Леонид андреев биография краткое содержание. Андреев, Леонид Николаевич – краткая биография

Леонид Николаевич Андреев родился в Орле в 1871 г. Его семья принадлежала к мелкой провинциальной интеллигенции. Отец рано умер, и Андреевы жили в бедности, но Леонид получил обычное среднеинтеллигентское образование в орловской гимназии и затем (в 1891 г.) поступил в Петербургский университет. В конце первого семестра он пытался покончить с собой из-за любовного разочарования, вернулся домой и провел несколько лет в праздности.

Портрет Леонида Андреева. Художник И. Репин, 1904

У Андреева, как практически у всех русских интеллигентных молодых людей, не поглощенных революционными идеями, не было никаких жизненных интересов. Вся его жизнь была попыткой заполнить чем-нибудь душевную пустоту. Обычно для заполнения пустоты начинали пить, ибо человеку необходимо было опьянение, чтобы выдержать. Он вовсе не был мрачным и одиноким: у него было множество друзей, он был общителен и весел. Но его веселость была искусственной, натужной, под ней таилось смутное, неоформленное смятение. Характерно, что в молодости у Андреева был такой эпизод: он лег на шпалы между рельсами, и поезд прошел над ним, не задев его. Андрееву нравилось играть ужасами, позже его любимым чтением были рассказы Эдгара По .

Леонид Андреев. Баловень судьбы

В 1893 г. Андреев вернулся в университет – на этот раз Московский, – получил диплом юриста и был принят в коллегию адвокатов (1897). Но уже прежде он начал свое литературное поприще. Сначала он печатал отчеты из зала суда и мелкие рассказы в орловских газетах. Юридической практикой он занимался недолго, так как скоро его стали печатать в литературных журналах, – а с 1898 г. его рассказы уже привлекали внимание критиков и собратьев по перу. Одним из первых, кто одобрил Андреева, был Горький . У них завязалась дружба, длившаяся до конца 1905 г.

К 1900 г. в прозе Леонида Андреева начинает звучать его собственная андреевская нота, и в 1901 г. появляется один из его лучших рассказовЖили-были . Его сразу приветствуют как надежду нового реализма и достойного младшего брата Горького. Первая книга его рассказов имела огромный успех. Это были счастливейшие годы в жизни Андреева. Он только что счастливо женился, он был окружен преданными друзьями, в основном молодыми прозаиками, смотревшими на него как на мэтра; слава его росла, он зарабатывал много денег. И именно на вершине счастья он наконец нашел ноту безнадежного отчаяния, ставшую главной чертой его литературного творчества.

В 1902 г. были напечатаны два рассказа Бездна и В тумане , в которых тема пола разрабатывалась с необычным реализмом и смелостью. Несмотря на очевидную серьезность, даже морализм обоих рассказов, консервативная и старомодная радикальная пресса встретила их с возмущением, а графиня С. А. Толстая написала гневное письмо в газету, протестуя против такой грязи в литературе. Она не могла не заметить в рассказе В тумане влияния своего мужа . С тех пор об Андрееве заспорила вся Россия; газеты, упоминая о нем, теряли последние остатки сдержанности. Но успех Андреева у читателей от этого только рос, и с 1902 до 1908 г. каждый его новый рассказ становился литературным событием и приносил ему новую славу и новые деньги. Он разбогател.

В 1906 г. умерла первая жена Андреева, он женился во второй раз, но никогда больше не обрел прежнего счастья; мрак и пустота воцарились теперь в его жизни, как и в творчестве. Андреев жил в Куоккале в Финляндии, где построил претенциозный дом в стиле «модерн». Одевался он не менее претенциозно. Ему нужно было постоянное возбуждение. Он не переставал пить, но потребность в стимулянтах выразилась главным образом в быстро сменяющихся увлечениях, которым он предавался: то он был моряком, то художником, – и все, что он делал, он делал «на выход»: он любил грандиозное и в жизни, и в литературе. Работал он так же, как и жил: приступами, диктуя всю ночь напролет, необычайно быстро заканчивая рассказы и пьесы, а потом месяцами ничего не делая. Когда он диктовал, то слова его извергались монотонным потоком ритмической прозы с такой скоростью, что машинистки еле за ним поспевали.

