Семья кирсановых в отцы и дети. Взаимоотношения в семье кирсановых

Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится. Иван Сергеевич Тургенева в своем романе сумел осветить не только социальный антагонизм аристократов и разночинцев, но и показать обычный конфликт "отцов" и "детей", выявить возрастные проблемы поколений. Сумел он это сделать через чувство, которое пробуждается в сердце любого человека, независимо от его убеждений и социального положения. Это чувство - любовь, и оно в разное время посетило и "отцов" (братьев Кирсановых) и "детей" (Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова), оставив в каждом из них свой особенный, неповторимый след.
В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенички, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале - бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: "десять лет прошло как сон". Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. "Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель", и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка - мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки - сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью. Совсем другой была судьба второго брата Кирсанова - Павла Петровича. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р. - замужней женщине, пустой и легкомысленной кокетке. Умный и деятельный Павел Петрович не сумел справиться со своим чувством и впоследствии погубил из-за несчастной любви не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отнялаБОГАТЫЕвозможности, принесла мучения и отчаяние. Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг - нигилист Базаров - высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, "загадочность" женского взгляда. Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И.С.Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии. По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям. Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась.
Любовь - вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая. Страницы романа буквально пронизаны духом любви. И именно во время испытания любовью наиболее полно раскрывается характер людей, как это и показано в прекрасном романе И. С. Тургенев "Отцы и дети".
До куда надо выберишь(

И.С.Тургенев. «Отцы и дети» (1861)

Смысл названия

Смысл названия романа Тургенева достаточно широк: в названии отражается и противостояние либералов и революционеров-демократов в шестидесятые годы 19 века (не случайно в самом первом предложении точно указывается дата начала действия – май 1859 года), и вечный конфликт поколений.

Особенности психологизма Тургенева

Тургенев считал: «Поэт должен быть психологом, но психологом тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления». Тургенев, в отличие от Л.Н.Толстого, например, не поясняет происходящее с героем, не комментирует его душевное состояние, а, показывая отдельные детали портрета, жесты, интонацию голоса, предоставляет читателю самому понять, что происходит в душе героя.

Базаров

Базаров в начале романа. Базаров, герой шестидесятых годов, резко отличается от героев других времён (Онегина, Печорина): герой Тургенева не собирается подчиняться обстоятельствам, он пришел изменить само время, жизнь и в этом видит свое призвание. Базаров – разночинец, человек, который всего добивается сам, а потому привык надеяться только на себя и верить только в себя. Это человек дела, действия, для него любая идея, невоплотимая в ближайшие годы, лишь «общее место».

Отличие Базарова от братьев Кирсановых заметно с самых первых страниц романа: он по-простонародному представляет себя «Евгений Васильев», ему неважно, что его балахон с кистями и песочные бакенбарды не столь изящны. Ум, сильная воля, внутренняя энергия ощутимы в портрете Базарова. В Павле Петровиче, напротив, главное – изысканная красота человека, далекого от реального дела, а потому он пренебрежительно спрашивает о Базарове: «Кто сей?» и, получив ответ, что это друг Аркадия, ещё более изумляется: «Этот волосатый?»

В начале романа Базаров живет в упрощенном мире, где всё объяснимо, а идеальные материи – лишь «романтизм, гниль, художество». С максимализмом молодости герой Тургенева отрицает представления «отцов» об авторитетах и аристократизме, о задачах времени и сущности нигилизма, о природе и человеке, об искусстве и любви: «в теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», «сперва нужно место расчистить, а строить будут другие», «изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», «нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Павел Петрович уважает настоящих аристократов, гордится, что сам принадлежит к их числу, Базаров откровенно презирает в них бездельников; Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу – тот утверждает, что в жизни русского народа много тёмных сторон, достойных презрения. Братья Кирсановы считают абсолютное отрицание традиций губительным, Базаров утверждает, что нигилизм – веление времени. Павел Петрович уважает личность: «Личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё держится», а Базаров вначале романа считал, что существенных различий между людьми нет.

Хотя Тургенев показывает своеобразное превосходство Базарова в споре с братьями Кирсановыми, но сам скорее согласился бы со словами Николая Петровича: «Но как же ломать, не зная почему, ведь надобно же и строить». Ни Базарову, ни Павлу Петровичу Тургенев не дает окончательной победы в споре: мир и человек сложны, любая точка зрения не исчерпывает и не перечеркивает остальные, истина там, где нет нетерпимости к иному мнению. Все проблемы, по которым спорят Базаров и братья Кирсановы, можно объединить в одну – судьба России, ее будущее, место в ней народа и интеллигенции. Уже то, что Базарову не дано пройти мимо вечного русского вопроса «Что делать?», что он «смеет свое суждение иметь» о самых актуальных, самых значимых вопросах времени, - уже это выявляет в нём личность. С ним можно не соглашаться, но не уважать его нельзя. Многие высказывания Базарова показывают односторонность его взглядов, однако нужно учитывать, что эти взгляды порождены временем, когда Россия уже в который раз в своей истории оказалась на перепутье и нужно было решать и решаться на активное действие. Базаров из тех, кто не смог остаться в стороне.

Часто в вину Базарова вменяют его высказывания о любви, природе, искусстве. Однако судить о человеке следует не только по его словам, но и по его поступкам. Базаров ограничивал любовь лишь физиологией, но до тех пор, пока сам не полюбил по-настоящему, а по поводу искусства у Базарова есть еще одно высказывание: «Мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, когда дело идёт о насущном хлебе». Согласиться с этим мнением трудно, но нельзя не признать за ним право на существование, потому что это – позиция. С чем действительно сложно согласиться, так это с представлением Базарова о человеке, однако герою Тургенева еще предстоит столкнуться с загадкой человеческой души, прежде всего своей собственной. Тургеневу нужен был именно такой герой, чтобы провести его через несколько кругов испытаний, столкнуть с тем, что он отрицал.

Испытание любовью. Базаров начала романа даже не предполагал в себе способности полюбить с первого взгляда, страстно и трудно, как не многим дано. «На остальных баб не похожа», - грубоватость этой первой реакции Базарова на появление Одинцовой уже говорит о том, что любовь вошла в его сердце, и эти слова лишь обреченная попытка ослабить ее воздействие. «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Это «что-то» как раз и было той тайной любви, которую Базаров отрицал, а теперь оказался в ее власти. Это «что-то» было неподвластно его воле, разуму, он чувствовал это, пытался бороться со своей страстью – и не мог совладать. Базаров – незаурядная натура, он не умеет любить «слегка», его любовь подобна лавине – с такой любовью трудно жить, такую любовь сложно принять, не случайно так часто ощущения Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев передает через слово «испуг».

Одинцова действительно достойна такой любви. В ней чувствуется самобытность и сила характера, величавость и чувство собственного достоинства, а главное - способность, несмотря ни на что, оставаться собой. Жизненные невзгоды не сломили ее, не принизили, однако своим холодным спокойствием, размеренным и чопорным порядком жизни в своей усадьбе Никольское Одинцова словно закрыла себя от неожиданностей жизни. То, что именно Базаров привлек ее внимание, обнаруживает в ней человека незаурядного и умного: она, аристократка, увидела в этом дерзком, «неудобном» человеке сильную, сложную, интересную натуру. Однако всё же Базаров оказался ей не по плечу. Принять такую любовь – значило бы расстаться с привычной жизнью навсегда, этого Одинцова не смогла сделать.

Любить страстно, но отойти в сторону, когда твоя любовь не принята, - это Поступок, который не всем под силу. Базаров сумел это, но все же что-то надломилось в нем, навсегда угасло.

Испытание одиночеством. Базаров сумел преодолеть отчаяние неразделенной любви, но все же возможное счастье для него навсегда потеряно. Все меньше людей остается вокруг него: дуэль с Павлом Петровичем навсегда закрывает дорогу в Марьино, расставание с Аркадием заставляет Базарова признать, что взаимоотношения с этим «мяконьким либеральным баричем», как он его называл, все же делали его жизнь богаче; Ситникова и Кукшину вряд ли можно назвать учениками Базарова, а тем более его друзьями.

Углубляется разлад Базарова с самим собой, что-то гнетет его, и даже родители, которые любят его, но понять его душевные метания не могут, не в силах помочь. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Базаров, в начале романа гордо сказавший: «Мой дед землю пахал», вдруг понимает, что не только для Павла Петровича, но и для него, Базарова, крестьянская Россия есть великая тайна («Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории», - такими словами Базаров встречает на деревенской улице мужиков, не подозревая, что в их глазах он является чем-то вроде «шута горохового»).

Последним жизненным пристанищем для Базарова стал родительский дом. Родители любят сына, однако понять его душевных метаний не в силах, ладанка, надетая любящей рукой матери, не может защитить Базарова от самого себя.

«Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», - с горечью уже в полубреду выскажет Базаров самое сокровенное. В том-то и трагедия Базарова, что он не находит дела, к которому себя готовил, что у него, как у «отцов», нет ответа на вопрос, кто же нужен России.

Испытание смертью. Смерть – последнее испытание, которое герой Тургенева выдерживает с поразительным мужеством. Знать точно, что конец уже близок, смотреть правде в глаза и при этом не озлобиться на весь свет – это опять-таки выявляет в Базарове силу его характера. Именно перед смертью Базарова мы видим его нежную любовь к родителям, все его мысли - о них. Перед смертью Базаров уже не считает нужным сдерживать свою любовь к Одинцовой. Настолько сильна оказалась эта любовь, что на время отступила сама смерть: лишь после того, как Базаров простился с Одинцовой, он «позволяет» себе провалиться в бред, в беспамятство.

Последние страницы романа – это реквием по «страстному, грешному, бунтующему сердцу» Базарова, с уходом которого, казалось бы, осиротели все герои тургеневского произведения.

Семья Кирсановых

Тургенев говорил, что в семье Кирсановых показал лучших из дворян. Не случайно в романе подробно описана история рода Кирсановых; мы видим, что значимые даты в истории этого рода совпадают с этапами истории России, что личная судьба Кирсановых переплетена с судьбой страны. Кирсановы - это представители русской дворянской интеллигенции, для которой правила чести и порядочности всегда были превыше всего, которые не отделяли судьбу своих «дворянских гнёзд» от судьбы России.

Николай Петрович . Несмотря на то что жизнь не баловала Николая Петровича (он не поступил на военную службу, рано потерял любимую жену), он всё же не отвернулся от людей, не замкнулся в одиночестве. Более того – он сумел стать счастливым и дать счастье другим. Натура Николая Петровича мягкая, деликатная, любая грубость, бестактность причиняют ему боль. Николай Петрович увидел, как изменился Аркадий, как в нем появилась несвойственная ему ранее развязность, и «что-то кольнуло» Николая Петровича в сердце, но он тут же «обвинил себя» в излишней требовательности. Именно благодаря таланту доброты и деликатности, которым был наделен Николай Петрович, трещина непонимания между отцом и сыном не превратилась в пропасть.

Не замахиваясь на обустройство всей России, Николай Петрович пытался «возделывать свой сад»: «размежевался с крестьянами, построил дом, службы и ферму, выкопал пруд и два колодца». Целью этих преобразований было ввести новые, более прогрессивные и в то же время более справедливые отношения с крестьянами. Однако «заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо», «бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня с наемными работниками становилась невыносимою. Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес». В том, что преобразования не принимаются крестьянами, что они с нелюбовью прозвали Марьино «бобылий хутор», не столько вина Николая Петровича, сколько его беда, да и не только его: слишком глубокой к шестидесятым годам стала пропасть недоверия и непонимания между дворянами и крестьянами. Николай Петрович чувствует, что жизнь идет мимо, что он уже многое в ней не понимает, но у него нет обиды на жизнь, он пытается мудро принять неизбежное.

Павел Петрович. Павлу Петровичу было многое дано: ум, красота, удачливость. Однако он не смог реализовать в жизни то, что получил от природы и по воспитанию. Жизнь оказалась растраченной на бесцельную погоню за навсегда ушедшим счастьем, проведена в бездействии либо в Марьино, либо за границей. Павла Петровича можно уважать за умение страстно любить, жертвуя во имя любви всем, но уважение рассеивается, когда он пытается вымолить любовь у княгини Р., не находит в себе сил отступить в сторону, когда его любовь уже не нужна. Судьба Павла Петровича столь же трагична, как и судьба Базарова: он тоже умирает, но умирает духовно: «Его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

Последний всплеск жизненной энергии Павла Петровича связан, как это ни парадоксально, с появлением Базарова, который заинтересовал Павла Петровича, иначе он вряд ли спорил бы с этим «лекаришкой» так страстно и горячо. Возможно, в Базарове Павел Петрович увидел то, чего не имел или утратил сам: силу воли и характера, уверенность в своих возможностях и ту гордость, без которой не добьёшься высоких жизненных целей.

Именно в споре с Базаровым Павел Петрович получил возможность высказать свои взгляды, со многими из которых трудно не согласиться: «человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится», «послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов», «как же это ломать, не зная даже почему». С уважением относясь к авторитетам и традициям, русские дворяне видели свое назначение в сохранении и приумножении, а не разрушении.

Последние дни Павла Петровича – это тяжесть существования, не освещенного целью, любовью, ему уже нечем и незачем жить. Он навсегда уезжает из России, единственное, что напоминает ему о родине, - пепельница в виде мужицкого лаптя. «Но жить ему тяжело, тяжелее, чем он сам подозревает. Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы».

Аркадий. Нигилизм Аркадия был неглубоким, внешним: его привлекали сила характера Базарова, стремление ниспровергать авторитеты, желание самоутвердиться. Аркадий – натура художественная, он тонко чувствует природу, искусство, он не бунтарь, он просто другой, не похожий на Базарова. Аркадий старался подавить в себе чуткость, восприимчивость, но это постоянно прорывалось помимо его воли. Именно эти качества позволили Аркадию понять состояние Базарова после отказа Одинцовой: «Садясь в тарантас к Базарову, Аркадий крепко стиснул ему руку и долго ничего не говорил. Казалось, Базаров понял и оценил и это пожатие, и это молчание». Со свойственной ему деликатностью Аркадий понял, что Базарову нужны были в эту минуту не слова, а именно молчание, участливое и понимающее. О том, что значил Аркадий для Базарова, говорят последние слова, сказанные им Аркадию: «Есть у меня другие слова для тебя, но только я их не скажу, потому что это значит рассиропиться».

Любовь, доверие друг к другу – вот те основы, на которых держится Дом Кирсановых. В конце романа мы узнаем, что «Николай Петрович успел уже полюбить Катю без памяти», что всем, «в сущности, очень хорошо», что дела отца и сына Кирсановых «начинают поправляться, ферма уже приносит доход».

Ситников и Кукшина как мнимые последователи Базарова

Подчеркивая колоссальность натуры Базарова, его непохожесть на всех, истинность его взглядов, Тургенев по принципу антитезы выводит образы Ситникова и Кукшиной, нигилизм которых внешний, напускной, пародийный. Подобные отношения «героя и пародии» отражены в пьесе Грибоедова «Горе от ума» в противостоянии Чацкого и Репетилова: Репетилов считает себя принадлежащим к прогрессивной дворянской молодежи, не понимая сути прогрессивных идей.

Ситников видит в нигилизме лишь возможность отрицать авторитеты («Когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг, словно прозрел!»). Личностная малость Ситникова подчеркивается уже в его первом появлении: «Выскочил человекнебольшого роста», в деталях его портрета: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойной, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситников, стыдясь своего недворянского происхождения (его отец - купец - держит кабаки), ощущая личностную незначительность, пытается приукрасить себя прогрессивными взглядами, однако его суетливость и тревожность обнаруживают, что он чувствует себя чужим среди таких, как Базаров.

Такая же тревожность, ощущение неустойчивости чувствуются и в Кукшиной - «передовой женщине», как ее называет Ситников. Нигилизм в ее понимании – забыв о традиционных приличиях, возможность развязно общаться, появляться в неопрятной одежде, подчеркивая своё «прогрессивное» пренебрежение красотой. «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Всё у ней выходило не просто, не естественно». Нигилизмом Кукшина прикрывает свою женскую неустроенность и несчастливость: она разъехалась с мужем, у нее нет детей и семьи («Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу ! Впрочем, это всё равно»).

Отношение Тургенева к Базарову

« Я не знаю, люблю я его или ненавижу » , - сказал Тургенев о Базарове – герое, абсолютно чуждом ему и социально, и духовно. Писатель обладал чуткостью к тому, что еще только появлялось в жизни, еще не сформировалось (Добролюбов называл это «чутьём настоящей минуты»), а потому, как ни парадоксально, либерал по своим убеждениям, аристократ по типу личности и положению в обществе, утонченный эстет, Тургенев первым в русской литературе изобразил революционера-демократа. Базаров был настолько интересен своему создателю, что Тургенев вел дневник от его имени, где записывал возможные суждения героя о происходящих событиях.

Отношение к людям базаровского типа у Тургенева было сложное. Писатель не мог принять радикализм взглядов этих людей, категоричность суждений и оценок, признание не столько эволюционного, сколько революционного, а значит, по мнению Тургенева, разрушительного пути развития России. Именно это неприятие стало причиной выхода писателя из редакции журнала «Современник», хотя Тургенева связывали с этим изданием и его редактором Некрасовым многолетние творческие и дружеские отношения (появление в редакции Чернышевского и Добролюбова, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», написанная по поводу романа Тургенева «Накануне» и с явной очевидностью показавшая различные представления либералов и революционеров-демократов о преобразовании России, стали причиной разрыва Тургенева с журналом и очередного отъезда писателя за границу. Роман «Отцы и дети» печатался уже не в «Современнике», а в журнале «Русское слово»).

«Сделать Базарова волком и всё же оправдать его – вот это было трудно», - признается Тургенев. Базаров начала романа – именно «волк»: в нем чувствуется внутренняя сила, убежденность в своих материалистических взглядах, снисходительное презрение к тем, кто мыслит иначе.

Постепенно отношения «автор-герой» в романе становятся иными, особенно когда Тургенев показывает Базарова в любви. Автор искренне сопереживает своему герою, способному не только сильно любить, но и сохранить в горечи неразделенного чувства достоинство и благородство. Жизнь оказалась гораздо богаче, сложнее, противоречивее, чем предполагал Базаров, не все подчиняется в жизни разуму и воле, не все можно объяснить материалистическими идеями. Жизнь не умещается в готовые схемы и теории – это всегда знал Тургенев, к этому автор подводит и своего героя. Тургеневу удалось создать не карикатуру на революционера-демократа, а живую личность, сильную и страстную, столкнувшуюся с великими тайнами человеческой жизни и души. «Если читатель не полюбит Базарова, значит, я не добился своей цели», - сказал Тургенев, которому действительно важно было, чтобы читатель полюбил его дерзкого, «неудобного» героя.

Вторая часть романа открывает еще одну авторскую задачу, которую Тургенев сформулировал так: «Я хотел сделать из Базарова лицо трагическое». «Мне виделась фигура сильная, мрачная, наполовину выросшая из народной почвы и всё же – преждевременная», - говорил Тургенев.

Отношение автора к Базарову можно ощутить и в финале романа. Примечательно, что роман не заканчивается описанием смерти главного героя: есть еще эпилог, в котором говорится о братьях Кирсановых, об Аркадии и его счастливой жизни с Катей, об Одинцовой, родителях Базарова, горестно и трогательно-печально приходящих на могилу сына.

Финальный абзац уподобляется стихотворению в прозе – и по своему мелодизму, и по ритмической организации строки, и по авторскому чувству светлой печали, отраженному в нем. «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они. Они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». «Молитвы», «слезы», «любовь», «примирение», «жизнь бесконечная» - такими становятся ключевые слова финальных строк романа Тургенева. В них – глубокое и мудрое авторское приятие жизни во всех ее трагических и светлых проявлениях, признание вечных истин любви, добра и согласия. Базаров ушел, но остались в мире вечная природа, вечная любовь, вечное обновление самой жизни. Все непонимания временны, тогда как любовь вечна. Таким образом, героем «несоглашающимся» Тургенев утверждает согласие.

Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение «отцов» наряду с более значимыми действующими лицами, такими, как Павел Петрович и Николай Петрович.

Описанию Арины Власьевны автор уделяет немало внимания. Перед читателем предстает миловидная старушка в чепце, суетливая, добрая, кроткая, набожная и, в то же время, суеверная. Тургенев, кстати, не преминул заметить, что ей надо было бы родиться двести лет назад. Для нас, современных читателей, это уже не имеет никакого значения, поскольку то время, когда происходит действие романа, уже само отделено от нас почти двумя столетиями. Но, тем не менее, к Арине Власьевне при чтении невольно применяешь определение «старомодная старушка» и это ей подходит как нельзя больше.

Василий Иванович - уездный лекарь, добряк, каких поискать, немного суетливый, такой лее набожный, как жена, но пытающийся это скрыть. Он даже пытается быть «современным», но хорошо видно, что это человек старого поколения, консервативный, в хорошем смысле этого слова.

Душа двух стариков, как в зеркале, отражается в их отношении к сыну. Как водится, в единственном ребенке родители души не чают, всячески холят и лелеют его, поскольку именно в нем заключается единственный смысл их жизни. Даже когда Евгения рядом с ними нет (а он приезжает крайне редко), жизнь их сосредоточена на мыслях и воспоминаниях о нем.

Совсем иное дело - сам Базаров. Его отношение к родителям слишком небрежно, по крайней мере, внешне. Он знает, как они любят его, да и сам их любит, в чем признается один раз Аркадию. Однако он не привык как-либо выражать свои чувства, проявлять по отношению к кому-нибудь ласку. Поэтому его раздражает, когда с ним начинают возиться, вокруг него хлопочут. Родители, зная это, пытаются не так бурно проявлять радость от его присутствия в их доме.

