Виды карандашей: графитовые, металлические, механические.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 г..НОВОАЛТАЙСКА»

Исследовательская работа

Тема : «Почему карандаши оставляют разный след?»

Работу выполнил : Куксин Виталя

ученик 5 б класса

МОУ «СОШ №19

г.Новоалтайска

Руководитель : Чахоткина

Галина

Петровна

учитель начальных классов

МОУ « СОШ № 19

г.Новоалтайска

2008 ГОД

I . Введение.

II . Основная часть.

1 .Теоретическая часть .

1.1 История возникновения карандаша.

1.2.Сходство карандашей (грифельных и цветных).

1.3.Различия карандашей (грифельных и цветных).

1.4.Деление карандашей на школьные и цветные.

1.5.Условные знаки на грифельных карандашах.

2. Экспериментальная часть.

2.1. Эксперимент по определению наличия жира в карандашах.

2.2. Выбор карандаша при покупке (мнение продавца).

2.5. Памятка « Как правильно выбрать карандаш».

III . Вывод.

IV . Заключение.

V .Список используемой литературы.

VI . Приложение.

Введение

Каждый ребёнок любит с детства рисовать карандашами. Как это прекрасно, когда на листе бумаги появляются то, что можно изобразить своими руками.

Но всегда ли карандаши являются тем помощником, который только помогает.

Всегда ли мы довольны тем, как они рисуют, чертят, штрихуют? Очень много раз я не был доволен тем, что получалось и поэтому у меня возник интерес к тому, чтобы узнать, почему карандаши оставляют не всегда тот след, который мне нужен.

Актуальность : Тема очень актуальна, так как при всём

многообразии карандашей очень часто сложно

выбрать те, которые соответствуют по качеству и

поэтому приходится затрачивать дополнительные

средства на их покупку.

Проблема : Как правильно научиться выбирать карандаши, которые

можно использовать для разного вида работы?

Цель: 1. Выяснить, существует ли взаимосвязь оставляемого следа карандаша

на бумаге от его состава?

2. Выяснить, есть ли способ по которому можно выбрать подходящий

карандаш, если он не подстроган.

3. Составить памятку:

Задачи:

    Узнать, из чего состоят карандаши

Гипотеза : Может карандаши оставляют разный след на бумаге из-за разного

состава его стержня?

Основная часть .

1. Теоретическая часть

1.1 . Из истории

Впервые появился примерно 190 лет назад.

В переводе с тюркского: кара – чёрный

даш – камень.

1.2. Сходство карандашей (цветных и грифельных).

    Технология производства

    Экологическая чистота

    Обозначения на карандашах

    Точилка – канцелярский нож

    2/3 при заточке уходят в отходы

1.3. Различия карандашей (цветных и грифельных).

Карандаши делятся на

грифельные цветные
Продажи : 30% 70%
Производство : (обжигают) (пигмент)

Цветные карандаши существуют почти так же давно, как и простые графитные. Процесс их производства с точки зрения технологии в общих чертах схож. О нем нам рассказали специалисты чешской фабрики Koh-I-Noor Hardtmuth, «Сибирской карандашной фабрики» (Томск) и немецкого завода Staedtler. Основной материал, которым, как правило, является каолин (белая глина), смешивается с пигментами, водой и вяжущим веществом, при необходимости – и со специальными жировыми добавками. Разные производители в карандашах различного качества используют также красители, воск, связывающие вещества на основе целлюлозы, натуральные наполнители (каолин, тальк). В простой карандаш не добавляют пигмент, так как пигмент используется для того, чтобы карандаш оставлял цветной след, а при производстве простого карандаша требуется обжиг грифеля, что приводит к сгоранию пигмента.

Вывод : след зависит от добавления в состав карандашей каолина (белой

глины) воды, вяжущего вещества талька, разного количества жира

при производстве грифельных карандашей и

пигмента при производстве цветных карандашей.

1.4. Деление карандашей на школьные и

художественные их сходство и различие.

Художественные (главные пользователи художники).

Школьные (пользователи (маленькие дети, школьники).

Различия между художественными и школьными карандашами

Художественные

Школьные

Древесина

Кедр

Липа, сосна

Состав

Сильный пигмент

Слабый пигмент

Клей

Высококачественный

Низкокачественный

Упаковка

Жестяные и деревянные коробки

Картонные коробки

Потре

бители

Художники

Дети, школьники

Цветовая гамма

60-120 цветов и оттенков

36 цветов и оттенков

Цена

Дорогие

Дешевле

Вывод: след от оставляемого карандаша зависит от его качества материалов,

которые применялись при их изготовлении.

1.5. Условные знаки на грифельных карандашах.

Если на карандаше стоят знаки:

М — карандаш мягкий

— в 2 раза мягче

Т – карандаш твёрдый

– в 2 раза твёрже

ТМ – твёрдо-мягкий

НВ –карандаш для художественых работ высокого качества

Вывод : разное обозначение зависит от количества жира

добавленного в графит при изготовлении карандашей.

2 . Экспериментальная часть

2.1 Эксперимент по определению наличия жира в графите.

Цель: Подтвердить или опровергнуть, что след оставляемого карандаша

зависит от содержания жира в грифеле.

Чтобы подтвердить или опровергнуть, что грифельный карандаш оставляет разный след из-за различного количества жира, добавленного в карандаш, мною был проведён эксперимент.

Условия эксперимента : Были взяты кусочки шёлковой ткани, грифельные стержни из карандашей с разными обозначениями на корпусе карандаша.

В течении 1 минуты, по очереди, стержни протирали тканью. После этого кусочки ткани были постираны обычным стиральным порошком и разглажены утюгом.

В результате этого эксперимента я пришёл к следующему выводу мне удалось увидеть следующее: лучше всего след на ткани оставляли те грифельные стержни, у которых по условным знакам на корпусе карандаша были обозначения М, 2М. После стирки на ткани остались жирные пятна и особенно они были чётко видны после использования стержней с обозначением М,2М .

Вывод: в результате эксперимента мне удалось подтвердить, что разный след

грифельные карандаши оставляют из-за разного содержания жира.

2.2. Выбор карандашей при покупке (мнение продавца).

Беседа с продавцом

Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при покупке?

Из беседы с продавцоммагазина канцелярских товаров я узнал, что чаще всего при покупке карандашей происходит люди смотрят на красивую упаковку в которой находятся карандаши или по их яркой окраске не задумываясь о том, какого они качества или для какого вида изобразительного творчества они нужны.

Вывод : выбор карандаша происходит по художественному

оформлению.

2.3. Выбор карандаша при покупке (мнение учащихся).

Анкетирование учащихся

Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при

покупке?

В целях выяснения способа выбора карандашей, мною было проведено анкетирование учеников начальной школы № 19 г. Новоалтайска.

Учащимся было предложено ответить на вопросы, по которым можно было бы судить, как дети выбирают карандаши для своего использования.

В результате проведённого анкетирования мне удалось выяснить, что выбор карандашей происходит главным образом по цене, по необычной форме, размеру, красоте.

Результаты анкетирования:

Из анкет 189 учеников начальной школы № 19, которые были мной опрошены (выбор карандаша при покупке) результат распределился следующим образом:

    По красоте -15

    По форме -30

    По размеру -18

    По цене -33

    По совету продавца -24

    По условным знакам -21

    По упаковке -27

    По качеству письма -21

Вывод : выбор карандашей чаще всего происходит по цене , необычной

Форме и красочной упаковке , следовательно, выбор происходит

необдуманно.

2.4. Выбор карандаша для разного вида работы.

Эксперимент среди учащихся 4б класса начальной школы

Цель : выяснить, знаком ли учащимся способ, по которому можно

правильно выбирать карандаш в зависимости от вида работы?

Мною был проведён эксперимент среди учеников 4б класса.

Детям было предложено дорисовать и раскрасть картинку.

Для работы были даны карандаши из разных упаковок

В результате эксперимента, мне удалось заметить, что много есть учащиеся, которые при работе с карандашами не обращают внимание на условные знаки на корпусе карандаша и используют их методом перебора, если он не подходит для данного вида работы.

Вывод : использование карандашей при рисовании происходит в

зависимости оттого что нужно рисовать — методом перебора, а это

значит, что не все дети умеют использовать условные знаки,

которые нанесены на корпус карандаша..

2.5. Памятка: «Как правильно выбрать карандаш?»

корпусе:

Т

М

ТМ —

НВ

СО L О R

ВЫВОД

В результате проведённой исследовательской работы я выяснил, что

1. Существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша

на бумаге от его состава?

2. Что есть способ, по которому можно выбрать подходящий

карандаш для работы, если он не подстроган.

3. Составить памятку:

«Как правильно выбрать карандаш?»

Моя гипотеза о том, что существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша от его состава подтвердилась .

Заключение

В результат исследовательской работы, я выяснил:

    Из чего состоят карандаши

    Для чего на карандаши ставят буквенные обозначения и что они обозначают

    Разработать памятку, как научиться выбирать карандаши и

Список литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: М., 4-е

издание, дополненное, с. 265.

2. Информационная служба канцелярского рынка. Цветные

карандаши [Электронный ресурс].Режим доступа:

http :// www . delo st . ri / index . nhp 17.04. 2008

Приложение

Анкета для учащихся

«Выбор карандаша при покупке»

При покупке карандашей вы обращаете внимание на:

    красоту —

    форму-

    размер —

    цену —

    совет продавца —

    условные знаки —

    упаковку —

    качество рисования —

Памятка

(как правильно выбирать карандаши )

1. Подумай, для чего нужен карандаш

(чертить, рисовать, штриховать).

2. Для работы выбери карандаш с подходящим значком на

корпусе:

Т – твёрдый (след маловидимый)

М – мягкий (след хорошо видно)

ТМ — твёрдо-мягкий (след зависит от нажима)

НВ — для худ. работ высокого качества,

СО L О R — для фонового оформления (след размытый)

3. Выясни у продавца какие карандаши больше всего покупаемы и попроси

разрешения, если это возможно, попробовать как они рисуют.

Наверняка знаком карандаш, который в смоченном виде писал фиолетовым цветом и никак не желал стираться. Хотя общеупотребительное название такого карандаша - химический, его верное название - копировальный, поскольку изначально он применялся именно для копирования документов.

Химический карандаш: фото, состав

Среди компонентов грифеля химического карандаша присутствуют графит, глина, анилиновые краски (красители эозин, родамин, аурамин) и связующие вещества. В зависимости от процентного содержания связующих веществ различаются показатели твердости/мягкости карандашей. Точные пропорции компонентов варьируются от производителя к производителю.

Давно используемый химический карандаш можно отличить от обычного по синевато-фиолетовому цвету древесины у острия.

Принцип работы

В сухом виде химический карандаш пишет серебристо-серым оттенком, как всем привычный простой карандаш. И на вид их практически не отличить. Но стоит намочить надпись или сам карандаш, как оставляемый им след приобретает характерный фиолетовый цвет. В большей или меньшей степени грифель растворяется многими жидкостями, но лучше всего водой, на втором месте следует спирт.

Для смачивания стержня в некоторых карандашах делается даже небольшой и обычно резиновый резервуар с жидкостью. Вода вытекает из него самотеком либо при нажатии пальцем.

В отличие от обычных карандашей, на концах копировальных никогда не встретить резинок. Причина этому проста - следы его не стираются, потому что красители проникают глубоко в структуру волокон бумаги.

Помимо бумаги, химический карандаш позволяет оставлять отметки на таких поверхностях, где обычный не пишет - стекло, керамика, металл, влажная древесина и т. д. В связи с этим он был очень популярен в почтовой службе для надписей на посылках.

Для чего нужен химический карандаш?

Изначально основной сферой применения этого вида карандашей было копирование документов, с чем не справлялись существовавшие тогда другие канцелярские принадлежности. Перьевая ручка не оставляла на экземплярах-копиях заметных следов, а грифель обычного карандаша хоть и мог продавить несколько слоев бумаги, но при этом рвал ее, а кроме того, легко стирался.

Бумага, которую впоследствии требовалось скопировать, заполнялась карандашом, затем смачивалась водой и с помощью пресса прижималась к чистому листку бумаги. Получался зеркальный отпечаток, который мог читаться либо через зеркало, либо с оборотной стороны листа, поднесенного к яркому источнику света.

Когда были изобретены и стали набирать популярность еще более удобные для письма шариковые ручки, для копирования стала применяться копировальная бумага, а впоследствии и электронные устройства, производство и применение химических карандашей значительно уменьшилось.

Использование в наши дни

Сейчас химические карандаши не имеют былой популярности, хотя еще выпускаются. Однако они остались в применении в узких профессиональных сферах, где за все это время подходящей замены им так и не появилось, к примеру, при работе с древесиной (в т. ч. при постройке срубов). Обычный карандаш не способен оставить следов на намокшей древесине, а химический с этим отлично справляется. Также этот вид карандашей применяется в стоматологическом протезировании для пометок на протезах и их подгонки.

Поскольку такой карандаш может писать тогда, когда обычные ручки писать отказываются - в жару или сильный холод, он незаменим в походных условиях.

Химические карандаши можно найти в некоторых канцелярских магазинах, приобрести в интернете, а также в специализированных магазинах для художников.

По сходному принципу «работают» акварельные карандаши, имеющие внутри спрессованную акварель. В сухом виде они рисуют также как любые другие, а при смачивании штриховка становится менее заметной, а цвет приобретает большую яркость и насыщенность.

Нестандартные способы применения

Нередко рекомендуется использовать химический карандаш для проверки меда. Для этого небольшое количество меда зачерпывается ложкой, наносится на бумагу или ладонь. Далее следует попробовать провести линию по поверхности или просто опустить карандаш в мед, и если след от него остается - это считается признаком ненатурального продукта либо меда с избыточным содержанием сахара и воды.

Однако этот способ сложно назвать надежным и достоверным. Качественные и натуральные, согласно более сложным и комплексным исследованиям, виды меда, нередко определяются как фальсификаты при проверке карандашом.

Последствия при использовании не по назначению

Химический карандаш содержит немалое количество вредных для организма соединений. Если его лизнуть, как часто делали любопытные советские дети, то легко заработать если не полноценное отравление, то легкое расстройство желудка точно. Попадание кусочков стержня в пищеварительную систему может привести и к более серьезным последствиям, например, язве желудка.

Если фрагмент карандаша каким-то образом повредил кожные покровы, есть риск воспаления и нагноения раны.

Какие бывают карандаши 16.09.2017 21:52

Карандаш (тюрк. karadaş, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала - угля, графита, сухих красок и тому подобного, применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Виды карандашей: графитовые, металлические, механические

В магазинах канцтоваров всегда огромный выбор карандашей, и казалось бы что выбирать... Но оказывается карандаши бывают разные: простые, металлические, механические, графитовые, цветные и так далее.

Графитовые карандаши

Они являются наиболее распространёнными типами карандашей, как правило, в деревянных корпусах. Они изготавливаются из смеси глины и графита и их твёрдость (чернота) варьируется от светло-серого до чёрного.

Графитовые карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point). Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или 2М, ЗМ и т. д. Большая буква перед М указывает на большую мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2Т тверже, чем Т, ЗТ тверже, чем 2Т, и т. д.

Металлические карандаши

Вечный карандаш - удивительное ноу-хау, которое можно сравнить с вечным двигателем. Его существенным преимуществом перед обычным грифельным карандашом является тот факт, что он практически не списывается и не нуждается в заточке. Бесконечная ручка, которая пишет металлом (это второе название вечного карандаша), состоит из металлического корпуса и стержня, оставляющего на бумаге след из мельчайших металлических частичек.

След, который оставляет на бумаге металлический карандаш практически идентичен «простому» чернографитному карандашу, которые можно купить практически в любом магазине. Авторам изобретения удалось даже получить разные виды сплавов «твердый» и «твердо-мягкий», которые на бумаге оставляют отличные друг от друга по насыщенности следы. Это как карандаш с самой распространенной твердостью НВ и, например, более мягкий 2В. Благодаря специально подобранному сплаву, рецепт которого автор хранит в секрете, износ пишущего наконечника наступает через более длительный срок, без потери яркости, в сравнение с чистым свинцом.

Оттенок, оставляемый, металлическим карандашом на бумаге может быть более насыщен серыми или голубыми тонами. Насыщенность цвета зависит от абразивных свойств и плотности бумаги. Данные свойства, предоставляют огромные возможности для различных стилей письма и рисования.

Механические карандаши

Определение «механический карандаш», который дает ГОСТ звучит так: это ручной инструмент для черчения и письма, в котором закреплен и может заменяться грифель.

Если почитать историю появления механического карандаша, то тут надо благодарить американца Алонсо Таунсенда Кросса. Он заметил, что почти 2/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это и натолкнуло его на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

История карандашей

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию.

Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитный карандаш

Мы уже знаем, что самым распространенным художественным материалом является обыкновенный графитный карандаш, но у этого инструмента для рисования есть поистине изумительные возможности. Хотя у больших мастеров искусства карандаш обычно играл подсобную роль для набросков, эскизов, беглых зарисовок, позволяющих потом на их основе создавать произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, тем не менее он послужил для создания самостоятельных графических творений в области рисунка. Кто не знает выдающихся рисунков Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Гольбейна Младшего, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Энгра, Александра Иванова, Врубеля, Серова?

У обыкновенного, простого, как мы его частенько называем, карандаша (от тюркского «кара» - черный и «таш» - камень) своя занимательная история происхождения.

Люди с древнейших времен пытались чем-нибудь рисовать. Они использовали острый камень, глину, заостренные палки, затем древесные угольки и т.д. Но когда узнали особенности графита (природного минерала черного цвета), то отдали ему предпочтение перед всеми другими рисовальными материалами. Художники Возрождения еще не знали графитового стержня и пользовались свинцовыми, серебряными и даже золотыми штифтами, оставляющими на бумаге следы. И вот появился графит. В чистом виде стержень этого минерала очень хрупок и сильно пачкает руки. Сначала приходилось всячески ухищряться в пользовании графитом: стержни обматывали тесьмой, обмазывали глиной и т.п.

Добывать графит стали во второй половине XVI в. в Англии, где было открыто месторождение ценного минерала - одного из видов кристаллического углерода в смеси с другими минеральными веществами. Швейцарский естествоиспытатель Конрад Гейслер был первым, кто дал описание графита в качестве рисовального материала. Длительное время делались неудачные попытки укрепить графитовый стержень с помощью различных добавок, и только в 1761 г. немец Каспар Фабер нашел один из способов такого укрепления: растертый порошок графита смешивался со смолой и сурьмой, образовывалась густая по консистенции масса, затвердевшая в отливках стержней, довольно прочных.

1790 г. стал временем рождения карандаша примерно в том виде, в каком мы используем его сейчас. Такой графитный карандаш появился благодаря французскому ученому Никола Жаку Контье, испытавшему несколько новых способов укрепления минерального стержня за счет добавления в графит глины в разных пропорциях, что позволило создать вещество различной твердости, и, кроме того, впервые предложившему вклеивать стержень в деревянный пенал. Это предложение было подхвачено, и вскоре в Европе появились фабрики, специализирующиеся на выпуске графитных карандашей.

Время шло, карандаш все совершенствовался. В 1846 г. уже производили карандаши 17 степеней твердости.

Сегодня графитный карандаш дает на бумаге нескончаемую шкалу неуловимых оттенков, нежнейшие тушевки и тончайшие штриховые пятна. Если остро заточить карандаш, можно получить тонкую паутину линий и провести одну резкую, решительную. Положенный почти плашмя, он дает на бумаге сочное бархатное пятно. Вообще карандаш реагирует на все индивидуальные приемы работы, допускаемые рисующими, и в этом заключается проявление его изумительных свойств. Достоинством карандаша являются полная свобода всех операций на бумаге и одновременное исправление допущенной в рисунке ошибки - путем использования резинки или клячки. Таких исправлений, кроме, пожалуй, способов письма масляными красками и гуашевыми красками да разве еще пастели, не знает никакая другая техника изобразительного искусства.

Карандаш для рисовальщика служит как бы походным материалом. Им можно сделать тут же стремительный набросок в карманном альбомчике, быстро зафиксировав таким образом острое впечатление от увиденного.

В длительном рисунке обнаруживается способность графитного карандаша передавать объемность предметов и мелких деталей с четкостью и ясностью формы.

Рисуют карандашами, на деревянной оправе которых указаны степени мягкости - от М до 5М (за рубежом обозначение указывается буквами Н - степень твердости и В - степень мягкости).

Для цветных рисунков применяют карандаши цветные. Они имеют утолщенные стержни, в состав которых входят жировые частицы, соединенные с порошковым пигментом в спрессованном виде. Эти карандаши могут пригодиться в декоративном рисовании. Они тоже имеют свои достоинства, если поработать всерьез над рисунком, например, натюрморта или пейзажа. Цветной стержень отличается упругостью, фактурностью линий и штрихов. Правда, допущенную ошибку в цветном рисунке исправить нельзя - резинка ее не удаляет, иной цвет не перекрывает.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 г..НОВОАЛТАЙСКА»

Исследовательская работа

Тема : «Почему карандаши оставляют разный след?»


Работу выполнил : Куксин Виталя

ученик 5 б класса

МОУ «СОШ №19 г.Новоалтайска
Руководитель : Чахоткина Галина Петровна учитель начальных классов МОУ « СОШ № 19 г.Новоалтайска

2008 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение.II. Основная часть. 1 .Теоретическая часть . 1.1 История возникновения карандаша. 1.2.Сходство карандашей (грифельных и цветных). 1.3.Различия карандашей (грифельных и цветных). 1.4.Деление карандашей на школьные и цветные. 1.5.Условные знаки на грифельных карандашах.
2. Экспериментальная часть. 2.1. Эксперимент по определению наличия жира в карандашах. 2.2. Выбор карандаша при покупке (мнение продавца). 2.5. Памятка « Как правильно выбрать карандаш».

III. Вывод.IV. Заключение.V.Список используемой литературы.VI. Приложение.

Введение

Каждый ребёнок любит с детства рисовать карандашами. Как это прекрасно, когда на листе бумаги появляются то, что можно изобразить своими руками. Но всегда ли карандаши являются тем помощником, который только помогает. Всегда ли мы довольны тем, как они рисуют, чертят, штрихуют? Очень много раз я не был доволен тем, что получалось и поэтому у меня возник интерес к тому, чтобы узнать, почему карандаши оставляют не всегда тот след, который мне нужен.

Актуальность : Тема очень актуальна, так как при всём многообразии карандашей очень часто сложно выбрать те, которые соответствуют по качеству и поэтому приходится затрачивать дополнительные средства на их покупку.
Проблема : Как правильно научиться выбирать карандаши, которые можно использовать для разного вида работы?
Цель: 1. Выяснить, существует ли взаимосвязь оставляемого следа карандаша на бумаге от его состава? 2. Выяснить, есть ли способ по которому можно выбрать подходящий карандаш, если он не подстроган. 3. Составить памятку:

Задачи:

Основная часть .
1. Теоретическая часть 1.1 . Из истории Впервые появился примерно 190 лет назад. В переводе с тюркского: кара – чёрный даш – камень. 1.2. Сходство карандашей (цветных и грифельных).

    Технология производства Экологическая чистота Обозначения на карандашах Точилка – канцелярский нож 2/3 при заточке уходят в отходы
1.3. Различия карандашей (цветных и грифельных). Карандаши делятся на грифельные цветные
Продажи : 30% 70%
Производство : (обжигают) (пигмент)

Цветные карандаши существуют почти так же давно, как и простые графитные. Процесс их производства с точки зрения технологии в общих чертах схож. О нем нам рассказали специалисты чешской фабрики Koh-I-Noor Hardtmuth, «Сибирской карандашной фабрики» (Томск) и немецкого завода Staedtler. Основной материал, которым, как правило, является каолин (белая глина), смешивается с пигментами, водой и вяжущим веществом, при необходимости – и со специальными жировыми добавками. Разные производители в карандашах различного качества используют также красители, воск, связывающие вещества на основе целлюлозы, натуральные наполнители (каолин, тальк). В простой карандаш не добавляют пигмент, так как пигмент используется для того, чтобы карандаш оставлял цветной след, а при производстве простого карандаша требуется обжиг грифеля, что приводит к сгоранию пигмента.
Вывод : след зависит от добавления в состав карандашей каолина (белой глины) воды, вяжущего вещества талька, разного количества жира при производстве грифельных карандашей и пигмента при производстве цветных карандашей.

1.4. Деление карандашей на школьные и художественные их сходство и различие.
Художественные (главные пользователи художники). Школьные (пользователи (маленькие дети, школьники). Различия между художественными и школьными карандашами


Вывод: след от оставляемого карандаша зависит от его качества материалов, которые применялись при их изготовлении.
1.5. Условные знаки на грифельных карандашах.
Если на карандаше стоят знаки: М - карандаш мягкий - в 2 раза мягче Т – карандаш твёрдый – в 2 раза твёрже ТМ – твёрдо-мягкий НВ –карандаш для художественых работ высокого качества Вывод : разное обозначение зависит от количества жира добавленного в графит при изготовлении карандашей.

2 . Экспериментальная часть
2.1 Эксперимент по определению наличия жира в графите.

Цель: Подтвердить или опровергнуть, что след оставляемого карандаша зависит от содержания жира в грифеле. Чтобы подтвердить или опровергнуть, что грифельный карандаш оставляет разный след из-за различного количества жира, добавленного в карандаш, мною был проведён эксперимент. Условия эксперимента : Были взяты кусочки шёлковой ткани, грифельные стержни из карандашей с разными обозначениями на корпусе карандаша. В течении 1 минуты, по очереди, стержни протирали тканью. После этого кусочки ткани были постираны обычным стиральным порошком и разглажены утюгом. В результате этого эксперимента я пришёл к следующему выводу мне удалось увидеть следующее: лучше всего след на ткани оставляли те грифельные стержни, у которых по условным знакам на корпусе карандаша были обозначения М, 2М. После стирки на ткани остались жирные пятна и особенно они были чётко видны после использования стержней с обозначением М,2М .
Вывод: в результате эксперимента мне удалось подтвердить, что разный след грифельные карандаши оставляют из-за разного содержания жира.

2.2. Выбор карандашей при покупке (мнение продавца). Беседа с продавцом Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при покупке?
Из беседы с продавцоммагазина канцелярских товаров я узнал, что чаще всего при покупке карандашей происходит люди смотрят на красивую упаковку в которой находятся карандаши или по их яркой окраске не задумываясь о том, какого они качества или для какого вида изобразительного творчества они нужны.
Вывод : выбор карандаша происходит по художественному оформлению.

2.3. Выбор карандаша при покупке (мнение учащихся). Анкетирование учащихся
Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при покупке? В целях выяснения способа выбора карандашей, мною было проведено анкетирование учеников начальной школы № 19 г. Новоалтайска. Учащимся было предложено ответить на вопросы, по которым можно было бы судить, как дети выбирают карандаши для своего использования. В результате проведённого анкетирования мне удалось выяснить, что выбор карандашей происходит главным образом по цене, по необычной форме, размеру, красоте. Результаты анкетирования:
Из анкет 189 учеников начальной школы № 19, которые были мной опрошены (выбор карандаша при покупке) результат распределился следующим образом:

    По красоте -15 По форме -30 По размеру -18 По цене -33 По совету продавца -24 По условным знакам -21 По упаковке -27 По качеству письма -21

Вывод : выбор карандашей чаще всего происходит по цене , необычной Форме и красочной упаковке , следовательно, выбор происходит необдуманно.

2.4. Выбор карандаша для разного вида работы. Эксперимент среди учащихся 4б класса начальной школы
Цель : выяснить, знаком ли учащимся способ, по которому можно правильно выбирать карандаш в зависимости от вида работы?

Мною был проведён эксперимент среди учеников 4б класса. Детям было предложено дорисовать и раскрасть картинку. Для работы были даны карандаши из разных упаковок В результате эксперимента, мне удалось заметить, что много есть учащиеся, которые при работе с карандашами не обращают внимание на условные знаки на корпусе карандаша и используют их методом перебора, если он не подходит для данного вида работы.
Вывод : использование карандашей при рисовании происходит в зависимости оттого что нужно рисовать - методом перебора, а это значит, что не все дети умеют использовать условные знаки, которые нанесены на корпус карандаша..
2.5. Памятка: «Как правильно выбрать карандаш?»
корпусе: Т М ТМ - НВ СО L О R

ВЫВОД
В результате проведённой исследовательской работы я выяснил, что 1. Существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша на бумаге от его состава? 2. Что есть способ, по которому можно выбрать подходящий карандаш для работы, если он не подстроган. 3. Составить памятку: «Как правильно выбрать карандаш?» Моя гипотеза о том, что существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша от его состава подтвердилась .

Заключение
В результат исследовательской работы, я выяснил:

Список литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: М., 4-е издание, дополненное, с. 265.
2. Информационная служба канцелярского рынка. Цветные карандаши [Электронный ресурс].Режим доступа: :// www. delo- st. ri/ index. nhp 17.04. 2008

Приложение
Анкета для учащихся

«Выбор карандаша при покупке»

При покупке карандашей вы обращаете внимание на:
    красоту - форму- размер - цену - совет продавца - условные знаки - упаковку - качество рисования -

Памятка (как правильно выбирать карандаши )
1. Подумай, для чего нужен карандаш (чертить, рисовать, штриховать). 2. Для работы выбери карандаш с подходящим значком на корпусе: Т – твёрдый (след маловидимый) М – мягкий (след хорошо видно) ТМ - твёрдо-мягкий (след зависит от нажима) НВ - для худ. работ высокого качества, СО L О R - для фонового оформления (след размытый) 3. Выясни у продавца какие карандаши больше всего покупаемы и попроси разрешения, если это возможно, попробовать как они рисуют.