После 1908 г. популярность Леонида Андреева пошла на убыль. Теперь против него было не только старшее поколение, но и более опасный враг – молодые литературные школы, чье влияние быстро росло: эти просто считали его (и не без оснований) мыльным пузырем в литературе. Талант его тоже пошел на спад. После Рассказа о семи повешенных (1908) он не написал ничего значительного. К 1914 г. он превратился в собственную литературную тень. Но Мировая война пробудила его к новой жизни. Это был новый стимулянт. Он ударился в патриотизм и антигерманизм, начал писать откровенно пропагандистские книги, в 1916 г. стал редактором новой большой газеты антигерманского направления.

В 1917 г. он занял твердую антибольшевицкую позицию и во время Гражданской войны – звуки которой доносились до его куоккальской дачи, – внес большой вклад в пропаганду против большевиков . Его последнее произведениеS.O.S. – было страстным призывом к союзникам спасти Россию от коммунистической тирании. Он умер в сентябре 1919 г. под звуки пушек красных, отражающих последнее наступление белых на Петроград .

Личность Леонида Андреева стала темой многочисленных мемуаров. Самые интересные – Горького и Чуковского .

Леонид Андреев

Краткая биография

Леони́д Никола́евич Андре́ев (21 августа 1871, Орёл, Российская империя - 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы.

Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.

Детство

Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847-1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) - дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».

Л. Андреев
работа И. Репина, 1904

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch . В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу , однако молодого автора заметил Максим Горький , который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:

«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел - жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один - больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле - если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…».

Андреев Вадим. Детство, с. 156-159

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 - до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году - Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя

Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:

«Победить Германию необходимо - это вопрос жизни и смерти не только для России - величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».

Интервью газете «Нью-Йорк Таймс», сентябрь 1914 года

Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».

Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга - врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-Музей Леонида Андреева. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.

Творчество, основные идеи

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческийразум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Произведения

Рассказы

  • 1892 - В холоде и золоте
  • 1898 - Баргамот и Гараська
  • 1898 - Из жизни штабс-капитана Каблукова
  • 1898 - Защита
  • 1898 - Что видела галка
  • 1898 - Алёша-дурачок
  • 1899 - Ангелочек
  • 1899 - Друг
  • 1899 - Большой шлем
  • 1899 - У окна
  • 1899 - Петька на даче
  • 1899 - В Сабурове
  • 1899 - Молодёжь
  • 1899 - Памятник
  • 1900 - Молчание
  • 1900 - Рассказ о Сергее Петровиче
  • 1900 - В тёмную даль
  • 1900 - Мельком
  • 1900 - Валя
  • 1900 - На реке
  • 1900 - Первый гонорар
  • 1900 - Праздник
  • 1900 - Прекрасна жизнь для воскресших
  • 1901 - Ложь
  • 1901 - Жили-были
  • 1901 - Бездна
  • 1901 - Буяниха
  • 1901 - Кусака
  • 1901 - Случай
  • 1901 - Стена
  • 1901 - Иностранец
  • 1901 - В подвале
  • 1901 - В поезде
  • 1901 - Гостинец
  • 1901 - Книга
  • 1901 - Набат
  • 1901 - Смех
  • 1902 - В тумане
  • 1902 - Город
  • 1902 - Предстояла кража
  • 1902 - Мысль
  • 1902 - Весной
  • 1902 - Оригинальный человек
  • 1903 - Весенние обещания
  • 1903 - На станции
  • 1904 - Вор
  • 1904 - Нет прощения
  • 1904 - Призраки
  • 1905 - Губернатор
  • 1905 - Христиане
  • 1905 - Марсельеза
  • 1905 - Бен-Товит
  • 1905 - Так было
  • 1906 - Елеазар
  • 1907 - Из рассказа, который никогда не будет окончен
  • 1907 - Тьма
  • 1908 - Иван Иванович
  • 1908 - Великан
  • 1908 - Проклятие зверя
  • 1908 - Мои записки
  • 1909 - Сын человеческий
  • 1910 - Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
  • 1910 - День гнева
  • 1910 - Неосторожность
  • 1911 - Правила добра
  • 1911 - Ипатов
  • 1911 - Покой
  • 1911 - Смерть Гулливера
  • 1911 - Цветок под ногою
  • 1913 - Земля
  • 1913 - Он (Рассказ неизвестного)
  • 1913 - Полёт
  • 1913 - Возврат
  • 1913 - Негодяй
  • 1913 - Орешек
  • 1913 - Фальшивый рубль и добрый дядя
  • 1913 - Храбрый волк
  • 1914 - Герман и Марта
  • 1914 - Воскресение всех мёртвых
  • 1914 - Конец Джона-Проповедника
  • 1914 - Три ночи (Сон)
  • 1914 - Чёрт на свадьбе
  • 1915 - Ослы
  • 1915 - Мои анекдоты
  • 1915 - Рогоносцы
  • 1916 - Два письма
  • 1916 - Жертва
  • 1916 - Чемоданов
  • 1916 - Таракашка

Пьесы

  • 1906 - К звёздам
  • 1907 - Жизнь человека
  • 1907 - Савва
  • 1908 - Царь Голод
  • 1908 - Чёрные маски
  • 1909 - Анатэма
  • 1909 - Дни нашей жизни
  • 1910 - Анфиса
  • 1910 - Gaudeamus
  • 1911 - Океан
  • 1912 - Екатерина Ивановна
  • 1912 - Профессор Сторицын
  • 1913 - Прекрасные сабинянки
  • 1913 - Не убий
  • 1914 - Мысль
  • 1914 - Самсон в оковах
  • 1915 - Тот, кто получает пощёчины
  • 1915 - Реквием
  • 1917 - Милые призраки
  • 1922 - Собачий вальс

Романы и повести

  • 1903 - Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 - Красный смех
  • 1907 - Иуда Искариот
  • 1908 - Мои записки
  • 1908 - Рассказ о семи повешенных
  • 1911 - Сашка Жегулёв
  • 1916 - Иго войны
  • 1919 - Дневник Сатаны

Дети

  • Вадим Леонидович (1902-1976) - поэт, обществ. деятель.
  • Даниил Леонидович (1906-1959) - поэт, прозаик, философ-мистик.
  • Савва Леонидович (1909-1970) - художник, артист балета.
  • Вера Леонидовна (1910-1986) - прозаик, мемуарист.
  • Валентин Леонидович (1912-1988) - художник, хореограф, литератор, переводчик.

Адрес в Орле

  • 1871−1891 годы - родовой дом семьи Андреевых - 2-я Пушкарная ул., 41;

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1907−1908 годы - доходный дом К. Х. Гельдаля, Каменноостровский проспект, 13.
  • после 1907 - загородная дача «Белая ночь» (вилла «Аванс») в деревне Ваммелсу, на берегу Ваммельйоки (Чёрной речки). Построена по проекту архитектора Андрея Оля по собственным эскизам писателя, в 1924 году была продана на снос вместе с участком земли.
  • 1914−1917 годы - доходный дом К. И. Розенштейна, Большой проспект Петроградской стороны, 75.
  • 1917 -Дом Адамини, наб. реки Мойки, 1.
  • до 1918 - дом в посёлке Вохнала.

