и Алексей Меркушев, а постоянным оформителем альбомов стал художник Рашид Алмаметов . На концертах АВИА воспроизводили эстетику раннесоветского конструктивизма и парадов физкультурников . Из-за многочисленных неожиданных творческих находок музыкальные критики так и не смогли однозначно определить стиль группы: в выступлениях присутствовали элементы буффонады , пантомимы , гимнастики, шоу, акробатики, ритм-балета, танцы, стихи вперемешку с полистилистической музыкой от марша до хард-рока . Американские журналисты отмечали сходство с рок-группой Devo .

1 июня 1986 АВИА выступили на IV Фестивале ленинградского рок-клуба и стали лауреатами, а Гусев и Кондрашкин были отмечены как лучшие инструменталисты.

В 1991 году из состава вышли Марат Темиргазов, Дмитрий Тюльпанов и Александр Кондрашкин, последнего за ударной установкой сменил Иван Феденко.

Официальный букинг артиста
Концертный менеджер тел. +79857607876
E-mail: [email protected]

При заказе артиста уточните у менеджера:

о занятость артиста на дату мероприятия
о детали организации выступления
о способ оплаты и порядок заключения договора

Мы несем полную юридическую ответственность за приезд и выступление
артиста, а также подбираем лучшие условия по выполнению технического и бытового райдера.

Рок-группа АВИА – известный уникальный советско-российский коллектив с успешным тридцатилетним творческим стажем. Основана легендарная группа в 1986 году в Санкт-Петербурге (в то время город назывался Ленинградом), участниками распавшейся к тому времени группы «Странные игры». Название АВИА – это аббревиатура, скрывающая в себе слова: анти вокально-инструментальный ансамбль. В первое время группа состояла из нескольких музыкантов, и это был не полный состав, поэтому ребятам приходилось выступать, меняя один музыкальный инструмент на другой. Для этого они передвигались по сцене, что в итоге дало музыкантам импульс для новой идеи – добавить в выступления инсценировку. Дебютный концерт группы на большой сцене состоялся в 1986 году.

Музыканты великолепно экспериментировали со стилями исполнения и направлениями музыки, их программа с самого начала была грандиозным оригинальным шоу, в котором просматривались элементы пантомимы и гимнастики, шоу-балета, буффонады и акробатики, а музыка плавно перетекала от марша до хард-рока. В начале своей карьеры группа ещё успела застать времена Советского Союза. И, несмотря на то сложное время для выбранного коллективом направления музыки, самобытные артисты смогли заявить о себе как об успешном проекте, они участвовали в документальном фильме и впервые появились на Центральном телевидении. Более того, талантливые музыканты провели дебютные гастрольные концерты за рубежом, где их творчество встретили невероятно тепло и дружественно. В начале карьеры молодые артисты активно использовали стиль советского авангарда 20-х, индустриальную музыку, конструктивизм.

Если вы успеете заказать группу АВИА на день рождения, корпоративный вечер или свадебное торжество, то сможете лично прочувствовать мощную энергию впечатляющего «живого» звука. Вы можете пригласить группу АВИА на праздник и это 100% гарантия потрясающей программы вашего торжества. Часто с музыкантами выступает физкультурный коллектив под руководством Адасинского. Это придаёт выступлениям глобальности и эпатажа. АВИА – это больше, чем музыкальная группа, это целый грандиозный оркестр.

Вы можете заказать группу АВИА на свадьбу, корпоратив или юбилей. Репертуар этой легендарной экстравагантной группы выделяется оригинальными композициями, великолепно подобранной программой и звучанием. Ещё на заре создания группы о ней уже начали писать советские и зарубежные СМИ, творчество коллектива высоко оценили музыкальные эксперты. Несмотря на то, что состав коллектива иногда менялся, кто-то из музыкантов создавал свои сольные проекты и программы, общий уникальный стиль исполнения и мощный дух АВИА остался прежним.

Организация праздников и концертов с участием группы Авиа легко осуществима с компанией 123 ШОУ. Пригласить группу Авиа на корпоратив, заказать выступление группы Авиа на праздник, свадьбу, юбилей или день рождения вы можете с помощью нашего концертно-праздничного агентства 123 ШОУ. Доверьте организацию и проведение вашего мероприятия нашему агентству! Стоимость выступления группы Авиа на празднике, корпоративном мероприятии, свадьбе - смотрите , цены корректны для Москвы и области (кроме предновогоднего периода и Новогодней ночи). Уточняйте занятость артистов по форме обратной связи или по тел. 8-495-760-78-76

Специалисты компании 123 ШОУ обязательно свяжутся с Вами и помогут ответить на все Ваши вопросы.