Даргинский флаг. Обычаи и традиции даргинцев

Представители национальности даргинцев живут на территории современной республики Дагестан. Это один из крупнейших народов в этих местах. Они относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Верующие представители этого народа исповедуют ислам суннитского толка.

Народность в Дагестане

К национальности даргинец сегодня относится значительное число жителей республики Дагестан, входящей в состав России. По результатам последней переписи населения, на территории нашей страны проживает почти 600 тысяч представителей этой народности. В Дагестане их больше всего - около 16,5 %, или, приблизительно, полмиллиона человек.

Преимущественно они живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.

Внешность

Характер, внешность даргинцев большинству россиян могут напомнить классических представителей кавказских народностей.

У них сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды.

Традиционный костюм

Национальный костюм даргинцев - это одежда общедагестанского типа. Мужчины предпочитают длинные штаны, туникообразную рубаху, черкеску, бешмет, овчинные шубы-накидки, бурки, папахи, войлочную и кожаную обувь. Обязательным атрибутом национального костюма является длинный и широкий кинжал.

В этом проявляется характер народа даргинцы. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.

Для женщины национальным костюмом даргинцев - это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор - чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк. В некоторых районах, например, Кубачи или Кайтаг, применяют кайму и вышивку.

В наши дни даргинцы, которые живут в городах, носят обычную современную одежду, ничем не выделяясь на фоне всех остальных. В традиционных костюмах можно увидеть пожилых людей или тех, кто проживает в сельской местности.

Диаспора

Представители национальности даргинец проживают в совершенно разных регионах России. Их крупнейшая диаспора за пределами самого Дагестана существует в Ставропольском крае. За последние годы их численность в этом регионе значительно увеличилась. Если в 1979 году проживали около 16 тысяч даргинцев, то во время перестройки - уже почти 33 тысячи человек, а по последним данным - 50 тысяч.

Также крупные диаспоры этой национальности можно встретить на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинской общины живут в Москве.

Примечательно, что несколько сотен представителей этого народа уже давно обосновались вдалеке от своей исторической родины - в Красноярском крае. Первые даргинцы тут появились в 30-е годы прошлого века. В 2000-х годах их тут насчитывается почти 400 человек. В основном, они осели в самом Красноярске, а также в Норильске, Шарыпово и одноименном районе.

В странах бывшего Советского Союза проживает совсем небольшая группа даргинцев. Относительно заметными их можно считать только к Киргизии. Там почти три тысячи представителей данной национальности, что составляет одну десятую процента от общего количества жителей в стране. Около полутора тысяч даргинцев живут в Туркмении.

Этноним

Само слово "даргинец" производное от понятия "дарг", которое означает "внутренность", то есть человек, противопоставляющий себя внешнему окружению. Как считает филолог Агеева, которая изучала эту проблему, сам этноним "даргинцы" появился относительно недавно. Еще в XVIII-XIX вв. представители этого народа входили в разрозненные политические образования.

Доктор исторических наук, советский этнограф Борис Заходер, внимательно изучал записки арабского писателя аль Бакри. Выяснилось, что у средневекового образования, которое он описывал, было наименование "дайркан", которое также могло быть самоназванием даргинцев.

До Октябрьской революции эта народность была известна под другими названиями. В первую очередь, как хюркилинцы и акушинцы.

Во времена Советского Союза даргинские района оказались в составе созданной Дагестанской АССР, а с 1991 года входят в состав республики Дагестан. За этот период часть даргинцев переселилась из гор на равнину.

Происхождение

Народность относится к европеоидной расе, кавкасионному типу. Относительно происхождения даргинцев высказывается две версии.

Первую называют гипотезой длительного автохтонного развития. Она подразумевает определенный уровень изоляции, в котором народность находилась в условиях труднодоступного высокогорья. Это подтверждает ряд находок, сделанных в данных районах. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев считал, что кавкасионная группа сложилась на территории, которую она занимает и в настоящее время. Произошло это в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, которое проживало в этих местах. Возможно, она сформировалась в эпоху верхнего палеолита или неолита.

Внешний вид древних даргинцев описан еще в арабского географа из Ширвана аль Бакуви. Исследователь, живший вначале XV века, отмечал, что тут обитали люди высокого роста, белокурые и с острыми глазами.

Вторая гипотеза миграционная, она была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецем.

Народы Дагестана

Национальный состав республики Дагестан считается одним из самых разношерстных на всей территории России. Тут проживает 18 достаточно крупных диаспор. Уникальность данного положения заключается в том, что ни одна из национальностей не имеет большинства, а некоторые, кроме как в Дагестане, практически нигде больше не встречаются.

Народы, населяющие Дагестан, отличаются своим разнообразием. Например, сложно где-то еще найти территории, где проживают лезгины, лакцы, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры.

В самом Дагестане больше всего проживает аварцев, но даже у них нет большинства. Их около 850 тысяч человек, что примерно 30 % от общей численности населения. Даргинцев - 16,5 %, кумыков - 14 %, лезгин - 13 %, численность других национальностей не превышает 10 %.

Культура

Примечательно, что до XX века письменной даргинской литературы просто не существовало. Ранее все произведения существовали только в устной форме. Первые стихотворные сборники на даргинском языке были изданы в 1900-х годах. В языковом и грамматическом отношении они оставались полударгинскими и полуарабскими, содержали произведения исключительно религиозного содержания.

После Октябрьской революции даргинская литература начала стремительно развиваться. Сначала собирались и записывались памятники устного творчества этого народа, в 1925 года начала выпускаться первая газета на даргинском языке, которая называлась "Дарган".

В 1961 году на базе первой даргинской студии, открытой при художественно-театральном институте в Ереване, появился первый профессиональный драматический театр даргинцев. Он получил имя основателя даргинской литературы, поэта, жившего в XIX веке, Омарла Батырая.

Язык

Интересно, что представители этого народа разговаривают на даргинских языках, которые относятся к нахско-дагестанской ветви. Это северокавказская языковая семья.

Сам по себе даргинский язык распадается на большое количество диалектов. Среди них можно выделить урахинский, акушинский, кайтагский, цудахарский, чирагский, кубачингский, сиргинский, мегебский.

Современный литературный язык этого народа сложился на основе акушинского диалекта. Также среди даргинцев весьма распространен русский язык.

Первые сведения о собственном языке среди даргинцев относятся ко второй половине XVIII века. В 1860-х годах появляется описание урахинского диалекта. На протяжении прошлого столетия основы письменности менялись дважды. В 1928 году арабица была заменена латинским алфавитом, а с 1938 года стала использоваться русская графика. В современном алфавите у даргинцев 46 букв.

Музыка

В наше время большое распространение получили даргинские песни. Существует большое количество музыкантов и профессиональных певцов с соответствующим репертуаром.

Один из самых популярных исполнителей даргинских песен - Ринат Каримов. В его репертуаре есть произведения "Для вас, даргинцы", "Исбахи", "Любовь придет", "Моей даргинке", "Пойми сердце мое", "Родник любви", "Сон", "Черноглазая", "Красивая", "Будьте счастливы", "Не могу без тебя", "Свадебная", "Шуточная".

Традиции даргинцев

О традициях этого народа можно составить определенное представление, основываясь на фольклоре этого народа. Он изобилует проклятиями и благими пожеланиями, так что принципы менталитета этого народа становятся понятны. Интересно, что самые страшные даргинские проклятья иллюстрируют то, какие обычаи главенствуют в их иерархии ценностей.

Если внимательно изучить то, что желают даргинцы другу или врагу, то можно понять, что здесь почитают старших, семейные традиции и всегда рады гостям. Например, среди даргинцев распространено грозить тем, чтобы старость оказалась никому не нужной, переломались кости у того, кто не любит гостей, родные рассыпались, как бусы с порванной нити.

Одна из главных добродетелей этой кавказской национальности заключается в почитании возраста. Старшему принято всегда уступать место, а когда он начинает говорить, молодежь должна обязательно слушать его стоя. За столом первым будет наполнено блюдо самого пожилого человека, невнимание к старости осуждается в обществе.

Практически также трепетно в традициях даргинцев относятся и к гостям. Как и везде на Кавказе, тут принято всегда быть готовым к тому, что на пороге дома может появиться путник, которого следует обязательно окружить соответствующими почестями.

Для гостя в доме устраивают идеальный порядок, предоставляют лучшее место. Его нужно непременно угостить, поэтому у даргинцев дома всегда хранится на случай появления в доме путника. Об этом знают даже маленькие дети, поэтому когда находят конфеты, всегда интересуются у родителей, не предназначены ли они гостям. При появлении в доме чужих не принято прибираться, суетиться, все должно быть неторопливо и чинно.

Семья

Среди обычаев этого народа одно из главенствующих мест занимают семейные традиции. Тут привычен патриархальный уклад, который подразумевает главенство мужчин над женщинами, а старших над младшими.

Любой неправедный поступок сразу ложится позором на всю его семью. Поэтому каждый стремится соответствовать этическому кодексу, его правила передаются из поколения в поколение. Больше всего ценятся честность, благородство, смелость и трудолюбие.

Свадебные традиции этого народа типичны для остального Кавказа. Существуют обряды сватовства, затем следует получение согласия на женитьбу, пребывание невесты в "другом " доме, которому предшествует обручение. Только после этого девушку вводят в общую комнату и отправляют к роднику за водой.

Большой ценностью в семье считаются дети. Пожелание бездетности считается одним из самых суровых и жестоких проклятий. Детей принято называть в честь пророков, уважаемых в роду людей или давно умерших родственников. При этом каждый знает, что он будет обязан соответствовать этому имени.

Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана. Они составляют 16,5 % от всего населения республики. Всего в России насчитывается около 590 тысяч представителей этого народа. За пределами Дагестана больше всего даргинцев – более 50 тысяч человек – живут в Ставропольском крае.

Происхождение и история даргинцев

Самоназвание народа – дарган, дарганти – по-видимому, происходит от слова "дарг". Понятие довольно трудно перевести на русский язык – это нечто внутреннее, то, что противопоставлено внешнему окружению. Формирование даргинского народа происходило на протяжении последней тысячи лет под влиянием военных усобиц проживавших в горах Дагестана племён, а также нашествий турецких и иранских армий. Впервые этноним даргинцы появляется в одной из летописей XV века.

Несмотря на существование общего литературного даргинского языка, сложившегося на основе акушинского диалекта, далеко не все даргинцы одинаково хорошо понимают друг друга: насчитывается около 17 диалектов, довольно существенно различающихся между собой. Письменный даргинский использует кириллический алфавит.

Вплоть до вхождения в 18 веке в состав российского государства земли, населенные даргинцами, находились под управлением союза сельских обществ Акуша-Дарго Кайтагского уцмийства. Во времена Кавказской войны даргинцы в большинстве своем поддерживали Шамиля, однако активного участия в военных действиях не принимали.

В советский период истории российского государства, когда была образована Дагестанская АССР, многие даргинцы переселилось из горных в равнинные районы республики.

Ремесла даргинцев

У даргинцев без преувеличения золотые руки. Особого искусства народные мастера добились в обработке металлов, шерсти, дерева, кожи и камня. Профессии ювелира, оружейника, кожевника всегда были и остаются у этого российского народа в почёте. Всемирную известность имеют оружейные клинки из селений Кубачи, Харбука и Амузги.

Кубачинские мастера также издавна славились изготовлением кольчуг, шлемов, панцирей, налокотников, ружей и пистолетов. Парадное оружие (ножны, рукоятки шашек и кинжалов) даргинцы весьма умело оправляли серебром и позолотой и украшали узорчатыми пластинками из кости. Причем, искусство златокузнецов не забыто и в наши дни. К примеру, в Кубачах, каждый, от мала до велика, владеет ювелирным мастерством: оно передается в семьях из поколения в поколение. Помимо оружия, создают местные умельцы подсвечники, парадную посуду и, конечно, женские украшения. Работают с серебром, медью, костью и эмалью.

Кстати, хотя в знаменитом "серебряном" селе и проживают даргинцы, сами местные жители предпочитают называть себя кубачинцами или "кубачинскими французами": своим грассированием местный диалект по звучанию больше похож на французский, чем на другие даргинские говоры.

Прославило даргинцев и кожевенное ремесло. Мужские кожаные ремни богато "оснащены" гроздьями серебряных или металлических звеньев и подвесных блях.

Даргинки с самого раннего детства приобщались к искусству изготовления национальных костюмов. Особые умения девушкам требовались при производстве головных уборов, налобная кромка которых украшалась оригинальной цепочкой сложного плетения, с нанизанными по бокам монетками разной величины. Занимались даргинки и плетением нагрудных украшений: разноцветных ожерелий, состоящих из бусин и монет.

Даргинские женщины – признанные мастерицы ковроткачества, вязания и войлоковаляния.

Быт даргинцев

Быт даргинцев издавна регулировался традиционным правом - обычаями, принятыми в том или ином джамаате (сельской общине). Общины, в свою очередь, объединялись в более крупные сообщества, часть которых на протяжении долго времени составляла так называемую Акушимскую конфедерацию. Внутри общин жизнь даргинцев формировалась вокруг малых семей и их групп (тухумов), ведущих родство от одного общего предка.

Как и у многих других кавказских народов, наиболее наглядно обычаи даргинцев проявляются в ритуале гостеприимства: в дом приглашался любой человек вне зависимости от его национальности, религиозной принадлежности, места проживания. Любой визитёр и до сих пор может быть уверенным в том, что в доме у радушного даргинца его ожидает богато уставленный кушаньями стол и комфортный ночлег. А за безопасность гостя в доме лично отвечает хозяин.

За даргинским столом о диетах лучше забыть сразу! В центр стола при каждом застолье обязательно выставляется национальная кулинарная гордость – чуду – что-то среднее между блинами с припеком и "закрытым" пирогом. Традиционные чудо-начинки - мясо, овощи, творог и горные травы. Столь же обязателен и хинкал (не путать с хинкали), рецепт которого свой у каждой хозяйки. Самые популярные супы - из пшеницы, гороха или фасоли. А запивать все это разнообразие полагается бузой – слабо- или безалкогольным квасом, который сами даргинцы называют напитком аксакалов.

ДАРГИНЦЫ (самоназвания - дарган, дарганти, даргва; аварское - даргиял, кумыкское - даргиляр), один из дагестанских народов в Среднем Дагестане (Россия). Живут на юге Буйнакского, в Левашинском, на северо-востоке Гунибского, юго-западе Карабудахкентского, в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, на юге Кайтагского, севере Агульского районов; проживают также в Ставропольском крае и Калмыкии. Численность 510,1 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Дагестане 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их состав часто включают близких по языку и культуре кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Верующие - мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.

Этноним «даргинцы» известен с 14 века. Политические и торговые отношения с Россией с 17 века. До окончательного присоединения к России (1-я треть 19 века) большинство союзов сельских общин (Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Муги, Урахи) входило в союз Акуша-Дарго, Уцуми-Даргва - в уцмийство Кайтаг, Губден и Дакар - в Тарковское шамхальство, Мегеб - в аварский Андалальский союз, Буркун-Даргва - в Казикумухское ханство. Акуша-Дарго управлялся сходом представителей союзов (цихнабях), собиравшихся около села Акуша. Сельские общины (джамааты) управлялись кадием, старейшинами и исполнителями (баруман) во главе с глашатаем (мангуш), старшинами (халати). Имели постоянные торговые контакты с кумыками. Даргинцы не входили в состав Имамата Шамиля, но принимали участие в Кавказской войне 1817-64 и восстании 1877. После войны большинство даргинских сёл вошло в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа. Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные занятия на равнине - пашенное земледелие, в горах - отгонное скотоводство. Около 38% проживает в городах. Ремёсла - резьба по дереву (мебель, детали жилищ: карнизы, наличники, опорные столбы), камню (надгробия), кузнечное дело (село Харбук Дахадаевского района), оружейное, ювелирное, золотошвейное дело (село Акуша и др.), вышивка, вязание (Сергокалинский и Акушинский районы: в основном носки с геометрическим орнаментом), ковроткачество (Левашинский, Акушинский, Дахадаевский районы), выделка сафьяна (в основном в селе Цудахар), войлока и сукон, производство поливной керамики и др. Основу традиционной женской одежды составляла туникообразная рубаха (хева, гурди, ава) с прямыми рукавами, характерны узкие в шагу штаны с узкими штанинами, мужская и женская шуба-накидка с ложными рукавами. В предгорных районах были распространены отрезная по талии рубаха (балхун-хева) и распашное платье (валжаг, каптал-хева, бузма-хева, балхун-хева, кабалай, гурди, лабада). В ряде сёл ткали наплечные накидки и шали. Характерные типы чухты (чук) - в виде прямоугольной повязки, часто с нарядной налобной нашивкой; в виде чепца с мешочком-накосником и длинным (иногда до пят) полотнищем из нарядной ткани (в том числе шёлка, парчи, кашемира и т.п.); поверх чухты обычно носилось широкое покрывало (дика). Традиционная пища - хлеб (пшеничный и ячменный, в нагорье выпекался в тандыре-тарум); супы-нергь (мясной, молочный, фасолевый, тыквенный и др.); кусочки теста, варенные в бульоне (хинкал); род колбасы (хяли сирисан); размолотое льняное семя с мёдом (урбеш); молоко ели только в переработанном виде. Традиционный напиток - буза (харуш). Календарные праздники - весенний Новый год, дни первой борозды, окончания сбора урожая. Распространены обряды вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца и др. Фольклор - предания, сказки о животных, басни, анекдоты, пословицы, поговорки, баллады (семейно-бытовые, любовные, эпико-героические - «Об отправившихся в Айзани на войну», «Богатырь Холчвар», «Камалул-Башир» и др.), песни-плачи о погибших героях и др. Среди музыкальных инструментов: агач-кумуз, чунгур (струнные щипковые), зурна (духовой язычковый), идиофоны и мембранофоны; заимствованный инструмент - гармоника. Преобладает сольная мужская исполнительская традиция, в том числе творчество чунгурчи, поющих в сопровождении чунгура. Среди певцов-импровизаторов конца 19 - начала 20 века - Омарла Батырай, Цудахарец Хаджи. Основной танец - различные виды лезгинки. Характерны мужские свадебные танцы: у цудахарцев - круговой вокруг костра (щирла делх), у сюргинцев - линейный (тугла аяр). Сохранились многочисленные записи даргинского адата 17-19 века, наиболее известен кодекс, приписываемый кайтагскому уцмию Рустем-хану (17 век). Известны даргинские мусульманские учёные - Дамадан из Мегеба (умер в 1718) и Дауд из Усиши (умер в 1757). Есть представители интеллигенции. В 1992 году создано культурное общество Даргинское демократическое движение «Цадеш» («Единство»).

Лит.: Алиев А., Никольская З. А., Шиллинг Е. М. Даргинцы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; Даргинские сказки / Пер., предисл. и прим. М.-З. Османова. Махачкала, 1963; Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967; Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. 1-2; Османов М. О. Даргинцы // Народы Дагестана. М., 2002.

М. О. Османов, Г. А. Сергеева; У. Б. Далгат (фольклор).

До сих пор речь шла о месте предков даргинского народа среди других этносов древнего Дагестана. Теперь следует обратить внимание на их самоназвание. Исследователи пытались как-то объяснить его еще в XIX в., однако сами же признавали неубедительность этих попыток. Итог им подвел выдающийся языковед того времени П.К.Услар в своей работе "Хюркилинский язык". Указав, что этноним "даргва" относится к народным этническим и географическим названиям, он замечает: "...настоящее значение (этого слова. - Р.М.) остается непонятным: в известных пределах оно употребляется как нарицательное..." Далее он отмечает, что слово "даргва" входило в состав названий пяти крупных традиционных политических объединений даргинцев, занимавших лочти всю даргинскую этнотерриторию: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Гамур-Дарго, Уцми (или Кайтаг)-Дарго, Буркун-Дарго. Большинство из этих крупных объединений складывалось из более мелких, так называемых "хуреба" - например, Акуша-Дарго состояло из "Акушала хуреба", "Цудкурила хуреба", "Усила хуреба", "Му-гела хуреба", "Микхила хуреба". "Хуреба" буквально означает "народ, войско" . По происхождению "хуреба" - арабское слово, буквально означающее "пришлые". Объясняется это тем, что из "газиев" - добровольцев ("борцов за веру"), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира в Х-Х1 вв., здесь формировались отряды, ополчения, которые затем распространяли мечом ислам в прилегающих дагестанских землях.

Впоследствии это слово стало уже осознаваться как всякое ополчение людей, исповедующих ислам, как "народ-войско". Выходит, таким образом, что каждое объединение сел было способно сформировать общий военный отряд для защиты своих интересов и рассматривалось соседями именно как военно-политическая единица. Подобный принцип организации был присущ и другим народностям Дагестана. Достаточно здесь обратить внимание на соседей даргинцев - аварские общинные союзы, именовавшиеся "бо" (букв, "войско" , "ополчение").

"Дарго" - это территориальное объединение группы соседних "хуреба", но на более высокой ступени. Если обратиться к названиям даргинцев у их соседей, то наряду с производными от "Дарго" (напр., дарган и т.п.), особенно распространившимися в последний исторический период, мы получим целый ряд этнонимов, восходящих к названию ближайшего "дарго" или "хуреба": в аварском - "ахъуши", "цI едех", в кумыкском - "акьушали", в лакском - "ахъуша", "цI ахъар", "хайдакул" (даже 6артхи - от Бартху, древнее название с.Усиша). У табасаранцев, наряду с общим современным названием даргинцев, сохранилось и особое название кайтагцев -"жвюгъяр", а Кайтаг - "Жвюгъя", что, по мнению исследователей, восходит к названию древнего города в Каракайтаге (ныне развалины). Выведение названия народа из названия заселяемой им территории вообще широко распространено во всех языках земли.

Попробуем теперь применить к этнониму даргинцев ("даргала") тот же подход, так как к народному этногеографическому названию и как к характеристике заселяемой ими территории. По этому поводу П. К. Услар замечает, что слово "Дарго" ("Даргва") не есть лингвистическое понятие (т.е. не относится к языку) - это "общее название для нескольких бывших округов", которое, "быть может, происходит от "дарг" - внутренность, в противоположность внешнему: "либилла Даргва" - "все Дарго". Действительно, в народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем "дарг" - внутренность, нутро. В массовом сознании народа Дарго понимается как "родина даргинцев", как "сердцевина даргинской земли", а "дарган" -как самоназвание даргинского народа. Это дает некоторое основание для реконструкции взгляда народа на самого себя в тот отдаленный период, когда он начинал осознавать себя не просто как группу племен-соседей, а как некую общность.

Итак, предки даргинцев считали своей отличительной черты то, что они населяют какую-то "внутреннюю" часть Дагестана, и это должно было отличать их, по-видимому, от жителей каких-то "внешних, наружных" земель. К этому "внутреннему" населению относили себя, по меньшей мере, жители всех "хуреба" Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, бассейна р.Гамри (по крайней мере, его горной части) и Кайтага.

Таким образом, очерчивается "внутреннее территориальное ядро", заселенное предками нынешних даргинцев, пространство, ограниченное водоразделами рек Уллучая и Рубаса на юге, долиной р.Шура-озень - на севере и бассейном р.Дарго-х1ерк - на западе. Дарго-хI ерк - его народное название правого притока р.Казикумухское Койсу, берущего начало на склоне горы Шунудаг, выше с.Тенты и впадающего в нее ниже с.Цудахар, на картах он отмечен иногда как р.Акуша или Акушинка. На севере в состав Дарго входит Левашинское плато. К внешнему пространству, по-видимому, следует отнести прилегающие земли, которые органично связаны с "внутренней" территорией. Здесь свидетельством могут выступать и топонимика и исторические сведения и т.д.

В этом смысле интересно замечание лингвиста С.Абдуллаева о том, что в прошлом жители Акуша-Дарго не включали в понятие "Даркала" ни Кадар, ни Губден, ни Сиргу (ни даже Муйра, Мюрего и Кайтаг) - таким образом, их не относили к "внутренним" землям. В те времена вообще принадлежность к своему "хуреба" значило, по-видимому, даже больше, чем принадлежность к "дарго" (напр., цудахарецйюг заявить, что он не даргинец, а цудахарец).

Теперь обратим внимание и на вторую версию возникновения названия "Дарго". Выше отмечалось, что название даргинцев у соседних народов обычно образуется от названия ближайшей к ним даргинской "земли" или крупного пункта (как Акуша, Жолаги, Цудахар и т.п.). В этой связи можно обратить внимание на древний город Таргу в долине Гамри-озеня, бывший когда-то крупным центром для всех прилегающих земель - по крайней мере для тех, которые были связаны в политическом отношении с государствами древнетюркских кочевников на предкавказской и приморской равнине. Некоторые ученые предполагают, что глухой согласный "т" в начале этого названия появился лишь впоследствии, а в начале он произносился более звонко "даргу", что, возможно, происходит от иранского "дар-и-гун" - "ворота гуннов", подобно тому, как нынешний Дарьял (ущелье верхнего Терека, соединяющее Грузию и Осетию) происходит от "дар-и-алан" - "ворота аланов". Это древнее название "столицы" вполне могло превратиться в название земли и народа, в истории немало подобных случаев: вспомним хотя бы римлян (названных от их столицы Рима), византийцев (от древнего названия их столицы Константинополя - Визинтин), название русских в средневековой Европе "москвиты" (от их столицы Москвы), этот список можно было бы и продолжить. Но здесь, конечно, следует признать, что возможность подобного же происхождения названия "даргинцы" нуждается в дополнительных, более строгих подтверждениях, оставаясь пока лишь возможным предположением.

Одно несомненно, что город Таргу был первым к северу от Дербента крупным городом, расположенным в среднем течении р.Гамри-озень. Жителям окрестных кумыкских селений Алхажакент и Мамма-аул город этот известен под именем Таргу или Даргу. А даргинцы по названию этого города называли феодальное княжество под именем Хамри-Дарго.

От вопроса о самоназвании, этнониме даргинцев логично перейти к проблемам языка и территории. С внутренним делением даргинских земель связан и вопрос о языке. В самом деле: можно считать деление "внутреннего ядра" даргинской этнотерритории на 5 земель (объединений "хуреба") явлением древним или его следует отнести ко времени упоминания всех этих земель в письменных источниках? Видимо, следует исходить из того очевидного факта, что языковая близость гораздо древнее, чем близость политическая. Даргинский язык, как и большинство языков Дагестана, до последнего времени существовал как группа более или менее близких диалектов и говоров. Более того: лингвисты считают, что обособленность даргинских диалектов заметно выше и устойчивее, чем диалектные расхождения в других дагестанских языках. Иногда эти расхождения достигают такой степени, что люди разных диалектов вообще не понимают друг друга - тогда лингвисты ставят вопрос о выделении особых языков - кайтагского, кубачинского, составляющих с даргинским родственную языковую группу. И, напротив, внутри диалекта могут существовать отдельные говоры, которые не мешают их носителям понимать друг друга, но при этом легко отличить, из какой местности происходит говорящий.

Сейчас большинством лингвистов принято выделять следующие диалекты: акушинский (лег в основу литературного даргинского языка), урахинский (Услар назвал его хюркилинским), мекегинский, цудахарский (многие считают его "диалектной группой" из нескольких обособленных говоров), муйранский (некоторые его говоры - дейбукский, харбукский - сильно обособлены), сиргинский. Деление это принимается с оговорками - так, кайтагский и кубачинский иные считают особыми языками, а иные – диалектами. С другой стороны, некоторые склонны рассматривать обособленные говоры - мугинский, мулебкинский, гамринский, гапшиминский и другие как диалекты.

Но все же можно сказать, что общая картина языковых связей даргинских земель, степень их сближения или обособления в общем ясна. При этом заметно, что степень языкового и политического обособления часто не совпадает; так, лингвисты отмечают, что Каба-Дарго и Хамур-Дарго, будучи отдельными политическими союзами, относятся к одному диалекту (хюркилинскому), который, в свою очередь, ближе к акушинскому, чем диалект цудахарского "хуреба", входившего в Акуша-Дарго. Сирга лингвистически стоит ближе к Хайдаку, чем остальные даргинские общества, но тем не менее она никогда не входила в Уцми-Дарго. Буркун-Дарго, видимо, относится к "внутренним" землям, но это особый диалект. При всем этом Акуша-Дарго осталась колыбелью свободы и твердынею для всех даргинцев.

Чем объяснить эти расхождения? Можно лишь предположить, что традиционное деление даргинских земель на общинные союзы и феодальные владения не являются исконными - сквозь него проступает гораздо более древнее деление, "отпечатавшееся" в языке жителей "внутренних" даргинских земель. Древность эту, возможно, следует отнести, к периоду распада общедагестанской языковой общности и их племенному расселению по разным территориям.

Для последующего периода истории Дагестана характерен процесс национальной консолидации по языку, а также по проживанию на компактной территории. Историческая необходимость в общем названии как раз и привела к тому, что термин "даркала", относимый в древности только к внутренним, горным частям даргинской этнотерритории, лег в основу общепринятого названия всего даргинского народа. Те же процессы консолидации и оформление в современные народности с единым литературным языком, с единым самосознанием проходили и у других народностей Дагестана, и точно так же нынешнее название их имело в прошлом несколько иное значение.

В "Энциклопедии мировых культур" написано» что этноним даргинцев - "дарги", самоназвание "дарганти" (единственное число "дарган") общее название "даргва".

Название "дарго" как общее для всех, кто говорит на даргинском языке, было известно еще в средневековье. Как экзоэтноним оно упоминается в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса, написанного им в 1404 г. под названием "Libellus de notia orbis ". Там говорится, что здесь (севернее Дербента. - А.М.) живут также грузины, сарацины, даргинцы и лезгины. Между этой местностью и горами встречаются лакцы и даргинцы. Правда, в дагестанских исторических хрониках "Тарих Дагестан", "Дербент-наме" и других, как и в многочисленной русской литературе о народах Дагестана, этот термин не употреблен, хотя часто упоминаются кайтаги, акушинцы, цудахарцы. И только после присоединения Дагестана к России этноним "дарго" (даргинцы - рус.) снова занимает место общенационального этнонима.

Исходной основой для общеэтнического названия "даргинцы" вне сомнения послужило название акушинского союза вольных обществ "Акуша-Дарго. Исчезновение термина "дарго" как общеэтнического названия после XV века не является исключительным в связи с усилением процесса политического раздробления в Дагестане. Так случилось и с ранним этнонимом аварцев, который, как полагает ряд таких выдающихся исследователей, как Н.Трубецкой, Я.Марр, И.Бехерт и др., звучал как "алби" и остался в названиях аварцев их соседями.

Наибольший интерес вызывает значение этнонима "дарго". П.К.Услар считал, что "дарго" происходит от слова "дарг", что на даргинском языке означает "внутренность", в противоположность внешнему, иноязычному, что подтверждает и Е.И.Козубский.

В этой заметке я предлагаю новую этимологическую версию. Смысл ее заключается в том, что "дарго" является формой "дугри" - термин тюркского происхождения и означает "справедливый", "прямой", "ровный". (Тогру - прямой, правильный, справедливый. См.: Древнетюркский словарь. 1969. С.571). Соответственно упомянутый союз "Акуша-Дарго" значит "Акуша-справедливый", как скажем. "Новгород Великий". Это тем более вероятно, потому что практически все "должностные названия старой политической культуры в Дагестане арабо-персидского или тюркского происхождения. (Нужно добавить, что приставкой "дарго" обозначались и другие даргинские общества, такие как Каба-Дарго и др., что, видимо, является тиражированием от основного суперсоюза "Акуша-Дарго"). Мы располагаем серией примеров присовокупления "дугри" в прямом или искаженном виде к ряду позиций в соционормативной и политической культуре народов Дагестана. Так тюркское "дорга" (метатеза от "дугри") как титул присваивался наиболее авторитетным правителям Аварии, например, Уммахан Аварский (конец XVIII в.) имел титул "дугри-нуцал", т.е. Справедливый, а в родословной аварских ханов как титул или собственное ими "дугри" встречается четыре раза. Этим же титулом отличали социальный слой высоких степеней, таких как "догрек-узден". В старой политической культуре андийцев лица с полицейскими функциями также именовались как "доргъа-хъол" (характерно, что в андийском "дорга" принимает идентичную этнониму даргинцев "дарга" форму). Случилось, что это слово в прямом его значении, т.е. "благородный, высоконравственный, справедливый" вошло и в лакский язык. Мы имеем здесь определенную системность: "дугри" или "дорга" как приставка к персонам, наделенным правовыми полномочиями. А право, как известно, в традиционных цивилизациях часто выражалось понятием "справедливость", что отразилось и в русском слове "право".

Однако вернемся к "Акуша-Дарго", очевидной основе общенационального этнонима даргинцев. Что же послужило причиной того, что союз Акуша стал титуловаться как "правовой" или "справедливый"? Ответ однозначен, и он, что называется, лежит на поверхности. Политическую систему акушинского суперсоюза "вольных обществ", можно привести как эталон с точки зрения устроенности, законченности в правовом отношении старинных кавказских республик. Акушинская федерация (или суперсоюз) располагала четкой структурой, где наибольшее значение имела хорошо организованная судебная власть с двумя ветвями: суд по адату и суд по шариату. Параллельно существовала судебная власть по делам шариата у кадия Акушинского. К Акушинскому кадию поступали жалобы и кассации из окрестных, входивших в суперсоюз мини-республик (Цудахарская, Уси-шинская, Мекегинская, Мугинская). Акушинская федерация выработала также четкий кодекс для всей федерации на основе пяти (включая собственно Акуша) перечисленных его субъектов, о чем один из выдающихся знатоков права и этнографии Кавказа М.О.Косвен писал: "...право даргинцев разделено на общее право и частное право каждого из обществ, входивших в Даргинский округ". (Обращаю внимание на то, как М.О.Косвен называет адаты даргинцев "правом", а не "обычным правом", как их квалифицируют другие авторы. Между этими категориями исключительная квалификационная разница, чем и ценно определение М.О. Косвена). Итак, высшим правовым авторитетом среди даргинцев был кадий по шариату и судебная власть, составленная на основе съезда представителей обществ на Дюзи-Майдане. Таким образом, авторитет кадия И Акушинского союза "вольных обществ", правовая устроенность этого старинного политического образования и послужили мотивом того, что акушинская федерация получила титул "дарго", отсюда "Куша-Дарго", т.е. "Акуша-c праведливый", что и послужило основой современного общенационального этнонима у даргинцев "дарганти", "даргва".

Идентичность "дарга" с общетюркским "тугри" легко устанавливается, если обратить внимание на очевидную метатезу "гр" - "рг" и на особенности даргинского языка, где "о непременно произносится как "а" или "у".

Расул Магомедов, известный дагестанский ученый, доктор исторических наук, профессор ДГУ, журнал "Возрождение", №4, 1999 г.

ДАРГИНЦЫ - один из дагестанских народов в Среднем Дагестане.

Жи-вут на юге Буй-нак-ско-го, в Ле-ва-шин-ском, на се-ве-ро-вос-то-ке Гу-ниб-ско-го, юго-за-па-де Ка-ра-бу-дах-кент-ско-го, в Аку-шин-ском, Сер-го-ка-лин-ском, Да-ха-да-ев-ском, на юге Кай-таг-ско-го, се-ве-ре Агуль-ско-го районов; про-жи-ва-ют так-же в Став-ро-поль-ском крае и Кал-мы-кии . Чис-лен-ность 510,1 тысяч человек (2002, пе-ре-пись), в том числе в Да-ге-ста-не 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их со-став час-то вклю-ча-ют близ-ких по язы-ку и куль-ту-ре кай-таг-цев и ку-ба-чин-цев. Го-во-рят на дар-гин-ских язы-ках. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фи-ит-ско-го маз-ха-ба.

Эт-но-ним «Даргинцы» из-ве-стен с XIV века. По-литические и тор-го-вые от-но-ше-ния с Рос-си-ей с XVII века. До окон-чательного при-сое-ди-не-ния к Рос-сии (1-я треть XIX века) боль-шин-ст-во сою-зов сель-ских об-щин (Аку-ша, Цу-да-хар, Ме-ке-ги, Уси-ша, Му-ги, Ура-хи) вхо-ди-ло в со-юз Аку-ша-Дар-го, Уцу-ми-Дар-гва - в уц-мий-ст-во Кай-таг, Губ-ден и Да-кар - в Тар-ков-ское шам-халь-ст-во, Ме-геб - в авар-ский Ан-да-лаль-ский со-юз, Бур-кун-Дар-гва - в Ка-зи-ку-мух-ское хан-ст-во. Аку-ша-Дар-го управ-лял-ся схо-дом пред-ста-ви-те-лей сою-зов (цих-на-бях), со-би-рав-ших-ся око-ло села Аку-ша. Сель-ские об-щи-ны (джа-ма-аты) управ-ля-лись ка-ди-ем, ста-рей-ши-на-ми и ис-пол-ни-те-ля-ми (ба-ру-ман) во гла-ве с гла-ша-та-ем (ман-гуш), стар-ши-на-ми (ха-ла-ти). Име-ли по-сто-ян-ные тор-го-вые кон-так-ты с ку-мы-ка-ми. Даргинцы не вхо-ди-ли в со-став Има-ма-та Ша-ми-ля, но при-ни-ма-ли уча-стие в Кав-каз-ской вой-не 1817-1864 годов и вос-ста-нии 1877 года. По-сле вой-ны боль-шин-ст-во дар-гин-ских сёл во-шло в Дар-гин-ский и Кай-та-го-Та-ба-са-ран-ский ок-ру-га.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Кав-ка-за (смотри в статье Азия). Основные за-ня-тия на рав-ни-не - па-шен-ное зем-ле-де-лие, в го-рах - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во. Около 38% про-жи-ва-ет в го-ро-дах. Ре-мёс-ла - резь-ба по де-ре-ву (ме-бель, де-та-ли жи-лищ: кар-ни-зы, на-лич-ни-ки, опор-ные стол-бы), кам-ню (над-гро-бия), куз-неч-ное де-ло (село Хар-бук Да-ха-да-ев-ско-го района), ору-жей-ное, юве-лир-ное, зо-ло-то-швей-ное де-ло (село Аку-ша и др.), вы-шив-ка, вя-за-ние (Сер-го-ка-лин-ский и Аку-шин-ский районы: в основном нос-ки с гео-мет-рическим ор-на-мен-том), ков-ро-тка-че-ст-во (Ле-ва-шин-ский, Аку-шин-ский, Да-ха-да-ев-ский районы), вы-дел-ка сафья-на (в основном в селе Цу-да-хар), вой-ло-ка и су-кон, про-изводство по-лив-ной ке-ра-ми-ки и др.

Ос-но-ву тра-диционной жен-ской оде-ж-ды со-став-ля-ла ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха (хе-ва, гур-ди, ава) с пря-мы-ми ру-ка-ва-ми, ха-рак-тер-ны уз-кие в ша-гу шта-ны с уз-ки-ми шта-ни-на-ми, муж-ская и жен-ская шу-ба-на-кид-ка с лож-ны-ми ру-ка-ва-ми. В пред-гор-ных рай-онах бы-ли рас-про-стра-не-ны от-рез-ная по та-лии ру-ба-ха (бал-хун-хе-ва) и рас-паш-ное пла-тье (вал-жаг, кап-тал-хе-ва, буз-ма-хе-ва, бал-хун-хе-ва, ка-ба-лай, гур-ди, ла-ба-да). В ря-де сёл тка-ли на-плеч-ные на-кид-ки и ша-ли. Ха-рак-тер-ные ти-пы чух-ты (чук) - в ви-де пря-мо-уголь-ной по-вяз-ки, час-то с на-ряд-ной на-лоб-ной на-шив-кой; в ви-де чеп-ца с ме-шоч-ком-на-кос-ни-ком и длин-ным (ино-гда до пят) по-лот-ни-щем из на-ряд-ной тка-ни (в т. ч. шёл-ка, пар-чи, ка-ше-ми-ра и т. п.); по-верх чух-ты обыч-но но-си-лось ши-ро-кое по-кры-ва-ло (ди-ка).

Тра-диционная пи-ща - хлеб (пше-нич-ный и яч-мен-ный, в на-го-рье вы-пе-кался в тан-ды-ре-та-рум); су-пы-нергь (мяс-ной, мо-лоч-ный, фа-со-ле-вый, ты-к-вен-ный и др.); ку-соч-ки тес-та, ва-рен-ные в буль-о-не (хин-кал); род кол-ба-сы (хя-ли си-ри-сан); раз-мо-ло-тое льня-ное се-мя с мё-дом (ур-беш); мо-ло-ко ели толь-ко в пе-ре-ра-бо-тан-ном ви-де. Тра-диционный на-пи-ток - бу-за (ха-руш). Ка-лен-дар-ные празд-ни-ки - ве-сен-ний Но-вый год, дни пер-вой бо-роз-ды, окон-ча-ния сбо-ра уро-жая. Рас-про-стра-не-ны об-ря-ды вы-зы-ва-ния и пре-кра-ще-ния до-ж-дя, вы-зы-ва-ния солн-ца и др.

Фольк-лор - пре-да-ния, сказ-ки о жи-вот-ных, бас-ни, анек-до-ты, по-сло-ви-цы, по-го-вор-ки, бал-ла-ды (се-мей-но-бы-то-вые, лю-бов-ные, эпи-ко-ге-рои-че-ские - «Об от-пра-вив-ших-ся в Ай-за-ни на вой-ну», «Бо-га-тырь Хол-чвар», «Ка-ма-лул-Ба-шир» и др.), пес-ни-пла-чи о по-гиб-ших ге-ро-ях и др. Сре-ди музыкальных ин-ст-ру-мен-тов: агач-ку-муз, чун-гур (струн-ные щип-ко-вые), зур-на (ду-хо-вой языч-ко-вый), идио-фо-ны и мем-бра-но-фо-ны; за-им-ст-во-ван-ный ин-ст-ру-мент - гар-мо-ни-ка. Пре-об-ла-да-ет соль-ная муж-ская ис-пол-ни-тель-ская тра-ди-ция, в т. ч. твор-чество чун-гур-чи, поющих в со-про-во-ж-де-нии чун-гу-ра. Сре-ди пев-цов-им-про-ви-за-то-ров конца XIX - начала XX веков - Омар-ла Ба-ты-рай, Цу-да-ха-рец Хад-жи. Основной та-нец - различные ви-ды лез-гин-ки. Ха-рак-тер-ны муж-ские сва-деб-ные тан-цы: у цу-да-хар-цев - кру-го-вой во-круг ко-ст-ра (щир-ла делх), у сюр-гин-цев - ли-ней-ный (туг-ла аяр).

Со-хра-ни-лись мно-го-численные за-пи-си дар-гин-ско-го ада-та XVII-XIX веков, наи-бо-лее из-ве-стен ко-декс, при-пи-сы-вае-мый кай-таг-ско-му уц-мию Рус-тем-ха-ну (XVII век). Из-ве-ст-ны дар-гин-ские му-сульманские учё-ные - Да-ма-дан из Ме-ге-ба (умер в 1718 году) и Да-уд из Уси-ши (умер в 1757 году). Есть пред-ста-ви-те-ли ин-тел-ли-ген-ции. В 1992 году соз-да-но куль-ту-рное общественное Дар-гин-ское де-мо-кра-тическое дви-же-ние «Ца-деш» («Един-ст-во»).