Экранизации и инсценировки произведений

  • 1912 - Анфиса (Андреев был также автором сценария фильма)
  • 1914 - Дни нашей жизни
  • 1915 - Екатерина Ивановна
  • 1916 - Мысль
  • 1916 - Тот, кто получает пощечины (Российская Империя)
  • 1919 - Савва
  • 1920 - Рассказ о семи повешенных (фильм не сохранился)
  • 1921 - Голод
  • 1924 - Тот, кто получает пощёчины (США)
  • 1928 - Белый орёл (по повести «Губернатор»)
  • 1968 - Баллада о семи повешенных
  • 1987 - Христиане
  • 1988 - Любовь к ближнему (по рассказам «Монумент» и «Любовь к ближнему»)
  • 1988 - В одной знакомой улице… (по рассказу «Иван Иванович»)
  • 1989 - Зверь ликующий (короткометражный, по мотивам рассказа «Бездна»)
  • 1990 - Очищение
  • 1991 - Ночь грешников (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
  • 1991 - Пустыня (по рассказам «Иуда Искариот» и «Елеазар») (СССР)
  • 1997 - Ах, зачем эта ночь… (Россия, США)
  • 2008 - Ангелочек (Россия)
  • 2009 - Бездна (Россия)
  • 2009 - Бездна (Россия, короткометражный)
  • 2013 - Иуда (Россия, полнометражный, по повести «Иуда Искариот»)
  • 2016 - «Губернатор» (по одноимённому рассказу, Россия, спектакль Андрея Могучего в БДТ)

Память

  • В Орле: имя Леонида Андреева носит улица; 21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея писателя, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице открылся музей писателя; филиал № 5 централизованной библиотечной системы города Орла носит имя Леонида Андреева; установлен памятник Леониду Андрееву.
  • Имя Леонида Андреева носит улица в Калининграде.
  • В 2014 году в Москве был учреждён Московский Театр им. Леонида Андреева.
  • Мемориальная доска на доме в Петербурге, где жил Леонид Андреев в 1907-1908 годах, установлена в 2003 году (Каменноостровский пр., 13 / Дивенская ул., 2)

Издания

  • Л. Андреев. Рассказы в 2 т. - СПб.: Знание, 1906
  • Леонид Андреев. Полное собрание сочинений., тт. I-VIII. СПб, изд. А. Ф. Маркса, 1913.
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 17 т. - СПб., Просвещение, 1911-1917
  • Андреев Л. Н. Повести и рассказы. - М.: ГИХЛ, 1956 (другие издания 1957, 1959 гг.)
  • Леонид Андреев. Повести и рассказы в двух томах. - М., ИХЛ, 1971. (Т.1: 1898-1906 гг. Т.2: 1907-1919 гг)
  • Андреев Л. Н. Драматические произведения в 2 т. - Л.: Искусство, 1989. (Т. 1.: К звездам, Савва, Жизнь человека, Царь Голод, Анатэма, Океан; Т. 2.: Дни нашей жизни, Екатерина Ивановна, Каинова печать, Мысль, Самсон в оковах, Собачий вальс, Тот, кто получает пощечины, Реквием)
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 6 т. - М.: Художественная литература, 1990-1996
  • Андреев Л. Н. S. O. S.: Дневник (1914-1919). Письма (1917-1919). Ст. и интервью (1919). Воспоминания современников (1918-1919). М.; СПб.: Феникс, 1994. - 598 с.
  • Андреев Л. Н. Статьи о литературе и искусстве // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Художественная литература, 1996. Т. 6. / Сост. и подгот. текста В. А. Александровой и В. Н. Чувакова, коммент. Ю. Н. Чирвы и В. Н. Чувакова. С. 389-714.
  • Андреев Л. Н. Иуда Искариот и другие / Илл. А. Зыкиной. - СПб.: Вита Нова, 2009. - 592 с.
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012.

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), прозаик, драматург.

Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку". В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства "чувствовал страстное влечение к живописи", много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.

В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский вестник". Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету "Курьер". Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ "Баргамот и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере", привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например рассказ "Петька на даче" (1899). В 1889㭟 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе "Большой шлем" и "Ангелочек", которые отличает от первых рассказов (основанных на эпизодах из жизни) интерес автора к случаю в жизни человека.

В 1901 петербургское издательство "Знание", возглавляемое Горьким, опубликовало первый сборник рассказов Л. Андреева, в числе которых известный рассказ "Жили-были". Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен.

Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность — рассказ "Город" (1902). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти — "Мысль" (1902), "Жизнь Василия Фивейско-го" (1903), "Призраки" (1904).

В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ "Красный смех", определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире.

Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом "Так было", скептически оценивавшим возможности революции.

В 1907㬆 опубликованы такие произведения, как "Савва", "Тьма", пьеса "Царь Голод", философские драмы "Жизнь человека", впервые поставленная театром В. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, а затем в Германии — Мюнхене и Дюссельдорфе, "Черные маски", "Анатэма". В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник".

В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: "Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю".

В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, — "Записки сатаны".

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

Леонид Николаевич Андреев, известный писатель, родился в Орле в 1871 г. Учился в Орловской гимназии и в университетах С.-Петербургском и Московском на юридических факультетах.

В студенчески годы написал первый свой рассказ. В 1894 г. Л. Н. Андреев "покушался на самоубийство; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца, неопасная, но упрямая и надоедливая". Попытки попасть в печать долго ему не удавались.

В 1897 г. Л. Н. Андреев записался в число московских помощников присяжных поверенных, но практикой почти не занимался. Тогда же ему предложили давать отчеты в только что основанную московскую газету "Курьер". Несколько рассказов Л. Н. Андреева, напечатанных в этой газете, обратили на себя внимание Максима Горького. Молодые писатели сблизились и вместе с несколькими другими начинающими писателями — Скитальцем, Буниным, Телешовым — и знаменитым певцом Шаляпиным образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Внимание большой публики Л. Н. Андреев обратил на себя в "Жизни" рассказом "Жили-были". Затем появилось несколько других его рассказов в "Жизни", "Журнале для всех" и "Курьере". Первый сборник рассказов Л. Н. Андреева вышел в 1901 г. и в короткое время разошелся в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к нему как к литературному явлению серьезного значения.

Одним из главных элементов трагедии человеческого существования Л. Н. Андреев считает взаимное непонимание, отчужденность, ужас одиночества. Этой любимой теме новоевропейской литературы посвящены рассказы "У окна", "Молчание" и "В темную даль". В "Молчании" драма разыгрывается среди людей, в сущности, любящих друг друга, которые могли бы облегчить друг другу страдания. Но отчуждение — и то, которое зависит от людей, и то, которое от них не зависит, — неумолимо и неотвратимо гонит к роковой развязке.

Пред нами дочь, отвечающая упорным молчанием на мольбы родителей сказать им, в чем ее горе, и, наконец, бросающаяся под поезд. На ее могиле осиротелый отец громко зовет ее, но ответом ему служит какое-то сознательное, грозное, "гулкое молчание". Его окружает "страшное море" молчания, которое "ледяными волнами перекатывается через его голову". А дома его ждет живой труп — разбитая после смерти дочери параличом жена, которая своим стеклянным, остановившимся взором не может ему дать никакого отклика.

Почти всеобщее благожелательное отношение к Л. Н. Андрееву после появления его первых рассказов и сборника было резко нарушено рассказом "В тумане", напечатанном в конце 1902 г. в "Журнале для всех" (№ 12). Его связали с другим рассказом Л. Н. Андреева - "Бездна" - незадолго до того напечатанным в "Курьере" и включенным в позднейшие "тысячи" собрания его рассказов; создалось обвинение в порнографии.

Обвинение это несправедливо. Насквозь проникнутый сознанием ужаса жизни, Л. Н. Андреев из этого ужаса не исключает любовь и половое чувство. Он убежден, что и под наружною красотою цветов любви скрыта ядовитая змея темных и роковых сил жизни. В "Бездне" он явно задался целью изобразить ужасное и непреодолимое по дикой силе своей пробуждение зоологической основы чувства, влекущего мужчину к женщине. Ничего, кроме ужаса, не может внушить и "В тумане".

