Как родился и умер ю олеша. Олеша юрий карлович - чтобы помнили

Российский писатель, драматург и сценарист Юрий Карлович Олеша родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1899 года в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина). Отец Олеши был обедневшим польским дворянином. В 1902 году семья переехала в Одессу.

Писать Юрий Олеша начал подростком. В 1917 году с золотой медалью окончил Ришельевскую гимназию. По окончании гимназии он подарил своему учителю словесности тетрадь под названием "Виноградные чаши" с 33 стихотворениями.

В том же году поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, где проучился два курса.

К этому времени относится его знакомство в поэтическом кружке "Зеленая лампа" с Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким, Ильей Ильфом и другими литераторами будущей "южнорусской школы".

Вместе с Катаевым, Багрицким и Ильфом входил в литературную группу "Коллектив поэтов". После установления в Одессе советской власти сотрудничал с Бюро украинской печати (БУП) — информационным органом советского правительства Украины.

Среди первых литературных опытов Олеши — одноактная драма "Игра в плаху" (1921).

В 1921 году писатель переехал в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а он остался в советской России.

В этом же году Олеша переехал в Москву , писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников "Гудок", с которой в то время сотрудничали Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров и другие писатели.

В 1924 году Юрий Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку "Три толстяка", опубликованную в 1928 году. В 1930 году по заказу МХАТа Олеша создал одноименную пьесу, которая была поставлена во многих театрах мира. Роман и пьеса были переведены на 17 языков, по сказке Олеши был поставлен балет на музыку Виктора Оранского, режиссером и актером Алексеем Баталовым снят художественный фильм.

В 1927 году в журнале "Красная новь" был опубликован роман "Зависть", ставший одним из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. В 1929 году Олеша написал по этому роману пьесу "Заговор чувств", а в 1935 году по мотивам произведения режиссером Абрамом Роомом был снят фильм "Строгий юноша".

В 1931 году переделанную по указанию цензуры пьесу Олеши "Список благодеяний" поставил Всеволод Мейерхольд. Спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят.

В 1931 году вышел сборник "Вишневая косточка", объединивший рассказы разных лет.

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого было отнято все, кроме клички "писатель". Пьеса так и не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер Михаил Левитин в 1986 году поставил ее в московском театре "Эрмитаж" под названием "Нищий, или Смерть Занда".

В 1934 году Олеша выступил на первом съезде советских писателей, говоря о себе как о "нищем", у которого отнято все. В 1936-1956 годах его произведения не печатались и не упоминались официально. В 1930-е годы многие друзья и знакомые писателя были репрессированы.

В годы Великой Отечественной войны он был в эвакуации в Ашхабаде.

В 1956 году была издана книга Олеши "Избранные сочинения", переизданы "Три толстяка" и частично опубликованы в альманахе "Литературная Москва" дневниковые записи писателя "Ни дня без строчки".

По сценариям Олеши были сняты фильмы "Болотные солдаты" (1938), "Ошибка инженера Кочина" (1939). Он был автором сценариев документального фильма "Кино за 20 лет" (1940, совместно с Александром Мачеретом), анимационных фильмов "Девочка в цирке" (1950), "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (1951, совместно с Иваном Ивановым-Вано). Им написаны тексты песен для картины "Море зовет" (1956).

В 1958 году Театр имени Евгения Вахтангова поставил его инсценировку романа Федора Достоевского "Идиот".

После смерти писателя в свет вышла его книга "Ни дня без строчки", составленная Виктором Шкловским и вдовой Олеши из отредактированных дневниковых записей последних семи лет жизни. В 1999 году опубликовано дополненное издание "Книга прощания".

Писатель был женат на художнице Ольге Суок, которой посвятил свой знаменитый роман-сказку "Три толстяка".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Родным языком Юрия Карловича Олеши был польский. Олешам полагался родовой герб: олень с золотой короной, надетой на шею. В разговорах с друзьями Юрий Карлович не без гонора упоминал, что он дворянин, шляхтич.
Он родился в Елисаветграде, но считал себя, конечно, одесситом. Он говорил, что мир делится на окончивших Ришельевскую гимназию и не окончивших ее. Выйдя из ворот дома на Карантинной и взглянув на синий сияющий в конце ее круг моря, следовало идти в гимназию через весь город, по Греческой и Дерибасовской, притом во что бы то ни стало наступать на определенные плитки тротуара. Мимо проплывали, поскрипывая боками, как корабли, листья платанов. По воскресеньям надлежало посещать костел, где статуи ангелов отворачивались от входящих - последний, казалось, уткнулся в стенку и плачет. А цирк всегда приближался сквозь снег, если посчастливится - сквозь особый его сорт, филигранный. Уличного освещения не было, и те, кому нравилось бродить по городу лунными летними ночами, видели: плющ на белой стене, кошачий силуэт, блеск на спине майского жука.
Своим предводителем молодые одесские поэты признавали Эдуарда Багрицкого. Компанию ему составляли - из известных впоследствии имен - Валентин Катаев, Юрий Олеша, Зинаида Шишова.

«…И конюхи выводят тонконогих
И злых коней в пурпурных чепраках…»


(Из юношеских стихов Олеши
времен литературного
объединения «Зеленая лампа»)


Он приехал в Москву в начале НЭПа. Поселился в одной квартире с Ильей Ильфом. Комнаты, наподобие спичечных коробков, выгораживались фанерными перегородками. Олеша поступил на работу в газету профсоюза железнодорожников «Гудок» и быстро сделался популярным фельетонистом с подписью «Зубило».
В 1920-е годы он написал два своих первых и последних романа: «Зависть» и «Три толстяка». Если бы для советской литературной критики той поры существовали какие-либо камни преткновения, «Зависть» по праву стала бы этим камнем. Но, какой бы ни была в романах Олеши «постановка вопросов классовой борьбы», его проза оказалась ошеломительно виртуозна и вдохновенна - на поверку любая страница, раскрытая наугад:

«Я пересекаю «Трубу», размышляя о сказочном фехтовальщике, который прошел под дождем, отбивая рапирой капли. Рапира сверкала, развевались полы камзола, фехтовальщик вился, рассыпался, как флейта, - и остался сух».

(«Зависть», глава XV)

«Зависть» насчитывала 300 черновых начал, Олеша остановился на 301-м.
«Я болен, - сокрушался он, - у меня болезнь фразы: она вдруг на третьем или четвертом звене провисает… Я почти конкретно вижу это выгнувшееся книзу брюхо… Писательство, как писание подряд, как бег строчек одна за другой, становится для меня недоступным».
Свою писательскую славу, к которой относился чрезвычайно ревностно, он подкреплял пересказами замыслов, публикациями коротких рассказов и очерками, пьесами, сценариями. Он привык работать над рукописью, сидя перед огромным, с видом на Кремль, окном в кафе «Националь». Иные, видевшие тогда Олешу, говорили потом, что он был похож на Бетховена, иные - что на короля Лира или на Чарли Чаплина. По Москве ходили слухи о его новом, вполне законченном романе, вернее - витали призраки его романа.
- Это правда, что вы написали роман?
- Нет.
- Боже мой, а говорят, такой замечательный роман.
Себе Олеша уже признался, что писать романы с действующими лицами ему «было бы уныло». Зато накапливались записи под девизом: «Слова, слова, слова», или «Ни дня без строчки». Он думал собрать из них книгу, но это пришлось сделать уже после его смерти литературоведу Михаилу Громову и жене Юрия Карловича - Ольге Густавовне Суок.
За час до смерти Олеша попросил: «Снимите с лампы газету! Это неэлегантно». Когда его положили в гроб, в петлицу пиджака ему вдели маленькую красную розу.
«Из всех красок самая красивая - кармин. И название ее прекрасное и цвет», - как-то заметил Олеша.

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю.К.ОЛЕШИ

ИЗБРАННОЕ / Вступ. ст. В.Б.Шкловского. - М.: Худож. лит., 1974. - 576 с.: ил.
Содерж.: Зависть: Роман; Три Толстяка: Роман для детей; Рассказы; Строгий юноша: (Пьеса для кинематографа); Ни дня без строчки.

ЗАВИСТЬ; НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ; РАССКАЗЫ; СТАТЬИ. - М.: Гудьял-Пресс, 1999. - 560 с. - (Гранд Либрис).
«Скажите себе «вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства». Закройте глаза и скажите это. Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами».

«Ни дня без строчки»

ТРИ ТОЛСТЯКА: Роман для детей / С 25-ю рис. М.Добужинского. - [Репринт. воспроизведение изд. 1930 г.]. - М.: Изобразит. иск-во, 1993. - 188 с.: ил.
«Три Толстяка» - революционная сказка. Восставший народ прогоняет Трех Толстяков из дворца, сажает в железную клетку и торжествует на площади. Но тот, кто когда-либо прочел эту сказку, уже вряд ли забудет доктора Гаспара Арнери, гимнаста Тибула, наследника Тутти и девочку по имени Суок. Вам слышно? - как будто кто-то «раскрыл маленькую деревянную круглую коробочку, которая трудно раскрывается»: Суок!
ПЬЕСЫ; СТАТЬИ О ТЕАТРЕ И ДРАМАТУРГИИ. - М.: Искусство, 1968. - 390 с.: ил.
В эту книгу, кроме пьес для взрослого читателя и зрителя («Заговор чувств» и «Список благодеяний»), включена пьеса «Три толстяка», которую Ю.К.Олеша написал по своему роману в 1929 году для Московского Художественного театра.

С. М.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ю.К.ОЛЕШИ

Воспоминания о Юрии Олеше. - М.: Сов. писатель, 1975. - 304 с.
Катаев В.П. Алмазный мой венец. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.
(Здесь автор называет Ю.Олешу - «ключик»).
Перцов В.О. «Мы живем впервые»: О творчестве Ю.Олеши. - М.: Сов. писатель, 1976. - 239 с.
Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши. - М.: Наука, 1972. - 100 с.
Шкловский В. Глубокое бурение // Олеша Ю.К. Зависть; Три толстяка; Ни дня без строчки. - М.: Худож. лит., 1989. - С. 3-11.

С. М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.К.ОЛЕШИ

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Ангел: . Реж. Л.Шепитько. Комп. А.Шнитке. СССР, 1967. В ролях: Л.Кулагин, С.Вольф, Г.Бурков, Н.Губенко и др.
Болотные солдаты. Реж. А.Мачерет. СССР, 1938. Сцен. А.Мачерета и Ю.Олеши.
Строгий юноша. Реж. А.Роом. СССР, 1936. В ролях: В.Серова, О.Жизнева и др.
Три толстяка. Реж. А.Баталов и И.Шапиро. Комп. Н.Сидельников. СССР, 1966. В ролях: Лина Бракните, Петя Артемьев, А.Баталов, В.Никулин, П.Луспекаев, Р.Зеленая, Е.Моргунов и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ -

Разлученные: По мотивам повести Ю.К.Олеши «Три толстяка». Авт. сцен. и реж. Н.Серебряков. Комп. Г.Гладков. СССР, 1980. Песни на стихи Д.Самойлова поют: М.Боярский, А.Фрейндлих и др.

Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д.


Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В.Катаевым, Э.Багрицким, И.Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М.Булгаков, Катаев, Ильф, Е.Петров и др. писатели.

В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение – роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М.Добужинского), посвятив его своей жене О.Г.Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.

Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).

Публикация в журнале «Красная новь» романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств.

Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс.Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда.

В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – Мейерхольд, Д.Святополк-Мирский, В.Стенич, И.Бабель, В.Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи Ни дня без строчки.

В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д.

Олеша Юрий Карлович (1899–1960), русский прозаик, драматург.

Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. О тец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В.Катаевым, Э.Багрицким, И.Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М.Булгаков, Катаев, Ильф, Е.Петров и др. писатели.

В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение – роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М.Добужинского), посвятив его своей жене О.Г.Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.

Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).

Публикация в журнале «Красная новь» романа Зависть (1927) вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств.

Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс.Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда.

В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – Мейерхольд, Д.Святополк-Мирский, В.Стенич, И.Бабель, В.Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи Ни дня без строчки.

В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме.

Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т. д.


Умер Олеша в Москве 10 мая 1960.

Из энциклопедии "Кругосвет"

В Одессе в семье австрийского эмигранта Густава Суок родились и выросли три девочки: Лидия, Ольга и Серафима. Скучно в Одессе не было никогда, но когда младшая, Сима, входила в свой «первый возраст» - девический, декорацией тому были две войны и две революции.

В ресторанах матросы меняли на пиво фальшивый жемчуг. В летнем театре собирались взъерошенные юноши и часами читали стихи. Там Юрий Олеша и познакомился с Симой. Среди юношей были и Валентин Катаев, и поэт Эдуард Багрицкий, ставший впоследствии мужем старшей из сестер - Лиды.

Когда город заняли красные, изменилось многое. Но одним из ярких персонажей тех дней стал хромой, бритый наголо человек с отрубленной левой рукой - Владимир Нарбут. Нарбут, поэт со страшными стихами и страшной судьбой, был представителем новой власти. Он писал: «О, город Ришелье и Де-Рибаса! Забудь себя, умри и стань другим».

Симе Суок было тогда шестнадцать, Юрию Олеше - двадцать. Вспыхнула любовь. Катаев вспоминал об этой паре так: «Не связанные друг с другом никакими обязательствами, нищие, молодые, нередко голодные, веселые, нежные, они способны были вдруг поцеловаться среди бела дня прямо на улице, среди революционных плакатов и списков расстрелянных».

Вскоре влюбленные стали жить вместе, переехали в Харьков. Олеша называл любимую «Дружочком». И никак иначе.

Время было голодное. Два (известных уже!) писателя - Юрий Олеша и Валентин Катаев - ходили по улицам босиком. Жили в долг, зарабатывая на хлеб, папиросы и молоко тем, что составляли за гроши эпиграммы и стихотворные тосты">тосты для чужих застолий.

Среди их знакомых в Харькове был некий бухгалтер по прозвищу «Мак». Мак имел груду продуктовых карточек - высший знак роскоши в то время. На одном из литературных вечеров бухгалтер увидел сестер Суок и принялся обхаживать. Поначалу безо всякого успеха. И тогда у голодных писателей возник замысел аферы. Багрицкий (в это время уже женатый на Лиде Суок) и Олеша, решив растрясти богача, скрыли свои отношения с сестрами. Младшенькая, Серафима, сама подошла к бухгалтеру.

Скажите, - услышал внезапно Мак, - вам нравятся эти стихи?

Мне?.. - Он зарделся, точно это были его стихи. - Мне - да, мне нравятся!

Бухгалтер пролил продовольственный дождь на всю веселую компанию. Писатели радостно жевали семгу с колбасой, не заметив, что бухгалтер склонял уже Дружочка к свадьбе.

В то время регистрация брака была делом одного дня. На развод уходил час. И однажды Дружок с веселым смехом объявила Олеше, что она вышла замуж за Мака. И уже переехала. Обратно Симу привел Катаев. Потрясенный предательством, Олеша не мог даже внятно говорить.

Вот как Катаев описал тот вечер: «Дверь открыл сам Мак. Увидев меня, он засуетился и стал теребить бородку, как бы предчувствуя беду. Вид у меня был устрашающий: офицерский френч времен Керенского, холщовые штаны, деревянные сандалии на босу ногу, в зубах трубка, дымящая махоркой, а на бритой голове красная турецкая феска с черной кистью, полученная мною по ордеру вместо шапки на городском вещевом складе.

Не удивляйтесь: таково было то достославное время - граждан снабжали чем бог послал, но зато бесплатно.

Видите ли… - начал Мак, теребя шнурок пенсне.

Слушайте, Мак, не валяйте дурака, сию же минуту позовите Дружочка. Я вам покажу, как быть в наше время синей бородой! Ну, поворачивайтесь живее!

Я здесь, - сказала Дружочек, появляясь в дверях буржуазно обставленной комнаты. - Здравствуй.

Я пришел за тобой. Нечего тебе здесь прохлаждаться. Ключик тебя ждет внизу. («Ключиком» Катаев звал Олешу.)

Позвольте… - пробормотал Мак.

Не позволю, - сказал я.

Ты меня извини, дорогой, - сказала Дружочек, обращаясь к Маку. - Мне очень перед тобой неловко, но ты сам понимаешь, наша любовь была ошибкой. Я люблю Ключика и должна к нему вернуться.

Идем, - скомандовал я.

Подожди, я сейчас возьму вещи.

Какие вещи? - удивился я. - Ты ушла от Ключика в одном платьице.

А теперь у меня уже есть вещи. И продукты, - прибавила она, скрылась в плюшевых недрах квартиры и проворно вернулась с двумя свертками. - Прощай, Мак, не сердись на меня, - милым голосом сказала она Маку».

История с Маком долго служила только поводом для шуток. Олеша опять был счастлив, опять они целовались на улицах, и он спрашивал своим высоким голосом:

В 1921 году друзья решили переехать в Москву. Первым уехал Катаев. Устроившись, стал ждать остальных. Как-то раз в телефонной трубке Катаев услышал веселый голос Симы:

Алло, я тоже в Москве!

А где Юра?

Остался в Харькове.

Как?! - поразился Катаев. - Ты приехала одна?

Не совсем, - усмехнулась в трубку Суок.

Как это, не совсем?

А так! - счастливо отвечала она. - Жди нас.

И она появилась, а с ней вместе, хромая, вошел в комнату человек без руки.

От-то, от-то рад, - сказал он Катаеву, странно заикаясь. И добавил, улыбаясь одной половиной лица: - Вы меня помните?

Его помнил не только Катаев.

Владимир Нарбут слыл демонической фигурой. Потомственный черниговский дворянин стал анархистом-эсером. Он был однажды приговорен к расстрелу, но его спасла красная конница. «Колченогий», как назвали его, был одним из крупнейших поэтов начала века. Весь тираж его сборника стихов «Аллилуйя» был сожжен по специальному указанию Святейшего синода за богохульство.

Его собственной славе прибавляли блеска имена Ахматовой, Мандельштама и Гумилева, вместе с которыми он создал новое литературное течение - акмеизм. Когда заходил он, в комнате всем становилось не по себе. Публичные чтения Нарбута напоминали сеансы черной магии. Исчезало в этот момент причудливое его заикание. Вздрагивая и качаясь, он выкидывал строфы, будто кидая в небеса проклятия: «Песья звезда, миллиарды лет мед собирающая в свой улей». Многие считают, что с него написал Булгаков образ своего Воланда.

Спрашивать у Суок, где Олеша и как он себя сейчас чувствует, было глупо. Посидев немного в гостях у Катаева, «молодые» пошли искать квартиру.

Олеша появился через несколько дней. Подтянутый, спокойный, уверенный, но постаревший. Несколько последующих вечеров он простоял под окнами квартиры, где поселилась его Суок, глядя, как передвигаются тени на занавесках. Он окликнул ее однажды:

Дружок!

Она подошла к окну, глянула вниз на него и опустила штору.

«Я могу поручиться, что в этот миг она побледнела», - рассказывал потом Олеша Катаеву.

Олеша решил вернуть ее во второй раз. Он сделал все, чтобы застать ее дома одну. Неизвестно, что он говорил ей, но в тот же вечер они вдвоем вернулись на квартиру к Катаеву. И снова будто и не было ничего. Олеша, глядя в ее голубые глаза, спрашивал и спрашивал, улыбаясь:

Ты ведь мой, Дружок, мой?..

Она смеялась, целовала его и гладила волосы, щебетала о том, как соскучилась…

Обрадованный Катаев ходил кругами по комнате, ставил чайник за чайником, потчуя влюбленных. Поздним вечером кто-то постучал в окно. Стук был такой, будто стучалась сама смерть.

В окне маячила верхняя часть фигуры Колченогого, его профиль живого мертвеца.

Надо выйти к нему, - хрипло сказал Олеша. Никто ему не ответил.

Как хозяин дома, во двор вышел Катаев. Нарбут тяжело посмотрел на него и, перемежая слова своим вечным «отто», попросил передать Серафиме Густавовне, что если она сейчас же не уйдет от Юрия Карловича, то он застрелится здесь же, у них во дворе.

Чистая, как ангел, героиня фильма-сказки «Три толстяка» Суок совершенно не похожа на прототип, давший ей имя

И она ушла. На этот раз навсегда. На столе осталась только ее одна перчатка. Жизнь опять потеряла для Олеши смысл. Но уже через год Юрий Олеша женился на средней из сестер Суок - Ольге. Именно ей посвящена его знаменитая сказка «Три толстяка». Но для всех знавших Симу Суок было очевидным: это она - циркачка Суок и кукла наследника Тутти. Это не было тайной и для Ольги. Сам Олеша говорил ей: «Вы две половинки моей души».

Серафима, вероятно, была счастлива с Владимиром Нарбутом. Во всяком случае, никаких выходок более от нее не последовало. В 1936 году Нарбут был арестован и сгинул впоследствии в сталинских лагерях. Вдова Багрицкого, Лидия Суок, пыталась заступиться за родственника перед комиссарами НКВД. Защищала так пылко, что сама вышла из ГУЛАГа через семнадцать лет.

После смерти Нарбута Сима была замужем еще дважды. Оба ее новых мужа были писателями: Николай Харджиев и Виктор Шкловский.

Олеша же, став классиком русской литературы, перестал писать. В конце жизни он практически спился.

Периодически он появлялся в семье Шкловских-Суок. Обычно Шкловский уходил в кабинет, плотно прикрыв дверь. Нервничал. В другой комнате шел разговор. Громкий - Симочки, тихий - Олеши. Минут через пять Олеша выходил в коридор, брезгливо держа в пальцах крупную купюру. Сима провожала его, вытирая слезы.

За свою жизнь Юрий Олеша не сказал о Серафиме ни одного грубого слова. Свою болезненную привязанность к предавшему его не раз Дружочку он называл самым прекрасным, что произошло в его жизни.

Юрий Карлович Олеша родился 3 марта (19.02 ст.с.) 1899 г. в Елисаветграде (ныне - Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Отец, разорившийся польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма.

В 1902 г. семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе двадцатилетний Олеша вместе с В. Катаевым , Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов», а также был одним из самых активных сотрудников «Бюро украинской печати».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 г. пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 г. уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал журналистом и печатал стихи в периодической печати. В 1922 г. родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу, но сам Юрий остался и переехал в Москву, где работал в железнодорожной газете «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков , В. Катаев , И. Ильф , Е.Петров и др. писатели. Тогда его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом «Зубило», почти каждый день печатались в «Гудке». Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил большой запас жизненных наблюдений. Фельетонист «Зубило» очень помог писателю Олеше.

В тоже время Олеша начал писать свое первое прозаическое произведение – роман-сказку «Три толстяка» , ночуя в редакции, на листах газетной бумаге. Написал за восемь месяцев. Его музой стала 13-летняя девочка Валя Грюнзайд. Он увидел ее на балконе, читающей Андерсена , и влюбился. Когда вырастет, она прочтет мою книгу и станет моей женой - решил писатель. Но замуж она вышла не за Олешу, а за Евгения Петрова. Женой Олеши стала Ольга Суок, которой автор и посвятил свою сказку.

В 1924 Олеша дописал «Трех толстяков» (опубликовал в 1928, иллюстрации М. Добужинского). Сказка была проникнута романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов).

В это же время писатель публикует в журнале «Красная новь» роман «Зависть» (1927), который вызвал полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

В 1931 г. вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет. Киноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934 г., после чего имя Олеши встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда - рассказами. Он написал воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, И. Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, Чехове, Марке Твене и др.).

В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – В. Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга «Избранные сочинения», а также переизданы «Три толстяка».

Во времена отлучения Олеша работает сценаристом. Виктор Шкловский, разбирая бумаги автора, нашел завязки для более трехсот пьес. Но вышли только три фильма. Один из них - «Строгий юноша» режиссера Абрама Роома - о музыке, женской красоте и богатстве. И еще о том, что музыка ценнее любого богатства, а женская красота важнее самой гениальной музыки. Разумеется, фильм запретили и положили на полку лет на сорок. Также по сценариям Олеши были поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для театра им. Е. Вахтангова Олеша инсценировал роман «Идиот».

В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д. Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название «Ни дня без строчки», предполагая позднее написать роман.

Книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» собрана из записей Юрия Олеши Виктором Шкловским и опубликована после смерти писателя в 1965 году. В 1999 году вышло дополненное издание под названием «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать.

Литературная поденщина давала заработок, но не моральное удовлетворение. Это стало для талантливого писателя причиной творческого бесплодия и развития алкоголизма. Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории - не за служение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя.

Юрий Карлович Олеша скончался от инфаркта 10 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.