Название народов живших в крыму. Древние народы крыма

- Ноябрь, 10th 2013

В последние годы, после возвращения татар из депортации, обострились межнациональные и межрегиональные отношения на Крымском полуострове. Основа конфликта – спор: чья это земля и кто в Крыму коренной? Для начала давайте определимся, кого же историческая и этнографическая науки относят к категории коренных народов. Энциклопедия дает такой ответ:

Коренной народ – это этнос, освоивший территорию, до него никем не заселенную.

А теперь проследим изменения в крымском этногенезе (появлении различных народов), хотя это будет далеко не полная картина, но тем не менее и она впечатляет. Итак, в Крыму проживали в разное время.

Около 300 тыс. лет назад первобытные люди (ранний палеолит); найдены орудия труда и охоты в местах стоянок на Южном берегу.

Около 100 тыс. лет назад – первобытные люди (средний палеолит); известно более 20-ти стоянок человека: Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Шайтан-Коба, Аккая, Заскальная, Пролом, Кобази, Волчий грот и др.; религия – анимизм.

40-35 тыс. лет назад – люди верхнего палеолита; религия – тотемизм; найдены 4 стоянки, в том числе Сюрень I.

12-10-е тысячелетие – люди мезолита (среднекаменного века); найдено более 20-ти стоянок по всему Крыму: Шанкоба, Фатьмакоба, Алимов навес, Качинский навес и др.; религия – тотемизм.

8-е тысячелетие – люди неолита (новокаменного века); Кеми-Обинская культура (Ташаир); религия – тотемизм.

5-е тысячелетие (Бронзовый век) – приход в Крым племен «катакомбной» и «срубной» культур (захоронения в курганах).

Существование разных культур не проходило бесследно для них самих – они, несомненно, влияли друг на друга, изменялись и обогащались, а возможно и соединялись, давая начало новым культурам. Возможно, так было положено начало культуре киммерийцев (пришлых племен) и культуре тавров (племен местных):

3-е тысячелетие до н.э. (Железный век) – Киммерия, киммерийцы – воинственный народ, индо-арийцы – люди европейского типа; ареал их расселения: юг современной России, Украина, Северный Кавказ, Крым; религия – политеизм. Жили в долинах. Скорее всего они принесли в Крым умение добывать и обрабатывать железо.

Х в.до н.э. – Таврия, Таврика, Таврида, тавры (единым народом их можно называть лишь с известной натяжкой; скорее, это конгломерат различных племен: арихов, напеев, синхов и др.) Жили в горах, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей; сохранились их захоронения – дольмены и крепостные сооружения: Уч-Баш, на мысе Харакс, на горе Кастель Сераус, Кошка, Караул-оба, на скалах Качинских ворот, Ай-Йори и в Каралезской долине; религия – культ Девы и других богов.

Эти племена объединили одним названием греки, уже в те времена посещавшие крымские берега. Однозначно не выяснено, почему они их так назвали: то ли за свирепый нрав, то ли за их несметные стада («таурос» - бык с греч.), то ли это слово означало «горцы» (тавр-тур-гора)…

VII-VIвв.до н.э. – греки. Херсонес Таврический, Боспор Киммерийский на берегах Понта Эвксинского (Черного моря) и Меотиды (Азовского моря). Греки основали эти два государства, а также сотни поселений по всему побережью; религия – многобожие, Пантеон олимпийских богов во главе с Зевсом (Кроносом); с Iв.н.э. – постепенная христианизация; греки первыми в Крыму стали торговать невольниками из местных «на вывоз» (как, кстати, могли относится к ним тавры, а потом и скифы, ведь они их и за людей не считали?)

VIII-VIIв.до н.э. – Скифия, скифы (сколоты), синды, меоты, саки, массагеты и др. индо-иранские кочевые племена, практически вытеснившие киммерийцев с крымских просторов и постепенно ставшие оседлыми на огромных территориях (столица Скифии была близ современного Никополя, а вторая – в Крыму (Симферополь) – Неаполь Скифский, построенный в IIIв. до н.э.) Религия – многобожие. Пантеон богов во главе с Папаем.

Вечный и непреодолимый процесс взаимного влияния и смешения народов привел к тому, что в первых веках нашей эры тавров от скифов уже не отделяли, а называли тавроскифами, а часть скифских поселений смешалась с греческими (например, татары уже в XIIIв. застали на месте Неаполя убогий греческий поселок, который назвали Керменчук). Но продолжим список.

II в.до н.э. Сарматия. Сарматы оттеснили родственноязычных скифов из Северного Причерноморья и Приазовья в Крым; религия – многобожие.

I в.до н.э. – еврейская диаспора – семиты. Религия – монотеизмо (бог Яхве); намогильные плиты с семисвечниками и надписями на древнееврейском языке обнаружены на Керченском и Таманском полуостровах.

I в.дон.э. - Iв.н.э. – понтийцы (Боспор понтийский); обосновались на месте Боспорского киммерийского царства во главе с Митридатом VI Евпатором (Керчь); религия – многобожие. Вместе с понтийцами на полуострове появляются армяне.

Iв.дон.э. – IIIв.н.э. – римляне и фракийцы после разгрома Понтийского царства захватывают Крым (теперь это самая восточная окраина Римской империи); религия – многобожие, а с 325г. – христианство; римляне приобщили местных жителей к своей культуре, познакомили с достоинствами римского права.

До IVв.н.э. восточные славяне: анты, тиверцы (Артания) – с древних времен известны в Северном Причерноморье; оттеснены на север во времена Великого переселения народов, частично сохранились в Тамани – будущей Тмутаракани; религия – многобожие.

III в.н.э. германские племена: готы и герулы (Готия, Капитанство Готия); пришли из Прибалтики, разрушили Скифию и создали свое государство Готию на Южном берегу Крыма. Позже - ушли от гуннов на запад, часть вернулась в VIIв. Готы явились толчком для объединения славян; религия – многобожие, а позднее – христианство.

IIIв.н.э. – аланы-ясы, родственные сарматам (дальние предки осетин); вместе с сарматами поселились среди скифов; наиболее известны в Крыму по их поселению Кырк-Орк (до XIVв., потом - Чуфут-Кале), когда их потеснили в горы гунны; религия – христианство.

IVв. – гунны, хунну (Гуннское княжество) – пращуры нынешних тувинцев; вторглись из заалтайских пределов, нанесли мощный удар по готам, угнали значительную часть населения, тем самым положив начало Великому переселению народов; религия – язычество, позднее – христианство.

IVв. – Византия (Восточно-Римская империя), Херсонская фема; после распада Римской империи Таврика как бы «по наследству» досталась Византии; опорные пункты в Крыму - Херсон, Боспор (Керчь), Гурзувиты (Гурзуф), Алустон (Алушта) и др. В 325г. принимают христианство.

VIв. – тюрки (тюркеты-монголоиды) набегом дошли до Крыма из Сибири, поставив в Хазарии (низовья Волги и Терека) свою династию Ашинов, на полуострове не закрепились; язычники.

VIв. – авары (обры) – создали в Приднестровье Аварский каганат, также совершали набеги на Крым, пока не были разгромлены булгарами; язычники.

VIIв. – булгары (болгары). Часть их оседает в Крыму, став из кочевых оседлыми, обживая предгорные долины и занимаясь земледелием (вообще, волжские булгары-тюрки двинулись на Запад; другая их волна ушла севернее, создав Казанское Ханство; на Балканах ассимилировали с южными славянами, основав Болгарию и приняв христианство); язычники, а с IXв. – православные христиане.

VIIв. – грецизированный суперэтнос (Готия, Дорос) – составил грекоязычную основу населения Мангупского княжества (Дори); Византия укрепляется, объединяя разноязычные народы, жившие в горном Крыму и по Южнобережью; религия – христианство, а также другие вероисповедания.

VIII-Xвв. – Хазарский каганат, хазары (тюркоязычные народы дагестанского типа); религия – язычество, позже часть приняла ислам, часть – иудаизм, а часть – христианство. Власть в Каганате сначала захватывают тюркеты-Ашины, затем евреи; Иудейская Хазария захватывает часть степного и прибрежного Крыма, соперничает с Византией, стремится подчинить Русь (разгромлена князем Святославом в 965г.).

VIII-Xвв. – караимы; пришли в Хазарию из Израиля через Персию и Кавказ; метизировались с хазарами; вытеснены евреями-рохданитами на окраины Хазарии, в том числе в Крым; язык – кынчакское наречие тюркского языка, близкое к крымскотатарскому; религия – иудаизм (признают только Пятикнижие – Тору).

VII-Iвв. – крымчаки (крымские евреи) – остались в Крыму и Тамани как осколки разгромленного Хазарского каганата (известны как жители Тмутараканского княжества и Киевской Руси); язык близок к караимскому; религия – ортодоксальный иудаизм-раввинизм.

Конец IX – нач.Xвв. – печенеги-беджаны (туркмены) – тюрки из Барабинских степей; разбиты половцами и гузами; рассредоточились кто в Крым, кто – в Нижнее Поднепровье (каракалпаки); были ассимилированы восточными славянами; религия – язычество.

X-XIвв. – гузы-огузы (туркмены) – тюрки. Вождь – Огуз-хан; вытеснили печенегов из Крыма и Северного Причерноморья, а затем, вместе с печенегами, выступили против русов (ругов), славян и половцев; религия – язычество.

X-XIIIвв. – восточные славяне (Тмутараканское княжество в составе Киевской руси). Это княжество (Тамань и Корчев-Керчь), основанное князем Владимиром в 988г., в 1222г. совместно с половцами отбивалось от турок; в битве на Калке в 1223г. атаман Тмутаракани Пласкиня выступил на стороне монголо-татар; религия – христианство.