В 1904 г. написал рассказ "Призраки" ("Правда", 1904, № 11), в 1905 г. - "Красный смех". В "Призраках" действие уже прямо происходит в сумасшедшем доме и трудно установить, где "призраки" играют большую роль — в жизни призреваемых душевных больных или в жизни тех, кто за ними наблюдает. Сумасшедшие на этот раз веселые и забавные, но веселье в такой степени чуждо Л. Н. Андрееву, что рассказ, хотя и написанный с блеском большого таланта, лишен обычной андреевской силы. "Красный смех" — это злорадный смех проливаемой красной крови. "Безумие и ужас" — этою формулою начинается рассказ, и она проходит красною нитью чрез все собрание намеренно бессвязных "отрывков" из каких-то рассказов и дневников.

Леонид Николаевич Андреев умер в 1919 г.


Андреев Леонид Николаевич (1871- 1919), писатель.

Родился 21 августа 1871 г. в Орле. Сын землемера. Юношеское увлечение немецкими философами А. Шопенгауэром и Э. Гартманом определило качества переменчивой, тяготевшей к эмоциональным крайностям натуры Андреева: дисгармоничность и пессимизм мировосприятия, внимание, порой болезненное, к идее смерти и страшному в жизни.

По окончании юридического факультета Московского университета (1897 г.) Андреев несколько лет работал помощником присяжного поверенного, одновременно печатал в газете «Курьер» судебные репортажи, фельетоны и др. Началом собственно литературной деятельности он считал публикацию пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» (1898 г.). Благосклонное внимание М. Горького, впоследствии близкого друга Андреева, позволило ему примкнуть к объединению писателей-реалистов «Среда».

Выход в 1901 г. сборника «Рассказы» принёс Андрееву широкую известность и признание критики. Продолжая традиции Ф. М. Достоевского, писатель уже в этих первых зрелых вещах («Большой шлем», «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Жили-были») обратился к углублённому исследованию внутреннего мира человека, задался вопросом о первопричинах зла в человеческой душе.

Изображая предельные в этическом смысле коллизии (изнасилование, убийство в рассказах «Бездна», «В тумане»), нагнетая ощущение безысходности (притча «Стена»), ставя героев в ситуации непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет новые средства выразительности, усиливающие воздействие на читателя. Эмоционально воспринятые вести о Русско-японской войне послужили импульсом к созданию рассказа «Красный смех» (1905 г.). Здесь безумие происходящего передаётся экстремальными, кричащими средствами (иррациональный образ красного смеха; описание Земли, сошедшей с ума, похожей на голову с содранной кожей и красным, как кровавая каша, мозгом, и т. п.).

Усилившиеся пессимистические настроения Андреева ощутимы в драме «Савва» (1906 г.) и повести «Иуда Искариот и другие» (1907 г.), в которой переосмысливаются евангельские события.

Образ человека - песчинки в бесконечности космоса, с рождения обречённого на одиночество и, тем не менее, бунтующего, вновь и вновь бросающего вызов судьбе, стал центральным в пьесах Андреева («К звёздам», 1906 г.; «Жизнь человека», 1907 г.; «Царь-Голод», 1908 г.). В дальнейшем его драматургические поиски шли в направлении полного отказа от действия и зрелищности («Реквием», 1913-1915 гг.; «Собачий вальс», 1916 г.).

С началом Первой мировой войны Андреев обратился к публицистике, выступал с антигерманскими статьями, призывая к войне до победного конца. Он восторженно встретил Февральскую революцию, события же октября 1917 г. воспринял как катастрофу, ввергающую страну в хаос и анархию. Одна из последних его статей, под названием «S. О. S.» (1919 г.), - призыв к правительствам европейских стран и США о помощи России, гибнущей под властью большевиков.

С целью мобилизации общественного мнения Андреев собирался предпринять поездку в Англию и Америку, однако планы не осуществились: 12 сентября 1919 г. писатель скоропостижно скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии.