Характеристика арии генделя. Краткая биография генделя

Огромное значение имеет духовная тематика – образы Ветхого и Нового заветов (оратории «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей»). В них Генделя привлекал эпический размах и героический характер многих образов (библейские образы в героическом, гражданском аспекте).

Музыка Генделя передаёт не психологически тонкие нюансы, а большие чувства, которые композитор воплощает с такой силой и мощью, что заставляет вспомнить творения Шекспира (Генделя, как и Бетховена, нередко называют «Шекспиром масс»). Отсюда – основные черты его стиля:

    монументальность, широта (обращение к крупным формам – опере, кантате, оратории)

    оптимистическое, жизнеутверждающее начало

    общечеловеческий уровень творчества.

Свыше 30 лет своей жизни Гендель посвятил опере (свыше 40 опер). Но только в ораториальном жанре Гендель создал подлинно великие произведения (32 оратории). Сюжеты для ораторий Гендель черпал из различных источников: исторических, античных, библейских. Наибольшую популярность получили его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей». Свои оратории Гендель предназначал для театра и исполнения в декорациях. Желая подчеркнуть светский характер своих ораторий, он стал исполнять их на концертной эстраде, создав тем самым новую традицию исполнения библейских ораторий. В ораториях внимание Генделя приковано не к индивидуальной судьбе героя, как в опере, не к его лирическим переживаниям, а к жизни целого народа. В отличие от оперы-seria, с её опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Формой сольного пения в оратории, как и в опере, является ария. Гендель вводит новую разновидность сольного пения - арию с хором.

Список сочинений Генделя

Свыше 40 опер: «Альмира», «Агриппина», «Ринальдо», «Юлий Цезарь», «Роланд», «Ксеркс», «Родриго» и др.

32 оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей», «Иевфай» и др.

Около 100 итальянских кантат (светских)

Английские и итальянские песни

Церковная музыка: антемы, псалмы, «Те Deum» (хвалебный гимн)

Сочинения для оркестра: 19 concerto grosso, сюиты: «Музыка на воде», «Музыка фейерверка».

21 концерт для органа с оркестром (Гендель – создатель этого жанра)

3 сборника клавирных сюит , трио-сонаты, пьесы для клавира.

§ 5. Иоганн Себастьян Бах

2. Жизненный и творческий путь И. С Баха.

3. Органное творчество Баха.

4. Клавирная музыка Баха

5. Вокально-инструментальное творчество.

1. Характеристика творческого стиля И. С. Баха.

И. С. Бах (1685 - 1750) – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли о музыке. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы. «Бах почти заставляет меня поверить в Бога», - сказал Роджер Фрай.

Будучи последним, наряду с Генделем, великим композитором эпохи Барокко, Бах пролагает пути к музыкальному классицизму. Стали популярными слова Бетховена: «Его нужно звать не Бах (по-немецки «ручей»), а море!».

Бах был глубоко религиозен. Библия всегда оставалась его настольной книгой. В начале своих сочинений он обычно проставлял обращение – «Иисусе, помоги», а в конце – «Всевышнему одному слава».

Многим музыка Баха кажется чересчур серьёзной, даже сумрачной. Однако композитор-философ был вместе с тем любителем весёлой шутки. Страницы, полные скорби и трагедии, сменяются в его сочинениях эпизодами юмора, радости, бурного восторга. Часто Баха считают также академически сухим, чрезмерно рассудочным. Но рационализм, строгая самодисциплина сочетается у композитора с эмоциональностью, логика – со свободной фантазией.

Бах – ярко национальный художник, соединивший традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ.

Творчество Баха – музыканта-универсала – отличается всеохватностью жанров (все жанры, кроме оперы):

Органные произведения: прелюдии и фуги (18), токкаты и фуги (5), фантазии и фуги (3), хоральные прелюдии (46), 6 органных концертов, Пассакалия c-moll и др.

Клавирные произведения: маленькие прелюдии и фуги, 15 двухголосных инвенций и 15 трёхголосных инвенций (симфоний), 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хроматичекая фантазия и фуга, «Хорошо темперированный клавир», Итальянский концерт, Гольдберговские вариации, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».

Оркестровые произведения: 6 Бранденбургских концертов, 5 сюит, 7 инструментальных концертов для клавира с оркестром, 3 концерта для скрипки с оркестром, камерные сочинения.

Вокально-инструментальные произведения: Высокая месса h-moll, Магнификат, Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, «Рождественская» и «Пасхальная» оратории, около 300 духовных (сохранилось 199) и 24 светских кантаты.

Сочинения без указания исполнительского состава: «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги».

Биография Генделя свидетельствует о том, что он был человек большой внутренней силы и убежденности. Как говорил о нем Бернард Шоу: «Вы можете презирать кого и что угодно, но вы бессильны противоречить Генделю». По мнению драматурга, даже закоренелые атеисты теряли дар речи при звуках его музыки.

Детство и юные годы

Георг Фридрих Гендель появился на свет 23 февраля 1685 года, его родители проживали в Галле. Отцом будущего композитора был цирюльник-хирург, жена которого выросла в семье священника. Ребенок очень рано начал интересоваться музыкой, однако в раннем детстве на его увлечения обращали не так много внимания. Родители полагали, что это лишь детские забавы.

Первоначально мальчика отдали в классическую школу, где будущий композитор смог воспринять некоторые музыкальные понятия от своего наставника Преториуса. Будучи истинным знатоком музыки, он и сам сочинял оперы для школы. В числе первых педагогов Генделя оказался и органист Кристиан Риттер, который дал мальчику уроки игры на клавикордах, и придворный капельмейстер Давид Пооле, нередко бывавший в доме.

Талант юного Генделя был оценен по достоинству после случайной встречи с герцогом Иоганном Адольфом, и судьба мальчика сразу же начала резко меняться. Большой поклонник музыкального искусства, услышав замечательную импровизацию, уговорил отца Генделя дать сыну соответствующее образование. В результате Георг стал одним из учеников органиста и композитора Фридриха Цахау, пользовавшегося большой известностью в Галле. В течение трех лет он учился сочинительству музыки, а также овладел навыками свободной игры на нескольких инструментах - освоил скрипку, гобой и клавесин.

Начало карьеры композитора

В 1702 году Гендель поступил в Галльский университет, а вскоре получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Благодаря этому юноша, отец которого к тому времени скончался, смог зарабатывать на жизнь и обрел крышу над головой. Одновременно Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии.

Годом позже молодой композитор принимает решение о переезде в Гамбург, где тогда располагался единственный в Германии оперный театр (город даже называли «немецкой Венецией»). Примером для подражания для Генделя тогда стал руководитель оркестра театра Райнхард Кайзер. Гендель, поступивший в коллектив в качестве скрипача и клавесиниста, разделял мнение о том, что в операх предпочтительнее использовать итальянский язык. В Гамбурге Гендель создает свои первые произведения - оперы «Альмира», «Нерон», «Дафна» и «Флориндо».

В 1706 году Георг Гендель по приглашению великого принца Тосканского Фердинандо де Медичи приезжает в Италию. Проведя в стране около трех лет, он написал знаменитый «Dixit Dominus», в основу которого вошли слова 110 псалма, а также оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo». Композитор становится популярным в Италии, публика воспринимает его оперы «Родриго» и «Агриппина» очень тепло.

Гендель в Англии

Период с 1710 года и до конца жизни композитор проведет в Лондоне, куда отправится в качестве капельмейстера принца Георга (позже он станет королем Великобритании и Ирландии).

Ежегодно создавая по несколько опер для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», композитор был вынужден менять места работы - воображению великого музыкального деятеля было тесно в существовавших тогда рамках последовательной структуры оперы seria. Кроме того, Генделю постоянно приходилось вступать в разногласия с вельможами. В результате он постепенно переключился на сочинение ораторий.

Весной 1737 Гендель пережил удар, из-за которого у него частично парализовало правую руку, а позже начали замечать помрачения рассудка. Но композитору удалось в течение года восстановиться, однако оперы он больше не создавал.

За девять лет до кончины Гендель совершенно ослеп по воле рокового случая и был вынужден провести эти годы во тьме. 7 апреля 1759 года композитор прослушал концерт, во время которого исполнялась созданная им оратория «Мессия», и это стало последним выходом мастера, имя которого славилось по всей Европе. Спустя неделю, 14 апреля, Георг Фридрих Гендель покинул этот мир. Согласно его последней воле, похороны состоялись в Вестминстерском аббатстве. Траурная церемония была организована с пышностью, как у самых значительных государственных мужей Англии.

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

Краткую биографию Георга Фридриха Генделя и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Генделя

Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.


Жизненные принципы глубоко религиозного отца с одной стороны и происхождение матери – с другой, а также невысокое положение их семьи в обществе должны были безапелляционно закрыть для мальчика путь к музыке, однако «совсем случайно» этого не произошло.

В биографии Генделя есть тот факт, что однажды волею судьбы изумительную игру 7-летнего Фридриха услышал герцог Иоганн Адольф I. Вельможа порекомендовал дать мальчику музыкальное образование, и отец, не посмев перечить воле герцога, вынужден был забыть о юридическом образовании сына. Георг Гендель нанял в учителя органиста Галльской приходской церкви Ф.В. Цахова, ставшего первым …и последним, кто занимался с Генделем музыкой.

Принадлежа, как церковный органист, к старой школе, Цахов упивался исполнением фуг, канонов и контрапунктом. Вместе с тем, он был хорошо знаком с европейской музыкой, а также сам сочинял произведения, от которых веяло новым, концертно-драматическим, стилем. Многие из характерных черт «генделевского» стиля будут брать начало именно в музыке Цахова.

Клавесин , скрипка, орган , гобой – игру на этих инструментах Гендель осваивал и совершенствовал под чутким руководством своего наставника. А поскольку перекладывание своих церковных обязанностей на ученика постепенно стало входить у Цахова в привычку, 9-летний Фридрих Гендель в течение нескольких лет успешно сочинял и исполнял органную музыку для Богослужений.

Достоверно не известно, посещал ли Гендель Италию после (или незадолго перед) смерти отца или нет, но сохранились данные, что в 1702 он поступил в Галльский университет и, конечно же, не на юридический факультет. Университетские занятия сделали юношу тем человеком, которого мы знаем.

Еще в начале университетского обучения Гендель, хоть и был лютеранином, получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Это дало ему неплохой заработок и кров над головой. В те годы он познакомился с Г.Ф. Телеманном, одним из ведущих немецких композиторов своего времени.

В обязанности Генделя как органиста Домкирхе, несомненно, входило сочинение Богослужебной музыки, однако ни одно произведение не сохранилось. Зато дошли до наших дней его первые камерные работы, сочиненные в то время: 6 сонат для двух гобоев и баса, а также изданный в 1724 году в Амстердаме первый опус.

Особая приверженность к светской музыке вскоре заставила Генделя в 1703 году переехать в Гамбург – «немецкую Венецию», – где был оперный театр. Здесь он написал свои первые оперы – «Альмира» и «Нерон» (1705), а спустя три года – еще две: «Дафна» и «Флориндо».

Когда в 1706 Фердинандо де Медичи пригласил композитора в Италию, тот не мог не поехать. Известный «Dixit Dominus» на слова 110 псалма, оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo», первая итальянская опера композитора «Родриго», – эти и другие произведения Гендель напишет именно там. Публика, пораженная, словно громом, величием и пышностью его стиля, аплодировала стоя, когда исполнялась ария «Il caro Sassone» из оперы «Агриппина» (1709).


В 1710 как капельмейстер принца Георга, будущего короля Великобритании и Ирландии, Гендель переезжает в Лондон, где впоследствии проведет остаток жизни. Он писал по несколько опер в год для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», но рамки последовательной структуры оперы seria были столь тесны для воображения великого композитора, а разногласия с вельможами столь постоянны, что он сменял одно место работы на другое и постепенно с жанра оперы переключился на оратории.

В апреле 1737 у Генделя случился удар, в результате чего были парализованы 4 пальца правой руки. Летом близкие стали замечать периодические помрачения рассудка Георга Фридриха, что давало повод думать о самом страшном. Однако уже через год он снова был в прежней форме, правда, опер больше не сочинял.

Роковое событие случилось гораздо позже – в 1759 году. Полностью слепой в результате несчастного случая, произошедшего в 1750, он 9 лет прожил во тьме. За неделю до смерти Гендель слушал концерт, где исполняли его ораторию «Мессия», а 14 апреля он скончался. Композитора, снискавшего славу во всей Европе, похоронили в Вестминстерском аббатстве с пышностью, присущей похоронам государственных мужей Англии.



  • В биографии Генделя отмечается, что отец будущего композитора был весьма встревожен наклонностями к музыке, рано проявившимися в сыне, поэтому запретил держать в своем доме музыкальные инструменты, а также строго приказал мальчику не входить ни в один дом, где был хоть какой-то музыкальный инструмент. Результат, как известно, стал прямо противоположен ожиданиям.


  • Опера «Сципион» исполнялась в Королевской музыкальной академии как временная замена репертуара, пока в Лондон не прибыла знаменитая Фаустина Бордони, обладательница обворожительного меццо-сопрано.
  • В 1727 Генделю было доверено сочинить 4 антема для церемонии коронации короля Георга II. Один из них, антем «Священник Садок», исполняли с тех пор во время каждой британской коронации. Фрагмент этого антема использован также в Гимне футбольной Лиги чемпионов УЕФА.
  • Широко известный хор «Аллилуйя» из «Мессии» приказом Георга II стал обязателен для исполнения во всех храмах англиканской церкви и его, как молитву, надлежало слушать стоя.
  • На смертном одре Гендель шептал: «Я знаю, мой спаситель жив» – слова из «Мессии». Именно эти слова и ноты к ним будут написаны на надгробье композитора.

Коллекция картин Георга Фридриха Генделя


Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.

Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.

Музей Генделя в Галле, Германия.

Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка «Гендель – европеец». В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.

В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.

Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.


Музей Георга Фридриха Генделя в Лондоне, Англия.