XIв. – половцы (кыпчаки, куманы, команы). Создали в Причерноморье и в Крыму государство Оджаклар со столицей Саркел (на Дону). С Русью они попеременно то воюют, то заключают союзы; вместе с четырьмя русскими князьями Мстиславами и ханом Катяном разбиты на р.Калке в 1223г.; часть ушла в Венгрию и Египет (мамлюки), остальные ассимилировались татарами, славянами, венграми, греками и др. Религия – язычество.

XIв. – возможно, в Крыму в это время поселяются армяне (их родину терзают персы и турки-сельджуки). Горная Таврика восточнее нынешнего Белогорска с некоторых пор зовется Приморской Арменией; в лесистом урочище возникает армянский монастырь Сурб-хач (святой крест), известный даже за пределами Крыма; сам Белогорск – большой и богатый город - Солхат (населяют его кипчаки, аланы и русы, так же как и Солдайю, Сурож (Судак).

У древних авторов немало сообщений о росах (русах), живших с первых веков нашей эры в Северном Приазовье, Причерноморье и в Крыму. В византийских документах проскальзывало: «скифы, кои суть русские ». В IXв. Черное море арабами звалось Русским морем (ранее оно было Румским – «византийским»). В IXв. просветитель Кирилл видел в Таврике книги «русскими письменами писанные». Слово «рос» означает «светлый, белый». Тарханкутский полуостров обозначался как «белый берег», и жили там росы. Арабы называли русов славянами, греки – скифами, а родиной их считали Боспор Киммерийский. Есть версия, что новгородский князь Бравлин, который ходил на греческие поселения, был вождем местным, тавроскифским, а «русский новый город» - скорее всего Неаполь Скифский. В XIв. Керченский пролив зовется Русской рекой, а на его Крымском берегу, напротив Тмутаракани, стоит город Росиа – Белый город (Керчь?). Русский купец Афанасий Никитин в 1474г., когда возвращался из «Заморья», посетил Крым, где увидел много русских и вообще людей православной веры, а также крещеных татар (о чем он писал в своих дневниках).

XII-XVвв. – венецианцы, генуэзцы, пизанцы основали торговые фактории в Крыму: Кафа, Солдайя, Воспоро, Чембало. Они появились в Крыму еще во времена Византии, в войске Мамая участвовали в Куликовской битве. В 1475г. Кафа (современная Феодосия) пала под ударами турок и татар. Религия – католичество.

XII-XVвв. – в Крыму возникает полиэтническое мангупское княжество Феодоро, имеющее связи с Константинополем, Европой, Москвой и насчитывающее 200тыс. человек населения (большая часть – греки). Простиралось от Балаклавы до Алушты, располагалось в горном Крыму; разгромлено турками и татарами в 1475г. Через 300 лет в Крыму оставалось всего 30тыс. греков, из них половина урумов (татаризированных). В 1778 г. греки выехали в Приазовье (Мариуполь).

Начало XIIIв. – Крым населяют татары – Улус Золотой Орды. Столицей становится Эски-Крым – Старый Крым (бывший Солхат). Забайкальские племена татар и монголов во главе с Чингис-ханом, захватив енисейских и обских киргизов, покорили народы Средней Азии. В начале XIIIв. Чингис-Хан двинулся на запад, на кипчаков и Киевскую русь. В Крыму – с 1239г.; язычники, а с XIVв.- мусульмане-суниты.

Крымское ханство (татары) – с 1428г. столица из Солхата переместилась в Бахчисарай; образовалось после распада Золотой Орды. С 1475г. по 1774г. это государство – вассал Османской (турецкой) империи; ликвидировано в 1783г. Религия – мусульманство.

XIIIв. – цыгане – известны в Крыму со времен Крымского ханства. Возможно, впервые они появились в хазарские времена; религия – язычество, а затем частью христианство, частью – мусульманство.

XVв. – 1475-1774гг. – турки, Османская империя (первая попытка утвердиться в Крыму была в 1222г.) Турки захватывают Кафу, Судак, пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале, и султан становится религиозным главой крымских татар. Религия – мусульманство.

XVIII - XXвв. – русские, украинцы, белорусы, болгары, немцы, чехи, эстонцы, молдаване, карские греки, валахи, грузины, азербайджанцы, казанские и сибирские татары, корейцы, венгры, итальянцы, казахи, киргизы и др.

После присоединения Крыма к России в 1783г. турки и большая часть татар уходят в Турцию, и начинается заселение Крыма и Новороссийского края славянскими и другими народами (в том числе из-за границы). Религия – различные вероисповедания и конфессии.

Послесловие

В статье использованы данные из статьи «Коренные и пристяжные» (газета «Крымская правда» от 27.01.2004), написанной кандидатом исторических наук, заслуженным работником образования Крыма, членом союза писателей Василием Потехиным, который утверждает:

Ни один из ныне проживающих в Крыму народов не является аборигенным – автохтонным, то есть коренным. Принцип нашего мирного полиэтнического существования сегодня отражен на гербе Автономной Республики Крым в виде девиза: «Процветание в единстве». Национализм непременно ведет к национал-фашизму . Крым был, есть и будет историческим полигоном сотворения многонациональной евразийской культуры.

Культура спасет мир .

Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы. Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям. Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма