Смысл названия романа разгром фадеева а. Смысл названия романа “Разгром” Фадеева А

Роман Фадеева до сих пор вызывает бурную полемику. Его герои настоящие, живые, но многие видят в них государственный заказ и советскую революционную пропаганду. И хотя история сейчас повернулась против «красных», по-прежнему в стране существуют миллионы людей, которым близка позиция Морозки и Левинсона, но есть и те, которые симпатизируют Мечику, они против добра и свободы, перемешанных с кровью.

Автор написал роман в 25 лет, но, несмотря на это, работа была достаточно зрелой. Критики сразу отметили дарование писателя. Произведение принесло ему успех и признание, ведь идеологическая основа книги очень подходила к политическому курсу нового государства. Действие в «Разгроме» разворачиваются во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Александр Александрович сам сражался в 1920-е годы на Дальнем Востоке против армии Колчака и Семенова и лично испытал тяготы сражений. Поэтому описания боевых вылазок и фронтовой жизни выглядит столь убедительно и живо, как будто читатель сам был свидетелем этих событий и теперь слушает ностальгический рассказ товарища тех лет.

Главная мысль

Об основной идее произведения Фадеев говорил так:

Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

И, действительно, на протяжении повествования, в центре которого находятся три героя, мы видим, как они меняются. Автор подробно описывает их переживания, мечты, желания, страдания, мысли. Многие критики даже обвиняли Фадеева в излишнем внутреннем зондировании персонажей, в ненужной «толстовщине». Но без этого было бы просто невозможно раскрыть образы Морозки, Мечика и Левинсона. Писателю удалось перебороть поверхностность соцреализма и сохранить в литературе психологизм, типичный для классической русской прозы.

Образ Морозки

Герои — представители разных слоев общества, с разной судьбой, но их объединила революция. Они оказались в одном отряде, бок о бок сражаясь с врагом, испытывая каждый день похожие чувства. Автор подробно описывает развитие каждого из них.

Морозка – шахтерский парень, с детства живущий физически тяжелой, но безалаберной жизнью. В 12 лет он уже начал работать на шахте, научился материться и пить водку. Фадеев пишет, что Морозка попал в отряд, скорее всего, необдуманно, просто тогда по-другому нельзя уже было поступить. Получается, что появился он вместе с женой Варькой у партизан случайно, неосознанно, туда его завела сама судьба. Но в первой главе мы видим, что Морозка дорожит своим местом в отряде и ни за что его не покинет, это стало смыслом его никчемной, бесцельной жизни. В нем изначально есть способность реализовывать настоящие честные дела, но также он может с легкостью совершить низкий, позорящий его поступок. Морозка не выдает своих товарищей, спасает жизнь Мечику, но после ворует бахчи у Рябца, с которым спал под одним одеялом и жил у него. Позже Морозка меняется. Автор так описывает его развитие: «Он думал еще о том, что жизнь становится хитрей, старые сучанские тропы зарастают, приходится самому выбирать Дорогу». Это говорит о том, что герой уже вполне осознанно выбирает свой путь. Дальше Морозка уже сам принимает решения. На суде он обещает, что больше никогда не посмеет опозорить их отряд, говорит, что готов кровь за каждого из них пролить. Солдат давно стал неотъемлемой частью отряда, это его самые родные люди, за которых он в финале романа без раздумий отдает жизнь. Такие люди нужны революции. В них нет эгоизма, и товарищей они любят больше, чем себя.

Образ Левинсона

Левинсон совершенно другой. Он командир отряда и для большинства партизан является примером для подражания. Все считают его самым сильным, храбрым, умным человеком, который всегда знает, как правильно поступить. На самом же деле Левинсон рос в обычной еврейской семье, помогал отцу торговать поддержанной мебелью, боялся мышей и был во многом похож на своих партизан. Но он знал, что сможет вести за собой людей только, глубоко спрятав все свои страхи и тревоги, он должен быть для них примером для подражания. Левинсон так же, как Морозка, любит своих товарищей больше, чем себя и свои страдания. Он точно знает, что есть важное дело, ради которого он живет и готов на все.

Образ Мечика

Мечик – прямая противоположность Морозке. Парень из интеллигентной семьи, окончил гимназию и попал в отряд по собственному желанию, только у него были совершенно другие представления о революции, борьбе, они слишком книжные, романтичные. В жизни все оказалось иначе, но Мечик не сразу понял, что это не его среда. Автор показывает его длинный путь к предательству.