Зато радость эту в полной мере может почувствовать читатель. Она видна в мелочах. Арина Власьевна боится своего сына и старается не докучать ему, но всегда позаботится о мягкой перине и вкусном борще. Василий Иванович ведет себя с сыном смелее, но все лее пытается показаться суровее и выдержаннее, чем есть на самом деле, чтобы не раздражать Евгения. Только в разговорах с Аркадием отец может потешить свое родительское тщеславие, услышав похвалы в честь своего обожаемого сына.

Но любовь - еще не значит понимание. Родители не умеют понять Базарова, его взгляды, да и он не особенно пытается делиться с ними своими мыслями. Он никогда так резко и открыто не высказывает в родительском доме свои взгляды, как в имении хех же Кирсановых. Оберегая чувства отца и матери, он все-таки ведет себя с ними мягче, чем с другими, хотя и с тем же равнодушным и небрежным видом. Все же удивительно, что в такой патриархальной семье родился и вырос ребенок, подобный Евгению Базарову. Наверное, на действительно самобытную личность в большей мере влияет не родительское, а самовоспитание.

Возможно, беда Базарова заключалась в том, что он не был понят в первую очередь своими родителями, а потом уж всеми окружающими. Может, родители и хотели бы понять Базарова, только он в своем развитии уже ушел слишком далеко от них, поэтому любовь и нежность были единственным, что он мог получить от Арины Власьевны и Василия Ивановича. Человек, у которого есть дом, может иногда забыть про него, но всегда подсознательно будет чувствовать поддержку и любовь родных. К сожалению, родители не могли поддержать Базарова именно в его начинаниях и дать ему то, к чему он стремился.

Умереть Базарову довелось в родном доме, и это для него было огромным облегчением, пусть он этого и не сознавал. Во много раз тяжелее умереть на чужбине, в незнакомом доме или гостинице.

Самое страшное для родителей - это смерть ребенка. А если этот ребенок - единственная радость, свет в окошке? Невозмолшо представить себе, что родители иерелшвут такое горе. Родители Базарова перелсили. Они не умерли, но внутри них что-то надломилось. Это страшно - жить только тем, что приходишь на родную могилу. Они так жили. Это были два надломленных усталых старика, у них оставалась только память.

Базаров мог бы дать им гораздо больше, будь он другим человеком. Он мог бы сказать отцу и матери о своей любви к ним. Хотя, кто знает, может быть, они не нуледались в словах? Родительское сердце чувствует ребенка без всяких слов. Они так никогда и не узнали (и это для них огромное счастье), насколько он был чужд им и насколько он страдал.

Главы, где показана жизнь Базарова в доме родителей, раскрывают героя с новой стороны. Он вовсе не так черств и холоден, как хочет казаться. Он полон нежности к родителям, хотя внутренний барьер никогда не позволит ему показать это. Словом, он такой же человек, как и Аркадий, их отличие только в том, что последний не скрывает свою привязанность к семье. Не может человек отрицать абсолютно все. Как сказал Базаров, смерть сама все и всех отрицает. Но и любовь тоже отрицает доводы рассудка, поэтому родители любят своих детей и всегда ждут их, несмотря ни на что. Никто так не умеет ждать, как родители. Жаль, что Базаров при жизни не сумел оценить, сколько тепла, уюта и ласки могли дать ему отец и мать. Ни у одного человека нет на земле места дороже, спокойнее и теплее, чем родной дом.
Похожие сочинения:

  • Базаров — человек и мыслитель
  • Евгений Базаров — человек нового времени
  • Мое отношение к Базарову
  • Три испытания Базарова (любовь, дуэль, смерть)
  • Базаров — представитель разночинной интеллигенции
  • Конфликт Базарова и Кирсанова — конфликт двух эпох
  • Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Могла им сложиться счастливо жизнь Базарова и Одинцовой?
  • Школьное сочинение на тему Мой подзащитный Евгений Базаров. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Источник:
Базаров и его родители
Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение «отцов» наряду с более значимыми действующими лицами, такими, как Павел Петрович и Николай Петрович. Описанию Арины Власьевны
http://sochinenie5ballov.ru/essay_255.htm

Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми

Тема урока: Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми.

Цели урока: 1. обучающая: 1.1 проанализировать образы главных героев романа;

1.2 выявить основной конфликт произведения;

2. развивающая: 2.1. закрепить навыки анализа эпизода;

3. воспитывающая: 3.1. совершенствовать умения и навыки учащихся высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок-беседа с элементами анализа художественного произведения

Методы: аналитическая беседа, работа с таблицей, тестирование.

Учитель: — Здравствуйте, садитесь. На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Прежде всего, давайте вспомним, почему роман имеет такое заглавие, в чем его смысл?

(Ученики должны отметить, что заглавие романа можно толковать двояко: прежде всего, это изображение людей двух разных поколений, дворян 40-х годов и шестидесятников, разночинцев. Между ними нет общности во взглядах на мир, у них разные идеалы, воспитание, культура. То есть в основе сюжета лежит социальный конфликт: борьба Базарова с миром Кирсановых. Кроме того, в романе изображено и противопоставление отцов и детей в прямом смысле, то есть психологический конфликт: борьба молодого (Аркадий и Базаров) и старшего (братья Кирсановы) поколений. Дети пытаются выйти из-под опеки родителей, а взрослые не хотят признавать их самостоятельность. Далее схема выводится на экран).

Учитель : — Верно, перед нами люди двух разных поколений, поэтому конфликт неизбежен. С одной стороны – братья Кирсановы, с другой – Аркадий и его друг Базаров. Вспомните, Аркадий только что вернулся из университета, ему хочется показать свою взрослость, он стесняется лишний раз обнять отца, порой ведет себя развязано, великодушно принимает Фенечку и даже читает отцу наставления, но все-таки многое может принять в жизни родителя и дяди, людей старшего поколения, ведь они его семья. Аркадий даже просит Базарова быть с ними терпимее, порой резкие отзывы друга о его семье ему неприятны. Мы можем сказать, что применительно к Аркадию конфликт отцов и детей выражен не столь резко. А Базаров? Он человек иной, Кирсановы ему чужие, но только ли дело в этом?

(ученики должны отметить, что между Кирсановыми и Базаровым существуют и социальные различия: братья Кирсановы и Аркадий – дворяне, а Базаров – разночинец).

Учитель : — Верно, в кругу других персонажей романа Базаров стоит несколько особняком. Сегодня мы посмотрим, как складываются отношения между Базаровым и братьями Кирсановыми. Запишите число и тем урока. Итак, семья Кирсановых. Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

(ученики должны вспомнить моменты биографии героя, подчеркнуть его любовь к сыну, стремление быть ему другом, а не просто отцом. В характере героя можно выделить такие качества, как доброта, кротость, неумение правильно вести хозяйство, отчего все приходит в упадок, некоторую робость в отношениях со взрослым сыном, терпимость. Это человек образованный, утонченный, умеющий видеть прекрасное. Он более демократичный, чем его брат: он принял Базарова, несмотря на грязную одежду и неумение правильно вести себя, ведь это друг его сына).

Учитель : — А что вы скажете о Павле Петровиче?

(ученики должны вспомнить историю его жизни, несчастной любви, а также верность всему английскому. Это человек изысканный, аккуратный, даже в деревне не позволяет себе расслабиться. Он твердо держится за свое социальное положение, не любит тех, кто превосходит его. Человек очень умный, но желчный. Базаров стал неприятен ему с первой минуты: его возмутила уверенность разночинца, который не стушевался даже в его присутствии и который пошел против него).

Учитель : — А базаров? Кто он и как относится к Кирсановым?

(ученики отмечают детали биографии героя, его увлеченность наукой, уверенность, умение постоять за себя. К Кирсановым он относится с иронией и считает, что их взгляды устарели).

Учитель : — Вы верно заметили, между Базаровым и Кирсановыми нет полного понимания. Они не только люди разного поколения, но и разного круга. Особенно ярко свою неприязнь демонстрирует Павел Петрович. Между ним и Базаровым то и дело происходят столкновения, которые выливаются в настоящий спор, происходящий за вечерним чаем. Дома вы должны были прочитать этот эпизод. Попробуйте сделать вывод о предмете спора.

(ученики отмечают 4 линии спора, которые постепенно выводятся на экран: 1) отношение к дворянству, аристократии и к ее принципам; 2) отношение к нигилистам; 3) отношение к народу; 4) отношение к природе и искусству. Далее следует разбор каждой линии).

Учитель: — Сравним сначала взгляды Базарова и Павла Петровича на аристократию. Что вы можете сказать об этом?

(ученики делают вывод о том, что для Кирсанова аристократия – это основная общественная сила, сосредоточившая в себе чувство собственного достоинства, самоуважения, основа общественного блага, но Базаров прямо замечает, что от « ничегонеделания» аристократов нет никакого блага, они живут за чужой счет. Первая часть таблицы выводится на экран).

Учитель : — Мы знаем, что Базаров и Аркадий называют себя нигилистами. Кто же такие Нигилисты и как к ним относятся окружающие? Посмотрим, что говорит о нигилистах сам Базаров и что говорит о низ Павел Петрович.

(Ученики отмечают, что, по словам Базарова, главным принципом нигилистов является отрицание. Они действуют обдуманно, исходя из принципа полезности. Отрицание воспринимается как деятельность, а не болтовня. Кирсанова, стоящего за сохранение традиций, пугает стремление Базарова все разрушить. Кроме того, у Базарова нет никакой программы, а строит на расчищенном месте он считает не своим делом. Табличка выводится на экран).

Учитель : — Что же думают герои о народе?

(Кирсанов считает народ патриархальным, ценящим предания, религиозным. Он умиляется отсталостью русского нарда. Базаров же видит неблагополучие в жизни народа, необразованность, отсталость и эти недостатки презирает, он отмечает и недовольство народа. Несмотря на это, крестьяне признают Базарова своим, он им ближе, хотя напоминает кого-то вроде шута, а Кирсанов все-таки барин. Табличка выводится на экран).

Учитель: — Поговорим о взглядах героев на искусство и природу.

(Базаров судит об искусстве, исходя из принципа полезности. Ему непонятен Рафаэль, гораздо ближе химики. Отрицание искусства связано и с тем, что Базаров отвергает авторитеты. Он не знает Пушкина и отрицает его, не знает Шопена и его музыку считает вздором. Базарову все это не нужно, ему не пригодятся литература и искусство в практической деятельности, поэтому он считает, что все это бесполезно и глупо. В отношении Базарова к природе чувствуется хозяйское отношение. Для него природа не храм, а мастерская, это просто источник знаний, а не красоты и вдохновения. Протест Павла Петровича связан с тем, что он более тонко понимает искусство и природу в силу своего происхождения. Его возмущает сугубо практическая направленность мыслей Базарова. Он понимает, что это и есть слабое место в теории молодого нигилиста. Табличка выводится на экран).

Учитель : — Итак, у нас есть два противоположных взгляда (вся таблица выводится на экран), а с кем из героев согласились бы вы? (далее следует обсуждение). Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта? Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.

Источник:
Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми
Урок — Учитель: — Здравствуйте, садитесь. На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Прежде всего, давайте вспомним,
http://gigabaza.ru/doc/86496.html

Взаимоотношения в семье кирсановых

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое пора в истории России - 60-е годы XIX века - показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит вдали за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе более того их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и совместно с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует чуткость на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович снаружи привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович постоянно безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит пора в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее сильно показана в романе аккурат во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете («Да ведь надобно и строить»), Базаров отвечает, что «сперва надобно место расчистить».

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все по-другому. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что аккурат родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их отношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет более того тогда, когда основополагающий герой умирает. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давнехонько заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами. Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Базаров похоронен в этой могиле. К ней. приходят два уже дряхлых старичка. »

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной жилье, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и аккурат это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается «в пользе его влияния на Аркадия». Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Как бы то ни было, роман Тургенева «Отцы и дети» стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

Тест по произведению

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить писатель считал мерилом человеческой ценности. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.
Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, он всецело отдался мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошло как сон”. Смерть жены - страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто “...она была так молода, так одинока”, что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика молодостью и миловидностью. Мне кажется очевидным, что герой питал к девушке больше отеческие чувства, нежели страсть. Взяв “неровню”, но мать своего ребенка в жены, Николай Петрович совершил поступок, достойный мужчины.
Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. “Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла - напротив. Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев. Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, “заметил” Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего. Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное - мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. “Рыцарство” Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта “пародийная” дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его “принсипах”, он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы “уйти в тень”.
В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником, студентиком” рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши “светской львицей”. Зато “с Катей Аркадий был как дома”, их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное - то, что прививалось Базаровым, - исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство. Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж “мелко” - приносить счастье окружающим людям?
Что же значит любовь в жизни главного героя романа? “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но “нравится тебе женщина- старайся добиться толку”. Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее. Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание “взять реванш” за “неудачу” с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к “физиологии”. Базаров понимает, что с ней-то как раз “не добьешься толку”, но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только “богатое тело”, но и “свобода и независимость... мыслей” молодой женщины - вот что вызвало чувство Базарова. “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи - это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.