Музей лувр в париже. Национальный художественный музей лувр в париже

Предыдущая фотография Следующая фотография

Самый знаменитый музей планеты, символ Парижа, гордость Франции... все верно - это Лувр. А еще... представьте себе 22 футбольных поля разом; заполните это пространство десятками тысяч скульптур, картин, ювелирных украшений, образцов керамики и декора - словом всем, что произвело человечество за последние 5 тыс. лет; вообразите, что каждый день по этой территории проходят маршем две пехотные дивизии (25-30 тыс. человек). Так вот - это тоже Лувр.

Почему Лувр стоит посетить

Почти 10 млн людей ежегодно стремятся в Лувр не только ради Моны Лизы и Венеры Милосской. Музей предлагает для осмотра 35 000 полотен, статуй, фресок, гравюр, эстампов. И это лишь малая часть: всего в фондах музея их треть миллиона (картина в среднем экспонируется три месяца, а затем отправляется в запасник во избежание порчи - атмосфера в публичных залах вредит сохранности полотен). Если вы сильны, выносливы и готовы потратить на осмотр до 10 часов - каждому экспонату достанется не более секунды вашего времени. Отсюда логичный вывод: планировать осмотр нужно заранее (и заодно расстаться с идеей осмотреть все).

Конечно, поход в музей не полярная экспедиция, но тщательная подготовка все-таки очень желательна. И начинается она с выбора целей.

Хотя в экспозициях Лувра в основном соблюдаются «хронологические» и «национальные» принципы, есть и многочисленные исключения. Дело в том, что коллекции, переданные в дар Лувру, выставляются целиком - из уважения к дарителям. Посему не удивляйтесь, если картины любимого художника вам-таки придется «вылавливать» по одной.

Вот основные разделы музея:

  • Древний Восток (искусство и культура Ирана, Мессопотамии и Леванта. В этой коллекции находится стела с высеченными законами Хаммурапи - самый древний памятник правовому государству);
  • Древний Египет (включая эллинистический и римский периоды. За всемирно известным сфинксом - сюда);
  • Древние Греция и Рим (здесь же экспонируется этрусская коллекция памятников - аналогов ей в мире просто нет);
  • Искусство ислама (сравнительно новая коллекция, открытая для публики лишь в 2003 г.);
  • Скульптуры (почти необъятное собрание французских и итальянских статуй - от 6 до середины 19 веков);
  • Декоративно-прикладное искусство (посуда, мебель, гобелены, ювелирные украшения и опять-таки скульптуры - например, знаменитая конная статуя Карла Великого);
  • Графическое искусство: рисунки, гравюры, эстампы... словом, все то, что не писалось маслом или акварелью по холсту (самая обширная коллекция музея);
  • Живопись: помимо всем известной Джоконды - еще 4 картины Леонардо да Винчи, а также полотна Рафаэля, Тициана, Корреджо, Эль Греко, Гойи, Делакруа и сотен других (всего около 6 тыс. экспонатов).

Как не заблудиться в Лувре

Прежде всего, нужно раздобыть поэтажный план. Это несложно, его бесплатно раздают на каждом входе - главное, на эмоциях не забыть о нем. Если же по какой-то причине разжиться шпаргалкой не удалось, вот несколько советов:

Античные залы (плюс Восток и Египет) в основном занимают первый этаж, живопись и прикладное искусство - второй и третий.

Французские произведения искусства (опять-таки в основном) сосредоточены в северном крыле Лувра («крыло Ришелье»), итальянские, включая Джоконду, - в южном («крыло Деон», второй этаж).

Помимо трех надземных этажей, есть и четвертый - цокольный. Его почти не посещают туристы. А зря! Ведь именно там еще можно увидеть сохранившуюся часть «старого Лувра» - фрагменты стен крепости 12 столетия. И не только увидеть, но и прикоснуться к ним.

Не забывайте о том, что французы именуют этажи иначе, чем мы. Первый этаж во Франции - «ре-де-шоссе» (rez-de-chaussée на указателях), первый этаж - наш второй и т. д.

«Мадам, же шерш Карусель», или как попасть в Лувр без очереди

Вход через стеклянную пирамиду потому и назвали центральным, что он не единственный. Если вы заранее приобрели билет , то можете воспользоваться отдельным входом: он расположен напротив пирамиды в проходе к Пале-Роялю - просто держите курс в сторону Риволи. Если же билеты заранее не куплены, а тратить время на очередь не хочется, выход все равно есть: попасть в Лувр можно через нижний этаж торгового центра Caroussel du Louvre. Если заблудились, просто скажите любому прохожему: «Же шерш Карусель дю Лувр, силь ву пле» - вам обязательно помогут.

8 достопримечательностей Парижа, которые можно посетить бесплатно:

О неизбежном

Даже если захотите, Джоконды вам почти наверняка не миновать - все указатели Лувра настойчиво указывают путь к ней. Место экспозиции вы тоже наверняка определите сразу - по огромной толпе в зале.

Люди теснятся у картины всегда, и бессмысленно ждать конца наплыва - придется смотреть так. После нескольких попыток вандализма Джоконду укрыли бронестеклом, отсюда выстраданный совет - становитесь точно напротив, иначе вместо картины вы будете любоваться бликами. Также не надейтесь долгое время стоять перед Джокондой - в зале дежурит охранник, который следит за тем, чтобы одни посетители не задерживали других. Впрочем, не исключено, что Мона Лиза захочет улыбнуться именно вам - ведь для этого хватит и секунды.

Практическая информация

Адрес: Palais Royal, Musée du Louvre, 75001.

Как добраться: рейсовыми автобусами №№ 21, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 76, 95 или туристическими автобусами Open Tour. Можно и на метро: станция Palais Royal - Musee du Louvre на 1 или 7 ветке. Можно и по Сене, на прогулочных теплоходах Batobus (5 минут пешком от причала).

Время работы: понедельник, четверг, суббота, воскресенье - с 9:00 до 18:00; по средам и пятницам - с 9:00 до 21:45. Музей закрыт по вторникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Вход: для взрослых - 17 EUR, до 18 лет - бесплатно. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Один из самых посещаемых в мире музеев с грандиозной коллекцией художественных произведений ежегодно проводит по своим залам несколько миллионов посетителей. Попасть в Лувр не так уж и просто, для этого придется преодолеть препятствие в виде очереди таких же жаждущих культурного просвещения. Но ожидание стоит того. Коллекции, которые хранятся в стенах музея, просто бесценны.

Где находится Лувр

Лувр находится в городе Париж, на правом берегу реки Сены , на одной из центральных улиц Риволи. Снаружи он представляет собой огромный дворец с богатыми декорациями, который и сам по себе имеет огромную культурную ценность в истории французской архитектуры.

Главный вход в музей находится в стеклянной пирамиде, возвышающейся на площади перед дворцом в окружении красивых фонтанов. Однако есть и другой, менее известный вход. На одном уровне с билетными кассами пирамиды находится торговый центр Карусель де Лувр, откуда также можно попасть в художественную сокровищницу Парижа.

Краткая история музея

В начале XII века Франция подвергалась набегам викингов, грабившим и опустошавшим всё на своём пути. Захватчики проникали в города через незащищенные границы, леса и реки. Чтобы уберечь столицу, раскинувшуюся на берегах полноводной и очень удобной для захватнических маневров реки Сены, король Филипп-Август повелел построить на ее правом берегу фортификационную крепость-замок с башней донжоном. Крепость служила для наблюдения за низовьями Сены, а башня в то время использовалась в качестве хранилища королевской документации. Так началась долгая, насыщенная событиями история создания Лувра в Париже. В XIV веке в замок переезжает Карл V, сбежавший из резиденции в Сите подальше от бунтов и народных волнений. Он несколько видоизменяет облик крепости и делает из нее королевские апартаменты.

Следующая волна преобразований налетела на дворец во времена Возрождения, когда Франциск I приказал разрушить стены крепости и Большую башню, чтобы замок внешне стал похож на дворцовую резиденцию монархов. При правлении Генриха II по указанию августейшей супруги Екатерины Медичи была построена галерея, соединяющая Лувр с дворцовыми апартаментами Тюильри. На протяжении практически всей своей истории дворец постоянно подвергался каким-то реконструкциям, каждый монарх подстраивал его внешний и внутренний облик под свои видения прекрасного.

Во времена правления Короля-Солнце Людовика XIV о Лувре на время забывают, так как резиденция монарха переезжает в Версаль. Солнцеликому дворец в центре Парижа кажется не нужным, и он даже принимает решение о его уничтожении. К счастью, в окружении монарха быстро нашлись добрые люди, отговорившие его от этой ужасной идеи. Поэтому дворец продолжал преображаться, оставаясь апартаментами монархов вплоть до окончания Великой французской революции.

Как музей Лувр был открыт для общественности в 1793 году. Начало музейной коллекции было положено Франциском, отдавший галерее дюжину картин. Постарался для музея и Наполеон, смело бравший контрибуции с поверженных армий в виде ценных произведений разного вида искусств. Так, с течением времени и сама коллекция, и размеры Лувра росли и увеличивались.

Свой современный облик Лувр приобрел в 1871 году. В настоящее время он возвышается над уровнем земли на 4 этажа и имеет 3 крыла: крело Декон - вдоль реки Сены, крыло Ришелье - вдоль городской улицы Риволи, крыло Сюлли - вокруг дворцового двора. В 1989 году модерновый архитектор Йо Минг Пей добавил к архитектурному ансамблю музея современный штрих - несколько стеклянных пирамид, самая крупная из которых стала главным входом в музей. Центральная стеклянная пирамида Лувра окружена несколькими изящными фонтанами.

Популярные коллекции

В недрах Лувра хранится около 400 тысяч экспонатов, из которых 35 тысяч находятся в главной экспозиции. Чтобы было легче ориентироваться в бесконечных лабиринтах музея, все экспонаты разбиты по категориям:

  • Древний Восток - включает в себя коллекции Междуречья, Ирана и стран восточного Средиземноморья. Лувр находится на втором месте в мире по размерам древневосточной коллекции после лондонского Британского музея. Древний Восток - настоящая колыбель цивилизации, именно здесь зарождались первые инженерные конструкции, письменность, право. Доказательства существования жизни на Востоке во времена неолита представлены в соответствующих залах музея;

  • Древний Рим, Греция - значительная часть мировой истории, занимающая в музее несколько залов. Здесь можно увидеть коллекции античных мраморных статуй, таких как Венера Милосская, Боргезский гладиатор, ритуальных предметов, глиняных ваз, греческой керамики, драгоценностей. Эта часть также поделена на несколько категорий: архаика, классическая Греция, эллины, римляне;

  • египетские залы Лувра - были открыты в 1826 году. Боги и пирамиды, Клеопатра и Тутанхамон, папирус и мумии - в экспозиции можно проследить становление египетской цивилизации в хронологическом или тематическом порядке;

  • скульптуры - изначально этот раздел относился к античности, но со временем в арсенале музея появлялись работы и более поздних скульпторов, от эпохи Средневековья до XVIII века. Здесь и работы классиков Микеланджело, Гужона, Челлини, и современных творцов, таких как Куазево, Кусту, Пюже;

  • живопись - свыше 6000 работ разных мастеров, стилей и техник содержит Лувр, картины занимают наибольшую площадь среди всех остальных видов искусства. Самые ранние относятся к эпохе Средних веков, а самые поздние датируются 1848 годом. Шедевры, увидевшие свет позднее этой даты, собраны в музее Орсе. В картинной галерее Лувра можно встретить самые громкие имена мира живописи. Назовите любого художника, и его работы обязательно окажутся в залах музея. Дюрер и Леонардо, Ваг Гог и Рафаэль, Пикассо и Моне, а также менее известные, но не менее талантливые личности заполонили здание самого знаменитого мирового музея.

Похищение Джоконды

История Лувра не обходилась без вопиющих событий. Одним из таких стало похищение картины Моны Лизы в 1911 году. Произошло это в ночь с 21 на 22 августа. Как раз к этому числу в музей пожаловал художник-реставратор, чтобы сделать с картины копию. Но на своём привычном месте Джоконды не оказалось. В музее поднялась паника, докатившаяся до руководства Лувра, затем до Правительства Франции, и вышедшая на международный уровень. Незадолго до происшествия директор музея с уверенностью заявил в интервью, что украсть Мону Лизу настолько же нереально, как похитить колокола Нотр-Дам-де-Пари. И, конечно же, первые обвинения в краже посыпались на его голову.

Три года вся Франция ломала головы и скорбила об утере знаменитого шедевра Леонардо да Винчи. Вплотную расследованием занимался лучший французский сыщик Альфонс Бертильон, сразу же определивший, что картина могла быть украдена только кем-то из сотрудников музея. Каждый допрашивался снова и снова, но результата не было, вор залёг на дно и не давал повода себя вычислить. В то же время по всему миру активизировались мошенники, продающие псевдо оригинальную Джоконду за баснословные деньги. Даже страшно представить, сколько миллионов было заработано на трагедии Лувра.

История показывает, что даже самые продуманные маневры имеют свои слабые места. В начале 1914 года, когда паника относительно картины да Винчи немного улеглась, в руки флорентийскому коллекционеру попало письмо, в котором предлагалось купить оригинал Моны Лизы. Настороженный итальянец в ответ предложил обсудить условия сделки при личной встрече. Вскоре во Флоренцию прибыл некий юноша из Франции с тонким свертком в руках, и заявил, что наконец-то вернул шедевр, написанный истинным итальянцем да Винчи, на его историческую родину. Убедившись в точной подлинности картины, коллекционер позвонил в полицию.

«Благодетелем», похитившим шедевр, действительно оказался работник Лувра итальянец Винченцо Перуджа. Флорентийский суд приговорил воришку всего лишь к 1 году заключения, учитывая его любовь к родине и благие намерения. После этого случая Мона Лиза около полугода путешествовала по разным музеям Италии, а затем вернулась в свою резную рамку на одном из самых видных мест в Лувре.

Лувр во время войны

За несколько дней до начала Второй мировой войны Лувр внезапно закрылся для посещения. Официальная причина - проведение ремонтных работ. Директором музея в то время был Жак Жожар, очень бережно и трепетно относившийся к драгоценной коллекции Лувра. Чувствуя, что пахнет жареным, он организовал в стенах музея тайную подготовку к эвакуации произведений искусства куда-нибудь подальше от стратегических целей немецкой агрессии. Идеальным местом оказались шато Луары - спокойные сельские домики и замки, которые не должна была зацепить бомбёжка.

И вот в течение трех дней работники музея в экстренном режиме упаковывали самые ценные экспонаты, среди которых оказались Джоконда, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской. С главной галереи Лурва сняли и увезли абсолютно все полотна. Грандиозная операция по спасению шедевров мировой цивилизации завершилась успешно, экспонаты под присмотром работников музея переехали в подвалы замков в тылу, оставив бесконечные залы и коридоры Лувра пустовать.

В сентябре 1940 года немцами было решено заново открыть музей, дабы вернуть оккупированный Париж в культурное русло. Однако затея потерпела неудачу, нацисты разграбили оставшиеся экспонаты, особенно их заинтересовали коллекции ближневосточных произведений.

История завершилась удачно, и после окончания войны все ценные экспонаты вернулись на свои места в целости и сохранности. Всего в путешествии приняли участие более 3,5 тысяч картин, скульптур и других предметов искусства. Стоит отдать должное директору Жаку Жожару, под руководством которого в водовороте переездов не потерялся ни один экспонат. Об этом подвиге был снят документальный фильм «Человек, который спас Лувр», в подробностях рассказывающий о событиях тех времён.

Реставрация Лувра в 1981 году

До конца XX века не вся территория дворца принадлежала музею. Например, в крыле Ришелье размешалась правительственная организация Франции. В 1981 году Президент Франсуа Миттеран принял решение сделать Лувр обособленной целостной организацией, воплотив более ранний проект Великий Лувр, начатый ещё Екатериной Медичи с объединения Лувра и Тюильри. Одновременно с этим начались реставрационные работы в Лувре, были восстановлены развалины Главной башни и других самых старых частей дворца со времен его бытностью замком-крепостью. К окончанию масштабной реставрации центральное здание дворца с двумя боковыми крыльями, как и дворик Наполеона со стеклянной пирамидой и фонтанами, принадлежало территории музея.

Лувр - один из крупнейших художественных музеев мира. Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа

Здание Лувра - старинный королевский дворец. Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.


Если театр начинается с вешалки, то Лувр - со стеклянной пирамиды. Точнее говоря пирамиды здесь две: большая и малая. Обе были построены американским архитектором китайского происхождения Ео Минг Пеем во время реконструкции Лувра в 1981 году и служат оформлением входа в этот, пожалуй, самый величественный музей мира. Чтобы попасть в Лувр - заходим в большую пирамиду, спускаемся по экскалатору и попадаем в огромный зал, крышей которого, собственно, и служит стеклянная пирамида. Здесь расположены кассы, информационная стойка, где можно уже бесплатно получить план Лувра, представленный на всех основных языках.

На ”нулевом” этаже находится музей истории собственно Лувра, здесь можно увидеть фрагменты старых стен. Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август построил на этом месте мощную крепость, где хранилась королевская казна и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в свою резиденцию и заказал строительство библиотеки, за что и получил свое прозвище. К сожалению, библиотека не дожила до наших дней. В дальнейшем Лувр несколько раз перестраивался и расширялся, пока в 1682 году королевская резиденция не была перенесена в Версаль. Работы по строительству Лувра были продолжены при Наполеоне I и, наконец, современный облик Лувр приобрел в 1871 году при Наполеоне III. Начало музейной экспозиции Лувра в XVI веке положил король Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений. Она была существенно пополнена при Людовиках XIII и XIV. В 1793 году галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция сильно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства.


В основе Лувра лежит замок-крепость, возведённый королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.


Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667-1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.


В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. надолго остается без внимания: дворец пришел в такое запущенное состояние, что в 1750 году его решили снести. Можно сказать, что Лувр спасли парижские торговки, которые 6 октября 1789 года устроили марш в Версаль, требуя возвращения королевской семьи в Париж. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 г. при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской Коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 г. в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида.


Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской революции.


В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I и Людовиком XIV. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.


Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.


В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.


В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. В настоящее время каталог музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.


Среди наиболее популярных экспонатов Лувра - картина Джоконда (портрет Моны Лизы) кисти Леонардо да Винчи, и другие его картины, картины Рембрандта, Тициана, свод законов Хаммурапи, а также античные скульптуры: Венера Милосская и Ника Сомофракийская. Дабы туристы случайно не пропустили эти шедевры, повсеместно на стенах развешаны указатели с их изображениями. Иногда складывается впечатление, что значительная часть туристов следит только за этими указателями, не обращая внимания на остальные шедевры, собранные в Лувре. А напрасно, так как здесь представлены работы практически всех известных мастеров. Единственное, чего здесь не хватает, так это времени. По залам Лувра можно бродить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое.


На протяжении веков Париж считался и считается одним из главных европейских центров культуры и искусства. Культурным центром самого Парижа можно смело назвать Лувр, один из старейших музеев мира, богатейшее хранилище художественных и исторических ценностей.

От сторожевой башни до музея

История Лувра начинается в 1190 году, когда по приказу короля Филиппа II Августа на берегу Сены приступили к строительству замка, охранявшего подступы к столице с северо-запада. В случае необходимости через реку протягивалась цепь, перекрывая судоходство по Сене. Замок получил название Лувр, башня на противоположном, левом берегу, к которой крепился второй конец цепи – Нель.

Название «Лувр» чаще всего связывают со словом «волк» (loup), поскольку волки в старину были бичом этой местности. Похожая версия выводит название башни от французского louvrier, волкодав, или волчатник. Некоторые историки считают, что слово «Лувр» происходит от франкского lauer, «крепость».

Лувр был могучей крепостью, представлявшей в плане четырёхугольник. По углам возвышались мощные башни, высота центрального донжона составляла 30 метров. Весь замок был окружён 12-метровым рвом.












В 1317 году в Лувр была перевезена королевская казна, а к середине XIV столетия замок оказался в пределах новых городских стен, построенных по приказу короля Карла V, и потерял своё оборонительное значение. Карл затеял перестройку замка, к которому добавились два жилых крыла, а башни украсились изящными остроконечными крышами. Была построена новая башня, в которую король перевёз свою библиотеку из 973 рукописей. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. По окончании всех переделок король переехал в Лувр.

В 1380 году Карл умер, а его преемники редко появлялись в столице, предпочитая замки Луары, и Лувр опустел. Новая жизнь замка началась в правление Франциска I, решившего вернуть королевскую резиденцию в Париж. В 1528 году донжон разобрали, и на его месте появился сад. В 1546 году начались работы по перестройке замка в роскошный дворец. Руководить строительством был назначен зодчий Пьер Леско.

Проект Леско предполагал возведение дворца, состоящего из трёх крыльев, расположенных по сторонам четырёхугольного двора. С четвёртой стороны, восточной, двор должен был открываться в сторону центра города. Угловые башни заменялись павильонами, украшенными колоннами и скульптурами.

Леско успел завершить западное крыло Квадратного двора Лувра, названное его именем, и приступить к строительству южного. «Крыло Леско» является самой старой частью Лувра и представляет собой яркий образец архитектуры французского Возрождения.

В 1564 году рядом с Лувром началось возведение дворца Тюильри, предназначенного для королевы Екатерины Медичи. Генрих IV соединил дворцы Большой галереей, в которой обосновались торговцы и ремесленники. Он же положил начало коллекции Лувра, купив для дворца ряд произведений искусства. При Людовике XIII кардинал Ришелье устроил в галерее типографию и монетный двор.

Разрозненные кустарные мастерские постепенно превращаются в организованную мануфактуру, в которой производились предметы роскоши. Луврский комплекс становился тесным, поэтому его решили существенно расширить. Площадь Квадратного двора должна была увеличиться в 4 раза, посреди него появился павильон с тремя арочными проходами, в северной части площади вырос новый корпус, повторивший своей архитектурой «крыло Леско».

Наступивший при Людовике XIV расцвет Франции сопровождался грандиозной строительной деятельностью. Лувр подвергся масштабной перестройке. Южное крыло увеличили вдвое, к нему были пристроены новые корпуса в стиле Леско, а Квадратный двор превратился в замкнутое пространство.

Главное внимание было уделено восточному фасаду, обращённому к историческому центру Парижа. Фасад в три этажа, возведённый в 1667-1673 годах, был выдержан в стиле классицизма. Руководил строительством Клод Перро, брат знаменитого Шарля Перро. Общая длина фасада составила 170 метров. Нижний этаж служил цоколем, поддерживавшим мощную колоннаду. Колонны стояли попарно, оконные проёмы между ними были увеличены, что сделало залы более светлыми и визуально просторными. Обрамлённое колоннадой здание оказалось чрезвычайно величественным, что и требовалось королю.

Людовику было неуютно в беспокойном Париже, и вскоре после окончания работ над Восточной колоннадой двор переехал в Версаль. Многие здания во внутреннем дворе Лувра остались недостроенными. Дворец опустел. Иногда в его покои въезжали чиновники различных учреждений, помещения сдавались в аренду под мастерские, вселялись квартиранты, а то и просто бездомные парижане.

В 1750 году речь заходила даже о сносе дворца, однако было решено использовать его для хранения королевской коллекции произведений искусства. Таким образом, в 1750 году Лувр стал музеем, хотя и недоступным для широкой публики.

С 1789 году в Лувре заседало Национальное собрание, которое после упразднения монархии объявило хранившиеся здесь сокровища национальным достоянием. 10 августа 1793 года музей открылся для посещения. Основу экспозиции составили произведения искусства, принадлежавшие короне, различные ценности, изъятые из французских соборов и конфискованные у аристократов.

Лувр пользовался особым вниманием Наполеона. При нём был произведён капитальный ремонт здания, а коллекция неизмеримо увеличилась. Прошедший с армией всю Европу, побывавший в колыбелях древнейших цивилизаций Египте и Восточном Средиземноморье, Наполеон в каждом занятом городе разыскивал исторические и художественные ценности, самые примечательные из которых передавал Лувру. После поражения Империи многие экспонаты музея так и не были возвращены.

В эпоху Второй империи к Лувру добавилось «крыло Ришелье», однако после её падения ансамбль понёс потерю – в 1871 году коммунары сожгли Тюильри. После разбора остатков сгоревшего здания Лувр практически обрёл современный вид. Последним дополнением к дворцу стала стеклянная пирамида во дворе Наполеона, прикрывающая подземный холл, в котором находятся кассы и главный вход в музей. Первоначально её постройка вызывала многочисленные возражения, однако сегодня решение признаётся очень удачным, поскольку музей обрёл просторный вход без вмешательства в исторический облик.

Антология мирового искусства

Сегодня Лувр – самый знаменитый музей планеты, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства и исторических ценностей последних пяти тысячелетий. Полюбоваться сокровищами Лувра ежегодно приходит почти 10 млн. человек.

Всего коллекция музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов – картин, скульптур, фресок, ювелирных изделий, произведений прикладного искусства, артефактов, созданных древнейшими цивилизациями человечества. Одновременно выставляется не более 35 тысяч экспонатов. Причина этого – не только нехватка свободного места (общая площадь музея превышает 160 тысяч кв. м.). Многим экспонатам может навредить длительное пребывание в атмосфере наполненных зрителями залов, поэтому их регулярно убирают в хранилища. Особенно трепетного отношения требуют картины, которые экспонируются не дольше трёх месяцев подряд.

При распределении экспонатов по залам, в основном, соблюдаются хронологический и географический принципы, но есть масса исключений. Нередко произведения одного мастера или одной эпохи размещены далеко друг от друга. Причина в том, что подаренные Лувру коллекции из уважения к дарителям не разделяются и выставляются целиком.

Три крыла дворца, в которых расположен музей, носят имена Ришелье, Денон и Сюлли. Экспозиция Лувра содержит следующие основные разделы:


Кроме трёх наземных этажей в музее есть и подземный, в котором любой желающий может прикоснуться к фрагментам стен древнейшей крепости XII века. Любителей истории заинтересуют также апартаменты последнего императора Франции Наполеона III, расположенные на 2 этаже «крыла Ришелье».

В коллекции Лувра много экспонатов, имеющих непреходящее художественное и историческое значение, но даже в столь представительном собрании выделяются признанные шедевры. Остановимся на них подробней.

Главным украшением Лувра бесспорно является знаменитая «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи, купленная у автора Франциском I, которую считают самой знаменитой картиной в мире. Зал, в котором выставлено полотно, всегда забит посетителями. После похищения в 1911 году картина защищена бронированным стеклом. В музее выставлены шедевры живописи эпохи Возрождения кисти Рафаэля, Тициана, Корреджо и других прославленных мастеров. Среди более поздних работ выделяются знаменитая «Кружевница» Яна Вермеера, а также «Коронация императора Наполеона» и «Свобода, ведущая народ» Жака-Луи Давида.

Самым известным произведением искусства античности, представленным в Лувре, является «Венера Милосская», которая в мире скульптуры занимает то же место, что и «Мона Лиза» в мире живописи. Статуя создана в эпоху эллинизма Агесандром из Антиохии и считается античным эталоном красоты. К той же эпохе относится другое знаменитое изваяние, «Ника Самофракийская», автор которой неизвестен. Скульптуру собирали буквально по частям, ряд фрагментов хранится в Лувре. Так, например, кисть руки богини выставлена отдельно в стеклянной витрине.

Двумя другими украшениями коллекции скульптур являются статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Микеланджело, которые по выразительности и мастерству исполнения не уступают прославленному «Давиду». Здесь же выставлена знаменитая скульптурная группа «Амур и Психея» Антонио Кановы, воплощение чувственности в мраморе.

Жемчужина древнеегипетской коллекции Лувра – статуя сидящего Рамзеса II, одного из величайших фараонов Египта. Здесь же выставлена скульптура, изображающая сидящего писца, фотографию которой можно встретить в любой хрестоматии по истории древнего Египта.

В секторе Древнего Востока хранится экспонат, представляющий огромный интерес для любителей истории. Это Стела Хаммурапи, вавилонского царя XVIII в. до н. э., высеченная из диорита. На камне изображён сам Хаммурапи, стоящий перед богом Шамашем, который вручает царю свиток. Ниже помещён клинописный текст 282 статей кодекса законов, полученных царём от бога. Это древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Сегодняшний день музея

Фонды Лувра постоянно пополняются и в наши дни. При музее действует «Общество друзей Лувра», которое с помощью благотворительных организаций, различных фондов и множества энтузиастов по всему миру разыскивает экспонаты, достойные лучшего музея мира. Так, недавно собрание Лувра пополнилось рядом археологических находок, среди которых шлем Карла VI, восстановленный из осколков.

Из-за переполненности Лувра было решено вывести часть его экспонатов в филиалы. В настоящее время действуют два таких филиала – в Абу-Даби с 2009 года и в Лансе с 2012-го. Музей Ланса выставляет, в основном, экспонаты Лувра, филиал в Эмиратах ведёт вполне самостоятельную жизнь, пополняя фонды своими силами.

Беспрерывно улучшается инфраструктура Лувра, его техническое оснащение идёт в ногу с эпохой. В центре внимания всегда посетитель. Проводится работа по реорганизации посещения музея, оптимизации экскурсионных маршрутов, частичной перепланировке залов в соответствии с требованиями времени. В 1981 году, при последней перестройке, число посетителей составило около 3 млн., сейчас же их количество возросло более чем втрое. Работы по модернизации музея ведутся полным ходом, завершить их планируется в 2017 году.

Лувр находится в постоянном поиске путей совершенствования, как, впрочем, было на протяжении всей его истории. Именно благодаря этому Лувр остаётся образцом для всех музеев мира.

На просмотр туристам музей выставляет более 35 тысяч экспонатов. Если остановится хотя бы на минутку возле каждого (не прерываясь на сон и еду), потребуется больше месяца, без учета переходов от одного экспоната к другому.

Чтобы посмотреть самые выдающиеся и посещаемые залы, отведите на музей целый день. Если располагаете временем, то продлите экскурсию еще на пару дней. Не пожалеете!

История богатейшего мирового музея

Разместившийся в первом округе столицы Франции, площадью 160 106 метров квадратных, Лувр стал самым популярным художественным музеем в мире.

Универсальный музей собрал под своей крышей экспонаты, повествующие об истории, искусстве с античных времен до 1848 года. География его коллекций обширна: от Европы до Ирана, с включением Греции, Ближнего Востока, Египта. Музей содержит коллекции: Древний Восток, Древние Греция, Этрурия, Рим, Древний Египет, искусство ислама, предметы искусства, скульптуры, графическое искусство, изобразительное искусство.

История Лувра начинается с правления короля Филиппа-Августа, который в 1190 году строит замок-крепость, защищающую от набегов викингов. Спустя два столетия имущество Тамплиеров переходит Мальтийскому ордену, в 1317 году казну короля переносят в Лувр. При правлении Карл V замок становится королевской резиденцией. Франциск I разрушает Большую башню замка (1528 год). С 1546 года крепость трансформируется в роскошные апартаменты короля.

Генрих II, Карл IX продолжают строительство королевской резиденции. К зданию пристроили два крыла. По приказу Генриха IV в 1594 году Лувр сливается с дворцом Тюильри. По проекту архитектора Лемерсье сооружается квадратный двор. Луи Лево увеличивает площадь дворца в четыре раза. 1667-1670 гг. - по проекту архитектора Клода Перро сооружается Колоннада Лувра на его восточном фасаде.

Людовик XIV перемещает в Версаль свою свиту, с 1682 года обустройство замка остановлено. В 18 веке рождается идея создания музея в здании Лувра. Начинается работа над проектированием сооружения. После Французской революции перестройкой Лувра руководил Наполеон I. Персье и Фонтен, архитекторы короля, строят северное крыло на протяжении улицы Риволи. Наполеон III достраивает его в 1852 году. Наконец-то, Лувр был построен.

Осада Парижской коммуны стала причиной пожара и уничтожения Тюильри (1871 год). После этого внешний вид Лувра не менялся. Только в 1989 году по проекту Йо Минг Пея центр Наполеоновского дворика украсила стеклянная пирамида.

Первых посетителей музей принял 10 августа 1793 года. В нем было представлено 2 500 картин. В период Первой империи замок именовали музеем Наполеона.

С начала работы музея его фонды пополнила коллекция итальянских картин Франциска I, приобретение банкира Эверара Жабаха - 200 полотен. Скульптуры переданы Музеем французской скульптуры. Барон Денон, первый директор музея, пополнил Лувр военными трофеями, находками археологов из Египта, Ближнего Востока. В 19, 20 веках фонды музея пополнялись за счет даров, приобретений или находок. Например, Ника Самофракийская была найдена частями на острове Самофраки (Андрианополь) в 1863 году археологом Шарлем Шампуазо.

Уже в начале 21 века Лувр был переполнен экспонатами. Французское правительство принимает решение открыть филиалы музея: Ланс (север Франции), Абу-Даби (ОАЭ).

Залы Лувра содержат только 35 тысяч экспонатов, остальные 265 тысяч находятся в хранилищах. Для сохранности экспонаты не показывают больше трех месяцев подряд.