Фадеев сразу представляет его глазами Морозки, который не любит таких слишком уж чистеньких людей, его опыт говорит, что это ненадежные товарищи, которым верить нельзя. Но сначала Мечик хотел борьбы и движения, в нем бурлила молодая горячая кровь. Он сразу не был принят партизанами, так как сильно отличался от них внешне. Увидев настоящих, живых людей — грубых, грязных, неотесанных — он разочаровался. Образ Мечика написан наиболее подробно, так как важно знать, как вроде хорошие ребята становятся предателями. Фадеев досконально описывает этот процесс. Автор пишет о нем без презрения, он как будто оправдывает его грехопадение. Ведь это сами партизаны не приняли его, и главной причиной этого было то, что он принадлежал к другому классу. Его постоянно обижали, над ним издевались и потешались. Он был всегда, по сути, один, а одиночество толкает людей на отчаянные поступки. Мечик, к сожалению, попал не в свою среду, но уйти по-хорошему было уже нельзя. Фадеев оставляет его в живых, ему придется жить со своим предательством. Герой сможет себя оправдать, так как больше всего на свете любит только себя, такого, каков он есть. Таким, как он, не место в революционных рядах. Он слишком слаб для борьбы.

Основные проблемы

Когда речь идет о большом и ответственном деле, важно понимать все его аспекты и если уж браться за него, то стоять до конца. Если метаться по сторонам, то ничего хорошего не выйдет. В этом смысле центральной в романе является проблема предательства. Именно ей автор отводит много времени и сил. Его позиция не однобока: он не судит, а пытается понять. Так он хочет доказать людям, что не стоит рубить с плеча, если перед ними предатель. Необходимо учитывать те причины, что побудили человека им стать. В данном случае нельзя винить во всем классовую несостоятельность интеллигенции, как поспешили сделать советские литературоведы по указке «сверху». Корни нравственного преступления гораздо глубже, ведь перед нами почти библейский сюжет: отречение апостола Петра от своего учителя. Именно так поступил Мечик, и его предательство тоже было предсказано. Значит, проблема нравственного выбора стояла перед человечеством с самого первого дня и стоит до сих пор в неизменном виде. Кто-то изначально не имеет стойкости духа, чтобы отстаивать свои убеждения, поэтому на распутье выбирает кривую дорожку, чтобы спасти свою жизнь.

Так же автор нашел в себе смелость посмотреть на революцию с разных точек зрения. Кто-то воображает ее романтическим устремлением, а кто-то видит реальную борьбу с кровью, потом и смертью на каждом шагу. Однако реалист рискует стать циником и мясорубом, идя к цели, несмотря ни на что. И романтик может сломаться и свернуть с пути ценой немалых жертв. Важно соблюсти равновесие и воспринимать революцию трезво, но при этом повиноваться высшим нравственным законам и следовать за идеалом, не соглашаясь на компромиссы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многие литературоведы видят в названии романа Фадеева иносказательный смысл. В критических разборах часто приводится цитата из статьи В. Фриче, напечатанной в 1927 году, сразу же после журнальной публикации “Разгрома”: “В Морозке старое оказалось сильнее. В начале повести он крадет дыни, а в конце после изгнания колчаковцев из деревни напивается как свинья. Пуля белых только довершает физический разгром в его душе” (А. С. Бушмин “Роман А. Фадеева “Разгром”” Л., 1954, с.37). Иными словами, В. Фриче толкует название произведения как “разгром” всех стремлений главного героя преодолеть пережитки отсталого мышления и поведения, распрямиться духовно, почувствовать себя самоценной личностью. То есть нового человека из старого человеческого материала не получилось. Однако критик обращает внимание только на внешние поступки Морозки и не замечает, не учитывает внутренние переживания героя, который, как следует из текста романа, за два-три месяца сознательно выбирает для себя новые жизненные идеалы и цели.
В мыслях Морозки постоянно присутствует образ дороги. В юности герой “не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами” (I). Он не слишком задумывался о своей жизни: она “казалась ему простой, немудрящей (…). Может быть, потому, забрав с собой жену, ушел он в восемнадцатом году защищать Советы” (1). В партизанском отряде Морозка сталкивается с замечательными людьми, и теперь ему хочется попасть на прямую, ясную, правдивую дорогу, по которой шли такие люди, как Дубов, Гончаренко, Бакланов. В. Фриче прав, Морозка напивается после смерти коня Мишки, но, придя в себя, испытывает жгучий стыд, о котором критик почему-то умалчивает, а между тем Морозку терзает мысль: что “скажет он Левинсону? И разве можно, на самом деле, показаться на глаза Гончаренко после такого дебоша?” (XVI). Впервые герой видит причину своего недостойного поведения в самом себе. В этом искреннем раскаянии проявились новые черты характера героя: его решительная победа над старыми привычками, глубокое осознание своих ошибок. Учитывая приведенные рассуждения, никак нельзя согласиться с толкованием романа, данным В. Фриче.
Существует другое объяснение названия романа: разгрому подвергается индивидуалистическое сознание Мечика, противопоставленное коллективистской морали Морозки. Но сводить содержание романа к проблеме превосходства коллективизма над индивидуализмом – значит слишком сузить идею произведения. Известно, что первоначально роман назывался “Враги”, но в окончательном варианте Фадеев отказался от этого названия, оставив его только для седьмой главы. Кроме Мечика и Морозки, в романе присутствует третий главный герой – Левинсон. Он, согласно замыслу писателя, воплощает организующую роль большевиков в гражданской войне. Левинсон – мужественный и решительный человек, который умеет силой воли подавить свои болезни и слабости и всего себя подчинить делу. Он умеет “видеть все так, как оно есть” (XIII), но при этом мечтает о прекрасном человеке. Правда, для Левинсона эта мечта неотделима от активной борьбы за нового человека, то есть деятельный романтизм партизанского командира принципиально отличается от романтических фантазий Мечика. Итак, и второе толкование названия фалеевского романа кажется неверным, потому что игнорирует идейное значение образа Левинсона, который весьма важен в произведении, поэтому герой и назван “человеком особой породы” (VI).
Название романа можно понимать и буквально: Фадеев рассказал о разгроме партизанского отряда в дальневосточной тайге летом 1919 года. Замечательно, что в русском языке существуют два синонима поражение и разгром, которые отличаются значением интенсивности: разгром но полное, абсолютное поражение. Почему писатель выбрал для своею произведения трагическую ситуацию полного поражении? Потому, видимо, что в критические моменты с особой ясностью раскрывается характер человека, а главной задачей романа Фадеев считал “показ революции через душу человека”. Поэтому “Разгром” социально-психологический роман. Сначала автор обрисовываем характеры действующих лиц, а заглавное событие – военный разгром отряда – начинает играть заметную роль только с середины произведения (с десятой главы “Начало разгрома”). Теперь герои имеют возможность проявить свои характеры в тяжелом испытании. Например, среди персонажей “Разгрома” бывший пастух Метелица выделяется своим исключительным героизмом, отвагой, удалью. В разведке, в белогвардейском плену, в сцене смерти Метелица демонстрирует истинное бесстрашие; он герой в буквальном смысле слова.
Автор не дает счастливой развязки, произведение заканчивается разгромом и гибелью большинства партизан, в живых остается только девятнадцать человек. Несмотря на это, конец романа оптимистичен: Фадеев показал, что колчаковцы победили временно, благодаря количественному превосходству, но отряд как боевая единица сохранен. Скоро он пополнится новыми бойцами и продолжит борьбу за советскую власть. Об этом думает Левинсон, спускаясь в солнечную, хлебную Тудо-Вакскую долину, которая кажется измученным партизанам землей обетованной.
Итог изложенных выше рассуждений таков: если привести всевозможные объяснения названия романа Фадеева, их количество не решило бы проблему: толкования могут быть самыми разными, ибо слово “разгром” применительно к тексту романа является многозначным.
Наиболее интересным кажется буквальное значение названия: оно прямо указывает на сюжет романа (его внешнюю событийную сторону), но контрастно противопоставлено идейному пафосу произведения. Борьба за революционные идеи не окончена, пока в эти идеи верят простые люди (такие, как Морозка), пока за эти идеи массы простых людей готовы отдать жизнь. Поэтому окончательного и бесповоротного разгрома в романе “Разгром” нет.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Read More ......
  2. Тема романа Фадеева “Разгром” – рассказ о судьбах простых людей, то есть о народе, в один из самых драматических периодов русской истории – в годы гражданской войны. Главным героем произведения писатель делает Ивана Морозова, которого товарищи для краткости называют Морозкой. Read More ......
  3. дет время – текут дни истории. Изменяемся мы, изменяются наши представления о прошлом, даже о самих себе. Мы начинаем многое переоценивать и переосмысливать, но главное – это не вычеркнуть из памяти то, что было с нами; оценить день сегодняшний можно Read More ......
  4. Роман А. Фадеева “Разгром” повествует об одном из эпизодов партизанского движения во время гражданской войны. В центре его внимания три основных образа. Во главе отряда стоит Левинсон. Образ красного командира Левинсона – своего рода открытие Фадеева: налицо его новаторство в Read More ......
  5. Читая роман А. Фадеева “Разгром”, невольно задумываешься, кто больше нужен России: думающий, образованный, много знающий и понимающий человек или же беспрекословный исполнитель чужой воли. Во все времена по-настоящему талантливым и умным людям в нашей стране всеми силами преграждали дорогу. Создается Read More ......
  6. Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, Read More ......
  7. К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, – говорил Фадеев. – Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной Read More ......
Смысл названия романа “Разгром” Фадеева А. А

В 1927 году вышел роман А. Фадеева «Разгром», в котором автор обратился к событиям революции и гражданской войны. К тому времени данная тема была уже достаточно освещена в литературе. Одни писатели рассматривали события, полностью изменившие жизнь страны, как величайшую трагедию народа, другие изображали все в романтическом ореоле.

Несколько по-иному подошел к освещению революционного движения Александрович. Он продолжил традиции Л. Толстого в исследовании человеческой души и создал психологический роман, что часто ставили ему в вину «новые литераторы», отвергавшие классические традиции.

Сюжет и композиция произведения

Действие развивается на Дальнем Востоке, где объединенные войска белогвардейцев и японцев вели ожесточенную борьбу с партизанами Приморья. Последние часто оказывались в полной изоляции и вынуждены были действовать самостоятельно, не получая поддержки. Именно в такую ситуацию попадает отряд Левинсона, о котором повествует роман Фадеева «Разгром». Анализ его композиции определяет главную задачу, которую ставил перед собой писатель: создать психологические портреты людей революции.

Роман из 17 глав можно условно разделить на 3 части.

  1. 1-9 главы - обширная экспозиция, знакомящая с ситуацией и основными действующими лицами: Морозкой, Мечиком, Левинсоном. Отряд на отдыхе, но его командир должен сохранять дисциплину в «боевой единице» и быть готовым выступить в любой момент. Здесь намечаются основные конфликты и происходит завязка действия.
  2. 10-13 главы - отряд совершает бесконечные переходы и вступает в незначительные столкновения с противником. Фадеев Александр Александрович уделяет большое внимание развитию характеров главных героев, часто попадающих в непростые ситуации.
  3. 14-17 главы - кульминация действия и развязка. Из всего отряда, вынужденного в одиночку вести сражения, в живых остаются лишь 19 человек. Но главный акцент делается на Морозки и Мечика, оказавшихся в равных условиях - перед лицом смерти.

Таким образом, в романе нет героического описания боевых подвигов людей, защищающих идеи революции. Показать влияние происходивших событий на формирование человеческой личности - к этому стремился А. Фадеев. «Разгром» - анализ непростой ситуации, когда происходит «отбор человеческого материала». В таких условиях, по мнению автора, все «враждебное сметается», а «поднявшееся из подлинных корней революции… закаляется, растет, развивается».

Антитеза как основной прием романа

Противопоставление в произведении происходит на всех уровнях. Оно касается и позиции противоборствующих сторон («красные» - «белые»), и нравственного анализа поступков людей, вовлеченных в события, послужившие основой романа Фадеева «Разгром».

Анализ образов главных героев, Морозки и Мечика, дает понять, что они противопоставляются во всем: происхождении и образовании, внешности, совершаемым поступкам и их мотивации, отношениях с людьми, месту в отряде. Таким образом автор дает свой ответ на вопрос, каков путь разных социальных групп в революции.

Морозка

С «шахтером во втором поколении» читатель знакомится уже в 1 главе. Это молодой человек, который проходит сложный путь

Сначала кажется, что Морозка состоит из одних недостатков. Грубый, необразованный, постоянно нарушающий дисциплину в отряде. Он все поступки совершал необдуманно, а жизнь виделась ему «простой, немудрящей». Вместе с тем читатель сразу же замечает его смелость: он, рискуя жизнью, спасает абсолютно незнакомого человека - Мечика.

Морозке уделяется много внимания в романе Фадеева «Разгром». Анализ его поступков позволяет понять, как менялось отношение героя к себе и окружающим. Первым значимым событием для него стал суд за кражу дынь. Морозку потрясло и испугало, что его могут изгнать из отряда, и он впервые дает «шахтерское» слово исправиться, которое никогда не нарушит. Постепенно герой осознает свою ответственность перед отрядом, учится жить осмысленно.

Достоинством Морозки являлось и то, что он четко знал, зачем пришел в отряд. Его всегда тянуло только к лучшим людям, которых немало в романе Фадеева «Разгром». Анализ поступков Левинсона, Бакланова, Гончаренко станет основой для формирования в бывшем шахтере лучших нравственных качеств. Преданный товарищ, самоотверженный боец, человек, чувствующий ответственность за свои поступки, - таким предстает Морозка в финале, когда ценой собственной жизни спасает отряд.

Мечик

Абсолютно другой Павел. Впервые представший в мечущейся толпе, он так и не найдет себе места до конца романа.

Мечик вводится в роман Фадеева «Разгром» не случайно. Горожанин, образованный и хорошо воспитанный, чистенький (в описании героя часто употребляются слова с уменьшительными суффиксами) - это типичный представитель интеллигенции, отношение которой к революции всегда вызывало споры.

Мечик часто вызывает к себе презрительное отношение. Некогда он вообразил себе романтическую, полную героизма обстановку, которая будет ждать его на войне. Когда же действительность оказалась совсем иной («грязнее, вшивей, жестче»), испытал огромное разочарование. И чем больше Мечик находился в отряде, тем тоньше становилась связь между ним и партизанами. Павел не использует возможностей стать частью «отрядного механизма» - их ему не раз дает Фадеев. «Разгром», проблемы которого связывают и с ролью в революции оторванной от народных корней интеллигенции, заканчивается нравственным падением героя. Он предает отряд, а осуждение собственной трусости довольно быстро сменяется радостью от того, что для него теперь закончилась «ужасная жизнь».

Левинсон

Этот персонаж начинает и завершает повествование. Роль Левинсона значительна: он способствует сплочению отряда, объединяет партизан в одно целое.

Герой интересен уже тем, что его внешность (из-за низкого роста и клином он напоминал Мечику гнома) никак не соответствовала созданному в литературе образу героического командира в кожаной куртке. Но неказистый внешний вид лишь подчеркивал незаурядность личности. Отношение к нему всех героев романа Фадеева «Разгром», анализ поступков и мыслей доказывают, что Левинсон был непререкаемым авторитетом для каждого в отряде. Никто не мог даже представить себе командира сомневающимся, он всегды служил образцом «особой, правильной породы». Даже момент, когда у мужиков отбирают последнее для спасения отряда, видится, например, Морозке не грабежом, похожим на кражу дынь, а необходимым делом. И лишь читатель становится свидетелем того, что Левинсон - это живой человек с присущими каждому страхами и неуверенностью.

Примечательно и то, что трудности лишь закаляют командира, делают его сильнее. Только такой человек, по мысли писателя, способен повести за собой людей.

Идея романа, какой ее видел Фадеев

«Разгром», содержание и тему которого во многом объясняет сам автор, показывает, как в процессе сложных исторических событий проявляется истинный характер человека.

«Огромная переделка людей» касается представителей разных возрастов и социальных групп. Одни выходят из испытаний достойно, в нравственном облике других обнажаются пустота и никчемность.

Сегодня произведение Фадеева воспринимается неоднозначно. Так, к бесспорным достоинствам романа можно отнести глубокий анализ психологии главных героев, тем более что это была практически первая попытка в послереволюционной литературе. Но вместе с тем трудно согласиться с мнением, что ради торжества идеи все способы хороши, даже убийство смертельно раненного Фролова. Никакие цели не могут оправдать жестокость и насилие - вот главный принцип нерушимых законов гуманизма, на которых и держится человечество.

В узком смысле слова роман Фадеева посвящен разгрому отдельного партизанского отряда. Однако жизнь одного отряда нетрудно обобщить: автор хотел не провести перед нашими глазами определенное количество человеческих судеб, а обнажить идею революционной борьбы. Он, естественно, не считал, что революцию (обобщим сюжет) ожидает разгром. Автор сознавал, что с гибелью большей части отряда не заканчивается его история. Наоборот, остатки отряда станут началом чего-то нового. После разгрома они стали сильнее в духовном плане; гибель товарищей сопровождалась рождением новых человеческих личностей, закаленных в прошедшей борьбе и готовых к новой. Так же и революция должна рождать новых героев.

Определение «разгром» можно отнести и к некоторым человеческим характерам, которые не выдержали тягот борьбы. А Фадеев считал: раз сломались, значит, и не нужны были такие люди революции, значит, они были ее врагами. Таков Мечик. Не боясь этого слова, можно сказать, что он потерпел полный моральный разгром. Он оказался человеком мелким, ненужным, несмотря на свои «высоконравственные» рассуждения. В его липе Фадеев расправился с куда более серьезным врагом революции — интеллигенцией, вернее, с теми ее представителями, которые, считая себя людьми образованными, живут, основываясь на лживых принципах, заменяя действия «благородными», высокопарными речами. Революция подмяла под себя Мечика как яркого представителя подобного рода людей. Но подмяла она и гораздо более достойных личностей. Мечик хотя бы остался в живых, а многие положительные персонажи романа погибли. Но революция — это всегда гибель многих ради счастья остальных.

Разгром отряда Левинсона в результате непрекращающейся цепочки военных неудач нужен автору, чтобы показать ту драматичную борьбу, которую герои вели во имя великой цели, зачастую борьба эта велась с самими собой. Победы и поражения героев над собой гораздо принципиальней, чем непосредственно сам финал, значения которого также не следует преуменьшать. На пути к неизбежному разгрому рождались Личности, большевики.

Есть в отряде лишь один человек, который с самого начала предчувствует, может быть, совсем неосознанно, приближающийся разгром. Это сам Левин-сон. Только его на протяжении всей книги обуревает беспокойство, прикрытое железным самообладанием. Люди же в отряде настолько привыкли верить командиру, что его бесстрастное поведение делает их спокойными.

Левинсон — тот стержень, на котором держится отряд, идеал революционера, большевика, каким он представлялся Фадееву. В образе командира отряда автор воплотил идею революционного гуманизма, поскольку Левинсон гуманист именно в революционном, но никак не в узкочеловеческом смысле. Поэтому-то он и кажется жестоким таким людям, как Мечик. Остальные же партизаны видят за «жестокими» поступками командира проявление высшей человечности.

Наиболее яркие сцены, характеризующие Левинсона как гуманного человека, — разговор с корейцем, обладателем свиньи, и беседа со Сташинским, решившая судьбу Фролова. Что видит Мечик? Командир отбирает свинью у голодающего человека и приказывает убить раненого. Что видит читатель? Спасение целого отряда благодаря одной-единственной свинье и проявление милосердия к умирающему, которому не дали страдать и не оставили на поругание врагу. Левинсон крал, обирал крестьян с одной лишь целью — накормить партизан. Лишь благодаря ему разгром отряда был отсрочен насколько возможно. Левинсон жертвовал малым во имя великого.

Но, несмотря на мудрое руководство Левинсона, в жизни отряда наступил переломный момент: переход через трясину. Когда отряд остановился, не зная, что делать, и проклиная командира, он был, как никогда, близок к разгрому. Все тот же Левинсон нашел выход, не дал растеряться, отдал единственно верное приказание. Это могло бы спасти партизан, если бы не присутствие в их рядах трусливого Мечика. Левинсон, так часто принимая верные решения, ошибся, послав Мечика в разведку.

В итоге из отряда осталось девятнадцать человек. Самое удивительное: то, что с полным основанием можно было назвать разгромом, стало началом чего-то нового. И это новое было победой, в первую очередь победой над собой. Особенно тяжело пришлось Левинсону, ведь он, превозмогая боль, тоску потому, все свои слабости, должен был вести отряд вперед, не давая ни малейшего повода сомневаться в своем командире. Левинсон изменился, не изменив себе. Он не предал свою идею. Все остальные также меняются: становятся сильнее, выносливее, жестче и беспощаднее.

Фадеев мог позволить себе назвать роман «Разгром», зная, что в этом слове не звучит обреченности, что с разгромом отряда не заканчивается духовное совершенствование людей в нем, тем более в живых остались самые достойные (не все, конечно) — Левинсон, Гончаренко, Варя.

Показав разгром отряда под натиском превосходящих сил противника, автор вселяет в читателя уверенность, что, несмотря на численное сокращение отряда, боевой дух его и убеждение в своей правоте сохранились. И желание борьбы до победного конца будет жить и шириться. Роман, по сути, является не чем иным, как «разгромом» антиреволюционных настроений.

/ / Анализ романа Фадеева «Разгром»

Жизнь роману А.А. Фадеева «Разгром» дала политическая задача. Это произведение увидело свет в 1927 году. Автор на страницах своего бессменного творения показал, как гражданская война и революция переделывает людей.

В романе нет выдумки, здесь переосмыслен и изображен тот жизненный материал, который был в распоряжении Фадеева. «Разгром» - произведение, состоящие из 17 глав, все вместе они создают художественное и текстовое единство.

В повествовании принято условное деление на три части. Первая – целых восемь вводных глав, на протяжении которых дается только своеобразная экспозиция. Здесь развитие сюжета как будто нарочно замедляется.

Первые страницы романа намечают столкновение характеров главных героев, складываются следующие оппозиции: - , Морозка – . Эти сюжетные линии пока проложены пунктиром, четкими же они становятся, начиная с девятой главы. Именно там действие развивается бурно и стремительно, герои проверяются в напряженные моменты боевых сражений, показывают внутренние качества в поступках.

Первая часть романа дает изображение отряда Левинсона, который уже месяц стоит на отдыхе в маленьком селении. Люди плохо несут службу, стали ленивыми и безответственными. Боясь уничтожения, командир поднимает отряд по тревоге и уводит его в безопасное место.

Вторая часть «Разгрома» Фадеева ограничена главами «Мечик в отряде» - «Груз». Перелистывая страницы произведения, мы застаем отряд в постоянных переходах и в непрекращающейся борьбе. Цель партизан – пройти на свободную от противника территорию.

Интересной особенностью этой части романа становится отсутствие изображения сражений. Автор обращает свое и наше пристальное внимание совершенно не на это. Он с особенной тщательностью рисует мирные эпизоды, ведь именно тогда происходят самые напряженные ситуации: смерть Фролова, конфискация свиньи у семьи корейца, ожидание результата разведки .

Писатель внимательно следит и показывает не сражения и баталии, а внутренние переживания героев, их мысли, отношение к происходящим событиям. В этой части романа четко и окончательно вырисовывается лицо каждого персонажа.

Последняя структурная составляющая «Разгрома» ознаменована самыми напряженными главами «Трясина» и «Двенадцать». Именно в них описан разгром отряда, разрешение всех существующих конфликтов.

Роман Александра Александровича Фадеева лишен громких и пафосных революционных фраз, обетов верности идеалам, есть поставленная в основу гибель партизанского отряда, оказавшегося в западне у противника. Но даже эта трагедия показана тихо, а не высокопарно.

Благодаря реальному, а не приукрашенному изображению событий начала 20 столетия роман «Разгром» стал таким популярным. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и фигуру большевика Левинсона, который так четко принимает решения, что никто в отряде и не подозревает, что этот человек может испытывать сомнения. Именно таких командиров и нужно считать настоящими.

Левинсон прекрасно понимал и осознавал свои слабые стороны, но никогда не позволил себе показать их подчиненным. Воспитать волю и мужество можно только своим примером, а в образе командира не может быть и малейшего намека на слабину.

Раскрыв перед нами человеческие качества Левинсона, его душу и переживания, Фадеев не принизил героя, а, наоборот, возвеличил в глазах читателей, заставил еще больше любить и уважать.

Герой-большевик Фадеева стоит на голову выше подобных действующих лиц у других авторов. «Разгром» занял достойное место среди разных произведений о гражданской войне.