Опера верди "травиата". история создания

Действие I
Альфред Жермон попадает на праздник в доме Виолетты Валери, знаменитой куртизанки. Она удивлена, узнав о его увлеченности ею и о том, как он волновался во время ее недавней болезни. Альфред провозглашает тост за любовь; Виолетта отвечает тостом во славу удовольствий и блестящей жизни. Почувствовав слабость, она удаляется отдохнуть. Последовав за ней, Альфред умоляет ее позволить ему любить ее и заботиться о ней. Она отвечает, что не нуждается в такой преданности, но приглашает его прийти на следующий день. Оставшись одна, Виолетта размышляет, способна ли она испытывать настоящую любовь. Отвергнув эту идею как безрассудную, она решает вести свободную жизнь, полную лишь удовольствий.

Виолетта оставляет свою взбалмошную парижскую жизнь ради Альфреда. Узнав, что она собирается продать свое имущество, чтобы обеспечить их загородную идиллию, Альфред спешит в Париж оплатить долги. В его отсутствие Виолетту навещает Жорж Жермон. Он сообщает, что Альфред, его сын, намеревается передать ей все свое состояние. Виолетта отвечает старшему Жермону, что никогда бы не приняла этого дара, и открывает ему, что жертвует собственное имущество на то, чтобы обеспечить их жизнь с Альфредом. Жермон впечатлен ее благородством, однако умоляет ее оставить его сына, поскольку их связь может разрушить будущность его дочери. Виолетта наконец соглашается и просит лишь о том, чтобы после ее смерти Жермон рассказал дочери правду. Альфред, получив письмо от Виолетты с известием о том, что она его больше не любит, совершенно раздавлен.

Леви, Э. Музыка в Третьем Рейхе, Лондон: Макмиллан. «О Фортуна», как бы открывал хор. Удачи для Орфа и его наследников. За исключением того, что «Фортуна» не относится к удаче, но для того, чтобы опровергнуть судьбу. И судьба Орфа была гораздо более непостоянной, чем кажущийся успех «Кармина Бурана».

Легко понять, почему этот балл настолько популярен: это смелое, романтическое воскрешение средневековых жизней и любви, оно вознаграждает похотливое пение, оно радует зрителей, и оно имеет прописку в качестве подтвержденного хорового шедевра 20-го века. Четверг. Орф не очень уважаемый композитор. Хуже того, репутация Орфа, большинство людей, которые думают о таких вещах, считают себя нацистами.

Действие II
Виолетта приходит на бал со своим новым покровителем, бароном Дюфолем. Мужчины играют; Альфред выигрывает. Виолетта увлекает Альфреда в сторону и умоляет его уйти; он отказывается, угрожая вызвать барона на дуэль. Чтобы не нарушить обещание, данное ею старшему Жермону, Виолетта утверждает, что любит барона. Ослепленный болью и яростью, Альфред созывает гостей и прилюдно оскорбляет Виолетту.

Нацистские пропагандисты трубили это как празднование немецкой народной жизнеспособности и, следовательно, арийского духа. Однако это неодобрение не было прямым запретом, и несколько известных дирижеров, в том числе Карл Бем и Герберт фон Караян, отстаивали партитуру.

Нацистское мнение вряд ли было единодушным в вопросах культуры. Традиционный националистический консерватизм Альфреда Розенберга, отраженный в первоначальном обзоре «Кармина Бурана», уступил место более современной модой Джозефа Геббельса. Нацистам нужны были композиторы, которых они могли бы наворотить после того, как многие из лучших немецких, еврейских и нееврейских людей бежали из страны.

На смертном одре, поддерживаемая Анниной, Виолетта перечитывает письмо от Жоржа Жермона. Там говорится, что Альфред после дуэли с бароном уехал за границу; отец написал ему, рассказав о самопожертвовании Виолетты. Приходит Альфред, умоляет о прощении и клянётся в вечной любви. Виолетта надеется, что они будут вместе, но она очень слаба. Альфред посылает Аннину за доктором, тот приходит в сопровождении Жоржа Жермона, мучимого раскаянием в своем прежнем поведении по отношению к Виолетте. Он просит прощения, обещает принять ее, как дочь, но уже слишком поздно.

Орф не был нацистом, хотя он сотрудничал с членами партии и даже, вопиюще, согласился написать новую случайную музыку к «Сон в летнюю ночь», после того, как любимый результат Мендельсона, еврея, был признан испорченным. он явно преувеличивал свои антинацистские действия американским следователям.

Но политически он кажется более виновным в карьеризме, чем расовый фанатизм. Американский музыковед Ким Ковалке показал, что за десять лет до «Кармина Бурана» Орф использовал ту же энергичную, предположительно арийскую музыкальную идиому в настройках левых политических стихов Бертольда Брехта и других.

Распечатать

Сюжет этой печальной истории принадлежит Александру Дюма-сыну, написавшему два произведения о «травиате» (traviata - падшая) Маргарите Готье, с реальным прототипом которой, Мари Дюплесси, он был знаком,- роман (1848) и драму (1852); оба под названием «Дама с камелиями», принесли автору известность. Ныне могилы писателя и Дюплесси находятся рядом на одном из парижских кладбищ и являются местом паломничества влюблённых, окруживших их таким же поклонением, как Ромео и Джульетту. Однако существует мнение, что, несмотря на успех, для Дюма было бы лучше, если бы он сперва познакомился с Виолеттой Валери, «травиатой» Верди и Пиаве. Виолетта - столь жизненный персонаж, столь яркая личность, что в сравнении с ней образ Маргариты Дюма бледнеет. В начале своего романа Дюма обращается к читателям со словами безусловно программными, в которых чувствуется серьёзность его подхода с точки зрения задач литературы: «Я убеждён, что можно создавать типы, только глубоко изучив людей, так же как можно говорить на языке только после серьёзного его изучения». Верди, более импульсивный, пылкий и нерассудительный, с точки зрения критики, признавался, что ему нравятся «новые, значительные, прекрасные, разнообразные, смелые» сюжеты и именно поэтому он счастлив работать с сюжетом Дюма. В устах кого-нибудь другого высказывание Верди может показаться слишком восторженным, но в устах самого Верди оно означает, что он не ограничивается, как Дюма, «изучением людей», как если бы это был иностранный язык, но хочет доказать общность человеческой судьбы, показать её так, как если бы она была его собственной.

После успеха «Кармина Бурана» «Орфф получился» «Катулли Кармина» и «Трионфо афродиты», сформировав трилогию, впервые выступившую на Зальцбургском фестивале Ни один из преемников не дожил до популярности «Кармина Бурана», «однако», и ни один из них не часто слышен за пределами Орфф-центра, который был Зальцбургским фестивалем, но в последние десятилетия был его родным Мюнхеном. Плачущие, более интересные сочинения Орфа менее известны, и вместе взятые они предлагают мощную и индивидуальную чувствительность, которая легко превосходит обвинения в необоснованной задолженности Стравинскому.

В «Травиате» Ф. М. Пиаве дал музыкальному театру современную хронику, а Верди создал совершенный образ (ещё более совершенный, чем Риголетто) главной героини, «божественной», словно предназначенной воплотить всё очарование примадонн XIX века, таких, как Малибран, Патти (которая стала величайшей исполнительницей роли Виолетты), и одновременно очень убедительный женский тип, какого больше не будет в операх композитора. Виолетта освещает всё действие и каждого персонажа, который в свою очередь призван осветить её. С большим мастерством Верди удалось показать (особенно во втором действии) три ипостаси любовного опыта героини: культ свободы, свойственный этой красавице, её страсть к возлюбленному, наконец, самопожертвование, в котором уже чувствуется материнская любовь (хотя и не реализовавшаяся). Только героини Пуччини будут обладать подобной эмоциональной силой, но и тогда мы не увидим сочетания всех этих трёх аспектов, всех этих трёх характеров в одном лице, словно взывающих к разным исполнительницам в каждом из действий.

Эта музыка настолько очаровательна и педагогически обоснована, что она по-прежнему используется во всем мире сегодня, ограниченная только расходами необходимых инструментов, в основном ксилофонами и перкуссиями. Пример управления настройками электронной почты. . Но Сердце Орфа было на сцене. В его каталоге представлены всевозможные сценические работы, которые, как ни странно, не называются оперными.

