Виктор олегович пелевин биография. Смотреть что такое "Пелевин, Виктор Олегович" в других словарях

Виктор Пелевин уже много лет считается одним из самых любимых российскими интеллектуалами писателей. Если учесть почти тридцатилетнюю карьеру, то на его счету не так уж и много работ. Он обычно не спешит с изданием своих произведений, разве что в последнее время выдаёт по книге в год.

В основе его творчества лежит сочетание философии буддизма, социальной сатиры и яркого описания жизни самых обычных людей. За редким исключением, его произведения не связаны друг с другом, в них можно увидеть лишь небольшие взаимные отсылки.

Но даже при общей теме каждая книга Пелевина уникальна, а форма и подача сильно различаются. Поэтому прежде, чем взяться за чтение, лучше ознакомиться с нашим гидом по творчеству писателя.

В начале девяностых первые книги Виктора Пелевина покорили зрителей откровенной сатирой на тему развалившегося Советского Союза.

Омон Ра

Советский школьник Омон Кривомазов попадает в программу подготовки первой экспедиции на Луну. Вот только выясняется, что в советских ракетах нет никакой автоматики, все ступени отщёлкиваются вручную сидящими в них людьми, которые при этом погибают. Но страна готова пойти на такие жертвы ради того, чтобы опередить весь мир.

Пелевин открыто иронизирует над многими социальными проблемами. Под удар попадает ярый патриотизм: курсантам в лётном училище имени Маресьева отрезают ноги, а в пехотном училище имени Александра Матросова выпускников обстреливают из пулемёта, чтобы все доказывали верность родине. И одновременно автор смеётся над : вдруг и правда всеми автоматическими ракетами управляют люди. А может, и самих полётов на Луну не было вовсе.

Жизнь насекомых

На первый взгляд, это история будничной жизни обычных людей начала девяностых. Но каждый герой похож на какое-нибудь насекомое. Отец может научить сына только катить перед собой огромный шар, будто это единственная цель его жизни; легкомысленных мотыльков всё время тянет к огню; иностранный москит прилетает в нашу страну попробовать местной крови, но чуть не травится, укусив алкоголика.

В произведениях Пелевина, особенно в раннем творчестве, персонажи часто не те, кем кажутся поначалу. Люди могут оказаться курицами или героями игр. Но насекомые - одна из самых ярких его аллегорий. Ведь монотонная повседневность человека так похожа на их однообразное существование.

Концентрированная философия

Чапаев и Пустота

Молодой поэт-декадент Пётр Пустота отправляется вместе с Василием Чапаевым на фронт. Но по ночам ему снится, что он - пациент психиатрической лечебницы в России конца девяностых. А пациенту психиатрической лечебницы снится, что он - поэт-декадент в дивизии Чапаева.

Эту книгу нередко называют главной работой Пелевина. В ней он сформулировал все свои главные идеи, хотя большая часть из них (как и сама фабула книги) - переосмысление философии буддизма. Но и это ещё не всё. Если сначала прочитать «Чапаева и Пустоту», то во всех остальных произведениях Пелевина будут видеться отсылки к этой книге.

Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре

Все герои этой книги просыпаются в одинаковых комнатах, где, помимо простейшей мебели, есть только клавиатура и экран. И общаться друг с другом они могут только в чате. У каждого за дверью странный лабиринт, но никто из героев не может вспомнить, как он попал сюда. Или же они только так говорят, ведь собеседники не могут проверить правдивость слов друг друга - они видят только буквы на экране.

О «Шлеме ужаса» можно сказать, что это концентрированный Пелевин. Если вы хотите вкратце ознакомиться с основными темами его книг или освежить воспоминания о философии автора - лучше всего взяться за это произведение, тем более что оно написано в форме интернет-чата.

Книги для начинающих

Если кажется, что предыдущие книги слишком сложны для первого знакомства, есть несколько вариантов, с которых начать проще всего. Это вовсе не значит, что их будет неинтересно читать тем, кто уже хорошо знаком с творчеством автора. Но многие мысли в них поданы довольно простым языком и разъясняются более подробно.

Священная книга оборотня

Книга рассказывает историю любви древней лисы-оборотня по имени А Хули (имя одновременно обыгрывает перевод китайского «лисичка» и русского ругательства) и волка-оборотня Александра Серого. По древнему обычаю всех лис она должна зарабатывать на жизнь только проституцией, а он - высокопоставленный чиновник ФСБ.

Эту книгу иногда называют «„Чапаев и пустота“ для молодёжи». Действительно, несмотря на различия в сюжете, идеология в этих произведениях примерно одна, и даже пятая лапа пса, которая приводит к исчезновению всего, на что он наступит, - явный аналог глиняного пулемёта Чапаева.

Интересно, что предысторию Александра можно узнать из старого рассказа Пелевина «Проблема Верволка в средней полосе ». Также любопытно, что к роману был выпущен официальный саундтрек из песен, упомянутых в произведении. Диск продавался вместе с книгой.

Empire V

Самого обыкновенного молодого человека Романа внезапно обращают в . Вот только в жизни они сильно отличаются от тех, что показывают в кино. Теперь героя зовут Рама, и он должен изучать главные вампирские науки: гламур и дискурс. Вампиры издревле управляют людьми, используя их одновременно для питания и служения. Хотя на самом деле сосут вампиры не кровь, а баблос.

Пелевин не оставляет без внимания ни одну актуальную тему, и в этом романе он обратился к миру гламура и денег. Хоть и метафорически, через тему вампиров, он разбирается в жизни завсегдатаев элитных тусовок, которые считают весь мир своей прислугой.

Этот роман тоже отлично годится для первого знакомства с автором. Он, возможно, немного проще, чем некоторые другие произведения, но зато здесь много действия. А тем, кому понравилась тема вампиров, можно сразу приняться за продолжение - «Бэтман Аполло ». Как самостоятельная книга оно слабовато, но как финал истории Рамы - вполне ничего.

Что, если император Павел I не был убит заговорщиками, а успел перенестись в иной мир, созданный Францем Антоном Месмером? В Идиллиуме он стал первым Смотрителем, охраняющим свой мир. С тех пор сменилось немало Смотрителей, и вот главный герой книги должен занять этот почётный пост, но ему предстоит узнать очень многое о самой сущности жизни, усомниться в собственной реальности и найти любовь.

Перед чтением этой книги стоит знать: «Смотритель» - двухтомник, состоящий из книг «Орден жёлтого флага» и «Железная бездна», их нужно читать подряд. Но главное - это самое лирическое и спокойное произведение Пелевина. Многие критики, удивившись отсутствию социальных тем и сарказма, начали говорить, что этот роман совершенно пустой. Но на самом деле здесь Пелевин впервые открыто стал говорить о поисках вечной . А если вдуматься, то эта тема проскальзывала у него и раньше, но в S.N.U.F.F. или «Любви к трём цукербринам» была прикрыта иронией.

Короткие истории

Помимо романов, Виктор Пелевин иногда пишет повести и рассказы, объединяя их в небольшие сборники. Часто они связаны между собой, но читать их можно в любом порядке.

Жёлтая стрела

В этой книге собраны повести «Жёлтая стрела», «Принц Госплана» и «Затворник и Шестипалый». Они объединены общей темой - попытками вырваться из обыденной жизни и как-то измениться. В первом произведении все люди показаны пассажирами поезда, во втором - персонажами компьютерных игр, а в третьем - курицами на птицефабрике имени Луначарского.

Кроме того, в книге есть целая коллекция рассказов, часть из которых выходила раньше под общим названием «Синий фонарь». Многие любят именно короткие произведения Пелевина. Они не погружают читателя в слишком сложные миры, но всегда воспринимаются ярко и неожиданно.

П5

Если быть более точным, то эта книга называется «ППППП», а если ещё более точным, то «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана». Пять небольших рассказов на совершенно разные темы. Проститутку нанимают работать поющей кариатидой в борделе для олигархов, группа друзей слушает историю из египетской мифологии, чиновник делает «лежачих полицейских» из праха своих коллег, учёные выясняют, что деньги притягивают деньги, а юный ассасин понимает, что обещанный рай - обман. Всё это коротко, жёстко и очень остроумно.

Ананасная вода для прекрасной дамы

Книга состоит из двух повестей и трёх рассказов, которые многие на момент выхода назвали возвращением Пелевина к своему старому стилю. Первое произведение «Операция Burning Bush» рассказывает о том, как Семён Левитан, обладающий глубоким проникновенным голосом, с помощью секретных технологий начинает общаться с Джорджем Бушем - младшим, убеждая того, что он - глас божий.

Вторую повесть «Зенитные кодексы Аль-Эфесби» можно считать предвестницей романа S.N.U.F.F., ведь здесь описывается, как бывший сотрудник ФСБ умудрялся ломать искусственный интеллект боевых дронов с помощью лозунгов, написанных на песке. Именно эти дроны потом стали прообразами летающих видеокамер.

Рассказы в этом сборнике лишь дополняют основные истории, но их будет очень приятно почитать, если не хватило самих повестей.

Возвращение к старому стилю

Хотя с момента выхода «Generation „П“» стиль Пелевина и изменился, не только «Ананасную воду» считают написанной в стиле классических произведений автора. Он периодически выпускает романы, которые напоминают его первые известные книги.

t

Граф T. (аллюзия на Льва Толстого) отправляется в путешествие в Оптину Пустынь, хоть и сам точно не помнит зачем. В пути ему предстоит встретиться не только с людьми, которые пытаются помешать ему достичь своей цели, но и самими создателями - авторами книги про графа Т. Параллельно можно узнать о судьбе Фёдора Михайловича Достоевского - персонажа компьютерной игры, где надо убивать зомби.

Двойственная натура основных героев, множественные религиозные отсылки и неоднократные пересечения с «Чапаевым и Пустотой» создают ощущение, что Пелевин говорит о том, о чём хотел сказать ещё в девяностых, но тогда не успел.

Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами

Три поколения дворянской семьи Можайских исправно служат отечеству в XIX, XX и XXI веках. Первая часть может показаться слишком затянутой и даже занудной: здесь очень много финансовой аналитики. А вот дальше Пелевин возвращается к своему излюбленному безумию и раздолью с перемещениями во времени, пришельцами-бородачами и рептилоидами, а также зонами, где газеты издаются в виде татуировок. А в финале он даже сможет объяснить, почему первая часть была такой скучной.

Новинка-2018

Тайные виды на гору Фудзи

В новой книге Пелевин обещает рассказать о трудностях стартапов в российских реалиях, мучительно трудном возвращении российских олигархов домой и об истории настоящего женского успеха. Судя по аннотации, автор снова берётся за самые актуальные и обсуждаемые темы последнего времени: от медитации до феминизма.

- (р. 1962), русский писатель. В 1984 окончил Московский энергетический институт (МЭИ), учился в Литературном институте им. Горького. Работал в одном из первых в стране небольших частных издательств, участвовал в издании текстов Карлоса Кастанеды… … Энциклопедический словарь

Пелевин Виктор Олегович

Пелевин, Виктор Олегович - (р.1962). Рус. прозаик, более известный произв. др. жанров; один из наиб. интересных представителей совр. рос. "постсов." прозы. Род. в Москве, окончил Моск. энергетический ин т по специальности электромеханик, после службы в армии… … Большая биографическая энциклопедия

Виктор Олегович Пелевин - Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин, Виктор - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин, Виктор - Российский писатель Российский писатель прозаик, автор повести Омон Ра (1992) и романов Чапаев и пустота (1996), Generation П (1999). Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых Малый Букер (1993) и Национальный бестселлер (2004).… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пелевин (значения) - Пелевин фамилия. Пелевин, Александр Александрович (1914 1970) советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Пелевин, Валентин Васильевич (1913 1958) советский архитектор. Пелевин, Виктор Олегович (р. 1962) российский… … Википедия

Виктор Пелевин - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин В. - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Пелевин В. О. - Виктор Олегович Пелевин Дата рождения: 22 ноября 1962 Место рождения: Москва … Википедия

Книги

  • Generation "П" : повести, рассказы , Пелевин, Виктор Олегович. Виктор Пелевин - культовый писатель современности, чье творчество оказало огромное влияние на распознание и формирование массового сознания. В книгу включены одни из лучших, и по мнению… Купить за 442 руб
  • Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 1 (CDmp3) , Пелевин Виктор Олегович. Виктор Пелевин - один из самых ярких и загадочных писателей современности, творческую манеру которого часто называют "постсоциалистическим сюрреализмом" . Это вывернутые наизнанку…

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Имя: Виктор Олегович Пелевин
Дата рождения: 22 ноября 1962 года
Место рождения: Россия, г. Москва

Виктор Пелевин — биография

Виктор Олегович Пелевин — выдающийся российский писатель современности, один из самых загадочных прозаиков нашего времени. Работы этого автора получили мировое признание и множество литературных наград, а сам он возглавил список самых влиятельных российских интеллектуалов (2009 год).

Будущий литератор появился на свет 22 ноября 1962 года в интеллигентной московской семье. Его родители были педагогами: отец преподавал в МГТУ имени Баумана, мать работала на должностях завуча и учителя иностранного языка в престижной московской школе. Это заведение Пелевин и окончил в 1979 году. Затем молодой человек поступил в энергетический ВУЗ, из которого выпустился в 1985 году. Выйдя из стен Альма-матер дипломированным специалистом по электрификации и автоматизации промышленности и транспорта, Виктор устраивается на должность инженера одной из кафедр своего же ВУЗа. Также он проходил службу в рядах военно-воздушных сил России.

Решив связать свою жизнь с наукой, в 1987 году Виктор Олегович поступает в аспирантуру МЭО. Проучившись в ней два года, будущий литератор оставил науку и не довел до логического завершения диссертационное исследование. В 1989 году он становится студентом Литературного института имени Горького, однако через два года его отчисляют за “потерю связи с ВУЗом”. Как вспоминает известный прозаик, за годы учебы в этом ВУЗе он не научился ничему новому, однако обрел важные связи. Пелевин завязал знакомство и дружбу с молодыми литераторами Альбертом Егазаровым и Виктором Куллэ. Они стали основателями небольшого московского издательства, где Пелевин одно время работал в качестве редактора.

С 1989 года начинается активная журналистская деятельность Виктора Олеговича. Он трудится в двух изданиях — Face to Face и “Наука и религия” (в этом журнале он помещал свои публикации по тематике восточного мистицизма). Здесь же появился дебютный рассказ Пелевина, написанный в 1989 году — сказка-фантасмагория “Колдун Игнат и люди”.
1991 год был ознаменован изданием первой крупной книги начинающего прозаика — сборника рассказов “Синий фонарь”. Вначале эта работа не была удостоена внимания и тем более похвал литературных критиков, однако через несколько лет она была награждена тремя премиями — “Малым Букером”, “Интерпрессконом” и “Золотой улиткой”. В 1993 году Виктор Олегович становится членом Союза журналистов России.

В последующие годы вышли наиболее популярные романы Пелевина, которые входят в список его лучших книг — “Омон Ра”, “Жизнь насекомых”, “Чапаев и Пустота”. Однако самым культовой работой автора стало произведение “Generation П”, вышедшее из печати в 1999 году — оно было распродано тиражом более трех с половиной миллионов экземпляров. Проникновенное сочетание сарказма и карикатурности поколения девяностых, живущего рекламными лозунгами, вкупе с социально-политическими и эзотерическими нотками получило множество восторженных отзывов от читателей-интеллектуалов и влиятельных критиков.

Почти пять лет Виктор Олегович не баловал читательскую публику своими новинками, однако в последующие годы он буквально осыпал их своими шедеврами в стиле постмодернизма. В 2003 году выходит в свет сборник с замысловатым названием “Диалектика переходного периода, Путь из ниоткуда в никуда” (кратко его называют “ДПП”), состоящий из романа “Числа” и нескольких небольших повестей. Через год была опубликована философско-фантастическая история с саркастическим взглядом на нашу брутальную и неоднозначную современность “Священная книга оборотня”. В этом произведении читатели увидели нового Пелевина — как всегда, язвительного и остроумного, но уже с некоторой долей лирики и чувственности.

Продолжая регулярно выпускать свои шедевры и получая многочисленные литературные награды, Виктор Олегович становится одним из популярнейших российских авторов современности. К 2017 году его творческий багаж составил пятнадцать крупных романов и более пятидесяти повестей и рассказов. Российский писатель любит экспериментировать с различными литературными формами и смешением жанров. В 2005 году свет увидела пьеса прозаика “Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре”, созданная в рамках межавторской серии “Canongate Myth”. Кроме того, Пелевин пробовал свои силы в поэзии — его стихотворения дополняют некоторые романы.

Еще одно направление творчества автора — публицистические очерки и эссе. В своих публицистических трудах прозаик выражает свое мнение насчет нравов и философских понятий нашего общества, анализирует современные литературные веяния и дает оценку противоречивым работам писателей-постмодернистов и философов. Наиболее известные его эссе — “Джон Фаулз и трагедия русского либерализма”, “Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии”, “Мост, который я хотел перейти”.

Главная особенность всех книг Виктора Пелевина — саркастические нотки, отражающие пороки современного общества. Часто талантливый прозаик берет за основу своих произведений известные сюжеты и исторические события, преломляя их под креативным углом зрения. Нагромождение эксцентричных образов с двойным или даже тройным смыслом и необычной трактовкой привычных вещей — главная причина головокружительного успеха творчества Пелевина. Сюжетные линии его работ очень обтекаемы: реальность плавно переходит в фантасмагорию, прошлое идет рука об руку с будущим, а границы между жизнью и смертью полностью стерты. Главные герои его произведений — обычные люди, взятые из различных слоев общества. Нередко они являются свидетелями неожиданных метаморфоз сознания и окружения, что помогает им осознать тщетность и иллюзорность бытия.

На счету у выдающегося писателя более пятнадцати литературных наград, включая престижные российские премии “Национальный бестселлер”, “Большая книга”, “Великое кольцо”. Его книги занимают верхние строчки читательских рейтингов, а сам автор включен в перечень тысячи наиболее влиятельных деятелей мировой культуры современности (по версии издания “French Magazine”). Работы Виктора Олеговича переведены на многие языки, а спектакли по его произведениям смотрят зрители во всем мире. К 2017 году свет увидели экранизации пяти произведений писателя. На сегодняшний день начаты съемки нового фильма по произведению прозаика “Empire V” — первой части дилогии “Рама II”.

Пелевин не является публичным человеком. Он не участвует в литературных тусовках, не встречается с читателями и даже не появляется на вручении премий. Долгое время существовало мнение, что под брендом “Виктор Пелевин” работает группа авторов. Известно, что писатель не женат и много путешествует по восточным странам.

Все желающие насытиться необычными сюжетами с тонким интеллектуальным подтекстом могут читать онлайн книги Виктора Пелевина на нашем сайте абсолютно бесплатно. Среди материалов нашей виртуальной библиотеки вы легко найдете нужную работу писателя, так как последовательность книг в его библиографии размещена в порядке хронологии. Также вы можете скачать электронные книги прозаика на русском языке в любом удобном формате — fb2 (фб2), txt (тхт), epub или rtf.

Все книги Виктора Пелевина

Серия книг — Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда

  • Элегия 2
  • Числа
  • Македонская критика французской мысли
  • Акико
  • Фокус-группа
  • Запись о поиске ветра

Серия книг — Спи

  • Колдун Игнат и люди
  • Вести из Непала
  • Девятый сон Веры Павловны
  • Синий фонарь
  • СССР Тайшоу Чжуань
  • Мардонги
  • Жизнь и приключения сарая номер XII

Серия книг — Миттельшпиль

  • Онтология детства
  • Встроенный напоминатель
  • Водонапорная башня
  • Миттельшпиль
  • Ухряб

Серия книг — Память огненных лет

  • Музыка со столба
  • Откровение Крегера
  • Оружие возмездия
  • Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
  • Хрустальный мир

Серия книг — Ника

  • Происхождение видов
  • Бубен Верхнего мира
  • Иван Кублаханов
  • Бубен Нижнего мира
  • Тарзанка

Серия книг — Греческий вариант

  • Краткая история пэйнтбола в Москве
  • Греческий вариант
  • Святочный киберпанк, или Рождественская ночь-117.DIR
  • Timeout, или Вечерняя Москва

Серия книг — Интеллектуальный бестселлер. Мифы

  • Шлем ужаса

Серия книг — Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин

  • iPhuck 10
  • Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами
  • Любовь к трем цукербринам
  • Смотритель. Книга 1. Орден жёлтого флага
  • Смотритель. Книга 2. Железная бездна
  • Бэтман Аполло

Серия книг — Библиотека Златоуста

Серия книг — Полное собрание сочинений

  • ДПП (НН) (сборник)

Серия книг — Дима и Митя

  • Жизнь насекомых
  • Свет горизонта

Серия книг — Коллекция современного рассказа

  • Свой путь (сборник)

Серия книг — 100-летию Октябрьской революции посвящаем

  • Семнадцать о Семнадцатом (сборник)

Без серии

  • S.N.U.F.F.
  • Чапаев и Пустота
  • Generation «П»
  • Детский мир (сборник)
  • Ампир «В»
  • Священная книга оборотня
  • Омон Ра
  • Рассказы в исполнении автора
  • Ананасная вода для прекрасной дамы (сборник)
  • Желтая стрела (сборник)
  • П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана (сборник)
  • Все рассказы (сборник)
  • The Best. Повести и рассказы
  • Лучшие романы. Избранная проза: Выпуск 1
  • Желтая стрела
  • Принц Госплана
  • Затворник и Шестипалый
  • Лучшие рассказы и повести. Выпуск 1
  • День бульдозериста
  • Зенитные кодексы Аль-Эфесби
  • Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда (сборник)
  • Колдун Игнат и люди (сборник)
  • Желтая стрела (сборник)
  • Отель хороших воплощений
  • Пространство Фридмана
  • Все повести и эссе
  • Фокус-группа (сборник)
  • Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии
  • Проблема верволка в средней полосе
  • Ассасин
  • Икстлан – Петушки
  • Зал поющих кариатид
  • Relics. Раннее и неизданное (сборник)
  • Последняя шутка воина
  • Некромент
  • Джон Фаулз и трагедия русского либерализма
  • Имена олигархов на карте Родины
  • Виктор Пелевин спрашивает PRов
  • Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума
  • Код Мира
  • Кормление крокодила Хуфу
  • Ultima Тулеев, или Дао выборов
  • Мост, который я хотел перейти
  • Подземное небо
  • ГКЧП как тетраграмматон
  • Луноход
  • Папахи на башнях
  • Один вог
  • Македонская критика французской мысли (сборник)
  • Психическая атака. Сонет
  • Who by fire
Виктор Пелевин , русский прозаик, родился 22 ноября 1962 года в Москве.

В 1979 году он оканчивает московскую английскую среднюю специализированную школу № 31 (ныне гимназия имени Капцовых № 1520). Данная школа располагалась в самом центре столицы, на ул. Станиславского (сейчас переулок Леонтьевский), почиталась престижной, и тут же преподавателем иностранного языка и завучем работала мама Виктора — Зинаида Ефремова. Его папа, Олег Анатольевич, также был преподавателем, но в МГТУ им. Баумана, на военной кафедре. После окончания в 1985 году Московского энергетического института, и службы в Военно-Воздушном подразделении Пелевин пытался учиться в Литинституте, но его отчислили. После этого он становится работником издательства «Наука и религия», где готовит материалы, касающиеся восточного мистицизма. Первым его опубликованным произведением считается сказка, изданная в 1989 году - « ».

Первые публикации его рассказов появились в научно-популярных журналах, в фантастических разделах и в сборниках. Пелевин использовал в своих произведениях кое-какие приемы, характерные для фантастического жанра, но, в основном его творчество не умещается в какие-то жанровые границы: его проза многослойна, причем самой значительной в ней является мистическая эзотерическая составляющая.

Тематика рассказов В. Пелевина разнообразна: писатель реанимирует в них многие мифологические сюжеты на материале отечественной жизни. Для восприятия его творчества важным оказалось то, что произведения проникнуты, как сказали бы в Советском Союзе, «антикоммунистическим пафосом». Заурядные явления советской и постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов (особенно следует отметить эссе «Зомбификация», 1994)

Описание жизни сознания восходит у писателя ко многим мотивам западноевропейской трансцендентальной философии, буддизма (роман « » (1996)) и мистического учения Карлоса Кастанеды (повесть « » (1993)).

Первая крупная публикация — « » (1992) — сразу же сделала имя В. Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности. За нее он получил несколько премий.

Роман «Чапаев и Пустота» — сразу после публикации многие критики назвали лучшим романом года.

Для прозы Пелевина характерно отсутствие обращения автора к читателю через произведение, в каком бы то ни было традиционном виде, посредством содержания или художественной формы. Автор ничего не «хочет сказать», и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текста самостоятельно. Произведения Виктора Пелевина изданы в переводах в США, Англии, Франции.

«Виктоpа Пелевина называют самым известным и самым загадочным писателем «поколения тpидцатилетних».

Cам автоp склонен согласиться с этим yтвеpждением. Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, стиль до предела динамичен, смысловая нагрузка при максимальной интеллектуальной насыщенности отнюдь не подавляет читателя. Его пpоза — yдачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: массовости и элитаpности, остpой совpеменности и погpyженности в pеалии пpошлого, всегда yвиденного под весьма эксцентpичным yглом зpения, а также нигде yже не оспаpиваемой способности заглядывать в бyдyщее. Видимо, всё это и является составляющим невеpоятного yспеха его пpоизведений.

В конце 2009 года по результатам опроса на сайте OpenSpace.ru был признан самым влиятельным интеллектуалом России.

Пелевин не является публичной персоной, что мифологизирует его образ.

Василий Пригодич
Кто такой Пелевин?

Виктор Пелевин привлекает к себе наибольшее количество определений «самый». Он — самый обсуждаемый и раскупаемый писатель в России, он самый издаваемый за границей русский писатель, он автор самого нашумевшего за последние годы романа «Чапаев и Пустота» , его творчество вызывает самое большое количество хвалебных и ругательных отзывов критиков и, наконец, он самый загадочный писатель в России — почти не дает интервью и не встречается с читателями. Тем не менее Пелевин согласился (впервые) встретиться с читателями в Лондоне, ответить на вопросы и даже любезно оставить автографы на своих книгах.

Виктор Пелевин стал известен как фантаст: его рассказы появлялись в сборниках и в журнале «Химия и Жизнь», где в то время был лучший раздел фантастики. Известность молодого прозаика не выходила за пределы круга поклонников этого жанра, хотя ни к так называемой «научной фантастике», ни к fantasy его рассказы отношения не имели. В результате первый сборник пелевинских рассказов «Синий фонарь» , хотя и исчез с прилавков почти мгновенно, остался сначала незамеченным так называемой серьезной критикой. На следующий год «Синий фонарь» получает Малую Букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года, вскоре одна за другой выходят три нашумевшие книги писателя: «ОМОН Ра» , «Жизнь насекомых» и «Желтая стрела» .

Сегодня Виктор Пелевин, которому всего 37 лет, безусловно, бесспорно, непреложно является одним из самых популярных (прямо скажем — прославленных) отечественных прозаиков — не только за рубежом, где его книги переводятся одна за другой, но и на родине. Номера журнала «Знамя», где впервые был опубликован его роман «Чапаев и Пустота» шли нарасхват, как горячие пирожки, так раскупали экземпляры «толстых» журналов лишь во времена полузабытого читательского бума, пресловутого «угара» пресловутой «перестройки». Когда же роман вышел отдельным томом в престижной черной серии респектабельнейшего издательства «Вагриус», он очень долгое время оставался самой покупаемой и продаваемой НЕДЕТЕКТИВНОЙ (увы, мир грустен) книгой в России.

Виктор Пелевин не занимается саморекламой, как многие авторы и избегает журналистов. Позвонивших ему приветствует в автоответчике вежливый дамский голос: «Вы набрали такойто номер. Оставьте ваше сообщение после гудка. Интим и Гербалайф не предлагать». Про него ходят самые невероятные слухи: мол, он — на самом деле — бандит, контролирующий сеть коммерческих ларьков, или, к примеру, писатель дал обет молчания и ни с кем не разговаривает. Впрочем, как сказано в гениальном анекдоте: одно другого не исключает…

Пелевин свято верует (не без пленительного плутовства) в тотальную иллюзорность реальности, в которой мы живем, а, точнее, полагаем, что живем. Он то и дело обворожительно моделирует другие миры и рассказывает альтернативные версии жутковатой российской истории: то центр управления Совдепией находится в подземельях под Кремлем (а не в умах и сердцах верных ленинцев) — «Повесть огненный лет». То горбачевская перестройка происходит в результате мистических экзерсисов туалетной уборщицы Веры Павловны, сосланной в роман Чернышевского «Что делать?» в наказание за «солипсизм на третьей стадии».

Захватанная жирными пальцами площадных мистиковколхозников грань между жизнью и смертью в творчестве Пелевина размыта. Так, герои «Вестей из Непала» и «Синего фонаря» вдруг начинают понимать, что они — мертвяки, а старая шаманка легко вызывает из «нижнего мира» души погибших на войне немецких летчиков, чтобы русские девушки, выйдя за них замуж, могли уехать за благословенную границу («Бубен Верхнего Мира»).

Однако, по мнению художника, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни, поднять ржавое забрало житейской пошлости и «ЗДРАВОГО СМЫСЛА» и выйти под стерильный свет солнца подлинного Бытия. Так это и происходит с героями его последних книг: цыплятамивизионерами, вырывающимися из окна птицесовхоза («Отшельник и Шестипалый» , мотылькоммыслителем Митей, превращающимся в светлячка («Жизнь насекомых»), загадочным рассказчиком «Желтой стрелы» , сошедшим в конце концов с бесконечного поезда, несущегося к «разрушенному мосту», а также с Чапаевым, Анной и Петром Пустотой, которые погружаются в финале романа в УРАЛ — «Условную Реку Абсолютной Любви».

«Чапаев и Пустота» — лучший метафизический роман в лучшей в мире русской метафизической литературе. Впрочем, все не такто у Пелевина и просто, очень возможно, что все эти духовные и телесные приключения происходят не с пелевинскими персонажами, не с автором, а с читателями…

Господа, товарищи, леди и джентльмены! Пелевин — совершенно изумительный повествователь, излюбленный автор профессиональных комментаторов, которые «торчат» на нем в самом высоком и многоаспектном смысле этого великого русского марксистсколенинского глагола (я торчу, следовательно, я существую). Понятно, что серьезный комментарий к любому пелевинскому творению в десятки раз по объему превзойдет авторский текст — можно и в голове играть на баяне без баяна. Пелевинская проза — неслыханный интеллектуальный наркотик.

И последнее: среди писателей (прекрасных, высокоталантливых и даже гениальных) поразительно много дураков в самом расхожем смысле этого слова. Так вот, Пелевин — художник невероятного ума, — мудрец духовидец, мистик визионер. в самом подлинном значении… К тому же и читать его — НЕВЕРОЯТНО ИНТЕРЕСНО.