Но он, тем не менее, не выступает в России. Еврорадио: А хотя бы из белорусских

Прихожу на интервью за несколько часов до концерта, осматриваюсь. Работа вокруг идёт не менее напряжённая, чем в цеху. Захожу в подсобку, больше похожую на продуктовый склад. Странно видеть артиста в таких декорациях, но понятно, что именно так выглядит обратная сторона гастролей любых музыкантов.

Как вы отреагировали на завершение проекта «Ляпис Трубецкой»?

Это было уже давно. Мы все спокойно отреагировали, стали продолжать то, что умеем делать… Ну, как нам кажется, мы умеем.

2010-й год, очередное переизбрание Лукашенко. Цитата: Нас начали прессовать, запрещать концерты, а роспуск группы восприняли бы как трусость и малодушие”. Расскажите поподробнее про этот не самый приятный период в жизни группы.

Было такое дело. Мы отыграли один или два концерта, остальные были отменены по совершенно дурацким причинам. Порой доходило до маразма. В Гомеле были проданы все билеты, а это порядка двух-трёх тысяч. Сказали, что в этот день будет не то снег, не то дождь и крыша не выдержит. И так постоянно находились какие-то формальные поводы для отказа. Так случалось чуть ли не в каждом городе, и в итоге тур свернулся.

У нас в стране существует практика, принятая ещё в Советском союзе: чтобы провести концерт, ты должен получить гастрольное удостоверение. Его дают специалисты-идеологи, управление культуры и прочие лица. Они рассматривают запросы на предмет соответствия эстетическому… Понятно, что нам их просто не выдавали.

На десятках сайтов натыкался на такой факт: за много лет участия в группе «Ляпис Трубецкой», Булатников не сыграл ни одной ноты на гитаре, хотя играть на акустической гитаре Павел умеет…

Это связано с тем, что у нас всегда были люди, играющие на гитаре намного лучше и профессиональнее. Так зачем же я буду колупаться и смешить народ? Как-то так сложилось, что я больше тру-ля-ля.

Возвращаясь к предыдущему вопросу про негласный запрет выступать в Минске, сейчас у группы нет проблем с властью?

Да нет. Ни у нашего коллектива, ни у Сергея, насколько я знаю.

Но он, тем не менее, не выступает в России.

В России нет, а в Украине и Белоруссии — да.

Более четырёхсот концертов за четыре года: как работаете в таком ударном темпе, и как расслабляетесь?

Я не думаю, что это сильно ударно. Многие наши российские коллеги дают куда больше концертов и нормально себя чувствуют.

За исключением какого-нибудь Филиппа Бедросовича, который по два концерта подряд может давать в одном городе…

Я имею в виду именно наших коллег, а не эстрадных исполнителей. А расслабляемся, как все. Мы не то, что бы ЗОЖевцы. Главное не переборщить.

В 2012-ом году, во время прошлого вашего визита, в СМИ прошла информация об отмене концертов в Туле и Калуге из-за запоя музыкантов. В итоге в Туле концерт состоялся…

Я вряд ли уже вспомню детали, но в нашей практике случались такие истории. Как это официально называлось? По причине болезни одного из членов коллектива. Бывало и такое, что уж тут врать?

Вы выступали на фестивале в Германии: когда и как это было? Понятны ли были немцам русские песни или происходило «потребление» музыки: принятие ритма, голоса, но непонимание текста?

Это было уже в рамках группы «Трубецкой». Фестиваль был в Берлине, назывался, по-моему, Red square. Основная часть публики была русскоязычной, но немцы тоже были. Я думаю, что люди, любящие гитарную музыку, все понимали и без привязки к языку. Что нужно слушателю на фестивале? Музыка, энергетика. Даже если не понимаешь смысл слов. Мы ведь тоже слушаем западные коллективы, зачастую не всё понимая, но, тем не менее, воспринимаем это нормально.

«Ляпис Трубецкой» распался относительно мирно — почему в дальнейшем испортились отношения?

Не знаю. Я ни с кем отношения не портил.

С соры с Михалком нет? Возможно ли совместное выступление с Сергеем?

Я обычно говорю так: никогда не говори никогда; любые крайности страдают ложью. Но на данном этапе, в данной ситуации, мне кажется это не очень уместно.

В анонсах к концертам ваш жанр описывается как «хэви-дэнс мьюзик». В одном из интервью вы сказали, что давно ушли от этого звучания. Как сейчас описываете жанр, в котором играете?

Сложно описать. Иногда у нас в программах симбиоз: есть и старые песни «Ляписов», и новые «Трубецкого», тяжёлые, и не очень. Винегрет, шизофрения, но это всё равно гитарная музыка — достаточно тяжёлая и плотная.

Один альбом за четыре года творческого пути — ввиду молодости группы?

Вы посчитайте все синглы, которые мы выпустили. За один год вышло более 20-ти треков. Сейчас востребованность альбомов пропала, людям интересно здесь и сейчас. Никто не хочет заморачиваться и слушать целый альбом. Более того, как мне кажется, многие просто включают песню, и если за пару секунд она не воткнула - всё, следующую начинает слушать.

Довольно спорное утверждение.

Мне кажется, что молодое поколение слушает именно так. Иногда в альбоме не успеешь донести мысль, а слушатель уже потерялся.

Мне кажется, тогда это плохой альбом. Или плохой слушатель.

Плохих слушателей не бывает — бывают плохие артисты.

Это из разряда “клиент всегда прав”?

Если делаешь музыку для определенной аудитории, значит ты должен их чем-то зацепить. Понятно, что людям, слушающим «Руки вверх», ничего против них не имею, вряд ли понравится такая музыка.

У «Руки вверх» довольно интересная аудитория сейчас: новая русская волна в музыке - симбиоз андеграунда и попсы, и многие молодые люди слушают «Руки вверх».

Это потому, что эта музыка звучала в их детстве.

Принятие решений в группе «Трубецкой» отличается от принятия решений в «Ляписе»?

По большей части, да. Здесь больше коллективного творчества, решения принимаются совместно. До этого в группе был яркий генератор идей. Не скажу, что всё только на нём держалось, но тем не менее.

Это про Сергея?

Не так давно общались с группой « », такими же долгожителями. Василий Васин сказал такую фразу: “ Власть не обязательно любить, но её нужно уважать ”. Ваша группа дистанцируется от политики?

Да. В рамках группы «Ляпис Трубецкой» мы сказали всё, что хотели, всё, что могли. Сказали даже то, что не должны были говорить. На данный момент политика нам не интересна. Мне кажется музыка - это та вещь, которая должна объединять людей. К сожалению, сегодняшняя политика и так людей раздербанила на несколько лагерей. Вы же наверняка видите, что иногда у целых семей возникает конфликт по политическим мотивам, и родные люди могут не общаться из-за этого.

Сталкивался с конфликтами на этой почве, но чтоб прекращать общаться…

А я знаю о подобных ситуациях, и это далеко не единичный случай. Поэтому и говорю, что музыка — вещь, способная объединить нас. Невзирая на наши политические взгляды, социальные, экономические статусы… Придя на концерт, совершенно разные люди могут общаться посредством музыки, а если мы будем в этот момент устраивать раздрай, мне кажется, ничего хорошего не получится.

Года три назад у вас был совместный проект с «Лигалайзом» — с кем ещё хотелось бы поработать? Кому пришла идея записать тот трек?

Так получилось, что с «Лигалайзом» мы знакомы очень давно. Он частенько бывал на наших московских концертах. Однажды, когда коллектив уже развалился, мы в очередной раз зависали после концерта. Зашёл разговор, что нам обоим нравится один и тот же трек группы The roots. Мы решили замутить похожий трек по мотивам. Такие вещи обычно заранее не планируются — всё случается спонтанно. Иногда получается, иногда нет. Поэтому в наших планах сейчас нет того, с кем хотелось бы записаться. Может на одной общей волне мы с кем-нибудь пересечемся… Раз-раз-раз, какой-нибудь кипишь и всё.

С кем ещё из музыкантов неформально общаетесь?

Со многими музыкантами знакомы. Всё-таки, мы столько лет этим занимаемся, на фестивалях видимся.

Кого можете отметить из современных музыкантов? Может за чьим-то творчеством следите или просто кто-то запомнился?

Сложно сказать. Про современных хип-хоп исполнителей точно не скажу. Может быть я выгляжу смешно.

Нет, почему?

Ортодоксом. Меня эта история вообще не привлекает. Не вижу в них ничего общего со понятием «музыки». Не моё это, поэтому про этих персонажей я ничего не могу сказать. Современные коллективы? Да много хороших коллективов: например, Луна, … Много достойных.

Какие песни из «Трубецкого» большего всего нравится людям? Какая нравится вам?

Часто бывает, что с помощью опросов в ВК, мы видим, что народ ставит лайки под песнями, которые мы считали средненькими. А людям они больше всего нравятся. Наверное, это нормально, что у публики и музыкантов немного разные представления об идеальной песне.

На данном этапе у вас получилось сделать ту самую, идеальную песню? Или вы постоянно находитесь в творческом процессе?

Пока ещё находимся в поиске. Хотелось бы совместить то, что нравится нам, и, в то же время, угодить нашим слушателям. Попасть в десяточку. И у нас все козыри на руках. Сейчас мы занимаемся написанием нового альбома — вдруг всё-таки сможем создать тот шедевр, который будет нравиться и нам, и публике.

В сети есть информация, что Сергей Михалок запретил исполнять песни «Ляписа Трубецкого» его сочинения. Позже сказал: “если они исполняют, то я буду тоже”. Но в суд подавать не будет, так как он против судебных разбирательств. В итоге, вы с ним договорились или пустили всё на самотёк?

Столько сообщений выходило: разрешаю, запрещаю, разрешаю, запрещаю… Лично я перестал следить за этим. Мы просто продолжаем петь эти песни и всё.

А в одном из интервью от 15-16-го года, ваша группа заявила о том, что песни «Ляписа Трубецкого» исполняться не будут…

Дело в том, что заявлений было много с той стороны. Это порядком нервирует нас, публику, держит всех в каком-то дурацком состоянии. Да, мы сделали это заявление, а потом, поразмыслив, решили, что получается неловкая ситуация: мы же берём себе название «Трубецкой».

И менять название уже поздно — назвался груздем…

Мы назвались груздем, чтобы исполнять эти песни. Потом мы вдруг оставляем название, но при этом отказываемся петь песни. Это реальная шизофрения. Мы стали заложниками ситуации, поэтому оставили всё как есть.

Количество зрителей на «Ляписе» и «Трубецком»: тяжело было перейти со стадионов на клубы?

Это была нормальная ситуация: мы понимали, что после дворцов, стадионов и прочего нам придётся перейти в небольшие клубы. Понятно, что не те гонорары, не те сборы, не те толпы людей, не те технические условия и так далее.

Как к этому отнеслась группа?

Да нормально все отнеслись. Мы люди из более раннего времени, всё это уже проходили. Есть прекрасные примеры, как людям после мировой славы приходилось выступать «на фургончике». Я говорю про Дейва Грола (прим.авт. барабанщик Nirvana, в дальнейшем гитарист-вокалист собственной группы Foo Fighters ): мировая известность, мировая звезда, а после Nirvana, первое время, им пришлось колесить по Америке на маленьком автобусе за смешные деньги. Вы, наверное, в курсе этой истории?

Да. Также вспомнился пример New order, после распада Joy division.

Примеров масса. Что здесь такого? Такова жизнь.

#Гостеваядорожка

Можете посоветовать трек и объяснить, почему именно он?

Как пример красивой, но неизвестной музыки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Павел Булатников
267x400px
Булатников на концерте «20 лет рунета» в 2014 году .
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

1989-настоящее время

Страна

Белоруссия 22x20px Белоруссия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты
Жанры
Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы
Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Павел Олегович Булатников (род. 27 июня 1972 года) - бывший вокалист и перкуссионист минской группы «Ляпис Трубецкой ». После самороспуска группы основал новый проект - «Trubetskoy ».

Биография

Семья

Женат. Воспитывает дочь.

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Напишите отзыв о статье "Булатников, Павел Олегович"

Отрывок, характеризующий Булатников, Павел Олегович

– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...

Свое первое интервью участники Trubetskoy дают по-белорусски, рассказывают об отдыхе от Михалка, переосмыслении песен "Ляписов" и о рвоте от "Яблонь"...

Павла Булатникова мы ждали ещё неделю назад. Тогда не срослось. А во вторник, 9 сентября, Павел всё же пожаловал к нам. Да не один. С бас-гитаристом Александром-Франтишком Мышкевичем. Павел, кстати, как и Александр, разговаривали с нами исключительно на родном языке!

Все творчество группы "Ляпис Трубецкой" будет переосмыслено

Еврорадио: Что такое Trubetskoy? Почему именно Trubetskoy, а не "Ляпис"?

Павел Булатников: "Ляпис" устойчиво ассоциируется у многих людей с Сергеем Михалком. Многие даже не знают, как его зовут, а знают как "Ляписа". А поскольку наш коллектив будет исполнять старые произведения "Ляписа Трубецкого", мы решили, что название Trubetskoy

будет кстати.

Еврорадио: Насколько это будут старые произведения? Это будут только песни "докапиталовского периода" или песни последних 7-ми лет вы также будете исполнять?

Павел Булатников : Это будут и те, и другие песни. Мы ничего не отметаем. Всё творчество группы "Ляпис Трубецкой" будет переосмыслено.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Главное, что мы не будем искать никакой конъюнктуры, а будем исполнять то, что нам нравится из всего творчества "Ляписов".

Мы играем рок-н-ролл в чистом виде

Еврорадио: Какова идея нового проекта? Какой стиль?

Павел Булатников : Мы бы не хотели загонять себя в какие-то стилистические рамки. Мы играем рок-н-ролл в чистом виде.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Проще говоря, на сегодняшний день в нашем мире сложилась такая ситуация, что отовсюду исходит много негатива. Мы больше хотим нести не какую-то личную музыкальную позицию, а позитив для человека, для слушателя разного возраста и разных классов.

Со 2-й или с 3-й песни люди начали кричать "Трубецкой", "Трубецкой". И ни одного возгласа "Ляпис" мы не слышали

Еврорадио: Когда ждать вашего выступления в Беларуси? Планируется ли новый альбом?

Павел Булатников : Мы очень надеемся, что в будущем сможем выступать в Беларуси, нам очень хочется, потому что давно не выступали на Родине. А насчет нового альбома - сейчас идёт работа над ним. Понятно, что у группы "Ляпис Трубецкой" было много гастролей, и руки не доходили до работы над новым материалом. Новую концертную программу, которую мы показали на нашем первом концерте на фестивале "Республика" в Каменце-Подольском, мы сделали за очень короткий период. Планов на самом деле гора.

Еврорадио: Кстати, как только вы презентовали проект, у вас на сайте значилось выступление в Минске. Позже вы его убрали. Почему? Концерт не разрешили?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Пока мы не договорились на концерт в Минске, но ведутся переговоры, и, надеемся, через некоторое время мы договоримся. Сейчас комментировать это особо не можем.

Еврорадио: Вы вернулись из "Республики". На ваш взгляд, насколько успешно прошло выступление? Как вас воспринимала публика? Не было ли возгласов типа давай Михалка" и т.д.?

Павел Булатников : Мы опасались тенденции насчет "давай Михалка", но нас приняли очень хорошо. Я бы сказал, что это был такой даже фурор для нас. Это было неожиданно.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Было интересно, что со 2-й или с 3-й песни люди начали кричать "Трубецкой", "Трубецкой". И ни одного возгласа "Ляпис" мы не слышали, что было удивительно для нас, конечно, потому что, по сути, мы приехали как новая группа, совершенно новая.

Павел Булатников: У нас была возможность показать новый коллектив с новым звуком публике. Мы решили, что это хороший шанс показать себя миру. И повод, чтобы понять, как мы сами себя ощущаем в новом качестве. Мы же не знали сами, как мы будем вести себя в этой новой "шкуре".

Еврорадио: Кстати, насчет фэнов. Как вам кажется, придётся ли заново завоевывать публику, которая отпала после поворота "Ляписа" в социально-политическую сатиру? За кем движет тот миллионный отряд фэнов - за "Трубецким" или Brutto?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Мы никак не думали о том, что кого-то будет кто-то разделять! Мне кажется, что всегда были слушатели, которым нравился и старый репертуар, и новый. Каждый находил для себя определенный интерес и в том, и в другом творчестве. Теперь то же самое. Мы не ставим никаких целей вроде "давайте теперь разделим, и люди, которые больше любят альбомы "Рабкор"и "Матрёшка", будут идти только на Brutto, а остальные будут идти только за "веселухой". Ни в коем случае! Мы для всех играем. И для всех хотим нести позитив. И наша главная цель - объединить всех, а не разделять.

Теперь мы поём произведения, которые раньше пел Сергей. Но я исполняю по-другому

Еврорадио: Как правильно понимать: "Ляпис" распался или превратился в 2 новых проекта?

Павел Булатников : Есть факт - группа "Ляпис Трубецкой" больше не существует. И есть проект Trubetskoy и проект Brutto.

Еврорадио: Есть ли вероятность того, что однажды эти проекты снова станут одним?

Павел Булатников : На данный момент это невозможно.

Еврорадио: Слушатели пока полагают, что ни один из новых проектов не способен достичь успеха "Ляписов"...

Павел Булатников: Посмотрим (смеется).

Еврорадио: Когда-то вы говорили, что хотели бы некоторые песни отобрать у Михалка и петь их по другому. Те же "Русалки", например. И вот теперь ваша мечта сбылась?

Павел Булатников : Отобрать? Может я думал попытаться исполнить иначе? Но да, моя мечта осуществилась. Теперь мы поём произведения, которые раньше пел Сергей. Но я исполняю по-другому.

Еврорадио: Лучше?

Павел Булатников : Не знаю (смеется).

Я не нахожусь на сцене один - рядом со мной мои друзья

Еврорадио: Не страшно остаться на сцене одному, после того, как в течение 20 лет вы находились рядом с дружеским плечом Михалка?

Павел Булатников: Я не нахожусь на сцене один - рядом со мной мои друзья. Это музыканты, которые сцену знают с детского саду (смеются). Поэтому никакого страха у меня нет.

Еврорадио: "Ляпис" у многих ассоциируется именно с Михалком. Долго ли вы решались на подобный шаг - стоять во главе группы-преемника без т.н. лидера?

Павел Булатников: Как только было решено, что Сергей пойдёт другим путём, у нас не было сомнений по поводу продолжения нашего дела. Решение было молниеносным.

Еврорадио: Насколько вы готовы к роли лидера?

Павел Булатников : У нас в коллективе нет лидера. Мы все свободные люди, личности, мы коллективно принимаем какие-то решения. И мне, честно, не хотелось бы примерять на себя маску какого-то лидера.

Еврорадио: То есть, то, что сейчас делает группа, это исключительно коллективное творчество?

Павел Булатников: Да!

Еврорадио: Кто решает, какие песни будут играться?

Павел Булатников : Коллектив!

Еврорадио: Кто сейчас ответственный за тексты (имею в виду новые песни)?

Павел Булатников : Это тоже будут коллективные произведения. Мы постараемся (смеется).

Еврорадио: Кстати, о новых песнях. Вы их пишите?

Павел Булатников : Да, пытаемся и репетируем.

Еврорадио: А вы случайно не писали песни в "Ляписах", которые складывали в долгий ящик?

Павел Булатников: Нет-нет. Таким не занимался. Мне казалось, что не сподобил меня Всевышний на такие вещи. Но теперь уже я так не считаю (смеется).

Еврорадио: Собираетесь писать песни на тексты других авторов, как это было с "Не быть скотом" Янки Купалы?

Павел Булатников: Да. Есть предложения от наших друзей-авторов. Будем пробовать.

Еврорадио: По-белорусски будете петь?

Павел Булатников : Обязательно!

Еврорадио: Павел, не было ли желания привнести в "Трубецкой" техно, с которого вы, собственно, начинали?

Павел Булатников : Да, у меня было желание попробовать что-то делать с электроникой, но когда я услышал, как две гитары меняют аранжировки, я отказался от этой мечты.

Еврорадио: То есть, только рок-н-ролл?

Павел Булатников: Да (смеется).

Еврорадио: Наша слушательница просит спеть хотя бы маленький фрагмент песни "Яблони".

Павел Булатников: Нет. От песни "Яблони" меня уже тошнит. Другую ещё возможно, а "Яблони" - нет.

Еврорадио: Ваши поклонники хотят вернуть в группу трубачей Краба и Цыбулю и интересуются их судьбой.

Павел Булатников : К сожалению, я ничего не знаю о планах ребят. Владик, может, будет заниматься джазом - он всегда тянулся к джазу. Может сольный проект какой сделает.

Еврорадио: То есть, духовой секции в группе Trubetskoy ожидать не стоит?

Павел Булатников : Да некуда! (смеется). В составе с двумя гитарами! Что вы!

Еврорадио: Бедные трубы.

Павел Булатников: Бедные медные трубы (смеются).

Алесь-Франтишек Мышкевич : Мы хотим на самом деле отойти от того звучания, которое было. Поэтому и духовые инструменты мы не используем. Нас интересует именно новое звучание, в том числе и старых песен. Повторюсь, как Павлик сказал, что это будет рок-н-ролл. Мы хотели отойти от маршевого звучания, от ска-панка "Ляписов". Ведь, по сути, Trubetskoy - это новая группа с новыми людьми. Вот в чём дело!

Еврорадио: Чем музыканты Trubetskoy занимаются вне музыки? Есть ли вообще время на что-то другое?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Сейчас, честно говоря, идёт давление на то, чтобы сделать новый материал, новый альбом, осмыслить группу - что это будет - сделать как можно лучше. Поэтому свободного времени сейчас у нас совсем нет, потому что всё направлено на работу. Надо работать, чтобы добиться какого-нибудь результата.

Павел Булатников: Да, свободного времени не было, и в прежней группе из-за плотного гастрольного графика. Максимум хватало, чтобы провести это свободное время с семьёй.

Еврорадио: Вы, Павел, сейчас живёте в Минске или Москве?

Павел Булатников : В Минске. Группа Trubetskoy базируется в Минске.

Распад "Ляписов" - это взаимный процесс, от которого все мы выигрываем

Еврорадио: Правда ли, что последние несколько лет вы, Павел, выступали в "Ляписах" через силу? И что то, что в последнее время делал Михалок, вам не нравилось?

Павел Булатников : Да нет. Мне всё нравилось, что мы совместно делали. Поэтому я бы так не сказал.

Еврорадио: Какие отношения у вас сохранились с Михалком?

Павел Булатников : С Сергеем мы вместе проводили очень много времени, даже больше, чем с родными и близкими. И в данный момент мы отдыхаем друг от друга.

Еврорадио: Михалок недавно написал обращение Ляписов, в котором рассказывает о взаимной ненависти в группе, возникшей из-за непонимания группой его дерзкой революционной позиции. Ваш пресс-атташе прокомментировал это фразой, что пора вызывать санитаров...

Павел Булатников : Мне нечего объяснять в этом заявлении. Лучше спрашивайте у него, что он имел в виду.

Еврорадио: Слушатели спрашивают: что вы думаете по поводу новой группы Михалка Brutto?

Павел Булатников: Не хотел бы комментировать, потому что это будет не этично.

Еврорадио: А ты, Алесь, что скажешь?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Нравится! Что мне сказать!? Ну, класс! (смеется).

Еврорадио: И всё же. Только ли внутренние недоразумения заставили "Ляпис Трубецкой", группу на вершине популярности, оставить музыкальный Олимп? Или также влияли и внешние факторы вроде давления из-за российско-украинских дел, из-за запрета в Беларуси? Или просто группа действительно сказала всё, что хотела?

Павел Булатников: Это было решение Сергея Михалка. Но с другой стороны, это и взаимный процесс. Когда было принято решение, что коллектив перестаёт существовать, возникла такая центробежная сила, которая нас разнесла в разные стороны. Мы не хотим друг другу звонить, узнавать, как у кого дела. Есть много, чего не сказал Сергей, наверное, о том, что он не смог реализовать в "Ляписе Трубецком", но и у нас есть прекрасная возможность поднять, например, песни, которые мы галопом по Европам пробежали, но их не удалось показать на альбомах. Это взаимный процесс, от которого все мы выигрываем. Что такое выигрываем? Выигрываем творчески!

Я очень хорошо разливаю. У меня лёгкая рука

Еврорадио: Слушатели из Уфы спрашивают, будете ли вы выступать в тех городах, где выступали в своё время "Ляписы"?

Павел Булатников : Если будут предложения - естественно! Мы никакие города не вычеркиваем из своего графика. Приедем и в Россию, и в Украину, и в Прибалтику.

Еврорадио: Вопрос для Павла: как вы учились в школе, и какой ваш любимый предмет?

Павел Булатников : Ой, учился средненько. Был ярко выраженным гуманитарием, поэтому география, история, русская и белорусская литературы были ещё туда сюда, а всякие математики-физики-химии вообще никак. "Три" в лучшем случае (смеется).

Еврорадио: А ты, Алесь, лучше учился?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Я ещё хуже! (смеются). У меня в четверти двойка сидела на двойке, что интересно, по русскому языку, русской литературе и математике. Учительницы русского языка меня не любили. А потом, когда я стал преподавателем в Институте современных знаний, моя математица сказала, что бросает работу учителя, потому что ничего не понимает! Заядлый двоечник преподаёт в университете! (смеются). Преподаватель! Лектор! Лекции ведёт! Говорили мне, кем ты будешь? Я говорил, что буду! Ещё увидите!

Еврорадио: Спрашивают, Павел, про вашу татуировку "Magister bibendi": после скольких лет беспробудного пьянства вы ее набили?

Павел Булатников : Я не считал (смеётся). Этой татуировке лет 7... Но она не означает только пьянство. Я очень хорошо разливаю. У меня лёгкая рука (смеются).

Еврорадио: Ещё вопрос от слушателей: был ли хоть один участник группы, который выступал против концерта "Ляписов" на Майдане?

Павел Булатников: Нет, таких людей не было. Мы знали о Майдане то, что туда пришли простые киевляне, которые таким образом хотели выразить своё отношение к происходящему в стране. Там не было никаких фашистов. Там была мирная акция. Хочу, чтобы люди об этом знали.

Алесь-Франтишек Мышкевич : Тем более, как мне кажется, там было много поклонников группы "Ляпис Трубецкой". Да и вообще, как в Киеве, нигде так не собирались на "Ляписах".

Павел Булатников : Мы ехали в Киев на сольный концерт. И пока мы туда ехали, большое количество наших друзей нам звонили и говорили, что мы не можем не выступить. Мы постоянно пели о гражданском обществе, о социальной справедливости. А в Киеве в этот момент происходили именно эти вещи. И мы видели, что такое Майдан. Майдан представлял собой победу гражданского общества. Люди были трезвыми. Убирали мусор. Они наводили порядок. Там витал дух, который не разрушает, а создаёт. Другое дело, что потом из этого сделали СМИ. Это не совсем то, что там было на самом деле.

Может ты приснишь ещё что-нибудь о Уэмбли и "Грэмми"?

Еврорадио: Наш слушатель спрашивает, Павел: "Кто занимался написанием песен для группы Bad Informers? Музыка, по всей видимости - детище клавишника. А англоязычные тексты? И где-нибудь есть возможность послушать материалы группы? Судя по сохранившимся видеозаписям выступлений материал был качественный и на очень достойном уровне, который не уступает зарубежным техно-аналогам.

Павел Булатников : Автором текстов был также наш клавишник Юрий Гуресёв, который уже много лет живет в Америке. Насчёт записей я не знаю - может, где-то они и сохранились, но у меня их нет. Но спасибо за добрые слова. На тот момент это был очень современный проект.

Еврорадио: Известно, Павел, что вы по образованию хореограф. Почему всё же музыка в вашем случае победила над танцем?

Павел Булатников : Увлечение музыкой у меня началось в лет 17, когда я учился в культпросветучилище. Я принимал участие в группе "Лицей". Наше первое выступление было на фестивале "На доўгім бродзе", и был очень фееричным (смеётся). Так музыка меня и захватила.

Еврорадио: Что из современной музыки вам нравится?

Павел Булатников: Ой, очень долго придётся перечислять.

Еврорадио: А хотя бы из белорусских?

Павел Булатников : "Крамбамбуля" и старый N.R.M.

Еврорадио: Александр, говорят, из-за работы в "Трубецком" ты постепенно отказываешься от участия в других проектах. По крайней мере, от Крамбамбули?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Разумеется, было много вопросов по поводу того, что будет с другими проектами, которых у меня, как ни у кого, в Минске (смеется). Были разговоры по этому поводу с артистами, с которыми я работаю сейчас. Но я скажу просто: есть приоритеты, которые с течением времени становятся на свои места. На данный момент я пока не разошёлся с группами, но, если придётся, мне хочется остаться с музыкантами, с которыми работал, в хороших отношениях. Потому что каждый должен понимать, что это жизнь, которая с течением времени меняется, хочется чего-то нового. Я бы везде играл и везде остался, честно говоря. Но в определённый момент, думаю, я останусь только в "Трубецком".

Еврорадио: Кстати, мечтал ли ты в детстве играть в "Ляписах"?

Алесь-Франтишек Мышкевич : Я мечтал играть в "Крамбамбуле", N.R.M. и "Трубецком". Мои мечты сбылись (смеётся). Разве что кроме N.R.M., но в сольном проекте Лявона я исполняю песни N.R.M.. У меня дежавю. Сны снятся. Однажды в 12 лет приснилось, что я беру бас-гитару, а тогда я на басу не играл, и вдруг играю в "Энэрэме". Прошло время. Меня пригласил Лявон играть в своей группе "Крамбамбуля", я записал с ним альбом и начал играть песни N.R.M. А потом как-то приснилось, что я лабаю в "Трубецком" (смеются).

Павел Булатников : (смеётся) Может ты приснишь ещё что-нибудь о Уэмбли и "Грэмми"? (смеются все)

Алесь-Франтишек Мышкевич : А недавно мне приснилось, что мы играем в Карнеги-Холле. А потом я появился в Сан-Франциске и зашёл на студию "Металлики". Мне предложили с ними поджемить (смеются).

Еврорадио: Короче, не долго у вас будет этот басист.

Алесь-Франтишек Мышкевич: (смеется) Нет, я буду долго.

Павел Булатников: Он же только поджемит с "Металликой" (смеются).

А К НАМ ПРИЕХАЛ…

Еще в марте музыкальный мир всколыхнула новость о том, что Сергей Михалок распускает группу «Ляпис Трубецкой». А уже в ночь на 1 сентября полуночники-меломаны стали свидетелями образования двух отдельных коллективов – Trubetskoy, в который вошли бывшие участники почившего «Ляписа» ПАВЕЛ БУЛАТНИКОВ и Руслан Владыко, а также Александр Сторожук и Алесь-Франтишек Мышкевич, и группы Brutto во главе с Сергеем Михалком в окружении брутальных мускулистых парней. Отныне слова приветственной «К нам приехал Трубецкой» стали чистейшей правдой. И он таки приехал в Киев в ноябре пока что в рамках проекта «Lyapis Crew Трубьют. Vol. 3». Это случилось всего за несколько дней до дебюта релиза «Ёлки». С нетерпением ждем, когда к нам снова пожалует Trubetskoy с целым ворохом новых песен.

Z: Была ли грусть при мысли об окончании существования группы?
Павел Булатников: Если и была, то только первое время, а потом уже нет. За всеми заботами грустить некогда было. Хотя, конечно, сказать, что атмосфера в коллективе была радужной и счастливой – сложно, потому что за последние месяцы мы провели огромное количество концертов и очень устали.

Z: Участники нашей легендарной группы «Братья Гадюкины» сказали, что главное, чтобы в группе была энергия и человеческое отношение друг к другу. А на Ваш взгляд, что главное?
П.Б.: Пожалуй, я соглашусь, что атмосфера в группе очень важна. Потому что мы проводим больше времени с участниками группы, чем с семьями, и если в коллективе нет нормального микроклимата, то невозможно творить, записывать, придумывать.

«Наркомани на городі». Кавер на «Брати Гадюкіни». Фестиваль Respublica

Z: А для публики что важно?
П.Б.: Прежде всего, конечно, материал, энергия музыки, заряд, который она дает. Но вообще, у каждого человека свои критерии оценки.

Z: В книге Сергея Рыбика «Главные герои» есть интервью, передающее атмосферу в «Ляписе» – группа напилась и проспала прямой эфир на телевидении. Есть вероятность подобных историй или Вы остепенились, изменились, повзрослели?
П.Б.: Повзрослел ли я? Я никогда не задумывался над подобными вопросами. Остепенились ли мы? Ничего не могу обещать. (Смеется.) Меняться? Мы живем насыщенной жизнью, пользуемся всеми благами цивилизации и отдыхаем нормально. Мы не аскеты. Но я за то, чтоб все было в меру.

Z: Название первой песни «Ласточка» было символичным? Это действительно первая песенная ласточка?
П.Б.: Может, кто-то и увидел в этом релизе глубокий смысл. Мы всего лишь исправили несправедливость, которая была допущена в отношении «Ласточки». Она прозвучала всего пару раз на концертах «Ляписа», но в записанном виде так и не появлялась. Мы видели, что в Сети люди пишут: «А когда вы запишите «Ласточку»?». А альбомы все как на подбор были концептуальными настолько, что место такой жизнерадостной песне в них не находилось. И мы решили записать ее как подарок людям, которым она интересна. Александр Бергер (пресс-аташе группы Trubetskoy. – Прим. ред.): Она органично попала в проект «Трубьют». Это был кавер группы Trubetskoy на «Ляписов».

«Ласточка»

Z: А сколько еще таких приятных несправедливостей может быть?
П.Б.: Не знаю. Старые песни мы вряд ли будем перезаписывать, а вот на концертах кое-что из совсем старого будем исполнять, но, естественно, в обновленном виде. Потому что у нас в группе больше нет труб. Поймете, когда услышите. Кто же музыку описывает на словах. (Смеется.)

Z: Можно сказать, что душевная часть «Ляписа» перешла к Вам?
П.Б.: Ну, не знаю, музыка у нас, пожалуй, пожестче, чем была у «Ляписов». Главное, чего нам хочется – быть позитивными в творчестве, потому что по жизни мы люди достаточно позитивные. И хотелось бы, чтобы это ощущали и слушатели на концертах. Мы хотим радоваться жизни, угорать, по крайней мере, мы собираемся это делать.

Z: А как с выступлениями в Беларуси? Вам без Михалка теперь разрешено?
П.Б.: Мы подали заявку на выступление, теперь ждем, когда придет ответ.
А.Б.: В Беларуси система такая: артист, даже если он будет выступать в каком-то забытом богом районном ДК, должен подать заявку в горисполком на выступление с полным описанием программы и произведений, которые планирует исполнять.
П.Б.: Вообще в Беларуси бывали случаи, когда за день до концерта его отменяли. Знаю, что с Лявоном Вольским (лидер групп N.R.M. и «Крамбамбуля») приключилась такая история. (На момент подготовки журнала к выходу появилась информация, что группа Trubetskoy таки выступит в Минске 13 февраля на церемонии вручения ежегодной музыкальной премии «Еврорадио» – «Даём Рады». – Прим. ред.)

Макси-сингл «Ёлки»

Z: Что участники привнесли нового в проект. Например, Алесь-Франтишек Мышкевич или Александр Сторожук?
П.Б.: Новый участник только бас-гитарист Алесь-Франтишек Мышкевич. Саша Сторожук на самом деле старожил. Он играл в группе «Ляпис Трубецкой» с 2001 по 2011 год. Руслан Петрович (Владыко. – Прим. ред.) вообще с самого основания группы работал в ней гитаристом.

Z: Алесь играл в джазовом коллективе. Что он привнес своего?
П.Б.: Он играл не только в джазовом коллективе, а и в той же группе «Крамбамбуля», группе «Без билета» и т.д. Не побоюсь этого слова, Алесь один из лучших бас-гитаристов Беларуси. Он очень подвижный, гибкий музыкант с хорошим музыкальным вкусом.

Z: Беларусь – страна с насыщенной музыкальной жизнью. Но до нас долетают лишь отголоски?
П.Б.: Да! Это правда. Жалко только, что в большой мир выходят единицы. Еще в далеком 2008 году белорусский музыкальный продюсер Александр Богданов, в здании которое предоставила детская теннисная школа , получил премию Артемия Троицкого «Степной волк» в номинации «Деятель» за внедрение моды на белорусскую музыку. Тогда в Москве было очень популярно слушать коллективы из Беларуси: та же «Серебряная свадьба», «Кассиопея», «Петля пристрастия», «нагУаль», PortMone и другие – эти коллективы играют совершенно разную независимую музыку. Сейчас эта волна немножко сошла, но, слава Богу, есть музыкальные порталы Ultra Music, Experty.by, «Тузін Гітоу» – здесь всегда можно открыть для себя что-то новое.

Z: Что важно в развитии группы?
П.Б.: Все! (Смеется.)
А.Б.: Естественно, нужно иметь талант, любовь к тому, чем ты занимаешься, огромную работоспособность, оказаться в нужное время в нужном месте, попасть в струю и умение биться головой об стену – главое, чтобы в одну точку.
П.Б.: Да. Ни в коем случае не расстраиваться, если что-то не получилось.

Z: Вы готовы к отрицательным отзывам о творчестве Trubetskoy?
П.Б.: Естественно. Мы понимали, когда создавали группу, что на нас будет литься много негатива. Кто-то скажет, что мы предатели, кто-то – что не настоящие, кто-то – что используем светлое имя… Мы отдаем себе отчет в том, что невозможно понравиться всем, и я этого не хочу.

Z: На фестивале Respublica сложилось впечатление, что слушатели быстренько забыли, что на сцене нет Сергея Михалка.
П.Б.: Да. Прием был вдвойне приятен, потому что мы знали, что публике сообщили о нашем участии за пять дней до выступления, а билеты были раскуплены заранее. Это была не наша целевая аудитория – люди просто приехали на фестиваль, многие из них не были поклонниками «Ляписа». Конечно, мы волновались.

«Ты кинула». Кавер на «Ляпис Трубецкой». Фестиваль Respublica

Z: Публика на фестивалях отличается от публики на концертах?
П.Б.: Да. Потому что на фестивалях это могут быть поклонники разной музыки, и им в принципе может вообще не нравится коллектив на сцене. А на сольный концерт приходят люди подготовленные, они знают слова, подпевают, у них есть любимые песни. На фестивале же могут показать пальцем и удивленно спросить: «Кто это?».

Z: В Беларуси есть удивительная этно-трио «Троица», на которую можно показать пальцем и удивиться, но слушать ее бегут с завидным энтузиазмом.
П.Б.: О! С ее основателем Иваном Ивановичем Кирчуком я знаком давно. Он был руководителем моей учебной практики, когда я учился в КультПросвет училище. Тогда он выглядел совершенно нормально, ходил в костюме и не напоминал Гендальфа. (Смеется.)

Этно-трио «Троица»

Z: А чем Вы на практике занимались?
П.Б.: Я по образованию хореограф. Было Купалле, в Доме культуры поселка Кривичи мы должны были поставить купальский танец и хоровод, набрали девушек, учениц восьмого – девятого класса. Я начал их учить танцевать, а они – покажи нам лучше ламбаду.
А.Б.: Паша, почему ты не используешь свою профессию хореографа, давно хочу спросить?
П.Б.: Балет в группу? (Смеется.) Слушатели не поймут. Тем более, если еще и я начну танцевать на сцене. Правда, ноги, конечно, помнят – шутка ли, три года в училище и пять в институте. Все знаю: классический танец, дуэтный, историко-бытовые, народные и даже бальные танцы.

Что для Вас вкус жизни?
П.Б.: Друзья, семья и сама жизнь. Z

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Елена Божко