Честь и добродетель пересекли море. Обладает скипетром далеко и широко. Добродетель был изгнан из страны. Дихонор и нечестивость остались. Для меня самые большие работы Орфа - это три постановки, которые он сделал из греческих трагедий, для воспевания оперных певцов и огромных оркестров с преобладанием перкуссии: «Антигона»и «Эдипас дер Тиран» были исполнены в немецких переводах Гёльдерлина Софокл; «Прометей» был на древнем греке Эсхила.

В первом действии шумное и блистательное праздненство знаменует триумф героини и одновременно её закат, поразительное сочетание беспечности и страдания. Во втором действии диалог между ней и Жермоном развивается в столь же напевных, почти песенных эпизодах, когда можно было ожидать скорее разговорного стиля, естественного в такие тяжёлые моменты. В этом действии больше всего выделяется фраза Виолетты «Ах, Альфред мой», словно оттесняющая укоризненную арию-кантабиле Жермона «Ты забыл край милый свой», вполне согласующуюся с его отцовскими чувствами, но неприятную, нескромную и назойливую, долбящую об обязанностях.

Это были почетные попытки вызвать реальную работу греческой трагедии, которую, как мы знаем, пели. Трагедии получают огромную силу, когда это делается; космические, измеренные излияния оркестра и величественное пение певцов, поднимающихся до страстных криков, постоянно захватывают.

Совершенно законно нравится эта музыка. Но если вам это нравится, вы можете захотеть отправиться дальше в Орфф мир. Для всех вас, в то время как вы, возможно, не знакомы со всей классической музыкой, наверняка некоторые из них дошли до вас, после того как они поглотились поп-культурой. Вы можете напевать их по реплике, вы заставляете их застрять у вас в голове, и вы полностью ошибаетесь в отношении их значений. Они почти наверняка включают.

Альфред тоже выступает как главный герой: этот вес ему придают бьющий через край юношеский пыл и то презрение, с каким он ведёт себя во время праздника и карточной игры в доме Флоры - достоинства этой картины трудно переоценить. В этой сцене Альфред возвращается в светское общество - но какая разница по сравнению с его тостом первого действия, какая перемена, какая грусть на фоне развлекательных номеров (танцы цыганок, матадоров и пикадоров)! Надо всем тяготеет нервное напряжение, что-то мертвенное, злое. Игра, ещё одно бесполезное и пагубное развлечение, проходит под инструментальный мотив- ритм, приобретающий значение действующего лица. Голос Виолетты, следующий простой восходящей и нисходящей гамме фа минора, подобен дыханию смерти. Затем - финальный ансамбль: сначала равнодушный, он оживляется после вступления героини, которая сперва поёт одна, а затем увлекает за собой хор: в его тёмном духе сообщничества чувствуется тяжёлый гнёт и тупость, почти вульгарность. Судьба «травиаты», впрочем, уже решена.

Лоэнгрин - не счастливая опера, как вы, наверное, догадались, что убил Лоэнгрина. Брак длится все две песни, после чего Лоэнгрин покидает Эльзу, а опера - опера, Эльза умирает от горя. Таким образом, органная музыка, которую вы слышите на свадьбе, менее празднична и больше похожа на зловещую, предвечную, дерьмовую игру. Они также могут сыграть тему с Челюстей.

Это почти не свадьба, пока кто-то не вытащит меч. «Припев Аллилуйи» от Мессии Генделя. Он используется в радостных религиозных фильмах, он используется гиперболически всякий раз, когда что-то хорошее происходит в глупых фильмах или мультфильмах, и вы, возможно, даже напевали его себе после некоторой незначительной личной победы.

Начало последнего действия, которому предшествует второе инструментальное вступление, повторяющее мотив болезни из первого, представляет собой одно из тех редких откровений художника, когда ему удаётся остановить время в ожидании столь мучительного и возвышенного события. Особая сосредоточенность чувствуется в Andante mosso («Простите вы навеки»). Эта ария, почти ариозо, трактована с большой свободой, она следует дорогой воспоминаний вплоть до предельного забвения. Перед нами смиренный, лаконичный, суровый гимн отречения от жизни. Тем не менее вся эта поэзия не принесла успеха премьере в театре «Ла Фениче» - и причина была не в современных костюмах, потому что композитор, либреттист и руководители театра (наученные опытом постановки «Стиффелио») предусмотрительно перенесли действие в XVIII век (и так оставалось в течение по меньшей мере тридцати последующих лет). Не представляется невероятным, впрочем, что публика мысленно модернизировала действие, поражённая актуальностью сюжета (который заставил говорить о предверизме). Четырнадцать месяцев спустя в той же Венеции, в театре «Сан-Бенедетто», «Травиата» имела триумфальный успех.

Большинство людей, конечно, знают, что это на самом деле об Иисусе. Вероятно, это рождественская музыка или, может быть, Пасха? «Припев Аллилуйи» - это все об Иисусе - он происходит от Мессии, хоровой работы целиком об Иисусе Христе, но «Припев Аллилуйи» в значительной степени является саундтреком для его второго визита на Землю.

Это конец света, как Иисус это знает, и он чувствует себя праведным от чудовищного черного облака, пока мы все рушимся внизу в разных состояниях разлуки. Там очень яркий график для Мессии. «Хор Аллилуйи» черпает свою лирику из Книги Откровений, широко признанной частью Библии «Дерьмо Сумасшедшая». Мы все восхищаемся и кричаем, пока Иисус заканчивает мир вокруг нас. Черт, секция шоу после этой песни называется «Последствия».

Г. Маркези

История создания

Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее поклонников был и Дюма, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца - прославленного автора «Трех мушкетеров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых - она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, - юноше, которого Маргарита полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди, который вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был Ф. Пиаве (1810-1876) - один из лучших либреттистов того времени. Композитор активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия. «Травиата» была поставлена 6 марта 1853 года в Венеции и потерпела скандальный провал.

Говорят, что когда он «закончил» Аллилуйя, Гендель был найден плачем и сжимал музыку. Это тоже испугало нас. Справедливости ради, Гендель был своего рода королевой драмы. «О Фортуна» из Кармина Бурана Карлом Орфом. Ищете ужасающую драматическую музыку, чтобы забить свой фильм о вампирах? Вы нашли кадры милого котенка и хотите сделать смешное видео, сопоставив его с трубами и бессмысленным криком? Тогда «О Фортуна» - это то, что вы хотите. Вы узнаете его из фильмов, рекламных роликов или шоу, которые не хотели, чтобы кто-то пропустил, как они выглядели драматичными.

Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом; он специально подчеркнул это названием («Травиата» - по-итальянски падшая, заблудшая). Композитор показал благородство и душевную красоту Виолетты, ее превосходство не только над той легкомысленной средой, которая ее окружает, но и над добродетельным представителем светского общества - отцом Альфреда. Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, беспощадное осуждение лицемерной буржуазной морали, показ на оперной сцене современной жизни - все это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы.

Если «я очень серьезно», это была песня, это было бы «О Фортуна». Это оригинальное обложка альбома. Мы не уверены, но похоже, что кто-то собирается заложить. Если это звучит как средняя школа, эмо-поэзия, потому что это абсолютно волнует. Последняя строка: «Все плачут со мной!».

Гипердраматическая «О Фортуна» - это просто полная песня, которая обременена любопытным стихотворением, написанным каким-то средневековым учеником. Тексты песен касаются азартных игр и неудачи и потери вашей рубашки. И все это устроено и собрано действительно странным немецким, который хотел праздновать «триумф человеческого духа через сексуальный и холистический баланс». И зайдите, чтобы увидеть щенков, играющих в «О Фортуну».

Однако Верди твердо верил, что «Травиата» добьется признания. Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех. Для этой постановки Верди согласился убрать современные костюмы: действие было перенесено в более отдаленную эпоху, на полтора столетия назад (вскоре, однако, он восстановил современную обстановку драмы). Спустя некоторое время «Травиата» стала одной из самых знаменитых опер в репертуаре мирового музыкального театра. Дюма, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».

И не забывайте следить за нами. Монастырская средняя школа и класс фортепиано в детской музыкальной школе. Петрок направил пьесы. Кристофера, дирижер Йонас Алекса. На пятую годовщину восстановления независимости Литовской Республики торжественный прием - концерт в мэрии. Театр «Вайдила» Балтийский молодежный оркестр Э. Первые литовские книги за 450 лет. Празднование юбилея - концерт в театре оперы и балета.

На этой неделе в музыкальном и художественном читальном зале мы предлагаем одну из наших старых коллекций книг Мика Петраускаса «Орел Королевы травы». Шестию опера. Скакки «похищение Елены», «Андромеда», «Обрезанный Киркэ». Петраускаса, созданного музыкальными энтузиастами. В музыкальном и художественном читальном зале у вас будет уникальная возможность познакомиться с этой замечательной публикацией. Мы приглашаем вас использовать следующие клавиатуры. Бруверис Дж. Литовский национальный театр оперы и балета.

Музыка

«Травиата» - одна из первых в мировой оперной литературе лирико-психологических опер - интимная драма сильных и глубоких чувств. Современный сюжет, простота и обыденность интриги позволили Верди создать подлинно реалистическое произведение, поражающее своей правдивостью, трогающее человечностью. В опере богато использованы ритмы и мелодии бытовой музыки - главным образом вальса, то веселого и грациозного, то драматичного и скорбного. Небольшая оркестровая прелюдия воссоздает печальный облик умирающей; широко струится светлая, мелодия любви.

Полис Дж. Литовские театры. Саука Л. Сказка «Орел королевы травы». Латышские варианты. Шимкус С. Поездка на лодке для себя. Выюте Ж. Елена Чиудакова. Вилькелиене А. Опера: история, театры, либретумы, солисты, композиторы. Элвис Херман и Юозас Статкевичюс на фестивале в Зальцбурге.

Автор попытался связать античную культуру с немецким романтизмом. По словам директора, его установка - фантастическая утопия, живая сказка без каких-либо политических или социальных кодов. Герман, костюм - литовский Юозас Статкевичюс. По словам режиссера, язык орнамента - это способность визуализировать музыку, не жертвуя ее магическим визуальным миром. Русской художнице Але Сигаловой было предложено создать хореографию.

В первом акте два раздела: первый рисует беспечный мир, в котором живет Виолетта, второй содержит ее лирическую характеристику. Радостный хор гостей вводит в атмосферу шумного празднества. Приподнятое настроение сохраняется и в ликующей застольной песне Альфреда «Высоко поднимем мы кубки веселья», подхватываемой хором, и в стремительном вальсе за сценой. Центральный эпизод дуэта - нежное признание Альфреда «В тот день счастливый», выразительная мелодия которого повторяется в опере неоднократно, приобретая значение темы любви. Дуэт заключается беззаботным хором гостей. В большой арии Виолетты напевная, задумчивая мелодия в духе медленного вальса «Не ты ли мне в тиши ночной» передает мечты о счастье, ей противостоит блестящая, расцвеченная колоратурами вторая часть арии «Быть свободной, быть беспечной», в которую вплетается музыкальная тема любви (ее повторяет за сценой Альфред).

Костюмы Юозаса Статкевичюса дали блеск празднованию Зальцбурга. Мы давно не видели такую ​​роскошь в сценах Зальцбургского фестиваля. Фольклорные гламурные, великолепные костюмы - просто костер. «Любовь датчанина» Ричарда Штрауса дала блеск празднованию, - сказал Зальцбургер Нахрихтен, популярный журнал, премьера которого состоялась после воскресенья в Большом Зале славы.

Он создал эти сотни костюмов для этой премьеры и привел несколько сотен художников. Кристалл рассчитывали в килограммах. Стеновая сцена с белой черепицей с пирамидой лестницы в Дании стала подиумом для театрального представления. Его очки варьируются от восточных украшений, деталей костюмов и аксессуаров, стилизованных гигантских три-полос и других украшений на голове от золотого блеска.

От безмятежного счастья к мучительным сомнениям и драматическому взрыву чувств развивается музыкальная драматургия второго акта. Ария Альфреда «Мир и покой в душе моей» окрашена в светлые, спокойные тона. Противоречивые настроения воплощены в развернутом дуэте Виолетты и Жермона - столкновении двух сильных характеров. В арии Жермона «Ты забыл край милый свой» благородная напевная мелодия очерчивает облик любящего и преданного отца.

«Мы использовали кристаллы Сваровски в одиночку, возможно, 30 килограммов и тонну ювелирных изделий», - сказал Дж. Разработчикам казалось, что он потребовал сюжет оперы, объединив два античных мифа - о золотом дождь, который Сионас стремился завоевать любовь Данеша и о царе посередине, превращая его в золото за все, что он касается.

Было что-то беспокоиться о создателе высокой моды, хотя он был почти 100 раз в оперном жанре. «Датская любовь» - специальность для Зальцбурга. Штраус создал его именно для фестиваля в Зальцбурге, в ознаменование его 80-летия. Штраус говорил свои исторические слова одновременно: «Господа, может быть, мы встретимся в лучшем мире». К сожалению, это было его прощание с этой сценой.

Третий акт* по характеру музыки перекликается с первым, но здесь беззаботному веселью гостей противопоставлен драматизм переживаний Виолетты. Маскарадные хоры цыганок и испанских матадоров оттеняют следующую за ними сцену карточной игры; на фоне мрачного звучания кларнетов выделяются скорбные, патетические фразы Виолетты. Возбужденное объяснение Виолетты с Альфредом вырастает в развернутую массовую сцену - кульминацию драмы; акт завершается драматичным октетом с хором.

Четвертый акт** резко контрастирует с предшествующим. Он открывается небольшим оркестровым вступлением, построенным на уже знакомой по увертюре музыкальном теме умирающей Виолетты. Отголоски этой печальной мелодии сопровождают разговор Виолетты со служанкой; светлым воспоминанием звучит у скрипок тема любви. Центральный эпизод акта - ария Виолетты «Простите вы навеки, о счастье мечтанья» - пронизан щемящей грустью расставания с жизнью. Одиночество Виолетты подчеркивается неожиданно врывающимся шумным карнавальным хором. Дуэт Виолетты и Альфреда передает взволнованные, трепетные чувства влюбленных: светлая, мечтательная мелодия «Край мы покинем, где так страдали» сменяется музыкой бурного отчаяния «Как страшно, горько смерти ждать». В центре финала - большой квинтет. Обращение Виолетты к Альфреду «Этот портрет, любимый мой» овеяно дыханием смерти - в оркестре звучат траурные аккорды; в последний раз у скрипок просветленно звучит мелодия любви.

* У Верди - вторая картина второго акта.
** У Верди - третий акт.

М. Друскин

Затянувшаяся работа над «Трубадуром » не помешала Верди одновременно создавать другую оперу - «Травиату» (1853). После изображения больших народных движений композитор обращается к сугубо психологической, семейно-бытовой драме. Верди познакомился с пьесой А. Дюма-сына «Дама с камелиями» в Париже в конце 1852 года. Пьеса привлекла его жизненностью содержания, остротой постановки вопроса о лицемерии буржуазной морали. Впервые в истории оперного театра XIX века Верди обращается к воплощению столь современного сюжета, говорящего о печальной участи женщины, задавленной гнетом социального неравенства (traviata означает по-итальянски «падшая женщина»). Неудивительно, что премьера оперы провалилась. (Отчасти в этом повинны и певцы: хрипота тенора, исполнителя роли Альфреда, смехотворная полнота исполнительницы - гибнущей от чахотки Виолетты, неудачный Жермон, наряду с необычным современным парижским одеянием актеров, - все это в немалой степени способствовало провалу премьеры.) Успех к ней пришел примерно год спустя. С 1855 года началось триумфальное шествие «Травиаты» по сценам европейских театров (в Петербурге опера поставлена впервые в 1856 году). (Верди дал новую редакцию оперы, обострив в ней действие. Значительным изменениям подвергся II акт (заново разработана сцена и дуэт Жермона и Виолетты, написана ария Жермона и т. п.). На первых порах Верди пошел на компромисс, отодвинув время действия в XVIII век, но вскоре вернулся к первоначальному замыслу.)

Психологической глубиной характеристики отмечена музыка оперы. Новизна темы вызвала новаторский подход к использованию ресурсов музыкальной драматургии. В отличие от «броского мазка», свойственного партитуре «Трубадура», Верди в «Травиате» стремится к тончайшей передаче оттенков душевных состояний и мотивировок действия, что вызывает большее использование принципов сквозного развития. Прямое обращение к современной теме, простота, обыденность сюжета выдвинули новые задачи перед, исполнителями.

Вокальная партия Виолетты насыщена таким разнообразием выразительности, которое еще не было знакомо итальянской опере. Здесь совершенствуются далее декламационно-напевные принципы, мастерски примененные Верди в обрисовке Риголетто. Следующие отрывки могут служить примером богатства использования различных приемов пения (parlando, portamento, staccato, паузы, распевные фразы и пр.):


В вокальной партии Виолетты выделяются две темы, приобретающие значение лейтмотивов ее любви к Альфреду:


По характеру они близки друг другу. Первая тема трижды звучит в I акте: сначала в сцене любовного признания на балу (F-dur), затем как воспоминание в устах Виолетты (в той же тональности) и, наконец, как издалека звучащая песня Альфреда (в более высокой тесситуре - As-dur). Эта же тема дважды интонируется скрипкой в финале (в Ges-dur и перед смертью Виолетты, повышаясь,- в A-dur, в высоком регистре при нежнейшем, тихом звучании). Вторая тема сначала проводится в оркестровой прелюдии (E-dur), а потом в 1-й картине II акта, в сцене прощания Виолетты с Альфредом (вновь повышаясь в тесситуре - F-dur) (При проведении лейтмотивов Верди не варьирует характер тематизма, но изменяет колорит и фактуру сопровождения. Это обычный для него прием.) .

Поэтичный портрет Виолетты дан в оркестровой прелюдии. Она начинается с музыки, которая предвещает близкую гибель героини, и сменяется второй любовной темой, звучащей страстно и ярко. Образы смерти и жизни здесь резко противопоставлены. Вступительная прелюдия перекликается с симфоническим антрактом к финалу оперы. Тот же отрывок, что звучал в начале прелюдии, открывает этот антракт, но в более высоком, напряженном регистре (c-moll вместо h-moll). Засурдиненные скрипки divisi, блуждающие гармонии создают необычный, волнующий колорит. Но из антракта исключена тема жизни - его музыка полна горестных вздохов, стенаний, предчувствий скорой кончины. Так протягивается арка от начала оперы к ее концу:



Целеустремленность развития подчеркнута также тональным планом. Опере присущ «бемольный» колорит. Музыка, характеризующая Виолетту и Альфреда, выдержана преимущественно в тональностях F-dur - f-moll, Des-dur - des-moll, As-dur, Es-dur, B-dur. «Спектром» любовных чувств окрашены и застольная песня, и вальс 1-й картины. В основную тональную сферу вовлечен и Жермон. Большинство же нейтральных к драме сцен дано в «диезных» тональностях. Из указанного спектра выпадают и те высказывания героев, в которых они изменяют своей любви (например, обе кабалетты Альфреда во II акте, где выражено чувство гнева, или финальная ария a-moll - прощание с жизнью Виолетты).

Цельность выражения достигается и благодаря различным тематически-образным перекличкам, к которым Верди охотно прибегает. Помимо лейтмотивов, укажем еще на один пример: музыка вальса из I акта сродни музыке, сопровождающей сцену карточной игры на балу у Флоры:


Но в корне различен характер этих отрывков - вальс подчеркивает радость зарождающейся любви, сцена карточной игры подготавливает роковую ссору.

Главное, что придает такое единство выражения всей опере,- это опора на современные бытовые жанры как средство музыкальной характеристики. Причем этим средством обрисована не только обстановка действия, но и мир чувств героев. Обратившись к близкому современности сюжету, Верди шире, чем в других своих сочинениях, использовал выразительную сферу вальса, выявляя в ней психологические оттенки содержания. Яркий образец вальса запечатлен в застольной песне Альфреда. Любопытно сравнить эту мелодию с застольной песней из оперы «Макбет» - насколько свободнее и шире стало мелодическое дыхание музыки Верди!

Разностороннее использование бытовых жанров - основа демократизма музыкального языка Верди. Он прибегает в этом отношении к многообразным приемам. Например, в особо драматических местах применены остро пунктирные маршевые ритмы, напоминающие характер похоронных шествий:


Вместе с тем лирико-драматическая направленность оперы определила возросшее значение свободных ариозных форм и диалогических сцен. Так, ария Виолетты в I акте или арии Альфреда и Жермона во II акте по формальному строению двучастны, но благодаря гибкости переходов скорее приближаются к сценам-монологам. Замечательный образец диалогической сцены, воплощающей драматичное содержание беседы,- дуэт Жермона и Виолетты из II акта. Подобные сцены представляют собой своеобразные духовные поединки, в развитии которых морально побеждает один из их участников (ср. дуэт Амнерис и Аиды). Это имеет место и здесь: в дуэте Жермона и Виолетты три основных раздела (их тональные грани: As-dur, c-moll - Es-dur, g-moll - B-dur), в среднем из них наступает решающий перелом (Жермон: «Плачьте, о бедная!»).