В 1723 году Гендель поселился в домике на Брукстрит, 25, обосновавшись здесь на всю жизнь. Дом, где он проводил репетиции, где Муза вдохновила его к созданию своих величайших произведений – «Мессии», сюиты «Музыка для королевского фейерверка», гимна «Священник Садок», – где композитор продавал билеты на свои концерты в Королевской музыкальной академии, – этот дом стал Домом-музеем Георга Генделя.

Музей был открыт в 2001 по инициативе музыковеда Стэнли Сэйди. Он состоит из бережно сохраненных комнат на втором и третьем этажах дома № 25 и здания соседнего дома № 23, где расположены выставки. В начале 1990-х Сэйди и его жена Джулия Анна основали Траст дома Генделя – благотворительную организацию, нацеленную на создание музея в доме композитора.

Дом отреставрировали, полностью воспроизведя лаконичный интерьер времен короля Георга, когда там жил знаменитый композитор. Это типичный Лондонский дом с террасой начала 18 века, где есть цоколь, три этажа и мансарда. Позже мансарду переделали в полноценный четвертый этаж. На первом этаже расположен магазин, никак не связанный с музеем, а четвертый этаж сдан в аренду Трасту дома Генделя и открыт для посетителей с конца 2001 года.

Для отделки комнат были использованы аутентичные материалы 18 века, собранные со всего мира, что ж касается оригинальной отделки дома Генделя, то сохранилось лишь несколько фрагментов. Трастом была собрана коллекция памятных вещей композитора, включая Бэрнскую коллекцию, насчитывающую несколько сотен предметов, связанных с жизнью Генделя: письма, рукописи, ранние издания его музыкальных сочинений и пр.

История жизни
Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней, так называемой классической школе. Помимо такого основательного образования, юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника Иоганна Преториуса, знатока музыки и сочинителя нескольких школьных опер. Помимо школьных занятий, «иметь толк в музыке» ему также помогли вхожий в дом придворный капельмейстер Давид Пооле и органист Кристиан Риттер, обучавший Георга Фридриха игре на клавикордах. Родители обращали мало внимания на рано проявившуюся склонность сына к музыке, причисляя ее к детским забавам. В доме Генделей не могло идти и речи о настоящем обучении музыке. Лишь благодаря случайной встрече юного таланта с поклонником музыкального искусства герцогом Иоганном Адольфом судьба мальчика резко изменилась. Герцог, услышав чудную импровизацию, сыгранную ребенком, тотчас убеждает отца дать ему систематическое музыкальное образование. Гендель стал учеником известного в Галле органиста и композитора Фридриха Цахау. Гендель занимался у Цахау около трех лет. За это время он научился не только сочинять, но и свободно играть на скрипке, гобое, клавесине.
В феврале 1697 года умер отец Георга. Исполняя желание покойного, Георг окончил гимназию и через пять лет после смерти отца поступил на юридический факультет университета в Галле. Через месяц после поступления в университет он подписал годовой контракт, по которому «студент Гендель вследствие своего искусства» был назначен органистом в городской реформатский собор. Он стажировался там ровно год, постоянно «совершенствуя проворство в органной игре». Кроме того, он преподавал пение в гимназии, имел частных учеников, писал мотеты, кантаты, хоралы, псалмы и музыку для органа, обновляя каждую неделю репертуар городских церквей. Позже Гендель вспоминал: «Я в то время писал как дьявол».
В мае 1702 года началась война за испанское наследство, охватившая всю Европу. Весной следующего года, по истечении срока действия контракта, Гендель покинул Галле и направился в Гамбург.
Центром музыкальной жизни города был оперный театр. К приезду Генделя в Гамбург оперу возглавлял композитор, музыкант и вокалист Рейнхард Кейзер. Генделю было чему поучиться у Кейзера. Он внимательно изучал стиль оперных композиций знаменитого гамбуржца, его искусство управления оркестром.
Гендель устраивается в оперный театр в качестве второго скрипача (вскоре он стал первым скрипачом). Этот скромный факт в богатой событиями жизни композитора оказался решающим. С этого момента Гендель выбирает поприще светского музыканта, а опера, принесшая ему и славу, и страдание, становится основой его творчества на долгие годы.
Главным событием жизни Генделя в Гамбурге можно считать первое представление его оперы «Альмира» 8 января 1705 года. То был экзамен для Генделя. Успех оперы был прочным, ее играли около двадцати раз.
25 февраля того же года ставится вторая опера - «Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон». Эта опера выдержала три представления.
В Гамбурге Гендель написал свое первое произведение в жанре оратории. Это так называемые «Страсти» на текст известного немецкого поэта Постеля.
Вскоре Генделю стало ясно, что в Гамбурге ему больше делать нечего. Он вырос, и Гамбург стал ему тесен. Накопив немного денег уроками и сочинением, Гендель неожиданно для всех уехал.
Гамбургу Гендель обязан рождением своего стиля. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробовал свои силы в опере и оратории - ведущих жанрах его зрелого творчества.
Гендель поехал в Италию. С конца 1706 года до апреля 1707 года он жил во Флоренции, а затем отправился в Рим. Осенью 1708 года Гендель впервые добивается публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу «Родриго».
Он также выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской - весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных.
После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в солнечный Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем», еще несколько вещей в таком же духе, но меньших по размеру.
Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера «Агриппина», написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвратился композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Итальянцы, с присущей им горячностью и воодушевлением, воздали должное молодому немецкому композитору. «Они были как громом поражены грандиозностью и величием его стиля; никогда не знали они до того всей власти гармонии», - писал один из присутствовавших на премьере.
Италия оказала Генделю радушный прием. Однако композитор вряд ли мог рассчитывать на прочное положение в «империи Музыки». Итальянцы не сомневались в таланте Генделя. Однако, как впоследствии Моцарт, Гендель был для итальянцев тяжеловесным, слишком «немцем» от искусства.
Гендель уехал в Ганновер и поступил на службу к ганноверскому курфюрсту придворным капельмейстером. Но и там он пробыл недолго. Грубые нравы маленького немецкого двора, его нелепое тщеславие и покорное подражание большим столицам после Италии могли вызвать у Генделя только отвращение.
К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель отправился в Лондон.
Он сразу же вошел в театральный мир британской столицы, получил заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и вскоре написал оперу «Ринальдо».
Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре церемониально-торжественной музыки. В январе 1713 года Гендель пишет монументальный «Те деум» и «Оду ко дню рождения королевы». Ода была исполнена 6 февраля. Королева Анна осталась довольна музыкой и собственноручно подписала разрешение исполнить «Те деум». 7 июля по случаю подписания Утрехтского мира в присутствии королевы и парламента торжественно-величественные звуки генделевского «Те деума» огласили своды собора Св. Павла.
После успеха «Те деума» композитор окончательно решил делать карьеру в Англии.
До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса, бывшего при Анне суперинтендантом королевской армии. Герцог жил в замке Кеннон, близ Лондона, где у него была превосходная капелла. Гендель сочинял для нее музыку.
Эти годы оказались очень важными - он освоил английский стиль. Гендель написал антемы и две маски - скромное количество при его баснословной продуктивности. Но эти вещи (наряду с «Те деумом») оказались решающими.
Две маски, два представления в духе античности были английскими по стилю. Оба произведения Гендель позже переработал. Одно из них стало английской оперой («Ацис, Галатея и Полифем»), другое - первой английской ораторией («Эсфирь»). Если антемы - героический эпос, то «Эсфирь» - героическая драма на библейский сюжет. В этих произведениях Гендель уже полностью владеет и языком, и характером чувств, выражаемых англичанами в искусстве звуков.
Влияние антемов и оперного стиля явственно ощущается и в первых ораториях Генделя - «Эсфири» (1732), в написанных следом «Деборте», «Аталии» (сочинены в 1733 году). И все-таки основным жанром 1720 - 1730-х годов остается опера. Она поглощает почти все время, силы, здоровье и состояние Генделя.
В 1720 году в Лондоне открылось театрально-коммерческое предприятие с капиталом в 20 000 фунтов стерлингов. Оно называлось «Королевской академией музыки». Генделю было поручено набрать в труппу академии лучших певцов Европы, преимущественно итальянской школы.
Гендель стал свободным предпринимателем, акционером. Почти двадцать лет, начиная с 1720 года, он сочинял и ставил оперы, набирал или распускал труппу, работал с певцами, оркестром, поэтами и импресарио.
Новое отечество не баловало Генделя благосклонностью. Долгое время широкая публика вообще не признавала его. Он был известен ограниченному кругу. Англичанам больше нравилась итальянская опера и ее автор синьор Бонончини. «Легко и приятно» - девиз Бонончини, смысл его жизни и искусства.
12 января 1723 года Гендель ставит «Отгона». На этот раз он пользуется приемами противника, он пишет легко, мелодически приятно, это была самая популярная опера в Англии тех дней. После этого остроумного контрудара Гендель пошел в наступление. В мае 1723 года - «Флавио», в 1724 году две оперы - «Юлий Цезарь» и «Тамерлан». В 1725 году - «Роделинда». Это была победа. Последняя триада опер была достойным венцом победителю.
Но судьба не была справедлива. Вкусы переменились, и теперь англичане смеялись над итальянской оперой, над Генделем - сочинителем итальянских опер, над Генделем, победившим итальянцев.
Для Генделя наступили трудные времена - все было против него. Старый курфюрст, единственный сильный покровитель - Георг I - умер. Молодой король, Георг II, принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимца отца. Георг II строил ему козни, приглашая новых итальянцев, натравливал на него врагов. Публика не ходила на оперы Генделя.
В такой обстановке Гендель не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал.
В 1734 и 1735 годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал оперы-балеты во французском стиле: «Терпсихора», «Альцина», «Ариодант» и пастиччо «Орест». Но в 1736 году, в связи с обострившейся политической обстановкой, французский балет вынужден был уехать из Лондона.
В конце концов, Гендель разорился. Он слег, его разбил паралич. Оперное предприятие закрыли. Друзья дали ему в долг немного денег и отправили на курорт в Аахен.
Отдых был краток как сон. Он проснулся, он стоял на ногах, правая рука двигалась. Произошло чудо. Здоровье вернулось к Генделю.
В декабре 1737 года он завершает «Фарамондо» и берется за новую оперу «Ксеркс». 1738 год был удачным для Генделя. Солнце успеха одарило его теплом.
В начале года публика охотно пошла на «Фарамондо». В феврале Гендель поставил пастиччо «Алессандро Севере», а в апреле - «Ксеркс». В марте друзья устроили в его честь концерт. Он поправил свои дела, расплатился с самыми неотложными долгами. Нужда отступила.
Следующий год - опять разочарование. Опять запущены дела, театр пустует, опять небрежение к его музыке.
А в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал выразительно и живописно, формы получались отточенными.
Он сочиняет одну из лучших своих «философических» ораторий - «Жизнерадостный, задумчивый и умеренный» на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее - «Оду св. Цецилии» на текст Драйдена. Знаменитые двенадцать кончерти-гросси написаны им в те годы.
И именно в это время Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя - «Деидамия».
Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он убедился, что возвышенный род оперы-сериа не имел смысла в такой стране, как Англия. Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить английскому вкусу - и британцы признали его гений. Гендель больше не противился изъявлению духа нации - он стал национальным композитором Англии.
Если бы Гендель написал только оперы, все равно его имя заняло бы почетное место в истории искусств. Но он никогда не стал бы тем Генделем, каким мы его ценим поныне.
Генделю опера была нужна. Она воспитала его, определила светский характер его искусства. Гендель отшлифовал в ней свой стиль, усовершенствовал оркестр, арию, речитатив, форму, голосоведение. В опере он обрел язык драматического художника. И все-таки в опере ему не удалось выразить главные свои идеи. Высшим смыслом, высшей целесообразностью его творчества были оратории.
Многие годы, проведенные в Англии, помогли Генделю по-новому осмыслить свое время, эпически, философскими категориями. Теперь его волновала история существования целого народа. Он представил себе английскую современность как героическое состояние нации, эпоху подъема, расцвета лучших, совершенных сил, ума и таланта народа.
Гендель почувствовал необходимость выразить новый строй мыслей и чувств. И он также обращается к Библии, популярнейшей книге пуританской нации.
Композитору удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа, радостное чувство свободы, самоотверженность героев.
Выбор таких сюжетов, выбор ораториального стиля оказался знаменательным в жизни Генделя. Композитор шел к новому этапу с самого раннего периода своего творчества.
Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории «Мессия». Позже писатели наградят Генделя возвышенным эпитетом - «творец Мессии». Для многих поколений «Мессия» будет синонимом Генделя.
«Мессия» - это музыкально-философская поэма о жизни и смерти человека, воплощенная в библейских образах. Впрочем, прочтение христианских догматов не так традиционно, как это может показаться на первый взгляд.
Гендель завершил «Мессию» 12 сентября. Ораторию начали уже репетировать, когда Гендель неожиданно покинул Лондон. Он уехал в Дублин по приглашению герцога Девонширского, наместника английского короля в Ирландии. Там он давал концерты весь сезон. 13 апреля 1742 года Гендель поставил в Дублине «Мессию». Ораторию тепло встретили, и он повторил ее. В августе Гендель возвратился в Лондон. А уже 18 февраля 1743 года состоялось первое исполнение «Самсона» - героической оратории на текст Мильтона.
«Самсон» Мильтона - одна из лучших европейских трагедий второй половины XVII века. «Самсон» Генделя - одно из лучших музыкально-драматических произведений первой половины XVIII века.
«Самсон» Мильтона - синтез библейского сюжета и жанра древнегреческой трагедии. У Генделя - синтез музыкальной драмы и хоровых традиций оратории.
В 1743 году у Генделя появились признаки серьезного заболевания. Правда, он довольно быстро выздоровел.
В следующие два года акции Генделя вновь упали. Война в Европе затягивалась. Английский народ проявлял недовольство, «патриоты» возмущались, в парламенте происходили битвы пуще военных, наконец, премьер-министр Картерет ушел в отставку, а в 1745 году в Шотландии высадился «романтический» принц Эдуард - последний из рода Стюартов. Лондону было не до Генделя.
А композитор писал и писал оратории. 10 февраля 1744 года он ставит «Семелу», 2 марта - «Иосифа», в августе заканчивает «Геркулеса», в октябре - «Валтасара». Осенью он вновь арендует на сезон Ковент-Гарден. Зимой 1745 года он ставит «Валтасара» и «Геркулеса». Его соперники прилагают все силы, чтоб не допустить успеха концертов, им это удается - Гендель снова на грани разорения. В марте он заболел, слег, но дух его не был сломлен.
11 августа 1746 года Гендель заканчивает ораторию «Иуда Маккавей» - одну из лучших своих ораторий на библейскую тему. Во всех героико-библейских ораториях Генделя (а их у композитора целый ряд: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Иосиф», «Валтасар», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин» и другие) в центре внимания - историческая судьба народа. Их стержень - борьба. Борьба народа и его предводителей с захватчиками за независимость, борьба за могущество, борьба с отступниками во избежание упадка. Народ и его предводители - главные герои оратории. Народ как действующее лицо в виде хора - достояние Генделя. Нигде в музыке до него народ не выступал в таком обличии.
В 1747 году Гендель еще раз арендует Ковент-Гарден. Он дает серию подписных концертов. 1 апреля ставит «Иуду Маккавея» - ему сопутствует успех. Новая оратория исполняется еще пять раз. Гендель снова торжествует, он опять на высоте.
Удачным был для Генделя конец 1740-х годов. Англия оценила его заслуги, воздала ему должное. В 1747 году Гендель пишет оратории «Александр Балус» и «Иисус Навин». Весной следующего года он ставит новые оратории, а летом пишет еще две - «Соломон» и «Сусанна». Ему было 63 года.
В 1751 году здоровье композитора ухудшилось. 3 мая 1752 года ему оперируют глаза. Безуспешно. Болезнь прогрессирует.
В 1753 году наступает полная слепота. Гендель отвлекает себя концертами, играя на память или импровизируя. Изредка пишет музыку. В субботу 14 апреля 1759 года его не стало.

, Моцарта и Бетховена


1. Биография

1.1. Детство и юность

Папа Георга Фридриха, также Георг, был цирюльником -хирургом. Когда родился маленький Гендель, Георгу-старшему было 63, и он был на службе у курфюрста Августа Саксонского . Мамой Генделя была дочь лютеранского пастора Доротея Гендель (девичья фамилия - Тауст) 1651 рождения.

Духовный климат семьи способствовал формированию культурно и духовно богатой личности. Вместе с тем, отец Генделя было достаточно негативное отношение к профессии музыканта: он запрещал малом Георгу серьезно заниматься музыкой. Несмотря на то, когда отец взял сына с собой в поездку в Вайзенфельса, малый музыка сумел обратить на себя внимание герцога Иоганна Адольфа I, высказал пожелание, чтобы папа не препятствовал музыкальном развитии малого Генделя. Это повлияло на Генделя-старшего, и с 1694 года его сыну было разрешено учиться у выдающегося органиста и композитора своего времени - Фридриха Вильгельма Цахау (Zachow) .

Образование в Цахау была именно тем, что требовалось малом Гендель. Здесь он получал уроки игры на скрипке, клавесине , гобое и органе , искусству и законам генералбасу (а заодно - гармонии), был ознакомлен с многочисленными произведениями немецких и итальянских композиторов, а также впервые предпринял попытки писать музыку (1695). Методика Цахау, наиболее вероятно, была построена на практическом знакомстве с музыкой, к тому же с очень разными сочетания, что способствовало выработке у Генделя исключительного ощущения различных музыкальных стилей .

В ранней биографии Генделя известный также факт его поездки в Берлин , где он якобы выступал перед почтенной публикой (в частности перед курфюрстом бранденбургским Фридрихом III) и имел огромный успех. Курфюрст предложил молодому музыканту продолжить свое музыкальное обучение в Италии, но папа был против (в частности через свою болезнь - он хотел видеть сына у себя в тяжелое время). Однако, как дата (которая колеблется от 1696 до 1703), так и правдивость Генделевого музицирование в Берлине ставятся под сомнение .

11 декабря 1697 папа Генделя умирает. Теперь юный Георг Фридрих может сам решать, какой профессиональный путь ему выбрать, но, из уважения к воле отца, он все же начинает обучение в университете для получения юридического образования (1702 год). Того же года он принимает должность органиста в своего учителя, Цахау (Гендель в то время исполнилось всего 17 лет), обязывающий Генделя не только выполнять, но и писать музыку для воскресных богослужений (хоралы, псалмы , мотеты и кантаты). Кроме того, Гендель два раза в неделю проводит уроки пения . В это время в Галле также недолго находится Георг Филипп Телеман , который одобрительно отзывается о Генделя.

Но уже через год Гендель прекращает свое обучение в университете и уходит с должности органиста. Он переезжает в Гамбурга и полностью посвящает себя музыкальной профессии.


1.2. Немецкий Венеция

Тогдашний Гамбург был важным музыкальным центром. Здесь в 1677-1678 годах был построен первый в Германии оперный театр. Также здесь жили и творили такие музыканты как Рейнгард Кайзер и Иоганн Маттезон. Маттезон стал одной из важных фигур как биографии Генделя, так и немецкой музыкальной истории в целом. От написания музыки к организации ее выполнения и самого исполнения на театральной сцене, от музыкальной критики теории: во всех этих вещах Маттезон был очень успешным и влиятельным лицом своего времени, в том числе и тогда, когда Весной 1703 года 18-летним юношей в Гамбург приехал Гендель .

Будучи лишь на 4 года старше, Иоганн Маттезон помог Гендель "влиться" в музыкальную среду города и пытался закрепить за собой определенный образ творческого опекуна Генделя. С фигурой Маттезона также связана интересное событие из жизни как Генделя, а именно - поездка в Любек летом 1703 года, чтобы послушать игру знаменитого в то время Дитриха Букстегуде - органиста, который имел существенное влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха . Во время этой поездки обоим гостям, как и Баху на 2 года позже, было предложено заменить Букстегуде в должности органиста, но лишь при условии женитьбы с его дочерью. Никто из них троих не согласился.

По возвращении в Гамбург Генделя принимают как второго скрипача в городской оркестр, кроме того, он часто исполняет партию клавесина в театральных представлениях. Но тут Генделем состоялась очередная интересное событие: когда Маттезон на время оставил Гамбург, Гендель решил воспользоваться шансом выйти на публику без предварительной консультации со своим "наставником" Маттезоном, и 12 февраля 1704 Гендель выполнил без его ведома "пансионатов за Иоанном". Конечно, Маттезон был недоволен, и сразу начал беспощадно критиковать Генделеву музыку. После нескольких конфликтных ситуаций, дело дошло до дуэли. Однако то обстоятельство, что спасла Генделя от гибели, заставила бывших друзей снова помириться: шпага Маттезона лопнула от удара о прочный металлический пуговицу на одежде Генделя.

После этого, оба принялись за работу над выполнением "Альмира" - первой оперы Генделя, была поставлена ​​8 января с большим успехом. Впоследствии, 25 февраля, с не меньшим успехом была поставлена ​​вторая Генделева опера - "Нерон".

Однако Гамбургский оперный театр вошел в период кризиса. Его директор - Райнгард Кайзер был вынужден бежать из города из-за долгов, а его преемник думал только о легкую музыку. Заказав Гендель оперу "Флориндо и Дафна", он позволяет себе существенно изменить ее. Положение Гамбургской оперы сильно ухудшается и на первый план выходит зрелище, а не содержание представлений.


1.3. Через Италию, Ганновер , в Лондон

Однако и в Ганновере Гендель не задерживается. Его приглашают в Лондон, куда он прибыл в конце осени 1710.


1.4. Англия

Первый визит Генделя в Англию должен быть временный. Он все еще работал капельмейстером в Ганновере. Однако ему заказали новую оперу - "Ринальдо", и 24 февраля 1711 на сцене Королевского театра в Лондоне состоялась ее премьера. Англичане приветствовали Генделеву оперу, написанную как итальянский и для итальянской театральной труппы, которую выполняла. Гендаля также познакомили с королевой Анной . Однако Гендель нужно было возвращаться в Ганновер, где он все еще служил. Здесь он пишет камерную музыку, в частности концерты для гобоя, сонаты для флейты и баса .

Но в ноябре 1712 Гендель снова едет в Лондон, где в январе 1713 была поставлена ​​его новую оперу "Тезей". Королева Анна сделала его официальным композитором кололивського двора, несмотря на то, что к Генделя этим титулом могли пользоваться только англичане. Он также пишет для нее торжественные хоровые произведения ("Te Deum", "Jubiate"). С этого времени Гендель стабильно живет в Англии, несмотря на то, что он не получил на это официального разрешения виж прежнее патрона.

Гендель при жизни пользовался большой славой по всей Европе. Британцы считают Генделя гордостью своей нации рядом с Генри Перселла.


3. Творческое наследие

За свою жизнь Гендель написал около 50 опер, 23 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, а также ряд произведений развлекательного характера. Ниже представлен перечень важнейших произведений:


3.1. Оперы



3.2. Оратории


3.3. Музыка для оркестра

  • "Музыка на воде" (1717)
  • 6 concerti grossi, Op3 (1734)
  • "Музыка для королевских фейерверков" (1749)

3.4. Другие произведения

  • "Dixit Dominus" (1707)
  • "Utrecht Te Deum" (1714)
  • Серенада "Acis and Galatea" (1721)
  • "Dettingen Te Deum" (1743)

4. Музыкальные примеры

  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла
  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла
  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла
  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла