Полное имя бианки писателя. Конспект занятия с использованием презентации «Детям о Виталии Бианки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ О жизни и творчестве писателя

БИАНКИ В.В. (1894–1959) Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. Дом в Бийске, в котором Бианки жил в 1921--1922 годах. В этом доме написал свою "Лесную Газету" Виталий Бианки.

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного».

Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Читайте книги детских писателей о природе!

Презентацию подготовила Гугнина юлия станиславовна учитель начальных классов мбоу сош № 64 г. новосибирска Текст читайте на сайте http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Урок по литературному чтению в 1 классе. В.В. Бианки. Первая охота.

На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством В.В. Бианки, расширят знания о природе, о взаимосвязи человека и природы....

Урок литературного чтения в 1 классе "В.В.Бианки "Первая охота"

Урок литературного чтения в 1 классеУМК «Школа России»Ершова Марина Владимировнаучитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Великие Луки Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота"Цель:Формирова...

Виталий Валентинович Бианки

Фото с сайта bvi.rusf.ru

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894-10.06.1959), детский писатель. Сын ученого-биолога. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета. Литературную работу начал в 1923. В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы, накопил огромный запас наблюдений. В первых же книгах Бианки природа, ее живой мир становятся главными героями писателя. Звери, птицы, насекомые в его повестях и рассказах приобретают свои «характеры». Увлекательные книги Бианки раскрывают перед детьми волшебный поэтический и в то же время реальный мир природы, учат проникать в ее тайны. Плодом богатых наблюдений над природой явилась «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928).

Многократно переиздававшаяся и дополнявшаяся, она превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. Бианки - тонкий и своеобразный мастер слова. Язык его книг - легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе - обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы.

Бианки считал родственным своей художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нем свойства того же «мифотворчества», что и в игре детей. В народной творческой стихии художник видел опору собственным исканиям и распространял это суждение на литературное творчество вообще: «писатель - дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения, мироопределения - народной веры, мифотворчества своего народа» (из письма в редакцию, сопровождавшего рукопись сказки-календаря, 1944).

Бианки не только усвоил, но и развил фольклорные традиции. В жанрах сказки и близких ей несказочных историй: бывальщины, охотничьего рассказа, рассказа о бытовых случаях - он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поет?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Хвосты», «Теремок», «Как Муравьишка домой спешил», «Мишка-Башка», «Мастера без топора», «Кукушонок» и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Бианки Виталий Валентинович - прозаик.

Родился в семье известного ученого-орнитолога, окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, на всю жизнь связав свою судьбу с биологией и пропагандой естественно-научных знаний. Участвовал во многих путешествиях, научных экспедициях; изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. Он стал одним из тех «бывалых людей», которых привлекал к работе в детской литературе С.Я.Маршак, сотрудничал в знаменитых ленинградских журналах «Чиж» и «Еж».

С 1923 Бианки входит в литературу как профессиональный детский писатель-натуралист, заполняя по существу пустующую нишу. Многое сближает в те годы Бианки с Пришвиным, прежде всего стремление воспитать в ребенке чувство сопричастности ко всему живому на земле. Однако в творческой манере Бианки сразу же проявляется и самостоятельность: если для Пришвина важно субъективное восприятие природы, ее философское осмысление, то для Бианки эталоном художественной правды являются точность и объективность создаваемой картины, ее научное содержание (знания биолога, натуралиста диктовали правила художнику).

Наибольшей известностью пользуется книга Бианки «Лесная газета на каждый год», которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей. Ее история начинается с 1924, когда она открылась как раздел журнала «Воробей» (в дальнейшем - «Новый Робинзон»), первое отдельное издание состоялось в 1928. Затем «Лесная газета» постоянно пополнялась новыми материалами, менялась ее география, росло население, расширялся круг научных и воспитательных проблем (только при жизни писателя книга выдержала 9 отдельных изданий). Популярность объяснялась не только новизной и обильностью материала, но и открытой Бианки новой формой научно-художественного произведения, подлинной энциклопедией русской природы. Материал подбирался, как в настоящей газете, были здесь и очерки, статьи, и короткие заметки, письма, рисунки читателей, и загадки. Вместе с тем это «газета», которая не стареет, а продолжает жизнь, приноровившись к сезонным сменам года; это книга-игра, где читатель вовлечен в систему непрерывных наблюдений в практические дела, получает полезные советы, информацию о научных исследованиях и открытиях; это, наконец, единое художественное произведение, части которого связаны общими героями (охотник Сысой Сысоич, юннат Кит Великанов).

Любимый жанр Бианки - жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,- ежик («Лесной колобок - колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.

Уже в небольших сказках заметно стремление Бианки к большей конкретности и психологической четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и переход к более крупным формам - сказочной повести, например робинзонада «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место занимают психологические рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Рассказы для детей старшего возраста вошли в сб. «Нечаянные встречи», состоящий из нескольких циклов («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). В статье «Воспитание радостью» Бианки писал: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребенок прежде всего почувствует друга» (Жизнь и творчество Виталия Бианки. С.191). Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.

Идеологические гонения сказались и на судьбе Бианки, высланного в 1930-е в г.Уральск, позже - в Новгородскую обл. Там им были написаны книги для взрослых, путевые впечатления легли в основу книги «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), тогда же закончена повесть «Одинец» (1933).

Писатель-анималист, Бианки выступил как организатор целого направления в литературе, успешно развивающегося и сегодня. В создании «Лесной газеты» принимали участие Н.Сладков, Н.Павлова, художник-иллюстратор и писатель Е.Чарушин; в направлении, сформировавшемся благодаря творческим усилиям Бианки, развивалось творчество Г.Скребицкого, П.Мариковского, С.Сахарнова и др.

А.А.Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 212-214.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Лесные были и небывальщины. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Лесная газета на каждый год. 10-е изд. Л., 1961.

Лесные были и небылицы. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Отчего я пишу про лес. Вслух про себя. М., 1975. Кн.1;

Кто чем поет? [Для детей]. СПб., 1996.

Литература:

Щеглов М. Перо вальдшнепа // Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1958;

Гроденский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. 2-е изд. М., 1966;

Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л., 1967;

Воеводин Вс. Человек стройного мира (о В.В.Бианки) // О литературе для детей. Л., 1967. Вып.12. С.167-196;

Виталий Бианки в Прикамье: К 100-летию со дня рождения писателя: [сб.]. Оса, 1993.

Бианки Виталий Валентинович (1894-1959), русский писатель.

Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке - водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…. Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык - язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса.

Бианки Виталий Валентинович

В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок», о которых он писал: «Они лежали мертвым грузом у меня на душе. В них - как в Зоологическом музее - было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить». Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927).

Первый опубликованный детский рассказ Бианки - Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

В статье Об антропоморфизме (1951) писатель отвергал определение себя как писателя-антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).

Бианки много путешествовал - маршруты проходили по Центральной России, Северу. В 1926-1929 жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца писатель не призывался в армию, был в эвакуации на Урале, по окончании войны вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом.

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель - дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».

Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

(1894-1959) русский писатель

Вот уже несколько поколений взрослых и детей благодаря книгам Виталия Бианки знакомятся с удивительно многоголосым и многокрасочным миром природы. Можно сказать, что Бианки создал не только литературный жанр, но и целое литературное направление, а по сути, собственную литературу, героями которой стали Жаворонки и Летучие Мыши, Коты и Медведи, Волки и Киты.

Интерес к природе Бианки унаследовал от своего отца, известного ученого-орнитолога, всю жизнь проработавшего в зоологическом музее Академии наук. С раннего детства Виталий помогал отцу зимой обрабатывать коллекции, а летом они вместе отправлялись в экспедиции или наблюдали за жизнью птиц и животных у себя на даче, расположенной на берегу Финского залива. Как позже писал сам Бианки, «отец каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени-отчеству».

Поэтому, когда Виталий заканчивал гимназию, у него не было проблем с решением вопроса, чем заниматься дальше. В 1915 году он поступил на естественное отделение Петербургского университета. Однако закончить учебу ему не удалось: он был мобилизован в армию. А после Октябрьской революции уже не вернулся в родной город и жил на Алтае в Бийске, где работал учителем в школе, а также научным сотрудником в местном краеведческом музее.

В Бийске Бианки попробовал свои силы в литературе и напечатал в местной газете свои первые рассказы и стихи о природе. В 1920 году он женился на преподавательнице французского языка Вере Николаевне Клюжевой, а через два года вместе с семьей перебрался к себе на родину, в Петербург.

Как раз в это время он познакомился с поэтом Самуилом Маршаком. Он и привел Виталия Бианки в кружок детских писателей, которым в то время руководила О. Капица. Членами и гостями этого кружка были совсем молодые, но уже известные начинающие писатели: И. Ильин, Б. Житков, Л. Пантелеев, Е. Шварц, К. Чуковский и др.

В 1923 году члены кружка начали издавать первый советский детский журнал «Воробей». В нем Бианки и напечатал свою первую сказку - «Путешествие красноголового воробья». За ней последовала целая серия детских книг, которые принесли писателю известность: «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Лесные домишки». Все эти книги давно уже стали классикой, и их с удовольствием читают и взрослые, и дети.

А в 1928 году выходит первое издание новой книги Виталия Бианки - «Лесная газета». Эта книга сразу же обрела множество поклонников. И для писателя она была не только самой любимой, но и самой главной в его жизни. Потому что это были не обычные рассказы о природе, а научно-художественное произведение для детей.

Писатель показал в книге, как меняется природа в разные времена года, и то, что в ней происходит весной, летом, осенью и зимой, - это не какие-то отдельные и не связанные между собой события, а непрерывный процесс, который повторяется из года в год. Впоследствии Бианки неоднократно перерабатывал и расширял «Лесную газету», подготовив незадолго до смерти ее десятое издание.

В 1930 году он вместе с художником В. Курдовым отправляется на север Восточной Сибири. Собранные во время поездки материалы стали основой книги «Конец земли».

А через пять лет, в 1935 году, писателя отправляют в ссылку, неизвестно за какие преступления. Виталий Валентинович попадает в Уральск. Однако и в ссылке он продолжает наблюдать за природой и писать книги. Только через год ему удается добиться перевода в Новгород. Тогда же из печати выходят его новые повести: «Одинец» и «Аскыр». Они были посвящены животным - лосю и шакалу. К счастью, у писателя оставалось много друзей и поклонников. Они не побоялись хлопотать за него, и в 1937 году ему наконец разрешили вернуться в Ленинград.

Зиму он обычно проводил с семьей в городе, а каждое лето они вместе выезжали в деревню, где писателя уже с нетерпением ждали деревенские друзья из детского клуба юных натуралистов. К ним добавлялись юные дачники, которые тоже хотели побольше узнать о природе, приезжали юннаты из города. Виталий Валентинович рассказывал им о повадках животных, о птицах и растениях, они вместе ходили на экскурсии в лес и в поле, наблюдали скрытую жизнь природы. И на основе этих бесед и наблюдений Бианки написал свою следующую книгу «Круг Колумбов».

Начало войны застало его в деревне: из-за болезни сердца писателя не призвали в армию. В 1942 году он уезжает в эвакуацию на Урал и поселяется неподалеку от Перми в маленьком городке Оса. Бианки и здесь продолжает активную работу: выступает в эвакуированных детских домах, работает в краеведческом музее, пишет новые рассказы. Писатель считал, что «человек не может жить одними мыслями о войне, надо жить мыслями о будущем».

После войны он снова возвращается в Ленинград. Постепенно налаживается привычный рабочий ритм: летом в деревне, зимой в городе. Писатель полон новых замыслов и планов. Однако больное сердце начинает сдавать: в 1948 году у Бианки случается первый инфаркт. Но, едва поправившись, он продолжает работать. Много сил и времени отдает Бианки начинающим писателям, помогает им советами, читает их первые произведения. Среди его учеников были С. Сахарнов, Н. Сладкое, Э. Шим.

Вместе с ними Бианки по материалам «Лесной газеты» организует радиопередачу «Вести из леса», которая в течение многих лет передавалась по ленинградскому радио.

Однако здоровье писателя продолжает ухудшаться. В 1951 году у Виталия Валентиновича случился инсульт, после чего ему стало трудно передвигаться. Но больше всего его огорчало то, что теперь он уже не мог пойти в лес или в поле, посидеть там и пообщаться с природой. Теперь ему оставалось только одно - сидеть за столом и писать, что он и делал с радостью: ведь писал он о том, что любил больше всего на свете, - о природе. В это время Виталий Валентинович составил антологию детских сказок и рассказов «Лесные были и небылицы».

Последней книгой писателя стал цикл рассказов, объединенных общим названием «Птицы мира». Но выхода ее он уже не дождался. Виталий Валентинович Бианки умер летом, 10 июня 1959 года, в то время, которое он обычно проводил в деревне, на природе.

(1959-06-10 ) (65 лет) Место смерти: Гражданство:

Российская империя , СССР

Род деятельности:

детский писатель

Язык произведений: Произведения на сайте Lib.ru

Вита́лий Валенти́нович Биа́нки (30 января (11 февраля) (18940211 ) , Санкт-Петербург , Российская империя - 10 июня , Ленинград , СССР) - русский писатель , автор многих произведений для детей.

Биография

Поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета .

В молодости играл в футбольных командах Санкт-Петербурга в играх чемпионата города . Выступал за клубы «Петровский» (1911 год), «Нева» (1912), «Унитас » (1913-1915, 1916 весна). Обладатель Весеннего кубка Санкт-Петербурга 1913 года.

В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе , Екатеринбурге , затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске .

Некоторые произведения для детей

  • Анюткина утка
  • Водяной конь
  • Где раки зимуют
  • Глаза и уши
  • Зеленый пруд
  • Как муравьишка домой спешил
  • Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
  • Красная горка
  • Кто чем поёт?
  • Кузяр-бурундук и Инойка-медведь
  • Кукушонок
  • Лесные домишки
  • Лесные разведчики
  • Мышонок Пик
  • Небесный слон
  • Первая охота
  • Росянка - комариная смерть
  • Рыбий дом
  • Снежная книга
  • Теремок
  • Терентий-тетерев
  • Хвосты
  • Чей нос лучше?
  • Чьи это ноги?

Сочинения

  • Лесные были и небылицы. Л., 1957;
  • Повести и рассказы, Л., 1959;
  • Рассказы и сказки, Л., 1960;
  • Лесная газета на каждый год (1928)
  • Морской чертёнок

Литература

  • Гроденский Г., Виталий Бианки, М.- Л., 1954;
  • Жизнь и творчество В. Бианки. [Статьи, воспоминания, публикации, письма], Л., 1967.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

  • В. Пономарёва. За что Советская власть преследовала детского писателя Виталия Бианки?

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 11 февраля
  • Родившиеся в 1894 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 10 июня
  • Умершие в 1959 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Виталий Бианки
  • Репрессированные в СССР
  • Детские писатели по алфавиту
  • Детские писатели СССР
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Писатели-натуралисты
  • Писатели СССР
  • Выпускники физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета
  • Персоналии:Бийск
  • Похороненные на Богословском кладбище
  • Эсеры
  • Сказочники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бианки, Виталий Валентинович" в других словарях:

    Русский советский писатель. Учился на естественном отделении физико математического факультета Петроградского университета. Литературную работу начал в 1923. Писал для детей. Увлекательные… … Большая советская энциклопедия

    - (1894 1959) русский писатель. Книги для детей о жизни природы: Лесная газета на каждый год (1928), Лесные были и небылицы (1957) … Большой Энциклопедический словарь

    Бианки, Виталий Валентинович - БИАНКИ Виталий Валентинович (1894 1959), русский писатель. Книги для детей о жизни природы: Лесная газета на каждый год (1928), Лесные были и небылицы (1957). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1894 1959), русский писатель. Книги для детей о жизни природы: «Лесная газета на каждый год» (1928), «Лесные были и небылицы» (1957), «Клуб Колумбов» (1959) и др. * * * БИАНКИ Виталий Валентинович БИАНКИ Виталий Валентинович (1894 1959), русский … Энциклопедический словарь

    Виднейший писатель анималист в современной советской литературе для детей. Род. в Петербурге, был слушателем физико математического факультета Петербургского университета. Б. разрабатывает для детей, даже младшего возраста,… … Большая биографическая энциклопедия

    Виталий Валентинович Бианки (11 февраля 1894, Бийск 10 июня 1959, Ленинград) известный русский писатель, автор многих произведений для детей. Содержание 1 Биография 2 Петроград Ленинград … Википедия